Публикации

Калинина Ольга Николаевна

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinina_olga_nikolaevna_logoped.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Калинина Ольга Николаевна – учитель-логопед МБДОУ «Радуга» г.о.Бронницы Московской области

olianisha1@mail.ru

Использование метода наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

Проблема развития связной речи остается актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и  времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель применения наглядного моделирования – разнообразить методы и приемы работы с детьми для организации коррекционного процесса.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственнее способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать как правила построения речевого высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л,С,Выгодским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

  1. Пересказ текстов, заучивание стихов, загадок.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Наглядное моделирование выступает здесь как средство мнемотехники.

С помощью плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок с детьми можно пересказывать тексты, заучивать тексты стихов, загадок и т.д.

Картинно-графический план должен рождаться на глазах у детей, в момент знакомтва детей с текстом в виде рисунков, схематических изображений и т.д.

  1. Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

Для рассказа по сюжетной картинке наглядный план просто необходим. Ребенку трудно сконструировать ситуацию, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ ,т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

  1. Составление описательных рассказов.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию  обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применения наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста при формировании связной монологической речи.