Программы дополнительного образования

Карелина Наталья Григорьевна

Программы дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon "Волейбол"526.54 КБ
PDF icon "Творчество без границ"597.96 КБ
Файл ДОП программа "Шахматы"304.72 КБ
Microsoft Office document icon ОФП487 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Шахматы»

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-12  лет

Сроки реализации: 1 год

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень программы: базовый  

Педагог, реализующий программу: Карелина Наталья Григорьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Ключи

2023 год

Пояснительная записка

  Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.  

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы:

  1. Способствовать овладению обучающимися элементами шахматной игры и ее культурой.
  2. Обеспечить приобретение учащимися опыта шахматной игры.
  3. Создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
  4. Формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Описание места курса

Программа дополнительного образования «Шахматы» рассчитана на обучающихся 1-6 классов, занятия проводятся  1 раз  в неделю по 2 академических часа, всего 68 часов.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.

Данная Программа предназначена для обучения учащихся шахматам на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".

 

Общая характеристика курса

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Ознакомительный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Этот курс может без труда освоить каждый учащийся.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, формирование общей культуры.

К концу обучения учащиеся должны знать:  

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;  
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
  • шахматные правила FIDE;  
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;   ценность шахматных фигур.  
  • основные тактические приемы и термины
  • основные элементы позиции;  
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;  
  • проводить элементарно анализ позиции;  
  • составлять простейший план игры;  
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;  
  • точно разыгрывать простейшие окончания;  
  • пользоваться шахматными часами;  уметь:  
  • ориентироваться на шахматной доске;  
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;  
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;  
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;  
  • рокировать;  объявлять шах, мат;  
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;  
  • правильно вести себя за доской;  
  • записывать шахматную партию;  
  • находить несложные тактические приемы.  

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами Программы является формирование следующих умений:  

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве, понимать и сопереживать чувствам других (этические нормы);
  • работать на результат, бережно относиться к духовным ценностям вести здоровый образ жизни;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, не создавать конфликт и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами Программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):  

  1. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания; учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.  
  2. Познавательные УУД: добывать новые знания; перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате работы.  
  3. Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.  

Содержание программы  

 

Организационное занятие.(1 ч.) Знакомство с детьми. Постановка задач на год.

Правила техники безопасности.  Шахматная доска. Шахматные фигуры. Начальное положение.  

(1 ч.)Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур.  Практическая работа: (2 ч.)Дидактические игры.

 

О ходах фигур и о поле под ударом.  

(1 ч.) Основные вопросы: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Практическая работа: (2ч.)Решение шахматных задач.  

 

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат». 

(1ч.) Основные вопросы: Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. 

Практическая работа: (2 ч.) Решение шахматных задач.  

 

Шахматная партия. Рокировка. 

(1 ч.) Основные вопросы: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика. 

 

 Матование одинокого короля  

(1ч.)Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Мат без жертвы материала 

(2ч.)Основные вопросы: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.  Практическая работа (2 ч.): Дидактические игры. Игровая практика.

 

Шахматная комбинация  

(2ч.)Основные вопросы: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практическая работа (2 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика. Дидактические игры.

 

 Основы дебюта 

(2ч)Основные вопросы: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Практическая работа (2 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

 Основы миттельшпиля  

(2 ч.)Основные вопросы: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Практическая работа (2 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Основы эндшпиля

 (2ч.)Основные вопросы: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Практическая работа (2 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Создание удара, направленного на фигуру  

(1ч.)Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.

Практическая работа (1 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру  

(1ч.) Основные вопросы:  «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Нападение одной фигурой на несколько фигур 

(1 ч.) Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.

Практическая работа (1 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Сквозное нападение на фигуры 

(1 ч.) Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение.

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур 

(1ч.) Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение.  

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур  (1 ч.) Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.          Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Создание удара, направленного на фигуру  

(1 ч.) Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием.

Практическая работа (1 ч.): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру  

(1 ч.) Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара:  «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры».

Практическая работа (1 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Защита от нападения на несколько фигур 

(1 ч.) Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур:

отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха.

Практическая работа (1 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь  

(2ч.) Основные вопросы: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь. Практическая работа (2 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя 

(2ч.) Основные вопросы: Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и слон, конь и конь. Практическая работа (2 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Противодействие угрозы мата в один ход 

(1 ч.) Основные вопросы: Решение задач на противодействие.

Практическая работа (1 ч): Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Конкурс на решение шахматных задач (2 ч); Шахматный турнир (4 ч.) Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).  

 

Контроль уровня обученности 

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля:   входной контроль – наблюдение; 

         текущий контроль – наблюдение, открытое занятие, игра,  решение задач;          промежуточный контроль - наблюдение, конкурс, игра;          итоговый контроль - выставка работ, соревнования. 

По итогам освоения программы на основании всех видов контроля выявляется уровень обученности каждого обучающегося.  

«Низкий уровень» - слабое владение шахматной терминологией, неумение использовать приемы в процессе игры, неумение организовать свою деятельность на занятии.

«Средний уровень» - недостаточное (неполное) знание шахматной терминологии, владение приемами игры с небольшими затруднениями, неумение работать без помощи и подсказки.  

«Высокий уровень» - хороший уровень владения терминологией шахматной игры, уверенное владение техниками и приемами, умение организовать свое рабочее место.

 

Описание материально-технического обеспечения Занятия проходят в специализированном учебном кабинете.  

Материально-техническое оснащение:

  • шахматные доски с набором шахматных фигур  
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
  • шахматные часы
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

Учебные и  методические пособия. Интернет ресурсы:

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  4. Видео         -         презентации. https://www.youtube.com/playlist?list=PL7Oz1Hog4bfXSc1Xovj05pELYhlaea-8p 

 

Список литературных произведений для детей:

 

  1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.

ПОМАТУР.- 2000.

  1. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
  2. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
  3. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-наДону: «Феникс», 2002. - 224с.
  4. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
  5. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.
  6. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
  7. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
  8. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
  9. В.Хенкин  Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
  10. О.Подгаец         Прогулки         по         черным         и         белым         полям.         МП         «Каисса         плюс»

Днепропетровск. – 1996.

  1. И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. -  1995.  
  2. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. -  1966.

Календарно-тематическое планирование

 

 

Дата  проведения

Тема 

Кол-во часов

Ожидаемый результат 

Форма контроля 

теория

практика

1

 

Организационное занятие.  

1

 

Знают правила поведения в кабинете и технику  безопасности.

входной

2

 

Шахматная доска. Шахматные фигуры. Начальное положение.

1

 

Называют шахматные фигуры, знают их расстановку и ходы,

Делают ходы шахматными фигурами.

текущий

3-4

 

Дидактические игры

 

2

5

 

О ходах фигур и о поле под ударом.

1

 

Знают «Стоимость» каждой фигуры и Последовательность включения в игру шахматных фигур.

Осуществляют         взятие         шахматных         фигур противника.

текущий

6-7

 

Решение шахматных задач

 

2

8

 

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат».  

1

 

Знают об угрозах шаха, мата, пата.

Осуществляют «шах», «мат», «пат» и защиту от них в процессе игры.

текущий

9-10

 

Решение шахматных задач

 

2

11

 

Шахматная партия. Рокировка.

1

 

Знают порядок длинной и короткой рокировки,  осуществляют рокировку во время игры

текущий

12

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

13

 

Матование одинокого короля

1

 

Имеют представление о понятии матование одинокого короля. При решении задач ставят мат тяжелыми фигурами.

текущий

14

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

15-

16

 

Мат без жертвы материала

2

 

Имеют представление о понятии миттельшпиле, эндшпиле. В игровой практике демонстрируют защиту от мата без жертвы материала.

текущий

17-

18

 

Дидактические игры.  Игровая практика.

 

2

19-

20

 

Шахматная комбинация.

2

 

Знают типы шахматных комбинаций, ставят мат путем осуществления шахматных комбинаций.

текущий

21-

22

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

23-

24

 

Основы дебюта.

2

 

Знают принципы игры в дебюте и схемы простейших шахматных комбинаций.

Демонстрируют умение ставить мат в два хода, три хода при решении задач.

текущий

25-

26

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

27-

28

 

Основы миттельшпиля.

2

 

Знают основные рекомендации игры в миттельшпиле. Выполняют комбинации на достижение численного перевеса.

текущий

29-

30

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

31-

32

 

Основы эндшпиля.

2

 

Знают основные рекомендации игры в эндшпиле. Выполняют маты легкими фигурами.

текущий

33-

34

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

35-

36

 

Шахматный турнир. Конкурс на решение шахматных задач.

 

2

Демонстрируют  знания правил игры в шахматы, ориентируются на шахматной доске, играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил.

промежуточный

37

 

Создание удара, направленного на фигуру

1

 

Имеют представление о тактика простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием. Осуществляют комбинационные нападения на фигуры противника.

текущий

38

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

39

 

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру

1

 

В игровой практике и при решении задач устраняют защищающие удары противника.

текущий

40

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

41

 

Нападение одной фигурой на несколько фигур.

1

 

Знают понятие «Вилка». При игре и в решении задач осуществляют вилки ферзем, слоном, конем.

текущий

42

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

43

 

Сквозное нападение на фигуры

1

 

Знают о сквозных воздействиях и нападениях, осуществляют сквозное нападение

текущий

44

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

45

 

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур

1

 

Имеют представление сочетание нападений, осуществляют двойное нападение.

текущий

46

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

47

 

Сочетание приемов, на которых основано нападение на несколько фигур.

1

 

Планируют шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приемов нападения.

текущий

48

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

49

 

Создание удара, направленного на фигуру.

1

 

Знают и осуществляют в игре защиту фигур созданием удара.

текущий

50

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

51

 

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру

1

 

Знают и осуществляют в игре защиту фигур избавлением от нападающего удара

текущий

52

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

53

 

Защита от нападения на несколько фигур

1

 

Знают и осуществляют в игре защиту от нападения на несколько фигур

текущий

54

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

55-

56

 

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь

2

 

Знают возможные варианты связок фигур с ферзем и создают угрозу мата двумя фигурами, одна из которых ферзь в игре

текущий

57-

58

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

59-

60

 

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя.

2

 

Знают возможные варианты связок фигур и создают угрозу мата двумя фигурами  в игре без ферзя.

текущий

61-

62

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

2

63

 

Противодействие угрозы мата в

1

 

Знают основы противодействия угрозы мата в

текущий

один ход

один ход, осуществляют противодействие угрозе мата в один ход в процессе игры и при решении шахматных задач.

64

 

Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

1

65-

66

 

Конкурс на решение шахматных задач.

 

2

Демонстрируют  знания правил игры в шахматы, шахматных терминов, основные понятия о тактике и стратегии. Играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил.

итоговый

67-

68

 

Шахматный турнир.

 

2

итоговый

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                         

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Название: общая физическая подготовка (ОФП)

Направление: физкультурно-спортивная

Возраст (классы): 7-11 лет

Сроки реализации: 1 год

Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Карелина Наталья Григорьевна

2023г.

п. Ключи, Ачинского района, Красноярского края

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования (ПДО) по ОФП составлена на основе ФГОС по физической культуре, «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 №28-02-484/16), «СанПиН 2.4.2.2821-10   (от 29.12.2010 г.), Типового план-проспекта учебной программы (приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002 г. №390), а также с учётом положений «Примерной программы начального образования» по предмету «Физическая культура» (2010 г.), обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта и  опыта работы автора с учащимися образовательных учреждений на уроках физической культуры и в спортивных секциях. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической   подготовке учащихся общеобразовательных школ, полученные на основе методических материалов и рекомендаций последних лет.

Основная цель образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание.

Целями данной программы являются:

1) формирование гармонически развитой личности при помощи средств физической культуры;

2) помощь учащимся в освоении программных требований начального общего образования и подготовка их к освоению программных требований основного общего образования по предмету «Физическая культура».

Задачи программы:

1. Образовательные:

ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

формировать правильную осанку;

обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;

изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;

формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

2. Развивающие:

развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими (в первую очередь – гимнастическими) упражнениями.

3. Воспитательные:

прививать жизненно важные гигиенические навыки;

содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;

формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

4. Оздоровительные:

улучшать функциональное состояние организма;

повышать физическую и умственную работоспособность;

способствовать снижению заболеваемости.

Данная ПДО имеет физкультурно-спортивную направленность, реализуется в форме учебных, учебно-тренировочных и тренировочных занятий, проводится фронтальным, групповым и индивидуально-групповым способом в режиме 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей, участвующих в реализации ПДО,- 7-11 лет, срок реализации – 1 год.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а) укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину и массу тела) физического развития;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности во время проведения занятий;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

        - знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;

- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

        - уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

- выполнять простые акробатические соединения и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

        -  выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);

        - осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

- освоить на определенном уровне навык работы с различными мячами;

- быть способным  применять жизненно важные умения и навыки в различных изменяющихся (вариативных) условиях.

        Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.

Окончательные итоги реализации ПДО подводятся на двух заключительных занятиях учебного года (собеседование и тестирование).

Учебно-тематический план

 

Темы

Всего

часов

Количество часов за четверть

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

1

Основы знаний

16

4

4

4

4

2

Общеразвивающие упражнения

24

6

6

6

6

3

Легкая атлетика

16

8

-

-

8

4

Гимнастика, акробатика

22

-

10

12

-

5

Школа мяча

16

8

-

-

8

6

Подвижные игры

24

6

6

6

6

7

Контрольные упражнения, соревнования

18

4

4

6

4

8

Итого

136

36

30

34

36

Содержание изучаемого курса

Основы знаний

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.

Двигательный режим школьника. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, требования при выполнении упражнений на формирование правильной осанки.

Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.

Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об основных физических качествах.  Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).

Правила самостоятельного освоения физических упражнений.

Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.

Общеразвивающие упражнения

Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.

Комплексы упражнений: типа зарядки; в движении шагом; с гимнастической палкой, скакалкой,  обручем; на гимнастических скамейках;  с малыми, большими и набивными мячами; специальные для развития физических качеств.

Легкая атлетика

Медленный бег до 10 минут; бег 30 и 60метров с высокого старта; бег  1000 метров; челночный бег 3х10 метров, 10х5 метров; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега способом «Согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого разбега и способом «Перешагивание»; метание малого мяча с места и с разбега на дальность и в цель.

Гимнастика, акробатика

Строевые упражнения: команды «Становись», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно», «На 1-2 (1-3) рассчитайсь!», шагом «Марш!», «Стой»; построения и перестроения в шеренгу(-и) и колонну(-ы); размыкание и смыкание  приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой.

Лазание и перелезание: по гимнастической стенке, скамейке; по канату произвольным способом и в три приёма; через стопку гимнастических матов, через гимнастического козла, коня.

Равновесие: ходьба по рейке гимнастической скамейки; на напольном гимнастическом бревне – ходьба с выпадами и на носках (лицом и спиной вперёд, боком), повороты на носках и на одной ноге, приседания и переходы в упор присев, в упор на колено, стойка на одной ноге.

Акробатика: положения «Упор присев», «Упор лёжа», «Группировка»; перекаты вперёд и назад в группировке, на спину лёжа на животе, в сторону из упора лёжа; кувырки вперёд, назад, в сторону; стойка на лопатках; гимнастический «Мост» из положения лёжа с помощью и самостоятельно; простейшие соединения из 2-3 элементов.

Висы и упоры: вис стоя, присев, лёжа; вис на рейке гимнастической стенки, канате, перекладине; вис завесом двумя ногами, на согнутых руках, согнув ноги на низкой перекладине; вис прогнувшись на гимнастической стенке; подтягивание из виса стоя; упор на кистях на гимнастических брусьях и низкой перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях.

Опорные прыжки: в упор на колени на стопку матов с соскоком произвольным способом; на гимнастического козла, коня с переходом в упор присев и соскоком махом рук.

Преодоление гимнастической полосы препятствий.

Школа мяча

Упражнения с малыми мячами; упражнения с большими резиновыми мячами; фитбол; пионербол; футбол; элементы баскетбола: стойка баскетболиста; ведение мяча на месте и в шаге; передачи от груди двумя руками, снизу, сверху; ловля мяча двумя руками; броски в низкое кольцо снизу и двумя руками от груди; элементарные правила игры.

Подвижные игры

«Класс – смирно!», «Запрещённое движение», «К своим флажкам», «Два мороза», «Заяц в огороде», «Прыгающие воробышки», «Попади в обруч», «Пятнашки», «Вызов номеров», «Гонки мячей», «Передал – садись», «Воробьи-вороны», «День и ночь», «Охотники и утки», «Заяц без логова», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Перестрелка».

Эстафеты с предметами и без предметов; встречные и круговые эстафеты; эстафеты с преодолением препятствий; эстафеты с включением гимнастических элементов.

Контрольные упражнения, соревнования

Нормативы: бег 30 метров с высокого старта; бег 1000 метров; челночный бег 10х5 метров; прыжки в длину с места; метание малого мяча; подтягивание в висе (м), вис (д); поднимание туловища из положения лёжа за 30 сек.; наклоны вперёд из положения сидя.

Техника: комплексов общеразвивающих упражнений; прыжков в длину и в высоту с разбега; гимнастических и акробатических упражнений; ведения, передач и ловли баскетбольного мяча.

Участие в соревнованиях по ОФП, «Весёлых стартах» и др.

Методическое обеспечение ПДО

Техническое оснащение занятий

Места проведения занятий, оборудование и инвентарь: спортивный зал, гимнастический городок, площадка для спортивных игр; гимнастические стенки, скамейки; гимнастические палки, скакалки, обручи; различные мячи; низкие и высокие баскетбольные кольца; навесные перекладины, параллельные брусья, напольное бревно; гимнастические маты; гимнастический конь, козёл; рулетка, свисток, секундомер.

Педагогические принципы обучения и тренировки

Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:

- сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочной работы;

- сознательного и активного участия в этой работе;

- самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.

Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений воспитанников об изучаемом движении.

Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ученика соблюдения рациональности, системы и последовательности. Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим. Принцип систематичности – это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учёте групповых, возрастных и индивидуальных различий учащихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.

Методы обучения и тренировки

Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:

- твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);

- чёткую дозировку нагрузки и управление её динамикой по ходу выполнения упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

- создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы. Разучиваются такие условные игры с конкретным сюжетом, как «Пятнашки», «Воробьи-вороны», «Заяц без логова», «Охотники и утки» и др. Также большое место в тренировке юных спортсменов занимают различные эстафеты.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации учащихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная  черта соревновательного метода – сопоставление сил воспитанников в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д., особенно там, где существует количественная  оценка определения результата, а так же как самостоятельная форма (комплексные соревнования по ОФП).

Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть выражены в форме:

- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);

- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.)

Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

- показа самих упражнений;

- демонстрации наглядных пособий;

- просмотра кино- и видеомагнитофонных материалов;

- посещения соревнований.

Контрольные нормативы по ОФП (мальчики)

Название упражнений

        Возраст        

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

Бег 30м (сек)

6,3

6,1

5,9

5,8

5,7

Бег 1000м (мин)

6.25

6.10

5.55

5.40

5.00

Челноч. бег 10х5м (сек)

20,2

19,8

19,5

19,2

18,9

Пр. в длину с места (см)

130

140

150

160

165

Метание мяча (м)

15

17

20

22

25

Подтягивание в висе

(кол-во раз)

2

3

4

5

6

Поднимание туловища за 30сек (кол-во раз)

15

16

17

18

19

Наклон вперёд из положения сидя (см)

5

6

8

9

10

Контрольные нормативы по ОФП (девочки)

Название упражнений

        Возраст        

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

Бег 30м (сек)

6,7

6,4

6,2

6,1

6,0

Бег 1000м (мин)

6.40

6.30

6.20

6.10

5.40

Челноч. бег 10х5м (сек)

20,7

20,5

20,0

19,8

19,5

Пр. в длину с места (см)

120

130

135

140

150

Метание мяча (м)

12

15

18

20

22

Вис (сек)

8

9

10

12

15

Поднимание туловища за 30сек (кол-во раз)

11

12

13

14

15

Наклон вперёд из положения сидя (см)

6

7

9

10

11

Список литературы

                

1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (от 18.06.2003 №28-02-484/16)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10   (от 29.12.2010г.)        

3. Типовой план-проспект учебной программы (приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002 г. №390)

4. Примерные программы начального общего образования. Физическая культура.-М.: Просвещение, 2010.- 64 с.- (Стандарты второго поколения)

5. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классов.-М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.- 304 с.

6. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 279 с.

7. 500 игр и эстафет.- Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003.- 304 с., ил.- (Спорт в рисунках)

8. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) – М.: Физкультура и Спорт, 2005 – 224 с., ил. (Спорт в рисунках)

9. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами: гимнастическая палка.- М.: Физкультура и Спорт, 2006 – 256 с., ил. (Спорт в рисунках)

10. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 448 с.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Ожидаемый результат

Форма контроля

Теория

Практика

Вводный инструктаж по ОТ. Первичный инструктаж по ОТ на занятиях по л/а, подвижным и спортивным играм. Высокий старт (15-30 м).

1

1

Знать правила ОТ

Текущий

Вводный инструктаж по ОТ. Первичный инструктаж по ОТ на занятиях по л/а, подвижным и спортивным играм. Высокий старт (15-30 м).

1

1

Знать правила ОТ

Текущий

Бег с ускорением (30-60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И.П.

2

Знать упражнения для развития скоростных качеств

Текущий

Бег с ускорением (30-60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И.П.

2

Текущий

Челночный бег 3х10 м. Подвижная игра «К своим флажкам».

2

Текущий

Челночный бег 3х10 м. Подвижная игра «К своим флажкам».

2

Текущий

ОРУ на месте. Специальные беговые упражнения. Линейные эстафеты.

2

Текущий

ОРУ на месте. Специальные беговые упражнения. Линейные эстафеты.

2

Текущий

Утренняя зарядка: ее роль и значение. Прыжок в длину с места.

2

Знать комплекс упражнений утреней зарядки

Текущий

Утренняя зарядка: ее роль и значение. Прыжок в длину с места.

2

Текущий

Многоскоки с ноги на ногу, прыжки через препятствия. Подвижная игра «Два мороза».

2

Текущий

Многоскоки с ноги на ногу, прыжки через препятствия. Подвижная игра «Два мороза».

2

Текущий

ОРУ в движении. Специальные прыжковые упражнения. Встречные эстафеты.

2

Текущий

ОРУ в движении. Специальные прыжковые упражнения. Встречные эстафеты.

2

Текущий

Двигательный режим школьника. Комплекс упражнений с набивными мячами.

1

1

Знать комплекс упражнений для развития силовых качеств

Текущий

Двигательный режим школьника. Комплекс упражнений с набивными мячами.

1

1

Текущий

Комплекс упражнений для развития силы мышц живота и спины.

2

Текущий

Комплекс упражнений для развития силы мышц живота и спины.

2

Текущий

ОРУ с теннисным мячом. Метание теннисного мяча на дальность.

2

Текущий

ОРУ с теннисным мячом. Метание теннисного мяча на дальность.

2

Текущий

Метание теннисного мяча в цель. Подвижная игра «Вызов номеров».

2

Текущий

Метание теннисного мяча в цель. Подвижная игра «Вызов номеров».

2

Текущий

Контрольные упражнения: челночный бег, прыжок в длину с места, поднимание туловища, отжимания.

2

Выполнить контрольные нормативы

Текущий

Контрольные упражнения: челночный бег, прыжок в длину с места, поднимание туловища, отжимания.

2

Текущий

Подвижная игра «Запрещенное движение». Медленный бег до 10 минут.

2

Знать комплекс упражнений для развития выносливости  

Текущий

Подвижная игра «Запрещенное движение». Медленный бег до 10 минут.

2

Текущий

Развитие специальной выносливости. Переменный бег.

2

Текущий

Развитие специальной выносливости. Переменный бег.

2

Текущий

Закаливающие процедуры: их роль и значение. Эстафеты с предметами.

1

1

Выполнять закаливающие процедуры

Текущий

Закаливающие процедуры: их роль и значение. Эстафеты с предметами.

1

1

Текущий

Комплекс упражнений для развития силы мышц верхних и нижних конечностей.

2

Знать комплекс упражнений.

Текущий

Комплекс упражнений для развития силы мышц верхних и нижних конечностей.

2

Текущий

Упражнения с гимнастической скакалкой. Подвижная игра «День и ночь».

2

Выполнять ОРУ

Текущий

Упражнения с гимнастической скакалкой. Подвижная игра «День и ночь».

2

Текущий

Элементы баскетбола: стойка игрока, перемещения, передачи от груди на месте.

2

Уметь выполнять технические приемы владением мячом и передвижений.

Текущий

Элементы баскетбола: стойка игрока, перемещения, передачи от груди на месте.

2

Текущий

Элементы баскетбола: повороты без мяча и с мячом, ведение на месте.

2

Текущий

Элементы баскетбола: повороты без мяча и с мячом, ведение на месте.

2

Текущий

Элементы баскетбола: ведение шагом и бегом по прямой, передачи после поворотов.

2

Текущий

Элементы баскетбола: ведение шагом и бегом по прямой, передачи после поворотов.

2

Текущий

Элементы баскетбола: ведение с изменением направления и скорости. Подвижная игра «Гонки мячей».

2

Текущий

Элементы баскетбола: ведение с изменением направления и скорости. Подвижная игра «Гонки мячей».

2

Текущий

Элементы баскетбола: бросок по кольцу с места. Эстафеты с мячом.

2

Текущий

Элементы баскетбола: бросок по кольцу с места. Эстафеты с мячом.

2

Текущий

Элементы баскетбола: передачи в движении приставным шагом. Подвижная игра «Охотники и утки».

2

Текущий

Элементы баскетбола: передачи в движении приставным шагом. Подвижная игра «Охотники и утки».

2

Текущий

Соревнования «Веселые старты».

2

Текущий

Соревнования «Веселые старты».

2

Первичный инструктаж по ОТ на занятиях по гимнастике. Кувырок вперед.

1

1

Знать правила ОТ по гимнастики

Текущий

Первичный инструктаж по ОТ на занятиях по гимнастике. Кувырок вперед.

1

1

Текущий

Основные гимнастические положения. Кувырок вперед, перекаты вперед-назад.

2

Знать комплекс упражнений для развития гибкости, силы. Уметь выполнять строевые команды и упражнения.

Текущий

Основные гимнастические положения. Кувырок вперед, перекаты вперед-назад.

2

Текущий

Перекаты вперед-назад, кувырок назад. Подвижная игра «Пятнашки».

2

Текущий

Перекаты вперед-назад, кувырок назад. Подвижная игра «Пятнашки».

2

Текущий

Команды «Становись», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно». Кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Команды «Становись», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно». Кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Комплекс упражнений с гантелями. Кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Комплекс упражнений с гантелями. Кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Перекаты в сторону из положения лежа на спине. Подвижная игра «Прыгающие воробушки».

2

Текущий

Перекаты в сторону из положения лежа на спине. Подвижная игра «Прыгающие воробушки».

2

Текущий

Перестроение из одной шеренги в две. Эстафеты с использованием прыжков, кувырков, перекатов.

2

Текущий

Перестроение из одной шеренги в две. Эстафеты с использованием прыжков, кувырков, перекатов.

2

Текущий

Контрольные упражнения: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Контрольные упражнения: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.

2

Текущий

Общие представления об осанке, ее влияние на здоровье человека. Эстафеты с предметами.

2

Текущий

Общие представления об осанке, ее влияние на здоровье человека. Эстафеты с предметами.

2

Текущий

ОРУ на месте. Комплекс упражнений для развития силовых способностей.

2

Текущий

ОРУ на месте. Комплекс упражнений для развития силовых способностей.

2

Текущий