Дополнительное образование Обобщение опыта "Издание школьной газеты"

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

Педагогический опыт по теме был обобщен на районном и заявлен для обобщения на областном уровне. 

"Метод проекта (издание школьной газеты)  как средство формирования компетентностей у школьников различного возраста "

1.Вступительная часть

Условия возникновения опыта

Как известно, одной из задач, которые решает современная школа, является создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Учитель готовится к уроку всю жизнь, не зависимо от того, это учитель-предметник или учитель-воспитатель. Я также нахожусь в поиске новых форм воспитательной работы, потому что, как и многие учителя, совмещаю профессию преподавателя с работой классного руководителя. И для меня очень важно, чтобы мои дети были честными, умными, добрыми, занимали активную гражданскую позицию, учились жить в современном обществе. А это невозможно без интеграции воспитательной и учебной работы. Одной из форм, которая развивала бы различные компетентности, я вижу для себя организацию и издание школьной газеты.

Противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на систему работы, выстроить иерархию целей и задач, по сравнению с традиционно-предлагаемыми в существующих программах

Стремясь сплотить учащихся параллели пятых классов, мы предложили ребятам новую форму работы, которая помогла бы им заявить о себе, как о творческих, умных и активных учениках, пришедших в среднее звено школы. Почему именно газета?

Во-первых, не все дети готовы  и могут демонстрировать свои таланты перед широкой аудиторией, на сцене, ребенку психологически комфортнее создать небольшой творческий  проект самому, пусть это будет рассказ, фотография, сообщение, стих и т. д. Но где и как показать то, что ты создал? Один из вариантов – газета. Не секрет, что часто ученик не может найти себе поручение по душе в классе. Такой ребенок может попробовать себя в газете: в качестве корреспондента, если тебе нравится общаться, и ты хочешь найти друзей и знакомых в других классах; дизайнера, если нравится работать и творить в компьютерных программах; корректора, если ты чувствуешь себя знатоком русского языка; распространителя газеты, если хочешь попробовать себя в бизнесе. Почему бы и нет? А может, это способ развить в себе качества, которые ты стесняешься проявить в своем классе. Коллектив детей, работающих в газете – разновозрастной, мы принимаем всех. Главное условие - желание работать и чувство ответственности.

Во-вторых, как известно, учебная программа не дает свободы выбора темы, но в тоже время мы должны научить ребенка грамотно и красиво говорить, доказывать свои мысли, убеждать, общаться. Работая в газете, ученик выбирает тему, интересную для него самого, обрабатывая материал, развивает учебные и коммуникативные навыки в творческой форме. А лучше и надёжнее всего запоминается информация, и усваиваются практические приемы значимые и интересные для ребенка.

В-третьих, одним из критериев современного человека является своевременная информированность в различных областях жизни. Хотя мы и живем в отдаленном поселке, средства массовой информации, Интернет  позволяют нам быть в курсе политических, экономических и культурных событий всего мира. Но, как не парадоксально, школьники отдаленных поселков зачастую испытывают замкнутость информационного  пространства в пределах собственного района. Средства массовой информации недостаточно освещают жизнь, интересы и проблемы школьников, а именно, нет молодежных страничек в районной газете,  радио отсутствует, а телевидение не может предоставить эфирное время для школьников. Поэтому, как один из вариантов расширения информационно-образовательного пространства района, мы рассматриваем издание школьной газеты, в которой  рассказываем об  активной школьной жизнедеятельности, о наших проблемах и достижениях, привлекая к работе в ней учащихся разного возраста всех школ района.

Таким образом, работа в газете – это один из способов разрешить проблемы учебного и психологического характера, возникающие у детей разного возраста с разным уровнем обученности и общения, а также расширение информационно-образовательного  пространства района.

Анализ существующих противоречий:

- я, ученик, хочу проявить себя, но боюсь выйти на сцену, аудиторию и т.д.;

- хочу общаться, но не могу в классе;

- хочу быть значимым для себя, класса, школы, но не могу придумать как;

- я, учитель, хочу, чтобы у ученика была развитая речь, а рамки учебной программы не позволяют в полной мере заинтересовать его;

- я, классный руководитель, хочу, чтобы все мои ученики проявляли себя в различных видах учебной и трудовой деятельности, но они не всегда проявляют заинтересованность или испытывают дискомфорт и чувство стеснения;

 - я, учитель и классный руководитель, хочу, чтобы мои воспитанники были не только активными участниками общешкольной жизни, но и успешными в учебе, чтобы могли применять полученные знания и умения на практике, испытывали радость от  выполненной работы;

показал, что назрела необходимость пересмотра целей и задач, которые я ставила перед собой первоначально, включаясь в работу классного коллектива.

2. Основная часть

Цель:

Формирование у школьников с разным уровнем обученности  различных ключевых компетенций через проектную деятельность

Задачи: 

Формирование и развитие

Информационных компетентностей:

  1. Научиться работать с историческими документами, периодическими изданиями, энциклопедической литературой, а также  в Интернете, краеведческом музее и архиве районной газеты
  2. Изучить структуру газеты и определить основные рубрики
  3. Расширить информационно-образовательное пространство района

Коммуникативных компетентностей:

  1. Научиться брать интервью, анкетировать, анализировать собранный материал и писать статьи
  2. Научиться работать в команде
  3. Научиться презентовать себя, свой проект

Компетентностей самообразования

- Прикладные компетентности:

  1. Научиться фотографировать и обрабатывать фотоматериал в компьютерной программе
  2. Научиться верстать газету в компьютерной программе
  3. Найти способы тиражирования газеты

Компетентности самоорганизации

- Профессиональные компетентности:

  1. Получить первоначальные профессиональные навыки по менеджменту, журналистике

- Гражданско-правовые компетентности:

  1. Заявить о своей гражданской позиции, издавая  школьную газету

 

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. В какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.

Современному  обществу нужен гражданин, обладающий знаниями, умениями, навыками, которые он может применить на практике в повседневной  многогранной жизни. Молодой человек должен владеть азами многих профессий, чтобы быть востребованным в постоянно-изменяющемся с точки зрения экономики обществе. Основное направление работы нашей школы отражено в ее программе  - адаптивная школа.

Опыт, приобретенный во время обучения и работы над изданием школьной газеты, помогает детям самоопределиться и  приобрести первоначальные профессиональные навыки таких профессий, как редактор, корреспондент, дизайнер, печатник, корректор, менеджер, промоутер и т.д.

Занимаясь исследовательской работой, дети расширяют свой кругозор, углубляют знания по истории, краеведению, литературе, русскому языку. Более того, понимая, что не хватает теоретических и практических знаний для реализации всех задуманных планов, ребята сами стремятся познать новое. Требуются консультации по риторике, основам фотографирования, работы в компьютерных программах, советы психолога.

Ученик становится частью общего проекта «Школьная газета», а это ответственность за качество и своевременность выпуска. Совместная работа не только объединяет учащихся разного возраста, но и обучает работать в команде, чувствовать ответственность за каждый номер газеты, помогать и обучать друг друга.

Интерес к разным предметам  и сотрудничество  способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Описание опыта

Проектная деятельность по изданию школьной газеты

Реализация проекта началась в 2007 году. Анализ работы за  три  учебных года позволяет предположить, что рамки проекта за этот период расширились. И газета, задуманная как печатный орган одной школьной параллели, становится общешкольной районной газетой.

В сентябре 2007 года в школе  по инициативе родителей, пятиклассников и их классных руководителей был создан Союз Классных Коллективов, который мог бы помочь сдружиться учащимся в параллели. Пятиклассники, став учениками среднего звена,  заявили о себе  через свою газету, которая стала  печатным органом Союза пятиклассников. Работа творческих групп позволила составить программу действий по изданию газеты в параллели пятых классов. Во время исследовательской работы дети познакомились с историей возникновения газеты вообще, русской газеты, в частности и историей районной газеты. Кроме того, узнали, представители каких профессий принимают участие в создании газеты, и попробовали себя в роли редакторов, корреспондентов, фотокорреспондентов и дизайнеров верстки газеты.

Название газеты «SuperSkolka» произошло в результате жарких споров в редколлегии. Было решено: Super - лучшая, Skolka – от английского слова «School» - школа, которое переделали в маленькую школу (школку). Осталось объединить эти два слова в одно и получилось: «SuperSkolka» («Супершколка») - лучшая школа (или школка). Согласно «Закону о печати» названия средств массовой информации, издаваемых в России, должны быть русскоязычными. Так появилось второе название у газеты – «Супершколка».

Одним из важных шагов по изданию газеты стала разработка и принятие Положения о работе школьной газеты. 

Дети, занимающиеся в творческом объединении, овладевают навыками разных профессий. Каждый пишет о том, что для него интересно. Дети узнают, какие мероприятия будут проводиться согласно школьному плану, и определяют главную тему номера. Если надо взять интервью, составляют вопросы и назначают встречу с будущим героем репортажа.

Работая над выпусками газет, проводили анкетирование по волнующим школьников темам: «Здоровый образ жизни», «Твое свободное время», «Жизнь твоего класса», «Самые интересные мероприятия школы (класса)» и т.д. Анализировали результаты анкет, делали выводы и, конечно, писали статьи. Когда не хватало знаний и умений для того, чтобы написать интересную статью, составить вопросы для интервью, логически построить текст или проанализировать анкеты и факты за консультацией обращались к учителям литературы, риторики и русского языка. А чтобы научиться профессионально  фотографировать и редактировать фотографии, корреспонденты посещали школьный фото-кружок. Подготовленный спецкорами материал набирали в текстовом редакторе, но не оформляли. Когда собран весь материал выпуска, творческая группа во главе с редактором составляла план-проект будущей газеты и передавала его в работу дизайнерам по верстке газеты. Современные условия требовали применения новых технологий. Консультантом в вопросах, возникающих в процессе работы над версткой газеты, выступал учитель информатики. Постепенно складывалась система обучения юных  «газетчиков». Учились многому и далеко  непросто.

Интервьюеры для начала учились формулировать и задавать простейшие вопросы, писать вступление и заключение к интервью. Помогала детям игра, драматизация. Постепенно складывался собственный стиль общения с теми, у кого брали интервью. Содержание бесед становилось интереснее, разнообразнее, глубже.

Репортёры  учились описывать события на основе увиденных мероприятий в школе, в посёлке, в областном центре. Начинали с простых упражнений: «Расскажи, что увидел? Что запомнилось? Почему? Как оцениваешь событие?». Поначалу дети стеснялись, с трудом подбирали слова, затем дело пошло лучше: появились интересные яркие заметки,  в которых чувствовалась индивидуальность автора.

Фотографы   посещали фотокружок, где постигали азы профессионального мастерства. Учились выбирать ракурсы, знакомились с типами фотоаппаратуры, компьютерными фоторедакторами. Тяжелее всего было научиться выбирать самый неповторимый момент мероприятия, отражающий не только его содержание, но и эмоции, чувства, настроение участников. Наша газета теперь может похвастаться удачными фоторепортажами, при создании которых  требуются  более сложные умения:

-соотнести содержание текста заметки, интервью и фотографии;

-создать вступление и заключение  к фоторепортажу.

Самая интересная работы была у дизайнеров по вёрстке газеты. Им пришлось изучить программу  «Scribus», в результате чего школьники усовершенствовали навыки печатания на компьютере, фоторедактирования, творчески подходить к оформлению газетной страницы.

Постепенно определилась небольшая группа лидеров,  из числа которых был избран редактор. Конечно, это был школьник, овладевший  большинством навыков по созданию и выпуску газеты и обладающий организаторскими способностями.

Группа промоутеров  объединяет ребят, способных к реализации и рекламе газеты. Промоутеры обучаются мастерству воздействия на потенциальных покупателей и читателей газеты.

 В газете представлено много разных рубрик, в которых любознательный читатель может найти интересующую его информацию:

«Какие МЫ?» - рассказываем о себе, о своих интересах;

«Пусть говорят…» - интервью, отзывы, мнения;

«Среди нас живут таланты» - художественные произведения школьников;

«Умникам и Умницам» -  кроссворды, загадки, интересные факты;

«Гостевая страница» - эта страничка для всех, кто желает высказаться;

«Разрешите представить»  -  представляем классы;

«А может и не сказка…» - в занимательной форме рассказываем о правилах;

«Черная кошка» - приметы и суеверия;

«От всей души» - говорим теплые слова;

«Поздравляем»;

«Рекламка» - разные объявления;

«На правах рекламы» - представляем диски, книги, журналы;

«Спорт! Спорт!! Спорт!!!»;

«Весточки от родителей» - отзывы родителей о школьной жизни.

 Периодически мы проводим анкетирование, чтобы выявить значимость нашей газеты и учеников, желающих работать над изданием газеты или просто ее выписывать. В опросе приняли участие ученики 4-8 классов в количестве 124 человек. Выяснилось, что

- 94% учащихся школы знают о существовании газеты “SuperSkolka”, а 

- 51% хотят ее выписывать,

- 35% могли бы  прочитать газету в читальном зале библиотеки или на стенде в холле школы,

- 14% - проявили равнодушие.

Ученики нашей школы считают, что газета нужна для того, чтобы в первую очередь, узнать о школьной жизни, и собственная газета, по мнению ребят, один из способов сделать нашу школу популярной, а так же для получения новой и интересной информации; больше узнавать о талантливых учениках, об учебе и о других людях. Газета, как считают ребята, помогает расшить кругозор и реализовать свои увлечения и даже привить любовь к чтению.

По результатам анкетирования мы узнали, что на страницах газеты ребята хотят больше читать о спорте, моде, музыке, уходе за домашними животными, технике, природе, истории нашего края. Были предложены новые рубрики: «Ищу друзей», «Доска почета», «Наш класс – лучший», «Творческая страничка», «Звезды школы», «Самое вкусное», «Кто смешнее», «Очумелые ручки», «КВН», «Школьные происшествия», «Спорт-line», «Хочу все знать», «Музыка в нашей жизни».

В 2007-2008 учебном году наша газета только начинала жить, мы пробовали себя, пытались понять, что действительно интересно нашим читателям. С сентября 2007 по май 2008 года в газете пятиклассников имели возможность проявить свои таланты около 100 учащихся 1-11 классов и учителя МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг».

2008-2009 учебный год стал новым этапом в развитии школьной газеты. В редакционную коллегию вошли учащиеся  как третьих, так и одиннадцатых классов. В рамках проекта «Общешкольная  районная газета “Супершколка” работает инициативная группа детей разного возраста в количестве 15 человек. Администрация школы оказывает всестороннюю помощь, предоставляя ученикам возможность работать в ресурсном кабинете, пользоваться услугами Internet и участвовать в разных конкурсных программах. Учителя и родители готовы к сотрудничеству. В течение года работы были налажены партнерские связи с районной газетой «Тенька», Центром Дополнительного образования и районной библиотекой. С администрацией школы поселка Усть-Омчуг существует договоренность о содействии и финансировании проведения обучающего семинара, форума и «творческой гостиной».

К сожалению, в 2008-2009 учебном году у нас не было возможности тиражировать газету «Супершколка» (“SuperSkolka”) и мы могли предложить ученикам школы прочитать ее только на стенде газеты в холле школы и в читальном зале школьной библиотеки. Чтобы заработать средства на приобретение копировального оборудования инициативная группа учащихся при поддержки администрации школы приняла участие в  конкурсе малых грантов, проводимом в рамках Благотворительной программы «Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF», которая реализуется британским Благотворительным фондом «Чаритиз Эйд Фаундейшн» и выиграла его. Мы смогли приобрести ризограф, компьютер и  оборудовать кабинет для редакции школьной газеты.

Школьная газета была представлена на девятой и десятой школьной научно-практической конференциях (2008 и 2009 гг.). На научно-практической конференции 2010 года газета будет представлена в новой форме – «Портфолио школьной газеты «Супершколка».

Работая в школьной газете, участвуя в конференциях, победив в конкурсе CAF, учащиеся старались не только заявить о себе, но, прежде всего, проявить свою гражданскую позицию. Издавая газету, мы пропагандируем любовь к истории родного края, здоровый образ жизни, желание самосовершенствоваться и получать профессиональные навыки. Мы стремимся работать не только в рамках школы, на страницах газеты мы отражаем события, происходящих в центре дополнительного образования для детей и детского сада, проводим разные акции, например, «Несем добро» (нарисуй добрый рисунок). Цель акции - побудить жителей поселка, глядя на рисунки детей, стать чуть добрее и внимательнее друг к другу. Принимаем  участие в акции «Мы за здоровый образ жизни», выпуская листовки против наркомании, алкоголя и табакокурения.

Важным шагом стало участие в акции «Я – гражданин России» потому что оно помогло заявить о нашей газете на районном, областном и всероссийском уровне и, самое главное, проявить гражданские позиции.

Рамки школьной газеты становятся слишком малы для учащихся нашей школы. Мы выходим на школы района, проводим обучающие семинары, в наших планах – форумы и  слеты юных корреспондентов. Мы создали свою страничку на сайте школы, и выпускники прошлых лет могут держать руку на пульсе школьной жизни. Будущее нашей газеты – общешкольная районная газета. Современные технологии позволяют нам также реализовать наши амбициозные планы по налаживанию связей со школьными газетами других школ области, страны.

 Работа над газетой – захватывающий творческий процесс. То, что у детей есть своя газета, вызывает у создателей особую гордость, ответственность за ее результаты. В процессе издательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий создаются оптимальные условия для межпредметной интеграции и интеграции с дополнительным образованием. Расширяется круг профессий, основы которых можно приобрести, работая над изданием газеты. Это и печатник, и корректор, и дизайнер по верстке газеты. Решаются важные задачи формирования у детей учебных, творческих, профессиональных, коммуникативных, социальных, гражданских и правовых компетенций. Включение школьников отдаленных северных поселков в реальную социально востребованную и лично значимую деятельность помогает им в овладении социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации.

3. Результативность опыта, возможность применения его в других образовательных учреждениях

  • Научились работать с историческими документами, периодическими изданиями, энциклопедической литературой, а так же  в Интернете, краеведческом музее и архиве районной газеты. Анализировать и делать выводы
  • Изучили структуру газеты и определили основные рубрики, а также узнали, кто работает над созданием газеты
  • Испытали себя, пробуя брать интервью, анкетировать, анализировать собранный материал и писать статьи, фотографировать, обрабатывать фотоматериал и верстать газету в компьютерных  программах
  • Определили, что необходимо для того, чтобы издавать газету в школьных условиях
  • Заявили о своей гражданской позиции, приняв участие в акции «Я – гражданин России»
  • Газета стала источником информации (Выпустили 20 номеров школьной газеты)
  • Провели обучающий семинар, наладили связи с МОУ «Сош в пос.Омчак»
  • Дети приобрели опыт участия в проектной деятельности (конкурс малых грантов, проводимый в рамках Благотворительной программы «Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF», которая реализуется британским Благотворительным фондом «Чаритиз Эйд Фаундейшн»)

Конечно, еще много нерешенных задач, есть проблемы:

- требуется специальные диагностики для проверки сформированности разных компетентностей;

- необходим факультатив для разновозрастной группы с целью обучения детей писать статьи, брать интервью и т.д.;

- по мере возможности надо продолжить работу фотокружка.

4. Выводы

Интеграция условий основного и дополнительного образования в школе способствует формированию ключевых компетентностей детей через использование современных образовательных технологий, в том числе метода проектов, а также  решению важных проблем современного образования:

-    слабая профориентационная работа

- низкая мотивация учащихся к различным видам образовательной деятельности

- недостаточный уровень развития ключевых компетентностей у отдельных категорий школьников.

 Новаторский подход заключается в поиске оптимальных средств и форм образовательной деятельности:

- обучающий семинар

- круглый стол

- проектная деятельность

- использование информационно-коммуникационных технологий

- игровые формы

- портфолио

- участие в научно-практических конференциях

- участие в социальных проектах и акциях

Успешной реализации проекта способствует совместная деятельность учителей, психологов, педагогов дополнительного образования, родителей и главных героев – учащихся. В работу по изданию газеты вовлечены дети различных категорий (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья) и всех возрастов (с первого по одиннадцатый класс).

Итак, чем шире коммуникативная среда, тем успешнее развитие личности ребенка и плодотворнее формирование ключевых компетентностей.

5. Приложения

1. Технологическая карта

2. Экскурсия «В редакции газеты  «Супершколка»»

3. Рубрики газеты «СуперШколка»

4. Задания, используемые при консультировании учащихся

5. План выпуска газеты

6. Приемы  развития творческого воображения и речи детей на занятиях в  творческом объединении по изданию школьной газеты.

7. Вариант анкеты для учащихся (членов творческого объединения) по актуальным для них вопросам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Технологическая карта

Фамилия, имя, отчество

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

Должность

Педагог дополнительного образования

Стаж работы в должности

3 года

Тема инновационного педагогического опыта

Метод проекта как средство формирования компетентностей у школьников различного возраста

Источник изменений

Практическая деятельность в качестве учителя, классного руководителя  убеждает  в том, что современные дети испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Им свойственно общение по телефону, через  SMS, компьютерный чат. Из жизни детей уходит живое общение, основанное на психологическом  комфорте. Это, в свою очередь, способствует формированию замкнутости, неуверенности, чувства страха перед людьми, и в дальнейшем таким детям сложно работать в команде, находить общий язык с окружающими.  Кроме этого, требования к развитию речи учащихся в школе ограничены определённым перечнем умений и навыков, которые формируются в результате достаточно однотипных упражнений: сочинений, изложений, ответов на вопросы. У ученика и учителя на уроке слишком мало времени для свободного творческого общения. Недостаточно его и в процессе работы на факультативах, индивидуальных учебных консультациях. В итоге определены противоречия,  существующие  в детской  и педагогической  деятельности:  

- я, ученик, хочу проявить себя, но боюсь выйти на сцену, аудиторию и т.д.;

- хочу общаться, но  в классе общение не получается;

- хочу быть значимым для себя, класса, школы, но не могу придумать как;

- я, учитель, хочу, чтобы у ученика была развитая речь, а рамки учебной программы не позволяют в полной мере заинтересовать его;

- я, классный руководитель, хочу, чтобы все мои ученики проявляли себя в различных видах учебной и трудовой деятельности, но они не всегда проявляют заинтересованность или испытывают дискомфорт и чувство стеснения;

- я, учитель и классный руководитель, хочу, чтобы мои воспитанники были не только активными участниками общешкольной жизни, но и успешными в учебе, чтобы могли применять полученные знания и умения на практике, испытывали радость от  выполненной работы.

Анализ данных противоречий показал, что назрела необходимость пересмотра целей и задач деятельности учителя-предметника, являющегося по совместительству педагогом дополнительного образования.

Идея изменений

В России наработан огромный опыт организации развивающего досуга детей. Он базируется на творческой  переработке метода  проектов Дж. Дьюи, адаптацией которого занимались С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова, П.Ф. Лесгафт. В основе нынешней системы дополнительного образования лежат советские традиции. Более важным для понимания возможностей воспитания являются идеи и практика выдающихся педагогов, в частности опыт А.С. Макаренко и работа его последователей. А именно,

-   школьное производство как система отношений. Если в школе будет свое производство, и пусть каждый ученик поработает недолго, хотя бы один час в день, он получит опыт участия в управлении производством. Главное в данной ситуации – не сам труд, а отношения вокруг труда.

-  школьный клуб как система отношений. Клуб, для которого характерна общественная деятельность, самоуправление, ответственность и инициатива.

- система широкого и ответственного детского самоуправления и соуправления коллектива учеников и педагогов.

Итак, разнообразные ученические объединения, направленные на отработку и развитие различных форм детского социального движения, ученического самоуправления, социального проектирования и исследования, а также начальная профессионализация  чрезвычайно актуальны в настоящее время. К сожалению, это направление не имеет выстроенной концепции, хотя о необходимости этой работы заявляется на разных уровнях.

Для нас главной задачей является развитие субъективности как способности и умения преобразовывать реальность и выстраивать собственную действительность.

Концепция изменений


Работа по созданию школьной газеты существенно дополняет  систему основного образования в школе.

Предлагаемая система работы  основана на разнообразном использовании проектного метода в индивидуальной, групповой, коллективной  формах деятельности и  направлена на формирование компетентностей   школьников: коммуникативной, информационной, самообразования, самоорганизации. Метод проекта позволяет  школьникам самостоятельно осмыслить явления и факты действительности, творчески их переработать и воплотить в  как в  разножанровых работах, так и общественно значимых формах  (статьях, грантах, научно-исследовательских конференциях, акциях и др.).

В работе используются следующие приёмы:

- словесное  рисование;

- формулирование гипотез;

-отбор системы доказательств  гипотезы или её опровержения;

-  создание текста;

- отбор художественных изобразительно-выразительных средств;

- организация эмоционально богатых событий (экскурсии в редакцию газеты «Тенька»,  районную библиотеку, посещение мероприятий различного уровня);

-рефлексия.

Деятельность, обеспечивающая достижение изменений, началась с определения проблем:

-Кто будет работать над выпуском газеты (формирование коллектива сотрудников);

-Как собрать информацию в будущий номер газеты (вёрстка номера);

-Как писать статьи, брать интервью (содержание каждого номера);

-Как сделать газету красочной и наглядной, привлекательной для подписчиков (дизайн и  маркетинг издания).

Самостоятельное формулирование и решение проблем позволит школьникам  достичь определённых результатов в развитии компетентностей, овладеть навыками и приёмами использования проектного метода и информационно-коммуникационных технологий. Деятельностный подход  способствует созданию условий психологического комфорта, развитию личностных отношений педагога и детей.

       Опыт  по созданию школьной газеты   может использоваться в работе  с детьми различных категорий, в том числе одарёнными. В деятельности  детского объединения реализуются принципы гуманистического подхода в воспитании,  являющиеся основой технологии обучения и воспитания без насилия.        

Условия реализации изменений

Личностные качества педагога:

- Высокая степень коммуникативности

- Стремление и желание творчески работать

- Способность к рефлексии

Организационные условия:

-организация проведения теоретических и практических семинаров «Технология издания школьной газеты»;

- работа  в секции «Социальное проектирование» на научно-практической конференции школьников «Мы  и мир больших проблем»;

Кадровые условия:

-Привлечение к работе специалистов: психолога, учителя русского языка и литературы, журналиста, учителя информатики, фотографа, дизайнера по вёрстке газеты.

Научно-методические условия:

-повышение квалификации  путём самообразования;

-знание методики работы педагога в системе дополнительного образования.

Результаты изменений

Школьники стали авторами  интересных содержательных интервью с одноклассниками,  учащимися школы, педагогами, медицинским работником школы, жителями посёлка Усть-Омчуг, работниками районной администрации, специалистами Молодёжного центра, Департамента образования, фонда «Полюс Золото- CAF». Умение обрабатывать информацию способствует созданию интересных номеров газеты. С увлечением ребята работают над каждым новым номером «Супершколки». Они умеют создавать проект газеты, верстать её страницы, обрабатывать фотоматериал в фоторедакторе, придавать разные формы тексту в программе «Skribus».  С 2007 года выпущено 30 номеров газеты, каждая газета является тематической: «Наша визитка. День учителя»,  «Чем заниматься в свободное время», «Школьные олимпиады», «Вспоминая Новый год!», «Патриотический месячник» и др. Учащиеся пробуют свои силы в разнообразных жанрах (статья, репортаж, очерк, эссе, обзор событий и др.).  Повысился уровень общения участников творческого объединения, определились требования к содержанию и форме общения во время создания газеты. Деятельность творческого коллектива получила признание в школе, районе, области.  Свидетельством этому является стремление детей стать участником «Супершколки», обмен опытом работы с учениками школ района, победа в   конкурсе малых грантов, который  проводится в рамках Благотворительной программы «Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF»,  реализуемой британским Благотворительным фондом «Чаритиз Эйд Фаундейшн», филиалом в России, при поддержке Группы Компаний «Полюс».  На заработанные деньги  (170 тысяч рублей)  были приобретены ризограф, принтер, компьютер, ламинатор.  Победа в  конкурсе способствовала развитию форм работы объединения: был проведён обучающий семинар «Технология издания школьной газеты» для учащихся школ района.

Участие в областном этапе  акции «Я – гражданин России» также принесло победу,  объединение является участником   всероссийского этапа.

      Члены «Супершколки»  способны сопереживать окружающим, понимать проблемы сверстников, оказывать помощь и поддержку нуждающимся в них людям. Дети умеют правильно обратиться ко взрослому человеку с просьбой, поблагодарить,  проявить готовность к сотрудничеству.

Публикации

«Метод проекта как средство развития ключевых компетентностей школьников различного возраста», информационно-аналитический вестник «Образование в Магаданской области, 2009г.;

«Метод проекта – сводное осмысление», районная газетеа «Тенька» от 24 июля 2009г.;

«Информационно-коммуникационные технологии». районная газета «Тенька» от 11 сентября 2009г.;

«Метод проекта – сводное осмысление» (готовится к публикации  в газете «1 сентября»);

«Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития мотивации школьников к изучению английского языка» (материалы международной научно-практической конференции «Непрерывное обучение иностранным языкам: проблемы, решения, перспективы», готовится к публикации в СВГУ)

Описание инновационного опыта педагога

Учитель готовится к уроку всю жизнь, будь он  предметником  или воспитателем. Многолетний стаж работы в качестве учителя английского языка и классного руководителя  способствовал поиску оптимальных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка и формирование разнообразных умений и навыков. С годами представление об умениях и навыках детей расширялось и усложнялось, пришло убеждение в том, что ребёнок должен не просто знать, он должен обязательно уметь.   Это привело к поиску  новых форм воспитательной работы, направленных на формирование ключевых компетентностей школьников. Одним из  условий  формирования компетентностей учащихся является  интеграция основного и дополнительного образования, обеспечивающая  компетентностный  подход, в итоге реализации которого молодой человек, окончив школу,  должен быть готов к профессиональному и личностному  саморазвитию. Основное образование, получаемое детьми в школе, в какой-то степени утратило профориентационную функцию. Система воспитательной работы решает эту проблему частично. Действенную помощь школе  в профориентационной работе оказывает система дополнительного образования, существующая в стенах самого образовательного учреждения. Одной из форм дополнительного образования в МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг» является  творческое  разновозрастное объединение «Супершколка»(«SuperSkolka») Почему была выбрана такая форма как газета?

      Во-первых, не все дети готовы  и могут демонстрировать свои таланты перед широкой аудиторией, на сцене, ребенку психологически комфортнее создать небольшой творческий  проект самому, пусть это будет рассказ, фотография, сообщение, стих и т. д. Но где и как показать то, что ты создал? Один из вариантов – газета.  Коллектив детей, работающих в газете – разновозрастной, мы принимаем всех. Главное условие - желание работать и чувство ответственности.

Во-вторых, как известно, учебная программа не дает свободы выбора темы, но в тоже время мы должны научить ребенка грамотно и красиво говорить, доказывать свои мысли, убеждать, общаться. Работая в газете, ученик выбирает тему, интересную для него самого, обрабатывая материал, развивает учебные и коммуникативные навыки в творческой форме. А лучше и надёжнее всего запоминается информация, и усваиваются практические приемы значимые и интересные для ребенка.

Работа по созданию школьной газеты существенно дополняет  систему основного образования в школе. Содержание курса «Издание школьной газеты» тесно интегрировано с различными образовательными областями: филологией, обществознанием, искусством, технологией и др.  Интересен опыт использования в практической работе основ психологии, социальной практики.

В деятельности  детского объединения реализуются принципы гуманистического подхода в воспитании,  являющиеся основой технологии обучения и воспитания без насилия.  Воспитательная функция объединения неразрывно связана с активной познавательной деятельностью детей, самостоятельность, эффективность познания учащихся основаны на использовании информационно-коммуникационных технологий.   Сочетание  ИКТ и разнообразного   применения  проектного метода  позволяют обеспечить современный уровень качества дополнительного образования.  Кроме этого, такая форма работы как издание школьной газеты способствует решению  внутренних проблем детей.  Большинство школьников, особенно в подростковом возрасте,  чувствуют себя комфортно в небольшой группе, поэтому так часто дети объединены в микрогруппы в классе, школе. Именно такую групповую (парную) форму работы  организую при создании каждого номера газеты (при этом группы динамичны, мобильны, их состав постоянно меняется). Сформированы следующие группы: интервьюеры, дизайнеры, промоутеры, редакторы, технические специалисты (печатники, техники-программисты). Атмосфера, в которой  рождается газета, максимально приближена к условиям  появления  профессионального издания.  Дети  наблюдали  процесс вёрстки районной газеты «Тенька» в редакции, что помогло им подметить профессиональные навыки и умения специалистов. Теперь первые уроки профессии используются  юными издателями в практической деятельности.  Ребёнок получает возможность свободного выбора формы работы: индивидуальной, коллективной, парной.  Таким образом создаются условия саморазвития, самоконтроля, самосовершенствования.  Существует реальная возможность и критической самооценки: школьник видит, что он создал, что у него получилось очень хорошо, а что предстоит исправить.  Ученик становится частью общего проекта «Школьная газета», а    это ответственность за качество и своевременность выпуска. Совместная работа не только объединяет учащихся разного возраста, но и обучает работать в команде, чувствовать ответственность за каждый номер газеты, помогать и обучать друг друга, что в совокупности  способствует развитию важнейших коммуникативных умений:

-понимать тексты различных стилей;

-обрабатывать информацию;

-самостоятельно создавать тексты различных жанров;

-уметь слушать и слышать собеседника;

-использовать в речи разнообразные средства выразительности и др.

Формированию информационной компетентности способствует работа с историческими документами, периодическими изданиями, научно-популярной (в том числе энциклопедической) литературой, публицистикой, в Интеренете, краеведческом музее, архиве районной газеты, с фондом районной и школьной библиотек. Не сразу развиваются такие умения, очень часто дети не могут отобрать нужную информацию, выделить в ней главное и второстепенное, создавать текст по информационному образцу. Преодолеть трудности помогает система упражнений: работа с первичным и вторичным текстами, словарно-лексическая работа, составление словарной статьи, различные виды описания, развивающие лингвистические игры. Такие  приёмы работы способствуют  самообразованию детей, учат их самостоятельно и оригинально мыслить, видеть необыкновенное в самых обыденных житейских вещах, исследовать сущность явлений и проблем.

Занимаясь исследовательской работой, дети расширяют свой кругозор, углубляют знания по истории, краеведению, литературе, русскому языку. Более того, понимая, что не хватает теоретических и практических знаний для реализации всех задуманных планов, ребята сами стремятся познать новое. Требуются консультации по риторике, основам фотографирования, работы в компьютерных программах, советы психолога. В творческом коллективе каждому найдётся занятие по     интересам и по возможностям.  Предложение для всех одно:    «Можно  попробовать себя в газете  в качестве корреспондента, если тебе нравится общаться  и ты хочешь найти друзей и знакомых в других классах; дизайнера, если   нравится работать и творить в компьютерных программах; корректора, если ты чувствуешь себя знатоком русского языка; распространителя газеты, если хочешь попробовать себя в бизнесе. Почему бы и нет? А может, это способ развить в себе качества, которые ты стесняешься проявить в своем классе?»

Наблюдения показывают, что дети, испытывающие  значительные трудности в общении в классном коллективе, со сверстниками, постепенно преодолевают неуверенность,  становятся коммуникабельнее, успешно выполняют обязанности сотрудников редакции. В результате коллективного обсуждения была  разработана  структура газеты, придуманы названия рубрик:

«Какие МЫ?» - рассказываем о себе, о своих интересах;

«Пусть говорят…» - интервью, отзывы, мнения;

«Среди нас живут таланты» - художественные произведения школьников;

«Умникам и Умницам» -  кроссворды, загадки, интересные факты;

«Гостевая страница» - эта страничка для всех, кто желает высказаться;

«Разрешите представить»  -  представляются  классы;

«А может и не сказка…» - в занимательной форме рассказывается  о правилах;

«Черная кошка» - приметы и суеверия;

«От всей души» - высказываются  дружеские  пожелания теплые слова в адрес одноклассников, друзей, учителей, родителей;

«Поздравляем»;

«Рекламка» - разные объявления;

«На правах рекламы» - представляем диски, книги, журналы;

«Спорт! Спорт!! Спорт!!!»;

«Весточки от родителей» - отзывы родителей о школьной жизни.



       Коллектив единомышленников, успешно создающий единственную школьную газету в районе, постоянно растёт и развивается. В него  приходят дети разного возраста,  имеющие различный  уровень   способностей, среди наших авторов – дети с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети, заядлые троечники. Но в объединении  все они чувствуют  себя комфортно. Поэтому пришли  первые творческие успехи.  «Супершколка» стала победителем  конкурса малых грантов, который  проводится в рамках Благотворительной программы «Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF»,  реализуемой британским Благотворительным фондом «Чаритиз Эйд Фаундейшн», филиалом в России, при поддержке Группы Компаний «Полюс».  На заработанные деньги  (170 тысяч рублей)  были приобретены ризограф, принтер, компьютер, ламинатор.  Победа в  конкурсе способствовала развитию форм работы объединения: был проведён обучающий семинар «Технология издания школьной газеты» для учащихся школ района.

            Участие в областном этапе  акции «Я – гражданин России» также принесло победу,  объединение является лауреатом  всероссийского этапа.

            Жителям отдалённого посёлка средства массовой информации, Интернет  позволяют  быть в курсе политических, экономических и культурных событий всего мира. Но школьники из колымских посёлков зачастую испытывают недостаточность  информационного  пространства в пределах собственного района. Средства массовой информации  слабо освещают жизнь, интересы и проблемы школьников, нет молодежных страничек в районной газете,  а телевидение не может предоставить эфирное время для школьников. Поэтому, как один из вариантов расширения информационно-образовательного пространства района, рассматривается  издание школьной газеты, в которой  будет рассказываться  об  активной школьной жизнедеятельности, о проблемах и достижениях  коллектива учащихся.

Работа в газете – это один из способов разрешить проблемы учебного и психологического характера, возникающие у детей разного возраста с разным уровнем обученности и общения, а также расширение информационно-образовательного  пространства района.

Таким образом, интеграция условий основного и дополнительного образования  в школе способствует формированию и развитию ключевых компетентностей детей через использование современных образовательных технологий, в том числе метода проектов.