Главные вкладки
5.2 Результаты участия в разработке программно-методического сопро-вождения образовательного процесса
Результаты участия в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
к программе по специальности СПО
Информационные системы и программирование
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ»
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. | основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков. сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности; сведений о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплений национальных и государственных традиций. содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа[1] | |
Промежуточная аттестация | 2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Введение. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 16 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
Тема Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. – второй половине 80-х гг. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х | Содержание учебного материала | ||
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии национальной и социально-экономической политики. Кризис «развитого социализма». Культурная жизнь в СССР. Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг. «Биполярная модель» международных отношений. Блоковая стратегия. СССР в глобальных и региональных конфликтах. Афганская война и ее последствия. Ближневосточный конфликт. Предпосылки системного кризиса. Перестройка в СССР (1985-1991гг): причины и последствия. Характеристика основных периодов перестройки. «Парад суверенитетов». События августовского путча. Подписание Беловежских соглашений и образование СНГ. | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | |||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX- начале XXI века. | 18 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
Тема Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | Содержание учебного материала | ||
Антикризисные меры и рыночные реформы. Формирование государственной власти новой России. Принятие Конституции РФ 1993г. Становление гражданского общества. Обострение локальных конфликтов на постсоветском пространстве. РФ и страны ближнего зарубежья. РФ и СНГ. Международные отношения в конце XX века. Программные документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства. | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | |||
Тема Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Укрепление государственной власти. Проблемы федеративного устройства. Россия и страны Ближнего Зарубежья. СНГ, ОДКБ, Россия и страны Дальнего Зарубежья. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
Тема Россия и мировые интеграционные процессы | Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Роль международных организаций (ВТО, ЕЭС, ОЭСР) в глобализации политической и экономической жизни и участие России в этих процессах. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) развития ведущих государств и регионов мира; Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | |||
Тема Развитие культуры в России | Содержание учебного материала Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций российской цивилизации как основы сохранения национальной идентичности. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития духовной культуры в РФ. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
Тема Перспективы развития РФ в современном мире | Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Россия и страны ближнего зарубежья. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Инновационное развитие в РТ. Важнейшие научные открытия и технические достижения современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | |||
Примерный перечень практических занятий и лабораторных работ: 1. Работа с историческими документами и историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий. 2. Работа с историческими документами и историческими картами: внешняя политика России в условиях геополитических вызовов современного мира. 3. Круглый стол» по проблеме сохранения нравственных ценностей и убеждений в условиях в современных условиях 4. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. | |||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Всего | 36 | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории и философии» оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, парты учащихся, техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран, лазерная указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания
- Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – Москва: Академия, 2021. – 448 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX-начала XXI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 200 с.
3. Чураков, Д. О. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д.О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. – Москва : Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX-началоXXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А.А. Сафонов, М.А. Сафонова. – Москва : Юрайт, 2021. –
245 с.
Основные электронные издания
1 История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
2 Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 245 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
Дополнительные источники
1 История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. - 7-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. - 328 с.
2 История России. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 144 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08115-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
3 Карпачев, С. П. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
4 Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09549-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
5 Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История»
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
| «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Примеры форм и методов контроля и оценки • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование…. • Контрольная работа …. • Самостоятельная работа. • Защита реферата…. • Семинар • Защита курсовой работы (проекта) • Выполнение проекта; • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) • Оценка выполнения практического задания(работы) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией… • Решение ситуационной задачи…. |
|
[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
Предварительный просмотр:
Примерная рабочая программа учебной дисциплины
История
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
| |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
-рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.,
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01- 07, 09-11 | - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального назначения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем учебной дисциплины | 46 |
Самостоятельная работа[1] | |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | |
в том числе: | |
Практические занятия | 10 |
Промежуточная аттестация | 2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. | Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 12 | |
Тема Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. | ОК 01- 07, 09-11 | ||
2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Тенденции развития искусства, науки и спорта. Характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. Духовная оппозиция в СССР. Российская творческая элита. Расцвет национальных культур. Связь представителей национальной культуры с общественно-политической деятельностью. Культура молодежного бунта. | |||
3. Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | 2 | ||
Идеология СССР. Формирование новой общности - советского народа. Работа с источниками. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. | ОК 01-07, 09-11 | ||
2. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | |||
3.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. Биографические портреты политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов руководителей государства. Экономический, внешнеполитический, культурный и геополитический анализ событий 1989-1991 гг. в Восточной Европе и СССР. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Причины и последствия распада СССР | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
РАЗДЕЛ 2 | Россия и мир в конце XX - начале XXI века. | 36 | |
Тема #1055;остсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала | ||
#1051;окальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Кавказский конфликт. | 6 | ОК 01-07, 09-11 | |
3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | |||
4. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. Международные доктрины об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
#1040;нализ программных документов в отношении постсоветского пространства. Культурный, социально-экономический и политический аспекты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. | ОК 01-07, 09-11 | ||
2. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Административно-территориальное устройство России. Особенности российского федерализма. Постановка проблем современного федерализма. Пути решения проблем. | |||
3. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Договоры России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ. Реформа территориального устройства РФ в 90-е гг. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
#1048;стория российско-кавказских отношений – предыстория конфликта. Модели решения конфликта. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема Россия и мировые интеграционные процессы. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда». Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | ОК 01-07, 09-11 | ||
2. Россия и мировые интеграционные процессы. Основные направления европейской интеграции. Ступени интеграции в Западной Европе: ВТО, ОЕЭС, ЕЭС, ЕС. | |||
3. Основные образовательные проекты с 1992 г. Причины и результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1.Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема Развитие культуры в России. | Содержание учебного материала | 10 | |
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | ОК 01-07, 09-11 | ||
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Активизация миграции населения. Миграции населения: насильственные и добровольные. Процесс этнической и религиозной консолидации населения. | |||
3. Традиции национальных культур народов России. Влияния на людей идей «массовой культуры». Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Формирование «общеевропейской» культуры. | |||
4. Россия как часть мирового информационно-культурного пространства. Современные националистические и экстремистские молодежные организации в Европе и России. Теория «общества «всеобщего благоденствия» (Л. Эрхард). | |||
#1055;ричины кризиса общества «всеобщего благоденствия». Неоконсерватизм как идейное течение. СМИ и массовая культура. СМИ как инструмент влияния на сознание людей. Феномен массовой культуры. Массовая культура – фактор формирования индустрии досуга. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития. | ОК 01-07, 09-11 | ||
2. Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в РФ. | |||
3. Перспективы развития РФ в современном мире. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. Глобальные проблемы современности. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Всего (часов) | 56 | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя., техническими средствами: компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания
- Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 545 с.
- Зуев, М. Н. История России до ХХ века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с.
- Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с.
- Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. И. Иловайский. – Москва : Юрайт, 2020. – 304 с.
- История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2021. – 252 с.
- Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 247 с.
- История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 311 с.
- История России для технических специальностей : учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.] ; под редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 531 с.
- Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 352 с.
- Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ век – начало ХХI века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 257 с.
- Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 565 с.
- Крамаренко, Р. А. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 197 с.
- Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва : Юрайт, 2021. – 128 с.
- Некрасова, М. Б. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 363 с.
- Павленко, Н. И. История России 1700-1861 гг. (с картами) : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 312 с.
- Пленков, О. Ю. Новейшая история : учебник для среднего профессионального образования / О. Ю. Пленков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 399 с.
Основные электронные издания
- Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В. Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-1105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
- Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 545 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01293-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Зуев, М. Н. История России до ХХ века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01602-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01245-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. И. Иловайский. – Москва : Юрайт, 2020. – 304 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09210-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- История : учебное пособие для СПО / В. Н. Курятников, Е. Ю. Семенова, Н. А. Татаренкова, В. В. Федотов. — Саратов : Профобразование, 2021. — 433 c. — ISBN 978-5-4488-1226-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
- История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2021. – 252 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01272-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 311 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13853-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- История России для технических специальностей : учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.] ; под редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 531 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10532-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08565-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ век – начало ХХI века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 257 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08561-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Крамаренко, Р. А. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва : Юрайт, 2021. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Некрасова, М. Б. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Павленко, Н. И. История России 1700-1861 гг. (с картами) : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 312 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03873-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 247 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03860-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
- Пленков, О. Ю. Новейшая история : учебник для среднего профессионального образования / О. Ю. Пленков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00824-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
Дополнительные источники
- Орлов, А. С. История России : учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – Москва : Проспект, 2020. – 360 с.
- Протопопов, А. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2017). – Москва : Аспект Пресс, 2018. – 386 с.
- « СССР. Крушение», 2010 г., «Холодная война и русское зарубежье», «Час истины. Оттепель Хрущева», «Стране Советов 70 лет»,«Похороны руководителей советского государства в 1980-е гг.», Видеофильмы:«20 августа 1991 года», «Распад СССР», «Тени.СССР.60-е годы XX века», «Современный экстримизм», «Балканский кризис», «Евросоюз», «Культура русского народа», «Инновации в современной России».
- Новейшая история России в 2 ч. Часть 1. 1914—1941 : учебник для академического бакалавриата / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 270 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04669-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
- История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04769-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
- Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – Москва, 498 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
умения: | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения самостоятельных работ, индивидуальных заданий, составление и заполнение аналитических таблиц. Текущий контроль в форме собеседования, решения ситуационных задач. | |
- Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. - Распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте. - Анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части. - Оценивать результат и последствия исторический событий (самостоятельно или с помощью наставника). - Определять задачи поиска исторической информации. - Определять необходимые источники информации. - Структурировать получаемую информацию. - Выделять наиболее значимое в перечне информации. - Оценивать практическую значимость результатов поиска. - Оформлять результаты поиска. - Выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. - Организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности. - Излагать свои мысли в контексте современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. - Осознавать личную ответственность за судьбу России. - Проявлять социальную активность и гражданскую зрелость. - Соблюдать нормы экологической безопасности. - Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных целей. - Применять средства информационных технологий для решения поставленных задач. - Анализировать правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. - Определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте. | Демонстрировать умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрировать умения распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте. Демонстрировать умения анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части. Демонстрировать умения оценивать результат и последствия исторический событий (самостоятельно или с помощью наставника). Демонстрировать умения определять задачи поиска исторической информации. Демонстрировать умения определять необходимые источники информации. Демонстрировать умения структурировать получаемую информацию. Демонстрировать умения выделять наиболее значимое в перечне информации. Демонстрировать умения оценивать практическую значимость результатов поиска. Демонстрировать умения оформлять результаты поиска. Демонстрировать умения выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрировать умения организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности. Демонстрировать умения излагать свои мысли в контексте современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрировать умения осознавать личную ответственность за судьбу России. Демонстрировать умения проявлять социальную активность и гражданскую зрелость. Демонстрировать умения соблюдать нормы экологической безопасности. Демонстрировать умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных целей. Демонстрировать умения применять средства информационных технологий для решения поставленных задач. Демонстрировать умения анализировать правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Демонстрировать умения определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте | |
знания: | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. | |
- Актуальный исторический контекст. - Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в историческом контексте. - Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. - Приемы структурирования информации. - Формат оформления результатов поиска информации. - Возможные траектории личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. - Психология коллектива. - Психология личности. - Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. - Сущность гражданско-патриотической позиции. - Общечеловеческие ценности. - Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. - Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. - Основные направления развития ключевых регионов мира. | Демонстрировать знания актуального исторического контекста. Демонстрировать знания основных источников информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте. Демонстрировать знания основных процессов (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Демонстрировать знания приемов структурирования информации. Демонстрировать знания формата оформления результатов поиска информации. Демонстрировать знания возможных траекторий личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрировать знания психология коллектива. Демонстрировать знания психология личности. Демонстрировать знания роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Демонстрировать знания сущности гражданско-патриотической позиции. Демонстрировать знания общечеловеческих ценностей. Демонстрировать знания содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Демонстрировать знания перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе. Демонстрировать знания основных направлений развития ключевых регионов мира. |
[1] Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема образовательной программы в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
Предварительный просмотр:
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
(п. в ред. Приказа Минпросвещения России от N 796)
Предварительный просмотр:
Приложение 3 к ППССЗ по специальности
Информационные системы и программирование,
утвержденной Приказом № 441-о от
(с внесением изменений по Пр. № 354-о от )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02
ИСТОРИЯ
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности Информационные системы и программирование.
Организация – разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский политехнический колледж»
Разработчик:
Дзюба Н.В., преподаватель
Рекомендовано цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин, протокол № 9 от «22» мая 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОП СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности Информационные системы и программирование.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина История входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем | - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплений национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 44 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 22 |
практические занятия | 14 |
самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы (ДФК) | 3 семестр |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Введение. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг | 17 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
Тема Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. – второй половине 80-х гг. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х | Содержание учебного материала | 10 | |
1. Внутренняя и внешняя политика государственной власти СССР к началу 1980-х гг.: особенности идеологии национальной и социально-экономической политики 2. Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг.: «биполярная модель» международных отношений; блоковая стратегия. 3. СССР в глобальных и региональных конфликтах: афганская война и ее последствия; ближневосточный конфликт. 4. Предпосылки системного кризиса. Перестройка в СССР (1985-1991гг): экономические и политические предпосылки; «пышные похороны»; причины и последствия; характеристика основных периодов перестройки; итоги. 5. Распад СССР и образование СНГ: «парад суверенитетов»; события августовского путча; подписание Беловежских соглашений и образование СНГ. | |||
Тематика практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие: «Работа с историческими документами и историческими картами СССР и РФ за 1985-1989 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий» - «Бархатные революции» в странах Восточной Европы | |||
2. Практическое занятие: «Работа с историческими документами и историческими картами СССР и РФ за 1985-1989 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий» - распад ОВД и СЭВ; распад СССР; перекройка всей карты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Новое политическое мышление. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве 2. Локальные конфликты на постсоветском пространстве. Взаимоотношения РФ и СНГ. | 3 | ||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX- начале XXI века | 27 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
Тема Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | Содержание учебного материала | 2 | |
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | |||
Тематика практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие: «Работа с историческими документами и историческими картами: действие программных документов международного значения на постсоветском пространстве» - международные отношения в конце XX века; - программные документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства. | |||
Тема Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | |||
Тематика практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие: «Работа с историческими документами и историческими картами: действие региональных программных документов в отношении РФ» - ОДКБ и РФ;- РФ и СНГ | |||
Тема Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 2 | |
Россия и мировые интеграционные процессы | |||
Тематика практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие: «Работа с историческими документами и историческими картами: внешняя политика России в условиях геополитических вызовов современного мира» - взаимоотношение РФ и международных организаций (ВТО, ЕС, ОЭСР); - роль международных организаций (ВТО, ЕЭС, ОЭСР) в глобализации политической и экономической жизни; - важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения. | |||
Тема Развитие культуры в России | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 |
Развитие культуры в России | |||
Тематика практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие: «Круглый стол» по проблеме сохранения нравственных ценностей и убеждений в условиях в современных условиях». | |||
Тема Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Перспективы развития РФ в современном мире 2. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Инновационное развитие в РТ. Важнейшие научные открытия и технические достижения современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике | |||
Тематика практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие: «Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России» | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Участие РФ в глобализации политической жизни. Участие РФ в глобализации экономической жизни. Роль миграционных процессов в развитии ведущих государств и регионов мира. 2. Достижения современной российской культуры. 3. Россия и страны ближнего зарубежья. Современный этап НТР и модернизация Российской экономики. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике | 5 | ||
Всего: | 44 | ||
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальные помещения
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет истории и обществознания, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя,
парты обучающихся;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультмедиа проектор, экран, шкафы для хранения учебных материалов по дисциплине.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы.
Печатные издания
- Артемов В.В. История. – М.: Академия, 2023.
Электронные издания (электронные ресурсы)
- Самыгин П.С. История. - М.: ИНФРА-М, 2021. (ЭБС)
Дополнительные источники
Лебедева Р.Н. История в схемах и таблицах.
Подготовка к ЕГЭ по истории: видеоуроки, тесты, задания.
Волобуев О.В. История России. Начало 20 – начало 21 века.
Загладин Н. В. История России. XX- начало XXI века.
Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества.
Фишер В. Европа: экономика, общество и государство 1914 – 1980.
Шубин А.В. Золотая осень, или период застоя СССР в 1975 – 1985 гг.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплений национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Компьютерное тестирование на знание терминологии Тестирование Контрольная работа Самостоятельная работа Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией Защита реферата Семинар Устный опрос |
Умения: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента) Оценка результатов выполнения практической работы |
Предварительный просмотр:
Перечень тем контрольно-учебного файла (презентации) для ДФК по УД ОГСЭ.02 Истории Группа: ИСП-25 /1 Курс: 2 Семестр: 3 Преподаватель: Ковальчук Т.И 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. 2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 3. Внешняя политика СССР в 1980-е гг. 4. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. 5. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 6. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. 7. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. 8. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов 9. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция 10. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. 11. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. 12. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО 13. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе 14. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культ.» 15. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» 16. Идеи «поли культурности» и молодежные экстремистские движения. 17. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 18. Территориальная целостность России – главное условие политического развития. 19. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Преподаватель: Ковальчук Т. И. ______________________________ ФИО подпись | ||||||||||||
Предварительный просмотр:
Приложение 3 к ППССЗ по специальности
Информационные системы и программирование,
утвержденной Приказом № 441-о от
(с внесением изменений по Пр. № 354-о от )
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине
ОГСЭ.02 История
Форма проведения оценочной процедуры
Другая форма контроля
Мегион, 2024-25 уч.г.
Организация – разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский политехнический колледж»
Авторы:
Ковальчук Т.И., преподаватель истории
Рекомендовано цикловой методической комиссией гуманитрных дисциплин,
протокол № 9 от «22 » мая 2024 г.
I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
II. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Форма контроля | Оценочные средства |
Другая форма контроля | тест (2 варианта по 20 тестовых заданий) ситуационные задачи |
Задания в тестовой форме
Формулировки заданий:
1. Задания на выбор правильного ответа (43 %).
2. Установить соответствие (13,4 %).
3. Задания с открытым вариантом ответа (13,4 %).
4. Определить правильную последовательность выполнения (13,4 %).
5. Задания на знание терминологии (10 %).
6. Задания на знание дат: (6,8 %)
УСТНЫЙ ОПРОС. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «Российская Федерация в 90-е гг. XX в.»
1. Что такое «шоковая терапия»?
2. Для чего осуществлялась приватизация?
3. Чем характеризовалась политическая жизнь России в 1991- 1993 г.?
4. Какие перемены происходили в России в начале 21 в.?
5. Охарактеризуйте позицию России на международной арене в 90-е г. 20 в. и в начале 21 в.
ТЕСТ № 1
1. Высшим органом государственной власти в СССР по новому избирательному закону 1988г. стал:
А) Государственный совет В) Съезд народных депутатов
Б) Государственная дума Г) съезд Коммунистической партии
2. Создание СНГ произошло:
А) 19 августа 1991г. В) 4 октября 1993г.
Б) 8 декабря 1991г. Г) 30 декабря 1993г.
3. М.Горбачёв с марта 1990 по декабрь 1991г. занимал пост:
А) Председателя Верховного Совета СССР В) Президента РСФСР
Б) Первого секретаря КПСС Г) Президента СССР
4. «Гласность» - это:
А) обновление марксистско-ленинской идеологии
Б) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
В) политика полной свободы слова
Г) критика социалистического строя, социалистических ценностей
5. Расположите в хронологической последовательности:
А) избрание Президента РСФСР
Б) создание ГКЧП и арест его членов
В) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР
Г) Беловежские соглашения
6. О чём идёт речь?
Термин, обозначающий систему международных отношений после Второй мировой войны и до второй половины 1980-х – начала 1990-х г.г., для которой характерны состояния военно-политической конфронтации государств, ведение жёсткой идеологической борьбы, гонка вооружений, применение экономических мер давления, создание военно-стратегических блоков, баз.
7. Завершение вывода советских войск из Афганистана:
А) 1989г. Б) 1985г. В) 1991г. Г) 1993г.
8. Расположите в хронологической последовательности руководство страной:
А) К.Черненко Б) Л.Брежнев В) М.Горбачёв Г) Ю.Андропов
Д) Н.Хрущёв
9. Укажите верные утверждения:
Концепция «нового политического мышления»:
А) отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы: социалистическую и капиталистическую и признание мира целостным и неделимым
Б) безвозмездная интернациональная помощь международным антиимпериалистическим силам
В) в качестве основного способа решения международных проблем объявляется баланс интересов, а не баланс сил
Г) признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных
Д) обеспечение безопасности страны посредством наращивания боевой мощи
10. О чём идёт речь?
Проводилась при огосударствлении предприятий и других объектов госсобственности на основе государственной ценной бумаги целевого назначения с указанной номинальной стоимостью. Правом на бесплатное получение таких неимённых чеков были наделены все граждане России. Авторы этой идеи стремились за короткий срок создать слой предпринимателей как главную социальную опору власти.
11. По какому признаку образован ряд?
В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин, В.Путин.
12. Инициатором «освобождения цен» являлся глава Правительства РФ:
А) А.Чубайс Б) Е.Гайдар В) В.Черномырдин Г) Б.Ельцин
13. По Конституции 1993г. Россия превращалась в:
А) парламентскую республику
Б) президентско- парламентскую республику
В) Содружество Независимых Государств
Г) Сообщество Суверенных Республик
14. О чём идёт речь?
Из указа Президента РСФСР:
«В связи с действием группы лиц… ПОСТАНОВЛЯЮ:
- …Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным, как государственным преступлением…
3. …Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, …подлежат преследованию по закону».
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ № 1
№ | ОТВЕТ |
1. | В |
2. | Б |
3. | Г |
4. | Б |
5. | АВБГ |
6. | ХОЛОДНАЯ ВОЙНА |
7. | А |
8. | ДБГАВ |
9. | АВГ |
10. | ПРИВАТИЗАЦИЯ |
11. | ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ |
12. | Б |
13. | Б |
14. | ГКЧП |
ТЕСТ №2
1. Конституция Российской Федерации была принята
а) 1 ноября 1993 г.
б) 12 декабря 1993 г.
в) 10 января 1994 г.
г) 12 июня 1991 г.
д) 7 октября 1993 г.
2. Первые выборы Президента России состоялись в
а) 1991г.
б) 1993г.
в) 1996г.
г) 1999г.
д) 1989 г.
3. Органом исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. является
а) Правительство Российской Федерации
б) Федеральное собрание
в) Государственный совет
г) Президент Российской Федерации
д) Государственная Дума
4. Органом представительной и законодательной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. является
а) Федеральное собрание
б) Правительство Российской Федерации
в) Совет Безопасности
г) Федеральные службы
д) Президент Российской Федерации
5. Верхней палатой парламента по Конституции Российской Федерации 1993 г. является
а) Совет Федерации
б) Государственная дума
в) Правительство
г) Администрация Президента
д) Федеральное Собрание
6. Нижней палатой парламента по Конституции Российской Федерации 1993 г. является
а) Государственная дума
б) Совет Федерации
в) Правительство Российской Федерации
г) Администрация Президента
д) Общественная палата
7. Конституция Российской Федерации 1993г. была принята
а) всенародным голосованием
б) указом Президента В.В. Путина
в) решением Федерального собрания
г) решением Правительства Российской Федерации
д) указом Президента Б.Н. Ельцина
8. Референдум о принятии Конституции Российской Федерации проходил одновременно с выборами в новый парламент
а) 5 декабря 1993 г.
б) 19 августа 1991г.
в) 8 декабря 1991г.
г) 11 марта 1985г.
д) 12 декабря 1993г.
9. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в 1993г. завершилось
а) роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР
б) созданием федеральных округов
в) подписанием Федеративного договора
г) одновременным избранием Президентом РФ В.В. Путина
д) созданием Конституционного Суда
10. Укажите событие, которое произошло в России в сентябре-октябре 1993 г.:
а) образование комитета в составе Г. Янаева, В. Крючкова, Д. Язова и их сторонников
б) конфликт между исполнительной и законодательной власть
в) победа КПРФ на выборах в Думу
г) всероссийский референдум о принятии Конституции
д) распад СССР и создание СНГ
11. В состав СНГ вошли:
а) 9 республик бывшего СССР
б) 11 республик бывшего СССР
в) все бывшие республики, кроме Прибалтики
г) 10 республик бывшего СССР
д) Россия, Украина, Белоруссия
12. Проведение либеризации цен (шоковая терапия) в январе 1992 г. связывают с именем
а) Е.Т. Гайдара
б) В.С. Черномырдина
в) А.Б. Чубайса
г) Б. Березовского
д) Г. Зюганова
13. Введение чрезвычайного положения, артобстрел и штурм «Белого дома» связаны с
а) политическим кризисом 1993г.
б) «августовским путчем»
в) началом «шоковой терапии»
г) выборами Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации
д) началом контртеррористической операции в Чечне
14. Отказ от государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг – это … цен.
а) обвал цен
б) приватизация
в) секуляризация
г) национализация
д) либерализации
15. Программа радикальных реформ по переходу от плановой экономики к рыночной получила название
а) «шоковая терапия»
б)инфляция
в) либерализация цен
г) экономическая стабилизация
д) монетизация
16. Переход России к «шоковой терапии» начался в … году
а) 1992
б) 1990
в) 1995
г) 1998
д) 2005
17. Отказ от уплаты по внешним и внутренним долгам в 1998г. – это
а) монетаризация
б) «шоковая терапия»
в) дефолт
д) секуляризация
д) приватизация
18. В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации в … году.
а) 2000
б) 1991
в) 1996
г) 1990
д) 1999
19. Досрочное прекращение полномочий президента России Б.Н. Ельцина в 1999 году связано с
а) добровольным уходом в отставку
б) поражением на выборах
в) «августовским путчем»
г) импичментом
д) итогами всероссийского референдума
20. Содружество независимых государств (СНГ) было создано в…
а) 1991г.
б) 1985г.
в) 2006г.
г) 2000г.
д) 1995
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ № 1
№ | ОТВЕТ |
1. | Б |
2. | А |
3. | А |
4. | А |
5. | А |
6. | А |
7. | А |
8. | Д |
9. | А |
10. | Б |
11. | Д |
12. | А |
13. | А |
14. | Д |
15. | А |
16. | А |
17. | В |
18. | А |
19. | А |
20. | А |
Предварительный просмотр:
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утверждённой приказом по колледжу Председатель цикловой комиссии | |
__________________В.А.Сафарова |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподавателя Ковальчук Т.И.
на 2024/2025учебный год
по дисциплине История
для специальности «Информационные системы и программирование»
группы ИСП-25/1
Количество часов по учебному плану | 1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | Всего | |
теоретические занятия | 22 | 22 | ||||||||
практические занятия и лабораторные работы | 14 | 14 | ||||||||
Самостоятельная работа | 8 | 8 | ||||||||
Форма контроля | ДФК |
№ темы | Тема занятия | № занятия | Количество часов | Вид занятия/ тип урока | Домашнее задание. Виды самостоятельной работы | ||
теорети-ческие | практ.-е | самост. | |||||
I | Введение. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. |
10 | 4 |
2 | из учебника № 1 | ||
Внутренняя и внешняя политика государственной власти СССР к началу 1980-х гг | 2/2 | 2 | 0 | урок изучения нового материала | Пар.18, стр.188-207, отв.на воп.стр.19491-7) | ||
Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг.: «биполярная модель» | 2/4 | 2 | 0 | Информационная лекция | Пар.22 стр.227-234, отв.на вопросы стр.234 ( 1-6) | ||
СССР в глобальных и региональных конфликтах | 2/6 | 2 | 0 | Лекция обзорная | Пар.17, стр.184-186, отв. на воп.(1-4) | ||
Предпосылки системного кризиса. Перестройка в СССР (1985-1991гг): | 2/8 | 2 | 0 | Информационная лекция | Пар.20, стр.209-218, отв. на воп. стр.217(1-7) | ||
Распад СССР и образование СНГ: «парад суверенитетов»; | 2/10 | 2 | 0 | урок изучения нового материала | Пар.23, стр.235-249, отв. На воп.(1-8), стр.249-248 | ||
Практическое занятие: Работа с историческими документами. | 2/12 | 2 | урок закрепления и развития ЗУН | Практикум | |||
Практическое занятие: «Работа с историческими документами. | 2/14 | 2 | урок закрепления и развития ЗУН | Практикум | |||
Самостоятельная работа обучающихся #1053;овое политическое мышление. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве 2. #1051;окальные конфликты на постсоветском пространстве. Взаимоотношения РФ и СНГ. | 2 | Подготовить сообщение | |||||
II. | Раздел 2. Россия и мир в конце XX- начале XXI века | 27 | |||||
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | 2/16 | 2 | 0 | урок изучения нового материала | Пар.24-25, стр. 261-274, отв. на вопросы (1-6), стр. 282. | ||
Практические занятия: «Работа с историческими документами.» | 2/18 | 0 | 2 | Урок закрепления и развития ЗУН | Практикум | ||
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | 2/20 | 2 | 0 | Пар.26, стр.283-287, отв. на воп.(1-3), стр. 287. | |||
| Практические занятия: «Работа с историческими документами». | 2/22 | 2 | Информационная лекция | Практикум | ||
| Россия и мировые интеграционные процессы | 2/24 | 2 | 0 | урок изучения нового материала | Пар.28, стр.293-304, отв. на воп. стр.304 ( 1-7) | |
Практические занятия: «Работа с историческими документами». | 2/26 | 2 | Информационная лекция | Практикум | |||
Развитие культуры в России | 2/28 | 2 | 0 | урок закрепления и развития ЗУН | Пар. 32-33, стр.320-327, стр.326-327(1-7) | ||
Практическое занятие: «Круглый стол» по проблеме сохранения нравственных ценностей | 2/30 | 2 | 0 | Информационная лекция | Практикум | ||
Перспективы развития РФ в современном мире | 2/32 | 2 | Информационная | Пар.36, стр.361-368, отв.на воп. стр.368 91-7) | |||
Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. | 2/34 | 2 | лекция | Пар.37, стр.369-398, отв. на воп.(1-5). | |||
Практичекое занятие: «Анализ политических и экономических карт России. | 2/36 | 0 | 2 | урок закрепления и развития ЗУН | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Участие РФ в глобализации политической жизни. Участие РФ в глобализации экономической жизни. Роль миграционных процессов в развитии ведущих государств и регионов мира. 2. Достижения современной российской культуры. 3. Россия и страны ближнего зарубежья. Современный этап НТР и модернизация Российской экономики. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике | 6 | ||||||
Всего по дисциплине: | 44 | 22 | 14 | 8 | |||
Литература
Основная:
1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 7 - е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019 г. – 256 с.
2. В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян, Всеобщая история( для всех специальностей СПО): учебник для студ.учреждений сред.проф. образования/В.Р.Мединский,
Словари, справочники:
1. Барабанов В.В. История России с древнейших времён до конца XX века: Учеб. – справ. Пособие / Барабанов В.В., Николаев И.М.
2. Гисем А. В. Мартынюк А.А. Всемирная история. 10-11 классы. Наглядный справочник
3. Георгиева Н., Сивохина Т., Георгиев В. История России в датах. – М.: Из – во «Проспект».
Дополнительные источники:
1. Бойцов М.А., Хромова И.С. Послевоенное десятилетие. 1945 – 1955. – М., Из – во «АСТ. Астрель» 2018
2. Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. – М., Из – во «Весь мир», 2018, 600 с.
во имя мира и социализма. – М, 1980.
Шубин А.В. Золотая осень, или период застоя СССР в 1975 – 1985гг. – М.: из –во «Вече», 2012, 352с.
Интернет-ресурс:
#1045;вропейский союз. Интернет-ресурс:http://www ;
2. ООН и позиция России. Интернет-ресурс:; ;
3. Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций. Интернет-ресурс: