РАЗДЕЛ 3: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 333.32 КБ | |
| 126.91 КБ | |
| 27.12 КБ | |
| 23.43 КБ | |
| 29.03 КБ | |
| 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока русского языка,
проведенного г. в 3 «В» классе,
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: «Состав слова: обобщение»
Учитель _________________ /Безлепкина А.В./
Методист __________________/Ватутина Н.И./
Оценка __________________
2025 г.
Тема: «Состав слова: обобщение».
Цель: создание условий обобщения знаний учащихся о составе слова.
Задачи:
образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
развивающие: способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, делать выводы;
воспитательные: способствовать стремлению к самосовершенствованию и развитию речевой культуры.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различают однокоренные слова.
Метапредметные:
познавательные: с помощью учителя формулируют цель; выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям);
регулятивные: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата; соотносят результат деятельности с поставленной задачей; ответственно выполняют свою часть работы;
коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: имеют личностное отношение (полученные знания), желание и умение применять их на практике.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
- Настрой на работу. Чтение притчи.
-Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Меня зовут Анна Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Послушайте притчу:
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:
– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»
Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
-Ребята, я тоже хочу вам сказать: «Все в ваших руках». Если вы будете внимательными, сосредоточенными, сообразительными, уверенными в себе, вы добьетесь всего. Желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний.
- Чистописание.
-Откройте рабочие тетради. Запишите число (1 декабря), «Классная работа».
Перед тем, как вы перейдёте к чистописанию, обратите внимание на то, как нужно правильно сидеть при письме. Спину держите прямо, не опускайте глаза слишком близко к тетради, локти должны свободно лежать на парте, тетрадь держите под наклоном.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года? (Зима).
-Обратите внимание на экран. Перед вами стихотворение про зиму. Прочтите его. Что вы необычного в нем заметили?
нежинки танцуют валь в окне,
казочно сверкает вё в тишине.
олнце улыбается квозь мороз,
нами зима — волшебница серьёз.
-Пропущена буква с.
-Это, наверное, оттого, что вы ее иногда обижаете пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Вспомним и напишем правильно букву с в соединении с другими буквами. Прописываем с красной строки.
Сс со св сы сл ес ас
#1057;ловарная работа.
-Проведём словарную работу. С красной строки запишите с заглавной буквы «Словарь» и поставьте двоеточие. На экране вам будут даны слова, ваша задача – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограмму и поставить ударение.
(Словарная работа: трактор, картофель, овес, урожай, пщеница)
-Тетрадь на проверку сдаст двое учеников.
(Учитель выбирает своих учеников, проверяет их работы и выставляет оценки)
-Остальные обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На экране показаны правильные ответы на словарную работу. Если заметили у своего одноклассника ошибку, исправьте её.
(На экране слайд с верными ответами)
-Верните тетрадь своему хозяину. Поднимите руки, у кого нет ошибок.
-Поднимите руку, у кого одна или две ошибки.
-Вижу большинство справилось верно с заданием. Жду от вас такой же хорошей работы на уроке! Ребята, которые справились хуже, ничего страшного, ведь вы ещё можете исправить свою оценку активно работая на уроке.
#1047;накомство с новым словом.
-Познакомимся с новым словом. Послушайте загадку:
С лёгкой маминой руки
Получился из муки!
У него румяный бок,
А зовут его… (пирог)!
-Верно, пирог. В толковом словаре дается следующее определение: «Пирог-печеное изделие из раскатанного теста с какой-либо начинкой».
-Произнесем слово хором. На какую букву падает ударение? (На букву о).
-Послушайте, как мы произносим слово. Произношение и написание совпадают? (Нет)
-Прочитаем, как правильно писать. Правильно писать: пирОг. Произношение и написание не совпадают.
-Можно ли проверить написание слова? (Нет).
-Запомним его. Поставьте ударение и подчеркните букву, написание которой необходимо запомнить.
-Составьте предложение с новым словом. Аня его прочитает нам.
-Запишем предложение, которое составила Аня.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Определение темы урока.
-Ребята, у вас на столе лежат листочки с кроссвордом. Ваша задача-поработать в парах с соседом по парте и вписать угаданное словарное слово в нужный номер. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
-Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд. Какое слово получилось по вертикали? (состав)
-Каково лексическое значение слова «состав»?
-Обратимся к толковому словарю: «Состав-это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».
-Какие образные ассоциации рождает у вас это слово? (Направляю мысли учащихся на слово поезд)
-Сколько вагончиков нам понадобится для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
-Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
-Какова же тема нашего урока? Вы правы. Тема нашего урока звучит так: «Состав слова: обобщение».
2. Постановка цели урока.
-Подумайте, какова цель нашего урока? Сформулируйте ее, используя опорный глагол обобщить.
-На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о составе слова.
3. Постановка задач урока.
-Для того, чтобы достичь цели, нужно определить задачи урока. ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ НА ДОСКУ:
Состав слова
-На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.
-Это и будет планом нашего урока.
IV. Закрепление и обобщение знаний и способов действий.
-Внимательно послушайте. Отгадайте о какой части слова говорится в загадке.
Часть я очень главная, в слове я живу.
Без меня нет смысла ни розе, ни ежу. (Корень)
-Что такое корень слова? (Это общая часть родственных слов.)
-Ребята, у меня для вас есть записка.
«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце. Корень ДРУГ»
-Поможем корню? Подберите родственные слова с таким же корнем. (дети по цепочке подбирают и в тетрадях записывают однокоренные слова: дружба, дружить, дружный, дружеский).
-Отгадайте следующую загадку.
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
-Что такое приставка? (значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
-Обратите внимание на доску. С помощью предложенных приставок вам необходимо образовать новые слова, записать их и выделить приставку.
-Следующая загадка.
Ну а я частичка.
Обозначусь я, как птичка.
Только вот наоборот.
Это каждый разберёт. (Суффикс)
-А что такое суффикс? (значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончание и служит для образования новых слов)
-Немного с вами поиграем! Назовите детенышей:
козы-козленок, утки – утенок, лев – львенок, слона – слоненок, кошки – котенок.
-При помощи какого суффикса образованы слова?
-Запишите в тетради самостоятельно 2 слова, выделите в словах суффикс.
-Следующая загадка.
Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении,
я всем и сразу расскажу (Окончание)
-Что вы можете рассказать об окончании? Как бы вы представили его тем, кто с ним не знаком? (окончание-изменяемая часть слова, которая находится в его конце после корня и служит для связи слов в предложении и словосочетании).
-Сейчас я предлагаю поработать с карточками, которые лежат у вас на столах. Поиграем в игру «Поймай окончание». Вставьте в словосочетания соответствующие окончания.
«Поймай окончание»
возле высокого дом__
к кирпичному дом__
за старым дом___
построили новый дом__
о красивом дом___
выйти из дом___
(После выполнения осуществляется проверка выполненного задания: чтение цепочкой)
-Приготовились слушать последнюю загадку.
Без окончания, часть слова.
Называюсь я (основа)
-Что такое основа слова? (Часть слова без окончания). Как мы выделяем основу?
-Посмотрите на экран. Перед вами слова. Выделите в этих словах основу.
Слоны, ночка, облако, звёздочка, поезд, кормушка, выход, лиса.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие же значимые части слова мы повторили? (Корень, суффикс, окончание, основа).
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-Откройте учебники на странице 98. Выполним упражнение 190. Прочитайте. Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
Ответ на вопрос Ослика: «Нет, пиро́ги не пекли, их делали из дерева».
-ПирогИ и пирОги не являются однокоренными словами, потому что имеют разное значение. ПирогИ-это вкусная еда, которую пекут. А пирОги, про которые читал Ослик в книге, - это старинное слово, которым называли лодки у индейцев. Просто эти слова похожи по звучанию, но значат разное.
-Однокоренные слова: пироги - пирожок - пирожный - пироговый.
-Хорошо, ребята. Выполним упражнений 192. Прочитайте назовите слово.
-Какое же это слово? (Подружка-ласкательное слово от слова «подруга». Близкая девочка или женщина, с которой дружишь).
-Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове. Пользуйтесь алгоритмом, который висит на доске:
Приставка-по
Корень-друж
Суффикс-к
Окончание-а.
-Для вас я придумала загадку такого же типа. Внимательно послушайте ее:
Слово имеет такой же корень, как и в слове морозец, приставку, как в слове занос, суффикс, как в слове горка, окончание, как в слове листочки. (заморозки).
-Какое же это слово? (Вызываю одного ученика к доске, Он выделяет все части слова).
-Выполним упражнение 193. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы. Запишите составленные пословицы.
Труд кормит, а лень портит.
Посмешишь-людей насмешишь.
-Рассмотрим упражнение 194. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары.
1) Рыбак, моряк - существительные, одинаковый состав слов.
2) Холмистый, серебристый - прилагательные, одинаковый состав слов.
3) Перепрыгнул, перешагнул - глаголы, одинаковый состав слов.
4) Такси, кофе - неизменяемые существительные, одинаковый состав слов.
-Начертите схему состава выделенного слова: серебристый. (Вызываю одного ученика. Остальные у себя в тетради).
Серебр-корень
Ист-суффикс
Ый-окончание
Серебрист-основа.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам необходимо выполнить упражнение 132 на странице 51 из рабочей тетради. Разоберите слова по составу. Назовите слова, которые соответствуют предложенной схеме.
VII. Рефлексия.
-Урок уже подходит к концу. Ребята, смогли ли мы достигнуть поставленной цели? Выполнили поставленные задачи?
-Ребята, сегодня за урок оценку 5 получают …
-Оцените свою работу на уроке при помощи «Лесенки успеха». Всего здесь 3 ступени: 1-я – вам было комфортно на урок, материал вам понятен, 2-я – в целом вы всё поняли, но чувствуете, что ещё нуждаетесь в помощи учителя, 3-я – если вы совсем ничего не поняли и нуждаетесь в помощи учителя.
-Поднимите руку те, кто поставил себя на первую ступень.
-Поднимите руку те, кто поставил себя на вторую ступень.
-Поднимите руку те, кто поставил себя на третью ступень.
-Ребята, вы сегодня были очень активными на уроке. Спасибо вам большое за работу. А на этом наш урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока математики,
проведенного г. в 1 «В» классе
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: «Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Задача»
Учитель _________________ /Бурлуцкая Ю.В./
Методист __________________/Крапивина И.В./
Оценка ____________
2025 г.
Тема урока: Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Задача
Класс: 1.
УМК: Школа России
Цель урока: создание условий для закрепления у учащихся представлений о текстовых задачах.
Задачи урока:
образовательные задачи: продолжить формирование представления у учащихся о структурных элементах текстовой задачи.
развивающие задачи: развивать память, внимание, творческое воображение, образное мышление; развивать речь, словарный запас.
воспитательные задачи: воспитывать стремление к получению новых знаний; коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать свое мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся знают структурные элементы тестовой задачи, умеют различать условие задачи, вопрос, умеют составлять текстовую задачу по образцу.
Метапредметные:
познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение;
коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других; работать индивидуально и в парах.
Личностные: имеют положительное отношение к уроку математики.
Учебно- методическое обеспечение: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 1 класс 1 часть В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
- Мотивационный этап
-Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Меня зовут Анна Евгеньевна и сегодня урок математики проведу у вас я. Урок у нас необычный-мы отправимся в осенний лес. Но это будет математическая прогулка, на которой мы будем встречать лесных жителей и покажем им, как мы научились считать и дружно работать. Готовы отправиться на прогулку? Тогда вперед!
- Актуализация знаний
-Откроем свои тетради запишем число, через клетку классная работа. Спросить
Устный счет:
-Первой нас встречает мудрая сова и предлагает провести устный счет.
-С собой она принесла нам ряд чисел, но некоторые числа она спрятала. Какие же числа спрятала мудрая сова? (Называют)
-…, посчитай, пожалуйста, от 9 до 2.
-…, а ты посчитай наоборот от 3 до 7.
-Молодцы!
Игра «Какое число задумано?»
-Сова задумала число, оно больше 3, но меньше 5. Какое это число?
-Сова задумала еще одно число, оно больше 7, но меньше 9. Какое это число?
-Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
- Постановка цели и задач урока
-На лесной полянке нас встречает другой лесной житель-ежик. Он приготовил для вас задание:
Послушайте 2 рассказа и сравните их.
1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.
2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?
-Какая из них задача? Почему? (У задачи есть условие и вопрос)
-Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О задачах)
-Вы правы. Тема нашего сегодняшнего урока «Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу»
-Ребята, а умеем ли мы составлять задачи по рисункам и образцу? (Нет)
-Какую же мы можем поставить цель перед собой? (Научиться составлять задачи по рисункам и образцу)
-Перед вами задачи нашего урока. Но одна задача лишняя. Какая это задача?
#1042;спомнить структурные элементы задачи.
#1057;оставить задачи по рисункам и решениям.
#1047;акрепить знания о задачах путем выполнения практических заданий.
#1053;аучиться изображать ломаную линию.
-Это и будет планом нашего урока.
- Первичное усвоение новых знаний
Работа со структурой задачи.
На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?
-Что известно в задаче? (На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты)
-На языке математики это называется условием задачи (вывешивается
табличка «Условие задачи»)
-Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?)
Это вопрос задачи. (Вывешивается табличка «Вопрос задачи»)
-Сосчитайте, сколько овощей купили? (2+1=3)
Это решение задачи. (Вывешивается табличка «Решение задачи»)
- Еще раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него (Купили 3 овоща)
Это ответ задачи. (Вывешивается табличка Ответ задачи)
-Давайте еще раз повторим составные части задачи. В любой задаче
должны быть эти части. Вот такую подсказку составил нам лесной житель-белочка.
- Первичная проверка понимания
Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 90. Выполним номер 1. Составьте задачи по каждой картинке и решите их. Прочитайте решение и ответ.
-Кого мы видим на первой картинке? (Цыплят). А что они делают? (4 цыпленка клюют зерно, а два еще бегут к ним).
-Какой вопрос мы можем задать, для того чтобы узнать сколько цыплят стали клевать зерно? (Сколько стало цыплят?).
-Задача наша звучит так: 4 цыпленка клевали зерно. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько стало цыплят?
-Каким действием решим задачу? (Сложением)
-4+2=6. Прочитаем решение и ответ.
-Составим задачу по этой же картинке на вычитание. Сколько у нас всего цыплят на картинке? (6)
-Сколько убежало? (2)
-Что нам нужно узнать? (Сколько цыплят осталось?)
-Как же будет звучать задача? (Шесть цыплят клевали зерно. Двое из них убежали. Сколько цыплят осталось?
-Прочитаем решение и ответ:
6-2=4.
-Рассмотрим рисунок 2.
-Кого мы на нем видим? (Утята)
-Что они делают? (4 купаются в пруду и 2 ходят по берегу)
-Какой вопрос мы зададим, чтобы узнать, общее количество утят на рисунке? (Сколько всего утят на рисунке?)
-Как будет звучать задача? (В пруду плавало 5 утят. По берегу ходило еще 2. Сколько всего утят на рисунке?
-Прочитаем решение и ответ:
5+2=7
-Составим задачу на вычитание. Сколько всего утят на рисунке. (7)
-Сколько утят ушло? (Два)
-А сколько осталось? (Пять)
-Как узнали? (Вычли)
-Как будет звучать наша задача? (7 утят купались в пруду. Потом 2 утенка ушли. Сколько утят осталось в пруду?)
Прочитает ответ и решение. 7-2=5.
-Выполним задание 3 учебника. Нам с вами необходимо составить задачу по ее решению. Какое там решение? (2+2+2=)
-Что мы видим на рисунках? (Тарелки с яблоками)
-Сколько тарелок? (Три)
-Сколько яблок в одной тарелке? (Два)
-Какой вопрос мы можем задать, чтобы у нас получилось решение 2+2+2?
(Сколько всего яблок лежало в трех тарелках?)
-Составим задачу полностью. Наш лесной житель-зайка помог нам, но порядок задачи запутан. Поможем зайчику распутать? (На столе стояло 3 тарелки. В каждой тарелке было по 2 яблока. Сколько всего яблок лежало в трех тарелках?)
-Запишем решение и ответ: 2+2+2-6. Ответ: 6 яблок.
- Первичное закрепление
Работа в тетради на печатной основе.
-Откройте свои рабочие тетради на странице 33. Выполним первое задание. Нам надо нарисовать схему к каждой задаче и решить ее. (Первую задачу решаем вместе, вторую ребенок)
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
-Поработаем в парах с соседями. Лисичка приготовил для вас следующее задание. Соедините линией части заданий. Вам необходимо будет определить, где условие задачи, вопрос, решение и ответ. Понятно задание? Не забывайте о правилах работы в паре.
- Рефлексия (подведение итогов урока)
-Ребята, как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели урока? Научились составлять задачи по рисункам и решениям?
-Лесные жители говорят вам спасибо за увлекательную математическую прогулку и предлагают вам оценить ваше настроение на уроке. Поднимите руку, если у кого настроение на уроке было похоже на дождик, солнышко, веселого зайку и т.д).
-Спасибо за вашу работу! Урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока литературного чтения,
проведенного г. в 3 «Г» классе,
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: М. Ю. Лермонтов «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко»
Учитель _________________ /Нестерова Е.Н./
Методист __________________/Кирина О.В./
Оценка ____________
2025 г.
Тема: М. Ю. Лермонтов «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «Горные вершины …» и «На севере диком стоит одиноко…».
Задачи:
Обучающие:
-формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы по стихотворениям «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко…»;
-содействовать побуждению учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Развивающие:
-способствовать развитию умения давать полные ответы;
-совершенствовать умения использовать в устной речи и при чтении средства речевой выразительности.
Воспитательная:
-содействовать воспитанию ответственности и дисциплинированности в соответствии с идейной направленностью произведения.
Планируемые результаты
Предметные: умеют самостоятельно находить и давать ответы на вопросы.
Метапредметные:
-познавательные: осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
-регулятивные: осуществляют контроль процесса и результата деятельности, устанавливают причины возникших ошибок и трудностей, проявляют
способность предвидеть их в предстоящей работе;
-коммуникативные: соблюдают правила речевого этикета в учебном диалоге, оценивают мнение авторов о героях и своё отношение к ним.
Личностные: имеют потребность в самостоятельной читательской
деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитии
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др., наглядный материал, презентация.
Ход урока:
І. Мобилизующий этап.
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Анна Евгеньевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас. Урок у нас необычный. Сегодня мы с вами побудем альпинистами. А кто такие альпинисты? (Люди, которые покоряют горы).
-За каждое выполненное задание мы с вами будем подниматься вверх на гору. В конце урока мы должны достигнуть самую вершину горы.
ІІ. Речевая разминка.
-Первая ступень нашего подъема- «Речевая разминка». Посмотрите на экран. Слайд 1. Перед вами отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Ваша задача-прочитать его. Первые две строки читает с восклицательной интонацией первый вариант, а 3 и 4 строку читает второй вариант с вопросительной интонацией.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
-Теперь прочитаем выразительно, все дружно, на 3,4…
-Молодцы! А мы с вами продолжаем покорять вершины гор.
ІІІ. Определение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
-Альпинисты, на экране вы видите изображение. Слайд 2. Поднимите правую руку, кто узнал чей это портрет?
-Вы правы. Это портрет Михаила Юрьевича Лермонтова. Для того, чтобы узнать, с какими его произведениями мы будем сегодня знакомиться внимательно послушайте загадку:
Не яма, а наоборот
Не вниз, а вверх она растёт.
Взобрался вверх, кричу:
Ура!
Я покорил тебя, … (Гора)
-Верно!
-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей)
-Тема нашего урока М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко…». Слайд 3.
-Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Сформулируйте ее, используя опорный глагол познакомиться…
-Молодцы! Цель нашего урока познакомиться со стихотворениями Михаила Юрьевича Лермонтова и уметь их анализировать.
-Перед вами на доске задачи нашего урока. Но их порядок запутан. Расположите задачи в правильной последовательности:
- Знакомство с интересными фактами биографии М.Ю. Лермонтова
- Чтение стихотворений «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко…»
- Анализ этих стихотворений
-Это и будет планом нашего урока.
ІⅤ. Подготовка к восприятию текста.
-Ребята, на прошлом уроке литературного чтения вы уже начинали знакомство с биографией Михаила Юрьевича. Какие интересные факты из его жизни вы можете назвать? Слайд 4.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Когда Миша был совсем маленьким, его мама умерла. Воспитанием мальчика занялась бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она очень любила внука и сделала всё, чтобы он получил хорошее образование. Детство Миша провёл в селе Тарханы (сейчас это Пензенская область) — в большом бабушкином имении.
Миша оказался невероятно талантливым ребёнком:
- выучил четыре языка — французский, немецкий, английский и латынь;
- научился играть на четырёх музыкальных инструментах — гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано;
- прекрасно рисовал;
- даже умел шить!
В юности Михаил учился в Московском университете, а потом поступил в военную школу. Писать стихи он начал уже в 13 лет. Настоящая слава пришла к Лермонтову в середине 19 века. Тогда погиб великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил свою боль и гнев. Стихотворение очень понравилось людям, но из‑за него Лермонтова отправили служить на Кавказ — далеко от дома. Кавказ поразил поэта своей красотой: высокие горы, бурные реки, удивительные истории местных жителей. Всё это вдохновило Лермонтова на создание многих знаменитых произведений.
Интересные факты
- В характере Лермонтова уживались два человека: с друзьями он был добрым и весёлым, а с незнакомыми — задиристым и острым на язык.
- Он не только писал стихи и прозу, но и создавал картины — был талантливым художником.
- Лермонтов очень любил природу и часто брал вдохновение в прогулках и путешествиях.
- Семья Лермонтова, как и многие русские семьи в ту эпоху, предпочитали говорить по-французски. Оттого Миша сильно удивился, впервые услышав русскую, родную речь во время чтения ему сказок. Он посчитал её очень красивой и практически сразу влюбился.
К сожалению, жизнь поэта оборвалась очень рано. Из‑за колкой шутки случилась ссора с товарищем — Николаем Мартыновым. Это привело к дуэли. 27 июля 1841 года, когда Лермонтову было всего 26 лет, он погиб.
Несмотря на короткую жизнь, Лермонтов оставил огромное литературное наследие:
около 400 стихотворений;
30 поэм;
6 драм;
3 романа.
Его произведения до сих пор читают и любят люди всех возрастов. А в разных городах России работают музеи, посвящённые жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
-Ребята, что вы запомнили из биографии Лермонтова?
-Молодцы! Мы с вами поднялись на середину горы. Работам дальше.
Ⅴ. Первичное восприятие текста.
-А теперь я вам предлагаю познакомиться со стихотворением Михаила Юрьевича «Горные вершины».
-А что такое горные вершины?
Слайд 5. -Горные вершины — это самые высокие точки гор. Они могут выглядеть по‑разному: одни — острые, как пики, другие — округлые, словно купола или холмы. Многие вершины покрыты снегом и льдом, потому что на большой высоте всегда очень холодно. Самые высокие горные вершины порой скрываются в облаках и кажутся невероятно величественными.
-Послушайте внимательно стихотворение. Что бы вы под него представили? (видео фрагмент). Слайд 6.
-Что вам представилось?
-Какое у стихотворения настроение? Ответьте на этот вопрос, пользуясь с соседями по парте словариками настроения, которые лежат у вас на партах.
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Микровывод: произведение проникнуто настроением безысходной тоски и усталости. Известно, что Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания окружающих его людей. После прочтения стихотворных строк ещё на протяжении долгого времени сохраняется печальный след и искреннее сострадание к лирическому герою.
-Покажите посадкой, кто готов работать дальше.
-Альпинисты, какую интонацию мы выберем, чтобы прочитать стихотворение? Прочитаем по цепочке. По одному предложению.
-Хорошо. Ребята, а скажите мне, какую бы музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную-вы бы могли подобрать к стихотворению? Послушаем стихотворение в звучании песни. Слайд 7.
-Альпинисты, вам встретились незнакомые слова в стихотворении? Нам необходимо их разобрать. На парте у вас лежит листочек с этими словами и их значениями. Вам в парах нужно определить какое слово, что означает. Слайд 8.
Тьма – отсутствие света.
Долина – это вытянутая низменность.
Мгла– сумрак.
Проверка:
-Ребята, давайте осуществим проверку! Слайд 9.
-Зажгите огоньки дружбы, если все задания выполнены без ошибок. У кого была только одна ошибка? Две?
-Очень хорошо. Я вами горжусь! Уверенными шагами мы почти у цели.
Физкультминутка.
-Предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте из-за парт друг за другом, чтобы никому не мешать.
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»
-Тихо садимся на места.
ⅤІ. Эмоционально-оценочная беседа (Проверка первичного восприятия).
-А сейчас мы познакомимся с вами еще с одним стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»
-Слушаем внимательно! Слайд 10.
- Что вам представилось?
Микровывод: Михаил Юрьевич хотел показать читателю то чувство тоски и одиночества, которое, без сомнения, сам испытывал. Поэт очень хотел найти человека, который разделил бы с ним его эмоции и мысли. Вероятно, Михаил Юрьевич искренне надеялся, что где-то живёт его родственная душа. Но в то же время осознавал, что их встреча невозможна по определению, как невозможно соединение сосны и пальмы, юга и севера. Реальность противопоставлена мечте — такова главная мысль стихотворения «На севере диком стоит одиноко».
-Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.
Первый вариант читает первое четверостишие, а второй вариант – второе.
-Вам встретились незнакомые слова?
-Ребята, посмотрите на экран. Разберем значение этих слов. Слайд 11.
Риза-это особая одежда, которую носят священники во время церковных служб.
Она обычно красиво украшена вышивкой, золотыми нитями или узорами. Риза выглядит торжественно и отличается от обычной одежды, потому что символизирует святость происходящего.
Утёс — это высокая, крутая и скалистая гора или большой каменный выступ.
Утёсы часто стоят у рек, морей или в горных ущельях и выглядят очень внушительно.
Их гладкие, отвесные стены могут быть покрыты мхом или лишайником, а на вершинах иногда растут одинокие деревья.
Пустыня — это огромное пространство, где очень мало воды, дождей и растительности.
В пустынях часто бывает жарко днём и холодно ночью, а вместо лесов и полей — только песок или каменистая земля.
Несмотря на суровые условия, в пустынях живут разные животные (например, верблюды, ящерицы и скорпионы), которые приспособились к жаре и нехватке воды.
-Прочитайте первые две строки стихотворения. Что представилось вам в них? и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).
– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).
– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).
– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).
Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.
ИГРА «Услышь эпитеты»
-Ребята, вам нужно поработать в парах и в стихотворении найти эпитеты. Даю вам пару минут.
Эпитет — это художественное определение, которое делает речь яркой и образной. Он подчёркивает самую заметную или выразительную черту предмета, явления или персонажа, придаёт описанию эмоциональную окраску.
Например:
«золотая осень» (не буквально золотая, а яркая, тёплая, с жёлтыми листьями);
«могучий дуб» (подчёркивает силу и величие дерева);
«тихая речка» (передаёт спокойствие, плавность течения).
-Кто готов, покажите посадкой.
-Сейчас я буду называть художественные средства, когда вы услышите эпитеты, хлопните один раз в ладони. Если это не эпитет, то тихо сидим.
“На севере диком”, «дремлет сосна» “на голой вершине”, «сосне снится» “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, «сосна грустна» “на утесе горючем”, “прекрасная пальма»
- Зачем поэт использует эпитеты? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).
ⅤІІ. Выборочное чтение и анализ содержания.
– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).
– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой).
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже. Чтобы вызвать взаимное сопереживание).
– Обратите внимание на эту картину на странице 117. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания учащихся).
– Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.
– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению).
– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее). Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.
ⅤІІІ. Обобщающая беседа.
-Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение? (В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами)
-Микровывод:Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.
Если останется время: Чтение 2 учащимися: Мы подробно разобрали настроение стихотворения, все художественные средства. Кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение? Выбор лучшего чтеца. - Давайте проголосуем, кто лучше всего передал настроение стихотворения.
- Поднимите руки, кто считает, что это 1 учащийся? 2?
- Вы все молодцы, но у выбранного чтеца получилось лучше всего, а вам стоит еще поработать.
Синквейн-одиночество»
Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Пример: Одиночество
Вечное, горькое, страшное
Гнетёт, не отпускает, мучает.
Грустное ощущение -
Бесприютность
-Кто хочет прочитать свой синквейн? (спросить пару человек)
ІⅩ. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, вы отличные альпинисты. Мы с вами достигли цели и забрались на самую вершину знаний. С какими же произведениями мы познакомились?
-С произведениями какого автора?
-О чем они? Какое настроение передал нам автор?
– Какое стихотворение вам больше понравилось?
- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)
- Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?
-Оцените свою работу на уроке. Продолжая фразу: «После сегодняшнего урока музыки мое настроение похоже на… (солнечную погоду, пасмурную погоду, переменную погоду)
Ⅹ. Задание на дом.
-Выучить наизусть одно из двух стихотворений. Спасибо за вашу работу. До свидания.
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока окружающего мира,
проведенного г. во 2 «Д» классе
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: «Невидимые нити»
Учитель _________________ /Клемешова Н.С./
Методист __________________/Сафонова Л.А./
Оценка ____________
2025 г.
Тема: «Невидимые нити».
Цель: создать условия для формирования представления учащихся о «невидимых нитях» в природе.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «невидимые нити»; научить приводить примеры связей в природе, между природой и человеком.
Развивающая: содействовать развитию у школьников умения связно и аргументировано вести учебный диалог.
Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся ответственного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь самостоятельно ставить цели и задачи в ходе урока, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт.
Метапредметные:
Регулятивные:
-высказывать предположения по вопросам учебника и осуществлять самопроверку;
-оценивать свои достижения в реализации проекта.
Познавательные:
-работать с текстом учебника, извлекать информацию для выполнения заданий.
-устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, выводы.
Коммуникативные:
-выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу;
-строить монологические и диалогические высказывания.
Личностные:
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;
-проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками.
Материально-техническое обеспечение: ПК, экран, презентация, наглядный материал, учебник и рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Евгеньевна и сегодняшний урок Окружающего мира проведу у вас я. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! -Для того, чтобы наш урок прошел хорошо, у нас должно быть хорошее настроение. Создать такое настроение поможет улыбка. Улыбнитесь мне и улыбнитесь своему соседу по парте. -Отлично! А теперь проверим, все ли у нас готово к уроку? На уроке нам понадобится: учебник, рабочая тетрадь и пенал. Лишнее убираем! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний | -Вспомните, о чем вы говорили на прошлом уроке? Если затрудняетесь, в этом нам поможет наш учебник. Откройте страницу 68. Тема предыдущего урока: «Какие бывают животные», то есть говорили на какие группы можно разделить животных. -Ребята, какие же группы животных вы знаете? -Сейчас я вам буду читать загадки. Ваша задача-внимательно слушать, отгадать животного и определить, к какой группе животных оно относится. Готовы слушать? 1)Живет спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... 2)У маленькой животинки Сто серебристых Монеток на спинке. 3)Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. 4)У меня ходули- Не страшит болото. Лягушат найду ли Вот моя забота. | (Насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся). -Да. (Отгадывают загадки) (черепаха-пресмыкающееся). (Рыба) (Пчела - насекомое.) (Цапля-птица.) |
III. Постановка проблемной учебной задачи | -Ребята, вы отлично справились с загадками. Молодцы. На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы. -Посмотрите на экран. Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? -Проверим, верно ли вы ответили. На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы. -Так выглядит связи живой и неживой природы. -А что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы? -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. -Откройте учебник на стр. 72. Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам? -Какая учебная цель стоит перед нами на уроке? - Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. - Чему мы будем учиться на уроке? | -Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами. Ответы учеников. Предполагают тему: -О том, как связаны растения и животные.) Затруднения. Ставят цель: -Выяснить, что называют невидимыми нитями. -Будем учиться находить связи: 1)в природе, 2)между природой и человеком; 3)научимся изображать изученные связи с помощью моделей. |
IV. Открытие нового знания | Работа с учебником и беседа. -Поработаем с текстом учебника. Чтение текста хорошо читающего ученика. -О каких невидимых нитях говорится в тексте? -Как можно озаглавить этот текст? -Как же проявляется невидимая нить в примере? -Так что же такое невидимые нити? Прочитайте в учебнике. Работа в парах. -Предлагаю вам поработать в парах. Откройте свои рабочие тетради на странице 34. Задание 1. -Внимательно прочитайте в учебнике первый абзац текста на стр. 72. Какие четыре группы связей названы в нем? С помощью учебника закончите запись. -Не забывайте о правилах работы в парах. Спрашиваю одну любую пару. -Поднимите руки те пары, у кого так. Я вами горжусь! | -О связях между птицей и растениями. Предлагают варианты. -Дятел питается насекомыми, которые повреждают деревья. Тем самым лечит деревья и сам лес. -Это связи в окружающем мире. Работают в парах, выполняют задания в тетрадях на печатной основе. |
V. Физкультминутка | -Встаньте из-за парт, давайте проведем физкультминутку. Вместе по лесу идём, | Дети выполняют упражнения по тексту. |
VI. Первичное закрепление | Работа в группах. -А теперь поработаем в группах. Рассмотрим рисунки учебника на странице 73. Первый рисунок 1 группа, 2-вторая, 3- третья. Проследите связи в природе. Составьте про это небольшой связный текст. Затем капитан каждой группы рассказывает про ваши связи. Напоминаю про правила работы в группах. -А можем мы, люди, нарушить эти связи? -Нет. Действительно, божья коровка-это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Она поедает тлю, опасных насекомых. -В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек. | Примерные слова защиты детей: 1)Божья коровка поедает тлю. Тля-это насекомые, которые питаются соком из растений. Если не будет божьих коровок, то тля расплодится и будет массово уничтожать растения. 2)Когда пчёлы собирают пыльцу, они опыляют цветки растений. Таким образом, растения размножаются и дают семена. Если уничтожить цветы, пчёлы не смогут собирать пыльцу и делать мёд. Мёд для пчёл является пищей. Из-за отсутствия пищи пчёлы погибнут и некому будет опылять цветки. Без опыления цветы не смогут размножаться и исчезнут. 3) Синица поедает гусениц. Гусеницы наносят вред деревьям тем, что поедают лисья. Дерево без листьев погибнет. Если синицы улетят, то гусеницы могут погубить все деревья. -Их нельзя увидеть, но они существуют |
VII. Включение нового знания в систему | -Ребята, а хотите ли вы попробовать изобразить примеры связей каждой группы с помощью схем? -Возьмите в руки простой карандаш. Какой пример связи между неживой и живой природы мы можем привести? Между растением и животным? Между животными? Между природой и человеком?
| Приводят свои примеры. Схематично рисуем. Например:
|
VIII. Итог урока | -Наш урок подходит к концу. С какой темой мы сегодня познакомились? -Мудрая Черепаха сделала такой вывод: Невидимые нити- это связи в окружающем мире: в природе, между природой и человеком. Их можно изобразить с помощью моделей. -А еще мы с вами можем сделать вывод, что в природе все связано с друг другом, словно нитью. -Совпадают ли ваши знания с выводом? Это значит, что мы достигли поставленной цели. -Сегодня на уроке я хочу оценить вашу работу. Активно работающие ученики получают от меня медаль. (Если большинство работали активно-раздаю всем) | Участвуют в обсуждении итогов урока, отвечают на вопросы учителя, получают оценки. |
IX. Домашнее задание | -Откройте дневники, запишите задание на дом. –Рабочая тетрадь часть 1 на странице 35, задание 2. | Получают домашнее задание. |
X. Рефлексия | -Подумайте, какое настроение, и впечатление у вас осталось от урока? - Если вам понравилось, вы узнали много и остались довольны своей работой, то раскрасьте пуговицу, лежащую на парте, красным цветом. -Если испытывали затруднения, но вы узнали много интересного, вам было комфортно на уроке - синим цветом. Покажите свои пуговички. -Спасибо за вашу активную работу на уроке! До свидания. | Делятся своими впечатлениями от урока, оценивают свой успех на уроке. |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока музыки,
проведенного г. в 1 «В» классе,
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: «Инструментальная музыка»
Учитель _________________ /О.В. Клышникова /
Методист __________________/С.В. Шевченко/
Оценка __________________
2025 г.
Тема урока: Инструментальная музыка.
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием «инструментальная музыка».
Задачи:
Образовательные: формировать знания учащихся о видах музыкальных инструментов, учить различать звучание различных музыкальных инструментов.
Развивающие: способствовать развитию певческих умений и навыков, выразительного исполнения песен, продолжать развивать музыкальный слух и музыкальную память.
Воспитательные: воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах и их звучанию, к урокам музыки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся знакомы с музыкальными инструментами, знают как они выглядят, умеют различать их звучание.
Метапредметные:
Познавательные: познакомятся с новыми музыкальными инструментами; смогут воспринимать музыкальные произведения и анализировать их особенности.
Регулятивные: смогут планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.
Коммуникативные: смогут развернуто строить речевые высказывания в процессе анализа музыки, участвовать в дискуссиях и выражать свое мнение.
Личностные: будут проявлять интерес к музыке и музыкальной деятельности, осознавать роль музыки в своей жизни и культуре общества.
Музыкальный материал: Д. Львов «Дружат дети всей земли», И.С. Бах. «Шутка» (флейта), А. Вивальди. «Зима» (фрагмент, скрипка), П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (фортепиано), Песня «Веселый музыкант» (муз. А. Филиппенко).
Материально-техническое обеспечение: презентация, проектор, ПК, видео- и аудиоматериалы, наглядный материал.
Ход урока:
1. Подготовительный этап.
1) Организационное начало урока:
-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Меня зовут Анна Евгеньевна, и сегодняшний урок музыки проведу у вас я. Урок у нас не совсем обычный, а именно-урок путешествие. И отправимся мы с вами в удивительную страну, где живут самые разные звуки. Но звуки эти издают не голоса, а волшебные предметы-музыкальные инструменты. Эта страна называется Инструментальная Музыка. Готовы к путешествию? (Да)
-Тогда вперед!
2) Актуализация знаний:
-Ребята, первой остановкой нашего путешествия будет точка «Музыкальная мультвикторина». Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы будем слушать песни, ваша задача-угадать, в каком же мультике звучала данная песня. С места мы не выкрикиваем, если хотите ответить-поднимайте руку.
Презентация «Музыкальная мультвикторина».
-Молодцы, я вами горжусь!
3) Формулирование темы урока, постановка задач урока:
-Уверенными шаги мы с вами отправляемся на следующую точку нашего путешествия «Послушай-ка». Вам необходимо будет послушать два музыкальных фрагмента и определить, чем эти два фрагмента отличаются. Приготовились слушать. Руки положили на коленки, спина прямая.
Звучит «Дружат дети всей земли» в двух вариантах-с голосом и без голоса.
-Итак, чем же отличаются эти два фрагмента? (Ответы детей)
-Правильно, в первом варианте мы слышим голос, а во втором-только музыка без голоса. Музыку можно исполнять с помощью голоса и на инструментах, а также вся музыка делится на вокальную и инструментальную.
-А как вы думаете, о какой музыке мы сегодня с вами будем говорить?
-Чтобы это узнать, посмотрите на эту картинку.
Вывешивается картинка музыкальных инструментов.
-Значит, о какой музыке мы с вами будем говорить на уроке? (Об инструментальной)
-Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Инструментальная музыка».
-Какую же цель мы поставим перед собой? Сформулируйте ее, продолжая фразу «Узнать, что такое…» (Узнать, что такое инструментальная музыка).
Игра «Найди ошибку»
-Для того, чтобы достичь цели, нужно определить задачи урока. Поиграем в игру «Найди ошибку». Найдите на доске задачу, в которой допущена ошибка. Исправьте её:
1)Познакомиться с определением понятия «Инструментальная музыка»;
2)Рассмотреть некоторые музыкальные инструменты;
3)Послушать вокальную музыку;
4)Самостоятельно исполнить песню.
-Это и будет планом урока.
Вывешивается план урока на доску.
2. Основной этап.
1) Введение в тему урока:
-Вот мы с вами и прибыли в страну «Инструментальная музыка». Послушайте определение понятия «Инструментальная музыка»:
Инструментальная музыка-это музыка, которую играют на инструментах без пения. В ней нет слов и голосов, только звуки фортепиано, скрипки, флейты, барабанов или других инструментов.
Она может быть очень разной по характеру: весёлой и задорной-под такую хочется танцевать; спокойной и нежной-она похожа на колыбельную и помогает расслабиться; иногда-громкой и взволнованной, будто рассказывает о приключении.
Мы часто слышим инструментальную музыку в самых обычных местах: в мультфильмах и детских фильмах, на праздничных концертах, в парках и торговых центрах. Даже в лифтах и кафе нередко звучат лёгкие инструментальные мелодии.
Такая музыка умеет передавать настроение без слов-просто с помощью красивых и выразительных звуков.
-Ребята, а как же называют человека, который играет на музыкальном инструменте? (Ответы детей)
-Музыкант-инструменталист. Это человек, который играет на музыкальном инструменте. Он может освоить скрипку, гитару, фортепиано, барабан или любой другой инструмент, но для этого требуются годы упорных занятий. Инструменталист учится читать ноты, развивает слух и отрабатывает технику, чтобы его игра была чистой и выразительной. Такие музыканты выступают на концертах, фестивалях, в театрах и других площадках. Благодаря их мастерству мы можем наслаждаться живой музыкой разных жанров-от классики до современных композиций.
2) Знакомство с инструментами и дидактическая игра «Угадай инструмент по загадке»:
-Ребята, а для того, чтобы узнать, с какими инструментами мы сегодня будем знакомиться-отгадайте загадки:
Круглый, звонкий, как гроза,
Бью-и пляшет вся страна!
Кто задаст нам быстрый такт?
Ну конечно.… (барабан)!
-Это ударный инструмент. По нему нужно ударять ладонями или палочками, чтобы он зазвучал. Музыканта, который играет на нем принято называть барабанщик. Изобразите барабанщика (Изображают игру на барабане).
Рукою крепкою держу,
По струнам я смычком вожу.
Польются сразу чудо-звуки,
Они избавят вас от скуки.
Любуюсь ею я с улыбкой:
Играет соло моя (скрипка)
-Скрипка-это струнный инструмент. У нее есть струны, по которым водят смычком. Музыкант, который играет на ней-скрипач. Изобразим скрипача? (Изображают игру на скрипке.)
Только заиграет,
Сердце замирает,
Дудочка большая,
Нежная такая.
И дышать сейчас не смейте!
Заиграл на чём? На… (флейте)
-Это духовой инструмент. Чтобы он зазвучал, в него нужно дуть. Музыканта, который играет на флейте, называют флейтист. Побудем флейтистами? (Изображают игру на флейте)
-Молодцы, ребята! А когда много таких музыкантов собираются вместе и играют слаженно, как одна большая музыкальная семья, это называется ОРКЕСТР.
3) Слушание инструментальной музыки и игра «Узнай инструмент по звучанию»:
-А теперь закройте глазки, сядьте ровно и послушайте. Ваша задача-угадать, какой инструмент солирует, и выбрать нужную картинку на доске.
И.С. Бах. «Шутка» (звучит флейта).
-Кто это так легко и весело насвистывает? (Дети показывают на картинку с флейтой). Верно, это флейта! Флейта-это духовой музыкальный инструмент, в который нужно дуть, чтобы он зазвучал. Она обычно сделана из металла или дерева и выглядит как длинная трубка с отверстиями и клапанами.
Когда музыкант дует во флейту и нажимает на клапаны, воздух внутри начинает вибрировать-и получается красивая, лёгкая мелодия. Звук флейты нежный и прозрачный, похож на пение птицы или шелест ветра.
А. Вивальди. «Зима» (звучит скрипка).
-А теперь послушайте. Кажется, этот инструмент дрожит от холода, а теперь завывает вьюга! Кто это? (Дети показывают на картинку со скрипкой). Правильно, это скрипка! Скрипка-это струнный инструмент, на котором играют с помощью смычка: музыкант водит им по струнам, и рождается красивый певучий звук. У скрипки четыре струны и изящная деревянная форма с плавными изгибами-она похожа на утончённую фигурку. Звук скрипки может быть то нежным и ласковым, как шёпот, то ярким и взволнованным, словно весёлый танец. Скрипку часто называют «королевой оркестра»- её голос легко узнать в музыке, и она умеет рассказывать целые истории без слов.
П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (звучит фортепиано).
-А этот инструмент может звучать и громко, как целый оркестр, и тихо, как падающий снег. Он стоит у меня в кабинете, у него есть белые и черные клавиши. Что это? (Фортепиано). Музыканта, который на нем играет, называют пианист. Фортепиано-это клавишный инструмент, на котором играют, нажимая на чёрные и белые клавиши. Когда клавиша нажата, внутри инструмента молоточек ударяет по струне-и рождается звук. У фортепиано очень широкий диапазон: оно может звучать и нежно, и громко, передавая разные настроения музыки. Есть два основных вида фортепиано-пианино (с вертикальным расположением струн) и рояль (со струнами, расположенными горизонтально).
-Послушайте еще одно произведение. В чьем исполнении оно прозвучит?
Слушание фрагмента Симфония № 40 Моцарт (1 часть).
-Кто исполняет это произведение? (оркестр)
-Какие инструменты вы услышали. Назовите их. (Скрипки, трубы, барабаны. Струнные, духовые, ударные).
-Оркестр-это большой коллектив музыкантов, а руководит им-дирижер. Дирижёр-это руководитель оркестра или хора. Он не играет на инструменте, но помогает музыкантам играть слаженно: показывает темп, громкость и настроение музыки с помощью жестов и палочки. Дирижёр следит, чтобы все вовремя вступали и правильно исполняли свою партию. Благодаря ему оркестр звучит как единое целое.
Пластическое интонирование.
-Ребята, представьте, что вы все дирижеры. У вас в руках дирижерская палочка и вы управляете целым оркестром. Попробуем продирижировать под музыку Моцарта. (Дирижируют под музыку)
4) Вокально-хоровая работа:
-Мы с вами слушали музыку, а теперь давайте и сами станем музыкантами! У каждого из нас есть природный инструмент, которым мы умеем исполнять разные мелодии. Угадайте, что это? (голос). Но для начала разомнем наши голосовые инструменты.
Распевание: «Два кота», «Ежик» (играю на муз. инструменте).
Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик».
-Нужно поставить руки возле губ и представить, что это импровизированный шарик. Сделать вдох и медленно вдохнуть воздух в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»).
Исполнение песни «Веселый музыкант» (муз. А. Филиппенко).
-Ребята, сейчас прозвучит песня. Внимательно послушайте ее. Определите, про кого в ней поется. (Слушают песню (аудио)).
-Вы правы. Про веселого музыканта, который играл на музыкальных инструментах. А на каких именно музыкальных инструментах? (Скрипка, балалайка, барабан).
Разучиваем песню по частям, соединяем части вместе. При разучивании добиваюсь одновременного начала и заканчивания фраз, естественного звучания голоса.
-Мы сегодня узнали много инструментов. А вы знаете, что у каждого музыканта есть своё специальное название? Давайте вспомним, как зовут музыкантов, которые играют на этих инструментах?
Изображаю игру на нем, а дети хором называют профессию:
Труба – ... (трубач)
Скрипка – ... (скрипач)
Барабан – ... (барабанщик, ударник)
Флейта – ... (флейтист)
Фортепиано – ... (пианист)
3) Заключительный этап.
1) Подведение итога урока:
- Ребята, на этой веселой нотке дружбы, веселья и добра мы заканчиваем наше путешествие в страну Инструментальной музыки и отправляемся домой.
-Давайте вспомним, что же такое инструментальная музыка? (Это музыка, которую исполняют на инструментах).
-Кто такой музыкант-инструменталист? (Человек, который играет на музыкальном инструменте).
-Какие инструменты вы запомнили? (Дети перечисляют).
-Вы сегодня были замечательными слушателями и певцами!
2)Рефлексия:
-Посмотрите на доску. Выберете зеленую ноту, если на уроке вам было комфортно и все понятно. Оранжевую-на уроке немного затруднялись с ответами, не все поняли, красную ноту-если на уроке вам было трудно, совсем ничего не поняли (Оценивают).
-Спасибо за вашу работу на уроке. До свидания!
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока физической культуры,
проведенного г. во 2 «В» классе,
обучающейся 41 группы
Бондаренко Анны Евгеньевны
Тема: «Подвижные игры»
Учитель _________________ /Бескишкова Е.Г./
Методист __________________/Клемешова Н.С./
Оценка ____________
2025 г.
Тема: Подвижные игры.
Класс: 2.
Цель: формирование интереса и инициативы учащихся на уроке физической культуры с помощью подвижных игр, направленных на развитие быстроты, ловкости.
Задачи:
• Образовательная: создать условия для формирования интереса к определенным видам двигательной активности с целью выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.
• Воспитательная: воспитывать дисциплину, самоконтроль, коллективизм.
• Оздоровительная: развивать двигательные качества, равновесие, обогащать свой двигательный опыт.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения урока: 20 минут.
Ход урока:
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная (7 мин) | -Класс, становись! -Равняйсь. Смирно. Вольно. -Здравствуйте. Меня зовут Анна Евгеньевна. Сегодня урок физической культуры проведу у вас я. -Тема урока: «Подвижные игры» -Выполняем строевые упражнения: -Напрааа-во. -Налеее-во. -Крууу-гом. -Напрааа-во. - В обход по залу шагом-марш! Разновидности ходьбы: -руки на пояс, на внешней стороне стопы-марш; -на внутренней стороне стопы-марш; -с высоким поднимаем бедра-марш; -руки на плечи, в полуприседе-марш; -полный присед- марш; -Обычным шагом-марш. Разновидности бега: -бегом-марш; -с захлестом голени-марш; -приставным шагом правым боком, марш; -левым боком, марш; (чередовать) -Прыжки на правой ноге; -Прыжки на левой ноге; -Бегом-марш; -по свистку меняете направление. -Шагом марш, восстанавливаем дыхание, руки вверх- вдох, руки вниз выдох. -Направляющий на месте (раз, два, три, левой, левой…) -Стой, раз, два. -Налево (лицом к учителю) -На первый, второй, третий расчитайсь. -Первые номера на месте, вторые номера 3 шага вперёд, 3 номера 6 шагов вперёд. Разомкнитесь на вытянутые руки. Выполнение комплекса ОРУ: а) И.п. – о.с., ноги врозь, руки на поясе; 1,2,3,4- круговые движения головой в правую сторону; 1,2,3,4- круговые движения головой в левую сторону. Исходное положение принять, упражнение со мной начинай. б) И.п. – о.с., ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая вниз: 1,2- отведение рук назад (рывки); 3,4- смена положения рук. в) И.п. – о.с., ноги на ширине плеч, руки прямо перед собой: 1,2,3,4- круговые движения кистями вперёд (обратно); 1,2,3,4- круговые движения рук в локтевом суставе вперёд (обратно); 1,2,3,4- круговые движения рук в плечевом суставе вперёд (обратно). г) И.п. – о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе: 1,2- наклон туловища влево, правую руку вверх; 3,4- наклон туловища вправо, левую руку вверх. д) И.п. – о.с., руки на поясе: 1,2,3,4- круговые движения туловища вправо; 1,2,3,4- круговые движения туловища влево. е) И.п.- о.с., руки на поясе: 1,2,3,4- круговые движения в бедренном суставе влево; 1,2,3,4- круговые движения в бедренном суставе вправо. ж) И.п. – ноги шире плеч, присед на правую ногу, руки перед грудью: 1,2,3,4- перенос веса тела на левую ногу; 1,2,3,4- перенос веса тела на правую ногу. з) И.п.- о.с.: 1,2,3,4- прыжки на правой ноге; 1,2,3,4- прыжки на левой ноге; 1,2,3,4- прыжки на двух ногах. и) И.п. –о.с.: 1,2,3- короткие прыжки на двух ногах; 4- прыжок с оборотом вокруг себя на 360º. | 15 сек. 15 сек. 1 мин. 1 мин. 5 мин. 4 раза 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4 раза | Обратить внимание готовность учащихся к уроку: на спортивную форму детей. Соблюдать дистанцию. Руки на пояс Не полный присед. Полный присед. Упражнения на восстановление дыхания под слова «руки вверх-вдох, руки вниз-выдох»
Упражнения выполнять чётко, равномерно. Руки прямые, кисти сжаты в кулак. Руки прямые, кисти сжаты в кулак. Спину держать прямо. Больше амплитуда движений. Наклон точно в стороны. Движения плавные, с наибольшей амплитудой. Движения плавные с наибольшей амплитудой. Удержать равновесие туловища. Прыгать высоко, приземляться на носочки. Постепенно увеличивать темп. |
Основная часть (10 мин) | Игра «Пустое место». Играющие образуют круг. Водящие идёт по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит по кругу в любую сторону. Игрок, до которого дотронулся водяший, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становится в круг, опоздавший – водит. Игра «Совушка-сова». По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» — играющие бегают по площадке. «Совушка» в это время спит, т.е. сидит в «гнезде», закрыв глаза. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а «совушка» в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся «совушками», и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту». Игра «гуси-лебеди» Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!» Гуси отвечают: -Га-га-га! -Есть хотите? -Да, да, да! -Ну летите! -Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой! -Ну летите, злого волка берегитесь! После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово. | 3 минуты. 3 минуты. 4 минуты. | Водящий и того, до кого дотронулись-бегут в разные стороны. За пределы площадки не выбегаем. За пределы площадки не выбегаем. |
Заключительная (3 мин) | Малоподвижная игра «3, 13, 33». Игра на внимание: по сигналу «3» - руки к плечам,, «13» - прыжок на месте, «33» - присед. Кто ошибается – делает шаг вперед. -Дети, чем мы сегодня занимались на уроке? -Наш урок окончен! -Наеее-лево! -В класс шагом марш! | 3 минуты. | Следить за внимательностью учащихся. |
