Работа с одаренными детьми

Реховская Надежда Ивановна

Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны.

Гении не рождаются- они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных наук, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие:индивидуализации образовательного процесса, работе на "опережение", необходимой для освоения максимального количества учебного материала, создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

об общешкольном конкурсе на знание русского языка

"Умники и Умницы"

 

Общее положение конкурса.

Конкурс «Умники и Умницы» проводиться в рамках методического объединения учителей русского языка и литературы.

Целью проведения конкурса является повышение учебной мотивации учащихся при изучении русского языка.

Конкурс проводится в два этапа.

В конкурсе принимаю участие учащиеся 5-11 классов.

Структура конкурса.

I этап – отборочный тур.

II этап – интеллектуальное шоу «Умники и Умницы».

Порядок проведения.

I этап – отборочный тур - проводится следующим образом:

Тестирование учащихся 5-11 классов по русскому языку. Подведение итогов тестирования. Объявление результатов тестирования. Отбор участников интеллектуального шоу «Умники и Умницы».

II этап – интеллектуальное шоу - будет состоять из трех туров.

I тур – общекомандные задания.

II тур – индивидуальные задания для каждого участника команды.

III тур – общекомандные соревнования на скорость выполнения задания. 

Между турами проводятся конкурсы для болельщиков.

Разработка заданий и оценивание результатов.

Отборочный тур (тестирование).

Тесты и тестовые задания разрабатывают учителя русского языка. В тесты включается учебный материал, изучаемый учащимися в течение учебного года.

Тестирование учащихся проводится во всех классах, на уроках русского языка в определенный день. Учитель каждого класса проверяет выполненные тестовые задания, подсчитывает количество баллов и в соответствии с критериями выставляет оценку. Результаты тестирования по классам вывешиваются на «экран конкурса». Отбор участников команд проводится следующим образом:

- девочки, набравшие наибольшее количество баллов, входят в команду «Умницы»;

- мальчики, набравшие наибольшее количество баллов, входят в команду «Умники».

Списки участников команд  вывешиваются на «экран конкурса».

Критерии оценок тестирования.

Тестовые задания состоят из 10 вопросов. За каждое, правильно выполненное задание, учащиеся получают 10 баллов, далее баллы суммируются.

От 100 до 90 баллов – оценка «5».

От 89 до 70 баллов – оценка «4».

От 69 до 50 баллов – оценка «3».

Ниже 50 баллов – оценка «2».

Интеллектуальное шоу.

Обсуждение и принятие решений о победителях конкурса осуществляет жюри, которое будет состоять из педагогов школы  в количестве 3 человек. Состав жюри может регламентироваться. Победители конкурса выявляются после подсчета жюри баллов, набранных командами (по каждой команде отдельно).
        Задания к каждому туру составляются коллегиально учителями русского языка.

Критерии оценок конкурсных заданий.

Ответы участников конкурса будут оцениваться следующим образом:
I тур – оценивается каждое правильно выполненное задание. Наивысший балл = 5.

II тур – оценивается правильно выполненное задание каждым участником команды. Количество баллов, полученных каждым из участников, суммируется. Наивысший балл за каждое задание = 2.

III тур – оценивается скорость и правильность выполнения задания. Наивысший балл = 5.

Конкурс болельщиков будет оцениваться по 1 баллу за каждый
правильный ответ, баллы будут суммироваться и прибавляться к
общему количеству баллов команды болельщика.

Награждение победителей.

Каждому участнику команды, набравшей наибольшее количество баллов, будет присвоено звание «Умник» или «Умница» текущего учебного года.



Предварительный просмотр:

Лингвистический КВН

(внеклассное мероприятие по русскому языку)

7 класс

Цели: развивать интерес к русскому языку как учебному предмету; в занимательной форме выяснить, расширить и дополнить языковые  знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках русского языка; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки, грамоты, высказывания о русском языке.

Команды: «Лингвисты», «Языковеды».

Жюри: учителя русского языка и литературы.

Ход мероприятия

На слайде 1.

                   Я люблю свой родной язык!

                   Он понятен для всех, он певуч,

                   Он, как русский народ, многолик,

                   Как держава наша, могуч,

                   Он язык луны и планет,

                   Наших спутников и ракет,

                   На совете, за круглым столом

                   Разговаривайте  на нем:

                   Недвусмысленный и прямой,

                   Он подобен правде самой.

Ведущий:  Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды учащихся 7-х классов.  Им предстоит нелегкая борьба. Выигрывает та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. Начинаем наш конкурс.

Мы с вами сегодня собрались,

Чтоб в знаниях языка сразиться.

Желаю каждому из вас

Своим умом здесь отличиться.

Выиграет только тот,

Кто всё правильно поймёт.

На вопросы все ответит,

Стихотворение прочтёт,

Словом, шуткой и смекалкой

Удивит честной народ.

В нашем конкурсе принимают участие две команды.

Жюри предлагает командам занять свои места.

          Представление команд

          Разминка

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).
  2. В каких словах по сто согласных? (стол, слог, стон).
  3. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень).
  4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (Стонет)
  5. Какую строчку нельзя прочитать? (Строчку, прошитую на швейной машинке).

Задание №1 «Головы и хвосты»

Из каждой пары слов остались только голова первого и хвост второго. Нужно угадать, что должно стоять посередине, записать получившиеся слова. За каждый правильный ответ один балл. (4)

ГО…НИК (РОД – город, родник).

КЛУ…АЛ (БОК – клубок, бокал).

ПАРО…ГЛАС (ВОЗ – паровоз, возглас).

А…АТ (ТОМ – атом, томат).

Загадки для болельщиков. Отгадайте загадку и определите часть речи

  1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет.  (Школа – сущ.)
  2. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.  (Дверь – сущ.)

Задание № 2 «Собери пословицу»

Закончить пословицу. За каждую, верно составленную, один балл. (16)

  1. Век живи …
  2. Под лежачий камень …
  3. Сядем рядком …
  4. Слезами …
  5. Повинную голову …
  6. Не красна изба углами …
  7. В гостях хорошо …
  8. На вкус и цвет …
  9. По одежке встречают …
  10. Слово не воробей …
  11. Назвался груздем …
  12. Жизнь прожить …
  13. Не откладывай на завтра, то…
  14. Уговор …
  15. Худой мир …
  16. С миру по нитке …
  1. что можно сделать сегодня.
  2. вода не течет.
  3. поговорим ладком.
  4. век учись.
  5. меч не сечет.
  6. товарищей нет.
  7. а красна пирогами.
  8. по уму провожают.
  9. а дома лучше.
  10. полезай в кузов.
  11. вылетит – не поймаешь.
  12. не поле перейти.
  13. лучше доброй ссоры.
  14. голому рубашка.
  15. дороже денег.
  16. горю не поможешь.

Задание для болельщиков. Раскройте смысл выражений.

  1. Рукой подать (близко).
  2. Через час по чайной ложке (медленно).
  3. Во весь дух (быстро).
  4. Работать засучив рукава (хорошо).
  5. Работать спустя рукава (плохо).
  6. Морочить голову (обманывать).

 

Как называются такие выражения? (фразеологизмы).

Задание №3 «Поменяй местами»

Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение. Конкурс оценивается в 5 баллов, учитываются орфографические ошибки.

Вот мы ив-мид  му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы.

(Вот мы видим маму,

А у мамы – мыло.

Мама моет раму,

Чтобы чисто было.)

Задание для болельщиков.  «Шарады»

Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать частями, причем каждая часть слова сама является целым словом, например, сено – вал, газ – ель.

  1. Мой первый слог – предлог,

     А во втором мы проживем все лето.

     И целое от нас и вас

    Давно уж ждет ответа.  (За – дача)

  1. Река, две ноты и согласная

Составят овощ цвета красного.  (По – ми – до – р)

Задание №4 «Составь новые слова»

Из букв слова МЕТРОПОЛИТЕН составьте как можно больше слов, предварительно объяснив значение данного слова.  (Метрополитен (фр.) –городская подземная или наземная электрическая железная дорога для перевозки пассажиров). (Пол, пот, лот, мир, метро, мел, поле, темп, топор, тепло, море). Команда, составившая большее количество слов, получает 2 балла.

Задание для болельщиков. «Метаграммы»

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.

 Первую метаграмму мы отгадаем вместе.

С глухим согласным я – число,

Со звонким – вид железа.

            (Шесть – жесть)

  1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

                                         (Колос – голос)

  1. С  ч  над морем я летаю.

С  г  в машинах я бываю.

              (Чайка – гайка)

Задание № 5 «Лесенка»

Составить слова – существительные, которые бы начинались с буквы «л», но каждое новое слово должно увеличиваться на одну букву. Конкурс оценивается в 5 баллов.

Л

Л

Я

Л

У

К

Л

О

Т

О

Л

Е

Й

К

А

Л

Е

Т

Ч

И

К

Л

Е

О

П

А

Р

Д

Л

И

С

Т

О

В

К

А

Л

Е

Ч

Е

Б

Н

И

Ц

А

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

А

Задание для болельщиков.  Произнесите скороговорки:

Ткач ткет ткани на платок Тане. Все бобры добры для своих бобрят.

Задание № 6 Конкурс капитанов «Назови пару»

Подобрать  к каждому слову пару – существительное другого рода. За каждый правильный ответ один балл. (10)

КОЗЕЛ – КОЗА

БОБЕР – БОБРИХА

ОСЕЛ – ОСЛИЦА

ВОРОНА – ВОРОН

ВОЛК – ВОЛЧИЦА

КУРИЦА – ПЕТУХ

БАРАН – ОВЦА

КОРОВА – БЫК

КОТ – КОШКА

МЕДВЕДЬ – МЕДВЕДИЦА

Задание № 7  «Составь слово»

За каждый правильно угаданный вопрос – 1 балл.

Задание для 1 команды: 6 «раков».

  1. Этот «рак» из сатина сшит (р_ _а_к_).

                                               (Рубашка)

  1. Этот «рак» на Луну летит (рак_ _ _).

                                               (Ракета)

  1. Этот «рак» -  долгожданный день (_ра_ _ _ _к).

                                                            (Праздник)

  1. Этот может вспорхнуть на пень (_ _р_ _а_к_).

                                                         (Куропатка)

  1. Этот «рак» сторожит дворец  (_ _ра_ _ _к).

                                                     (Охранник)

  1. Этот – кисленький леденец (_ _ра_ _ _ _к_).

                                                   (Карамелька)

Задание для 2 команды: 6 «ос».

  1. На этой «осе» в октябре позолота (ос_ _а).

                                                           (Осина)

  1. А эта растет у болота (ос_ _а).

                                      (Осока)

  1. Эта «оса» на Луну улетает (_ ос_ _ _ а_ _).

                                                (Космонавт)

  1. А эта на солнце худеет и тает (_ос_ _ _ _а).

                                                      (Сосулька)

  1. С этою спит в колыбели малыш (_ос _а).

                                                        (Соска)

  1. А эта по классу крадется, как мышь (_о_с_а_ _ _).

                                                                (Подсказка)

Задание для болельщиков.  Задача-шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством. Помогите ему отгадать эти слова.  (Дед, шалаш, Анна).

Задание № 8 «Рассказ на одну букву»

В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. (Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме.) Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

Слово жюри

Подведение итогов

Награждение победителей



Предварительный просмотр:

План работы МО учителей русского языка и литературы

по повышению качества знаний

  2018 – 2019 учебный год

Формы работы с учащимися

Классы

Сроки

Ответственные

1

 Словарная работа на темы»: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой»,

«Правописание проверяемых согласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Правописание личных окончаний глаголов».

 

     

Жукова С.

5 - 9

Ежеурочно

Учителя - предметники

2

Контрольные словарные диктанты или самодиктанты (выборочные, объяснительные, творческие диктанты) на закрепляемую орфограмму.

5 - 9

1 раз в 2 недели

Учителя - предметники

3

 «Синтаксические пятиминутки» 

с отработкой постановки знаков препинания в сложном предложении, при однородных членах предложения.

5 - 11

1 раз в неделю

Учителя-предметники

4

 Комментированное письмо с последующей проверкой в режимах “взаимоконтроль” или “самоконтроль”.

5 - 9

1 раз в неделю

Учителя-предметники

5

 Работа по индивидуальным карточкам.

5 - 9

Каждый урок

Учителя-предметники

6

 Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

5 - 9

На каждом уроке

Учителя-предметники

7

 Корректурная проба (выработка умения видеть букву)

7 - 8

Каждый урок

Учителя - предметники

8

 Использование зрительного ряда (таблицы, схемы, опорные конспекты, памятки и алгоритмы, тетрадь для правил, индивидуальная папка учащегося) по трудноусваиваемым темам.

5 - 11

Каждый урок

Учителя - предметники

9

 Занимательные задания и упражнения.

5 - 9

Каждый урок

Учителя - предметники

10

 Предупредительные (диагностические) диктанты.

Все классы

Перед итоговым контролем

Все учителя - предметники

11

 Совместная работа на уроке учителя со всеми учащимися, когда каждый произносит, пишет или читает вслух или про себя со своей индивидуальной скоростью.

7 - 8

1 – 2 раза в неделю

Учителя - предметники

12

Самоподготовка учащихся в группах.

5 - 11

Еженедельно

Классные руководители

13

 Дополнительные консультации по работе с отстающими

5 - 11

Еженедельно по расписанию дополнительных занятий

Все учителя - предметники

Руководитель МО                   Н.И.Реховская

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ

Приложение 1 (к п.1 плана)

Виды словарной работы на уроках русского языка в 8а классе.

Последовательность работы над новым словом. Для качественного усвоения новых слов имеет значение определѐнная последовательность в работе:

1) восприятие слова на слух;

2) выяснение его лексического значения;

3) зрительное восприятие слова (первичное по карточке);

4) вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласных или других орфограмм, которые нужно запомнить;

5) деление слов на слоги и для переноса;

6) запись слова в тетрадь с подчѐркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить;

7) подбор родственных слов, запись их с подчѐркиванием нужной орфограммы;

8) составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом;

9) запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем).

При запоминании правописания словарных слов необходимо проговаривать их чѐтко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая по слогам, учитель пишет слово, разделяя его на слоги. При изучении правописания словарных слов приѐм проговаривания является основным в работе. Уместно проводить хоровое произнесение слова по слогам, как при изучении правописания слов, так и при повторении. В работе со словарными словами можно использовать индивидуальные словарики, изготовленные самими учащимися. В них необходимо соблюдать такие правила записи:

На каждой строчке пишется только одно слово;

Каждое слово пишется с прописной буквы;

Запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм (карандашом другого цвета).

Рядом пишется это же слово, разделѐнное на слоги.

Для закрепления изученных слов можно использовать и такие виды работ, как :

1. картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты "Проверяю себя", устный диктант, контрольный диктант; 2. загадки;

3. дописывание стихотворений словарными словами;

4. подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой;

5. запись пропущенных букв и составление предложений со словами;

6. запись слов по темам, видовым признакам;

7. определение словарных слов в предложениях, стихотворениях;

8. преобразование слов;

9. этимологические справки по изучаемым словам;

10. работу с орфографическим словарѐм.

Для выработки навыка правописания словарных слов можно использовать работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы.

1. На доске написаны слова с пропущенными безударными буквами. Учитель показывает на место гласной, обучающиеся поднимают карточку с нужной гласной.

2. Учитель показывает обучающимся карточку с гласной, обучающиеся называют слова, в которых она пишется.

3. Учитель называет слова с безударными непроверяемыми гласными, обучающиеся поднимают карточки с нужными гласными. Можно проводить комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий за первой партой. Он называет любое изученное слово, объясняет значение (если затрудняется, то на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. Все записывают это слово в тетрадях, проставляя ударение, подчѐркивая гласную. И так каждый ученик по очереди называет своѐ слово.

Иногда дети обмениваются тетрадями, проверяют написанные слова. Можно составить вопросы, ответом на которые является словарное слово. В 6 классе, например, изучается слово гербарий. Вопрос: как вы называете засушенные растения? Или: как вы называете тех, кто живѐт рядом с вами? (соседи). Как называют дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе). Садовые ягоды чѐрного цвета? Как называется кисломолочный продукт? (кефир). Чтобы вызвать интерес к словарной работе, можно предложить найти "потерявшийся" слог: …чина, ( мужчина ), ..женер ( инженер ), собрать слоги: та, пла., не ( планета ), ном, гас, тро ( гастроном ), найти "выпавшие" гласные: ( п.чт.ль.н, бл.г.д.р. – почтальон, благодарю), выписать по 5-6 слов из словарика на указанную букву. Так, в 8 классе у учащихся получается примерно следующая запись: К г Э Клиент гражданин экватор Коловорот гарнитур элеватор Километр гастроном экскаватор Кабинет государство электричество Континент галантерея эскалатор.

Можно провести игру "Знаешь ли ты птиц и зверей?". Ещѐ до урока на доске рисуются клетки и вписываются в них некоторые буквы искомого слова, называющего какого – либо зверя или какую – либо птицу. По этим буквам и клеткам учащиеся должны определить, какое слово следует вписать: .оро… (воробей ) .оло… ( соловей ) .оро.. ( сорока ) …ица (лисица) .е..е.ь (медведь) .лень (олень) В данном случае клетки заменены точками. В 8-9 классах ученики могут работать с орфографическим словарѐм. При этом им необходимо хорошо знать алфавит. Обучая записывать словарные слова в алфавитном порядке, необходимо объяснить, что при размещении слов, которые начинаются с одной буквы, надо смотреть на вторую и последующие буквы. Учащиеся упражняются в нахождении слов по орфографическому словарю. Эта работа очень сложная и требует на первых порах терпения и большой помощи учителя. Демонстрационные карточки со словарными словами используются очень часто. В каждом классе свой набор карточек. Их можно использовать как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае орфограмма в слове закрывается, а ученики называют еѐ. Нравится обучающимся работа с сигнальными карточками, на которых написана одна буква, представляющая орфограмму в данном слове. Учитель называет слово, а обучающиеся поднимают карточки с нужной буквой. Такой вид словарной работы позволяет учителю дать на закрепление большее количество слов и проверить знание словарных слов сразу всех учащихся, а также спланировать индивидуальную работу с теми детьми, которые не усвоили какие – то слова. Эффективной при закреплении изученных слов является игра "Ответственный". Игра проводится следующим образом. От каждого ряда назначается ответственный, и, таким образом, двое (или трое) учеников выходят к доске. Они записывают столбиком слова из словарика (5-6 слов) по предложенным темам, например, таким: "Дом", "Профессия", "Труд", "Школа", "Транспорт", "Родина", "Почта", "Пища", "Вещи". Если в слове допущена ошибка, раздаѐтся хлопок. Случается, ответственный не может найти ошибку, тогда ему помогает кто – то из учеников, сидящих в том же ряду, что и он. Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка. Дети любят такой вид работы, каждый стремится выйти к доске, старается быть внимательным и написать все слова без ошибок. Не менее интересной в работе над словами является игра «Кто как голос подаѐт?» Она имеет целью закрепление правописания словарных слов и развитие зрительного восприятия. На доске в столбик укрепляются таблички с названием животных, в которых пропущены безударные гласные (к.рова, с.бака, п.тух, с.рока, в.р.бей, л.гушка). Дети прочитывают несколько раз эти слова, объясняют их правописание, запоминают, в каком порядке они записаны. Затем слова закрываются, остаются видны только порядковые номера. На отдельных карточках записаны слова – действия (мычит, лает, кукарекает, стрекочет, чирикает, квакает). По вызову учителя ученик берѐт карточку с написанным на ней словом, обозначающим действие, и укрепляет рядом с соответствующим словом, обозначающим предмет. Здесь могут произойти смешные ситуации, которые дети охотно исправляют. Эта игра может использоваться при изучении тем "Нераспространѐнные предложения" и "Части речи". В 5-6 классах широко используются игры с целью активизации словаря, закрепления слов. Игра «Кто больше?» Учитель предлагает за определѐнный промежуток времени записать по памяти как можно больше слов из словаря. По сигналу учителя ученики приступают к работе. Выигрывает тот, кто успеет без ошибок записать большее количество слов.

Игра "Эстафета". У каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке слово из словаря и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок на эстафете первым попадѐт на учительский стол. При этом нужно соблюсти следующие условия: слова не должны повторяться, не должно быть ошибок (ученики имеют право исправлять и свои ошибки, и ошибки товарищей по ходу работы).

Выборочные диктанты проводятся следующим образом. Из прочитанных учителем предложений выписать словарные слова: Хирург выписал больному рецепт. Лекарство покупают в аптеке. Паспорт является документом каждого гражданина. Население села Каралит составляет три тысячи человек. Бабочки, мухи, комары, пчѐлы – насекомые. У больного высокая температура. Наша Земля – голубая планета. Ученики 7 класса выписывают следующие слова: хирург, лекарство, паспорт, документ, население, насекомое, температура, планета. Можно дать предложения, в которых требуется дописать слово. Например: У ученика красивый…(почерк). На … (стадионе) спортсмены играют в футбол. Скорый поезд подошѐл к …(платформе). У больного высокая …(температура). Собака услышала…(хозяина) и перестала лаять.

Следующий вид работы: вывешивается картина, а ученики по еѐ содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например, по картине на тему «Город» можно записать следующие слова: асфальт, тротуар, электричество, машина, трамвай, троллейбус, автомобиль, берѐза, велосипед, гастроном, милиция, население, продавец, спектакль, стадион, универмаг, экология. (В зависимости от класса).

Можно закреплять словарные слова с помощью приема «Фотоглаз», который часто применяют учителя на уроках чтения. За короткое время ученики должны "сфотографировать" столбик слов, записанных на доске, а затем воспроизвести их. Например: аллея абонемент Береза бандероль Дорога гарнизон Календарь дубликат Горизонт иждивенец Интересный катастрофа Богатство ликвидация Правительство образование Использование этого приема помогает детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты в обучении хорошие. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти, развивает орфографическую зоркость.

Приложение 2 (к п.2 плана)

Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.

Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.

Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.

Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.

Приложение 3 (к п.6 плана)

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

Упражнение «Найди спрятанное слово»

Задание 1А. Внимательно просматривай строчки с буквами и найди среди них слова и подчеркни их:

пример:

П Т Р Х Ь Ы В А П Л М Е Т Е Л Ь Д О В А Р Т М П О П А Р У С Р О А Р М О

М Ы Б П Р Х Л О Д К А К Р Г Д О Я Г О Д А Ч В Ч А С Ы Ю Ш Щ Р Ж М Р О

К А П Ю Ш О Н И М П В П З В Е З Д А К А Н И О Ч К Р А С К И В Ю И М Ы В Е Т Г Щ Э Ш Ы Я Б Л О К О Л П К А П Е Ф К Г Ш Д Е Ы М О Л О К О М К

Р Ю Т Р А М В А Й О М Б О А Р В Ю И К А М Е Н Ь М Ж Т П К Д Е Р Е В О С

Р Д П Т Д Б Л В А Ч А Й Н И К О Я П Л Ю В А О И П А П Р Е Л Ь Р М Р О Б П

П К П А Л Ь Т О Н Г С И Щ Ж Ш Л А С Т И К Р Н М Ь М У З Ы К А Б Т Б П

Л Щ В А К О В Ё Р Д И Ы Т А Н Е Ц Г Л Т Л О Ш А Д Ь Р Б Т О Б Л А К О П

(в задании 1А – 20 слов)

Задание 1Б.

В Д А Л Ы Р В Р А Д О С Т Ь А Л Ю Г Ы Т Р Д К С О Л Н Ц Е Ш Ф П Е И М Е Н Ч П К Б О Т И Н О К Ы Ц Р К Ы У И М А С К С Т Н Г Н Ь Щ К А М Е Н Ь З Г Ы Ш К А Ф С О Ш Г Ш Т И Р У Ч Е Й Е Г Л М К Л Н Г К Е Т Р А В А Ь Ш Щ Ж О И Т Ж П А Р О В О З Ы М Р Н И Ж Ы П О Р Т Ф Е Л Ь Г Ш Р Ж М Щ И М Л О Д К А Ф У Г Ж Ф Щ С А М О В А Р Н Н П Б Щ Ш П О Р О С Ё Н О К Г Е М К Ш Л Я П А Е Н Г В К О П М Е Б Ь С К Р Е П К А Г Ш Щ Б Ю О Ш О З Н О Т Л Р И Н А Е К С К Н И Г А Е К В Р П Ы Щ Н Ш О Т К Р Ы Т К А Т Н П Ж Б Л Ю Д Ц Е Ш О Б Щ Ж Ш О П К Л У Б О К А Е К Ф Д Ш Ц У Г Ь Р Ж М Щ Ы С О Б А К А К Н Н Т О Г Щ Л Д Р Б Щ Х З Д Ш Т Е Л Е Ф О Н К Ь Е Г Ш

(в задании 1Б – 20 слов)

Приложение 4 (к п.7 плана)

Корректурная проба

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Процедура эксперимента.

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор (учитель) дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». (Для работы можно использовать старые книги). Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования).

Приложение 5 (к п.9 плана)

Упражнение № 1

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б)и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?

Упражнение № 2

Прочитайте слова один раз:

палисадник, дифирамб, канцелярия, экспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон, проект, компонент.

Закройте их, ответьте на вопросы.

1) Сколько всего слов? 2) Сколько слов начинается с буквы э ? 3) Какое было первое и последнее слово?

4) Между какими словами находится слово «жакет» ?

Упражнение № 3

1. Прочитайте предложение. Закройте его, запишите его по памяти.

1)Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок. Послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн.)

2) Серебряные паутины сверкали на солнце; золото и багрянец опавших листьев покрыли дороги и прогалины леса; калина и рябина огнились своими гроздьями. ( К.С.Петров – Водкин.)

3) В осеннюю ненастную ночь румяный инженер объехал полгорода, разыскивая дешѐвые цитрусовые, но ничего не нашѐл и приобрѐл никому не нужные финики.

2. Запишите по памяти через 30 минут.

За каждое правильно написанное слово – 1 балл, за пропущенное слово – 0 баллов, за слово с ошибкой или неправильно написанное слово – 1 балл. Сколько баллов вы набрали?

Упражнение № 4

Вставьте , где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово ( оно отличается написанием ).

1) Ш…в, ш…рох, ш...к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол;

2) щ…тка, ш…ба, ш…м, параш…т, ш…стрый, ш…т;

3) мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;

4) с…ѐм, под…ѐм, соб…ѐм, об…ѐм;

5) ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

Упражнение № 5

Вставьте пропущенные буквы, где это нужно, или раскройте скобки. Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

1) Покл…няться, пог…рельцы, сл…гаемое, оз…рѐнный;

2) бе…вкусный, во…стание, и…жарить, ра…хвораться, ни…падать, …делать;

3) пр…ступить, пр…дать, пр…клоняться, пр…остановиться, пр…зирать;

4) француз…кий, абхаз..кий, кавказ…кий, скольз…кий, киргиз…кий.

Упражнение № 6

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд:

кол…чество, бес…чѐтный, повсемес…но, юн…ый, пр…пятствие, скошен…ый, оч…рование.

Какое слово получилось?

Упражнение № 7

Прочитайте слова.Закройте их. Запишите по памяти.

 1. Строить, клеить, удвоить, утроить, успокоить, усвоить, стоить.

2.Сеять, румяный, эффект, багаж, президент, шов, сочетание.

Слова первой или второй части упражнения вам было легче запомнить?

 

 



Предварительный просмотр:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Неделя русского языка проводится в седьмых классах (в рамках урока и внеурочного времени).

По результатам проведения мероприятий определяются победители: активные ученики каждого класса, а также класс, учащиеся которого набрали максимальное количество баллов.

В конце недели вручаются грамоты:  лучшему классу на параллели, а также отличившимся ученикам каждого класса.

День недели

Продукт дня

Понедельник – день публицистического стиля

1) газета (выполняется дома)

Вторник – день художественного стиля

2) конкурс авторских произведений (оформляется дома);

3) викторина (выполняется на уроке) – на оценку

Среда – день разговорного стиля

4) иллюстрация к пословице или поговорке (выполняется дома);

5) загадки (придумываются дома);

6) отгадки загадок (отгадываются на классном часе);

7) викторина – на оценку

Четверг – день научного стиля

8) этимология одного слова (ответ на оценку)

9) этимологическое задание повышенной сложности (выполняется дома)

Пятница – день официально-делового стиля

10) Свод законов жизни класса (выполняется дома)


КАК ЗАРАБОТАТЬ «ПЯТЕРКУ» НА НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА?

1) Газета (понедельник) и «Свод законов жизни класса» (пятница) оцениваются в 6 баллов: оформление – 3 балла,

              язык (соответствие стилю, отсутствие ошибок) – 3 балла.

Требования: газета оформляется на ватмане,

                      «Свод законов жизни класса» - на альбомном листе (их может быть   несколько, они должны быть скреплены).

Каждый из участников (принимающего участие в выполнении коллективного задания) получает то количество баллов, в которое оценено задание.

Например: если газету оценили в 5 баллов, писали ее 3 человека, то каждый человек получает по 5  баллов.

2) Авторское произведение (вторник) оценивается в 3 балла.

Требования: аккуратное оформление на альбомном листе.

3) Викторина (вторник, среда).

Требования: пишут все обязательно, на оценку (каждая викторина – на оценку),

                      при выполнении тестовых заданий необходимо обосновывать свои ответы, иначе они не будут засчитаны.

Каждое задание оценивается в 1 балл, особо сложные задания – в 2 балла.

4) Иллюстрация к пословице или поговорке (среда) оценивается в 3 балла.

Требования: выполняется дома на альбомном листе,

                      один человек выполняет один рисунок,

                      на рисунке не должно быть никаких написанных текстов (букв, цифр),

                      рисунок должен быть таким, чтобы по нему легко было узнать пословицу или поговорку,

                      на оборотной стороне листа написать свою фамилию и пословицу или поговорку,

                      пословица или поговорка предлагается учителем (а не выбирается самостоятельно).

5) Загадки (среда) оцениваются в 2 балла каждая.

Требования: в стихотворной форме (не менее двух строк),

                      написать на любом листке аккуратным почерком,

                      сдать учителю на проверку,

                      их может быть несколько – от одного человека.

6) Отгадывание загадок (среда) оценивается в 1 балл за каждую отгаданную загадку.

7) Этимологическое задание (четверг) оценивается в 1 балла за каждое слово; за ответ у доски – оценка.

Требования: участникам предлагаются слова,

                      аккуратно написать на листе бумаги,

                      сдать учителю на проверку,

8) Этимологическое задание повышенной сложности (четверг) оценивается в 2 балла.

Требование: ответить письменно,

                      объяснить, обосновать свой ответ.

9) Задания, выполняющиеся дома (газета, авторское произведение, иллюстрация к пословице или поговорке, загадка, этимологическое задание и этимологическое задание повышенной сложности), выдаются участникам накануне.

Например: пословицы и поговорки, которые необходимо нарисовать, будут предложены во вторник. Они должны быть сданы в среду.

10) Самый активный участник – принявший участие в большинстве конкурсов (в каждом классе) получит приз!!!

11) В конце недели суммируется количество баллов за все задания. По количеству баллов будут выставлены оценки:

47 баллов и выше – «5»,

35-46 баллов – «4»,

20-45 баллов – «3»,

11-20 баллов – «2»,

0-10 баллов – «1».

Обратите внимание!!! 

За неделю каждый может получить 4 «пятерки»:

  • за викторину во вторник;
  • за викторину в среду;
  • за рассказ об этимологии в четверг;
  • общая оценка по итогам недели.

             Желаем удачи!!!


ВИКТОРИНА ВО ВТОРНИК

Задание 1: соотнести художественных героев, произведения и автора

Роза

Савелий Никитич

Квазинд

Светлана

Илья Муромец

Троекуров

митрополит Алексий

Андрий

Тильтиль

Змей

«Дубровский»

«Тарас Бульба»

«Сказания о хождении киевских богатырей в Царьград»

«Синяя птица»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Маленький принц»

«Мореход Никитин»

«Песнь о Гайавате»

«Светлана»

«Житие Сергия Радонежского»

Экзюпери

Гоголь

Пушкин

Бестужев-Марлинский

Лонгфелло

Жуковский

Метерлинк

Ермолай-Еразм

-

-

Задание 2: соотнести первую часть пословицы и вторую ее часть

Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

Глаза страшат, того не вырубишь топором.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

Пуганая ворона дороже денег.

Глаза боятся, да уму учат.

Что написано пером, а руки делают.

Была бы шея – кобыле легче.

Уговор и куста боится.

Задание 3: объяснить своими словами значение фразеологизмов

Кисейная барышня

Вешать лапшу на уши

Бить себя в грудь

Набивать себе цену

Камень в мой огород

Ставить шпильки

Яблоко раздора

Ахиллесова пята

Сжигать мосты

Чаша терпения

Вилами на воде писано

Бабушке глухой расскажешь

Навострить лыжи

Схватывать на лету

Строить глазки

Быть у всех на устах

Уступать пальму первенства

Переливать из пустого в порожнее

Из огня да в полымя

Гадкий утенок


СРЕДА

Задание 1: иллюстрация к пословице

Здоровье дороже богатства.

Лето собирает, зима съедает.

Око видит далеко, а мысль еще дальше.

Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое.

Гроша ломанного не стоит.

Горячее сырым не бывает.

Обещанного три года ждут.

Муж да жена – одна сатана.

Выше головы не прыгнешь.

Береженого бог бережет.

За что боролись, на то и напоролись.

«Спасибо» в карман не положишь.

И в воде не тонет, и в огне не горит.

Язык мой – враг мой.

Наврал с три короба.

Делить шкуру неубитого медведя.

Незваный гость хуже татарина.

Кто про что, а немытый про баню.

Дырка от бублика.

Язык до Киева доведет.

Дело мастера боится.

Как аукнется, так и откликнется.

Волка ноги кормят.

Своя ноша не тянет.

Он на этом собаку съел.

Копейка рубль бережет.

На безрыбье и рак рыба.

Строить глазки.

Дурак завяжет, и умный не развяжет.

Ум за разум заходит.

Откладывать в долгий ящик.

Задание 2: викторина

1. Серый волк придумал несуществующее слово рочь и спросил у трех поросят, что это за часть речи.

Ниф-Ниф сказал: «Это существительное женского рода».

Нуф-Нуф сказал: «Это существительное мужского рода».

Наф-Наф сказал: «Это глагол».

Кто из поросят точно неправ?

(А) Ниф-Ниф;                 (Г) Ниф-Ниф и Нуф-Нуф;

(Б) Нуф-Нуф;                 (Д) Нуф-Нуф и Наф-Наф.

(В) Наф-Наф;

2. К какой из этих пар можно добавить еще хотя бы одно существительное?

(А) сила – лиса;              (Г) грот – торг;

(Б) стук – куст;              (Д) сорт – трос(-рост);

(В) клоп – полк;

3. Иногда одно и то же слово можно понять и как существительное, и как глагол. Например: день (день недели, день это куда-нибудь). Все перечисленные ниже слова, кроме одного, обладают таким же свойством. Найдите это «лишнее» слово.

(А) гладь;    (Б) рань;    (В) три;    (Г) лишай;    (Д) попугай.

4*. Даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык:

гакусей-га ёму                                     “студент читает”

сэнсэй-га о-каки-ни нару                    “учитель пишет”

мусуко-га каку                                     “мальчик пишет”

бутё-га о-ханаси-ни нару                   “начальник говорит”

Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?

(А) гакусей-га ханасу, бутё-га ёму;

(Б) гакусей-га о-ханаси-ни нару, бутё-га о-ёми-ни нару;

(В) гакусей-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму;

(Г) гакусей-га ханасу, бутё-га о-ёми-ни нару;

(Д) гакусей-га ханаси, бутё-га о-ёму-ни нару.

5. Напишите цепочку слов, чтобы превратить МУХУ в СЛОНА. За один ход можно заменять одну из букв на любую другую и при этом менять порядок букв в слове. Каждое из слов в цепочке должно быть реально существующим, а не выдуманным.

МУХА – ……… – СЛОН

6. Не называя ни чисел, ни названий дней недели, перечислите любые пять подряд идущие дня недели.

Ответ: позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра.

________________________________________________________

*- задание повышенной сложности.


ЧЕТВЕРГ

Задание 1: посмотреть этимологию предложенного слова (по словарю), рассказать одноклассникам

Бюро

(Баба)-яга

Глаз

Кощей

Медведь

Рубль

Алфавит

Кикимора

Апельсин

Бабочка

Банка

Белобрысый

Белокурый

Глина

Год

Немец

Гостинец

Жимолость

Крахмал

Кремль

Кролик

Крыло

Растяпа

Панцирь

Ребенок

Дитя

Кошелек

Мещанин

Мех

Неуклюжий

Творог

Задание 2*:  посмотреть по словарю этимологию слов, указать, какие из слов исторически являются родственными

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вручение грамот ученикам по номинациям:

  1. «Самый любознательный в области этимологии слов»
  2. «Самый загадочный человек___класса»
  3. «Знаток художественной литературы и народно-поэтической речи»
  4. «Самый сообразительный в области грамматики»
  5. «Самый классный создатель классного кодекса»
  6. «Самая лучшая иллюстрация к пословице»