Для родителей
Дорогие родители !
Меня зовут Мария Александровна, и я ваш верный помощник на пути к знаниям и новым открытиям. Мой сайт станет надежным ориентиром для всех, кому важна поддержка и внимание в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Здесь вы сможете найти полезные советы по организации занятий дома, интересные упражнения для развития речи и когнитивных функций, ответы на волнующие вопросы и важную информацию о современных методиках коррекции.
Для меня важно создать комфортную атмосферу доверия и сотрудничества, поэтому я буду рада услышать ваше мнение и ответить на любые интересующие вопросы.
Давайте вместе сделаем обучение интересным, эффективным и радостным процессом!
Связаться со мной можно по адресу электронной почты: paradox6922@gmail.com.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 688.43 КБ | |
| 2.67 МБ | |
| 530.31 КБ | |
| 562.23 КБ | |
| 199.42 КБ | |
| 1.46 МБ | |
| 1.25 МБ | |
| 861.74 КБ | |
| 1.75 МБ | |
| 956.95 КБ | |
| 655.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие фонематического слуха
Задание 1
Игра 1 - Тишина
Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.
Игра 2 -Лови звук
Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
Игра 3- Хлопай-топай
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] ребенок топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.
Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки малыш не должен реагировать телодвижениями.
Игра 4- Эхо
Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно «работает». Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.
Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а «эхо» повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
Игра 5 -Громко-тихо
Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
Игра 6 -Телефон сломался
Предложите ребенку взять стационарный телефон (стаканчик) к уху. Вы говорите, ребенок
повторяет.
Игра 7
Игра 8
Игра 9
Игра 10
Игра 11
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ЗВУКОВ Р-Рь
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. | Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. | |
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. | Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. | |
Язык перешагивает через зубы Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: - широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. | Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем За заборчик, язычок. Быстро спрячься, мой дружок. Снова хвостик покажи. Зубы вновь перешагни. | |
Почистим зубы Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком: а) слева-направо и обратно; б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у нижнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки. | Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. |
Маляр Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. | Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – Наш маляр работе рад! | |
Лошадка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. | Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. | |
Грибок Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. | У пригорка на дорожке Гриб растет На тонкой ножке. | |
Гармошка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении | Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не опускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам не трудно повторять! | |
Вкусное варенье Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной. | Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. | |
Фокус Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх. | Выступает Фокус-Покус! Маг! Волшебник! Чародей! Восхищает Фокус-Покус В цирке взрослых и детей. |
Фырканье Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык так, чтобы он вибрировал. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался. | Я веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пофыркай звонко Чтобы было очень громко. | |
Автомат Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. | В руки автомат возьмем И играть мы с ним начнем. Язычок наверх подняли, «Т-т-т» мы застучали. | |
Ступеньки Улыбнуться, открыть рот. Упражнение выполняется под счет: 1-2-3. 1- широкий язык лежит на верхней губе; 2- широкий язык закрывает верхние зубы; 3- широкий язык «прячется» за верхние зубы. Следим, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны. | И пошёл язык гулять, По ступенькам шагать: РАЗ—широким языком Обними верхнюю губу, ДВА—широким языком Обними верхние зубы, Три—язычок прыгнул За зубы к бугорочкам И весело попрыгал по ним Четыре раза: д-д-д-д. | |
Барабан Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и постучать по нему за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался. | В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д-д-д-д» мы застучали. | |
Мотор Рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка прижат к верхнему бугорку. Сильно подуть на кончик языка. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка. |
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, «Др-др-др» — гудит мотор! |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. | Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. | |
Открыть окошко Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5. | Рот приоткрою я немножко, губы сделаю окошком. Зубы рядышком стоят И в окошечко глядят. | |
Лопатка (Блинчик) Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10. | Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! | |
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. | Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. |
Дуем на лопатку Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики. | Дую, дую на лопатку, Чтоб была широкой, гладкой. | |
Язык перешагивает через зубы Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: - широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. | Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем За заборчик, язычок. Быстро спрячься, мой дружок. Снова хвостик покажи. Зубы вновь перешагни. | |
Почистим зубы Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком: а) слева-направо и обратно; б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. | Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. | |
Желобок Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. | Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок. Щёки ты не надувай, Губками прижимай! Плавно воздух выпускается Желобок не разрушается. | |
Горка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, губы и нижняя челюсть были неподвижны. | С горки весело кататься, Вниз лететь и не бояться Выгибается язык, К нижним зубкам он прилип. | |
Волна Рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта. Удерживать кончик языка у нижних зубов. | По морю волна идет и до берега дойдет. |
Веселые клоуны Произнесение звукосочетания И-ХИ-ХИ - кончик языка упирается в нижние дёсны. | В цирке он смешнее всех. У него большой успех. Только вспомнить остается, Как тот весельчак смеется. | |
Кто дальше загонит мяч Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтоб ребенок произносил звук Ф а не Х. | Щек своих не надуваю. Мяч в ворота забиваю. | |
Сдуть снежинку Рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий язык высунут, кончик языка опущен. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтоб ребенок как бы произносил звук Ф, а не Х. | Как подул Дед Мороз В воздухе морозном. Полетели, закружились Ледяные звезды. | |
Саночки спустились с горки Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох – холодный воздух идет по середине языка. | Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке! |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ЗВУКОВ Л-Ль
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. | Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. | |
Лопатка (Блинчик) Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10. | Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! | |
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; б) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; в) широкий кончик языка прикасается к При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. | Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. | |
Вкусное варенье Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной. | Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. | |
Приклей конфетку Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка присасывать к верхним зубам и со щелчком отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. | Эти вкусные конфетки Просто обожают детки: Вверх конфетку присоси И с собой везде носи! |
Индюк Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы нижняя челюсть не двигалась. | Я - индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда! | |
Горка Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. | С горки весело кататься, Вниз лететь и не бояться Выгибается язык, К нижним зубкам он прилип. | |
Катушка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными. | Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не нарушаю. | |
Маляр Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. | Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – Наш маляр работе рад! | |
Мышка Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать широкий кончик языка. | Мышку мы за хвост поймаем, Её хвостик покусаем. Мышка вырваться спешит, Очень жалобно пищит. | |
Парус Рот широко открыт. Широкий кончик языка упирается в верхний бугорок. | С язычком случилось что-то, Он толкает зубы. Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы. |
Пароход Рот открыт, губы в улыбке. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы звук ы не переходил в и , губы и нижняя челюсть были неподвижны. | Отплывает пароход: Ы-Ы-Ы. Набирает он свой ход: Ы-Ы-Ы. Он в гудок гудит, гудит: «Путь счастливый», - говорит: Ы-Ы-Ы |


























































