Представление собственного инновационного педагогического опыта

Ялыгина Наталья Викторовна

 

Главной целью преподавания физики в школе является необходимость обучения учащихся методологии решения задач в самых разных областях знаний.

            Перед учителем физики стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определённую сумму знаний в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса, развивать их умения и навыки, но, главное, у учащихся должны быть привиты стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Таким образом, преподавателю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эту проблему.

            Давно возник вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе сделать преподавание базового курса физики интересным, наглядным, изучаемый материал- запоминающимся надолго, а  не на один урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : «Мотивация учебной деятельности на уроках физики».

В мире есть множество людей, которым никто не помог пробудиться.

                                                                        А. де Сент Екзюпери

            Главной целью преподавания физики в школе является необходимость обучения учащихся методологии решения задач в самых разных областях знаний.

            Перед учителем физики стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определённую сумму знаний в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса, развивать их умения и навыки, но, главное, у учащихся должны быть привиты стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Таким образом, преподавателю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эту проблему.

            Давно возник вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе сделать преподавание базового курса физики интересным, наглядным, изучаемый материал- запоминающимся надолго, а  не на один урок.

 

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

         

  Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.

           Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать  знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».В современной педагогике всё больше  намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.

Работая над решением этой проблемы, изучая научно- методическую литературу, анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что результаты традиционного информационно-репродуктивного обучения не совсем соответствует требованиям, которое  общество предъявляет к выпускникам школы. Наше формирующееся технологическое общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения), обладать творческим мышлением и

стремлением к самосовершенствованию; умением работать в команде, т.е. нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Действительно, если ученик знает, как учиться, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить информацию, необходимую для решения проблем, как использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, то в будущем ему будет легче повысить квалификацию, получить любые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Ведь знания, в каком бы объёме они ни были усвоены, рано или поздно устаревают, в то время как интеллектуальные способности, способность к творчеству остаются с человеком. Анализируя различные подходы и требования к организации современного урока, я выделила для себя ряд причин, приведших к выявленному несоответствию:

во-первых: традиционная структура учебного процесса направлена преимущественно на повторение и запоминание определённой суммы знаний, умений и навыков, а не на развитие интеллектуальных способностей, интересов и мотивов обучения;

во-вторых: учебная  деятельность школьников при традиционном обучении носит в основном репродуктивный характер: повторение, заучивание, действие по образцу, выполнение творческих заданий методом проб и ошибок. Это формирует исполнительскую культуру личности, но не творческую;

в-третьих: на многих уроках в информационно-репродуктивной системе обучения дети почти не говорят. Речь используется в основном для устных ответов, для уточнения вопросов и воспроизведения информации. Мыслительная деятельность, направленная на сравнение, анализ, преобразование теоретических понятий, встречается редко, т.е. наблюдается отрыв речи от мышления.

Таким образом, определилось явное противоречие между необходимостью подготовки школьников к взрослой жизни в технологическом обществе и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. Я пытаюсь найти путь к преодолению этих противоречий на уроках физики.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения. Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Развитию интереса учащихся к предмету физика, формированию прочных и глубоких знаний, умению объяснять происходящие в природе физические явления, использовать законы физики в жизни способствуют:

·  опережающее знакомство с познавательной деятельностью учащихся в начальной школе;

·  изучение личности учащихся на 1 этапе знакомства (на уроках физики в 7 классе);

·  изучение интересов учащихся;         

·  по-новому организованное содержание образования на блочной основе и межпредметных связях (адаптированные программы).

                 

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом  Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др.   Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя.  Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.  Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.   Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности,  обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету. Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

·  Ему интересно.

·  Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).

·  Его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение.

·  Ему нравится личность учителя, потому он учит.

 Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело. Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности. Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе преподавания физики. Идёт поиск оптимальных средств и методов преподавания. Конструируя учебно-воспитательный процесс, я исхожу из того, что изначально каждый ребёнок наделён интеллектуальными способностями, находящимися на определённом уровне сформированности. Развитие этих способностей будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности ребёнка на основе его собственного опыта и желания достичь личностно-значимого результата обучения.               Свою задачу я представляю так:  

  1. в создании таких учебно-познавательных ситуаций, которые требуют от учащегося самостоятельного применения теоретических знаний, умений и навыков; в том числе их переноса, комбинирования известных способов действия нового для ученика подхода к решению поставленных перед ним задач.
  2. в организации деятельности учащегося по овладению методами научного творчества ( выдвижение гипотиз, проблематизация, прогнозирование, имитационная игра).  

Для решения поставленных  задач использую различные методы. Методы стимулирования и мотивации обучения:

  1. познавательные игры
  2. демонстрационный эксперимент
  3. занимательность
  4. неожиданность
  5. практическая направленность

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  1. компьютерное тестирование
  2. создание проектов

Технология опыта

Методика преподавания учителя основывается на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации  познавательной и творческой деятельности. Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы школьника, можно выделить  в нем 3 источника формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности учащихся; третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем.

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Через содержание учебного материала

Через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся

1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия, вовлечение учащихся в поиск, размышление - все это может быть представлено на уроках-исследованиях с соблюдением всего цикла процесса научного творчества; и содержание, выходящее за пределы школьной программы);
2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление обычным явлениям, обновление старых знаний);
3. Использование на уроках сведений из истории физики;
4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни;
5. Приобщение к современным научным достижениям;
6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях:
- создание проблемной ситуации;
- подтверждение (не подтверждение) гипотезы, сказанного, предположенного;
7. Занимательность учебного материала:
- использование загадок, пословиц;
- использование художественной литературы (стихи, отрывки из литературных произведений, научная фантастика);
- использование занимательных рассказов из жизни ученых;
- включение в урок различных фокусов.

1. Изучение нового материала:
- проблемный урок или урок-исследование;
- организация по самостоятельному изучению (работа в группах);
- с использованием видеофильмов;
- уроки-монтажи;
- конференции с целью изучения нового материала.
2. Решение задач:
-подборка задач с "поворотом" в новую сторону;
- решение задач в виде дидактической игры;
- организация соревнований (групповая работа);
- урок - практикум решения задач;
-отход от абстрактности задач, включение юмористических задач, тематически - занимательных, задач с творческим подходом к их составлению, задач, связанных с жизнью;
- самостоятельное составление задач.
3. Лабораторные работы:
ученику должно быть ясно, зачем он действует:
- цель - важный физический вывод;
- овладение способом измерения физических величин;
- расчет физических величин, когда данные получают самостоятельно;
- сборка простейших приборов;
- творческие экспериментальные задания.
4. Организация и проверка домашнего задания:
- взаимный опрос учащихся;
- составление рецензии на ответ другого учащегося;
- опрос в виде беседы;
- работа с текстом параграфа (составление плана, рецензии);
- творческие задания (составление задач, кроссвордов, проведение домашних наблюдений);
- экспериментальные домашние задания;
- проверка домашнего задания в виде дидактической игры.
5.Уроки контроль - итоги:
- соревнования;
- дидактические игры;
- конференции(тематические, профориентационные);
- защита темы;
- защита проектов;
- уроки - экскурсии.

  Один из способов повышения интереса к предмету – использование художественной литературы на уроках физики. Этот прием помогает мне развитию познавательного интереса у «физиков» и активизировать «лириков», т.к. легко принимаются учащимися, позволяет снять напряжение на уроке, переключить внимание, дать ход мысли. Например, определяя траекторию падающей лягушки из сказки Гаршина «Лягушка путешественница», учащиеся обязательно придут к выводу о сохранении скорости тела в отсутствии внешних воздействий, т.е. о существовании явления инерции. Или разве оставят девятиклассников равнодушными лирическое описание силы притяжения Земли, оставленное нам французским летчикам Антуаном де Сент-Эгзюпери? Совершив вынужденную посадку в африканской пустыни, он очнулся на гребне дюны лицом к звездам:

«Не сразу поняв, что за глубины передо мной, не находя корня, за которую можно уцепится, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами и почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну. Однако я никуда не упал: от затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью тела  и ощутил какое-то успокоение. Сила тяготения показалась мне всемогущейЯ чувствовал в своих плечах эту силу тяготения – гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую. Я был связан с родною Землей»

Этот эпизод создает эмоциональный настрой, располагает учеников к работе. Некоторые обобщающие уроки провожу в виде постановок. Например, «сказка о трех силах: силе тяжести, силы трения, силы упругости». Ребята заранее готовятся, разучивают роли, готовят костюмы, делают декорации и как бы между прочим глубже проникают в смысл физических явлений, учатся в обыденной жизни проявления природных сил. Для семиклассников такой урок праздник, а я решаю свои дидактические задачи.

В старших классах также стараюсь подобрать задачи с оригинальными увлекательными сюжетами, парадоксами. Как в капле воды отражается мир, так и в задачи с веселым шуточным условием всеми красками сверкает многогранный мир физики, и ее строгие законы стразу становятся не такими сухими и чопорными. Например, В.Мяковский

  Санплакат

«Проветривайте комнаты,

форточки открывайте

перед тем как лечь

в своей кровати»

Задаю вопрос: «Оцените, когда человек решает, что комната «проветрена» или как много свежих молекул впускается в комнату при этой операции?»

(менее 1%)

  Один из эффективных способов становления интереса к предмету - систематическое проведение тематических уроков решения качественных задач. На этих уроках учащиеся могут объяснять причины наблюдаемых природных явлений, принципы действия технических устройств, давать устную оценку последствий каких-либо природных или технологических процессов, предлагать собственные способы решения бытовых, производственных, экологических проблем. Возможность и умение применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, убеждает учащихся в личностной значимости обучения, а формирование этих умений становится для них одной из главных и осознанных целей обучения.

Структура и ход урока решения качественных задач

Этап

Содержание и метод ведения

Мобилизирующий

Краткое вступительное слово учителя

Организационный

Назначение учащихся для индивидуальной (3 или 4 человека) и групповой (2 группы по 3 чел.) работы, раздача карточек-заданий, сообщение критериев оценок.

Разминка

Фронтальная работа с остальными учениками. Решение 3-х – 4-х задач.

Ответы «индивидуалов»

Выслушивание ответов учеников по карточкам.

Блиц-опрос

Вызов одного из учеников, не участвовавших в работе по карточкам. Он должен быстро ответить на любые три вопроса, связанные с только что разобранными задачами.

Ответы творческих групп

Каждый ученик из группы должен ответить хотя бы на одну из четырех предложенных задач (эти задачи более сложные, чем у «индивидуалов»).

Уроки решения качественных задач проводятся в конце изучения темы. Их нельзя «обрушивать» на учеников без регулярных подготовительных занятий. Материал к таким урокам можно подобрать из различных сборников задач, а также из журнала «Физика в школе», газеты «Физика», приложения к газете «Первое сентября». Главное при проведении такого урока - не получение ответов на предложенные задачи, а развитие умения учеников мыслить, т. е. осуществлять процесс поиска ответов с использованием имеющихся теоретических знаний.

Учить детей в 7-х – 8-х классах легко и интересно: много демонстраций и лабораторных работ. Для детей физика - предмет новый, интерес вызывают практические задания, где можно проверить все самому. Поэтому по возможности я увеличиваю количество домашних практических заданий - самостоятельных физических опытов и исследований. Такие работы оформляются как лабораторные. Выполняя их, ребята закрепляют знания изученных физических величин и учатся на практике их измерять или определять. Часть работ может выполняться по желанию, за такие я ставлю только положительные оценки. Результаты выполнения домашнего исследования обязательно обобщаются и обсуждаются в классе. Вот пример этого. 

7 класс

    Тема «Плотность»

    Цель: Составление таблицы плотности продуктов питания.

 

  Задание: Определить плотность съедобных веществ и составить таблицу «Плотность продуктов». Для этого выбрать продукты, упакованные в пачки правильной формы с указанием массы на них: сливочное масло, маргарин, соки, мороженное, шоколад, сахар-рафинад и др.

  Тема «Механическое движение»

   Цель: Изучение траектории пройденного пути, перемещения и скорости.

  Задание: Начертить в масштабе рисунок своего движения от дома до школы.

  1. Обозначить на рисунке разным цветом траекторию и перемещение.

  2. Определить пройденный путь.

  3. Определить среднюю скорость своего движения.

8 класс

  Тема «Испарение»

   Цель: Исследовать, от чего зависит испарение.

  Задание: Проделать опыты и объяснить их с «молекулярной точки зрения».

1. Налить в два блюдца по чайной ложке воды, поставить одно из них в теплое место, другое - в прохладное. Пронаблюдать за временем испарения. Как связаны испарение и температура?                                            

2. На гладкую поверхность капнуть пипеткой по капле воды, масла, спирта или уксуса и пронаблюдать за испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

3. Исследовать зависимость скорости испарения от площади поверхности.

4. Исследовать скорости испарения от ветра.

 

Тема: «Постоянный электрический ток»

  Цель: Исследование электропотребителей в квартире

  Задание:

  1. Начертите схему электрической сети в вашей квартире.

  2. Выясните, какова мощность домашних электроприборов. Если напряжение в сети 220 V, вычислите силу тока в приборах во время их работы.

  3. Перепишите «паспорт» лампы и расшифруйте его. Рассчитайте сопротивление спирали и силу потребляемого тока.

  4. Запишите номинальные мощности домашних электропотребителей (лампочки, утюга, холодильника, пылесоса и т. д.). Подсчитайте общую мощность всех электропотребителей.

9 класс

  Тема: «Колебания и волны»

  Задание: Исследуйте, при каком минимальном расстоянии возникает эхо. Способ определения придумайте самостоятельно. В больших помещениях всегда есть эхо. Проверьте это. Полезно или вредно оно для театрального, концертного или лекционного залов? Почему мы не слышим эхо в обычной жилой комнате?

  Задание: Попробуйте делать рукой небольшие, как можно более быстрые колебания и подсчитайте, какое наибольшее число колебаний в секунду вам удастся сделать. Дают ли колебания руки уловимый ухом звук? Если нет, увеличьте частоту. При какой частоте вам удалось услышать легкий звук? Сравните эту частоту с общепринятой граничной звуковой.

  Можно предложить такие варианты отчета:

  1. Описать, что увидел, услышал и ощутил экспериментирующий в первые мгновения.
  2. Что он увидел, услышал и ощутил при следующем этапе опыта и более пристальном внимании к наблюдаемому?
  3. Тела, участвующие в событии.
  4. Что происходило с каждым телом?
  5. Причина события, процесса, явления.
  6. Следствие.
  7. Мои выводы. «Я наблюдал явление…»
  8. Особенности явления.                              

                                     Или:

  1. Я хочу узнать…
  2. Я об этом уже знаю…
  3. Предлагаю сделать…
  4. План моих действий:
  5. Делаю - получаю:
  6. Делаю выводы:
  7. Объясняю результат.

                                     Или:

  1. Что я делаю?
  2. Что я наблюдаю?
  3. Что происходит с каждым телом?
  4. Рассуждения о причине процесса, явления.
  5. Выводы:
  6. Вопросы, которые у меня возникли:

  Чтобы учащиеся прочувствовали важность экологических проблем лично для себя, предлагаю им дома выполнить следующие задания.

 

Оцените загрязненность снега в городе. В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего, и объясните, почему.

  Профильтруйте воду, используя любые небольшие, но чистые баночки и фильтровальную бумагу. Сделайте это таким образом: положите поверх баночки промокательную бумагу так, чтобы образовалось небольшое углубление, в которое тонкой струйкой наливайте воду из стеклянной банки. Профильтровав каждую пробу воды, аккуратно достаньте фильтровальную бумагу и высушите, не стряхивая с ее поверхности осадка. После высыхания бумаги рассмотрите внимательно находящиеся на ней частички. Сравните (по цвету) осадки от талой воды на листках фильтровальной бумаги. Какова природа осадка? О чем свидетельствует его наличие?

 

Оцените загрязненность окружающего воздуха. Содержание в воздухе твердых частиц (пыли, дыма и т. п.) можно определить с помощью пылесоса. Тщательно очистите пылесборник, на его дно положите влажную фильтровальную бумагу, после чего включите пылесос. Через 30-35 мин. выключите его, выньте фильтровальную бумагу, высушите и сравните ее (по цвету) с листком чистой бумаги.

  Оценить загрязненность воздуха можно и таким методом. Чистый кусочек ваты смочите водой и протрите им оконное стекло со стороны улицы. Ватка станет грязной. Выдавите капельку воды вместе с грязью на чистый листок фильтровальной бумаги. Затем точно в середину полученного грязного пятна вводите по каплям чистую воду. Вскоре по листу бумаги начнет расплываться красочная «хромограмма»: чем больше примесей, тем она ярче при увеличении диаметра пятна.

  Определить степень загрязненности воздуха около дорог можно следующим простым способом. На нижние ветви деревьев  вдоль дороги развесьте влажные листочки фильтровальной бумаги. Через 5-6 часов снимите их, просушите, а затем исследуйте (например, помещая в пламя свечи и наблюдая за цветом пламени; попытайтесь выяснить, какие химические элементы преобладают и дают изменение свечения пламени).

Дети, увлечённые работой на компьютере, создают собственные презентации  (проекты) по разным темам. Всегда работы детей демонстрируем перед всем классом. Результаты таких работ можно использовать и на других уроках (биологии, химии, алгебре), что позволяет учащимся видеть практическое применение результатов их деятельности.