Авторская программа

Каримова Элина Александровна

Тематические планы по биологии 6 - 8 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_8_klass.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора школы по

Директором МОУ «СОШ№»23»

УВР МОУ «СОШ№23»

Лаврентьева Н. Н

Багаутдинова С.И.

Шакирзянова А.З.

Протокол №   1   от  28      « 08   »    08          2014г.

« 28   »   08    2014г.

Приказ №    от«   29     »   08   2014г.

ИДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Биология»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Каримовой Э. А.

8 класс.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета школы

протокол №   16 от« 29 »    08      2014г.

2014 - 2015  учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 8 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), а так же Программы курса  биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор  Колесов, Мащ, Беляев. «Биология»

Цель: формирование у обучающихся Общеучебные умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:

1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки   в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов    и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

3. использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими

приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

4.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

5.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

6.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения

правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма   и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная

природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии  и гигиены, приводится знакомство с  разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения   о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды,  личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив  роверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического,  трудового, санитарно-гигиенического и  полового воспитания

школьников.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности   к самостоятельной учебной работе.

Для  приобретения  практических  навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены   лабораторные  работы,  которые  являются  этапами, комбинированы уроков  и  могут оцениваться по усмотрению учителя.
 Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю, из них 2 часа резервное время,  которое используется для проведения обобщающих уроков. Из них:  

Формы промежуточной и итоговой аттестации: срезы и тесты.

Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к

уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного     и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями

и умениями, востребованными   в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды

и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности,   в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов   Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. М.: Дрофа, 20014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ .

1. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

2. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

Электронные ресурсы на компакт-дисках

1. CD  Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека.  ». – М.: Просвещение, 2007.

2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия» – М.: Просвещение, 2007.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен         

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных;  место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов  организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;
  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых  и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Лабораторные работы №

  1. Ткани
  2. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.
  3. Строение мышц.
  4. Работа скелетных мышц и их регуляция.
  5. Осанка. Предупреждение плоскостопия ( дом.)
  6. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
  7. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
  8. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.
  9. Пищеварение в желудке. Действие ферментов.
  10. Энерготраты человека и пищевой рацион.
  11. Строение головного мозга, продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг
  12. Зрительный анализатор

 


Учебно-тематическое планирование по биологии

п/п

Тема урока

Вид проверки

Планируемый  результат

Домашнее задание

Дата проведения

план  /  факт

1

Как  работать с учебником

Ответы на вопросы.

Умение работать с учебником. Отличить человека от  живого мира. Создание труда

Стр.3-4,9-10

1.09

2

Науки о человеке.

Здоровье и его охрана

Фронтальный опрос.

Использовать методы науки для решения возникающих проблем при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов

Стр.12-16 Задание на стр.16

4.09

3

Становление наук о человеке

Ответы на вопросы.

Стр.17-20

Задание на стр.21

8,09

Происхождение человека.

4

Систематическое положение человека

Фронтальный опрос.

Использовать сравнительно – анатомические, физиологические и эмбриональные методы для доказательства родства живых организмов

Стр.24—27.

Таблица на стр.7

11.09

5

Историческое прошлое людей

Ответы на вопросы.

Знать: экологические условия развития предков людей.

Уметь: изобразить схематично эволюционное древо человека.

Стр.28-32. Вопросы на стр.32(уч.)

15.09

6

Расы человека

Фронтальный опрос.

Знать: становление рас и народностей.

Доказать: что нельзя употреблять сочетания «польская раса», «французская раса»

Стр.32-35

Кроссворд на стр. 9

18.09

7

Обобщающий урок

Самостоятельная работа.

Тестирование

Стр.24-35

22.09

Строение организма.

8

Общий обзор организма

Фронтальный опрос.

Пользоваться  анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своем теле, работать с микроскопом, определять ткани

§6 Таблица на стр.10

25.09

9

Клеточное строение организма

Опрос.

Знать: строение клетки.

Уметь: определять строение под электронным микроскопом.

§7

Таблица на стр.11

29.09

10

Ткани Лабораторная работа№1

Отчет

Знать: Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани,

Уметь: определять строение под электронным микроскопом.

§8

Рисунки  на стр.51-54

210

11

Рефлекторная регуляция

Фронтальный опрос.

Знать: что такое рефлекс, рефлекторная дуга? Схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса

§9

Таблица на стр.15

6.10

Опорно-двигательная система.

12

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей Лабораторная работа№2

Отчет

.

Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием.

Определять: поперечный или продольный срез костной ткани.

§10 Таблица на стр.18

9.10

13

Скелет человека. Осевой скелет

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунков на стр.71-74

 

§11 Таблица на стр.18

20.10

14

Добавочный скелет:

скелет поясов и свободных конечностей: Соединения костей

Опрос.

Уметь определять: отделы добавочного скелета.

Знать: составляющие рисунков на стр.77.79-81

§12знать ответы на вопросы стр.82-83.

23.10

15

Строение мышц Лабораторная работа№3

Отчет

Знать: составляющие рисунков на стр.77.79-81

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§13 ответы на вопросы стр.84-86

27.10

16

Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа№4

Отчет

Уметь определять: различие между динамической и статистической работой.

Знать: составляющие рисунка на стр.92

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§14 ответы на вопросы стр94

30.10

17

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Подготовка к лабораторной работе.

Уметь: выявлять нарушение осанки и плоскостопие,

§15

Лабораторная работа№5 на стр.98

Р.Т.стр.25-26

3.11

18

Первая помощь при ушибах. Переломах костей и вывихах суставов

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунка на стр.101-102

Уметь: оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

§16стр.101 102

6.11

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунков на стр. 109-113

§17. Ответы на вопросы стр. 114-115

10.11

Внутренняя среда организма

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Иммунология на службе здоровья

Уметь определять: элементы крови, инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетворными микробами. Знать: составляющие таблиц на стр. 124-125

§§18-19

Работы

Дженнера. Л. Пастера.

13.11

21

Обобщающий урок.

Опрос.

Знать: Происхождение человека.

Строение организма.

Опорно-двигательную систему.

Внутреннюю среду организма.

Таблицы на стр.29-31

17.11

Кровеносная и лимфатическая системы.

22

Транспортные системы организма

Фронтальный опрос

Уметь: с помощью функциональных проб определять степень тренированности вашей сердечно - сосудистой системы.

§20

Ответы на вопросы на стр.133

20.11

23

Круги кровообращения

Опрос.

Знать: составляющие рисунка на стр.135

§21

Ответы на вопросы на стр.137

1.12

24

Строение и работы сердца

Ответы на вопросы.

Знать: составляющие рисунка на стр.140-142

Уметь: обобщать сведения об особенностях трех фаз сердечного цикла.

§22

Стр.144(задания)

4.12

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Лабораторная работа№6.

Отчет.

Знать: составляющие рисунка на стр.146,148

Уметь определять: измерение скорости наполнения сосудов ногтевого ложа.

§23

Стр.149(лабораторная работа на стр.149)

8.12

26

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Лабораторная работа№7

Отчет.

Знать: составляющие рисунка на стр.155

Уметь определять: реакцию сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§24

11.12

27

Первая помощь при кровотечениях

Ответы на вопросы.

Уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов.

§25

15.12

28

Обобщающий урок

Самостоятельная работа.

Тестирование

18.12

Дыхание.

29

Значение Дыхания. Органы дыхательной системы.

Фронтальный опрос

Знать: строение и функцию органов дыхания у человека.

составляющие рисунка на стр.168-175

§26

22.12

30

Легкие. Газообмен в легких и других тканях.

Ответы на вопросы

Знать: строение легких и легочный газообмен, схему процесса газообмена.

§27 ответы на вопросы на стр.177-178.

25.12

31

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Опрос.

Знать: механизмы вдоха и выдоха, регуляцию дыхания.

§28 ответы на вопросы на стр.183-

29.12

32

Функциональные  возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Лабораторная работа№8.

Отчет.

Знать: составляющие рисунка на стр.184-190

Уметь оказать первую помощь утопающему

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§29 ответы на вопросы на стр.191-192

9.01

Пищеварение.

33

Питание и пищеварение

Фронтальный опрос

Знать: схему превращения пищевых веществ в ходе пластического обмена, составляющие рисунка на

стр.197

§30 ответы на вопросы на стр.199-200

12.01

34

Пищеварение в ротовой полости

Ответы на вопросы.

Знать: составляющие рисунка на

стр.201-203

§31.ответы вопросы на. Стр.204-205

15.01

35

Пищеварение в желудке. Действие ферментов Лабораторная работа№9.

Отчет.

Знать термины: желудок. Двенадцатиперстная кишка, ферменты, микроорганизмы, Знать: составляющие рисунка на стр.206-208

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§32.

19.01

36

Всасывание. Роль печени. Функции кишечника.  

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунка на

стр.212-215

§33.вопросы на стр.216.

22.01

37

Регуляция пищеварения

Ответы на вопросы.

Знать: методику И.П.Павлова, составляющие рисунка на

стр.218

§34.знать методику И.П.Павлова.

26.01

38

Гигиена органов пищеварения

Фронтальный опрос

Уметь: распознавать желудочно-кишечные расстройства, оказывать доврачебную помощь при их появлении

§35

Решить кроссворд на стр.59(Р.Т.)

.

29.01

Обмен веществ и энергии.

39

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ

Ответы на вопросы.

Знать термины: обмен веществ, обмен минеральных солей.

Уметь: изобразить схематично взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

§36

2.02

40

Витамины

Фронтальный опрос

Знать термины: авитаминоз,   гиповитаминоз, водорастворимые. Жирорастворимые витамины, составляющие рисунка на стр.236

§37

5.02

41

Энерготраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа№10.

Отчет.

Проводить: функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§38

9.02

42

Обобщающий урок

Самостоятельная работа

Знать: Кровеносную и лимфатическую системы.

Дыхание. Пищеварение.

Обмен веществ и энергии.

12.02

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

43

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Фронтальный опрос

Знать термины: Эпидермис, дерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти.

 Знать: составляющие рисунка на

стр.251-254

§39 Таблица на стр.65

16.02

44

Уход за кожей

Ответы на вопросы.

Научится ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обовью, предупреждать заболевание кожи.

§40 Таблица на стр.66

19.02

45

Терморегуляция организма

Фронтальный опрос

Знать термины: терморегуляция организма. Оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом ударе. Закаливать организм.

§41 Таблица на стр.266(учебник)

2.03

46

Выделение

Опрос.

Знать: составляющие рисунка на стр.268-272.

§42

Решение кроссворда на стр. 69

5.03

Нервная система.

47

Значение нервной системы

Ответы на вопросы.

Знать термины: потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.

§43

Вопросы на стр.278

( у)

9.03

48

Строение нервной системы. Спиной мозг

Ответы на вопросы.

Знать: составляющие рисунка на стр. 280-283

§44

Вопросы на стр.284-285.

( у)

12.03

49

Строение головного мозга, продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг Лабораторная работа№11.

Отчет.

Знать термины: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг.

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§45

Вопросы на стр.289.

( у)

16.03

50

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

Опрос.

Знать термины: передний, промежуточный мозг, таламус, гипоталамус, полушария.

Знать: составляющие рисунка на стр. 291-292

§46

19.03

51

Соматический и автономный отделы нервной системы

Ответы на вопросы.

Знать: составляющие рисунка на стр. 297-298.

Проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности

§47

Вопросы на стр.278

( у)

23.03

Анализаторы. Органы чувств.

52

Анализаторы

Фронтальный опрос

Уметь оценить работу органов чувств.

 Знать: строение и функции анализаторов

§48

Вопросы на стр.304

( у)

26.03

53

Зрительный анализатор Лабораторная работа№12.

Отчет.

Знать: составляющие рисунка на стр305-306.

Уметь: оформлять лабораторную работу.

§49 Вопросы на стр.310

( у)

30.03

54

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Фронтальный опрос

Уметь: предупреждать зрительные расстройства, овладеть некоторыми методами тренировки ряда анализаторов

§50 Вопросы на стр.314

( у)

2.04

55

Слуховой анализатор

Ответы на вопросы.

Уметь: предупреждать слуховые расстройства, овладеть некоторыми методами тренировки ряда анализаторов

§51 Вопросы на стр.319

( у)

6.04

56

Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализатор.

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунка на стр321-326.

§52 Вопросы на стр.327

( у)

9.04

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

57

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Опрос.

Знать: Учения И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

Научиться разбираться в схемах условных рефлексов, оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их.

§53Вопросы на стр.336-337

( у)

20.04

58

Врожденные и приобретенные программы поведения

Ответы на вопросы

Научиться разбираться в схемах безусловных рефлексов, оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их. Знать термины:

биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения

§§54-55

Лабораторная работа на стр.342-344-348,

23.4

59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Фронтальный опрос

Знать: термины: базовые т вторичные потребности, сознание, интуиция, речь, ощущение, восприятие, память, мышление.

§56Вопросы на стр.356

( у)

27.04

60

Воля, эмоции, внимание

Ответы на вопросы

Знать: термины: волевые действия, внушаемость, эмоции, стресс, внимание,

§57 Лабораторная работа на стр.363

30.04

Эндокринная система.

61

Роль эндокринной регуляции

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунка на стр.369-372, 374-376

Научиться определять расположение эндокринных желез, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний

§58

Вопросы на стр.372-378-379

 ( у)

4.05

62

Функция желез внутренней секреции

Фронтальный опрос

Знать: составляющие рисунка на стр., 374-376

§59 Вопросы на стр. 378-379

 ( у)

-

 

7.05

Индивидуальное развитие организма.

63

Размножение.

Половая система

Ответы на вопросы

Знать: составляющие рисунка на стр.383-386,                                                                                                                      

§60Вопросы на стр.387393-394.

 ( у)

11.05.05

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Ответы на вопросы

Знать: составляющие рисунка на стр.389-393

§61

14.05

65

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

Опрос.

Научиться доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами, определять темперамент, различать интересы и склонности, использовать знания о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути.

§62 Вопросы на стр.396

( у)

18.05

66

Развитие ребенка после рождения.

Фронтальный опрос

Знать: особенности новорожденного ребенка, которые необходимо учитывать при уходе за ним.

§63 таблица на стр.93-

21.05

67

Становление личности Интересы, склонности, способности.

Фронтальный опрос.

Знать термины: Интерес, склонность, способности.

§64

25.05

68

Итоговое тестирование

Самостоятельная работа

Тестирование

28.05