Презентации и материалы к урокам

Осипова Мария Юрьевна

На этой странице расположены презентации по воспитательной работе и материалы для организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовые задания.

1.И или Ы?


1. фин...нспектор, об...скивать, пред...дущий 

2. пост...мпериализм, спорт...гра,   

    меж...рригационный

3. с...митировать, из...скать, дез...нфицировать
 

4. транс...ранский, контр...гра, пред...дущий
 

5. без...нвентарный, пост...нфарктный
, с...гранный

6. с...мпровизированный, сверх...зысканный, 
    раз...грать

7. без...дейный, без...мянный, мед...нститут
 

8. воз...меть, сверх...зысканно, пред...юньский
 

9. дез...нтеграция, мед...нститут, 
    сверх...нтеллигентность, 

10. вз...мать, пед...нститут, небез...звестный


11. пред...стория, пред...юльский, по...нтересоваться
 

12.  с...мпровизировать, двух...гольный, 

      без...тоговый

13.  без...ндукционный, меж...гровой, пред...дущий


14. без...мянный, спорт...нвентарь, от...грать


15.  с...ронизировать, из...сканный, от...гравшись


16. раз... грать, дез... нформировать, по...скать



2.Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые(причастный и деепричастный обороты)

1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными  розовой  дымкой (4) деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.

30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

3.Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточного причастным оборотом.


1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

2. А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.

4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь "оживлять" прекрасные виды.

5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.

7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.

8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.

9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.

10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.

11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.

12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.

13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.

15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

16. Среди мастеров старшего поколения И.И.Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

4.Распределить слова в 4 группы:

1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.

  1. предлагать
  2. выбирать
  3. заперли
  4. намочил
  5. заскочить
  6. блестит
  7. загорелся
  8. растение
  9. прикосновение
  10. сложение
  11. сотворение
  12. расстилается
  13. вычитать
  14. подровнять
  15. непромокаемый
  16. наклонился
  17. касание
  18. выросли
  19. умирать
  20. обмакнуть
  21. сдерёт
  22. скакать
  23. протирать
  24. заря
  25. выращенный
  26. сплавлять
  27. выжег

5.Найти в каждой группе слов лишнее

 с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

  1. отдеру, блистательный, растение
  2. заскочил, намочил, выровненный
  3. коснуться, зажигать, загорается
  4. перила, озарение, наклонился
  5. выплавлять, вытирать, вытворять

6.Объясни знаки препинания в предложениях.

1. Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…


2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.
- Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.


3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.


4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.


5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.


6. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.


7. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.


8. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.

9. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.


10. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.


11. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.


12. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.


13. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться. Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6) вспыхивает снова и снова.


14. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку. Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.


15. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» — решил мой разбойный пятый «Б» класс.


16. Пока вал не убрали,(1) здесь удобно прятаться. А потом,(2) наверное,(3) посадят кусты,(4) поставят спортивные снаряды.


17. Остальные книги,(1) побывав у неё,(2) исчезали. Близкие друзья её знали,(3) что стоит подарить ей какую-нибудь,(4) скажем,(5) нарядную шаль,(6) как черех день или два эта шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами,(7) которые были нужны ей самой и которые на тот момент были просто бесценны.


18. Юрий стоял не последним в ряду,(1) но всё-таки ближе к концу,(2) пятым или шестым.
- Ну,(3) – язвительно проронил Сергей Павлович,(4) когда дошла очередь и до него. – Вы,(5) конечно,(6) тоже вполне здоровы и готовы лететь?


19. - Пойдёмте,(1) ребята,(2) отсюда, - сказал учитель.
Мы посыпались с горы,(3) а он шёл за нами и всё оглядывался,(4) готовый,(5) видимо,(6) оборонять нас снова,(7) если змея оживёт и погонится следом.


20. Во-вторых,(1) у него вёлся особый счёт,(2) по которому видно было,(3) сколько барыша давали эти заказы на подаяние,(4) и этот барыш он целиком отвозил сам.



Предварительный просмотр:

5 класс                    Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

2. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Поговорка)

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?

4. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

5. Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

6. У А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?

7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

8. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.

9. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

6 класс                    Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

1. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова

ТОЛСТОГО (имя прилагательное); ТОЛСТОГО (фамилия).

2. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

3. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких- то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

4. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

5. Придумайте предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов: интересный, забавный, занимательный. Объясните разницу в их употреблении.

6. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

7. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении..

9. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стал, пила?

10. Приведите примеры 2—3 слов с омонимичными корнями. Придумайте и запишите с ними (по вашему выбору) по одному предложению.

7 класс   Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

1. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?

2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

3. Выделите значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.

4. Определите, сколько звуков в словах

 я, он, мал, солью, яма, её, возьму, юг, подъезд.

5. Все знают, что «неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, как образованы слова наволшебить и отслониться, придуманные детьми:

1) Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог.

2) Отслонись скорее от стенки!

6. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах

подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

7. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

·          корень, окончание;

·          корень, суффикс, окончание;

·          приставка, корень, суффикс, окончание.

8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

9. Какие свойства русской лексики использует для создания комического эффекта?

1) Велосипед меня понес, Понес куда-то под откос. Он там остался без колес, А дальше я его понес...

2) Председатель Вова хотел взять слово. Пока вставал, потерял слово.

3) Вечером девочка Мила

    В садике клумбу разбила.

    Брат ее мальчик Иван

    Тоже разбил... стакан!

10. Напишите слова, значение которых дано ниже.

1) Место на реке, где ее можно перейти;

2) отверстие вулкана;

3) наука о небесных светилах;

4) место, где скрещиваются улицы;

5) речь, произнесенная одним актером.

8 класс                    Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

б) собака, Бобик, животное, Барбос.

2. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

3. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес Медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку—вот напасть—

Пчелы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало. (Я. Козловский)

5. Найдите однокоренные слова в следующем тексте.      Как называется подобное явление в языке? Дождик льет — кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод. (Л. Яхнин)

6. Объясните разницу в значении слов абонент—абонемент, факт — фактор,

 болотный — болотистый, эффектный — эффективный. Как называются такие слова?

7. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова

лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

8. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

9 класс                    Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

1. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

1) Водит; 2) пашешь; З) верит; 4) велит; 5) смех.

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Окрестный; 2) пять; З) зреют; 4) веешь; 5) яд.

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цемент; 2) портфель; З) хвоя; 4) дневник; 5) фарфор.

4. Какой пример не является словосочетанием?

1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.

5. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

              х                                       х           х                                           х                            х        

1) Любить Родину; 2) верный друг; 3) жить далеко; 4) в нашем доме; 5) собрал гербарий.

6. Какое из данных слов является родственным слову нос?

1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.

7. Какая пара слов не имеет сходства по значению?

1) Преграда — помеха; 2) привлекать — манить; 3) скука — горе; 4) склон — откос.

8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день.

9. В каком примере неправильно названа буква?

1) Поле — пэ, о, эль, е. 2) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е. З) Вечер — вэ, е, ча, е, эр.

10. Произношение какого слова не совпадает с написанием?

1) Бак; 2) слон; З) грустно; 4) пять; 5) весь.

11. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределенной формой глаголов?

 

10-11 класс                    Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку                                  

Часть 1.

1.   Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли - сельские клубы, мастерски, положить,  упрочение; апартаменты, двоюродный,  медикаменты, откупорить, понял,  статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог,  ходатайствовать, шприцы; лавровый венок - лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка,  хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор,  столяр, языковые законы - языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?

3.    Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский - героический; абонент – абонемент;  хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести - занести.

4.   Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация,  апологет,  демагог, кредо, альтернатива, политикан,  дифирамб, шокировать.

5.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

1.  (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш…  затиш…е перед настоящей бурей.

2.   Как истинный художник Пушкин (не) нуждается в выборе предмета для творчества.  

3.    Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6.  Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

 6.  Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

 1. Это еще более улучшило авторитет руководителя...

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10.  В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году.  

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд,  сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу___________________________________________

преклонить голову, склонить колени ____________________________

долгий период_______________________________________________

круглый час, неделя, месяц ____________________________________

бархатный месяц, период, время ______________________________

повысить кругозор___________________________________________

усилить внимание ___________________________________________

справиться с указаниями._____________________________________

завершить обязательства ____________________________________

уделить значение ___________________________________________

улучшить уровень____________________________________________

страстно сопротивляться ___________________________________

         безысходное положение ____________________________________.

8.   Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1.       Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

2.      После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3.      Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4.      Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, - сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5.      Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6.      Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7.      Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8.      Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9.      В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10.   В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11.   Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12.   Выросло целое поколение, для которых война – история.

Часть 2.

1.   На примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

Ответ:

2. Отредактировать предложения.

п/п

Заданное предложение

Отредактированное предложение

1.

Жители Калинова живут однообразной монотонной жизнью.

 

2.

На собрании выявилась разноголосица.

 

3.

Нам показали новую игрушку для детей из пластмассы.

 

4.

На линейке, посвящённой окончанию школы, мы спели свою лебединую песню.

 

5.

Спортивные общества выполняют большую роль.

 

6.

Необходимо увеличивать кругозор и улучшать культурный уровень.

 

7.

Надвигались радостные события.

 

8.

В местной газете написали о наших вопиющих достижениях.

 

9.

Когда он приезжал к нам в гости, он обязательно привозил подарки.

 

10.

В нашем институте с каждым годом увеличивается контингент студентов.

 

3. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены  афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных  высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

  1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).
  2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3.      Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4.      Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5.      Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школьная республика»»

Слайд 2

Образ жизни для формирования активной жизненной позиции

Слайд 3

Будущее Отечества, его экономическое процветание зависят прежде всего от молодежи. Подростки должны знать образ жизни, который оказывает влияние на них самих, способствует формированию их активной жизненной позиции. Они должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма, она требует компромиссов, усилий, терпимости. Поэтому в школе необходимо создать такое пространство, где основным принципом была бы инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся. Одной из форм детского саморазвития являются органы ученического самоуправления, моделью которого является школьная республика. Эта модель даёт возможность познакомить ребят с общечеловеческими ценностями, обучить их моделям поведения в демократическом обществе, создать, наконец, в любой школе такое детское самоуправление, которое научит их думать, выбирать себе лидера, менять его, принимать нужное решение.

Слайд 4

Школьная республика – это маленькая страна со своими требованиями, а именно: наличие нормативной базы; наличие органов самоуправления; строгая система отчётности; система стимулирования учащихся; наличие собственных отличительных знаков:

Слайд 5

Как создать школьную республику?

Слайд 6

знакомство ребят с демократическими процедурами, общечеловеческими ценностями; обучение их моделям поведения, присущим демократическому обществу. ЦЕЛЬ:

Слайд 7

Нормативная база Конвенция о правах ребёнка Устав школы; Устав школьной республики; Конституция школьной республики; Положение об органах классного самоуправления; Планы работы

Слайд 8

Методы: метод убеждения метод упражнения метод стимулирования

Слайд 9

Формы: школа актива / обучение мастерству, помощь и содействие/ игра /референдум, день самоуправления, конкурсы года/ мозговой штурм

Слайд 10

Школьная республика «Юные россы»

Слайд 11

Структура власти Кабинет министров Школьный суд Школьная Дума

Слайд 12

Структура классного самоуправления: Конференция городская администрация мэр города министр образования министр культуры и спорта министр порядка министр информации горожане

Слайд 13

Герб ЮР

Слайд 14

Флаг ЮР

Слайд 15

Гимн ЮР У нас в стране школ разных много есть, Всем им любовь, хвала, почёт и честь. Но только есть средь миллионов школ Та, что давно Волхонщинской зовётся. Как родную любим мы её всегда, Ведь родина у каждого одна. Скандирование: El pueblo unido Ja mas sera vensido Когда мы едины, Мы непобедимы! Одной семьёй живём мы с давних пор, Как будто 10 братьев и сестёр. И на гербе у нас для «Юных росс» Нет льва, орла иль злого павиана, И никто не сможет разорить мою Большую и сплочённую семью. Скандирование: El pueblo unido Ja mas sera vensido Когда мы едины, Мы непобедимы!

Слайд 16

Республиканская печать Ю

Слайд 18

Программы 1. Новые имена 2. Древо жизни 3. ДОМ 4. Игра – дело серьёзное 5. Пресс-центр 6. Бизнес-центр

Слайд 19

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ. проверка дневников; ведение экрана успеваемости; контроль за успеваемостью; помощь отстающим в учёбе; составление отчётов успеваемости и посещаемости по четвертям

Слайд 20

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И СПОРТА организация и проведение культурных мероприятий; помощь классному руководителю в организации экскурсий; проведение спортивных мероприятий.

Слайд 21

МИНИСТР ПОРЯДКА организация дежурства в классе; организация генеральной уборки в классе; наведение дисциплины в классе.

Слайд 22

МИНИСТР ИНФОРМАЦИИ Формирование имиджа класса; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией

Слайд 23

АКЦИЯ «50 добрых дел»

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классное самоуправление

Слайд 2

Самоуправление - это не органы, не функции, не организация субботников, праздников, встреч – это идеи, интересная, увлекательная жизнь класса, школы. Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Только так складывается настоящее самоуправление.

Слайд 3

Главная функция самоуправления состоит в привлечении всех учащихся к сознательному систематическому участию в управлении делами класса путем создания работоспособных органов коллектива.

Слайд 4

Черты самоуправления: Выполнение обязанностей и соблюдение прав; Организаторы на деле, а не на словах; Система органов коллектива.

Слайд 5

Уровни самоуправления в школе: уровень первичного коллектива школьный уровень

Слайд 6

Цель классного самоуправления : Создать среду, благоприятную для гармоничного развития человека, подготовить каждого гражданина к жизни, к выполнению своего долга на земле.

Слайд 7

Задачи классного самоуправления: стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя; формирование классного актива ( городской администрации ), анализ результативности работы актива; включённость в деятельность школьного самоуправления; воспитание ответственности за порученное дело.

Слайд 8

Принципы органа самоуправления в классе: -признание самооценки личности ребёнка; -равноправие всех людей; -взаимосвязь личной свободы и личной ответственности.

Слайд 9

Условия самоуправления в классе: - выборы должны проводиться снизу, то есть в первичных коллективах; - избранные учащиеся должны систематически отчитываться за свою работу; - в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран; - необходима регулярная сменяемость выборных лиц - все правила обязательны для городской администрации.

Слайд 10

Тенденции развития: 1 этап непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива; отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы, некоторое пассивное сопротивление учащихся. 2 этап появление самоуправленческого актива 3 этап включение класса в общешкольный коллектив

Слайд 11

Структура классного самоуправления: Классное собрание городская администрация мэр города министр образования министр культуры и спорта министр порядка министр информации горожане

Слайд 12

Должностные обязанности городской администрации: участие в обсуждении и составлении плана работы класса; назначение ответственных за выполнение городских дел; заслушивание отчётов; организация классных мероприятий; организация встреч с администрациями других городов; связь с кабинетом министров, школьной Думой и администрацией Президента школьной республики «Юные россы».

Слайд 13

МЭР ГОРОДА. подготовка и проведение классных часов; организация выборов министров; распределение обязанностей при проведении классных мероприятий; составление отчётов о работе администрации; участие в заседаниях школьной Думы; контроль за выполнением всех поручений в классе.

Слайд 14

Роль классного руководителя в становлении первичного самоуправления Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Слайд 15

Классный руководитель должен иметь представление: об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нем деловых и эмоционально-психологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно активистов, организаторских умений и навыков.

Слайд 16

Правила классного руководителя не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам; гарантируй помощь каждому при подготовке дела; выстраивай доверительные отношения с детьми; избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

Слайд 17

Работа классного руководителя: 1 этап формирование актива утверждение его роли

Слайд 18

2 этап общение между активистами учёба актива

Слайд 19

3 этап воспитание коллективных традиций развитие самоуправления через городскую администрацию

Слайд 20

4 этап конкурс года развитие демократии в классе

Слайд 21

5 этап Методическое обобщение накопленного опыта и распространение наработок

Слайд 22

Принципы развития самостоятельности « Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель). «Немало можно добиться строгостью, много – любовью, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете). «Каждый человек – исключение» ( К.Ижиковский ). «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци). «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» ( С.Смайло ). «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький). «Кто…умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).

Слайд 23

Представьте себе, что вы – композитор, создавший музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость от того, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр… Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс на лучшую школьную конституцию

Слайд 2

1. ПРЕАМБУЛА. МЫ, ЕДИНЫЙ КОЛЛЕКТИВ УЧЕНИКОВ И ПЕДАГОГОВ, СОЕДИНЕННЫЕ ОБЩЕЙ СУДЬБОЙ, ИСХОДЯ ИЗ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ, СТРЕМЯСЬ ОБЕСПЕЧИТЬ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ ШКОЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЮНЫЕ РОССЫ», ПРИНИМАЕМ КОНСТИТУЦИЮ ШКОЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЮНЫЕ РОССЫ».

Слайд 3

ГЛАВА 1 . ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. ГЛАВА 2. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ГАРАНТИЙ. ГЛАВА 3 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ. ГЛАВА 4 . ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА И СТРУКТУРЫ УЧЕНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Слайд 4

За победой в Тамбов!

Слайд 5

В доме молодёжи

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!