Помощь родителям
Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. И нужно успеть вложить в них с детства максимум любви, принятия, поддержки! Ведь это станет их «топливом» на всю жизнь. Как вырастить ребенка счастливым? Несколько советов родителям, которые могут им пригодиться. Есть несколько базовых принципов и правил, которые подойдут практически каждой семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.91 КБ | |
| 14.8 КБ | |
| 16.86 КБ | |
| 25.35 КБ | |
| 20.92 КБ | |
| 410.17 КБ |
Предварительный просмотр:
10 Советов, если ваш ребенок попал в полицию
(Конечно, можно успокаивать себя тем, что «ну с моими-то детьми этого точно никогда не случится». На самом деле может случиться с каждым, и это та ситуация, когда действовать нужно быстро и очень точно понимать, что делать. И, что важнее, чего делать ни в коем случае нельзя. Правило первое — не нужно срываться и повышать голос. Об остальном рассказывает отец двоих детей, давний знакомый московских полицейских из ОВД «Марьина роща» Николай Роганов.)
1. Орать и скандалить и правда ни к чему, даже если вы шокированы и уверены, что вашего ребенка теперь посадят лет на 15, а вернется он в наколках, напевая «Голуби летят над нашей зоной». Не все, кто бывал в полиции, преступники — это факт. Примите звонок как данность, успокойтесь (не знаю, что вам лучше помогает — дыхательная гимнастика, немного пустырника или 50 капель коньяка), записывайте адрес отделения и — вперед, выручать ребенка!
2. Пока вы в дороге, настройтесь на позитив и деловой лад. Представьте, что вы едете не в полицию, а на трудную деловую встречу, где вас не то чтобы очень рады видеть, а просто отказать не смогли. Бывает же такое, скажем, у продавцов рекламы. Чаще всего их терпеть не могут, но в приличные офисы все же пускают и разрешают говорить, пусть и недолго. Настрой очень поможет в разговоре и с полицейскими, и с ребенком.
3. В отделении полиции ведите себя вежливо, но твердо. Моего сына однажды задержали за курение в общественном месте, уж не знаю, зачем это нужно было полиции. Ни я, ни он не отрицали, что факт курения был. Я быстро написал заявление и через полчаса мы с ним ехали домой.
4. Покажите себя с самой лучшей стороны, пусть полицейские видят, что ребенок растет в приличной семье, а не среди алкоголиков. Я, например, проявил заботу о женщинах из инспекции по делам несовершеннолетних — спросил, не закрыть ли дверь, чтобы их не просквозило (окна тоже были настежь). Мелочь, но дамам было приятно.
5. Не защищайте своего ребенка и не ругайте его. Криками: «Приду домой, задушу собственными руками«— вы только испортите свою репутацию в глазах полицейских. Заверениями: «Он вообще первый раз в жизни курил» — рассмешите все отделение. Зачем вам это? Помните, молчание — золото, тем более в таком светлом здании, как районное отделение полиции. Каждое ваше слово потом могут использовать против вас.
6. Сделайте все максимально быстро, правильно и вежливо. Никто не собирается сажать вашего ребенка за курение в общественном месте. Возможно, инспекция по делам несовершеннолетних просто не выполнила план по задержаниям. Или же у них месячник борьбы с курением, мало ли какая у стражей порядка корысть! Не дразните гусей, не грозите лейтенантам и капитанам вашими знакомыми, даже если это глава района или округа. В моем случае даме из полиции было неловко, что сына задержали за такую ерунду, и она даже не стала оформлять штраф, просто отпустила нас после подписания бумаг и все.
7. Объясните ребенку, как вести себя с полицейскими. Главное, не оказывать сопротивления и не прикасаться к стражам порядка. Иначе можно вернуться из отделения с отбитыми почками. И вы никогда потом не докажете, что были правы. Но и лебезить перед полицейскими не стоит — скажем, они не могут досмотреть ваш рюкзак, если вы сами не хотите показывать его внутренности. Эти правила надо знать. Вдруг в следующий раз вашего парня (девушку) задержат за бутылку пива на лавочке. Пусть знает, что и как нужно делать.
8. Чаще всего полицейским достаточно извинений. Они не звери, честное слово. Но если им позвонили из детского парка и сказали, что подростки распивают спиртное, они обязаны отреагировать. Понятно, что все стражи порядка разные, но большинству из них достаточно извинений и обещаний впредь так не делать. Сворачивайте гулянку и уходите из парка, никто вас не будет задерживать, кому вы в пятницу вечером нужны? Полицейские тоже люди, они, как и вы, хотят больше отдыхать и меньше работать. Пусть ваш ребенок это знает, даже если он терпеть не может пить пиво на лавочках.
9. Дома спокойно и благожелательно поговорите с «преступником».Разберите его поведение, поведение полицейских, пусть он скажет вам, кто неправ и что теперь делать. Пусть он также знает, что бумаги из полиции, как правило, присылают в школу, и там будут знать о его «подвигах». Даже если ему не нравится школа, скорее всего, в ней учатся его друзья и искать другую не хочется ни ему, ни вам. Зачем тогда проблемы с полицией?
10. Расскажите о собственном опыте общения с полицией, даже если это тоже были задержания. Теперь-то уже можно, чивоужтам!
Предварительный просмотр:
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
(Антон Семенович Макаренко)
Советы родителям
Если:
-ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть,
-ребёнка высмеивают, он становится замкнутым,
-ребёнка хвалят, он учится быть благородным,
-ребёнка поддерживают, он учится ценить себя,
-ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,
-ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других,
-ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым,
-ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей,
-ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным,
-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятки для родителей.
Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей? Конечно, школьный психолог, классный руководитель, завуч. Одним из эффективных приемов работы с родителями являются памятки, знакомящие пап и мам наших учеников с принципами воспитания, с основами взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми. Наличие таких памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.
Принципы отношений родителей с детьми
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Памятка для родителей школьников.
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте только в школе, на собрании.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребёнка.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребёнка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», вместо традиционного: «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребёнка. Главное - поддерживать интерес к учению.
5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».
6. Содействуйте тому, чтобы ребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать рассказы ребёнка (о себе, о товарищах, о школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.
Предварительный просмотр:
Ответственность подростков
за правонарушения
Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как закон предписывает наказывать их, в чем особенности оформления преступлений несовершеннолетних и как строится защита.
Как накажут?
К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.
Предусмотрено много видов административных наказаний. К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного дохода, является не самым действенным видом наказания, однако большинство статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказание именно в виде штрафа. А вот наказание в виде административного ареста не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Срок давности
Существует общее правило, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Из этого правила есть исключения, увеличивающие этот срок, но все они едва ли могут быть применены по отношению к несовершеннолетним, слишком уж специфичны те нарушения, по которым срок давности увеличен. Если срок истек, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению. Очень часто нарушители пытаются искусственно затянуть рассмотрение дела, и часто им это удается.
За что?
Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних?
Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).
Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается уделом именно молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков.
При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.
Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).
А судьи кто?
Органами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении, являются судьи (федеральные и мировые), комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел. Этот перечень не полный, в нем указаны наиболее актуальные органы и должностные лица.
Защитники и сочувствующие
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в открытом режиме, за исключением нескольких случаев, не имеющих отношение к теме нашей статьи. Открытый режим означает, что при рассмотрении дела может присутствовать не только сам «виновник» слушания, но и его родители, иные родственники, друзья и т.д. На практике ни суд, ни любой другой орган, рассматривающий такие дела, не приветствует присутствие в зале заседания посторонних лиц, поэтому следует ограничиться минимальным составом группы поддержки – родителей или иных ближайших родственников будет вполне достаточно. И уж тем более присутствующим не следует высказывать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Если очень хочется высказаться – попросите на это разрешения, а еще лучше, чтобы вас допросили в качестве свидетеля.
При этом следует знать, что в отношении несовершеннолетних их родители, будучи законными представителями своих детей, могут осуществлять их защиту. То есть быть своего рода адвокатами. Для подтверждения полномочий достаточно паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка. Присутствие такого законного представителя при рассмотрении дела может быть признано обязательным. При этом защиту совместно с законным представителем может осуществлять и адвокат.
Также при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего лица может принимать участие прокурор. Прокурора обязаны известить о месте и времени такого рассмотрения.
Возможно ли применение силы?
Существуют следующие виды принудительного воздействия на лицо, которое подозревается в совершении административного правонарушения. Доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-то причинам невозможно (например, при массовых драках или иных беспорядках).
Административное задержание (не путать с арестом) – кратковременно ограничение свободы, может быть применено в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать 3 часов. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются соответствующие отдельные протоколы.
Также может быть проведен личный досмотр и досмотр вещей. Досмотр производится в присутствии двух понятых. О досмотре составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе о доставлении или задержании.
Документальное оформление
Следует различать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении. Протокол фиксирует сам факт совершения правонарушения и обстоятельства совершения, а постановление является итоговым документом, аналогом приговора в рамках уголовного дела.
Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления самого правонарушения. Законом допускаются случаи увеличения этого срока. Протокол составляется не всегда. В случае, если за совершение административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или штрафа, то сразу выносится постановление по делу, в котором отражается назначение наказания в виде предупреждения либо штрафа.
Если не согласны с решением
Вынесенное по делу постановление может быть обжаловано. Жалоба не облагается государственной пошлиной. Жалоба может быть подана в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Важный момент - отсчет срока начинается не от даты вынесения постановления, а от даты, когда лицу вручили это постановление.
Не в первый раз
Некоторые составы административных правонарушений предусматривают более суровое наказание, если это правонарушение совершено тем же лицом повторно. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Обратите внимание – не со дня вынесения постановления, а со дня его исполнения, т.е. если был назначен штраф – то со дня его уплаты. По истечении годичного срока нельзя указывать, что правонарушение совершено повторно.
Репутация дороже
На практике все факты привлечения к административной ответственности негласно принимаются во внимание как обстоятельства, характеризующие личность, и если уже в несовершеннолетнем возрасте человек привлекался к административной ответственности, то это может, так или иначе, осложнить его жизнь в дальнейшем.
Предварительный просмотр:
Памятки родителям в начальной школе
Вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей является важным звеном школьного образования. Успеваемость школьника во многом зависит от того, насколько родители хотят, знают, как это сделать и помогают ребенку, поддерживая его. Помочь родителям научиться этому, помимо школьных работников (классный руководитель, школьный психолог, завуч), призваны памятки для родителей начальной школы. Они могут стать очень эффективным средством обучения пап и мам учеников и познакомить их с основными принципами воспитания, взаимоотношения в семье между взрослыми и детьми, вопросами здоровья, безопасности и развития ребёнка. Памятки для родителей подскажут, как им действовать правильно при возникновении каких либо проблем у ребёнка – дома, в школе или на улице. Это может быть нежелание учиться или плохое поведение. Не все родители знают как лучше и правильнее реагировать на получение ребёнком «двойки» или, например, какой дать совет на вопрос о том, как решить спор с одноклассником. Отдельные памятки составлены для тех, кто только собирается в школу и не имеет представления с чего начать подготовку к ней, как пробудить у ребёнка желание учиться или как вести себя с учителем. Памятки помогут и школьным педагогам – правильно построить беседу с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей или дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения. На нашем сайте можно найти памятки для родителей начальной школы на самые разнообразные темы, которые смогут быть полезными в таком сложном и комплексном процессе, как воспитание школьников.
Памятки родителям первоклассников:
- Готовность ребёнка к школе
- Готов ли Ваш ребёнок к школе?
- Дислексия: родителям о нарушениях письма
- Первый класс, или как подготовить ребенка к школе
- Мальчики и девочки: сравнительная характеристика
- Памятки родителям первоклассника
- Что нужно знать родителям будущего первоклассника
- Что делать, если ваш новоиспеченный ученик, узнав, что такое школа, отказывается ходить туда и дальше?
- Первоклассник и компьютер
- Режим дня первоклассника
- Психологическая готовность ребёнка к школе (Борзяева И.Н.)
- Ваш малыш стал школьником
- Напутствия в дорогу
- Формирование у ребёнка желания учиться
- 20 вещей, которые должна знать мама
- Вопросы на собеседовании в школе
Памятки о проблемах:
- Отсутствие познавательных интересов
- Почему мой ребенок ведет себя плохо
- Боремся с подростковой грубостью
- Мой ребёнок меня не слышит
- Нежелание идти в школу
- Гиперактивный ребёнок и работа с ним (Мухина В.Н.)
- Ребёнок не хочет учиться. Что делать?
- Если ребёнок не хочет учиться
- Как не срываться на ребёнке?
- Что делать, если ребёнок принёс двойку
- Решение споров. Драться или нет?
Памятки для дома:
- Домашнее задание
- Как помочь ребёнку с домашним заданием
- Как заставить делать домашнее задание
- Памятки для учащихся по выполнению домашнего задания
- Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий
- Учимся делать домашнее задание
- Родителям о ФГОС
- Если мамы случайно нет дома
- Как помочь ребёнку в школе
- Как помочь ребенку в учебных делах
- Как относиться к отметкам ребёнка
- Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий
- Профилактика жестокости и насилия в семье
- Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям
- Памятка родителям (от сына или дочери)
- Как определить темперамент ребёнка
- Ребёнок вас не слышит? Идём в музыкалку!
- Как помочь ребёнку пережить развод родителей
- Воспитание культуры поведения у детей
- Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)
- Несколько полезных советов родителям
- Один и не дома
Памятки для школы:
- Советы родителям к 1 сентября
- Родителям второклассников-1
- Родителям второклассников-2
- Родителям третьеклассников
- Переходим в 5 класс
- Дежурство в школе. Обязанности дежурных по классу
- Как вести себя в группе продлённого дня
- Как делать работу над ошибками
- Права и обязанности учеников
- Профилактическая сменная обувь в школе для обучающихся
- Гармония между домашней и школьной жизнью ребёнка
- Как строить отношения с учителем ребёнка
- Отказаться от школьной формы? Возможно!
Памятки-тесты:
Памятки-правила:
- Правила поведения на перемене для младших школьников
- Правила поведения в школе для младших школьников
- Правила хорошего поведения для школьников
- Правила поведения в школе-1
- Правила поведения в школе-2
- Правила поведения в школе-3
- Правила поведения в школе-4
- Правила поведения в школе-5
- Памятки для школьников в стихах
- Правила поведения на остановке маршрутного транспорта
- Правила поведения в обществе для младших школьников
- Правила поведения за столом для школьников
- Телефонный этикет для школьников
- Правила поведения в театре
- Правила вежливости и культуры речи
- Правила домашнего этикета для детей
- Правила поведения в кино
- Правила поведения в музее и на выставке
- Правила поведения в гостях для младших школьников
- Правила поведения в гостях и на дне рождения
Памятки про здоровье и развитие:
- Витамины осенью
- 9 самых полезных фруктов и овощей
- Таблица вредных пищевых добавок
- Полезные привычки для здоровья
- Пункты для здоровья
- Здоровый образ жизни (Аразова С.А.)
- Ребёнок и компьютер
- Памятка по основам компьютерной безопасности
- Телевизор и младший школьник
- Иммунитет- защита организма. (Биндюкова О.В.)
- Что должен знать и уметь ребёнок в 6-7 лет
- Обучение детей наблюдательности на улице
- Что обязательно нужно делать с ребёнком
- Как привить любовь к чтению
- Перемена погоды и что с ней делать
- Как защитить себя от гриппа и ОРВИ
- Народные средства от насморка и ангины
- Осторожно, мороз и ледяная вода
- Реакция Манту у детей
Памятки по безопасности:
- Сборник правил по безопасному поведению школьников
- Правила поведения для младших школьников
- Осторожно, клещ!
- Безопасные летние каникулы
- Как уберечься от молнии
- Как не заблудиться в лесу
- Лесной пожар – это опасно!
- Как вести себя при пожаре
- Правила пожарной безопасности в период проведения новогодних праздников
- Безопасность на воде
- Не осторожен на воде – быть беде!
- Безопасность глазами детей
- Правила дорожного движения в стихах
- Безопасность на городском транспорте
- Правила перехода железнодорожного переезда
- Правила поведения детей на железной дороге
- Правила поведения граждан на железнодорожных объектах
- Простые правила поведения в самолете
- Безопасное поведение детей в быту
- Терроризм – угроза человечеству
- Что делать. Терроризм
- Рекомендации по действиям при угрозе террористического акта
- Действия населения при эвакуации
- Причины детского дорожно-транспортного травматизма
- Правила поведения в автомобиле
- Правила поведения в автомобиле для детей
- Правила поведения в поезде-1
- Правила поведения в поезде-2
- Как правильно вызвать скорую помощь
- Жара опасна для здоровья
- Загорайте в безопасности
- Чем опасны бездомные собаки
- Мусор может привести к эпидемиям
- Осторожно, грибы!
- Внимание, тонкий лёд!
- Осторожно, гололед!
- Правила безопасности при использовании электробытовых приборов
- Безопасность
Предварительный просмотр:
Понятие «вредная привычка» и причины её появления у детей.
Привычка – сложившийся способ поведения.[ http://slovari.yandex.ru]
Привычка – автоматизированное действие, особая форма поведения человека в определенных условиях. [http://ru.wikipedia.org/wiki]
Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.
Все привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К вредным привычкам относятся те, которые могут нанести вред здоровью человека (курение, алкоголизм, наркомания) или же вызывающее неприязненное отношение окружающих к совершаемым действиям (сутулиться, шаркать ногами, ерзать на стуле, слишком жестикулировать, употреблять в речи слова-паразиты, грызть простые карандаши и ручки).
Как показывает статистика, две трети россиян (78%) признают, что имеют одну-две вредные привычки. Самой распространенной вредной привычкой остается курение (72%). 79% россиян считают вредной привычкой грызть ногти, карандаши, ручки, считая её безобидной, не мешающей окружающим.
Вредные привычки детей – действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.
Наиболее распространенными вредными привычками среди детей являются:
- обманывать старших и сверстников;
- грызть карандаши и ручки;
- ябедничать;
- брать чужие вещи;
- быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора, персонального компьютера;
- курение.
В проводимом мною анкетировании принимали участие 60 учащихся 2-4 классов нашей школы. Результаты исследования показали, что учащиеся нашей школы знают достаточное количество вредных привычек.
Наличие грызть карандаши и ручки отмечают у себя 22 учащихся (37%). Часть родителей признались, что в детстве у них была аналогичная привычка, а некоторые продолжают это делать и по настоящее время, особенно когда нервничают.
Половина родителей отмечают, что их дети периодически берут карандаши и ручки в рот. Но в тоже время мамы считают эту привычку неопасной.
Таким образом, можно отметить, что с возрастом дети могут избавиться от этой привычки. Возникнув в детстве, это вредная страсть у кого-то исчезает, а у кого-то нет. Кроме того можно отметить неодинаковое отношение взрослых к этой проблеме.
Психологи утверждают, что любая привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания, а может перерасти в устойчивые черты характера.
Среди причин возникновения вредных привычек у детей психологи отмечают:
- недостаток внимания к ребенку со стороны родителей (матери, родных, близких);
- желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
- психологические или физические проблемы у ребенка;
- стремление избавиться от скуки или успокоиться;
- особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
- подражание старшим или своим сверстникам.
Влияние вредной привычки на развитие школьника.
«Не берите ручку в рот!», «Не грызите карандаши!», «Не ерзайте на стуле!» очень часто мы слышим такие реплики от наших родителей или учителей. Можно не сомневаться, что многие выдающиеся люди, сочиняя свои творения, покусывали кончик карандаша или ручки. И все они признавали, что данное занятие вредно.
Так ли это на самом деле? Попытаемся разораться в данном вопросе.
Большинство родителей признают вредное влияние этой привычки, так как в организм ребенка попадает грязь с ручек и карандашей, а вместе с ней микробы и паразиты. Кроме того, они переживают, что ребенок может проглотить мелкие части и подавиться ими. Ко всему прочему, человек любого возраста с карандашом или ручкой во рту смотрится некрасиво.
Убедиться в правильности вышеуказанных доводов мне помогли беседы с медицинским работником, психологом. Все они однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Многие врачи называют данную вредную привычку болезнью школьников.
С точки зрения медицины можно отметить следующие негативные моменты:
- ребенок вносит вместе с карандашом в полость рта дополнительную инфекцию, способствующую в дальнейшем появлению стоматита, фарингита, ангины, тонзиллита. Кроме того, у ребенка могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.
- Зачастую на прилавках магазинов продают некачественные канцелярские товары, которые содержат вредные вещества, накапливающиеся в печени ребенка;
- У ребенка, имеющего привычку грызть карандаши, могут возникнуть проблемы с зубами. Эмаль зубов довольно быстро разрушается, и постепенно начинает развиваться кариес. Механическое воздействие карандашами делает детские зубы неровными (испорченный привкус на всю жизнь);
- Любое действие, часто повторяющееся, может, в конце концов, перерасти в привычку (вырабатывается зависимость).
С точки зрения психологии такое неполезное действие нельзя рассматривать как болезнь, оно возникает из-за неуравновешенности нервной системы. Чаще такая привычка наблюдается у детей, которых с младенчества воспитывали жестко или же наоборот мало уделяли внимания. Такой ребенок ищет компенсацию, успокоение или отвлечение в доступных ему действиях.
Многие дети приобретают данную привычку с приходом в школу, так как начинают испытывать стресс, а также сказывается влияние смены обстановки и длительные нагрузки. Ребенок начинает нервничать, переживать, а карандаш или ручка в свою очередь помогают ему снять нервное напряжение.
Опасность состоит в том, что нередко такая привычка превращается в черту характера. Одна вредная привычка часто может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении.
Способы борьбы с вредными привычками.
Итак, большинство сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно и порой даже опасно. Но что же делать, как избавиться от этой вредной привычки?
Психологи отмечают, что взрослым это сделать проще, так как у них развита сила воля, у детей же, наоборот.
Рассмотрев анкеты, прочитав учебную литературу и статьи в Интернете, а также пообщавшись со специалистами, мы пришли к выводу, что данная работа должна вестись комплексно: ребенок – родители – медицинские работники – психологи – педагоги.
Какими же способами можно для этого воспользоваться:
- Снять стресс, волнение, успокоить ребенка можно переключив его внимание на что-то более приятное, подбодрить ребенка, вовлечь его в ситуацию успеха.
- Если ребенок испытывает затруднения при подготовке заданий, родителям нужно ему помочь, попытаться объяснить упущенный материал, постепенно приобщая его к самостоятельной работе. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и постепенно забудет про карандаш.
- Необходимо тактично проводить с ребенком беседы, указывая на неэстетичность данной привычки. Важно при этом помнить о собственном примере в данном вопросе.
- Чаще во время занятий переключать внимание детей на игру, способствовать смене видов деятельности, атмосферы в помещении.
- Применять «народный способ» - смазывать конец карандаша или ручки горькими или невкусными смесями (перец, горчица, соль).
- Использовать при письме канцелярские принадлежности с красивыми оригинальными наконечниками.
Если же по какой-то из причин, вы все еще не избавились от данной привычки, предлагаю вам воспользоваться следующими советами:
- Покупайте канцелярские товары немецких фирм производителей (так как по результатам независимых экспертиз химический состав карандашей назван самым безопасным).
- Купите карандаш итальянского дизайнера Чечилии Фелли (сделан из лекарственного растения – корня солодки, он не повредит желудку, а также оставить приятный привкус во рту).
- Применяйте карандаш дизайнера Дейва Хаккенса (90% корпуса у данного карандаша состоит из леденцов, успокаивающих нервную систему).
Заключение.
Таким образом, в результате моего исследования, я выяснила, что данная проблема была, есть и будет актуальна на протяжении длительного времени и борьба с ней, это не только задача отдельного человека, но и всего государства в целом.
Чаще всего причины этого явления – психологические. Привыкание к вредному происходит незаметно, по постепенно, день ото дня, формируется тяга к привычному, необдуманному действию.
Если же привычка сформировалась и приняла уже устойчивый характер, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а стараться искать пути преодоления именно с этой привычкой. А победа может быть возможна только тогда, когда в усилиях принимают участие все стороны, желающие как можно скорее избавиться от негативных последствий. Если же не справиться с этим на более ранних этапах, то в более позднем возрасте это привычка может перерасти в другие более вредные привычки или нанести вред всему организму ребенка.
Моя работа может помочь ребятам и их родителям понять, что брать школьные принадлежности в рот это не только вредно, но и неэстетично. Данный материал можно использовать во время бесед, на классных часах, родительских собраниях с целью углубления знаний о вредных привычках и формирования серьезного отношения детей к своему здоровью.
Свое выступление хочется закончить стихотворением о вредной привычке неизвестного автора
Совсем не встает перед нею вопроса
О том, что жевать не положено косу.
А ниже – мальчишка с футбольным мячом.
Шнуровка мяча для него нипочем.
И ловко свою проявляя сноровку,
Он прямо зубами хватает веревку.
И рядом – другой. Резко сдвинувши брови,
Вгрызаясь в науку, уроки готовит.
При этом как будто конфету тянучку
Сжевал карандаш и дошел уж до ручки.
Как будто бы мелочи это, а все же
Зубами за вещи хвататься негоже.
Ведь ясно: обычно и грязны, и колки
Бывают булавки, а также иголки.
И каждый, наверное, слышал не раз
О том, что под ногтем скрывается грязь.
А грызть карандаш? Разве это годиться?
Нельзя ж за его чистоту поручиться.
Мы знаем, конечно, что всем это ясно,
И все же ведем разговор не напрасно:
Чтоб меньше встречалось привычек таких,
Невредно напомнить о вредности их.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем.
Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
Конечно, хорошие поступки - это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны.
И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Подробнее:
Пять ошибок родительской любви
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
Как я могу помочь своему ребенку
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление ПАВ вашим ребенком
Как уберечь детей от наркотиков
Разговор с родителями первоклассника
Если ваш ребенок учится в начальной школе, продолжайте играть с ним
ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в уже конкурс областной выиграла, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
ПЯТЬ ОШИБОК РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Родительской любви много не бывает. Главное, чтобы она помогала ребенку развиваться, расти здоровым и счастливым. Если же она мешает этому, значит, где-то вы ошиблись. Где именно, вам подскажут типы неподобающей любви.
Собственническая
Она поощряет у ребенка чувство излишней зависимости от родителей. Маме и папе кажется, что лишь они знают, какую кашу есть любимому чаду. Какое платьице надеть в садик. В какой кружок ходить после уроков и т. д. Манипулируя, опекая, используя свою власть, родители пытаются удержать ребенка в зависимости от себя. Он — их собственность, у них есть все права на него. Эти родители и обращаются с ребенком, как со своей вещью. Забывая, что он существо, пусть и маленькое, которому необходимо расширять свои права и становиться уверенным в себе человеком.
Собственнические чувства есть у каждого родителя. Но постарайтесь отделить их от истинной заботы о благополучии ребенка. Уважайте в ребенке право быть самим собой. Конечно, это не означает отказ от всех ограничений и разрешение всего и вся. Просто поощряйте в нем стремление думать, брать на себя ответственность.
Чрезмерная опека мешает эмоциональному развитию ребенка. Ему, полностью покорному родителям, будет трудно найти себя в этом мире. Он может стать легкой добычей волевых, влиятельных личностей или групп. Либо ваши взаимоотношения с ребенком будут ухудшаться по мере его взросления, он будет все менее податлив вашему руководству.
Амбициозная
Мы все в некоторой степени удовлетворяем свои амбиции через детей. Недавно на концерте в детском саду вы обнаружили, что ваша девочка неплохо танцует. Наблюдая грациозные движения дочери, вы мысленно перенеслись в те дни, когда сами страстно мечтали стать балериной. Вам это не удалось, но вот, может, дочь осуществит мамину мечту. Или сын должен стать спортсменом, потому что им не сумел стать папа.
Любые ваши усилия исполнить свою несбывшуюся мечту через ребенка будут ошибочными, если он сам этого не захочет. Чем чаще родители удовлетворяют свои амбиции через детей, тем более условна их любовь. Ведь она зависит от того, насколько хорошо ребенок оправдал чаяния мамы и папы.
В этом случае у ребенка не появится сознание собственных прав. Он не научится думать самостоятельно и полагаться на самого себя. Родительская любовь должна помогать детям выполнить в жизни то, что предначертано собственной судьбой, а не указующим перстом взрослых.
Лишь аргумент во время ссоры
Чаще всего во время ссор между супругами происходит перемена ролей. За неимением других аргументов мама или папа апеллируют к собственным детям. В большей степени это свойственно женщинам, которые пытаются отстоять в ссоре с мужем свою правоту, жалуясь на него маленькому сыну или делая союзницей дочку. Родители обращаются с ребенком, как со взрослым, и смотрят на него как на источник их поддержки, комфорта.
К сожалению, почти все мы прибегаем к такой форме общения, рассчитывая, что ребенок поможет нам выйти из тяжелого состояния. Не важно, чем оно вызвано: болезнью, депрессией, усталостью.
Не ожидайте, что, проникнувшись ситуацией, дите проявит чудеса уступчивости, сознательности, послушания. Да еще и станет вашим защитником и утешителем. Ваши требования непомерные и слишком преждевременные для него. Он не в состоянии выполнить то, что от него хотят, и реагировать подобающим образом. Если навязать ему эту роль утешителя, он не будет нормально развиваться.
Конечно, ребенок должен уметь и посочувствовать родителям, и проявить о них заботу. Но на уровне своего возраста. Нельзя даже предполагать, что он сможет удовлетворить ваши эмоциональные потребности. У родителей должны быть своя собственная духовная жизнь, свои увлечения, верные друзья, любимые люди, надежные супружеские отношения. Вы сможете дать ребенку больше, если сами будете эмоционально и духовно наполнены.
Соблазняющая
Пока ребенок совсем еще маленький, трудно удержаться от соблазна потискать его, зацеловать, оставить в родительской кровати. Мы умиляемся, когда сынуля с чувством целует свою мамочку прямо в губы. Смеемся, когда дочка заявляет, что выйдет замуж за папу. Вместо того, чтобы определить некоторую дистанцию в отношениях.
Если не сделать этого вовремя, ребенок может воспринять родительскую ласку совсем не так, как следует. Последствия же этого: от слишком раннего пробуждения чувственности до неумения создать личную жизнь и привязанности к кому-то из родителей уже будучи взрослым.
Нелюбовь
Все эти взаимоотношения вредны и родителям, и детям. И нормальные взрослые, разумеется, хотели бы их избежать. Но из страха проявить «неправильные» чувства родители впадают в другую крайность. Они воздерживаются от проявления своей любви. Это самая распространенная ошибка в воспитании.
Так что не допускайте ситуации, когда ваше сердце переполнено любовью, но ее слишком мало в повседневной жизни вашего ребенка. Она ему очень нужна.
КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ!
В СЕМЬЕ РЕБЕНОК-ИНВАЛИД
Памятка для родителей
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем, решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением, ребёнок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
- КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ
- Личная привлекательность: важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
- Навыки общения: как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми.
- Помогите ребенку стать хорошим другом: Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.
- Верьте в своих детей: Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.
Как помочь детям с нарушениями в общении
- Агрессивный ребенок: Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
- Лживый ребенок: Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.
- Вызывающее поведение ребенка: Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние. Безусловно, принимайте ребенка. Активно и заинтересованно выслушивай.
- Застенчивые дети: Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
- Истерические проявления: Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) ВАШИМ РЕБЕНКОМ
1. Общайтесь друг с другом
Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребенку
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;
- не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо.
Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период - постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь - своему ребенку.
6. Помните, что ваш ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезным и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если к вам 37 раз в сутки будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном?...
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - т. е. нужна своя доля свободы. Без неё - задохнется дух.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого - и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
Почему дети и подростки начинают употреблять наркотики?
Если вы разберетесь в причинах, по которым начинают употреблять наркотики, вам будет гораздо легче разговаривать с вашим ребенком на эту тему.
Вот что чаще всего говорят сами дети и подростки по этому поводу: "Начал употреблять...
- чтобы выразить свое сопротивление чему-либо или чтобы шокировать учителей, родителей, приятелей;
- чтобы почувствовать себя своим среди друзей;
- потому что мне нравится рисковать;
- потому что это увлекательно;
- потому что я этого просто хочу;
- это часть времяпрепровождения (употреблять наркотики можно на дискотеке или на вечеринке);
- потому что при этом я чувствую себя совсем взрослым;
- это способ уйти от проблем в школе, с подружкой, с родителями;
- потому что мне просто скучно;
- потому что это делают все, с кем я общаюсь;
- за один раз ведь ничего не случится!
Согласно многим исследованиям, вероятность начала употребления наркотиков выше, если подросток недоволен своим окружением, любит приключения, любопытен, недооценивает опасность возникновения зависимости, считает себя в безвыходном положении. Многие из указанных причин употребления наркотиков нам, взрослым, возможно, покажутся смешными. И, тем не менее, для детей они вполне убедительны.
Какие дети подвержены употреблению наркотиков?
Самый просто ответ - ВСЕ. Любой ребенок может попасть под соблазн попробовать наркотики независимо от того, в каком районе он живет, в какой класс ходит, насколько он умен. Предложение "попробовать это" может произойти где угодно - на вечеринке или школьном дворе - и исходить от кого угодно - незнакомца подозрительной внешности или лучшей подруги. Не всегда можно найти объяснение, почему ребенок потянулся к наркотикам, но важно помнить, что еще до этого вы можете повлиять на его решение.
Как вы можете помочь ребенку?
Существуют различные пути влияния на отношение детей к наркотикам. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но все они дают реальный результат.
Расскажите ему о своем опыте
Очень часто ребенку трудно представить, что вы тоже были молоды. Расскажите ему, что и перед вами стояли проблемы выбора и принятия решения, хотя не следует пересказывать длинные истории из вашего детства, начинающиеся словами: "Когда я был в твоем возрасте...". Объясните ребенку, что в детстве вы тоже были не подарок и тоже делали ошибки. В сложных ситуациях очень помогает совместное обсуждение проблемных вопросов. Вспомните пословицу "Одна голова хорошо, а две лучше". Также, пусть ваш ребенок знает, что и вы хотели бы делиться с ним своими проблемами и заботами. Покажите ему, что вы тоже человек и ничто человеческое вам не чуждо.
Будьте рядом
Вы не можете всегда быть рядом со своим ребенком. Вам нужно работать, да и отдыхать когда-то тоже надо. Ребенок должен это понимать. Вы можете установить определенное время, когда можно собраться вместе и обсудить любые проблемы и заботы. Или договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
Действуйте твердо, но последовательно
Быть твердым - это не значит быть агрессивным. Это значит быть уверенным, что ваши взгляды и чувства известны, и вы хотите, чтобы ребенок их уважал. Будьте последовательны! Не меняйте своих решений, не угрожайте тем, что вы никогда не сделаете, - это может подорвать доверие к вам.
Чего нельзя делать
Есть несколько вещей, которых следует избегать в воспитании ребенка:
- не издевайтесь над своим ребенком - унижение не нравится никому;
- не читайте нотаций - вспомните, как вы сами их воспринимаете;
- не пытайтесь запугать ребенка страшными историями, это не помогает, а тот, кто уже попробовал наркотики и знает их действие, вам не поверит.
Из брошюры "Скажи-ка, папа? Поговорим с ребенком о наркотиках"
РОДИТЕЛЯМ О НАКАЗАНИЯХ
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
- Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
- Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
- Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказания?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ
Подросток. Это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Это возраст наивысшего недовольства своим внешним видом. Это возраст, когда ждут перемен и одновременно боятся их. Это возраст оценки себя и своего места в мире. Это возраст крайнего одиночества в группе себе подобных. Это возраст первой любви. Как трудно общаться с детьми подросткового возраста, знает каждый взрослый. Но давайте вспомним себя и несколько необходимых правил общения, и можно будет надеяться на взаимопонимание и гармонию в отношениях. Предлагаем родителям небольшую памятку.
Основные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками
- Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Если ограничения отсутствуют, это значит, что взрослые идут на поводу у ребёнка, допуская попустительский стиль воспитания, отнюдь не лучший.
- Но! Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
- Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
- Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.
- Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
- О наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Помните, что степень наказания должна соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать. За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки. Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения.
Чтобы этого достичь, нужно:
- Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.
- Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.
- Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.
- Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.
- Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.
- Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.
Как не стать его врагом?
- Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.
- Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.
- Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем - быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
- Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.
- Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.
Удачи и терпения Вам в общении с нашими самыми дорогими, непростыми, но главное очень любимыми…
У Вас всё получится.
РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКА
Одним из особенных периодов в развитии ребенка является начало первого класса.
От того, как сложатся отношения ребенка со школой и с учителем, будет зависеть настроение, здоровье, благополучие не только Вашего школьника, но и всей семьи – и на много лет вперед.
Очень важно с самого начала вселить в него уверенность в своем успехе, не дать ему усомниться в мысли о том, что «ничего не получится!», иначе впоследствии бороться с апатией вы будете очень долго. При поддержке взрослых дети вырастают с окрепшей, окрыленной душой. Никогда не говорите ребенку: «Ты плохой!». Если ребенок сделал то, что достойно порицания, нельзя смешивать оценку поступка с оценкой ребенка. Плохим может быть поступок, ребенок, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ - ХОРОШИЙ
В непростой адаптационный период каждому человеку в любом возрасте особенно маленькому человеку, необходима поддержка. Нужно знать, как это можно сделать и как определить, что адаптация прошла успешно.
Признаки успешной адаптации:
- Первый признак - удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - ребенок легко справляется с программой.
- Третий признак – много новых друзей, хорошие отношения.
Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Несколько советов, как помочь ребенку быстрее и безболезненнее адаптироваться в школе
Похвала. Больше всего на свете в течение первого года учебы Ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
При выполнении домашних заданий помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать один час.
Пробуждение ребенка. Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату с фразой: "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, например, так обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде успевать".
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому - поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить громче радио. Когда малыша утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ,
ПРОДОЛЖАЙТЕ С НИМ ИГРАТЬ
Предлагаем вашему вниманию игры-упражнения, способствующие развитию детей, развитию их воображения, мышления, навыков общения и социальной адаптации, знакомству с окружающим миром, вхождению в мир искусства и творчества, а главное – поддержанию и усилению детской познавательной активности – основы полноценного детского развития и главное условие их будущей успешности в школе и в жизни.
Полезными будут следующие игры, которые служат одновременно и развивающими, и научат правильно общаться:
«Жетоны радости». Родители и дети вырезают из бумаги круглые жетоны и каждый день на них записывают: родители – чем их порадовали дети, дети – чем их порадовали родители. Затем дарят их друг другу.
«Найди в плохом хорошее». Выбирается одна не очень приятная ситуация, необходимо в ней найти что-то хорошее. Кто найдет больше, тот и выиграл.
«Угадай по описанию». Игра на развитие речи, слухового внимания. Ведущий собирает несколько предметов в мешок и по очереди описывает их. Кто угадывает, тот получает этот предмет. Выигрывает тот, у кого больше предметов.
«Сочиняем сказку». Участники садятся в круг, берут талисман (мягкую игрушку), и каждый игрок по очереди говорит одну фразу, другой – другую, которая является продолжением первой. И в конце должен получиться рассказ-сказка.
«Комплименты». Участники садятся в круг, берут клубок ниток и начинают его распутывать. Один участник берет конец нитки в руки, говорит комплимент любому участнику игры и передает ему клубок ниток, второй берет клубок, берется за нитку, говорит комплимент третьему участнику игры и так далее. Когда клубок распутается, нужно его обратно смотать, клубок передается в обратном порядке, при этом участники вспоминают сказанные ранее комплименты.
«Компромиссы». Выбирается одна спорная ситуация, в которой одни хотят одно, другие - другое. Необходимо найти как можно больше альтернативных решений для данной ситуации. Кто найдет больше, тот и выиграл.
«Найди и промолчи». Аналогия игры «Горячо-холодно». Прячется игрушка на сравнительно видное место. Входят играющие. Когда кто-то из них увидит игрушку, то он не кричит, не говорит, что нашел её, а лишь показывает это условным знаком. Условный знак может быть таким: сесть на стул, хлопнуть в ладоши и т.д.
«Штирлиц». Игра на развитие памяти и внимания. Водящий перед играющими выставляет от 5 предметов. Играющие запоминают и отворачиваются. Ведущий меняет расположение предметов или убирает 1 - 2 игрушки. Играющие поворачиваются и угадывают, что изменилось. Далее количество предметов увеличивается.
«Через стекло». Участники игры делятся на пары. Один изображает, что сидит в вагоне поезда, а второй - стоит на платформе. Далее один через стекло объясняет что-то другому при помощи пантомимы (жестов, мимики, движения). Второй - старается понять. Затем участники меняются ролями.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Участники делятся на две команды. Каждая команда придумывает, что она будет показывать при помощи пантомимы другой команде. Это может быть поездка на машине, поход на пляж, урок в школе. Потом команды показывают друг другу свои пантомимы и угадывают.
«Пантомима». Выбирается ведущий. Он пишет карточки. В них могут быть написаны разные слова: заяц, велосипед, мама, нежность, ручка, кастрюля и т.д. Игроки по очереди вытаскивают карточки и при помощи мимики, жестов показывают это слово, а остальные угадывают.
«Передай рисунок». Участники рисуют пальцем друг у друга на спине или на ладошке рисунки и угадывают их.
«Дорисуй рисунок». Участники по очереди дорисовывают рисунок. Первый начинает рисовать, но рисует не до конца, второй продолжает, но тоже не до конца, передает следующему, и так очередь доходит до первого. Он тоже что-то рисует и передает дальше, и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.
Полезно также общаться с детьми посредством кукол, игрушек, в том числе самодельных. Например, дети сами могут вместе с взрослыми изготовить из перчатки куклу, особенно, если вторая перчатка из пары утеряна.
Верните Вашим детям игры, в которые Вы играли в детстве, и которых им катастрофически не хватает в наше время. Это игры в классики, в мяч, в «съедобное – несъедобное», в «черное с белым не носить» и многие другие.
По книге Т. В. Смолеусовой












