Методические разработки к урокам русского языка

Зайцева Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены.

1. Если читать много классической литературы созданной русскими писателями твой словарный запас станет шире.

2. Часто приезжаю к дедушке в деревню которая находится к счастью недалеко от города.

3. Учитель внимательно глядя на нас сказал что завтра наш класс будет писать контрольную работу.

4. Когда нам объяснили правила квеста мы скорее побежали выполнять задания напечатанные на листе бумаги.  

5.
 Ветер был достаточно сильный и моросил неприятный дождь так что многие конечно же решили остаться дома.

Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены.

1. Как река уносит сухие ветки течением так и время уносит грустные воспоминания тревогу и отчаяние.

2. Ирина пришла домой поздно потому что автобус который должен был приехать в восемь задержался.

3. Мой коллега к сожалению всё еще обижался хотя прошло уже много времени с момента ссоры.
4. Любую работу порученную тебе нужно выполнять так качественно чтобы у заказчика не осталось никаких претензий.  

5. Подруга недавно сказала мне В городе не осталось мест в которых я не была.


Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены.

1. На каникулах а именно в июле мы поедем туда куда я уже давно хотел.

2. Родители всегда говорят мне что нужно уважать старших быть вежливым и совершать добрые дела.

3. Математика не будет такой сложной если уметь применять правила внимательно всё проверяя.

4. Глеб ученик восьмого класса прочитал много книг чтобы грамотно аргументировать свою точку зрения.

5. По результатам голосования весь класс мечтает поехать именно на Алтай потому что там очень красиво!



Предварительный просмотр:

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Ребята вы выполнили домашнее задание?
  2. Мама купи мне новый учебник.
  3. Дорогие гости проходите в зал.
  4. Ева Ивановна объясните это правило ещё раз.
  5. Богдан ты готов к контрольной работе?

6.Бабушка расскажи мне сказку перед сном.

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Роман ты сделал проект по истории?
  2. Ребята будьте внимательны на дороге.
  3. Ирина Николаевна можно выйти?
  4. Бабушка испеки свои знаменитые блины.
  5. Товарищи не опаздывайте на собрание.

6.Артем дай мне твой карандаш.

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Даша ты пойдёшь в библиотеку?
  2. Друзья не забывайте делать добрые дела.
  3. Гордей вынеси мусор пожалуйста.
  4. Анна Ивановна дайте совет.
  5. Девочки не спорьте из-за пустяков.

6.Степа ты видел мою ручку?

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Учитель проверьте мою работу пожалуйста.
  2. Дети не шумите на уроке.
  3. Серёжа ты выучил стихотворение?
  4. Друзья давайте встретимся после школы.
  5. Дедушка помоги мне решить задачу.

6.Галина Степановна можно задать вопрос?

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Яна помоги мне с упражнением.
  2. Мальчики не бегайте по коридору.
  3. Дорогой друг приезжай в гости летом.
  4. Надежда Ивановна объясните новую тему.
  5. Папа купи мне новый рюкзак.
  6. Ребята вы готовы к соревнованиям?

Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.

  1. Вика помоги мне накрыть на стол.
  2. Мальчики не толкайтесь в раздевалке.
  3. Дорогие родители спасибо за поддержку.
  4. Валерий Викторович можно войти?
  5. Сестра расскажи мне что было в школе.
  6. Товарищ подожди меня у входа.



Предварительный просмотр:

Карточка №1. Расставьте знаки препинания.

  • Приятно посидеть в цветущем палисаднике!
  • Небо покрытое чёрными тучами готово было вот-вот обрушиться проливным дождём.
  • Приятные воспоминания пробудили во мне песни звучащие из окна соседского дома.
  • В этом году садоводы с гордостью хвастаются отличным урожаем созревших плодов.
  • Работающие над проектом учёные наконец-то добились успеха.

Карточка №2. Расставьте знаки препинания. 

  • Книги прочитанные летом запомнились надолго своими увлекательными сюжетами.
  • Детям увлечённым игрой пришлось отвлечься на зов родителей.
  • Сколько радости и открытий было у путешественников отправившихся в горы!
  • Яркий ковёр из упавших с деревьев листьев радовал художника.
  • Автобус ожидающий пассажиров на остановке готов отправиться в путь.

Карточка №3. Расставьте знаки препинания. 

  • Море омывающее берега города манило туристов своей красотой.
  • Прохожие остановились залюбовавшись домом построенным в старинном стиле.
  • Девочка гуляющая в саду заметила красивый цветок.
  • Наверное только человек переживший много трудностей может стать мудрее и сильнее.
  • Весело и непринуждённо проходит этот летний наполненный музыкой и танцами вечер.

Карточка №4. Расставьте знаки препинания. 

  • Люди живущие рядом с парком наслаждаются свежим воздухом каждое утро.
  • Уютная атмосфера в комнате создаётся несомненно картиной висящей на стене.
  • Наконец-то мы прибыли в город окружённый горами и славящийся своим живописным ландшафтом.
  • Студенты успешно сдавшие экзамены празднуют это событие.
  • Так ярко сияющее в небе солнце согревает сегодня всех нас. 

Карточка №5. Расставьте знаки препинания. 

  • Старушка сидевшая на лавочке возле подъезда улыбнулась проходящим мимо детям.
  • Присев на скамейку я обнаружил книгу оставленную здесь кем-то.
  • Струящаяся в реке вода искрилась под лучами солнца.
  • Горная тропинка ведущая к водопаду обещала незабываемое приключение.
  • Внезапно раздался громкий смех ребёнка играющего в песочнице.

Карточка №6. Расставьте знаки препинания.

  • Лес растянувшийся вдоль дороги удивлял разнообразием растений и животных.
  • Накрытый белой скатертью стол выглядел торжественно и нарядно.
  • За окном виднелся автомобиль припаркованный у тротуара.
  • Тени на земле создавались ветвями покачивающимися от ветра.
  • Отдыхающие на озере не заметили приближающегося заката.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносочинённое предложение Теория 9 класс

Слайд 2

Сложносочинённое предложение – это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами, например: Речка подо льдом блестит, и ветер бушует над бором. Понятие:

Слайд 3

Сложносочинённое предложение выражает значение грамматической равнозначности . Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определённых отношений является сочинительный союз . Он создаёт грамматическую форму сложносочинённого предложения, поэтому не принадлежит ни одной из предикативных (главных) частей. Информация к размышлению:

Слайд 4

Обратите внимание! Аббревиатура: ССП (сложносочинённое предложение) Схемы ССП: 1. [ ] , и [ ] . 2. [ ] , а [ ] . 3. [ ] , или [ ] . Союз в ССП не принадлежит ни одной из частей.

Слайд 5

ССП соединительные; ССП разделительные; ССП противительные. ССП по значению и союзам делятся на три группы:

Слайд 6

Имеют значение однородности; оно выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами. (Пример: Гроза прошла, и воздух наполнился свежестью. ) ССП соединительные :

Слайд 7

Выражают отношения взаимоисключения, выбора. ( Пример: То светило солнце, то шёл дождь. ) ССП разделительные :

Слайд 8

Выражают отношения противоположности, несовместимости. (Пример : Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман. ) ССП противительные :

Слайд 9

Таблица – обобщение

Слайд 10

Группы союзов по значению Значение Союзы (примеры) Соединительные Явления происходят одновременно или следуют одно за другим и, да(=и), ни-ни, тоже, также, как …так и Разделительные Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли Противительные Противопоставление явлений а, но, да(=но), однако, зато, же Основные группы ССП по союзам и значению:

Слайд 11

Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. «Золотое правило» пунктуации:

Слайд 12

Всегда ли в ССП перед союзом ставится запятая ?

Слайд 13

Запомните единственный случай отсутствия запятой в ССП!

Слайд 14

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член , относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится . Вот исключение из правила!

Слайд 15

Утром рассеялся туман на воде и перед нами возник чудесный островок. Примеры предложения с общим второстепенным членом:

Слайд 16

Не всегда общий второстепенный член стоит в начале сложносочинённого предложения. Пример: Наливаются яблоки в садах и первые стаи птиц тянутся к югу в сентябре . Прими к сведению!

Слайд 17

В ССП общий второстепенный член может занять не совсем «привычные» позиции в начале и в конце предложения, а «затеряться» между слов в середине данной синтаксической единицы. Пример: Чужды вам страсти и чужды страдания. (М.Ю.Лермонтов) И так бывает…

Слайд 18

Союзы тоже , также , зато всегда пиши слитно! Союз можно заменить любым синонимичным, например: тоже и также – сочинительным союзом и , а зато – противительным но . Так мы докажем, что это именно союзы! Помни!

Слайд 19

Сегодня я буду раскрашивать деревянных матрёшек, завтра тоже продолжу любимое для меня занятие. (Ср.: Сегодня я буду раскрашивать деревянных матрёшек, и завтра продолжу любимое для меня занятие. ) Пример №1:

Слайд 20

Мыло серо, зато оно моет бело. ( Ср.: Мыло серо, но оно моет бело. ) Пример № 2:

Слайд 21

Петров принёс в зооуголок своего домашнего питомца, Сидоров также принёс в школу мышь. (Ср.: Петров принёс в зооуголок своего питомца, и Сидоров принёс в школу мышь. ) Пример № 3:

Слайд 22

Смысл предложения при замене в нём союза на синонимичный не меняется. И не бойтесь экспериментов! Важно следующее:

Слайд 23

Не забудьте дома прочитать параграф! Известная пословица гласит: ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ! Вот всё, что надо знать про ССП!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносочиненное предложение ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС

Слайд 2

Синтаксическая разминка 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2 3 4 5

Слайд 3

1. Определите тип предложения: Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.

Слайд 4

2. Определите тип предложения: Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.

Слайд 5

3. Определите тип предложения: Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 6

4. Определите тип предложения: Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.

Слайд 7

5. Определите тип предложения: Луна сияла , июльская ночь была тиха.

Слайд 8

Ответ на 1 вопрос ССП

Слайд 9

Ответ на 2 вопрос ПП

Слайд 10

Ответ на 3 вопрос ССП

Слайд 11

Ответ на 4 вопрос СПП

Слайд 12

Ответ на 5 вопрос БСП

Слайд 13

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Сложное предложение Сложносочиненное предложение Пунктуация

Слайд 15

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина

Слайд 16

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения

Слайд 17

Сложносочиненные предложения с противительными союзами а но да (=но) однако зато же только (= но) В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому

Слайд 18

Практикум 1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение) 2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

Слайд 19

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

Слайд 20

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Слайд 21

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Слайд 22

Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения

Слайд 23

Проверка 2. 5. 3 . Ни [ - = ] , ни [ = ]. [ = - ] , да [ = -]. Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Слайд 24

6. [ - = ] , зато [ = ]. 1. 4. То [ = - ] , то [ = - ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ].

Слайд 25

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например: Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба

Слайд 26

Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Слайд 27

Самоконтроль То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Слайд 28

Объясните В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Слайд 29

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: Если его части объединены общим второстепенным членом. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Слайд 30

В каком предложении запятая не нужна? Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?

Слайд 31

ТЕСТ

Слайд 32

1. Найдите сложное предложение А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Слайд 33

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

Слайд 34

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.

Слайд 35

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Слайд 36

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Слайд 37

Взаимоконтроль В Б Б Б Б

Слайд 38

Мой результат –моя оценка Сумма ваших баллов за урок? «5» - 22 -26 баллов «4» - 17-21 балл «3» - 12-16 баллов

Слайд 39

Домашнее задание 1 уровень – упражнение 66 2 уровень - упражнение 64 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: