Статьи

Веденёва Юлия Борисовна

На данной странице расположены статьи, доклады, рефераты, выполненные мной для семинаров, конференций, публикаций. Надеюсь, уважаемые коллеги, что кое-что из этой страницы вам будет интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statya.doc41 КБ
Microsoft Office document icon Yazyk_kultura_etnos.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Б. Веденёва

Взаимодействие учителя начальных классов с учителями-предметниками, психологом при переходе учащихся

в пятый класс.

г. Нарьян-Мар МОУ СОШ № 3

     Ежегодно учителей четвертых (выпускных) классов волнует вопрос: соответствует ли уровень подготовки учащихся модели выпускника начальной школы? Как будет протекать период адаптации учащихся к основной школе?

     Учителя пятых классов, как правило, не довольны. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Учителя начальных классов обижены. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который основная школа и не сумела востребовать.

      Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Преемственность важна не только в содержании обучения, в его методах, формах и средствах, но и в становлении личности учащихся.

      Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребенка, порой это серьёзная стрессовая ситуация и для детей и для родителей. Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса, ведь при переходе из начальной школы в основную  учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, с участием большого количества новых для детей педагогов, следствием чего становится разброс требований к учащимся, которые часто не стыкуются, либо противоречат друг другу; различные стили педагогической деятельности учителей; новизна изучения учебного материала. Резко изменяются условия привычной жизни четвероклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутренних состояний ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ученика. Ситуация новизны для любого человека в любом возрасте является тревожной в определенной степени.

       Кроме того, процесс адаптации часто осложняется тем, что  учителя основной школы, работающие с пятыми классами, недооценивают те психолого-физиологические (состояния) изменения, которые происходят с младшими подростками. Это период полового созревания, когда изменяется обмен веществ, происходит усиление деятельности половых гормонов. И все это отрицательно сказывается на познавательной деятельности детей. В результате таких изменений в организме пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие дети становятся раздражительными, невнимательными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство; становятся тревожными, быстро утомляются,  да и просто не хотят идти в школу. В результате происходит резкое снижение успеваемости в пятом классе.

                   В прямой зависимости от того, как проходит процесс адаптации, находятся результаты обучения в пятом классе, которые значительно снижаются по сравнению с третьими и четвертыми классами начальной школы. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

      Еще В.А. Сухомлинский писал, что «… главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

         В нашей школе еще в четвертом классе устанавливаются тесные контакты между учителями начальных классов, психологом и учителями-предметниками. Учителя-предметники посещают уроки в выпускных классах начальной школы, присматриваются к будущим ученикам. В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. В свою очередь учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых в пятом классе, знакомятся с методами и приемами их работы и в течение учебного года ненавязчиво, спокойно знакомят учащихся с этими требованиями. В пятом классе «перенимающие» учителя стараются не разрушить, а наоборот сохранить все то положительное, что заложили в начальной школе.

      В нашей школе учителя начальных классов работают по традиционной системе, по программе «Планета Знаний», по коррекционно-развивающей программе. В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но учителя-предметники корректируют учебную программу с учетом программ начальных классов.

           Несмотря на работу, которая ведется в школе, существуют сложности и психологического характера. Как уже отмечалось выше, даже для опытного педагога камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассника. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат в школе, в классе. Для того чтобы будущий классный руководитель и учителя не сталкивались с такими проблемами,  уже в четвертом классе начинается работа психолога с будущими пятиклассниками. Во-первых, он составляет план адаптационных занятий с учащимися, позволяющих школьнику как можно спокойнее вступить на следующую ступеньку обучения. Во-вторых, организует психологический мониторинг, психологические игры, конкурсы, коррекционно-развивающие занятия.

        В ходе занятий ребята получают информацию, выполняют задания тренировочного характера, играют, рисуют, овладевают приемами самопознания и рефлексии. Они с интересом принимают участие в обсуждении проблемных ситуаций, овладевают приемами релаксации. Наибольшее внимание привлекают интерактивные игры и упражнения.

        Психолог нашей школы проводит индивидуальные занятия с учениками, старается поддержать, выслушать и развить интерес в детях к знаниям, учит их общаться с одноклассниками, с преподавателями. Большая работа ведется и с родителями – это индивидуальные консультации и большая помощь учителям в проведении родительских собраний.

       Параллельно с работой психолога учителя начальных классов оценивают поведение и состояние учащихся в разных школьных ситуациях (активность на уроках и перемене, отношение к одноклассникам и учителю, общее самочувствие) и,  видя проблемы у учеников, педагог и психолог стараются найти решение.

        Таким образом, тесное сотрудничество учителей начальных классов, учителей–предметников и психолога определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Выполняется главная задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому, реализация преемственности между ступенями начальной и основной школы является важным условием для успешности и развития школьников.

         Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы, взрослые, научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.



Предварительный просмотр:

Ю.Б. Веденёва

г. Нарьян-Мар МОУ СОШ № 3

Формирование краеведческой компетенции младших школьников

 на примере использования национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе.

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования национально-регионального компонента в рамках школьной программы. Это не обязательно должно быть знание родного языка, необходимо приобщить детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа.

             В начальной школе изучение национальных традиций можно организовать как региональный компонент предметов. Одним из конкретных способов решения может стать введение в уроки игровых и речевых моментов с применением краеведческого материала. Благодаря введению национально-регионального компонента будут решены следующие задачи:

  1. формирование личности ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
  2. гарантирование права на получение каждым обучающимся обязательного минимума знаний и умений;
  3. расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  4. повышение статуса образования, как фактора социально-экономического развития.

Национально-региональный компонент через интегрирование тем, организационные  формы урочных и внеурочных занятий, через содержание неформального образования должен быть включен в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

            Я бы хотела поделиться тем, что я использую национально-региональный на уроках и во внеурочное время.

1. В одной группе было 4 оленя, в другой 6, зимой они соединились вместе. А весной 7 оленей ушли из стада. Сколько оленей осталось?

     Так, например, на уроках математики в 1 классе во время изучения чисел мною используется наглядность (СЛАЙД2). Для ознакомления я даже называю на ненецком языке названия чисел. Также можно  использовать задачи с элементами национальной культуры (СЛАЙД 3 – 5).

2. Ворон живёт около 75 лет, а щука – 65 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем щука?

3. Ворон живёт около 75 лет, а щука на 10 лет меньше, чем ворон. Сколько лет живет щука?

4. Перед осенней спячкой масса одного медвежонка 39 кг, а второго 37 кг. На сколько килограммов похудеют оба медвежонка вместе, если к весне масса первого будет 31 кг, а второго 30 кг?

5. Зимой в берлоге у медведицы родились 3 медвежонка по 200 г каждый. Какова масса трёх детёнышей?

            На уроках русского языка и литературного чтения можно знакомить учащихся с загадками. По своей тематике ненецкие загадки разнообразны. Их можно разделить на несколько тематических групп.

1 группа – загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире.

  1. Не поймать, не увидеть. (ВЕТЕР)
  2. Без корня растёт. (КАМЕНЬ).

2 группа – загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.

  1. У клубка семь отверстий. (ГОЛОВА)
  2. По донному отверстию войдет, по трем местам выйдет. (ЧЕЛОВЕК В МАЛИЦЕ)

3 группа – загадки, в которых объектом изображения являются жилище и предметы домашнего обихода.

  1. Четыре девушки одним платком покрыты. (СТОЛ)
  2. Ног нет, рук нет, а в рубашке. (ПОДУШКА)

4 группа – загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.

  1. Идёт, идёт, а следа не видно. (ЛОДКА)
  2. Червяк с костяной головой. (АРКАН)

5 группа – загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.

  1. Без огня горит. (ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА)
  2. По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит. (МЯЧ)

Загадки являются одним из древних жанров устного творчества ненцев. Оригинальные по образам, меткие по языку, ненецкие загадки являются благодатным материалом в работе с детьми.

           Очень интересна также работа с пословицами, поговорками (СЛАЙД 8). Вот несколько примеров пословиц: «Прежде чем что-то сказать - думай», «Слово убивает без ран и без крови», «Из куропачьего мяса сала не вытопишь», «Зайца в медвежий капкан не поймаешь». Учащимся нравится сопоставлять ненецкие пословицы с русскими (СЛАЙД 9). На литературном чтении ученики знакомятся с ненецкими песнями. Во 2 классе был урок «Колыбельные песни», где учитель познакомил с особенностями колыбельных (СЛАЙД 10), а также включил в урок знакомство с ненецкими колыбельными (СЛАЙД 11).

          На уроках внеклассного чтения также можно использовать региональный компонент. Очень важно в младшем возрасте приобщить детей к родной литературе. На этих уроках можно познакомить учащихся с традиционным северным фольклором, раскрыть красоту родной природы через литературу писателей – северян.  Именно через книгу у детей будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам чего-то нового.

 

             Использовать национально-региональный компонент можно и во внеклассных мероприятиях и во внеурочное время (СЛАЙД 12 – классный час «Особенности национальной культуры»). Также очень выгодно его использовать и в оформлении класса (СЛАЙД 13). Часто на уроках дети устают и чтобы ученики немного отдохнули, учителя используют физминутки. Большой интерес у учащихся вызывают физминутки на родном языке.

             Таким образом,   через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

8 – 9 декабря 2010