Методическая копилка
Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего и подготовительного возраста:
«Семейный бюджет»
Номинация «Лучшая дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»
Подготовила воспитатель МБДОУ г. Калачинска
детский сад №1 Чернобай Юлия Николаевна.
Игра прекрасно подойдет для детей старшего и подготовительного возраста. В легкой, игровой форме детям объясняется, что такое семейный бюджет, из чего он складывается и как можно избежать лишних затрат.
Цель игры: формирование знаний детей о расходах и доходах семьи.
Задачи игры:
- Приумножить семейный бюджет;
- Развивать знания о дополнительных доходах и расходах семьи;
- Уметь грамотно распоряжаться семейным бюджетом;
- Воспитывать бережное отношение к деньгам.
В игру входит: игровое поле, кубик, 4 мешочка, 4 фишки, монеты, карточки с заданиями.
Правила игры: в игре могут участвовать от двух до четырех игроков + ведущий. В роли ведущего выступает воспитатель, который будет читать задания и следить за ходом игры.
Перед началом игры участникам выдается 10 монет – это будет составлять семейный бюджет .
В центр игрового поля (банк) размещаются остальные монеты. Туда игроки будут отдавать свои монеты (делать расходы) и брать (получать доходы) в зависимости от задания, которое выпадет участнику.
Задача игроков приумножить семейный бюджет. Побеждает тот, у кого в конце игры в мешочке окажется наибольшее количество монет.
Ход игры: участники расставляют свои фишки у поля «Старт» и по очереди бросают кубик, передвигаясь по кружкам игрового поля. На каждом поле есть свой цвет, обозначающий «доход» (зеленый) или «расход» (красный) семейного бюджета. Рядом с игровым полем «рубашкой» вверх лежат две стопки карточек: «Доходы» и «Расходы» семьи. В зависимости от цвета, на который встал игрок берется карточка и выполняется задание, написанное на ней.
Сами карточки прямоугольной формы, на одной ее стороне написано
«Доходы» (зеленым цветом) или «Расходы» (красным цветом). А так же изображена картинка Домовенка, где он веселый или грустный, в
зависимости от карточки на которой он находится, так детям становится понятно от чего грустит или радуется Домовенок. На обороте карточки со словом «доход» может быть написано: мама получила зарплату 10 монет или брат получил стипендию 7 монет, а на карточке «расходы» можно прочитать: оплатить коммунальные услуги 5 монет или поход в кинотеатр 2 монеты и так далее. В этих же стопках попадаются карточки, на которых написано
«Непредвиденные расходы», например ремонт автомобиля 5 монет или
«Незапланированные доходы»: дедушка выиграл лотерею 6 монет. Так дети, узнают, что помимо обязательных доходов/расходов бывают и дополнительные.
Игра считается завершенной после того, как первый участник дойдет до поля
«Финиш». Затем ведется подсчет семейного бюджета игроков, набравший наибольшее количество монет считается победителем.
Игра
«Семейный бюджет»
На карточках изображен
Домовенок, так как он не любит, когда деньги утекают из семейного бюджета на карточке «расход» он грустный, а если случаются
«непредвиденные расходы» он расстроен еще больше. Но зато Домовенок весел, когда растут
доходы семьи и просто счастлив, когда случаются
«незапланированные доходы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего и подготовительного возраста:
«Семейный бюджет»
Номинация «Лучшая дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»
Подготовила воспитатель МБДОУ г. Калачинска
детский сад №1 Чернобай Юлия Николаевна.
Игра прекрасно подойдет для детей старшего и подготовительного возраста. В легкой, игровой форме детям объясняется, что такое семейный бюджет, из чего он складывается и как можно избежать лишних затрат.
Цель игры: формирование знаний детей о расходах и доходах семьи.
Задачи игры:
- Приумножить семейный бюджет;
- Развивать знания о дополнительных доходах и расходах семьи;
- Уметь грамотно распоряжаться семейным бюджетом;
- Воспитывать бережное отношение к деньгам.
В игру входит: игровое поле, кубик, 4 мешочка, 4 фишки, монеты, карточки с заданиями.
Правила игры: в игре могут участвовать от двух до четырех игроков + ведущий. В роли ведущего выступает воспитатель, который будет читать задания и следить за ходом игры.
Перед началом игры участникам выдается 10 монет – это будет составлять семейный бюджет .
В центр игрового поля (банк) размещаются остальные монеты. Туда игроки будут отдавать свои монеты (делать расходы) и брать (получать доходы) в зависимости от задания, которое выпадет участнику.
Задача игроков приумножить семейный бюджет. Побеждает тот, у кого в конце игры в мешочке окажется наибольшее количество монет.
Ход игры: участники расставляют свои фишки у поля «Старт» и по очереди бросают кубик, передвигаясь по кружкам игрового поля. На каждом поле есть свой цвет, обозначающий «доход» (зеленый) или «расход» (красный) семейного бюджета. Рядом с игровым полем «рубашкой» вверх лежат две стопки карточек: «Доходы» и «Расходы» семьи. В зависимости от цвета, на который встал игрок берется карточка и выполняется задание, написанное на ней.
Сами карточки прямоугольной формы, на одной ее стороне написано
«Доходы» (зеленым цветом) или «Расходы» (красным цветом). А так же изображена картинка Домовенка, где он веселый или грустный, в
зависимости от карточки на которой он находится, так детям становится понятно от чего грустит или радуется Домовенок. На обороте карточки со словом «доход» может быть написано: мама получила зарплату 10 монет или брат получил стипендию 7 монет, а на карточке «расходы» можно прочитать: оплатить коммунальные услуги 5 монет или поход в кинотеатр 2 монеты и так далее. В этих же стопках попадаются карточки, на которых написано
«Непредвиденные расходы», например ремонт автомобиля 5 монет или
«Незапланированные доходы»: дедушка выиграл лотерею 6 монет. Так дети, узнают, что помимо обязательных доходов/расходов бывают и дополнительные.
Игра считается завершенной после того, как первый участник дойдет до поля
«Финиш». Затем ведется подсчет семейного бюджета игроков, набравший наибольшее количество монет считается победителем.
Игра
«Семейный бюджет»
На карточках изображен
Домовенок, так как он не любит, когда деньги утекают из семейного бюджета на карточке «расход» он грустный, а если случаются
«непредвиденные расходы» он расстроен еще больше. Но зато Домовенок весел, когда растут
доходы семьи и просто счастлив, когда случаются
«незапланированные доходы».
Предварительный просмотр:
Кейс игр инженерной направленности
для дошкольников
« Построй мост» (индивидуальная или парная игра)
Возраст:5-7 лет
Цель: развитие логического, пространственного мышления, умения решать проблемы, учитывая заданные условия
Материалы:
- Две опоры( например, коробки или книги).
- Различные материалы для строительства моста (деревянные палочки, картонные полоски, бумага, скотч или клей, небольшие камни.
Подготовка:
Установите две опоры на столе на расстоянии 20-30см друг от друга.
Подготовьте материалы для строительства моста.
Ход игры:
- Задача: Предложите ребенку построить мост между двумя опорами, который сможет выдержать определенный вес ( например, небольшую игрушку или несколько камней).
- Планирование: Ребенок должен продумать конструкцию моста, выбрать подходящие материалы и определить последовательность действий.
- Строительство: Ребенок строит мост, используя предложенные материалы.
- Испытание: После завершения строительства ребенок испытывает мост на прочность, помещая на него игрушку или камни.
Условия и усложнения:
- Увеличить расстояние между опорами.
- Ограничить количество материалов, которые можно использовать для строительства.
- Увеличить вес, который должен выдержать мост.
Оценка:
- Оцените логичность и продуманность конструкции.
- Оцените прочность и устойчивость моста.
- Оцените умение решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.
« Строим город будущего» (коллективная игра)
Возраст:5-7 лет
Цель: Развитие пространственного мышления, воображения, умения работать в команде, планировать свою деятельность, учитывать заданные условия.
Материалы:
- Большой лист бумаги или ткани для основания города.
- Разнообразные конструкторы.
- Природные материалы( ветки, листья, камни)
- Картонные коробки разных размеров.
- Цветная бумага, клей, ножницы, маркеры.
Подготовка:
- Подготовьте место для строительства города (большой стол или пол).
- Соберите все необходимые материалы.
- Разделите детей на группы (3-4 человека).
Ход игры:
- Обсуждение: Предложите детям представить каким будет город будущего. Обсудите, какие здания и сооружения должны быть в этом городе.
- Планирование: Каждая группа должна выбрать, какой объект они будут строить и разработать план его строительства.
- Строительство: Дети строят свои объекты из предложенных материалов, следуя своим планам.
- Размещение: Когда все объекты готовы, дети размещают их на общем основании, создавая город будущего.
- Презентация : Каждая группа рассказывает о своем объекте, его назначение о особенностях.
Условия и усложнения:
- Задать определенную тему для города ( например, экологичный город, город для роботов).
- Построить город, устойчивый к землетрясениям.
Оценка:
- Оцените креативность и оригинальность идей.
- Оцените умение работать в команде и договариваться.
- Оцените качество и устойчивость объектов.
Игры, направленые на знакомство детей с сельскохозяйственными профессиями, технологиями и процессами, а также на развитие инженерного мышления в контексте агропромышленности. Эти игры помогут детям не только развить инженерные навыки, но и познакомиться с важной отраслью экономики – агропромышленностью, а также сформировать уважительное отношение к труду фермеров.
"Ферма будущего" (коллективная игра, 5-7 лет):
Цель: Развитие пространственного мышления, воображения, умения планировать, работать в команде, проектировать автоматизированные системы.
Материалы:
- Большой лист бумаги или кусок ткани для основания фермы.
- Конструкторы LEGO (или аналоги) для строительства зданий фермы, техники и автоматизированных систем.
- Фигурки животных, людей (фермеров).
- Природные материалы (веточки, листья, песок) для создания ландшафта.
- Коробки, пластиковые стаканчики для организации хранения урожая.
Ход игры:
1. Обсуждение: Предложите детям представить, какой будет ферма будущего. Обсудите, какие процессы на ферме можно автоматизировать (полив, кормление животных, сбор урожая).
2. Планирование: Разделите детей на группы: архитекторы (проектируют здания фермы), инженеры-механики (проектируют технику для обработки земли и сбора урожая), инженеры- автоматизаторы (проектируют системы автоматического полива, кормления животных, контроля температуры и влажности).
3. Строительство: Каждая группа строит свои объекты из предложенных материалов.
4. Размещение: Все объекты размещаются на общем основании, создавая ферму будущего.
5. Презентация: Каждая группа рассказывает о своем объекте, его функциях и принципах работы.
Инженерные задачи:
- Спроектировать систему автоматического полива, использующую датчики влажности почвы.
- Построить систему автоматического кормления животных, которая учитывает их возраст и потребности.
"Теплица" (индивидуальная игра, 5-7 лет)
Цель: Знакомство с принципами создания микроклимата для растений, развитие наблюдательности, заботы о растениях.
Материалы:
- Пластиковый контейнер с прозрачной крышкой или большая стеклянная банка.
- Земля.
- Семена растений (например, кресс-салат, горох).
- Вода.
- Небольшая лейка или пульверизатор.
Ход игры:
1. Подготовка: Ребенок насыпает землю в контейнер, сажает семена и поливает их.
2. Создание теплицы: Ребенок закрывает контейнер крышкой, создавая эффект теплицы.
3. Наблюдение: Ребенок ежедневно наблюдает за ростом растений, поливает их при необходимости и проветривает теплицу.
Инженерные задачи:
- Спроектировать систему вентиляции для теплицы, чтобы предотвратить перегрев растений.
- Создать систему освещения для теплицы, чтобы обеспечить растения достаточным количеством света в пасмурные дни.
"Робот-помощник фермера" (парная игра, 5-7 лет):
Цель: Развитие логического и алгоритмического мышления, умения работать в паре, знакомство с принципами программирования роботов.
Материалы:
- Игрушка-робот (если есть, если нет - можно использовать коробку и разукрасить ее).
- Карточки с командами (например, "вперед", "назад", "влево", "вправо", "собрать урожай").
- Маленькие предметы (муляжи овощей и фруктов).
Ход игры:
1. Задача: Один ребенок – программист, другой – робот. Программист должен составить программу для робота, чтобы он выполнил определенные задачи на ферме (например, собрать урожай, полить растения).
2. Программирование: Программист составляет программу из карточек с командами.
3. Выполнение: Робот выполняет программу, перемещаясь по ферме и выполняя заданные действия.
Инженерные задачи:
- Составить программу для робота, который может отличать спелые плоды от неспелых.
- Создать алгоритм для робота, который может самостоятельно находить путь к определенному объекту на ферме.
"Полив огорода" (индивидуальная игра, 5-7 лет)
Цель: Развитие инженерного мышления, понимание принципов работы гидротехнических сооружений, экономии воды.
Материалы:
- Емкость с водой.
- Тонкий шланг или трубка.
- Шприц без иглы (или маленькая помпа).
- Несколько маленьких горшочков с землей (можно использовать муляжи растений).
Ход игры:
1. Задача: Создать систему полива огорода из подручных материалов.
2. Конструирование: Соедините шприц (или помпу) со шлангом.
3. Полив: Поместите один конец шланга в емкость с водой, а другой – направьте на горшочки с "растениями". Нажимая на шприц (или помпу), создайте поток воды и полейте "огород".
Инженерные задачи:
- Разработать систему капельного полива.
Общие рекомендации:
- Связывайте игры с реальной жизнью: Рассказывайте детям о том, как работают современные фермы, какие технологии используются в сельском хозяйстве.
- Задавайте открытые вопросы: Стимулируйте детей к размышлениям и поиску решений.
- Предоставляйте детям свободу творчества: Не ограничивайте их жесткими рамками, дайте возможность экспериментировать и придумывать свои собственные решения.
- Используйте наглядные материалы: Показывайте детям фотографии и видеоролики о современных фермах, технике и технологиях.
- Организуйте экскурсии (по возможности): Посетите местную ферму или сельскохозяйственное предприятие, чтобы дети увидели все своими глазами.




