Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Свойства веществ

Лохмотова Галина Борисовна

Из опыта работы со старшими дошкольниками  по познавательно-исследовательской деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1460

(дошкольное отделение)

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе.

Тема «Свойства веществ»

Подготовила и провела
воспитатель Лохмотова Г.Б.

25 января  2016 г.

Цель.   Развитие способностей к преобразованию. Развитие  у дошкольников познавательной  активности, совершенствование   исследовательских  способностей.

Задачи

Образовательные:

  • формирование действий превращения;
  • формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;
  • активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов.

Развивающие:

  • развитие умения   наблюдать, сравнивать различные вещества;
  • развитие экологического сознания;
  • развитие  двигательных действий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»; «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные  палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета)  и жидких веществ (кружки синего цвета), пластилин; подставка для поделок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

        Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он, также как и мы, собирается в этом году в школу. Он пришел к нам с проблемой. Вчера он рисовал красками,  и у него сломалась кисточка. Буратино узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую? Ответы детей.

Ребята, а давайте расскажем Буратино, что такое превращение?

«Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

Приведите примеры превращений.

Дети приводят примеры превращений.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли возможно превращение? Ответы детей. 

Сегодня мы станем вновь станем исследователями, отправимся в нашу научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Буратино отправится вместе с нами. А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий.

Дети садятся за столы.

 Воспитатель. Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая). А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо.

Возьмите  кусочек мела. Для чего нужен мел? Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.)

Был один кусочек мела, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель спрашивает: «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка  и мел – что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек?  (Ответы детей). Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель берет большой кусок льда и говорит: «Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем и будет много кусочков». Разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда. Воспитатель продолжает: «Ну-ка, попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

Давайте проведем еще один опыт».

Воспитатель дает каждому ребенку стакан с водой и пустой стакан и предлагает: «Сломайте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды».

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.  Дети переливают воду обратно в один стакан.

Воспитатель. Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему? Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Раз – присели, два – привстали,

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора.

Шагают на место

Дети садятся за столы.

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель.  Пластилин какой? (Твердый.) Давайте помнем его пальцами вот так.

(Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.)

Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель. Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята? (Да, получается.) Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? (Нет). Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали). Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

Ребята, так что мы ответим Буратино? Сможем мы сделать  его кисточку целой? (Нет). Но ты, Буратино,  не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку.  (Дарит). А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким? ».

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Приготовились? Начали!

Жидкие вещества: суп, камень, компот, сок, керосин, бензин,  духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Дети показывают соответствующие символы.

На этом наша деятельность сегодня  заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте уберем все со столов на место.  Дети убирают пособия на приготовленные места.

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Раз – присели, два – привстали,

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора.

Шагают на место

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Топают

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Хлопают

Киваем головой, киваем головой.

Кивают головой вправо – влево

Мы руки поднимаем,

Поднимают руки вверх

Мы руки опускаем

Опускают вниз

Мы руки разведём,

Разводят в стороны

По кругу все пойдём!

Ходят по кругу.

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий