Презентация "Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности"

Лохмотова Галина Борисовна

Опыт работы по развитию  познавательных способностей старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской  деятельности 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1460 (дошкольное отделение) Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности Подготовила воспитатель Лохмотова Г.Б.

Слайд 2

Познавательные способности Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации , в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Слайд 3

Актуальность проблемы Проблема развития познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики , призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Особенно актуальна она на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. ФГОС ДО В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Содержание Программы в образовательной области « Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , и т.д. Конкретное содержание данной образовательной области может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)- как сквозных механизмах развития ребенка.

Слайд 4

Обоснование выбора темы О дной очень важной составляющей развития познавательных и творческих способностей дошкольников является экспериментирование или способность к преобразованию . Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую ». Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , A.B. Запорожец, Л.А. Венгер , О. М. Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования исходной ситуации совершаются с помощью системы особых действий, позволяющих оперировать отношениями противоположности. Задача педагогов – в процессе познавательно-исследовательской деятельности обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. В качестве содержания физических явлений нами были выбраны постоянно наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов.

Слайд 5

Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, мы сформулировали цель нашей работы с дошкольниками подготовительной к школе группы. ЦЕЛЬ : развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности; формирование способностей к преобразованию. Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи . Образовательные: Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность. Расширение кругозора . Обучение приемам исследовательской деятельности . Развивающие: Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости). Развитие психических познавательных процессов. Воспитательные: Воспитание творческой, самостоятельной личности. Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуре умственного труда. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру .

Слайд 6

Этапы работы Работа по данной теме проводилась поэтапно: Организационный или подготовительный подбор и изучение методической литературы, определение целей, составление плана работы, подготовка развивающей предметно-пространственной среды, 2 . Основной Организация работы с детьми в совместной деятельности с воспитателями; Организация уголка экспериментирования Взаимодействие с семьей: анкетирование родителей по теме, рекомендации родителям (оформление папки-передвижки), беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий. родительское собрание «Познавательное развитие старших дошкольников». 3. Заключительный – анализ результатов работы, ожидаемые результаты В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы: теоретический : изучение литературы по заявленной проблеме; практический : непосредственные действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.

Слайд 7

План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Месяц Тема Программное содержание Сентябрь Превращение Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал» (станет). Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Октябрь Ознакомление со свойствами песка и глины Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулке). Легкое - тяжелое Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвеши­вания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тя­желый, легкий, тяжелее, легче. Ноябрь Твердое – жидкое, жидкое - твердое Формирование представлений о твердых веществах и жидких; формирование представлений о плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Нагревание - охлаждение Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Декабрь Испарение Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла. Развитие способностей к преобразованию. Конденсация Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие представлений об источниках тепла. Развитие способностей к преобразованию. Январь Лед – вода - пар Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Игра «Царство льда, воды и пара» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. Февраль Свойства и строение веществ Формирование представлений о свойствах и строении твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. Воздух и его свойства Формирование представлений о воздухе и его свойствах, о значении воздуха для практических целей человека. Развитие способностей к преобразованию. Март Плавание тел Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Знакомство с термометром Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Апрель Нагревание проволо­ки, теплопере­дача Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. Незнайка и мороженое Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Слайд 8

Ожидаемые результаты Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 9

Формы работы с детьми Непосредственно образовательная деятельность. Наблюдения в природе. Эксперименты в природе. Деятельность в уголках экспериментирования. Дидактические игры.

Слайд 10

Среда Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей.

Слайд 11

Уголки для экспериментирования Усиливающаяся познавательная активность детей требует создания в группе уголка познания или сенсорного центра, где есть возможность для детей познавать и исследовать . Основные принципы организации сенсомоторного уголка: • Доступность; • Безопасность; • Креативность; • Разнообразие объектов. Оборудование для экспериментирования: (спиртовка, пробирки, воронки , емкости для воды, тазики, и т.д.). Приборы (магниты, микроскоп, лупа, весы, песочные часы, увеличительные стекла, мерные ложки и т.д .). Природные материалы (песок, вода, глина, земля, парафин, соль, ракушки , минералы и т.д.), Элементарные устройства , модели, макеты для демонстрации каких либо свойств, явлений , наглядные модели познавательной деятельности, алгоритмы деятельности , предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Слайд 12

Уголок экспериментирования

Слайд 13

Непосредственно образовательная деятельность Твердое - жидкое Нагревание - охлаждение Вода соленая Вода выпарилась, а соль осталась

Слайд 14

Ознакомление со свойствами песка и глины Что легче и что тяжелее Какой шарик плавает, а какой утонет? Стирка и глажение «Превращение» (испарение)Снегурочки

Слайд 15

Открытое занятие «Свойства твердых и жидких веществ» У Буратино проблема Деревянная палочка, мел и лед - твёрдые Воду можно «сломать» и снова сделать «целой»

Слайд 16

Наблюдения и Экспериментирования детей в свободной деятельности Вода жидкая и текучая Глина была твердая – стала мягкой

Слайд 17

Дидактические игры Название игры Цель Наоборот Игра «Тяжелый – легкий» «Светло – темно» «Горячий – холодный» Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. «Угадай превращения» «Освоение схемы «превращения». «Назови твердое или жидкое» «Твердое – жидкое». Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Игра «Лед – вода – пар» Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Игра «Царство льда, воды и пара» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. Игра «Заморозить – растопить» Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

Слайд 18

Взаимодействие с семьей Информирование родителей по теме, анкетирование родителей по теме, (см. Приложение № 1) Консультация для родителей «Познавательное развитие старших дошкольников». рекомендации родителям ( оформление папки-передвижки), (см . Приложение № 2) индивидуальные беседы , привлечение родителей к выполнению домашних заданий, ( см. Приложение № 3)

Слайд 19

Результаты анкетирования 62 % родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом; 52% анкетированных родителей ответили, то дети часто продолжают начатые в детском саду эксперименты дома ; 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка дома; 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними . Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Слайд 20

Используемая литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., Мозаика-синтез, 2014 г. Н.Е. Веракса , Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет. - М ., Мозаика-синтез, 2014 г.

Слайд 21

Приложение 1 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ» (для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя ).

Слайд 22

Приложение 2 ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?) Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы. Поливка цветов (все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними. Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Слайд 23

Спасибо за внимание!