план самообразования

Каримова Элина Александровна

План самообразования учителя биологии Каримовой Элины Александровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_karimovoy_e.a._metod_proektov_1.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования

учителя биологии Каримовой Элины Александровны.

Методическая тема:

«Использование ИКТ и проектной деятельности как способ повышения познавательной активности учащихся и дифференцированного подхода в преподавании биологии».

Актуальность:

В новой образовательной программе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной и других современных образовательных технологий.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Цели и задачи работы над темой самообразования:

Цель: Совершенствовать и применять на уроках биологии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)

- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)

- умение выражать свою точку зрения;

3. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

6. Исследовать результативность применения метода проектов;

7. Повышение мотивации учащихся при решении задач;

8. Развитие творческих способностей;

9. Формирование чувства ответственности;

10.Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Источники самообразования

1. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

2. Интернет

3. Семинары и конференции

4. Видео, аудио информация на различных носителях

5. Курсы повышения квалификации.

Методы самообразования

  1. Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  3. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;
  4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  6. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  7. Изучение информационно-компьютерных технологий;
  8. Общение с коллегами в школе, районе;

Формы самообразования

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей биологии  языка, а также через участие в жизни школы.

Этапы работы. Сроки реализации.

1 этап (теоритическо-практический)        2014 – 2015 учебный год

2 этап (практико-внедренческий)                2015 – 2017 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

1.Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Биология».

2.Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по биологии, концепциями обучения, их оценками.

3.Изучать новую литературу по биологии и методике преподавания.

4.Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.

5.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

7. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

8.Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету.

9.Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной

психологии и педагогики. Изучать современные психологические методики.

Методическое

1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - «Биология в школе»; и другую современную литературу, а так же с помощью сети Интернет.

2.Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков биологии.

3.Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4.Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

ИКТ

1.Совершенствовать навыки работы на компьютере.

2.Периодически проводить обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогическим технологиям.

3.Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

4.Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ. Формировать копилку методических материалов для проведения уроков биологии.

Охрана здоровья

1.Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках биологии.

2.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Интересы и хобби

Сделать уроки биологии интересными для учащихся, успешно подготовить ребят к сдаче экзамена по предмету.

Предполагаемый результат:

Повышение качественной успеваемости по предмету «Биология», отсутствие неуспевающих.

Формирование педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

1. Открытые уроки.

2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.

3. Презентации.

Разделы плана

Содержание деятельности

сроки

Формы представления  результатов работ

Изучение  учебной и научно-методической литературы по данной тематике

Чтение методических журналов по биологии, обзор  в Интернете необходимой информации

2013 – 2015 г.г.

систематически

Подготовка методической базы

Разработка программно-методического обеспечения

Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности

В течение срока реализации программы

Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям

2014 – 2017 годы

Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня

Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы

2017 год

Выступление на МО по данной теме, открытый урок.

Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Способ демонстрации результата проделанной работы:

1. Открытые уроки.

2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.

3. Презентации

Предполагаемые результаты самообразования:

1.Повысить качество преподавания и качество знаний по предмету.

2.Научить детей грамотно использовать материал интернета в творческих работах.

3.Разработать и провести открытые уроки по новым технологиям.

4.Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

5.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

6.Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

7.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.

8.Использовать материалы сайтов сетевых сообществ учителей по вопросам использования ИКТ.

9.Использовать современные мультимедийные технологии и аудиовизуальные средства для повышения эффективности учебных и внеклассных занятий по предмету.

Используемая литература и другие источники

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
  3. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  5. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.

6.Высотская В.И Биология и экология. Проектная и исследовательская деятельность учащихся»,2008г.
7. Проектная деятельность. Ширшина И.И, 2007
8. Тяглова. .    Е. В Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, М, Планета,2010
9.Журнал «Биология. Первое сентября».

Заключение

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.