Классное руководство

Работа классного руководителя трудная и интересная. Постоянно приходится искать что- то новое, применять старые методики, всегда быть в курсе событий не только класса, но и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

«Личный герб и девиз».

из тренинговой программы для подростков

«Мир во мне и мир вокруг меня»

Цель: прояснение Я – концепции участников группы.

Задачи:

  1. способствовать самоанализу участников;
  2. дальнейшее самораскрытие, самопознание участников тренинга;
  3. развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Организация занятия: группа подростков от 6 до 15 человек. Светлое просторное помещение, листы бумаги, фломастеры, краски, карандаши. Желательно магнитофон и кассеты с записями  классической  музыки В.А.Моцарта

Время занятия: 2 часа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Вводная часть:

 1. Ритуал приветствия. Шерринг. Объявление целей занятия и повтор правил работы группы.

 2. Упражнение «Ассоциации».

Цель: перевод внимания участников с внешнего на внутренний план.

Дети группы сидят в кругу.

Ведущий: Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное, и какое растение вы бы выбрали.

II. Основная часть.

3.Упражнение «Кто Я?»

Цель: развитие навыков рефлексии.

Участники группы выполняют задание на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. (Участники должны ответить на вопрос, на вопрос «Кто Я?» 10 разными словами и словосочетаниями). Присутствующие получают возможность  свободно двигаться по комнате и читать карточки с ответами других членов группы. Люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть выбраны для самоопределения и всегда открывают нечто новое. Ведущий:

 - Только, что вы  увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос «Кто я?». Кто - то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к человеческому роду. Кто-то предлагает свои социальные характеристики – «ученик», «брат», «сестра». Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества «добрая душа», «интеллектуал». Первые три ответа, пожалуй,  представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я - образа. Давайте поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя, что же представляет наш образ при первом приближении.

Итак, прочитайте первые три ваши ответа на вопрос «Кто Я?». Каждый из ответов отображает какую – то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны, – каким бы мог стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первых пунктах. В качестве девиза может выступить что угодно – известный афоризм, пословица, строчки из песни или ваше собственное высказывание. Главное, чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе.

Теперь обратитесь ко второму и третьему блоку ваших ответов на вопрос «Кто Я?», придумайте девизы и к ним и так же запишите их на отдельных листах.

Следующее задание – к каждому пункту придумать какой – либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохорактеристики.

      4.Упражнение «Личный герб»

Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления, навыков самофутурироания

Ведущий: Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам  приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы  подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы? И какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче – кто-нибудь из предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и отображалось в гербе и девизе - его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью красок и фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом.

Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший девиз, смог бы четко понять, с кем имеет дело. В примерной форме герба контур разделен на несколько областей. Левая часть – мои главные достижения в жизни. Средняя – то, как я себя воспринимаю. Правая часть – моя главная цель в жизни. Нижняя часть – мой главный девиз в жизни. На рисование отводиться не менее 30 минут, под легкую музыку. Далее участники знакомятся с гербами друг друга. Каждый фиксирует гербы и девизы созвучные им самим. Во время представления участники могут задавать  уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи гербы и девиз в наибольшей степени сходны с вашими собственными геральдическими атрибутами.

- а теперь прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих минигруппах, что именно показалось вам похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через 15 минут каждая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий, для членов группы символ, или объединяющий вас девиз.

Обсуждение.

Ведущий анализирует выполнение задания участниками группы по следующим параметрам:

- оригинальность исполнения,

- подача информации, стиль презентации  девиза и герба,

- ассоциации участника и расшифровка герба,

- принятие (неприятие) со стороны других участников конкретного участника,

- стиль группового взаимодействия и обсуждения.

*Как вариант может быть изготовлен герб класса, группы.

III. Заключительная часть.

     5. Обратная связь

Участники тренинга отвечают на вопросы:

  1. степень включенности в работу по 10- бальной системе;
  2. что на занятии было самым трудным;
  3. что на занятии было самым полезным;
  4. что узнали нового;
  5. ваши пожелания ведущему тренинга.

      6.Ритуал завершения занятия.

Группа становиться в круг, держась за руки. Все вместе, вначале тихо, а потом громче и громче повторяют хором фразу: «Мы  - молодцы!». При последнем, третьем, повторе фразы группа поднимает руки вверх и хлопает в ладоши.

*Вариант: «Выбор героя дня»: группа стоит в кругу, каждый из участников называет имя участника, который, по его мнению, внес саамы большой вклад в работу группы сегодня. Рейтинг выстраивается по количеству получивших наибольшее-наименьшее количество голосов. Герой дня пускает «искорку дружбы» (когда все стоят, взявшись за руки, а герой пускает импульс рукопожатия)

 

                                              Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999 г.
  2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. – М., 1997г.
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг \ под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994 г.



Предварительный просмотр:

Опросный лист

Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оце нить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим обра зом:

++      сильное согласие (конечно, да);

+        слабое согласие (скорее да, чем нет);

О         ни да, ни нет;

слабое несогласие (скорее нет, чем да); -—     сильное несогласие , конечно, нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2.     Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помо гать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3.     Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.

4-    Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в осо бых школах, даже за свои собственные деньги.

5.    Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6.    Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7.     Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некото рые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.

8.     Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой прину ждать к работе.

9-    Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

ю.  Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителя ми над белыми людьми.

11.   Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы. 12.  Истоки современного терроризма следует искать в исламской куль туре.

13.. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата го сударственных денег.

14.  Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представи тели любой другой национальности.

15.  Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16.   Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом разви тии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17.   Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

18.   Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей дру гих народов.

19.   Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хо рошую работу или занять высокую государственную должность на равне с другими.

20.  Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21.   Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между пред ставителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22   Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.

23.   Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24.  Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26   Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнако мые слова.

27   Человека надо оценивать только по его моральным и деловым каче ствам, а не по его национальности.

28.   Истинной религией может быть только одна религия.

29.  Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30.  То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

.31.  Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раз дражение.

32.  Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.

33.  Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34.  Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

35.   Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36.  Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37.   Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38.   Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непо хожие на других взгляды и поведение.

39.   Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ра ди мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем перего воров и взаимных уступок.

41.  Люди другой расы или национальности, может, и являются нормаль ными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42.  Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43.  Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44.  Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

45.  Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из эконо мически отсталых государств, так как их приток увеличивает уро вень преступности.

Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «+ +», то получа ет 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «О», то 0 баллов. Если «-», то - 1балл, Если «-», то - 2 балла.

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги: от - 90 до - 45 — отражают высокий уровень развития интолерантности; от - 45 до 0 - невысокий уровень интолерантности; от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности; от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.



Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста.
Формирование самосознания

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Психо-физиологические особенности подросткового возраста
2. Формирование самосознания в подростковом возрасте
3. Исследование тревожности и агрессивности у подростков.

Характеристика пубертатного периода

         В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
         Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".
         Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
         Характерна для подростков полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость);
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении + желание уединиться;
- Развязность в поведении + застенчивость;
- Романтизм + цинизм, расчетливость;
- Нежность, ласковость + жестокость.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 

         Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.
         У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.
         Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.
         В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.
         Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды.
         Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как, колледжи, техникумы и пр.
         Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.
         В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.
         Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.



Предварительный просмотр:

Радуга своего Я.

« Я не знаю других обязательств,

Кроме девственной веры в себя…»

В.Брюсов

Цель:  формирование образа « Я».

Задачи:

  1. развитие способности анализировать информацию о человеке, особенностях его поведения и харак тера;
  2. обучение навыкам рефлексии;
  3. расширение  представления о « Я – концепции»;
  4. формирование умения выделять значимые для совместной деятельности качества в другом;
  5. выявление особенностей самопрезентации.

Оборудование: магнитофон с записями музыки, доска, карандаши, листы бумаги.

Материалы: бейджики, листы бумаги А- 4 и А - 5, планшеты, ручки, фломастеры, цветные карандаши, пастель, ватман с написанными правилами группы, игрушка, мел.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Приветствие: «Здравствуйте,  ребята! Сегодня мы собрались с вами на тренинге. Вы знаете, что такое тренинг? Тренинг  - от слова «тренироваться», и сегодня мы с вами будем тренировать разные навыки, полезные в жизни».

Сообщение о целях занятия: «Наверняка,  каждому из вас очень интересно узнать, как он выглядит в глазах  других людей каким его видят другие. Сегодня у вас будет такая возможность, кроме того, вы потренируетесь в навыке презентации и в умении поставить себя на место другого человека».

Введение правил группы: «Тренинг - это особая форма работы и для того , чтобы вам было комфортно заниматься, в тренинговых группах существуют правила:

  1. «Здесь и теперь»
  2. «Все в круг»
  3. «Уважительное отношение друг к другу»
  4. «Я - высказывание»
  5. «Конфиденциальность»
  6. «Позаботься о себе сам!»

Правила группы записываются на доске или вывешиваются на ватмане.

2. Основная часть:

Ведущий : « Существует мнение о том, что имя накладывает отпечаток на жизнь человека, является определяющим и направляющим в его жизни. Есть книги, расшифровывающие значение имени. А что Вы думаете по этому поводу?»

(Ответы учащихся).

Ведущий : « Раньше детей называли именами бабушек, дедушек, святых – позитивного образа, примера, идеала, что предполагало  формирование у ребенка таких же качеств.  Сейчас у вас будет возможность выбрать себе имя».

Упражнение №1. «Выбор имени».

Ведущий: «Это может быть ваше собственное или придуманное имя , которое вам больше всего нравится, которое бы вы хотели бы примерить к  себе.  Это может быть то имя, которым вас называют ваши друзья, и оно вам нравится.  Пожалуйста, запишите выбранное вами имя на бейджике крупными буквами. Представьтесь и скажите, почему вы выбрали именно это имя».

Учащиеся  осуществляют выбор имени и записывают его на бейджик.

Упражнение №2.  «Поменяйтесь местами те, кто…» (разогрев).

Один стул отставляется в сторону.

Ведущий: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет кататься на роликах», все те,  кто умеет кататься на роликах, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже».

Упражнение №3. «Кто я?»

Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Я словно птичка, потому что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что..

Я словно муравей, когда...

Я — стакан воды...

Я чувствую, что я — кусочек тающего льда...

Я — прекрасный цветок...

Я чувствую, что я — скала...

Я сейчас — лампочка...

Я — тропинка...

Я словно рыба...

Я — интересная книжка...

Я — песенка...

Я — мышь...

Я словно буква «О»...

Я — макаронина...

Я — светлячок...

Я чувствую, что я — вкусный завтрак...

Упражнение №4 « Социограмма»

Ведущий: « Зачастую наша оценка, наш выбор - это проявление лишь одного субъективного взгляда на вещи. Поэтому выбор или не выбор кого-то из участников группы -это отражение субъективных пристрастий (а порой и собственных проблем) выбирающего. Необходимо по нять это, чтобы видеть решения товарищей по группе в верной пропорции, не впадать в панику и депрес сию, если кто-то критически высказался в ваш адрес. Реалистично оценивать, а не в эйфории реагировать на компли менты. Относиться к высказываниям товарищей не как к приговору или хвалебной песне, а, скорее, как к материалу для размышления о том, как вас восприни мают окружающие и что является причиной подобно го восприятия.

Для того, чтобы получить более объемную и реали стическую оценку, каждый раз у группы будут две, а то и три возможности выбора. Так что если вы не вы браны в первом круге, у вас есть возможность иного результата при повторном  голосовании.

Возьмем для примера задачу: вся наша группа - коллеги по работе, один из отделов компании. Вы по лучили возможность выбрать себе начальника из чис ла коллег. Кого вы выберете?

Отвечая на поставленный вопрос, каждый должен будет подойти к своему избраннику и положить ему руку на плечо. Так вся группа выстроится в некие це почки разной длины и степени «ветвистости». После того, как все выборы сделаны, тренер начинает рас шифровку полученной социограммы.

Здесь есть свои законы: разматываем клубок от пе риферии к центру, которым является человек, полу чивший максимальное количество выборов. Количест во выборов может служить индикацией максимально го проявления у того или иного игрока качества, о ко тором идет речь.

Расшифровка заключается в том, что, подойдя к концу одной из цепочек, мы просим игрока объяс нить выбранному человеку причины выбора. При этом он обращается к своему избраннику напрямую:

-        Я считаю именно тебя, Борис, наиболее подходя щим на эту роль. Мне важно, что ты умный и реали стичный человек. Опыт нашего участия в тренинге подсказывает также, что ты умеешь выслушать другого,  и тебе не свойственен эгоизм. Поэтому я и выби раю тебя начальником отдела.

Так один за другим участники группы рассказыва ют друг другу о причинах своего решения. Сразу вслед за первым голосованием проводим второй, а если не обходимо, и третий круг.

Темы для выбора могут быть разными:

- К кому вы обратились бы в сложную минуту?

  1. С кем вы отправились бы в путешествие?
  2. Чьим соседом по дому вы хотели бы быть?»

Обсуждение социограммы: «Насколько вы могли предсказать результаты выбо ров? Были они неожиданными для вас, когда это ка салось вас самих или других участников группы?

Предложите свои варианты «лакмусовых» вопросов или ситуаций для выбора».

Упражнение № 5.  «Актеры и кинорежиссеры».

Ведущий: «Я предлагаю вам  всем сейчас стать актерами и кинорежиссерами. Причем в начале нужно будет выбрать одного «актера», все остальные становятся кинорежиссерами. Задача «актера»- выдвинуть немного свой стул в центр круга и внимательно слушать то, что ему будут говорить. Задача «кинорежиссеров» -  придумать для артиста роль. Это может быть как известный фильм и известная роль, так и фильм, который вы придумаете сами. Тогда вам нужно будет  описать жанр фильма, время действия и описать роль артиста».

Обсуждение:

  1. Кем больше понравилось быть - «актером или кинорежиссером»?
  2. Кому легче было давать роли и почему?
  3. Какая роль больше всего понравилась или не понравилась?
  4. Какую роль предложили бы играть себе сами?

Упражнение № 6  «Два животных».

Ведущий: « Представьте  себе место действия – зоопарк. Перед вами – 2 пустых вольера, в которые нужно посадить зверей (или птиц, если вам так хочется). Что это будут за животные, решать вам. Единственное условие, которое выдвигается в этой игре:  на вольерах надо написать, как называются  находящиеся в нем животные, а также дать каждому 3 подходящих эпитета (выразительных прилагательных)».

Учащиеся рисуют. (Музыкальный фон).

Обсуждение.

3.Заключительная часть.

Обратная связь.

Ведущий : «Сегодня  мы с Вами  учились анализировать информацию о себе и о другом человеке, особенностях поведения и харак тера; описывать свои чувства, состояние, настроение; расширили  представление о себе за счет того, что услышали о себе от других, учились выделять значимые для совместной деятельности качества в другом; выявили  особенности подачи себя».

Ритуал завершения занятия.




Предварительный просмотр:

МОУ ШАМОРДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Согласовано»

Директор школы:_____/Л.А.Борисенко

ДНЕВНИК

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

5 КЛАССА

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ГРИБОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

2011-2012  УЧЕБНЫЙ ГОД

Листок здоровья.

ФИ ученика

Группа здоровья

Диагноз и рекомендации

Страховой полис

1

Борисенко Руслан

2

Ольховая Анна

3

Паршина Юлия

4

Ряполов Кирилл

5

Слезко Владислав

6

Соломенная Светлана

Занятость учащихся

ФИ ученика

1 полугодие

2 полугодие

Спецкурсы, факультативы

Кружки, секции

Спецкурсы, факультативы

Кружки, секции

1

Борисенко Руслан

2

Ольховая Анна

3

Паршина Юлия

4

Ряполов Кирилл

5

Слезко Владислав

6

Соломенная Светлана

Участие в общешкольных и районных мероприятиях

Название мероприятия

Результат участия,

фамилии наиболее

отличившихся учащихся

                       

                       Организация самоуправления в классе

Название сектора

ФИ

 ответственного

Сфера управления

Мэр города

Ольховая Анна

Организация работы всех секторов

1

Отдел образования

Ольховая Анна

Создание условий для учебной деятельности  школьников, сбор информации об учебном процессе, проверка дневников, учебников, проведение интеллектуальных мероприятий

2

Отдел культуры

Паршина Юлия

Проведение вечеров отдыха, праздников, проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов

3

Отдел физкультуры и спорта

Паршина Юлия

Подготовка и проведение спортивных соревнований, подготовка и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ, участие в школьных и городских мероприятиях, сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

4

Отдел труда

Ряполов Кирилл

Организация уборки классного помещения, распределение учащихся для дежурства по школе, помощь учителям в обеспечении порядка в классе и школе, проведение субботников, оказание помощи младшим, забота о ветеранах.

6

ОВД юный инспектор

Слезко Владислав

Ответственный за знания ПДД и применения их в жизни

7

ОВД юный пожарник

Борисенко Руслан

Ответственный за противопожарную безопасность в классе

8

Творческий отдел

Соломенная Светлана

Ответственный за выпуск газет, стенгазет, уголков, листовок и т.д. в классе.

РАЗДЕЛ 2

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебный период

Сроки

Количество

учебных недель

Каникулы

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

СПИСОК АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ

ФИО

Должность

Время работы

1

Борисенко Людмила Алексеевна

Директор школы

8.30-15.00

СОСТАВ МАЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Наименование предмета

ФИО руководителя

Русский язык, литература

Ахлюстина А.С.

Математика, информатика

Недодел Е.П.

История, обществознание, музыка

Костышина Г.Н.

Природоведение

Шевелева Г.Н.

Английский язык, ИЗО

Грибова Г.Н.

Физическая культура, ОБЖ

Захарова Н.И.

Технология

Шевелева Г.Н., Петрова Е.Б.

Дополнительное образование.

Название кружка, секции

Время проведения

ФИО руководителя

Расписание уроков

1 четверть

Понедельник

Четверг

Русский язык

Математика

История

Литература

Физкультура

ЧО

Природоведение

Математика

Английский язык

Информатика

Музыка

 

Вторник

Пятница

Математика

Русский язык

ОБЖ

Русский язык

Английский язык

Физкультура

Граждановедение

Русский язык

Литература

Математика

Физкультура

Среда

Суббота

История

Математика

Математика

Русский язык

Вокруг тебя мир

Труд

Русский язык

Английский язык

Природоведение

ИЗО

Труд

Цели и задачи воспитательной деятельности на 2010- 2011 учебный год

Цель воспитательной деятельности образовательного учреждения:

Выстроить модель деятельности педагога школы по  формированию толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания школьников.

Цель воспитательной деятельности классного  коллектива:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе общепринятых человеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой и окружающими.

Задачи воспитательной деятельности:

      1.    Формирование классного коллектива как воспитательной системы.

  1. Воспитание чувства причастности в жизни класса и к окружающим, воспитание толерантности.
  2. Помощь в развитии познавательных интересов, создание условий для развития личности.
  3. Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности.
  4. Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся.
  5. Содержание общешкольной воспитательной деятельности.

Планирование работы на 1 четверть.

Я и окружающие меня люди.

Ведущая идея периода:

Способствовать воспитанию гражданско- патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества.

Воспитательные задачи:

Воспитание любви к малой родине, культурному и историческому достоянию родного края,

Воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, формирование у учащихся потребности в понимании другого человека, способствовать осознанию ими значимости человеческого общения, уровня межличностных отношений в коллективе, формирование навыков доброжелательного и тактичного, деликатного поведения к окружающим.

Направление

деятельности

Неделя

Содержание деятельности,

Название мероприятия

Интеллектуальная

( познавательная)

1 – 3 сентября

ЧО « Первый раз в 5 класс».

5- 10  сентября

Операция «Внимание, дети!»- ПДД, безопасный маршрут домой.

Как вести себя при пожаре.

12-17 сентября

Краеведение. Брянщина в годы ВОВ. Мы будем помнить.

19-24 сентября  

Правила ведения дневников. Беседа с анализом.

26-1 октября

Азбука общения.

3-8 октября

Беседы с учителями- предметниками. «Итоги Первого месяца учебы».

10-15 октября

17-22 октября

Беседа с заместителем директора о предварительных итогах четверти.

24-29 октября

Я, мои успехи и неудачи. Тренинговое занятие. Подведение итогов четверти.

31-2 ноября

Спортивно- оздоровительная

1 – 3 сентября

Организация горячего питания в классе.

5- 10  сентября

12-17 сентября

19-24 сентября  

26-1 октября

День здоровья. Удаль богатырская. Экскурсия

 ( поход) в родной лес.

3-8 октября

Организация питания на октябрь. Контроль.

10-15 октября

Проведение перемен на свежем воздухе Контроль.

17-22 октября

24-29 октября

День здоровья. Эстафета по улицам села. Осенний кросс.

31-2 ноября

Ценностно- ориентированная

( нравственная, гражданско- патриотическая)

1 – 3 сентября

5- 10  сентября

Участие в операции «Юннат». Операция «Занятость». Вовлечение в кружки.

12-17 сентября

Посещение ветеранов труда, тружеников тыла. Митинг « Мы будем помнить». Родина- часть тебя. Урок Мужества.

19-24 сентября  

26-1 октября

Операция «Милосердие».

3-8 октября

10-15 октября

17-22 октября

24-29 октября

31-2 ноября

Образная, проектно- творческая деятельность

1 – 3 сентября

Мое хобби ( беседа).

5- 10  сентября

12-17 сентября

19-24 сентября  

26-1 октября

3-8 октября

День учителя.

10-15 октября

Осенний бал. Народные праздники. Покров.

17-22 октября

Умники и умницы.

24-29 октября

31-2 ноября

 Коммуникативно- социальная

1 – 3 сентября

Мои права и обязанности ( беседа о школьном активе). Выборы классного актива.

5- 10  сентября

12-17 сентября

19-24 сентября  

 ЧО Познай самого себя

26-1 октября

3-8 октября

Беседа « Как я выполняю свое поручение».

10-15 октября

Наш классный коллектив. Анкетирование, ранжирование, социометрия.

17-22 октября

24-29 октября

31-2 ноября

Взаимодействие с родителями учащихся

1 – 3 сентября

Беседы с родителями о начале учебного года

( обеспеченность учебниками, школьными принадлежностями)- по согласованию.

5- 10  сентября

Беседы с родителями об интересах учащихся, вовлеченность ребят в кружки, анкетирование- по согласованию.

12-17 сентября

19-24 сентября  

26-1 октября

Привлечение родителей  к участию в походе- экскурсии.

3-8 октября

Посещение семьи Соломенной С. с целью выяснения условий в доме для подготовки домашних заданий.

10-15 октября

17-22 октября

Классное родительское собрание. Мой ребенок – пятиклассник.

24-29 октября

Беседы с родителями об итогах первой четверти.

31-2 ноября

Ежедневник.

Неделя

Дата

Содержание                    деятельности

1- 3сентября

1

День Знаний. Первый раз в пятый класс.

2

Беседа о начале учебы в 5 классе.

3

Операция «Внимание, дети»- открытие. Составление безопасного маршрута домой. Как вести себя при пожаре.

5- 10 сентября

5

Операция «Внимание, дети»- открытие. Составление безопасного маршрута домой. Как вести себя при пожаре.

6

Организация горячего питания, подвижных перемен.

7

Открытие операции «Память».

8

Беседа с родителями . Вовлеченность в кружки. Анкетирование- по согласованию.

9

Работа с дневниками, классным журналом.

10

Генеральная уборка в классе.

11- 17 сентября

11

Краеведение. Брянщина в годы ВОВ. Мы будем помнить.

12

Посещение ветеранов труда, тружеников тыла.

13

Работа с дневниками, классным журналом.

14

Беседа с учащимися об отношениях в коллективе.

15

 Подготовка к митингу.

16

Генеральная уборка в классе.

17

Работа с дневниками, классным журналом.

19- 24 сентября

19

 ЧО Познай самого себя.

20

Правила ведения дневников.

21

Беседы с учащимися, что их волнует, беспокоит.

22

Проведение перемен на свежем воздухе.

23

Работа с дневниками, классным журналом.

24

Генеральная уборка в классе.

26-1 октября

26

  Азбука общения

27

Беседы с учителями- предметниками. Итого первого месяца учебы. Перспективы на будущее.

28

Беседы с учащимися о том, что их волнует.

29

Подготовка ко дню учителя.

30

Работа с дневниками, классным журналом.

1

Генеральная уборка в классе. Операция «Милосердие». Экскурсия

 ( поход) в родной лес.

3-8 октября

3

Спасибо тебе, Учитель! Час откровений.

4

Организация питания на октябрь. Контроль

5

День учителя.

6

Беседа « Как я выполняю свое поручение».

7

Работа с дневниками, классным журналом.

8

Генеральная уборка в классе.

10-15 октября

10

Наш классный коллектив. Анкетирование, ранжирование, социометрия.

11

Контроль за питанием.

12

Подготовка к осеннему балу.

13

Проведение перемен на свежем воздухе Контроль

14

Работа с дневниками, классным журналом. Осенний бал.

15

Генеральная уборка в классе.

17-22 октября

17

Умники и умницы.

18

Классное родительское собрание. Мой ребенок- пятиклассник.

19

Анализ проведенных дел в классе

20

Беседа с заместителем директора о предварительных итогах четверти.

21

Работа с дневниками, классным журналом.

22

Генеральная уборка в классе.

24-29 октября

24

ЧО Привычки хорошие и плохие.

25

Работа с документацией.

26

Беседы с учащимися об итогах четверти.

27

Планирование работы на каникулы.

28

Работа с дневниками, классным журналом.

29

Беседы с учащимися. Итоги четверти.

31-2 ноября

31

Я , мои успехи и неудачи. Тренинговое занятие. Подведение итогов четверти.

1

Итоги четверти. Беседы с учителями предметниками.

2

Генеральная уборка в классе. Беседы с родителями об итогах первой четверти- по согласованию.

План работы на каникулы.

Дата, время

Название мероприятия, место проведения.

Ответственные

Результат

Учащиеся, требующие особого внимания.

ФИ ученика

ФИО родителей

телефон

1

Еремин Илья

Филиппова Наталья Алексеевна

2

Морозов Антон

Гореленко Инна Васильевна

З- 93

 Работа с учащимися, требующими  особого внимания.

1 полугодие

ФИ ученика

Проблема

Занятость

Поручение

1

Еремин Илья

Понижен слух, ложь в общении

Творческий отдел

2

Морозов Антон

Агрессивность

Юный пожарник

2 полугодие

ФИ ученика

Проблема

Занятость

Поручение

1

Еремин Илья

2

Морозов Антон

Содержание работы с учащимися, требующими особого внимания.

ФИ

Дата

 Проблема

Содержание деятельности

Результат

План работы на 2 четверть.

Я и моя семья.

Ведущая идея периода:

Способствовать расширению нравственного опыта учащихся, предостережению от возможных ошибок с близкими и со сверстниками.

Воспитательные задачи:

Воспитание сильной волевой личности, развитие умения оценивать себя и близких с точки зрения гуманистической морали, формирование в молодом поколении таких черт национального характера, как: милосердие, доблесть, совесть.

Развивать увлеченность учащихся  путем вовлечения в кружки по интересам,

Вовлечение родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников.

Направление

деятельности

Неделя

Содержание деятельности,

Название мероприятия

Интеллектуальная

( познавательная)

10- 12 ноября

Старт интеллектуального марафона.

14-19 ноября

Конкурс эрудитов.

21- 26 ноября

Беседы с учителями предметниками « Ситуация с учебой в классе».

28-3 декабря

«Счастливый случай!».

5-10 декабря

Участие в неделе математики.

12-17 декабря

Беседа с заместителем директора о предварительных итогах четверти.

19-24 декабря

26- 29 декабря

Спортивно- оздоровительная

10- 12 ноября

Профилактика гриппа.

14-19 ноября

Организация питания в классе.

21- 26 ноября

ЧО Курение- коварная ловушка.

28-3 декабря

Организация питания на декабрь. Контроль.

5-10 декабря

12-17 декабря

19-24 декабря

 День здоровья. Вода- водица. ПДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

26- 29 декабря

Ценностно- ориентированная

( нравственная, гражданско- патриотическая)

10- 12 ноября

«Это должен знать каждый». Профилактика противопожарной безопасности.

14-19 ноября

ЧО Учимся сотрудничать.

21- 26 ноября

28-3 декабря

5-10 декабря

Учимся быть культурными.

12-17 декабря

ЧО Символы России.

19-24 декабря

26- 29 декабря

Образная, проектно- творческая деятельность

10- 12 ноября

Мир вокруг нас.

14-19 ноября

Участие в неделе искусства.

21- 26 ноября

Выставка, фотовыставка «Дорогая самая».

28-3 декабря

Сделай сам. Открытие мастерской Деда Мороза. Подготовка к Новому году.

5-10 декабря

12-17 декабря

Создание презентации «Наша дружная семья».

19-24 декабря

Украшение классной комнаты.

26- 29 декабря

Участие в новогоднем вечере- карнавале.

 Коммуникативная, социальная

10- 12 ноября

Мои права и обязанности. Старт 2 четверти.

14-19 ноября

Права и обязанности ученика 5 класса. ( в рамках Всемирного дня ребенка).

21- 26 ноября

Игра « По каким правилам мы живем?»

28-3 декабря

5-10 декабря

12-17 декабря

19-24 декабря

26- 29 декабря

Итоги четверти. Анкетирование.

Взаимодействие с родителями учащихся

10- 12 ноября

Беседы с родителями о начале 2 четверти.

14-19 ноября

Беседы с родителями об интересах учащихся

 ( посещение кружков).

21- 26 ноября

« Моя семья- мое богатство». День Матери.

28-3 декабря

Посещение семей Слезко, Соломенной с целью выяснения ситуации в семье и условий для занятий ребенка.

5-10 декабря

Классное родительское собрание. Воспитание гражданина в семье.

12-17 декабря

19-24 декабря

Приглашение родителей к участию в новогоднем вечере.

26- 29 декабря

Беседы с родителями об итогах 2 четверти.

Ежедневник.

Неделя

Дата

Содержание                    деятельности

10- 12 ноября

10

Старт интеллектуального марафона. Профилактика гриппа. « Это должен знать каждый»- профилактика противопожарной безопасности.

11

Организация питания в классе.

12

Беседы с родителями о начале 2 четверти ( по согласованию).

14- 19 ноября

14

Участие в неделе искусства. Учимся сотрудничать. Конкурс эрудитов.

15

Беседы с учащимися о начале 2 четверти.

16

Беседы с родителями об интересах учащихся ( посещение кружков). Организация горячего питания в классе.

17

Проведение подвижных перемен. Контроль.

18

Работа с дневниками, классным журналом, изучение педагогической литературы.

19

Генеральная уборка в классе. Права и обязанности ученика 5 класса. ( в рамках всемирного дня ребенка).

21-26 ноября

21

Игра « По каким правилам мы живем?». ЧО Курение- коварная ловушка.

22

Подготовка к празднику. Изучение педагогической литературы.

23

Беседа с учителями- предметниками « Ситуация с учебой в классе».

24

Организация питания. Контроль.

25

Работа с дневниками, классным журналом, изучение педагогической литературы. « Дорогая самая». День матери.

26

Генеральная уборка в классе.

28- 3 декабря

28

Игра « Счастливый случай».

29

Беседы с учащимися о радостях и проблемах класса.

30

Посещение семей Слезко и Соломенной. Ситуация в семье.

1

Сделай сам. Открытие Мастерской Деда Мороза.

2

Работа с дневниками, классным журналом, изучение педагогической литературы.

3

Генеральная уборка в классе.

5- 10 декабря

5

ЧО Учимся быть культурными.

6

Подготовка к классному родительскому собранию.

7

Классное родительское собрание « Воспитание гражданина в семье».

8

Организация питания на декабрь. Контроль.

9

Работа с дневниками, классным журналом.

10

Генеральная уборка в классе.

12- 17 декабря

12

Урок России. Символы Отчизны.

13

Создание фотоальбома « Наша дружная семья». Презентация.

14

Проведение подвижных перемен.

15

Беседа с заместителем директора о предварительных итогах четверти.

16

Работа с дневниками, классным журналом, изучение педагогической литературы.

17

Генеральная уборка в классе.

19- 24 декабря

19

ПДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

20

Репетиции.

21

Репетиции.

22

Беседы с родителями о предварительных итогах четверти. ( по согласованию).

23

Работа с дневниками, классным журналом.

24

Генеральная уборка в классе.

 День здоровья. Вода- водица.

26- 29 декабря

26

ЧО « Я, ты, мы». Итоги четверти. Анкетирование.

27

Обработка анкет. Репетиции. Генеральная уборка.

28

 Репетиции. Генеральная уборка

29

Новогодний вечер- карнавал.