Индивидуальный образовательный маршрут

Зайцева Ирина Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный   образовательный маршрут

для работы с ученицей 5 класса

Рыбиной Ульяной

по русскому языку и литературе

на 2025-2026 уч. год

                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                 

                                                                                                                 

 

                                                                                                     

 

Пояснительная записка

   

 Моя индивидуальная программа ( ИОМ )  как учителя русского языка и литературы  направлена  на одарённую ученицу 5 класса Рыбину Ульяну  для   увеличения знаний по теории литературы,  лингвистике, стилистике. Задача курса -   сформировать  навыки  работы с текстом. Зачастую  учащиеся слабо владеют навыками вдумчивого чтения,  а тем более анализа текста. Курс будет способствовать  развитию эстетического вкуса, формировать  духовную культуру, определять  гражданскую позицию, развивавать фантазию, творческие способности, образное мышление. Программа  нацелена на  интеллектуальное, творческое, эмоциональное  развитие учащегося,  на формирование  умений  исследовательского  деятельности,  на развитие речевой культуры,   определяет  высокую гражданскую позицию.

Нормативная база

Основу  ИОМ    составляют:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. Закон РФ об образовании;
  3. Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
  4. Концепция модернизации образования.

Концепция программы

     Современное общество испытывает необходимость в  людях, которые  обладают нестандартным мышлением, умеют творчески подходить к решению  задач, способные созидать новое.  Появилась  необходимость активизировать работу с одаренными детьми, повысить  уровень заинтересованности педагогов и  родителей в выявлении данной  проблемы. Эти   дети должны  получить  условия образования, которые позволят реализовать свои возможности. Концептуальня идея  работы с одаренными  - это создание  единого образовательного  поля, которое представляет  собой целостную систему урочной и внеурочной деятельности.  Она    создаст  условия  для развития исследовательских навыков.

Актуальность программы.

Информация стала главным  объектом цивилизованного общества.  Очень важно для любого специалиста уметь работать с информацией. Новизна программы  заключается в том, что  происходит переход от  информации к деятельности подходу, у учащихся формируются метапредметные УУД.

Цель  ИОМ: создать    условия, направленные  на развитие одарённой ученицы 5 класса .

Задачи:

      1. Оказать  педагогическую помощь ученице.

  1. Создать условия, которые обеспечат  развитие  навыков  исследовательской деятельности ученицы.
  2. Способствовать  участию  ученицы в предметных олимпиадах, различных творческих конкурсах  в области филологии.
  3. Обеспечить участие ученицы  в различных творческих конкурсах.

 Реализуя   направления программы,  применяю  разные формы  и  методы.

Формы   проведения занятий предпочитаю   и  традиционные – это практические занятия,  и нетрадиционные:  презентация, ролики,  творческий проект,  устный журнал, квест..

Методы  работы предполагают   активное  участие   в процессе  познавательной деятельности ученицы.    

Формы контроля  могут быть различные:  викторины, кроссворды, презентации, творческие проекты, чтение наизусть и другие.

Индивидуальный  образовательный маршрут  по русскому языку и литературе  рассчитан  на  34 часа.

ИОМ с одарёнными детьми спланирован  для ученицы  5 класса  на 2025-2026 учебный год.

Основные направления   ИОМ:

 1) подготовить  к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2)  развивать исследовательскую  деятельность  в области филологии;

3) участвовать  в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Этапы  и сроки реализации:        

I. Организационный этап   ( сентябрь 2025г.)

  - программное обоснование работы с одаренными детьми;

 -  анализ  существующего банка,   осмысление  компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через  ИППР ;

II. Практический этап (ноябрь 2025 - апрель  2026 г.)

 - реализация     ИОМ

 - расширить   формы работы с одарённым учащимся.

 III. Заключительный ( май 2026г)

На данном этапе предполагается:

 -  соотнести  результаты реализации программы  с  намеченными  целями;

 -  распространить опыт  работы  педагога, проектировать перспективы, пути и способы по поддержке одаренных учащихся.

Результат  реализации   ИОМ  должен  иметь положительные изменения   качественных  показателей  учащихся:

  1. предметные олимпиады;
  2.  научно-практические конференции;
  3.  интеллектуальные конкурсы.

Тематический план

№ п/п

Тема

         Кол- во часов

всего

Теоретическая  часть

Практика

1

Подготовительная работа  для участия в предметных олимпиадах

15

7

8

2

Исследовательская  и проектная деятельность учащихся

13

3

7

        3

Подготовительная работа  для участия в интеллектуальных и творческих конкурсах

5

8

        4

  Итоговое  занятие

1

1

ИТОГО

34

11

23

Содержание работы.

  1. Подготовительная работа  для участия в предметных олимпиадах
  2. по русскому языку и литературе
  3. Практика  показывает, что  эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком –   индивидуальные занятия  с  уклоном  на его самостоятельную работу с материалом.  Составление  плана  занятий с ребенком  необходимо, учитывая  его склонности, психические особенности;
  • выделить  темы   занятий  по наиболее   важным   вопросам;
  •  определиться с  формой отчета  учащегося  (тесты, зачет, вопросы, задания и т.д.) за определенное время;
  •  Со стороны учителя  необходимо  предоставить  учащемуся:
  •  Название темы;
  •  Программу  изучения   этой темы;
  •  основные вопросы, ключевые моменты
  • понятия,  термины,   определения, которые  должен усвоить;
  •  темы практических  работ;
  • список необходимой литературы;
  • выбрать формы контроля;
  •  определить  задания для самопроверки.

   Для  практических заданий рекомендую   обратиться  к заданиям  олимпиад по русскому языку и литературе  разных уровней.

    Программа   ИОМ  для одаренных детей  предусматривает «олимпиадный тренинг»,

Тренинг  - это  работа с   терминами и определениями  из области

  • фонетики, орфоэпии ;
  • лексики;
  • фразеологии;
  • морфемики и словообразования;
  • морфологии);
  • синтаксиса.

2. Исследовательская и проектная деятельность.

  Приобщение начинается с мотивации. На этом этапе  каждый участник должен увидеть конкретные свои результаты. Но для того следует обладать интеллектуальной культурой.  

Первый этап  работы:

а) находить взаимосвязь   и  взаимозависимость между основными вопросами  для данной темы;    

б) из суждений  и размышлений  делать логические,   правильные умозаключения,

в) строить  гипотезы.

   Второй  этап:

   Формирование   умения  исследовать   методом моделирования  проблемные ситуации,

   Третий  этап:

 Учимся обрабатывать информационные данных.  Учащийся, приобщаясь к исследовательской работе, двигается по  лестнице. На первой ее ступеньке  изучает определенную проблему. Использует  метод сравнения, аргументированно высказывает  мнение   об  изучаемой проблеме.  Итог  такой исследовательской деятельности  - реферат.

Следующая ступенька  - творческие работы, имеющие собственные данные, на  этом основании   строится  анализ,  делают выводы об  особенностях  исследуемого предмета.

 3. Интеллектуальные,  творческие конкурсы

Интеллектуальные,  творческие конкурсы:

  •  конкурсы муниципального уровня;
  • Конкурс - игра «Русский медвежонок»;
  • дистанционная олимпиада «Олимпис»;

•        участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, infourok.ru и других;

Тематическое планирование

Тема

Формы учебного занятия

Кол-во часов

Вид контроля

1

Фонетика. Орфоэпия.

Практика

1

Составляем  кроссворд.

2

Лексика. Фразеология.

Практика

1

Презентация

3-5

Морфемика.

Презентация + Практика

3

Презентация

6-7

Морфология

Лекция, беседа + Практика

2

Составляем вопросы для  викторины.

8

Синтаксис

Практика

1

Творческая работа

9-10

Стили  и типы текстов

Практика

2

Творческий проект

11-12

Исследуем язык писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Устный  литературный  журнал

2

Творческий проект+ чтение наизусть

13

сочинение  по произведениям писателей-классиков

Практика

1

Сочинение

14-15

Доклад. Составление аннотации, тезисов, научной статьи, эссе, реферата

Практика

2

Составляем аннотацию. Пишем эссе.

16-18

Анализ, обобщение,   сравнение, выявление закономерностей, причинно – следственные связи.

Гипотеза.

Практика

3

Пишем рецензию.

19

Литературные  источники

Практика

1

Виртуальная выставка

20-21

Знакомство с этапами  выполнения       исследовательской  работы. Выбираем тему, определяем  ее актуальность. Ставим цели и  формулируем задачи исследования.

Выдвигаем  гипотезы

Беседа+ практика

2

Представляем результаты работы

22-23

Работа с научной литературой  по теме исследования.

Выполняем     практическую    часть исследовательской работы.

Анализ,  выводы.

Беседа + практика

2

Защищаем творческий проект, защищаем  презентацию

24-25

 Знакомство  с основными требованиями  к оформлению исследовательской работы.

Практика

2

Демонстрируем оформленную работу

26-27

Научный доклад как  вид исследовательской  работы.

Практика

2

Защищаем исследовательскую работу

28

Филологический чемпионат

Конкурс знатоков

1

Игра

29

Конкурс « Золотое перо»

Сочинение

1

Сочинение

30

Конкурсное  задание проекта  «Олимпис»

Практика

1

Составляем вопросы к конкурсу.

31

Участвуем в сетевом конкурсе   intolimp.org

Практика

1

32

  Участвуем в  сетевом конкурсе  infourok.ru

Практика

1

33

Задания конкурса

 « Русский медвежонок»

Практика

1

34

Заключительное занятие

Подводим  итоги.

Обмениваемся  мнениями.

1

 Читаем творческие работы.