Рабочая программа

Веденёва Юлия Борисовна

Здесь вы можете познакомиться  с рабочей программой 3 класса по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc362.5 КБ
Microsoft Office document icon matematika.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/__________/

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 3»

___________        /___________/

ФИО

«___» __________20__г.

«Утверждено»

Руководитель        

 МОУ «СОШ № 3»

___________        /__________/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» ___________20__г.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Веденёвой Юлии Борисовны

учителя начальных классов

1 категория

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

программа «Планета Знаний»

3 «Б» класс

2011 – 2012  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

              Программа по литературному чтению разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (журн. «Вестник образования России». – 2004. - № 12). Она разработана в целях формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной.

Общая характеристика учебного предмета

          Содержание и построение курса литературное чтение определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

        Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом.

         В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими  проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала.

       Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «круг чтения», может корректироваться, расширяться.

      Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

      Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

           Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

           В программе особой внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

           На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. В третьем классе повешенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественно произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

       Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

        В программе представлена система заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

         Важной часть курса «Литературное чтение» является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В третьем классе отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Также учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

          Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Основные задачи курса литературного чтения:

  1. формирование потребности чтения художественной литературы;
  2. развитие навыков чтения вслух и про себя;
  3. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  4. освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
  5. развитие устной и письменной речи;
  6. формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
  7. развитие воображения, творческих способностей ребенка;
  8. формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  9. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  10. обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса литературное чтение в 3 классе отводится 3 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа.

Рабочая программа  составлена по авторской программе «Планета Знаний» 3 класс по учебному комплексу Э.Э. Кац.

Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, проектная работа,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, энциклопедии, демонстрационный материал.

Учебно-тематическое планирование

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

предмет

Класс    3 «Б»        

Учитель  Веденёва Юлия Борисовна        

Количество часов

Всего 102  часа; в неделю  3   час.

Планирование составлено на основе программы «Планета Знаний».

Учебник:

Литературное чтение: 3 класс: учебник: В 3 ч. / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Литературное чтение: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  2. Обучение в 3-м класса по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Э.Э.Кац. - М.: АСТ: Астрель, 2009;
  3. Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 3 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Уж небо осенью дышало…»

    К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М.Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.Бунин «Листопад»; Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Народные сказки

     Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Поэтические страницы

     А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю.Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г.Сапгир «Сны».

О мужестве и любви

     В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л.Толстой «Прыжок».

«Зимы ждала, ждала природа…»

     А.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою», С.Есенин «Разгулялась вьюга…».

Авторские сказки

     А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л.Толстой «Царь и рубашка».

Басни

     О.Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две бочки».

          Пословицы.

Братья наши меньшие

     А.Чехов «Белолобый»; М.Пришвин «Лимон»; Л.Толстой «Лев и собачка»; К.Паустовский «Кот Ворюга».

О совести и долге

     Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А.Кешоков «Мне больно, мальчики»; К.Паустовский «Тёплый хлеб».

Весна пришла

     Русские народные песни «Жаворонушки», «Берёзонька»; А.Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К.Бальмонт «Золотая рыбка»; М.Пришвин «Лесная капель».

И в шутку, и всерьёз

     Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь  закрой!»; М.Зощенко «Великие путешественники».

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Самостоятельное чтение

1

«Уж небо осенью дышало»

12

А.Фет «Осенняя роза»

А.Жигулин «Загорелась лист-ва на березах…»

2

Народные сказки

10

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Казахская народная сказка «Мастер Али»

3

Поэтические страницы

5

К Бальмонт «У чудищ».

С. Островой «Сказки».

4

О мужестве и любви

5

В. Астафьев «Белогрудка»

5

«Зимы ждала, ждала природа…»

7

И.Бунин «Первый снег»

А.Твардовский «Утро»

М. Пришвин из книги «Глаза земли».

6

Авторские сказки

11

Х.К.Андерсен «Штопальная игла»

С.Седов «Король красуется»

7

Басни

10

Федр «Лягушка и мышь»

Л.Н.Толстой «Комар и лев»

И.А.Крылов «Мышь и крыса»

8

Братья наши меньшие

9

С.Чёрный «Ослёнок»

А.И.Куприн «Завирайка»

9

О совести и долге

12

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

Р.Сеф «Добрый человек»

10

Весна пришла

8

В.Астафьев «Весенний остров»

О.Дриз «Как сделать утро волшебным»

11

И в шутку и всерьёз

11

А.Усачёв «На чём держится земля»

А.Дорофеев «Укушенные»


№ п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Элементы дополнитель-ного (необязатель-ного) содержания

1 ЧЕТВЕРТЬ

1. УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО (12 ч)

1.1

Знакомимся с учебником.

1

5.09

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь, мультиме-диа.

1.2

К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

1

7.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, иллюстрация бар-сука.

с. 4-9

р.т. с.3-4

Синонимы

1.3

К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

1

9.09

Комбинированный

Портрет писателя.

с. 4-9

р.т. с.3-4

Олицетворе-ние

1.4

И.А.Бунин «Листопад»

1

12.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, картина И.Левитана «Золотая осень» и др.

с. 10-12

р.т. с.5-6

1.5

И.А.Бунин «Листопад»

1

14.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, картина И.Левитана «Золотая осень» и др.

с. 10-12

р.т. с.5-6

Сравнение

1.6

М.М.Пришвин «Хрустальный день».

1

16.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, сообщение детей о писетеле. Картинки, фотографии изде-лий из хрусталя.

с. 13-15

р.т. с.6-7

Сравнение

1.7

М.М.Пришвин «Капитан-паук».

1

19.09

Комбинированный

Портрет писателя, картинки паука, грибов.

с. 13-15

р.т. с.6-7

1.8

М.М.Пришвин  «Недосмотрен-ные грибы».

1

21.09

Комбинированный

Портрет писателя.

с. 16-17

р.т. с.8-9

1.9

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки».

1

22.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, мультимедиа.

1.10

К.Паустовский «Подарок».

1

26.09

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, картинки берёзки.

с. 18-23

р.т. с.9-10

1.11

К.Паустовский «Подарок».

1

28.09

Комбинированный

Портрет писателя.

с. 18-23

р.т. с.9-10

1.12

Внеклассное чтение Картинная галерея: И.И. Левитан «Лесное озеро»

1

29.09

Комбинированный

Мультимедиа

с. 24-25

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

2. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ  (10 ч)

2.1

(13)

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

1

3.10

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 28-36

р.т. с.11-12

Русская народная песня

2.2

(14)

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

1

5.10

Комбинированный

с. 29-36

р.т. с.12-13

2.3

(15)

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

1

6.10

Комбинированный

с. 37-45

р.т. с.13-14

2.4

(16)

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

1

10.09

Комбинированный

с. 37-45

р.т. с.13-14

2.5

(17)

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

1

12.09

Комбинированный

Карта полушарий. Картинка жабы.

с. 47-49

р.т. с.15-16

2.6

(18)

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка).

1

13.09

Комбинированный

Карта полушарий.

с. 50-53

р.т. с.15-16

2.7

(19)

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

1

17.10

Комбинированный

Карта полушарий.

с. 54-61

р.т. с.17-18

2.8

(20)

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

1

19.10

Комбинированный

с. 54-61

р.т. с.17-18

Характеристи-ка героев сказки, мотивы их поведения.

2.9

(21)

Картинная галерея:  В.М.Васне-цов «Иван-царевич на Сером волке»

1

20.10

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 62-63

р.т. с.19

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

2.10

(22)

Внеклассное чтение. Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «По щучьему велению».

1

24.10

Комбинированный

3. ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ  (5 ч)

3.1

(23)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

1

26.10

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, сообщение детей о писетеле.

с. 82-83

р.т. с.22-23

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

3.2

(24)

Ю.Мориц «Песенка про сказку»

1

27.10

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 84-85

р.т. с.23-24

Слова-омографы

II ЧЕТВЕРТЬ

3.3

(25)

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

1

7.11

Комбинированный

Карта полушарий. Аншлаги. Картинки.

с. 86-87

р.т. с.24-25

3.4

(26)

Г. Сапгир «Сны»

1

9.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 88-89

р.т. с. 26

Многознач-ность слова

3.5

(27)

Внеклассное чтение. Стихи поэтов – классиков XIX - начала XX века для детей.

1

10.11

Комбинированный

4. О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ  (6 ч)

4.1

(28)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась».

1

14.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 91-93

р.т. с. 27

4.2

(29)

В.Белов «Еще раз про Мальку»

1

16.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 94-96

р.т. с. 28

4.3

(30)

И.С.Тургенев «Воробей»

1

17.11

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 97-98

р.т. с. 29

4.4

(31)

Н.Г. Гарин - Михайловский «Тё-ма и Жучка».

1

21.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 99-108

р.т. с. 30-32

4.5

(32)

Н.Г. Гарин - Михайловский «Тё-ма и Жучка».

1

23.11

Комбинированный

с. 99-108

р.т. с. 30-32

4.6

(33)

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

24.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 109-112

р.т. с. 32-34

5. ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (7 ч)

5.1

(34)

С.Есенин «Разгулялась вьюга…»

1

28.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, сообщения детей, ТСО.

с. 4-5

р.т. с. 36-37

5.2

(35)

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…»

1

30.11

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, сообщения детей, ТСО.

с. 6-7

р.т. с. 37-38

5.3

(36)

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

1.12

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, ТСО.

с. 8-9

р.т. с. 39

5.4

(37)

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

1

5.12

Комбинированный

Мультимедиа

с. 10-11

р.т. с. 40-41

5.5

(38)

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою …»

1

7.12

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, сообщения детей, ТСО.

с. 12-13

р.т. с. 42-43

5.6

(39)

Внеклассное чтение. Е.Шварц «Два брата», В.Каверин «Песочные часы».

1

8.12

Комбинированный

5.7

(40)

Картинная галерея: Н.Крылов «Зима»

1

12.12

Комбинированный

с. 14-15

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

6. АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (11 ч)

6.1

(41)

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

14.12

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 19-47

р.т. с. 44-47

6.2

(42)

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

15.12

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 19-47

р.т. с. 44-47

6.3

(43)

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

19.12

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 19-47

р.т. с. 44-47

6.4

(44)

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

21.12

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки детей.

с. 19-47

р.т. с. 44-47

Олицетворе-ние

6.5

(45)

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

22.12

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки детей, ТСО.

с. 19-47

р.т. с. 44-47

6.6

(46)

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

26.12

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 48-56

р.т. с. 3-5

6.7

(47)

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

28.12

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки детей.

с. 48-56

р.т. с. 3-5

6.8

(48)

Х.К. Андерсен «Штопальная игла»

1

29.12

Комбинированный

Портрет писателя, рисунки детей.

с. 59-63

Сочинение на тему

III ЧЕТВЕРТЬ

6.9

(49)

Х.К. Андерсен «Старый уличный фонарь», «Снеговик».

1

12.01

Комбинированный

6.10

(50)

Л.Н. Толстой «Царь и рубашка»

1

16.01

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 57-58

р.т. с. 6-7

6.11

(51)

Внеклассное чтение: С.Седов «Король красуется»

1

18.01

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 64-65

Олицетворе-ние

7. БАСНИ (10 ч)

7.1

(52)

О. Мандельштам «Муха».

1

19.01

Комбинированный

Портрет, аншлаги.

с. 66

р.т. с. 8-9

Басня

7.2

(53)

Эзоп «Мухи».

1

23.01

Комбинированный

с. 67

р.т. с. 9-10

7.3

(54)

Эзоп «Кошка и мыши»

1

25.01

Комбинированный

с. 68

р.т. с. 11-12

7.4

(55)

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

1

26.01

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 69

р.т. с. 11

7.5

(56)

Л. Н. Толстой «Лгун»

1

30.01

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 70

р.т. с. 12

7.6

(57)

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

1

1.02

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 71

р.т. с. 13

7.7

(58)

И.А.Крылов «Слон и Моська»

1

2.02

Комбинированный

с. 72-73

р.т. с. 14-15

Устаревшие слова

7.8

(59)

И.А.Крылов «Две бочки»»

1

6.02

Комбинированный

с. 74-75

р.т. с. 15-16

7.9

(60)

Пословицы

1

8.02

Комбинированный

с. 75

р.т. с. 17-18

7.10

(61)

Внеклассное чтение. Развива-ющий час по басням И.А.Крылова.

1

9.02

Комбинированный

8. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (9 ч)

8.1

(62)

А.П. Чехов «Белолобый»

1

13.02

Комбинированный

Портрет писателя, сообщение детей, выставка книг, ТСО.

с. 80-87

р.т. с. 19-20

8.2

(63)

А.П. Чехов «Белолобый»

1

15.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 80-87

р.т. с. 19-20

8.3

(64)

М.М. Пришвин «Лимон»

1

16.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, кар-тинки лимона, со-бачки.

с. 88-93

р.т. с. 21-23

8.4

(65)

М.М. Пришвин «Лимон»

1

20.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 88-93

р.т. с. 21-23

8.5

(66)

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

22.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, кар-тинки льва, собачки.

с. 94-95

р.т. с. 24-25

8.6

(67)

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

1

27.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, картинки кота.

с. 96-101

р.т. с. 26-27

8.7

(68)

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

1

29.02

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 96-101

р.т. с. 26-27

8.8

(69)

Картинная галерея: Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой».

1

1.03

Комбинированный

с. 108-109

р.т. с. 29

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

8.9

(70)

Внеклассное чтение. К.Паустов-ский «Растрёпанный воробей».

1

5.03

Комбинированный

9. О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ  (12 ч)

9.1

(71)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

7.03

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 110-117

р.т. с. 30-31

9.2

(72)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

12.03

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 110-117

р.т. с. 30-31

9.3

(73)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

14.03

Комбинированный

с. 110-117

р.т. с. 30-31

9.4

(74)

А. П. Платонов «Разноцветная бабочка»

1

15.03

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 4-15

р.т. с. 32-34

Мотивы поведения героев произведения

9.5

(75)

А. П. Платонов «Разноцветная бабочка»

1

19.03

Комбинированный

с. 4-15

р.т. с. 32-34

9.6

(76)

А. П. Платонов «Разноцветная бабочка»

1

21.03

Комбинированный

с. 4-15

р.т. с. 32-34

Прием увеличения

9.7

(77)

А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

1

22.03

Комбинированный

Портрет поэта.

с. 16

р.т. с. 35

IV ЧЕТВЕРТЬ

9.8

(78)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

2.04

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 17-29

р.т. с. 36-38

9.9

(79)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

4.04

Комбинированный

с. 17-29

р.т. с. 36-38

9.10

(80)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

5.04

Комбинированный

с. 17-29

р.т. с. 36-38

Связь произведений литературы с произведении-ями живописи

9.11

(81)

К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

1

9.04

Комбинированный

Мультимедиа

с. 30-34

9.12

(82)

Внеклассное чтение. В.Бианки «Лесные домишки».

1

11.04

Комбинированный

10. ВЕСНА ПРИШЛА  (8 ч)

10.1

(83)

Народные песни «Жаворонуш-ки…»

1

12.04

Комбинированный

Мультимедиа

с. 35

р.т. с. 40

Определение языковых средств художествен-ной вырази- тельности. Контраст.

10.2

(84)

Народные песни «Берёзонька»

1

16.04

Комбинированный

с. 36

р.т. с. 40

10.3

(85)

А.А. Фет «Весенний дождь»

1

18.04

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, ТСО.

с. 37

р.т. с. 41-42

10.4

(86)

М. Пришвин «Лесная капель»

1

19.04

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 38-39

р.т. с. 42-45

Олицетворе-ние

10.5

(87)

К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

23.04

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, ТСО.

с. 40-41

р.т. с. 46-47

10.6

(88)

А.А. Фет «Рыбка»

1

25.04

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, ТСО.

с. 42

р.т. с. 48-49

10.7

(89)

В. Астафьев «Весенний остров»

1

26.04

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 43-44

10.8

(90)

Внеклассное чтение. Детские журналы: «Мурзилка, «Просто-квашино», «Миша» и др.

1

30.04

Комбинированный

11. И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ  (11 ч)

11.1

(91)

Шутки-прибаутки

1

2.05

Комбинированный

с. 46-47

11.2

(92)

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

1

3.05

Комбинированный

с. 48-53

р.т. с. 50-51

11.3

(93)

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

1

7.05

Комбинированный

с. 48-53

р.т. с. 50-51

11.4

(94)

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

1

10.05

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг.

с. 54-61

р.т. с. 52-53

11.5

(95)

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

1

14.05

Комбинированный

с. 54-61

р.т. с. 52-53

11.6

(96)

Внеклассное чтение.

А. Линдгрен «»Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

1

16.05

Комбинированный

Портрет писателя, выставка книг, ТСО.

11.7

(97)

С Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка)

1

17.05

Комбинированный

Мультимедиа.

с. 62-63

р.т. с. 55-56

11.8

(98)

С Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка)

1

21.05

Комбинированный

с. 64-65

р.т. с. 57-58

11.9

(99)

М. Зощенко «Великие путешественники»

1

23.05

Комбинированный

Мультимедиа

с. 66-74

р.т. с. 59-60

11.10

(100)

М. Зощенко «Великие путешественники»

1

24.05

Комбинированный

с. 66-74

р.т. с. 59-60

11.11

(101)

А.Усачёв «На чём держится земля»

1

28.05

Комбинированный

(102)

А.Дорофеев «Укушенные»

1

30.05

Комбинированный

(103)

Внеклассное чтение. Игра «Цветик-семицветик» по теме: «Мы – читатели…»

1

31.05

Комбинированный


Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся.

   Учащиеся должны уметь:

  • Правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
  • Объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
  • Определять тему и главную мысль произведения.
  • Ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно).
  • Составлять план произведения, рассказывать о героях.
  • Сопоставлять разных героев.
  • Определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его.
  • Выявлять отношение автора к персонажам.
  • Делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
  • Создавать словесные иллюстрации к художественному тексту.
  • Вести рассказ от лица героя.
  • Читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
  • Различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя различия.
  • Различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.).
  • Находить в тексте сравнения метафоры, олицетворения.
  • Выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.

   Учащиеся должны знать:

  • Фамилии 3-4 (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей.
  • Знать наизусть 8-10 стихотворений.

Список литературы по реализации программы.

Для учителя:

  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник: В 3 ч. / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  2. Литературное чтение: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2010;
  3. Обучение в 3-м класса по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Э.Э.Кац. - М.: АСТ: Астрель, 2009;
  4. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс/авт.-сост. С.В.Кутявина.- М.: ВАКО, 2006;
  5. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1-2.- М.:Дрофа, 2007;
  6. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс/авт.-сост.С.В.Кутявина. – М.: «ВАКО», 2006.

Для ученика:

  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник: В 3 ч. / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  2. Литературное чтение: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2010.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/__________/

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 3»

___________        /___________/

ФИО

«___» __________20__г.

«Утверждено»

Руководитель        

 МОУ «СОШ № 3»

___________        /__________/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» ___________20__г.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Веденёвой Юлии Борисовны

учителя начальных классов

1 категория

по МАТЕМАТИКЕ

программа «Планета Знаний»

3 «Б» класс

2011 – 2012  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по математике разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (журн. «Вестник образования России». – 2004. - № 12). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений и применение этих навыков при решении практических задач (измерение величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

 Рабочая программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить,  выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрический принцип построения курса позволяет изучать основные темы в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принцип – он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

При отборе содержания программы учитывался также принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.

Важное место отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

Использование опережающего обучения при  изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.

Один из центральных принципов организации учебного материала – принцип вариативности – предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение  инвариантной и вариативной части содержания образования.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучение; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Основные содержательные линии

  1. Общие свойства предметов и групп предметов. Раздел направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы. Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
  2. Числа и величины. Данный раздел включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления. Большое значение в разделе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
  3. Операции над числами. Материал раздела традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач. Большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений. Разделом предоставляются широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Также в разделе представлена работа с текстовыми задачами, имеющая огромное практическое и развивающее значение. Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
  4. Наглядная геометрия. Раздел направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений и предполагает: знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами; развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве); формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей); развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.

Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во-первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.

Цели обучения

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Рабочая программа  составлена по авторской программе «Планета Знаний» 3 класс по учебному комплексу М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдовой.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, практические работы, проектные работы,  предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы. Также на уроках вводится и используется национально-региональный компонент.

В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.


Содержание программы:

Числа и величины (11 ч)

Названия, запись, последовательность чисел до 10000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трёхзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.

Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.

Скорость, единицы скорости (км/ч, км/мин, км/с, м/мин, м/с).

Арифметические действия (50 ч)

Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10000.

Письменное умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).

Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).

Текстовые задачи (46 ч)

Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.

Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле; определение начала, конца и продолжительности события.

Геометрические фигуры и величины (15 ч)

Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.

Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.

Работа с данными (10 ч)

Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).

Учебно-тематическое планирование

по МАТЕМАТИКЕ

предмет

Класс    3 «Б»        

Учитель  Веденёва Юлия Борисовна        

Количество часов

Всего 136  час; в неделю  4   час.

Плановых контрольных уроков 12; тестов 4 ч.

Административных контрольных уроков         2  ч.

Планирование составлено на основе программы «Планета Знаний».

Учебник:

М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика: учебник для 3 кл. четырёхл. нач. шк.: в 2 ч.. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Дополнительная литература:

  1. Математика: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  2. Обучение в 3-м класса по учебнику «Математика»: методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы/ М.Г.Нефедова - М.: АСТ: Астрель, 2009;
  3. Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 3 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.


Учебно-тематический план

Разделы рабочей программы

Кол-во часов

Темы разделов рабочей программы

Кол-во часов

Контрольные

Время проведения

Числа от 1 до 10000

37 ч

Сложение и вычитание

Умножение и деление

Числа и фигуры

 

11ч

12ч

14ч

Входная  контрольная работа.

Проверочная работа (тест)

Контрольная работа

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

1четверть

Математические законы и правила вычисления.

31ч

Математические законы

Числа и величины

20ч.

11ч.

Контрольный тест

Проверочная работа

Контрольная работа

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

2 четверть

Письменные алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления

68ч

Выражения и равенства

Складываем с переходом через разряд

Математика на клетчатой бумаге

Вычитаем числа

Умножаем на однозначное число

Делим на однозначное число

Делим на части

Повторение

7ч.

6ч.

11ч.

8ч.

16ч.

8ч.

5ч.

Проверочная работа (тест)

Контрольная работа

Контрольная работа

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

Контрольная работа

Проверочная работа (тест)

Итоговая годовая контрольная работа

3 четверть

4 четверть


№ п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Практические работы

1 ЧЕТВЕРТЬ

1. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (11 ч)

1.1

Считаем до тысячи

1

5.09

Комбинированный

Игра «Молчанка», «Кто быстрее?», счетные палочки, связки сотен.

с.6-7

 № 1-8

р.т. с.3-4

1.2

Разрядные слагаемые

1

6.09

Комбинированный

Таблица разрядов.

с. 8-9

№ 1-9

р.т. с.5-7

1.3

Складываем и вычитаем по разрядам

1

7.09

Комбинированный

Таблица разрядов,  «Карточки-помогай-ки».

с.10-11

№ 1-8

р.т. с.8-9

1.4

Меняем одну цифру

1

9.09

Комбинированный

Таблица разрядов.

с.12-13

№ 1-8

р.т. с.10-11

1.5

Переходим через десяток

1

12.09

Комбинированный

Таблица разрядов

с.14-15

№ 1-7

р.т. с.12-13

1.6

Складываем и вычитаем десятки

1

13.09

Комбинированный

Таблица разрядов

с.16-17

№ 1-6

р.т. с.14-15

1.7

Вычисляем по разрядам

1

14.09

Комбинированный

«Карточки-помогайки».

с.18-19

№ 1-8

р.т. с.16-17

1.8

Решаем задачи

1

16.09

Комбинированный

Илл.к роману А.Дюма «Три мушкетера»

с.20-21

№ 1-9

1.9.

Математический тренажер по теме: «Сложение и вычитание»

1

19.09

Комбинированный

Игра «Молчанка».

с. 22-23

№ 1-7

1.10

Входная контрольная работа.

1

20.09

Контрольный

1.11

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Сложение и вычитание».

1

21.09

Комбинированный

2. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ  (12 ч)

2.1

(12)

Умножаем и делим на 2

1

23.09

Комбинированный

Геометрические фигуры, «карточка – помогайка».

с. 24-25

№ 1-9

2.2

(13)

Умножаем и делим на 4

1

26.09

Комбинированный

Таблица умножения, аншлаг «больше в …», «меньше в …».

с. 26-27

№ 1-9

2.3

(14)

Умножаем и делим на 3

1

27.09

Комбинированный

Таблица умножения, аншлаг «больше в …», «меньше в …».

с. 28-29

№ 1-8

р.т. с.18-19

2.4

(15)

Умножаем и делим на 6

1

28.09

Комбинированный

Таблица умножения, задание на внимание

с. 30-31

№ 1-8

2.5

(16)

Умножаем и делим на 5

1

30.09

Комбинированный

Таблица умножения, аншлаг «больше в …», «меньше в …».

с. 32-33

№ 1-9

р.т. с.20-21

2.6

(17)

Умножаем и делим на 7

1

3.10

Комбинированный

Таблица умножения

с. 34-35

№ 1-8

2.7

(18)

Умножаем и делим на 8 и на 9

1

4.10

Комбинированный

Таблица умножения

с. 36-37

№ 1-8

р.т. с.22-23

2.8

(19)

Проверочная работа по теме: «Повторяем таблицу умноже-ния»

1

5.10

Контрольный

2.9

(20)

Повторяем таблицу умножения

1

7.10

Комбинированный

Таблица умножения

с. 38-39

№ 1-7

2.10

(21)

Решаем задачи, вычисляем, сравниваем

1

10.10

Комбинированный

с. 40-41

№ 1-9

2.11

(22)

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление».

1

11.10

Контрольный

2.12

(23)

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Умножение и деление».

1

12.10

Контрольный

с. 42-43

№ 1-8

р.т. с.24-25

3. ЧИСЛА И ФИГУРЫ  (14 ч)

3.1

(24)

Периметр многоугольника

1

14.10

Комбинированный

Геометрические фигуры, многоугольники.

с. 44-45

№ 1-5

Построение многоугольни-ка. Построение оси симметрии

3.2

(25)

Единицы длины

1

17.10

Комбинированный

Таблица единиц измерения длины.

с. 46-47

№ 1-8

р.т. с.26-27

Построение многоугольни-ка.

3.3

(26)

Переводим единицы длины

1

18.10

Комбинированный

Таблица единиц измерения длины.

с. 48-49

№ 1-8

3.4

(27)

Вычисляем площадь

1

19.10

Комбинированный

Таблица единиц измерения площади. Геометрические фигуры.

с. 50-51

№ 1-9

р.т. с.28-29

Построение многоугольни-ка. Вычисле-ние площади геометричес-кой фигуры.

3.5

(28)

Увеличиваем и уменьшаем фигуры

1

21.10

Комбинированный

Геометрические фигуры.

с. 52-53

№ 1-9

р.т. с. 32-33

Вычисление площади гео-метрической фигуры, пря-моугольника.

3.6

(29)

Строим фигуры из кубиков

1

24.10

Комбинированный

Кубики

с. 54-55

№ 1-8

Вычисление объёма фигуры

3.7

(30)

Контрольная работа по теме: «Числа и фигуры»

1

25.10

Контрольный

3.8

(31)

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Числа и фигуры»

1

26.10

Комбинированный

3.9

(32)

Проектируем сад

1

28.10

Комбинированный

План сада

с. 56-57

№ 1-8

р.т. с.34

Проектирова-ние и построе-ние сада

II ЧЕТВЕРТЬ

3.10

(33)

Симметрия

1

7.11

Комбинированный

Различные картинки животных, фигур.

с. 58-59  

№ 1-2

р.т. с. 35

Измерение длины отрезка и построение отрезка задан-ной длины.

3.11

(34)

Математический тренажер по теме: «Числа и фигуры»

 

8.11

Комбинированный

с. 60-63

3.12

(35)

Математический тренажер по теме: «Числа и фигуры». Повторение.

1

9.11

Комбинированный

с. 60-63  

3.13

(36)

Логические задачи. «Играем с Кенгуру»

1

11.11

Комбинированный

Логические задачи.

с. 64-65

№ 1-10

3.14

(37)

Контрольный тест по теме: «Числа и фигуры».

1

14.11

Контрольный

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ  (20 ч)

4.1

(38)

Переставляем слагаемые

1

15.11

Комбинированный

Схема переместительного закона сложения

с. 68-69

№ 1-8

4.2

(39)

Переставляем множители

1

16.11

Комбинированный

Схема переместительного закона умножения

с. 70-71

№ 1-7

4.3

(40)

Складываем и вычитаем

1

18.11

Комбинированный

с. 72-73

№ 1-10

р.т. с.40-41

4.4

(41)

Умножаем и делим

1

21.11

Комбинированный

Картинки касатки, кашалота, дельфина, «карточка-помогайка».

с. 74-75

№ 1-10

р.т. с.42-43

4.5

(42)

Группируем слагаемые

1

22.11

Комбинированный

Схема сочетательного закона сложения

с. 76-77

№ 1-7

р.т. с.44

4.6

(43)

Умножаем и делим на 10, 100, 1000

1

23.11

Комбинированный

«Карточка-помогайка».

с. 78-79

№ 1-8

р.т. с.45

4.7

(44)

Группируем множители

1

25.11

Комбинированный

Схема сочетательного закона умножения

с. 80-81

№ 1-10

р.т. с.45

4.8

(45)

Умножаем сумму

1

28.11

Комбинированный

Схема распределительного закона относительно сложения

с. 84-85

№ 1-8

р.т. с.46-47

4.9

(46)

Проверочная работа по теме: «Математические законы».

1

29.11

Контрольный

4.10

(47)

Работа над ошибками. Математический тренажер по теме: «Математические законы».

1

30.11

Комбинированный

с. 82-83

№ 1-10

4.11

(48)

Умножаем и складываем

1

2.12

Комбинированный

Фишки, «карточка-помогайка».

с. 86-87

№ 1-6

4.12

(49)

Делим сумму

1

5.12

Комбинированный

Фишки, «карточка-помогайка».

с. 88-89

№ 1-9

р.т. с.48-49

4.13

(50)

Повторяем все правила по теме

1

6.12

Комбинированный

Схемы математических законов

с. 90-91

№ 1-9

4.14

(51)

Используем правила вычисле-ний

1

7.12

Комбинированный

с. 92-93

№ 1-10

4.15

(52)

Размышляем о нуле

1

9.12

Комбинированный

Аншлаги «Действия с 0 и 1.

с. 94-95

№ 1-7

р.т. с.51

4.16

(53)

Идем за покупками

1

12.12

Комбинированный

Товары с ценой.

с. 96-97

№ 1-6

р.т. с.50

4.17

(54)

Повторение по теме: «Математические законы»

1

13.12

Комбинированный

с. 98-99

№ 1-9

4.18

(55)

Контрольная работа по теме: «Математические законы»

1

14.12

Контрольный

4.19

(56)

Работа над ошибками. Математический тренажер по теме: «Математические законы»

1

16.12

Комбинированный

с. 98-99

№ 1-9

4.20

(57)

Математический тренажер по теме: «Математические законы»

1

19.12

Комбинированный

с. 98-99

№ 1-9

5. ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ (11 ч)

5.1

(58)

Измеряем время

1

20.12

Комбинированный

Часы. Таблица единиц измерения времени.

с. 100-101

№ 1-8

р.т. с.52-53

Определение времени по часам с точ-ностью до ча-са.

5.2

(59)

Итоговая контрольная работа за 2 четверть

21.12

Контрольный

5.3

(60)

Работа над ошибками.

Минуты в часы - и обратно

1

23.12

Комбинированный

Часы. Таблица единиц измерения времени.

с. 102-103

№ 1-7

р.т. с.52-53

Определение времени по часам с точ-ностью до ми-нуты.

5.4

(61)

Сутки, месяц, год.

1

26.12

Комбинированный

Календарь. Таблица единиц измерения времени.

с. 104-105

№ 1-8

р.т. с.52-53

5.5

(62)

Вычисляем длину пути

1

27.12

Комбинированный

Игра «Диагональ», опорные схемы.

с. 106-107

№ 1-6

Измерение длины отрезка и построение отрезка задан-ной длины

5.6

(63)

Рисуем схемы движения

1

28.12

Комбинированный

Схемы движения. «Карточка-помогайка».

с. 108-109

№ 1-6

р.т. с.54-55

III ЧЕТВЕРТЬ

5.7

(64)

Скорость

1

13.01

Комбинированный

Схемы движения. «Карточка-помогайка».

с. 110-111

№ 1-7

5.8

(65)

Исследуем зависимость

1

16.01

Комбинированный

Аншлаг «Скорость, время, расстояние»

с. 112-113

№ 1-8

р.т. с.56-57

5.9

(66)

Календарь. Тестовая работа по теме: «Числа и величины».

1

17.01

Комбинированный

Различные виды календарей. Тестовая работа.

с. 114-115

5.10

(67)

Математический тренажер по теме: «Числа и величины».

1

18.01

Комбинированный

с. 116-117

№ 1-5

5.11

(68)

 Логические задачи. «Играем с Кенгуру»

1

20.01

Комбинированный

с. 120-123

6. ВЫРАЖЕНИЯ И РАВЕНСТВА (7 ч)

6.1

(69)

Как составляют выражения

1

23.01

Комбинированный

Порядок выполнения действий.

с. 6-7

№1-7

р.т. с.3-4

6.2

(70)

Вычисляем значение выражения по порядку

1

24.01

Комбинированный

Порядок выполнения действий

с. 8-9

№1-7

6.3

(71)

Неизвестное число в равенстве

1

25.01

Комбинированный

Алгоритм нахождения неизвестного числа

с. 10-11

№1-8

р.т. с.5-6

6.4

(72)

Преобразуем выражения

1

27.01

Комбинированный

с. 12-13

№1-8

р.т. с.7

6.5

(73)

Решаем задачи

1

30.01

Комбинированный

с. 14-15

№1-6

р.т. с.8-9

6.6

(74)

Повторение по теме: «Выражения и равенства»

1

31.01

Комбинированный

с. 16

№1-4

6.7

(75)

Математический тренажер по теме: «Выражения и равенства».

Проверочный работа (тест) по теме.

1

1.02

Комбинированный

с. 16-17

№1-9

7. СКЛАДЫВАЕМ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД  (7 ч)

7.1

(76)

Что такое масса

1

3.02

Комбинированный

Таблица единиц измерения массы

с. 18-19

№1-9

р.т. с.10

Пр.р.

7.2

(77)

Записываем сложение в столбик

1

6.02

Комбинированный

Алгоритм

с. 20-21

№1-8

р.т. с.11

7.3

(78)

Встречаем сложение чисел на практике

1

7.02

Комбинированный

с. 22-23

№1-7

р.т. с.12-13

7.4

(79)

Перепись населения

1

8.02

Комбинированный

с. 24-25

№1-7

Пр.р.

7.5

(80)

По дорогам России

1

10.02

Комбинированный

с. 26-27

№1-6

7.6
(81)

Повторение по теме: «Складываем с переходом через разряд».

1

13.02

Комбинированный

с. 28

№1-3

р.т. с.14-15

7.7

(82)

Контрольная работа по теме: «Складываем с переходом через разряд».

1

14.02

Контрольный

с. 28-29

№1-10

р.т. с.14-15

8. МАТЕМАТИКА НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ (6 ч)

8.1

(83)

Работа над ошибками.

Играем в шахматы

1

15.02

Комбинированный

Шахматы

с. 30-31

№1-8

р.т. с.20

8.2

(84)

Путешествуем по городам Европы

1

17.02

Комбинированный

Карта Европы

с. 32-33

№1-6

р.т. с.21

8.3

(85)

Работаем с таблицами и  схемами

1

20.02

Комбинированный

Диаграммы, таблицы, схемы.

с. 34-35

№1-15

р.т. с.22

8.4

(86)

Решаем задачи на клетчатой бумаге

1

21.02

Комбинированный

с. 36-37

№1-7

р.т. с.23

8.5
(87)

Площадь квадрата

1

22.02

Комбинированный

Квадраты различной формы

с. 38-39

№1-8

р.т. с.24-25

8.6

(88)

Рене Декарт – великий математик и мыслитель. Математический тренажер по теме: «Математика на клетчатой бумаге»

1

24.02

Комбинированный

с. 40-43

№1-9

9. ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА (11 ч)

9.1

(89)

Вспоминаем, что мы умеем

1

27.02

Комбинированный

с. 44-45

№1-10

р.т. с.30

9.2

(90)

Записываем в вычитание в столбик

1

28.02

Комбинированный

с. 46-47

№1-7

р.т. с.31

9.3

(91)

Считаем сдачу

1

29.02

Комбинированный

Товары, цены к ним. Алгоритм.

с. 48-49

№1-9

р.т. с.32-33

Пр.р.

9.4

(92)

По железной дороге

1

2.03

Комбинированный

Алгоритм. Схема-помощница.

с. 50-51

№1-5

р.т. с.34

9.5

(93)

Как вычесть сумму из числа

1

5.03

Комбинированный

Схема – помощница.

с. 52-53

№1-6

р.т. с.36

9.6

(94)

Знаменательные даты

1

6.03

Комбинированный

Портреты выдающихся людей.

с. 54-55

№1-8

р.т. с.37

9.7

(95)

Контрольная работа по теме: «Складываем и вычитаем числа с переходом через разряд»

1

7.03

Контрольный

9.8

(96)

Работа над ошибками.

Математический тренажер по теме: «Вычитаем числа»

1

9.03

Комбинированный

9.9

(97)

Подводим итоги

1

12.03

Комбинированный

с. 56-57

№1-10

р.т. с.38-39

9.10

(98)

Повторение по теме: «Вычитаем числа»

1

13.03

Комбинированный

с. 58-59

№1-7

9.11

(99)

 «Играем с Кенгуру»

1

14.03

Комбинированный

с. 58-59

№1-7

(100)

Подготовка к контрольной работе.

1

16.03

Комбинированный

(101)

Математический тренажер по теме: «Вычитаем числа».

1

19.03

Комбинированный

(102)

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

1

20.03

Контрольный

(103)

Работа над ошибками.

1

21.03

Комбинированный

IV ЧЕТВЕРТЬ

9. ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА (8 ч)

9.1

(104)

Записываем умножение в столбик

1

2.04

Комбинированный

Алгоритм

с. 68-69

№1-9

р.т. с. 40-41

9.2

(105)

Откуда берутся нули?

1

3.04

Комбинированный

с. 70-71

№1-10

9.3

(106)

Считаем устно и письменно

1

4.04

Комбинированный

с. 72-73

№1-8

р.т. с. 42-43

9.4

(107)

Пять пишем, три в уме

1

6.04

Комбинированный

с. 74-75

№1-9

9.5

(108)

Вычисляем массу

1

9.04

Комбинированный

Гири различной массы, весы, предметы для взвешивания.

с. 76-77

№1-7

р.т. с. 46-47

Пр.р.

9.6

(109)

Измеряем емкости

1

10.04

Комбинированный

Сосуды разного объёма.

с. 78-79

№1-8

Пр.р.

9.7

(110)

Проверочная работа (тест) по теме: «Умножаем на однозначное число» Шестидесятичная система счисления.  

1

11.04

Комбинированный

с. 80-82

№1-4

р.т. с. 44-45

9.8

(111)

Математический тренажер по теме: «Умножаем на однозначное число».

1

13.04

Комбинированный

с. 82-83

№1-11

10. ДЕЛИМ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО (16 Ч)

10.1

(112)

Вспоминаем, что мы знаем и умеем

1

16.04

Комбинированный

с. 84-85

№1-9

р.т. с. 52-53

10.2

(113)

Делится – не делится

1

17.04

Комбинированный

Таблица «признаки делимости на 2, 3, 9»

с. 86-87

№1-9

10.3

(114)

Подбираем наибольшее произведение

1

18.04

Комбинированный

Таблица

с. 88-89

№1-8

р.т. с. 54-55

10.4

(115)

Что в остатке?

1

20.04

Комбинированный

Алгоритм

с. 90-91

№1-8

р.т. с. 56

10.5

(116)

Записываем деление уголком

1

23.04

Комбинированный

Алгоритм

с. 92-93

№1-7

р.т. с. 57

10.6

(117)

Продолжаем осваивать деление

1

24.04

Комбинированный

с. 94-95

№1-9

р.т. с. 58-59

10.7

(118)

Повторение по теме: «Делим на однозначное число»

1

25.04

Комбинированный

с. 96-97

№1-11

10.8

(119)

Математический тренажер по теме: «Делим на однозначное число»

1

27.04

Комбинированный

с. 96-97

№1-11

10.9

(120)

Находим неизвестное

1

30.04

Комбинированный

Алгоритм

с. 98-99

№1-10

р.т. с. 60-61

10.10

(121)

Делим на «круглое» число

1

2.05

Комбинированный

Схема-помощница

с. 100-101

№1-9

р.т. с. 62

10.11

(122)

Собираемся в путешествие

1

4.05

Комбинированный

с. 102-103

№1-8

10.12

(123)

Учимся находить ошибки

1

7.05

Комбинированный

Схемы-помощницы

с. 104-105

№1-6

10.13

(124)

Контрольная работа по теме: «Умножаем и делим на однозначное число».

1

8.05

Контрольный

10.14

(125)

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Умножаем и делим на однозначное число».

1

11.05

Комбинированный

10.15

(126)

Проверяем результаты

1

14.05

Комбинированный

с. 106-107

№1-9

р.т. с. 63

10.16

(127)

Математический тренажер по теме: «Умножаем и делим на однозначное число».

1

15.05

Комбинированный

с. 108-109

№1-10

11. ДЕЛИМ НА ЧАСТИ (8 ч)

11.1

(128)

Окружность и круг

16.06

Комбинированный

Циркуль, угольник, таблица с элементами окружности

с. 110-111

№1-7

р.т. с. 68

Пр.р.

11.2

(129)

Деление на равные части

1

18.05

Комбинированный

Циркуль, линейка, угольник, карандаши разных размеров, тесьма, ножницы.

с. 112-113

№1-10

р.т. с. 64

Пр.р.

11.3

(130)

Рисуем схемы и делим числа

1

21.05

Комбинированный

Циркуль, линейка, угольник.

с. 114-115

№1-7

р.т. с. 70

Пр.р.

11.4

(131)

Вычисляем доли

1

22.05

Комбинированный

с. 116-117

№1-10

р.т. с. 71

11.5

(132)

Итоговая контрольная работа за год.

1

23.05

Контрольный

11.6

(133)

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Делим на части».

1

25.05

Комбинированный

11.7

(134)

Рисуем схемы и решаем задачи.

1

28.05

Комбинированный

с. 118-119

№1-9

р.т. с. 72-73

11.8

(135)

Математический тренажер по теме: «Делим на части»

1

29.05

Комбинированный

с.120-121

№1-12

136

Повторение изученного в 3 классе. Полет на Луну

1

30.05

Комбинированный

с. 122-123

№1-7

137

Повторение изученного в 3 классе. Ворота Мории

1

31.05

Комбинированный

с. 124-125

№1-6


Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

                                   

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • названия разрядов (единицы, десятки, сотни); переместительное и сочетательное свойства сложения;
  • названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
  • табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
  • названия числовых выражений (произведение, частное);
  • правило перестановки множителей в произведении;
  • порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
  • названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
  • названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);
  • названия компонентов действий умножения (множители)  и  деления  (делимое, делитель);
  • правило округления чисел, полученных в результате измерения;
  • признаки делимости на 2 и на 5;
  • названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);
  • изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
  • отдельные свойства прямоугольного треугольника. названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), ёмкости (литр);
  • метрические соотношения между некоторыми единицами длины, массы, времени, вместимости;
  • названия единиц скорости;
  • взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью;
  • названия геометрических фигур (круг, окружность).

  • считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
  • устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
  • письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
  • проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
  • выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
  • вычислять значения числового выражения, содержащего 3–4 действия (без скобок);
  • сравнивать значения числовых выражений;
  • решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление;
  • складывать и вычитать сотни;
  • вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
  • округлять данные, полученные путем измерения;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия на сложение и вычитание;
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
  • различать прямой, острый и тупой углы;
  • упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
  • определять время по часам.

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры; правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами; правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать ее при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи; решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, затраты;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов);
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • распределять обязанности при работе в группе;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Список литературы по реализации программы

Для учителя:

  1. Башмаков М.И., М.Г. Нефёдова. Математика: учебник для 3 кл. четырёхл. нач. шк.: в 2 ч.. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Математика: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  3. Обучение в 3-м класса по учебнику «Математика»: методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы/ М.Г.Нефедова - М.: АСТ: Астрель, 2009;
  4. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика: Дидактические материалы. 3 класс. – М.:Рольф, 2001.

Для ученика:

  1. Башмаков М.И., М.Г. Нефёдова. Математика: учебник для 3 кл. четырёхл. нач. шк.: в 2 ч.. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Математика: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырёхлетн. нач. шк./М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.