Материалы "Учитель года -2019"

Ооржак Римма Кокуй-ооловна

Муниципальный  конкурс" Учитель года Республики Тыва-2019".Конкурсное задание "Методический семинар".

Эссе «Я – учитель»

 

  Как происходит гроза, молния?   Почему в наших местах ветер начинает свирепствовать именно тогда,  когда сгущаются тучи на небе, как будто специально это делает, чтобы ни одна капля дождя не упала на землю? Кто там всем этим управляет? В летнее время в ясные дни, ночью, на чайлаге, смотришь через открытое хараача юрты на звездное небо и думаешь, живут ли люди на звездах, растут ли там деревья, травы как у нас.  И засыпаешь.  

       Эти и другие вопросы, связанные с  явлениями  природы, я помню, я задавала себе в детстве и не находила ответа.  Лишь придя в школу, на уроках физики, я с удивлением узнала ответы на все вопросы, которые волновали меня в детстве. И тогда же осознала, что физика-это наука о мироздании, о загадках природы, наука о жизни.  Вот так зародилась во мне интерес  к физике.

    И сегодня, проработав в школе уже 20 с лишним лет, задавая себе вопрос о том, как заинтересовать детей темой урока, своим предметом, я отталкиваюсь от своего детства. Пытаюсь сначала пробудить в них удивление, любопытство: почему так, а не по-другому. Начинаю всегда с загадок, которые дает нам жизнь. Всегда своим ученикам говорю, что физика – это наука о мироздании: как устроен мир, каковы закономерности природы.  Свою задачу как учителя физики я вижу в том, чтобы стимулировать поиск учащимися объяснения загадок природы на каждом уроке.

Физика – наука экспериментальная. Поэтому мои ученики постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют домашние эксперименты, лабораторные и практические работы. Приводят примеры по изученной теме, не выходя из кабинета, в котором находятся или с домашней кухни, где больше всего они любят пребывать в домашней обстановке и только потом мысленно выходим на улицу, поднимаемся выше или наоборот углубляемся в землю. Необходимо помнить, что каждый ребёнок, по своей сути, - исследователь, и не навязывать ему истины, а содействовать ему в их открытии. В преподавании физики я считаю это актуальным. 

    Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, ее гармонию. Любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухую, трудную детям раскрываю как необходимую, увлекательную и интересную. Это сделать можно, нужно и необходимо.

И в этом мне помогает проблемное обучение через проблемные ситуации.

Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Эмоциональное переживание возникает у школьников не абы когда, а в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Причем, не с каким угодно, а вполне с конкретным. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

 Для того, чтобы  «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники.

Проведение новых форм уроков (уроков-путешествий, исследований, диспутов, игр и др.), использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и т. д. позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес.

Готовясь к уроку, я нашла замечательные слова К.Э. Циолковского «Основной мотив моей жизни, — не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».  Мы, учителя, тоже работаем на «будущее», уверенные в том, что наши ученики смогут решить проблемы, поставленные временем, и способствовать улучшению жизни тувинцев.

Я отдаю частичку своего сердца, чтоб зажечь огонь…

И теперь я с гордостью могу сказать: «Моя профессия – Учитель! Я – педагог!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Создание проблемных ситуаций на уроках физики как средство                          формирования познавательных УУД»

Ооржак Римма Кокуй-ооловна, МБОУ СОШ с.Ак-Даш Сут-Хольского кожууна,

учитель физики высшей  квалификационной категории

          Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться

В основе Стандарта общего образования лежит системно - деятельностный подход, способствующий формированию ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, социальной, предметной, продуктивной, нравственной). Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий.

Важность проблемы - развития навыков исследовательской деятельности обучающихся обусловлена, прежде всего, падением их интереса к учебе.

На своих уроках использую  метод  создания проблемных ситуаций для того, чтобы ученики овладели методами научного познания, для развития и формирования у них творческой деятельности, формирования мотивов исследовательской деятельности, осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.

                      Актуальность  работы

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявлять творческие способности. Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности каждого ученика, его познавательных и созидательных способностей.. Использование технологии проблемного обучения наиболее полно решает поставленные задачи.

Актуальность  технологии  проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Цель работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения  на  уроках физики .

Объектом исследования данной работы выступает проблемное обучение как педагогический процесс.

Предмет исследования –  проблемная ситуация  на уроках  физики.

     Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, мной были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования .
  3. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке.
  4. Проанализировать технологию проблемного обучения.
  5. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении физике
  1. Ожидаемые результаты:  

   -активизация познавательной         деятельности;

   - более  длительное и прочное усвоение  учебного  материала;

   - повышение  интереса  к учебному предмету;

   - развитие  творческих  способностей.

Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и т.д. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.

Деятельность учителя по использованию проблемных ситуаций на уроках физики:

а) при объяснении нового материала.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме “Диффузия” в 7 классе.

Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м / с, она соизмерима со скоростью пули.

После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.

В данной ситуации учитель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула запаха преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.

б) при использовании физического эксперимента.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7 классе.

Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела,

например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.

Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а так же связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

в) при проведении фронтальной лабораторной работы

Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Сила трения” в 7 классе.

Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование.

Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:

масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать)

поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол-линолиум, линейка и т. д.)

После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила трения зависит от…”

г) при использовании мысленного эксперимента.

На уроке по теме: “ сопротивление проводника” учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление.

Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например:

  • от длины проводника

Учащиеся должны хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять.

Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2

Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине

  • от толщины
  • от рода проводника

Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.

Результаты:

Школьный уровень: призовые места на школьных научно–практических конференциях

Муниципальный уровень: призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; призеры НПК «Шаг в будущее».

Региональный уровень:  Ооржак Буян ученик 11 –го класса награжден грамотой в номинации «За высокий уровень научно-исследовательской работы по направлению «Техника»»   в научно - практической конференции «Шаг в будущее» , 2016 год.

Всероссийский уровень: Ондар Чаяна –лауреат межрегионального интеллектуально-творческого конкурса по физике

Международный уровень:Ооржак Азиат-2 место в Международной дистанционной олимпиаде по физике  проекта «Инфоурок»,Ооржак Аэлита -1 местов Международной дистанционной олимпиаде по математике проекта "Инфоурок", Ооржак Шенне -1 место Международной дистанционной олимпиаде по математике проекта "Инфоурок" и т.д.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, а в дальнейшем они конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что обучающиеся, однажды попробовавшие себя в исследовательской деятельности и получившие положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер, что позволили повысить показатели учебной деятельности обучающихся. Изложив основные принципы и методы своей работы, хочу сделать вывод, что ученик тогда сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы, когда он научится применять исследовательский метод на практике в любом виде деятельности. Это материал может быть использован учителями физики, работающими по любому УМК.

Использованные источники информации:

  • Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  • Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  • Современные подходы и методы к введению ФГОС в школах  России.(Сборник статей участников Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов  «Мой лучший урок!») Выпуск 1-М:Педагогическое общество России,2013-320 с.
  • Интернет ресурсы:
  • http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ