Для родителей

Царегородцева Мария Александровна

Дорогие родители !

Меня зовут Мария Александровна, и я ваш верный помощник на пути к знаниям и новым открытиям. Мой сайт станет надежным ориентиром для всех, кому важна поддержка и внимание в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Здесь вы сможете найти полезные советы по организации занятий дома, интересные упражнения для развития речи и когнитивных функций, ответы на волнующие вопросы и важную информацию о современных методиках коррекции.

Для меня важно создать комфортную атмосферу доверия и сотрудничества, поэтому я буду рада услышать ваше мнение и ответить на любые интересующие вопросы.

Давайте вместе сделаем обучение интересным, эффективным и радостным процессом!

Связаться со мной можно  по адресу электронной почты: paradox6922@gmail.com.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие фонематического слуха

Задание 1

https://i.pinimg.com/736x/ff/1c/92/ff1c92ac3a1b21c7872b80919ad80dbf.jpg

Игра 1 - Тишина
Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Игра 2 -Лови звук

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Игра 3- Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] ребенок топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки малыш не должен реагировать телодвижениями.

Игра 4- Эхо

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно «работает». Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а «эхо» повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Игра 5 -Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

Игра 6 -Телефон сломался
Предложите ребенку взять стационарный телефон (стаканчик) к уху. Вы говорите, ребенок
повторяет.
https://i.pinimg.com/736x/02/fb/17/02fb17f506b0c9b2b0cf1844717048ca.jpg

Игра 7https://sun9-3.userapi.com/s/v1/ig1/esaaOcdfaofewEila5DYqg3em19nM9FkGJ8OrSnBRthZznRRSMGexEU8mj42wD8RFi1Zc0gt.jpg?quality=96&as=32x45,48x68,72x102,108x153,160x226,240x339,360x509,427x604&from=bu&cs=427x0 
Игра 8
https://sun9-57.userapi.com/s/v1/ig1/l0Lbb6frrGRowVQvcFMqtMWTEAmguDDxhS2HeJmRx6ZbBhychs7G6fExGOhIAAenBc0BWIZ_.jpg?quality=96&as=32x45,48x68,72x102,108x153,160x226,240x339,360x509,427x604&from=bu&cs=427x0 

Игра 9https://sun9-3.userapi.com/s/v1/ig1/xSveDMBI-aavt6-UMRGMYItwn_WShaQnqlYtM-WccM68x2qiJ8kavm6k1a2dzlCNMUulPmvX.jpg?quality=96&as=32x45,48x68,72x102,108x153,160x226,240x339,360x509,427x604&from=bu&cs=427x0 

Игра 10https://sun9-77.userapi.com/s/v1/ig1/BrNrR08ld68GMK-XsGlc436gascHtTqifgPdpkaaKkMYSYHae873NQ38SLPZNcNV6u72Z9fh.jpg?quality=96&as=32x45,48x68,72x102,108x153,160x226,240x339,360x509,427x604&from=bu&cs=427x0 

Игра 11https://sun9-62.userapi.com/s/v1/ig1/UOnb0o2IBOzI_m0a-vzP6kg5KfJefsqjLS4fYtA8VNz4IdZaBirmHDW4OjUTHXaRAeD2buzT.jpg?quality=96&as=32x45,48x68,72x102,108x153,160x226,240x339,360x509,427x604&from=bu&cs=427x0



Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/da/97/ae/da97ae3ced0527d5563276af0efeb27d.jpghttps://i.pinimg.com/736x/7f/e4/85/7fe4854f48bda0ea75fd6d31c8fee9ae.jpghttps://i.pinimg.com/736x/0c/11/0d/0c110df0cafebd63ace2f52f1549bf9e.jpghttps://i.pinimg.com/736x/99/39/e9/9939e94126a9da3dd0e7e5084731cb88.jpghttps://i.pinimg.com/736x/f4/19/cf/f419cf2a22fea295ce8f799c4d671881.jpghttps://i.pinimg.com/736x/e5/22/5e/e5225ebf373f5a0649ca0bd768df886c.jpghttps://i.pinimg.com/736x/2c/f1/3d/2cf13db1ec138f1b3759b67c7bbeff18.jpghttps://i.pinimg.com/736x/ac/92/e8/ac92e86c184d5f7c1e753a1b7c48af86.jpghttps://i.pinimg.com/736x/e3/5b/c0/e35bc0d44b891d1f71506a3d2324f8bc.jpghttps://i.pinimg.com/736x/5a/d5/34/5ad5348fb11898c29f8940ea8b75e90b.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ  ЗВУКОВ Р-Рь

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Язык перешагивает через зубы 

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

- широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

За заборчик, язычок.

Быстро спрячься, мой дружок.

Снова хвостик покажи.

Зубы вновь перешагни.

Почистим зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком:

а) слева-направо и обратно;

б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у нижнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

Маляр

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Лошадка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Грибок

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

У пригорка на дорожке

Гриб растет

На тонкой ножке.

Гармошка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

Вкусное варенье

Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Фокус

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх.

Выступает Фокус-Покус!

Маг! Волшебник! Чародей!

Восхищает Фокус-Покус

В цирке взрослых и детей.

Фырканье

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык так, чтобы он вибрировал. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пофыркай звонко

Чтобы было очень громко.

Автомат

Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

В руки автомат возьмем

И играть мы с ним начнем.

Язычок наверх подняли,

«Т-т-т»  мы застучали.

Ступеньки

Улыбнуться, открыть рот. Упражнение выполняется под счет: 1-2-3.

1- широкий язык лежит на верхней губе;

2- широкий язык закрывает верхние зубы;

3- широкий язык «прячется» за верхние зубы.

Следим, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны.

И пошёл язык гулять,

По ступенькам шагать:

РАЗ—широким языком

Обними верхнюю губу,

ДВА—широким языком

Обними верхние зубы,

Три—язычок прыгнул

За зубы к бугорочкам

И весело попрыгал по ним

Четыре раза: д-д-д-д.

Барабан

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и постучать по нему за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался.

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д»  мы застучали.

Мотор

Рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка прижат к верхнему бугорку. Сильно подуть на кончик языка. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка.

 

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Др-др-др» — гудит мотор!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Открыть окошко

Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Рот приоткрою я немножко,

губы сделаю окошком.

Зубы рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Лопатка (Блинчик)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10.

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Дуем на лопатку

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.

Дую, дую на лопатку,

Чтоб была широкой, гладкой.

Язык перешагивает через зубы 

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

- широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

За заборчик, язычок.

Быстро спрячься, мой дружок.

Снова хвостик покажи.

Зубы вновь перешагни.

Почистим зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком:

а) слева-направо и обратно;

б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

Желобок 

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Ну-ка делай, дружок!

Язычок в желобок.

Щёки ты не надувай,

Губками прижимай!

Плавно воздух выпускается

Желобок не разрушается.

Горка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

С горки весело кататься,

Вниз лететь и не бояться

Выгибается язык,

К нижним зубкам он прилип.

Волна

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта. Удерживать кончик языка у нижних зубов.

По морю волна идет

и до берега дойдет.

Веселые клоуны

Произнесение звукосочетания И-ХИ-ХИ - кончик языка упирается в нижние дёсны.

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остается,

Как тот весельчак смеется.

Кто дальше загонит мяч

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтоб ребенок произносил звук Ф а не Х.

Щек своих не надуваю.

Мяч в ворота забиваю.

Сдуть снежинку

Рот приоткрыт, губы в улыбке.  Широкий язык высунут, кончик языка опущен. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтоб ребенок как бы произносил звук Ф, а не Х.

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном.

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Саночки спустились с горки

Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять

«горочкой». Сделать выдох – холодный воздух идет по середине языка.

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ  ЗВУКОВ Л-Ль

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Лопатка (Блинчик)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10.

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

б) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

в) широкий кончик языка прикасается к

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Вкусное варенье

Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Приклей конфетку

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка присасывать к верхним зубам и со щелчком отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Эти вкусные конфетки

Просто обожают детки:

Вверх конфетку присоси

И с собой везде носи!

Индюк

Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда!

Горка

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

С горки весело кататься,

Вниз лететь и не бояться

Выгибается язык,

К нижним зубкам он прилип.

Катушка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не нарушаю.

Маляр

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Мышка

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать широкий кончик языка.

Мышку мы за хвост поймаем,

Её хвостик покусаем.

Мышка вырваться спешит,

Очень жалобно пищит.

Парус

Рот широко открыт. Широкий кончик языка упирается  в верхний бугорок.

С язычком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Пароход

Рот открыт, губы в улыбке. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы звук ы не переходил в и , губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Отплывает пароход: Ы-Ы-Ы.

Набирает он свой ход: Ы-Ы-Ы.

Он в гудок гудит, гудит:

«Путь счастливый», - говорит:

Ы-Ы-Ы