Тема самобразования

Комбарова Мария Анатольевна

Развитие интереса у учащихся к математике через применение ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие интереса у учащихся к математике через применение ИКТ»

        Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащихся в предмете, стимулировать их познавательную и творческую  активность. Каким должен быть современный урок? Современный урок – это интересный урок. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация самостоятельной работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

  Использование компьютера на уроках – это одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Освоение учителем компьютерной техники как пользователем, позволяет расширить возможность применение компьютера на уроках математики.

Оснащение кабинета

  • Персональный компьютер – 1 шт.
  • Мультимедиа проектор
  • Локальная сеть, выход в Internet

Шаги освоения ИКТ

  • подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, планов уроков, календарно-тематического планирования и т.д.
  • использование тематических дисков, открытие анимационных и интерактивных программ.
  • Овладение новыми элементами программы      MS Power Point, Exsel и др.
  • Обучение по программе Intel.
  • Применение средств мультимедиа
  • Применение Интернет технологий
  • Освоение новых технологий

 Применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным и современным, осуществить индивидуализацию обучения, объективно и своевременно подводить контроль и итоги урока.

Свои первые шаги в применение ИКТ я, как и все учителя, делала с помощью применения текстового редактора: подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, планов уроков, календарно-тематического планирования и т.д.

Затем  мы начали использовать тематические диски, интерактивные программы. Но это стало возможным лишь с появлением в школах компьютерных классов.

Массовое обучение по программе Интел привело к тому, что в школах активно стали использовать на уроках компьютерные презентации, но по настоящему интересно их применение стало возможным с применение мультимедиа средств на уроках.

Большие возможности для построения графиков, диаграмм даёт программа Exsel.

В настоящее время Интернет технологии значительно расширили возможности получения различной информации о новинках литературы, о новых технологиях, учителя имеют возможность скачать готовые тесты, уроки, презентации к уроку, цифровые образовательные ресурсы.

Совмещение своего опыта с техническими возможностями помогает сделать урок интересным, плодотворным, направленным на саморазвитие, на повышение самооценки ученика.

Использование ИКТ в классе во время урока является  наиболее сложным и ответственным делом. Главное не давать готовые знания, а стараться побудить учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающегося, а задача учителя – создание условий для их инициативы.

   Использование проектора даёт возможность ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране, обсудить просмотренный материал с учащимися, принять совместное решение по предлагаемым заданиям, организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране, организовать проектную деятельность с яркой защитой творческих работ учащихся. 

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. 

Учебно-электронные издания можно использовать на всех этапах обучения математики, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

    Применение электронных изданий на различных этапах урока:

- на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации (даются задания, с которыми учащиеся справляются, не испытывая затруднений; далее предлагается выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы);

- на этапе проверки домашнего задания (учащиеся демонстрируют, как они справляются с решением заданий, подобных домашним);

- на этапе изучения нового материала (Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может продемонстрировать пошаговое решение задач);

- на этапе первичного закрепления и повторения (ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке);

- на этапе контроля и оценки знаний (при контроле используются тесты). Это особенно актуально в свете перехода на новую форму сдачи экзаменов.

Наблюдения показывают, что применение электронных изданий способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

 Эффективность урока во многом зависит от применения средств ИКТ. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.

При интерактивном обучении следует помнить следующие правила:

  • Длительность использования не должна превышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
  • Использование в начале урока сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного.
  • Использование в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание практически в течение всего урока.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
   По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.         Компьютер позволяет создать условия для повышения качества, интенсивности процесса обучения.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео уроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
          Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя;
  • частичная замена;
  •  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  •  использование тренинговых программ;
  •  использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  •  использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  •  использование игровых и занимательных программ.

При использовании ИКТ на уроках математики активизируется познавательная деятельность учащихся, умение работать самостоятельно. Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одарённых детей, предоставляет широкие возможности для самоконтроля, позволяет учителю быстро и качественно подготовить интересный урок. Очевидно, умелое сочетание традиционных и информационных средств обучения зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ также зависит и от знания педагогических основ информатизации урока. Работая над данной методической темой, я пришла к выводу, что компьютер облегчает работу учителя в условиях разноуровневого обучения и позволяет сделать урок более эффективным, способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

Наличие медиатеки в кабинете:

Готовые издания

Откратая математика. Планиметрия.

Откратая математика. Стереометрия.

Математика 5-11 классы. Практикум.

Математика 5-6 классы. Дидактический и раздаточный материал.

Математика 5-6 классы. Тесты.

Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Задачи.

Уроки математики 5-6 классы.

Уроки математики 5-10 классы

Уроки алгебры 7-11 классы. Функции: графики и свойства.

 Практическая геометрия 10-11 классы. Комбинации геометрических тел.

Готовые презентации по математике 5-11 классы, взятые из интернет ресурсов

Мои презентации

Сумма углов треугольника

Периметр

Деление десятичных дробей

Умножение  десятичных дробей

Распределительное свойство умножения

Творческие работы учащихся

Симметрия в природе

Симметрия в архитектуре

Многогранники вокруг нас

Шпаргалка

Задачи на движения



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

        Каменского района Алтайского края        

        

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                       

                   

Учитель: Комбарова Мария Анатольевна

                                                                 

с. Новоярки

        2013 год        

Индивидуальный план самообразования

 на 2013  - 2016 год

учителя математики

Комбаровой Марии Анатольевны

Общие сведения:

  1. Образование: высшее, окончила в 1982 году Барнаульский государственный педагогический институт по специальности – учитель математики средней школы;  
  2. Квалификационная категория – высшая.  
  3. Год последней аттестации- 2013г;
  4. Педагогический стаж – 31 год.

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.

Рубакин Н. А.

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Эффективность различных курсов, семинаров, конференций невелика без  процесса самообразования педагога.

   В педагогическом словаре самообразование определяется как «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.; в основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога.

Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.


• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.


• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.


• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».


• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

   Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Функции самообразования: (по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

        Основные принципы самообразования:

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой

            ступени к высшей,

  • вариативность и др.

Продуктивность процесса самообразования:
самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Направления самообразования:
а) методическое:
повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения;
• совершенствование методики преподавания математики.

б) профессиональное:
• изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
• расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.

в) психолого-педагогическое (ориентация на учеников и родителей)

 г) информационно-технологические технологии

д) охрана здоровья

    Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -  слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Школьник может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со  своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

        
Тема самообразования: Формирование социально-трудовой компетенции при изучении математики.

Цель профессионального развития: развить социально-трудовую компетенцию у учащихся  при изучении математики на уроках и во внеурочное время через совершенствование  общих и специальных учебных  знаний и умений; показать органическую связь теоретических обобщений и их практического применения.

Задачи:         

  • продолжить работу над повышением научно-теоритического уровня в области теории социально-трудовой компетенции;
  • разрабатывать и внедрять в практику программы элективных курсов по математике, развивающих социально-трудовую компетенцию;
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практических ситуациях;
  • развитие владения школьными знаниями, понятиями, теоремами, формулами и широких возможностей их применения для решения практических задач;
  • усвоение школьниками основных идей практического применения усвоенных знаний и умений на практике;
  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • развитие творческих и индивидуальных способностей, осознанных мотивов учения;
  • подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
  •  продолжить изучение психологических и возрастных особенностей школьников.

Организация уроков предполагает включение следующих моментов:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как: "я полагаю, что…”, "мне кажется, что…”, "по моему мнению”, "я думаю, что…” и т. д.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
  •  разработка рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ, имеющих социально- трудовое направление;
  • выбор профессий с математическим направлением;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях ШМО и районного МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

        Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.

Источники самообразования:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя математики

6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования

7. Журнал «Математика в школе»

 8. Приложение газеты «Первое сентября» по математике;

 9. Интернет

10. Курсы повышения квалификации

11. Участие в видеоконференциях.        

        

        

План работы на 2013-2014 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Дата реализации

Форма реализации

оценка

профессиональное

 Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам, составление рабочих программ по  математике для  5, 6, 7, 8, 11 классов

август

составление документа

Подготовка УМК по элективным курсам:

- «Живая математика» - 6 класс

- «Решение текстовых задач» - 8 класс

-  «Избранные вопросы математики» - 11 класс

август

составление документа

Участие в видео конференциях

сентябрь, февраль

получение сертификата

психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучать литературу по теме ключевые компетенции и подробнее о социально-трудовой компетенции

В течение года

Копилка статей.

Выступления на МО (обмен опытом)

методическое

Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся

В течение года

Изучение литературы, посещение уроков

Совершенствовать формы, методы, приёмы обучения

В течение года

Методический совет, МО

Организация работы с высоко-мотивированными учащимися:

- подготовка и участие в олимпиадам школьного и муниципального уровней

- подготовка и участие в заочным олимпиадам  и конкурсам всероссийского уровня («Ребус», «Кенгуру», «Альбус» и др.)

- подготовка и участие в научно-практических конференциях:

5-6классы

7-8,11

Сентябрь-ноябрь

В течение года

Сентябрь-февраль

Январь-май

Школьное МО

Выступление в школе и районе

Изучение опыта учителей школы, района, края и страны через сеть интернета. Посещение уроков своих коллег (Терещенко Н.Н., Анциферовой С.В., Кольченко С.А.)

В течение года

Ноябрь, декабрь, январь

Создание копилки разработок

Анализ уроков

Проводить самоанализ своей деятельности

В течение года

Школьное МО, методсоветах

Проводить открытые уроки

Участие в конкурсах разработок уроков разного уровня:

-  ИКТО – 2013

- Мой лучший урок 2013-2014 уч. года

Октябрь

Май

Выступление с докладом по теме: «Формирование ключевых компетенций при изучении математики»

ноябрь

Доклад на районном МО

информационно-технологические технологии

Продолжать изучение  ИКТ и совершенствовать их применение в своей работе

В течение года

Копилка статей и докладов. Открытые уроки

Обзор в Интернете информации по  математики и педагогики

 В течение года

Пополнять материала персональный сайт

В течение года

Разработки уроков, презентаций своих и учащихся, внеклассых мероприятий по математике, разработок кл. часов, методических материалов

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками

ноябрь

охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

в течение года

физминутки, дни здоровья и т.д.