Конференции

Калинина Ольга Николаевна

Вложения с материалами и сертификатами публикаций и выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_diafragmalno-relaksatsionnogo_dyhaniya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРОННИЦЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга» г. Бронницы

Всероссийская педагогическая конференция 

«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении»

Доклад

Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания

у детей старшего дошкольного возраста

с использованием ИКТ «БОС-Здоровье»

(Учимся и оздоравливаемся по методике А.Сметанкина)

Подготовила:

учитель-логопед

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад «Радуга» города Бронницы

Калинина О.Н.

Август, 2021

Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием  ИКТ «БОС-Здоровье»  

(Учимся и оздоравливаемся по методике А.Сметанкина)

Из опыта работы учителя-логопеда Калининой Ольги Николаевны

МБДОУ «Детский сад «Радуга» города Бронницы

В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология, получившая название «БОС-Здоровье». Данная технология использует принцип биологической обратной связи. БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить его организм совершенной работе.         

Изменения в работе организма (через датчики, связанные с компьютером) тотчас отображаются на экране – меняются показания, изменяются графики или же может тише или громче звучать музыка. Чтобы отрегулировать, настроить работу определённых систем или органов, человеку необходимо сознательно с помощью биологической обратной связи изменить информацию на экране монитора в нужном направлении. А это значит, что человек небольшим усилием воли научится подстраивать работу организма так, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Через некоторое время навык оздоровления закрепляется настолько, что человеку уже не требуется помощь компьютера. Он сам, используя выработанные умения, исправить работу любого органа или системы своего организма. При освоении БОС чрезвычайно важную роль играет инструкция специалиста.

Без всякого преувеличения разработанную систему дыхательной гимнастики, выработку навыка диафрагмально – релаксационного дыхания под контролем приборов биологической обратной связи можно назвать первым и единственным правильным дыханием человечества.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Радуга» города Бронницы с октября 2020 года используется Компьютерная программа на основе  технологии биологической обратной связи  «Учимся и Оздоравливаемся»        

Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС  - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент: «Здоровая  азбука» и «Здоровая математика».

Программа является частью инновационной технологии Александра фоздоравливаемся» построены на основе физиологических данных дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста по научным данным составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи информации.

Интегрированное занятие состоит из двух частей:

- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы -  в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.

 - Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал.

Данная программа используется учителем-логопедом с детьми подготовительной комбинированной  группы с ТНР и ЗПР в мини подгруппе (2-3 человека) и индивидуальной работе, элементы методики используются на фронтальных занятиях по обучению грамоте и развитию речи. Эффективно применяется в обучении детей с нарушениями речи и при задержке психического развития.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Радуга» города Бронницы мы используем «Здоровая Азбука», которая предназначена для ознакомления, изучения и закрепления  букв родного алфавита.  На этих занятиях ребенок закрепляет знания, полученные при работе с логопедом.  Дети совершают путешествие в мир букв и слов, знакомятся с гласными и согласными буквами, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги. Повторение слов и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей и формирует интерес к дальнейшему изучению родного языка.

Педагоги заметили, что диафрагмально-релаксационное дыхание способствует быстрому усвоению учебного материала, позволяет укрепить здоровье ребёнка и является оптимальным для формирования навыков правильной речи, поскольку кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена, – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов.

Кроме того, технология БОС использует в своей основе те методы, которые оптимальны для развития дошкольников. Прежде всего, это метод наглядности, который используется в целях более прочного запоминания информации, с учётом возрастных особенностей детей, а также игровой метод, который мотивирует детей на проявление активности на занятиях, и как следствие, на успешное освоение учебного материала.

Коллектив МБДОУ «Детский сад «Радуга» города Бронницы отметил, что обучение детей по предлагаемой инновационной методике  существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация.

В  сентябре 2020  года  заболеваемость  в  данной  группе  составила   31%, в   декабре  2020 – 23%, в марте 2021 –19%, в мае 2021 – 4,5%.

Уровень заболеваемости в комбинированной группе №8

На  начало 2020/21 учебного  года  уровень  внимания  детей  данной  группы  составлял  36 %, к  середине  учебного  года  уровень  внимания  повысился  на  5 %  и  составил  41 %,к концу учебного года уровень внимания составил – 60%

Уровень развития внимания у детей комбинированной группы №8

На  начало  2020/21  учебного  года  уровень  мотивации  детей  к  занятиям  составлял  45 %, к  середине  учебного  года он  увеличился  на  7 % и  составил – 52 %, к концу учебного года – 70%.

Уровень мотивации детей к занятиям в комбинированной группе №8

Промежуточные  результаты  занятий  «БОС – Здоровья»

Оценка  здоровья  в  баллах

Количество  человек (%)

«5»

«4»        

«3»        

«2»        

«1»        

Начало  обучения

-

2  (10%)

10 (50%)

8 (40%)

-

Середина  обучения

-

6  (30%)

12 (60%)

2 (10% )

-

Конец обучения

2 (10%)

10 (50%)

 6 (30%)

2 (10%)

-

Библиографический список:

  1. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.
  2. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб., изд-во "Питер", 2005.
  3. Сметанкин А.А. "Будь здоров, малыш!" // Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2006.
  4. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
  5. Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
  6. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Пулукчу А.И., Крупин Д.В. Дыхание по Сметанкину: метод биологической обратной связи для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. Сборник статей (на польском языке) Международной конференции «Невозможное становится возможным – реабилитация в эпоху развития науки и новых технологий», Польша: 2009.
  7. Сметанкин А.А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца. Биологическая обратная связь.СПб, 1999, №2.
  8. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая математика» для детей дошкольного возраста. Темы: «Высокий и низкий», «Узкий и широкий». СПБ: ЗАО «Биосвязь», 2009, с.16.
  9. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая азбука» для детей дошкольного возраста. СПБ: ЗАО «Биосвязь», 2009, с.24.
  10. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50.