Главные вкладки

    Картотека опытов и экспериментов

    Аносова Ирина Владимировна

    Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей

     

    Картотека опытов по выращиванию кристаллов

    Опыты с водой для дошкольников

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Как вырастить кристалл3

    Как вырастить кристалл2

    Как вырастить кристалл?

    Кристаллы обладают особой притягательностью: их природные грани отличаются строгой геометрией, которая обычно характерна для предметов, подвергшихся технической обработке.Как вырастить кристалл1

    Для того чтобы создать красивую уникальную вещь самостоятельно следует знать, как вырастить кристалл, и проявить немного терпения. Замечательно, если к выращиванию кристаллов вы приобщите детей, для которых данный процесс кажется настоящим волшебством. Размер кристалла находится в прямой зависимости от времени, затрачиваемого на его выращивание. Если процесс кристаллизации происходит медленно, то образуется монокристалл довольно больших размеров, если быстро – получаются мелкие кристаллы.

    Выращивание кристалла — один из самых легких и безопасных химических экспериментов, доступных в домашних условиях. Провести его сможет даже ребенок  старшего дошкольного возраста под присмотром взрослых.

    Наградой за усилия станет предмет необычайной красоты, который вы создадите собственными руками.

    Виды кристаллов

    • Монокристалл – это цельный большой кристалл, например, искусственный камень. Он образуется при условии, что процессы кристаллизации проходят предельно медленно.
    • Поликристалл формируется тогда, когда кристаллизация протекает быстро. В таком случае образуется много крошечных кристалликов. Так себя ведут металлы.

    Способы выращивания кристаллов

    Существует несколько методов выращивания кристаллов.

    Охлаждение насыщенного раствора

    Этот метод основан на физическом законе, который гласит, что растворимость веществ становится меньше при понижении температуры. Из осадка, образующегося при растворении вещества, сначала появляются крошечные кристаллики, превращающиеся постепенно в кристаллы правильной формы.

    • В теплой воде вещество, выбранное для опыта (например, соль), растворяется полностью.
    • Температуру раствора понижают: это снижает растворимость соли.
    • Образуется нерастворенная соль, которая выпадает в осадок.
    • Образование осадка начинается с формирования мелких крупинок и в самом растворе, и на поверхности емкости, в которую он помещен.
    • Если в растворе нет посторонних включений (обыкновенных пылинок, ворсинок и т.п.), а остывание происходит постепенно, эти крупинки-кристаллики срастаются в более крупные и правильные по форме кристаллы.
    • Быстрое охлаждение вызывает образование сразу множества крошечных кристаллов неправильной формы, которые не соединяются между собой и сдерживают рост друг друга.

    Постепенное испарение воды из раствора

    Кристалл также вырастет, если из насыщенного раствора будет постепенно удаляться растворитель (вода). Как это сделать и что будет происходить в сосуде?

    • Посуду с насыщенным раствором нужно достаточно долго выдерживать при постоянной температуре.
    • Следует исключить попадание сора и пыли, а также замедлить испарение воды (для этого достаточно накрыть емкость бумагой).
    • Вырастить кристалл можно на каком-либо подвесе посередине емкости (тогда он приобретет правильную форму), либо на дне емкости.
    • Если кристалл будет расти на дне, его нужно периодически поворачивать, чтобы добиться симметрии.
    • На место испарившейся воды следует добавлять раствор такой же консистенции, что был в начале эксперимента.

    Емкость с насыщенным раствором оставляется открытой на довольно длительное время. Следует прикрыть её бумагой, чтобы испарение воды происходило медленно, и раствор был защищен от комнатной пыли. Лучше кристаллик подвесить на нить. Если же он лежит на дне, то растущий кристалл надо время от времени переворачивать. Так как вода постепенно испаряется, то по мере необходимости подливается насыщенный раствор.

    Основной принцип в данном случае остается прежним: чем медленнее идут процессы, влияющие на кристаллизацию, тем красивее, крупнее и правильнее получатся кристаллы. Если первоначальный кристалл, выступавший как основа для выращивания, имел неправильную форму, он дополнит недостающие части в ходе роста и примет конфигурацию, типичную для природы его вещества. Так медный купорос в итоге вырастет в ромб, а соли хромокалиевых квасцов образуют октаэдр.

    Считается, что дома из подручных средств может вырасти только небольшой кристаллик. Это не так: при должном внимании есть все шансы вырастить дома кристалл любого размера и веса. Фактически для этого достаточно продолжать процедуру кристаллизации, пока не будет достигнут желаемый результат. Конечно, необходимо сразу подобрать подходящую по размеру емкость.

    Сохранность кристаллов

    Несоблюдение условий хранения может привести к разрушению кристалла. Необходимо ознакомиться с характеристиками выбранного вещества заранее, чтобы избежать разочарования в конце такого долгого и кропотливого труда.

    Так, точеные грани кристалла квасцов под действием обычного сухого воздуха потускнеют из-за потери влаги и рассыплются, образовав серый порошок. То же произойдет с сульфатом и тиосульфатом натрия, солями марганца, цинка, никеля, сегнетовой солью. Единственный выход – поместить кристаллы в закупоренные прозрачные сосуды. Некоторые рекомендуют покрывать кристаллы прозрачным лаком, но это только оттягивает срок гибели. А еще — лакированные грани теряют свой первоначальный блеск и выглядят искусственно.

    От высокой температуры разрушаются кристаллы, выращенные из медного купороса и алюмокалиевых квасцов. Срок жизни таких кристаллов может продлить хранение в бытовом холодильнике. Однако и тут они продержатся порядка 2-х лет.

    Еще одна проблема кристаллов водорастворимых веществ – они разрушаются от перепадов температурного режима из-за влаги, которая в небольшом количестве сохраняется внутри них. По этой причине появляются пятнышки, сколы, происходит оплывание граней, потеря блеска.

    Пожалуй, самое устойчивое из популярных для выращивания кристаллов веществ – поваренная соль.

    Каким должно быть вещество для домашнего выращивания кристалла?

    • Безопасным, нетоксичным. Этому требованию соответствуют далеко не все вещества с кристаллической структурой. Например, цианид калия KCN (или сульфид натрия Na2S) тоже образует кристаллы своей характерной формы. Но проводить с ним опыты в домашних условиях нельзя, потому что он вступает в реакцию окисления с кислородом в составе воздуха и выделяет ядовитые вещества, опасные для человека.
    • Второе важное качество – стабильность. То есть выбранное вещество должно вступать с водой в обратимую реакцию. Кроме того, важна устойчивость к колебаниям температуры. Некоторые органические вещества могут необратимо разрушаться при попадании в горячую воду (реакция гидролиза).
    • Стоимость реактивов. Как известно, первый опыт (или несколько) может оказаться не очень удачным, потому для начала лучше остановить свой выбор на недорогих и доступных веществах.

    Да выращивания кристаллов понадобится много очищенной воды – об этом тоже следует позаботиться заранее.

    • Способность растворяться в воде. Перед началом опыта следует узнать, какой расход выбранного вещества на заданный объем воды потребуется. Чтобы вырастить кристалл сахара, например, понадобится растворить в 1 л воды не меньше 2-х кг сахара. Так что лучше предварительно составить график растворимости исходного вещества. Для этого нужно из массы стакана воды вычесть массу того же объема профильтрованного раствора после того, как растворение закончится и температура стабилизируется. Это поможет составить представление о том, сколько вещества для кристаллизации понадобится на заданный объем воды.

    Техника безопасности

    Для выращивания кристаллов нельзя применять пищевую посуду (исключение – опыты с солью и сахаром). Не следует оставлять рядом пищу: во-первых, потому что реактивы токсичны, во-вторых, из-за сора и крошек, которые при попадании в раствор погубят эксперимент.

    При манипуляциях с химическими реактивами следует соблюдать абсолютно все правила, указанные на упаковке. По завершении работы нужно вымыть руки.

    Вырастить кристалл дома – довольно просто, интересно и познавательно. Сначала лучше потренироваться на доступных веществах. Если что-то пойдет не так, нужно проверить соблюдение всех условий, необходимых для образования кристалла. Освоив самые простые кристаллы, можно приступать к работе с другими реактивами. Это никогда не надоедает, потому что разные вещества дают кристаллы разной формы и окраски. К тому же, нет двух абсолютно одинаковых кристаллов, а их конфигурацию и размеры можно регулировать по собственному желанию.

    Из чего можно вырастить кристалл?

    Осуществить выращивание кристаллов возможно из различных веществ: сахара, пищевой соды, поваренной соды. Прекрасно подойдет и другая соль (в смысле химическое соединение), а также некоторые виды органических кислот.

    Как вырастить кристалл сахара

    Кристаллы сахара можно использовать как украшение стола или леденцы для детей. Но они достаточно дорого обойдутся из-за большого расхода сахара. На 2 стакана воды понадобится в итоге 5 стаканов сахарного песка.https://files.adme.ru/files/news/part_89/897310/15186610-2-650-6a25b547c2-1484729092.jpgкристаллы сахара

    Понадобится: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

    Опыт: В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

    Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

    Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство. 

    Объяснение: С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

    https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam-897310/

    Выращивание кристаллов из солиКак вырастить кристалл5

    Поваренная соль – вещество, имеющееся в любом доме. Чтобы вырастить ее прозрачные кубические кристаллы, необходимо приготовить рабочий раствор. 200 мл воды в стеклянном стакане (банке) помещаются в посуду с водой +50…+60 градусов. В стакан высыпается соль, она размешивается и ненадолго оставляется.

    Под воздействием тепла соль растворяется. Потом соль добавляется повторно и вновь перемешивается. Процедура повторяется, пока соль не перестанет растворяться и не начнет оседать на дно. Перенасыщенный раствор переливается в чистый сосуд, равный по объему, при этом остатки соли убираются со дна. Выбрав кристалл покрупнее, привязывают его к нитке и подвешивают таким образом, чтобы он не задевал стенки емкости, или выкладывают на дно.Как вырастить кристалл6Как вырастить кристалл7Как вырастить кристалл8

    Спустя несколько дней изменения кристаллика станут заметны. Процесс роста может длиться столько времени, пока размеры кристалла не будут вас устраивать. Как вырастить кристалл7

    Для придания кристаллам цвета вполне можно использовать пищевые красители.

    Выращивание кристаллов из медного купороса

    Аналогично произрастают сине-зеленые кристаллы медного купороса.Как вырастить кристалл9

    Также делается насыщенный раствор, в который помещается кристалл соли медного купороса. Но так как данное вещество обладает химической активностью, то лучше использовать дистиллированную водуКак вырастить кристалл10

    Как вырастить кристалл из соды?

    Два стакана наполняются горячей водой, в каждый насыпается несколько ложек пищевой соды, пока она не перестанет растворяться (образуется осадок). Между стаканами помещается блюдце. На канцелярские скрепки крепится отрезок грубой нити. Одна скрепка цепляется к стенке одного стакана, вторая – к другому. Концы нити должны быть в растворе, а сама нитка - провисать, не задевая блюдца. Чтобы кристаллы хорошо росли, необходимо подливать раствор по мере испарения.

    Сейчас в продаже имеются наборы для выращивания кристаллов. Из порошков химических веществ можно получить необычные призматические и игольчатые кристаллы.

    Интернет - Источники:

    1. http://womanadvice.ru/kak-vyrastit-kristall 
    2. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam-897310
    3. https://www.tipone.ru/kak-vyirastit-kristall



    Предварительный просмотр:

    http://news-play.ru/img.php?aHR0cHM6Ly9pLnl0aW1nLmNvbS92aS9BQkhwTENiY3c2OC9tYXhyZXNkZWZhdWx0LmpwZw==.jpgопыты с водой

    для дошкольников

    Простые опыты для детей – это прекрасный способ не только научить малыша чему-то новому, но и стимулировать стремление к знанию, науке, исследованию окружающего мира. Опыты с солью и водой, водой и бумагой, другими нетоксичными материалами – отличный способ разнообразить детский досуг с пользой.

    В представленных ниже экспериментах любой ребенок может познакомиться с интересными свойствами такой интересной прозрачной жидкости, как вода. Это простые опыты с водой для дошкольников, но, демонстрируя их детям, не забывайте об элементарных правилах безопасности.

    Правила безопасности при проведении домашних опытов

    1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.

    2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

    3. При необходимости использовать перчатки.

    Плавает, тонет или растворяется?
    Цель: поощрять малыша исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.


    Материал: глубокая емкость для воды (прозрачная), 3 коробочки для складывания предметов, пинцет, салфетка для вытирания лужиц, железный гвоздь, лоскут ткани, камешек, пластиковая пуговица, стеклянный шарик, спичечный коробок с солью, другой — с сахаром, клеенка.


     Опыт: Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.
    - Предложите ребенку взять камешек и медленно опустите его в воду.
    - Теперь посмотрите, утонул ли он.
    - Пинцетом малыш вынимает камешек, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.
    - Пусть повторит опыт с деревом и другими предметами. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов.
    С теми материалами, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ. Самые младшие пусть просто раскладывают предметы в коробочки, а для детей чуть постарше возможен вариант, когда предметы раскладывают в строки таблицы. Они могут расставлять галочки в соответствующих клетках. 


    Вывод: тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяются сахар и соль.

    Плавающая скрепка


    Цель: пронаблюдать силу поверхностной пленки воды.


    Материал: широкая прозрачная миска, скрепка, безопасная вилка.


    Опыт: Малыш расставляет все необходимое на столе и наливает воду в миску.
    - Пусть бросит скрепку в воду. Что произошло?
    - Пусть достанет скрепку вилкой.
    - А вот теперь надо положить скрепку на зубцы вилки.
    - Вилкой малыш должен осторожно положить скрепку на воду плашмя.
    Что произошло со скрепкой? Понаблюдайте за поверхностью воды.


    Вывод: скрепка может плавать на поверхности воды, так как ее держит поверхностная пленка.

    http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html 

    Эксперимент со спичкамиопыты с водой для дошкольников

    Для первого опыта с водой для дошкольников понадобится стеклянный стакан, акварельные краски, глубокая тарелка, пластилин. Эксперимент с использованием воды наглядно покажет, как меняется давление воздуха при горении.опыты для дошкольников

    В стакан нужно налить воду, кисточкой добавить в него любой цвет из красок и размешать, это нужно для наглядности проводимого опыта.

    Далее в пустую тарелку на дно положить кусочек пластилина, в который вставить спички - две штуки.

    Из стакана в тарелку налить цветную воду.

    Под присмотром взрослых надо поджечь эти спички и накрыть их пустым сухим стаканом.

    Объяснение:  В результате нехитрого эксперимента, спички гаснут, а цветная вода, начинает подниматься вверх. Это происходит потому, что при горении давление воздуха в стакане становится меньше, чем снаружи. 

    Радужная вода

    Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика. эксперимент для детей дошкольного возраста

    Опыт: В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.

    Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.

    Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить синий цвет, а в четвертый – желтый.

    Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.

    Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.

    Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода синего цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.

    И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

     Объяснение:  В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

    Твердая жидкость

     Нужно: Для проведения эксперимента понадобится глубокая тарелка, вода, жидкий краситель, крахмал.

    Опыт: Высыпать крахмал (полстакана) в тарелку и залить водой, добавить немного какой-нибудь жидкой краски, можно взять пищевой краситель.

    Полученную массу нужно хорошо перемешать.

    Объяснение: Получится необычная жидкость, которая легко переливается, но если по такой жидкости резко ударить, то она окажется твердой.

    Образование льда

     Нужно: В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

    Опыт: Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.

    После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

    Объяснение:  Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

    Радуга на салфетке

    Материал: Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

     Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. 

    Объяснение: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

    http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8621-opyty-s-vodoj-dlya-doshkolnikov.html 

    Вода и соль

    Для опыта нам понадобится: вода, стакан, поваренная соль.

    Опыт: Наполним стакан водой до краев.

    Аккуратно помешивая содержимое стакана тонкой проволочкой или зубочисткой, начнем всыпать в него соль.

    В ходе опыта выясняется, что в стакан воды можно добавить еще около половины стакана соли, не пролив при этом воду.

    Объяснение: Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край стакана.

    Вода и зубочистки

    Для опыта нам понадобится: емкость с водой, мыло, сахар-рафинад, деревянные зубочистки.

    Опыт: Помещаем в емкость с водой несколько зубочисток.

    В центр емкости аккуратно помещаем сахар-рафинад и через несколько секунд наблюдаем, как зубочистки начинают двигаться в сторону сахара.

    В центр емкости помещаем мыло и наблюдаем, как зубочистки начинают двигаться в противоположную сторону.

    Объяснение: Сахар-рафинад впитывает воду и тем самым создает поток, направленный к центру емкости. Мыло же существенно ослабляет поверхностное натяжение воды в центре емкости, и зубочистки перетягиваются областями с более высоким поверхностным натяжением.


    http://womanadvice.ru/opyty-s-vodoy-dlya-shkolnikov 

    Цветы лотоса

    Для эксперимента следует вырезать из бумаги цветок с длинными лепестками, затем с помощью карандаша закрутить лепесток к центру — сделать завитушки.

    Опыт: Теперь опустите ваши цветы в емкость с водой. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. 

    Объяснение: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html 

    Волшебная вода

    Покажите ребенку как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.

    Прозрачная вода

    Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

    Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

    Описание. В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

    На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

    Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

    • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

    • Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

    Вода принимает форму

    Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

    Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

    https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/ 

    Замерзшая вода

    Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

    Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что 
    она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) 
    Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой 
    формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. 
    • Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) 
    В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью
    видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
    Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
    • «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

                                   Тающий лед
    Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

    Описание. Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
    • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

                                   Звенящая вода
    Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

    Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

    Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?
    • Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.) Дети пробуют сочинить мелодию

    Интернет – ресурсы

    1. http://womanadvice.ru/opyty-s-vodoy-dlya-detey 
    2. http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html 
    3. http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8621-opyty-s-vodoj-dlya-doshkolnikov.html 
    4. http://womanadvice.ru/opyty-s-vodoy-dlya-shkolnikov
    5. https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html 
    6. https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841