Система оценивания образовательных достижений

Реховская Надежда Ивановна

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

Для оценивания образовательных результатов используется платформа "Google Формы".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание.  

Результаты исследований о формирующем оценивании

Выступление на МО Реховская Н.И.

Январь, 2018

Интеграция формирующего оценивания в обучение создает сложности и для учителей и для учеников. Стоит ли она того? Исследования дают определенный ответ: Да, стоит.
В 1998 году Блэк (Black) и Виллиам (William) проанализировали 21 исследование и около 580 статей или разделов книг о влиянии формирующего оценивания на достижения учащихся. Они выяснили, что "инновации, направленные на внедрение практики формирующего оценивания, ведут к значимым и существенным результатам обучения" В своем анализе они оценивают силу влияния по шкале от 0.4 до 0.7, этот показатель превосходит показатели влияния большинства учебных мероприятий.
Стиггинс (Stiggins) (2004) подтверждает эти выводы заключением о том, что эффективное оценивание класса может вызвать абсолютный рост средних квадратических отклонений в показателях тестирований - результат сравнимый с результатами индивидуальных занятий. Хотя формирующее оценивание повышает успеваемость всех учащихся от садика до колледжа (Black и др., 2003), исследования показали, что для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь, оно оказывается наиболее полезным (Black и William, 1998).
Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.
Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через 
дифференцированное обучение
Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки 
самостоятельного обучения.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток.

Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу. Нужно отметить несовершенство системы контроля и оценивания успешности школьников. Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Вместо отметок учителя «выставляют» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли геометрические фигурки с разным значением…, а сам ребёнок «остаётся не у дел». Ну а со второго класса начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причём, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы. Во первых, интерес к школе падает, во-вторых, ребёнок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям, в третьих, появляются обиды, страхи. Избежать многих стрессовых ситуаций не только для учеников, но и для педагогов можно при альтернативной системе контроля и оценивания. Но исторически сложившаяся оценочная система баллами мешает развитию личности учащихся. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они решали все, противоречия, связанные с контролем и оценкой действий учащихся? Должна быть специальная система оценивания, предусматривающая вариативность начального образования. Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс.

Формирующее оценивание- оценивание для развития

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего

оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы  показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Списывание

2

Определение частей речи

3

Выделение грамматической основы

4

Нахождение корня слова

5

Нахождение проверочных слов

 

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

.

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

8.Я выполнил работу над ошибками

.

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: 

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

 





Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делаю на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС.

Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.

Другие виды оценивания

Открытый экзамен, проекты

Оценивание при участии обучающихся

Сотрудничество

Оценка процесса

Учебные результаты

Оценивание умений, способностей, компетенций

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание модуля

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность учения

Формирующее оценивание

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;  сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Инновационные оценочные средства и формы

  • портфолио;
  • кейсы;
  • контекстные задачи;
  • междисциплинарные экзамены;
  • компетентностно -ориентированные тесты;
  • ситуационные задания.

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

 

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

 

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Правильно ставит вопросы

 

•планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

 

Способен разрешать конфликты

 

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет:  выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

•планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с

использованием норм;

 

Способен разрешать конфликты

 

•предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет:  выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

•планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Способен разрешать конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Способен управлять

поведением партнёра

 

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

• тормозить ненужные реакции.

 

 

Оценка «5»

Пониженный уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 Ученик умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

Развитие речи контролируемой и управляемой

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

 

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 

 

 

Оценка «2

Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Умение пользоваться теоретическим материалом учебника

Ученик не способен

планировать совместную

деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций

Оценка «1»

Оценка лабораторной работы:

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность ставить

цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Правильно ставит

вопросы

• планировать,

контролировать

 

Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность

Ученик планирует

сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

практические операции

и управлять ими

Правильно ставит

вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 

Способен разрешать

конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

 

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет:

• выбирать средства для

организации своего

поведения;

Способность выдвигать

гипотезу и проверять её

достоверность, а также

прогнозировать

результат

Ученик планирует

сотрудничество с

учителем и

сверстниками

• запоминать и

удерживать правило,

инструкцию во времени;

Способность делать

предметом анализа и

оценки собственные

Правильно ставит

вопросы практические операции

и управлять ими

• планировать,

контролировать и

выполнять действие по

заданному образцу,

правилу, с

использованием норм;

Развитие способности

анализировать

полученный результат

Способен разрешать

конфликты

• предвосхищать

промежуточные и

конечные результаты

своих действий, а также

возможные ошибки;

 

Способен управлять

поведением партнёра

• начинать и

заканчивать действие в

нужный момент;

 

Умеет с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

• тормозить ненужные

реакции.

 

 

Оценка «5»

Пониженный уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет:

• выбирать средства для

организации своего

поведения;

Способность выполнять

работу по цели,

поставленной учителем,

отвечать на вопросы.

 

Ученик планирует

сотрудничество с

учителем и

сверстниками

 

• запоминать и

удерживать правило,

инструкцию во времени;

 

 

Оценка «2»

Низкий уровень достижений  метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

• запоминать и

удерживать правило,

инструкцию во времени;

 

Не способен проводить

работу без посторонней

помощи

 

Ученик не способен

планировать

совместную

деятельность, не умеет

избегать конфликтные

ситуации

Оценка «1» 

Оценка выполнения тестовых заданий

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.

При оценивании предметных результатов учитываю, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».



Предварительный просмотр:

     

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

в условиях ФГОС ООН

Подготовила

Реховская Н.И.,

 учитель русского языка

 и литературы

31 августа 2019 года

      В предстоящем  2015-2016 учебном году  перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе,  возникает необходимость перейти на стандарт нового поколения. В нашей школе, так же как и в других школах,  по новым стандартам  работала начальная школа, а учителям среднего звена  только предстоит эта работа. Однако, я и мои коллеги среднего звена также стали  строить некоторые рабочие и открытые  уроки или отдельные их  фрагменты по-новому,  в соответствии со стандартами ФГОС, которые требуют, чтобы вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании вышли системно-деятельностный подход,  формирование у обучающихся умения учиться.  И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). 

      Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”. (Слайд 2)  Ученик  обучается умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения  новых задач.  (слайд 3) На уроке должны преобладать такие действия, как: создание проблемной ситуации,  поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, при которых  знание дается не в готовом виде, а ребенок  под руководством учителя конструирует свое знание.

    Перед учителем при планировании уроков встают вопросы (Слайд 4):

- Каким образом включить ученика в образовательный процесс по ФГОС?

- Как помочь его самоопределению?

Ответ один:

-Только с помощью действия.

 Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться:

личностные и метапредметные трех видов: регулятивные, познавательные и  

коммуникативные. (Слайд 5)

Формирование УУД на моих уроках  происходит при  использовании ИКТ,  при  применении проектных технологий, при  использовании нестандартных уроков и заданий, при организации самостоятельной работы учащихся, при  словарной работе, работе с текстом, групповых формах и др. видов  работ.

Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий: деловых игр, составления кроссвордов, тестовых заданий, работы с наглядными пособиями.

 Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором  при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы презентации:  «Лексические головоломки»,  « Почему так говорят?», «Занимательная морфология». В старших классах: «Этимология фамилий и имен», «Поэты - фронтовики ВОВ», «Прямая и косвенная речь», «Неполные предложения» и др. (Слайд №6)

      Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации,  развивает у учащихся логическое мышление.

На уроках словесности и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Моими учащимися были созданы различные проекты: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты по изученным темам.( Слайд №7)

Сочинение ученицы 6 класса на тему    «Конституция - Основной Закон российского государства»  стало   лучшим в краевом конкурсе. К 70-летию со дня Великой Победы в ВОВ» мои учащиеся  принимали участие в исследовательской работе по созданию школьного Уголка Боевой Славы, писали сочинения о своих дедах и прадедах - участниках ВОВ,  о тружениках тыла и детях войны. Разыскивали сведения о бывших учениках нашей школы, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и создавали вместе со всем коллективом школы Книгу Памяти школы №11.

 Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Лермонтов на Кавказе» к 200-летию поэта, «Занимательная фразеология», «Жаргонизмы в речи школьников», «Великая Отечественная война в моей семье».

     Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию  личностных, регулятивных, познавательных действий. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

   (Слайд №8)   Формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД происходит при  использовании игровых технологий: урока -путешествия, урока-игры, викторины, урока-КВН.

На уроках русского языка используются самые различные  приемы педагогической техники,  помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи,  лингвистические сказки,  фантастическая добавка, театрализация, проблемная ситуация, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, нестандартные задания и т.д.  Приглашаю  учащихся понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.

      Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  • Различные виды  диктантов;
  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
  • упражнения с выборочным ответом,  «третий лишний» 

 Также интерактивные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели,  конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности, сформировать личностные и метапредметные УУД.

(Слайд 9)  Групповая форма работы и работа в парах обеспечивает также формирование коммуникативных и других видов УУД. Учащиеся в группе учатся  искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

В  процессе работы ребята учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Часто на уроках использую  словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

     Формированию  коммуникативных и познавательных УУД   способствует работа с текстом.  Тексты  предлагаю интересные с точки зрения орфографии, отличающиеся стилем, типом речи, лексикой, содержащие различные синтаксические конструкции,  тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову.

(Слайд 10) На стадии рефлексии  использую задания: написание лингвистических сказок по изученному материалу, составление телеграммы, памятки, теста,  инструкции, стихотворения, письма, синквейна. Такие задания помогают творчески интерпретировать информацию,  формируют умение учиться.

Можно использовать вопросы с целью: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

  • Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
  • Что осталось непонятным?
  •  Что нужно сделать ещё?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным? -
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

       Безусловно, необходимость формирования УУД очевидна, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.

С сожалением только хочется отметить, что работа учителя с введением новых стандартов становится более трудоемкой, т.к. заполнение технологических карт уроков– это дело для нас новое, непривычное и подготовка к урокам будет забирать гораздо больше времени, чем прежде.



Предварительный просмотр:

Выступление  на районном семинаре

учителей русского языка и литературы

«Возможности интегрированных уроков при формировании ключевых метапредметных компетенций в условиях внедрения ФГОС ООО »

 Дата проведения: 27 февраля 2018 года

Тема: «Проблемы преемственности школьного филологического образования»

Уважаемые коллеги!

Своё выступление я хочу начать с небольшого теста.

Вытяните,  пожалуйста,  перед собой   правую руку и положите ладонью кверху. Я буду зачитывать вам вопросы, и, если ответ на вопрос будет «НЕТ»,  вы, положа руку на сердце,  сгибаете по одному пальцу.  Итак:

  • Имеют ли ваши ученики возможность  выбирать задания на контрольной работе?
  • Проводите ли вы совместные уроки 5-6 классников и учащихся начальной  школы?
  • Используете ли вы в системе разные формы  сотрудничества? Такие как групповые, работа в парах.
  • Создаёте ли вы ситуации, в которых ребёнок  выступает в разных позициях. ( Автор, критик, читатель, учитель, консультант, эксперт, теоретик, практик, помощник)
  • Используете ли вы формы оценивания, отличные от  пятибалльной?
  • Выбирают ли критерии оценивания дети?
  • Ребёнок сам назначает сроки контроля?

Вот видите, все школьные годы  мы сами зажимаем ребёнка в кулаки, а потом говорим «ИДИ»

В выступлении Содномова Саданбала Цыденовича, преподавателя кафедры русского языка БГУ, прозвучало, что в настоящее время – Россия переживает непростой исторический период – разрушение личности. Почему народ духовно обнищал? Одна из причин этого – отсутствие преемственности: ДОУ – Н\ШК – ОСН.ШК – СТ.ШК….

Кроме того, в России самые короткие сроки обучения. Если во всем мире они составляют  12–13 лет,  то у нас, как утверждает член Общественной палаты, директор  Центра образования «Царицыно»  Е. Л. Рачевский — даже не 11, а всего лишь восемь, поскольку обучение в первом классе компенсирует нехватку дошкольного образования, в 5-м классе происходит адаптация к основной школе, в 10-м — к старшей, а 11 класс почти полностью занят подготовкой к ЕГЭ. По убеждению Е. Л. Рачевского, «12-летнее образование — это мировой стандарт... поскольку старшие классы становятся инструментом отсроченной социализации в условиях, когда на рынке труда 17-летний никому не нужен».

Мы будем говорить о проблемах преемственности  именно в области филологии, но это касается и других предметов. Слайд 1

Раз есть проблема, значит, есть причины возникновения этой проблемы. В чем же они заключаются?  Слайд 2

1-ая причина заключается в том, что отсутствует единая линия УМК. По ФГОС II поколения нынешние 5-классники как раз и имеют эту возможность. По русскому языку программа Львовой предусматривает продолжение УМК начальной школы. Также и по литературе и другим учебным предметам.

(Далее по слайду)

Каковы же возможные пути решения проблемы?

Слайд 3

Комментарий:  Так как жизнь очень занята, можно давать БЛОЧНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.  Блочная система дает право выбирать. Ребёнок должен сделать задание по выбору (по уровню сложности) и сдаёт работу 1 раз в неделю. Допустим, в начале недели получает а в конце сдает. Эффективность – потрясающая. Свободное время освобождается.

БАНК ЗАДАНИЙ  -   т.е. нужно создавать банк заданий, главная цель которого – создание мотивации для ребёнка. Многие дети хотят делать. Многие родители этому способствуют. Например, собрать все возможные диктанты, контрольные работы, которые будут проводится в четверти и выставить на сайт школы, или в электронном варианте детям раздать и пусть и родители знакомятся, и дети готовятся.

Слайд   4

Комментарий: Одной из причин было указано, что дети растворяются. Так вот, одним из путей решения предлагается разновозрастное сотрудничество.   Ребёнок приходит из детского сада. Мы, не зная уровни развития, подготовленности данного ребёнка, начинает вытачивать из него новую лопатку. 4 года мы его учим в начальной школе. В 4 классе говорим:   «Ты уже взрослый». Дети перешли в 5 класс, мы опять точим новую лопатку и говорим им «Вы ещё маленькие». И так постепенно, к 11 классу у них теряется чувство взрослости. Вот таким образом сказывается отсутствие преемственности с сада до каждой ступени школы.

 Под разновозрастным сотрудничеством понимается совместное решение учебно-познавательных задач учениками         разного возраста, в результате которого каждый из группы получает свой «продукт» от их решения        (имеется отдельная презентация).

Предлагаются типы разновозрастных уроков.

Интеллектуальный турнир

4 страны (межпредметные темы)

На следующий день остаются 2 команды и выявляется победитель

Слайд 5 – 14       (по слайдам)

Слайд 15 – 16       (по слайдам)

Заключение:

На данном семинаре затрагивалось очень много вопросов по формированию УУД (универсальные учебные действия) по русскому языку и литературе, отмечалось, что литература -  самый главный предмет в школе, который учит человека жить среди людей. В процессе анализа художественного текста ребёнок должен усвоить каким должен быть человек. Алгоритм 3 –П. Поступок – почему – последствия. Также было сказано, что над техникой чтения должны работать все учителя (и физкультуры, и рисования). Рекомендовалось учителям старших классов – предметникам –изучить стандарт нач. школы, и наоборот.

На сегодняшний день речи о прнимании художественного текста в начальной школе не должно быть, а должна идти речь о полноценном восприятии текста.

ФГОС II поколения требует от нас  нового подхода к обучению детей, которых мы не должны учить, а должны научить учиться. Какая  же   сегодня роль ученика? Да никакая. Мы ему дали роль ученика и все время заставляем находиться в этих рамках.  Пора уже дать им выход.   Тогда и не будет у нас  к средним и старшим классам   множества проблем.  

Слайд 17

Я предлагаю вашему вниманию материалы, которые имеются с курсов.



Предварительный просмотр:

Доклад: «Личностно – ориентированный урок:

конструирование и диагностика».

                                                                       Учитель русского языка и литературы Реховская Н.И.

                                                                                                               Заслушан

                                                                                                       на заседании ШМО

                                                                                                         «24»  ноября   2019 г

                                                                                                      Руководитель ШМО

Реховская Н.И.

 

      Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно – ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющие особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и само ценность субъектного опыта ребёнка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

           Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, само ценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально – педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания(познавательной личности), то личностно – ориентированное обучение исходит  из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признаётся, что в образовании происходит не просто интериоризации ребёнком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно – ориентированная педагогика.

                           Личностно – ориентированный урок.

Функция урока в системе личностно ориентированного обучения.

            Урок был и остаётся элементом образовательного процесса, но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

             Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

        Реализация личностно – ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержки.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно – ориентированного обучения в школе?

- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса – администрации, учителей, учеников, родителей.

- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

          Поэтому личностно – ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счёт обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

- учится продуктивному общению путём достижения гармонии с окружением.

              Всё это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.  

                Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные.  Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.  Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности.

      В образовании должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Её сущность выразил Амонашвили в трёх принципах педагогической деятельности: «любить детей; очеловечить среду, в которой они живут; проживать в ребёнке своё детство». Предметом педагогической поддержки становится  процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно – образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам  Б.Ц.Бадмаева: «Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель – предметник», а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий  в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально – делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно – адаптационную и деятельностно – творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком  смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребёнке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребёнка творческого начала через творчески – продуктивную деятельность с учётом мотивационно – аксиологических сторон личности.

       Цель каждого конкретного учителя в совокупном личностно – развивающем пространстве школы органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно – развивающей жизненной ситуацией воспитанника.  Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; даст совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой.  Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, создаёт условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьётся успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Диагностика эффективности урока.

Общая диагностика и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В.П. Симонову):

1.Оценка основных личностных качеств  преподавателя.

1.1.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.

1.2.Уровень педагогического и методического мастерства.

1.3.Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4.Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

1.5.Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2.Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.

2.1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.2.Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3.Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4.Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3.Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

3.1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

3.2.Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3.Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4.Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.

4.1.Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

4.2.Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.

4.3.Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работ.

4.4.Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий.

4.5.Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

4.6.Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.  

4.7.Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5.Оценка цели и результатов проведения занятий.

5.1.Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели занятия.

5.2.Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3.Степень обучающего воздействия  проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4.Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

5.5.Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

Разработка личностно – ориентированного урока для

обучающихся  5  класса по предмету русский язык.

Урок – игра «Знаете ли вы русский язык?»

         Данный урок проводился для учащихся 5 класса в рамках предметной декады русского языка и литературы.  Форма мероприятия предполагает соревнование, что развивает дух здорового соперничества.

     Игра проводится между двумя командами из 5 класса. В каждой команде по 8 человек. В игре задействованы помощники, зрители. Ведущий – учитель.

Цель: - прививать любовь к русскому языку;

- повышать общую языковую культуру;

- углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а также эффективно углублять знания учащихся в различных областях науки о языке;

- учить активизировать, совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать логическое мышление, расширять кругозор;

- воспитывать любовь к русскому языку, пробуждать гордость за него.

Оборудование: Эпиграфы, карточки с заданиями, сигнальные карточки, ДВД, музыкальное сопровождение.

Оформление: на доске – название мероприятия, карточки, эпиграфы к уроку, схемы;

- эмблемы команд.

Этапы проведения:1.Представление и приветствие команд.

2. Отборочный тур

3. Викторина «Как получить пять».

4.Конкурс «Клетка».

5. Конкурс «Меню».

6. Конкурс «Назови пару» и т.д.

 В завершении нашей игры жюри оценивает все конкурсы, подводит итоги.

Спасибо командам.  Жюри попрошу объявить свои оценки.

- Выставление оценок за игру обеим командам.  



Предварительный просмотр:

1. В каком городе родился А.П. Чехов?

а) Тула; б) Таганрог; в) Таруса; г) Тюмень.

2. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

а) Юрист; б) Учитель; в) Врач; г) Дипломат.

3. Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

а) Тарханы; б) Ясная Поляна; в) Мелихово; г) Болдино.

4. Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?

 а) «Крокодил»; б) «Ёрш»; в) «Стрекоза»; г) «Бабочка».

5. Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.

а) «Человек без сердца»; б) «Человек без желудка»; в) «Человек без селезёнки»; г) «Человек без юмора».

6. Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.И. Суриков; б) И.И. Левитан; в) О.А. Кипренский; г) В.Д. Поленов.

7. Как А.П. Чехов определил краткость?

а) Мать учения; б) Мать порядка; в) Сестра таланта; г) Сирота казанская.

8. Какой из театров Москвы носит имя А.П. Чехова?

а) Большой театр; б) Малый театр; в) МХАТ (МХТ); г) Театр «Сатирикон».
9. Премьера какой пьесы Чехова завершилась оглушительным провалом?

а) «Чайка»; б) «Три сестры»; в) «Вишнёвый сад»; г) «Иванов».
(Чехов писал, что актёры играли гнусно и гадко.)

10. Как звали героиню пьесы Чехова «Чайка»?
а) Нина Заречная; б) Нина Заморская; в) Нина Заболоцкая; г) Нина Запрудная.

11. Какая повесть есть у А.П. Чехова?
а) «Скучная история»; б) «Скучная география»; в) «Скучная биология»; г) «Скучная математика».

12. В какой пьесе А.П. Чехова прозвучала фраза: «В человеке всё должно быть прекрасно...»?
а) «Дядя Ваня»; б) «Чайка»; в) «Три сестры»; г) «Вишнёвый сад».
13.Что в известной пьесе А.П. Чехова приобрёл купец Лопахин?
а) Вишнёвый сад; б) Вишнёвое варенье; в) Вишнёвый ликёр; г) Тёмно-вишнёвую шаль.

14. Какой герой пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад» не имел права претендовать на деньги, полученные от продажи сада?
а) Раневская; б) Аня; в) Гаев; г) Трофимов. (Вечный студент.)

15. Как А.П. Чехов озаглавил одно из своих произведений?
а) «Драма на охоте»; б) «Трагедия на пляже»; в) «Ужас на пикнике»; г) «Кошмар на рыбалке».

16. Что крал чеховский «злоумышленник»?
а) Гайки; б) Шпалы; в) Рельсы; г) Паровозы.

17. Кто укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина, героя чеховского рассказа «Мастер»?
а) Котёнок; б) Щенок; в) Щука; г) Ребёнок.

18. Герои какого рассказа Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото?
а) «Мальчики»; б) «Переполох»;в) «Володя большой и Володя маленький»; г) «Случай из практики».

19. Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
а) Премудрый пискарь; б) Карась-идеалист; в) Налим; г) Акула Каракула.
(«Налим» - рассказ А.П. Чехова.)

20. Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова:
а) Уздечкин; б) Копытин; в) Коневский; г) Овсов.

21. Как звали собаку в произведении Антона Павловича Чехова?
а) Блондинка; б) Шатенка; в) Брюнетка. г) Каштанка.

22.Какой рассказ есть у Чехова?
а) «Толстый и тонкий»; б) «Высокий и низкий»; в) «Умный и глупый»; г) «Старый и молодой».

23. Как звали тонкого в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?
а) Нафанаил; б) Акакий; в) Порфирий; г) Ермолай.

24. Какой породы была собачка Анны Сергеевны, героини рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»?
а) Шпиц; б) Спаниель; в) Мопс; г) Пудель.

25. Кого Дмитрий Гуров называл «Низшая раса!» (рассказ «Дама с собачкой»)?
а) Слуг; б) Женщин; в) Нищих; г) Жену.
 

26. Какие предметы из дерева делал тонкий в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?
а) Дудочки; б) Портсигары; в) Мебель; г) Игрушки.

 27. Учителем какого языка был Беликов, главный герой рассказа «Человек в футляре»?
а) Немецкого; б) Латыни; в) Греческого; г) Немецкого.

28. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
а) Хамелеон; б) Собака; в) Лошадь; г) Свинья.
29. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
а) Ионыч; б) Катионыч; в) Электроныч; г) Протоныч.



25. О каком герое рассказа Чехова идет речь: «Я не мужик, … отставной каптенармус, в Варшаве служил, в штабе-с, а после того, изволите знать, как в чистую вышел, был в пожарных-с, а после того по слабости болезни ушел из пожарных и два года в мужской классической прогимназии в швейцарах служил...»?
а) Ионыч; б) Лопахин; в) Пришибеев; г) Башмачкин.

 

27. Кому посвящён чеховский рассказ "Припадок"?

а) В.М. Гаршину; б) П.П. Ершову; в) Н.Г. Чернышевскому; г) А.А. Фету.

(Написан сразу же после его трагической гибели.)
 

28. Чулок какого цвета фигурирует в названии рассказа Чехова (как символ глупой, необразованной женщины)?

а) Синий; б) Чёрный; в) Белый; г) Розовый.

("Розовый чулок".)

 

29. Какой из рассказов Чехова имеет подзаголовок "уголовный рассказ"?

а) "Шведская спичка"; б) "Лошадиная фамилия"; в) "Мальчики"; г) "Злоумышленник".

30. Кому из обитателей палаты №6 в одноименном рассказе разрешалось выходить из флигеля и больничного двора на улицу?
а) Моисейке; б) Громову; в) Сортировщику; г) Паралитику.

31. Сестры с каким именем не было среди героинь чеховских «Трёх сестёр»?
а) Мария; б) Анна; в) Ирина; г) Ольга.

* Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка»;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
(«Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

* Какое из этих произведений написано Антоном Чеховым?
а) «Налим»;
б) «Человек-амфибия»;
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
г) «Царь-рыба».
(«Человек-амфибия» принадлежит перу А.Р. Беляева, «Сказка о рыбаке и рыбке» – перу А.С. Пушкина, «Царь-рыба» – В.П. Астафьева.)

* Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?
а) В Лапландию Деду Морозу;
б) В Кремль царю;
в) На деревню дедушке;
г) В город бабушке.

* Кому написал письмо литературный герой Ванька Жуков?
а) Бабушке;
б) Дедушке;
в) Папе;
г) Чехову.
(Константину Макаровичу.)

* В ночь перед каким праздником Ванька Жуков написал письмо дедушке в рассказе А.П. Чехова?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Крещение.

* Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?
а) Макар Константинович;

б) Константин Макарович;
в) Фёдор Петрович;

г) Пётр Макарович.

* Назовите чеховский рассказ о несчастном ревматике.
а) «Сапоги»;
б) «Случай из практики»;
в) «Хирургия»;
г) «Припадок».

* В какой пьесе А.П. Чехова герой обращался к шкафу с эпитетом «многоуважаемый»?
а) «Дядя Ваня»;
б) «Вишневый сад»;
в) «Три сестры»;
г) «Чайка».

*
* Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.

* Какую фамилию носил главный герой рассказа «Ионыч»?
а) Туркин;
б) Старцев;
в) Епиходов;
г) Гаев.

 

* Где Алёхин попрощался с Анной Алексеевной (рассказ «О любви») навсегда?
а) В саду;
б) В купе;
в) В театре;
г) В суде.

* Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
а) Отец;
б) Дядя;
в) Племянник;
г) Брат.
(Михаил Александрович Чехов.)

* Какое произведение Чехова послужило основой для кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»?
а) «Драма на охоте».
б) «Дама с собачкой».
в) «Свадьба».
г) «Три сестры».

* Сколько российских городов названы в честь А.П. Чехова?
а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.

* Кто из чеховских персонажей был «вечным студентом»?
а) Лопахин;
б) Гаев;
в) Трофимов;
г) Фирс.

* На какой остров предпринял путешествие А.П. Чехов для изучения быта каторжников?
а) Валаам;
б) Сахалин;
в) Ольхон;
г) Шикотан.

* Как называется одна из ранних пьес А.П. Чехова?
а) «Иванов»;
б) «Петров»;
в) «Сидоров»;
г) «Николаев».

* Героини какой пьесы А.П. Чехова беспрестанно хотели в Москву?
а) «Иванов»;
б) «Дядя Ваня»;
в) «Три сестры»;
г) «Вишнёвый сад».

* Какое из этих произведений принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Три товарища»;
б) «Три толстяка»;
в) «Три сестры»;
г) «Три мушкетёра».

* Какое из этих «строений» создано пером А.П. Чехова?
а) «Хижина дяди Тома»;

б) «Домик в Коломне»;
в) «Кошкин дом»;

г) «Дом с мезонином».

* Именем какого мифологического существа А.П.Чехов назвал свой рассказ, в котором повествуется о секретаре суда, сводившего с ума голодных судейских чиновников рассказами о различных лакомых блюдах?
а) «Сирена»;
б) «Кентавр»;
в) «Сфинкс»;
г) «Ехидна».

 

* Какую оперу смотрел Червяков в бинокль, перед тем как чихнуть на лысину статского генерала Бризжалова («Смерть чиновника»)?
а) «Вольный стрелок»;
б) «Корневильские колокола»;
в) «Проданная невеста»;
г) «Травиата».

* Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя… Кого?
а) Раба;
б) Шута;
в) Врача;
г) Интеллигента.

* Как называется и рассказ Антона Чехова, и балет Валерия Гаврилина с участием Екатерины Максимовой?
а) «Анюта»;
б) «Ася»;
в) «Лиза»;
г) «Катерина».

* У Чехова в рассказе «После бенефиса» имеется такая фраза: «Житья нет от краснокожих». Назовите этих краснокожих.
а) Индейцы;
б) Курортники;
в) Клопы;
г) Божьи коровки.

* По мнению А.П. Чехова водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит?
а) Брови;
б) Зубы;
в) Серебро;
г) Репутацию.

*

* Герой «Скучной истории» Чехова, занимался этим от нечего делать. Чем же?
а) Передразнивал прохожих;
б) Зубрил таблицу умножения;
в) Читал вывески справа налево;
г) Считал ворон.

* Как подписывался герой рассказа Чехова «Мальчики»?
а) Монтигомо Ястребиный Коготь;
б) Зорро;
в) Фантомас;
г) Граф Монте-Кристо.

* В чеховском рассказе «Хирургия» подробно описываются муки дьячка Вонмигласова, которому удаляют… Что?
а) Бородавку;
б) Зуб;
в) Аппендицит;
г) Занозу.

* Закончите фразу А.П.Чехова: «Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского...»
а) Худеют;
б) Умнеют;
в) Глупеют;
г) Богатеют.

* Как называется фильм, снятый Н.С. Михалковым по произведениям А.П. Чехова?
а) «Раба любви»;
б) «Неоконченная пьеса для механического пианино»;
в) «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»;
г) «Утомлённые солнцем».

* Как звучал один из псевдонимов А.П. Чехова?
а) Отец моего сына;
б) Дед моего внука;
в) Брат моего брата;
г) Муж моей жены.

* Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А. П. Чехова «Каштанка»?
а) Кузнецом;
б) Столяром;
в) Дрессировщиком;
г) Врачом.

* Как называется комедия А.П. Чехова?
а) «Леший»;
б) «Водяной»;
в) «Домовой»;
г) «Кикимора».

* Что из перечисленного написано А.П. Чеховым?
а) «Дядюшкин сон»;
б) «Дядя Ваня»;
в) «Сказки дядюшки Римуса»;
г) «Дядя Фёдор, пёс и кот».

 

* Антон Чехов называл литературу своей «любовницей». А как он называл медицину?
а) Верной подругой;
б) Законной женой;
в) Музой;
г) Кормилицей.

*



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по литературе за 7 класс

ФИО ученика_____________________________________________________

Из теории литературы. Задания с выбором ответа

1. Укажите основные роды литературы:

а) эпос, повесть, драма

б) эпос, лирика, драма

в) эпос, лирика, трагедия

2. Композиция – это…

а) эпизод литературного произведения;

б) столкновение персонажей;

в) построение произведения.

3. Какой из трёхсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

а) дактиль

б) амфибрахий

в) анапест

4.Эпиграф - это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после или перед названием произведения (отдельными его главами);

в) краткое описание развития сюжета.

5. Кульминация – это…

а) столкновение персонажей;

б) острый момент в сюжете произведения;

в) построение произведения.

6. Сатира – это…

а) Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

б) Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

в) Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

7. Что такое гипербола?

а) Преувеличение чего-либо;                  

б) Переносное значение предмета;          

в) Красочное описание;

г) Саркастический смех.

Из биографии писателей и поэтов. Задания с выбором ответа

1. Годы жизни М.В. Лермонтова?

а) 1743-1816                

б)1711-1765                

в) 1814-1841

г) 1809-1852

2. Где родился А.П. Чехов?

  а) Таганрог                     

  б) Санкт-Петербург

в) Москва

    г) Псков

3. Настоящая фамилия Ахматовой Анны Андреевны?

а) Ахматова

б) Васильева

в) Короленко

г) Горенко

4. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:

а)   В. П. Распутин;  

б)   А. П. Чехов;    

в) И.А. Бунин;      

г) М. Зощенко.

5. Имя и фамилия Салтыкова-Щедрина.

а) Василий Анатольевич;                    

б) Михаил Евграфович;      

в) Дмитрий Евграфович;

 г) Василий Павлович.

6. Укажите настоящее имя М. Горького

а) Алексей Максимович Пешкин

б) Алексей Максимович Горький

в) Алексей Максимович Пешков

Задания на знание произведений и их авторов.

1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.С. Пушкин

2) Л.Н. Толстой

3) Н.В. Гоголь

4) А.П. Чехов

5) М.Е. Салтыков-Щедрин

Ответ:

а) «Детство»

б) «Песнь о вещем Олеге»

в) «Хамелеон»

г) «Тарас Бульба»

д) «Как один мужик двух генералов прокормил»

2. Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?

а) Кошевой                  

 б) Остап     

в) Дуня 

г) Кукубенко

3. Кто написал повесть «Станционный смотритель»?

  а ) Г.Р.Державин          

  б) И.С.Тургенев        

в) А.К.Толстой

  г) А.С.Пушкин

4. Какое произведение принадлежит Л.Н. Андрееву?

   а) «Кусака»                        

   б) «Муму»   

   в) «Детство»                     

г) «Юшка»

5. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?

  а) «Кусака»                                        

  б) «Тарас Бульба»                      

  в) «Старуха Изергиль»

  г) «Живое пламя»

6. Кто автор «Песни о купце Калашникове…»:

а) А. С. Пушкин;                                

б) Н. В.Гоголь;   

в) М. Ю. Лермонтов;                             

г) Л.Н. Толстой.

7.   Кто из героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:

«Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»

а)   Остап;      

б) Андрий;    

в) Тарас Бульба;     

г) Кокубенко.

8.   О ком рассказывает А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»:

а) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;  

б) о двуличном чиновнике (полицейском);

в) о собаке, которая была виновницей конфликта;

г) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».

9. Кто автор известных строк:

«. .. Светить всегда,

   светить везде,

   до дней последних донца,

   светить – и никаких гвоздей!

   Вот лозунг мой –

   и солнца!»________________________________________________________________

10. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:

а) о себе и своих переживаниях;          

б) о друзьях;

в) о брате и его переживаниях;  

г) воспоминания о суровом детстве маленького мальчика

11Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?

а)      Остап  

б) Алексей    

в) Андрий    

г) Прокоп

12. Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?

а)  Отцом главного героя                

б) Поваром  

в) Учителем                                       

г)Проезжим гостем

13. Какова основная тема «Записок охотника» И.С. Тургенева?

а) Тема великолепия родной природы;                        

б) Тема взаимоотношений помещиков и крестьян; 

 в) Тема любви и дружбы;

  г) Тема истинного и ложного патриотизма.

14. Как звали лошадь в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?

а) Клара;                                  

б) Гнедуха;       

в) Рыжуха;                       

 г) Победа.

 15. Автор рассказа «Юшка». Ответ________________

 

16. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.

 

Определите размер следующих отрывков известных стихотворений русских поэтов

1. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

1) ямб

2) хорей

3) дактиль

2Определите размер стихотворения А.Т. Твардовского «Июль-макушка лета»:

Июль — макушка лета, –
Напомнила газета,
Но прежде всех газет –
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, –
Ку-ку, ку-ку, — макушка, –
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль — макушка лета.

Творческое задание

1. Сформулируйте, какую повесть мы называем автобиографической. Приведите пример такого художественного произведения из изученных в этом году.

Ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните выражение «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…»

(Из произведения Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»)

Ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.В интервью «Час мужества» Юрий Георгиевич говорит: «… стихотворения и песни, как простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием». Какую роль на войне выполняло это «оперативное оружие»?

Ответ должен быть связным________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Докажите, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является гимном любви и супружеской верности.

Ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к итоговому тесту

Ключи к тестам

Ва-

риант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

В4

1

3

3

4

1

1

3

Газета «Московские ведомости»

Горенко

амфибрахий

Тарас Бульба

2

1

3

3

2

3

3

М. Горький

В. Маяковский

экспозиция

дактиль

3

2

1

4

3

2

2

Собака (Кусака)

ястреб

Хокку

гипербола

4

4

3

2

4

1

3

лирика

ямб

Акимыч

осьминоги

5

2

2

1

3

3

2

«Станционный смотритель»

солнце

Климентов

эпитет

6

2

1

2

2

4

1

ястреб

Вырвал

сердце

А.П. Платонов

лошадь

7

1

2

4

4

1

2

гусли

Б.Окуджава

предание

Цыганок

Ответы к контрольной работе по литературе.

задания

1 вариант

2 вариант

Всего

баллов

1

1-б: 2- а, 3- г, 4- в, 5-д.

1-б: 2- а, 3- в, 4- д, 5-г.

5

2-14

2. А

3. Б

4. 1

5. 1

6. «Старуха Изергиль» («Данко»)

7. А

8. 1

9. Б

10. Б

11. В

12. Г

13. Г

14. Р. Брэдбери «Каникулы»

2. А

3. 2

4. Б

5. 4

6. «Юшка»

7. 3

8. Б

9. В

10.В

11.Б

12.А

13.В

14.О. Генри «Дары волхвов»

13

15

1) М. Ю. Лермонтов, Кирибеевич, «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

2) Н. В. Гоголь, Остап, «Тарас Бульба»;

1) Н. В. Гоголь, Андрий, «Тарас Бульба»;

2) М. Горький, бабушка Акулина Ивановна,

«Детство».

3

3

16

а) дед Каширин;

б) Тарас Бульба;

в) Вещий Олег

а) Тарас Бульба;

б) Вещий Олег

в) Очумелов

3

17

Это художественное произведение, созданное на основе биографии автора.

«Детство» М. Горького. («Детство» Л. Н. Толстого)

Юмор – смех, сочувствующий герою, сожалеющий, а сатира – жестокое осмеяние пороков.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил».

1

1

18

Эпитет

Сравнение

1

19

Метафора

Эпитет

1

20

Сравнение

Метафора

1

Итого

32

Оценивание :

От 0 до 14 - «2».

15 – 20 – «3»

21 – 28 - «4»

29 - 32 – «5»

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса.

Вариант 2

Ответы

1 - 2

2 - 3

3 - 1

8 - 3

26 - 1

27 - 2

28 - 3

29 - 3

2 - 2