Методические разработки к урокам русского языка
Рабочие листы, карточки-пятиминутки, презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены. | Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены. 5. Подруга недавно сказала мне В городе не осталось мест в которых я не была. | Расставь знаки препинания, раздели предложения на части и подчеркни, чем они осложнены. 2. Родители всегда говорят мне что нужно уважать старших быть вежливым и совершать добрые дела. |
Предварительный просмотр:
Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
6.Бабушка расскажи мне сказку перед сном. | Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
6.Артем дай мне твой карандаш. | Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
6.Степа ты видел мою ручку? |
Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
6.Галина Степановна можно задать вопрос? | Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
| Подчеркни обращения и расставь знаки препинания.
|
Предварительный просмотр:
Карточка №1. Расставьте знаки препинания.
| Карточка №2. Расставьте знаки препинания.
|
Карточка №3. Расставьте знаки препинания.
| Карточка №4. Расставьте знаки препинания.
|
Карточка №5. Расставьте знаки препинания.
| Карточка №6. Расставьте знаки препинания.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочинённое предложение – это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами, например: Речка подо льдом блестит, и ветер бушует над бором. Понятие:
Сложносочинённое предложение выражает значение грамматической равнозначности . Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определённых отношений является сочинительный союз . Он создаёт грамматическую форму сложносочинённого предложения, поэтому не принадлежит ни одной из предикативных (главных) частей. Информация к размышлению:
Обратите внимание! Аббревиатура: ССП (сложносочинённое предложение) Схемы ССП: 1. [ ] , и [ ] . 2. [ ] , а [ ] . 3. [ ] , или [ ] . Союз в ССП не принадлежит ни одной из частей.
ССП соединительные; ССП разделительные; ССП противительные. ССП по значению и союзам делятся на три группы:
Имеют значение однородности; оно выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами. (Пример: Гроза прошла, и воздух наполнился свежестью. ) ССП соединительные :
Выражают отношения взаимоисключения, выбора. ( Пример: То светило солнце, то шёл дождь. ) ССП разделительные :
Выражают отношения противоположности, несовместимости. (Пример : Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман. ) ССП противительные :
Таблица – обобщение
Группы союзов по значению Значение Союзы (примеры) Соединительные Явления происходят одновременно или следуют одно за другим и, да(=и), ни-ни, тоже, также, как …так и Разделительные Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли Противительные Противопоставление явлений а, но, да(=но), однако, зато, же Основные группы ССП по союзам и значению:
Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми. «Золотое правило» пунктуации:
Всегда ли в ССП перед союзом ставится запятая ?
Запомните единственный случай отсутствия запятой в ССП!
Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член , относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится . Вот исключение из правила!
Утром рассеялся туман на воде и перед нами возник чудесный островок. Примеры предложения с общим второстепенным членом:
Не всегда общий второстепенный член стоит в начале сложносочинённого предложения. Пример: Наливаются яблоки в садах и первые стаи птиц тянутся к югу в сентябре . Прими к сведению!
В ССП общий второстепенный член может занять не совсем «привычные» позиции в начале и в конце предложения, а «затеряться» между слов в середине данной синтаксической единицы. Пример: Чужды вам страсти и чужды страдания. (М.Ю.Лермонтов) И так бывает…
Союзы тоже , также , зато всегда пиши слитно! Союз можно заменить любым синонимичным, например: тоже и также – сочинительным союзом и , а зато – противительным но . Так мы докажем, что это именно союзы! Помни!
Сегодня я буду раскрашивать деревянных матрёшек, завтра тоже продолжу любимое для меня занятие. (Ср.: Сегодня я буду раскрашивать деревянных матрёшек, и завтра продолжу любимое для меня занятие. ) Пример №1:
Мыло серо, зато оно моет бело. ( Ср.: Мыло серо, но оно моет бело. ) Пример № 2:
Петров принёс в зооуголок своего домашнего питомца, Сидоров также принёс в школу мышь. (Ср.: Петров принёс в зооуголок своего питомца, и Сидоров принёс в школу мышь. ) Пример № 3:
Смысл предложения при замене в нём союза на синонимичный не меняется. И не бойтесь экспериментов! Важно следующее:
Не забудьте дома прочитать параграф! Известная пословица гласит: ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ! Вот всё, что надо знать про ССП!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синтаксическая разминка 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2 3 4 5
1. Определите тип предложения: Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
2. Определите тип предложения: Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
3. Определите тип предложения: Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
4. Определите тип предложения: Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.
5. Определите тип предложения: Луна сияла , июльская ночь была тиха.
Ответ на 1 вопрос ССП
Ответ на 2 вопрос ПП
Ответ на 3 вопрос ССП
Ответ на 4 вопрос СПП
Ответ на 5 вопрос БСП
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Сложное предложение Сложносочиненное предложение Пунктуация
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения
Сложносочиненные предложения с противительными союзами а но да (=но) однако зато же только (= но) В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому
Практикум 1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение) 2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
Проверка 2. 5. 3 . Ни [ - = ] , ни [ = ]. [ = - ] , да [ = -]. Не только [ - = ] , но и [ - = ].
6. [ - = ] , зато [ = ]. 1. 4. То [ = - ] , то [ = - ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ].
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например: Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба
Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Самоконтроль То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Объясните В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
В сложносочиненном предложении запятая не ставится: Если его части объединены общим второстепенным членом. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди!
В каком предложении запятая не нужна? Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?
ТЕСТ
1. Найдите сложное предложение А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Взаимоконтроль В Б Б Б Б
Мой результат –моя оценка Сумма ваших баллов за урок? «5» - 22 -26 баллов «4» - 17-21 балл «3» - 12-16 баллов
Домашнее задание 1 уровень – упражнение 66 2 уровень - упражнение 64 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения
