Патриотическое воспитание дошкольников

Гильмуллина Элина Сабитовна

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание является важной составляющей развития личности ребенка. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) это вопрос особой актуальности. В свете глобализации и информационных технологий, возрастающего потока информации из разных источников, формирование патриотических чувств и ценностей становится сложной задачей для педагогов.

  Современное ДОУ сталкивается с вызовами, которые мешают эффективному патриотическому воспитанию детей. Однако процесс патриотического воспитания имеет свою значимость и требует особого подхода со стороны педагогов.

Роль патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является одной из ключевых задач, поскольку она направлена на формирование гражданственности и любви к своей Родине уже с самого раннего детства. В условиях современного мира, где глобализация и информационная сфера играют все более значимую роль, патриотизм становится еще более актуальным.

Патриотическое воспитание помогает развивать у детей осознанное отношение к своей стране, ее культурным традициям и истории. Это способствует формированию у них чувства принадлежности и ответственности за свой народ. В ДОУ педагоги имеют возможность использовать различные методы и формы работы для достижения этой цели.

Важным аспектом патриотического воспитания является знакомство детей с символами государства: флагом, гербом, гимном и другими национальными символами. Ребята должны узнать о значениях этих символов и научиться уважительно относиться к ним. Это поможет им формировать свою гражданскую идентичность и понимание принадлежности к определенной стране.

   Организация тематических мероприятий, посвященных истории и культуре России, также является важным элементом патриотического воспитания. Посещение музеев с родителями, онлайн -экскурсии на исторические объекты и общение с ветеранами Великой Отечественной войны позволяют детям лично ощутить связь с прошлым своей страны. Такие мероприятия развивают у них память, уважение к старшим поколениям и любовь к Родине.

     Важную роль в патриотическом воспитании играют также национальные обычаи и традиции. Знакомство с фольклором, национальными праздниками, забавами и играми способствует формированию самосознания ребенка как представителя определенного народа. Такие знания помогают детям увидеть богатство своей культуры и осознать свою уникальность.

В современном ДОУ также активно используются технологии для патриотического воспитания. Мультимедийные презентации, видеоматериалы, интерактивные игры — все это облегчает процесс изучения истории и культуры своей страны. Благодаря современным техническим возможностям дети могут легко получить доступ к информации о России и ее достижениях.

    Таким образом, патриотическое воспитание играет важную роль в современном ДОУ. Оно помогает формировать у детей гражданственность, любовь к Родине и гордость за свою страну. Педагоги имеют возможность использовать различные методы и формы работы для достижения этой цели, начиная от знакомства с символами государства до организации тематических мероприятий по изучению истории и культуры России. Использование современных технологий также способствует более эффективному патриотическому воспитанию детей.

Принципы и ценности патриотического воспитания играют важную роль в развитии детей в современных условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Они помогают формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее достижения, осознание национальной истории и культуры.

Первым принципом является формирование патриотической идентичности. Для этого необходимо знакомить детей с символами Родины: гимном, флагом, гербом. Важно объяснять значение этих символов и прививать уважение к ним. Дети должны понимать, что они являются частью своего народа и имеют ответственность перед ним.

Вторым принципом является формирование у детей патриотических ценностей. Они должны понимать значимость таких ценностей, как мир, свобода, справедливость. Нужно рассказывать им о героях прошлого и настоящего — о тех, кто отстаивает права своей страны. Также стоит обращать внимание на традиции и обычаи, характерные для нашей страны.

  Третьим принципом является развитие гражданской позиции у детей. Они должны понимать, что каждый из них может внести вклад в развитие своей страны. Детям нужно объяснять, что они могут помогать другим людям и быть активными членами общества. Важно формировать у детей чувство ответственности за благополучие своей Родины.

Четвертым принципом является сохранение и продолжение национальных традиций и культуры. Детям необходимо знакомиться с народными играми, песнями, танцами, рукоделием. Они должны ценить культурное наследие своего народа и передавать его следующим поколениям. Также стоит организовывать выставки и концерты, чтобы расширить кругозор детей.

   В условиях современного ДОУ особую роль играют инновационные методы патриотического воспитания. Использование интерактивных технологий (например, мультимедийных презентаций, компьютерных игр) позволяет сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся для детей. Различные тематические мероприятия (например, «День Защитника Отечества», «День Победы») помогают углубить знания о стране и ее истории.

Таким образом, принципы и ценности патриотического воспитания в современных условиях ДОУ направлены на формирование любви к своей Родине, понимание ее значимости и активное участие в жизни общества. Эти принципы помогают развивать у детей гражданскую позицию и сохранять национальную культуру. Использование инновационных методов способствует более эффективному процессу патриотического воспитания.

Одним из методов работы по патриотическому воспитанию является использование игровой деятельности. В играх дети могут вживаться в разные роли, испытывать эмоциональные переживания и узнавать о своей родине. Например, организация тематических игр, посвященных историческим событиям или национальным праздникам, позволяет детям осознать и усвоить историческое наследие своей страны.

Также важным элементом методов патриотического воспитания является работа с символикой. Детям предлагаются занятия, посвященные государственным символам, таким как герб, флаг, гимн. В процессе этих занятий дети учатся узнавать и объяснять значения символов, понимать их историческое происхождение и значение для страны.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию являются онлайн — экскурсии и ознакомительные лэпбуки.

Важным элементом патриотического воспитания является также работа с семьями детей. Родители могут принимать активное участие в организации и проведении мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию. Такие совместные мероприятия позволяют создать атмосферу поддержки и взаимодействия между семьей и ДОУ, а также усилить патриотические ценности в сознании детей.

Таким образом, методы и формы работы по патриотическому воспитанию в современных ДОУ являются многообразными и направленными на формирование патриотических чувств и гражданской идентичности у детей. Игровая деятельность, работа с символикой, посещение памятников истории и культуры совместно с родителями, организация тематических праздников и совместная работа с семьями детей — все это способствует развитию патриотизма и укреплению гражданской позиции у будущего поколения.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Работа детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию».

Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом.

Это определяет методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («В какую одежду был одет герой сказки.» и т.д.)В пословицах и поговорках детиоценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, отвагу, любовь к родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

Большую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой

находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами

России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре другихнародов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются

тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную

активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается

возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Воспитание патриотических чувств дошкольников

через ознакомление с родным краем, природой»

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными

представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту

родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к

родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

 Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда

закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

 Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

 В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются

следующие задачи:

· формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и

чувства сопричастности к ней;

· формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

 Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

- знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны

   года

- организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов,

  овощей, посадка кустов, деревьев

- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в

   которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

   животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

   жизненным условиям и ежедневно по необходимости

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи

  воспитанников

Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать

патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

Работу над методической темой «Формирование чувства любви к природе в

процессе прогулок дошкольников», надо решать через комплекс задач

воспитательного, образовательного и развивающего характера:

1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;

3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет

организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в

естественных условиях.

- Природоведческие экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

- Экскурсии эстетического характера

В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности

экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы.

В основе разработки содержания ознакомления детей с родным краем

посредством экскурсий, целевых прогулок, надо опираться на конкретные

принципы:

- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);

- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);

- интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми

целостной картины мира);

- единство содержания и методов;

- динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);

- тематичность материала.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы.

Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об

окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных

породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны,

эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.

Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»

Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для использования его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Жигулей» и др.

Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит,

слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие,

эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей

складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у озера …

Всё это закладывает первые основы патриотизма.