Методическая копилка

Урочная деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Повторение по теме «Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции».1.63 МБ
Microsoft Office document icon Повторение по теме «Метод интервалов».1012.5 КБ
Microsoft Office document icon Повторение по теме «Уравнения и неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля».2.67 МБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Тема "Целые и рациональные числа".965.5 КБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Тема "Действительные числа".2.43 МБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Тема "Иррациональные уравнения".633.5 КБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Иррациональные уравнения".1.64 МБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Контрольная работа №2 по теме "Степенная функция"549.5 КБ
Microsoft Office document icon Алгебра 10 кл. Тема "Радианная мера угла".1.07 МБ
Файл Алгебра 10 кл. Тема "Поворот точки вокруг начала координат. Единичная окружность". 401.29 КБ
Файл Алгебра 10 кл. Тема "Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Таблица В.М.Брадиса".41.16 КБ
Файл Алгебра 10 кл. Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические формулы».208.16 КБ
Microsoft Office document icon Геометрия 10 кл. Решение задач по теме: «Параллельность прямой и плоскости»1.6 МБ
Microsoft Office document icon Геометрия 10 кл. Тема "Угол между прямыми".2.6 МБ
Microsoft Office document icon Геометрия 10 кл. Контрольная работа № 1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве».1.74 МБ
Microsoft Office document icon Физика 10 кл. Тема "Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты".57 КБ
Microsoft Office document icon Физика 10 кл. Тема "Реактивное движение".1.76 МБ
Microsoft Office document icon Физика 10 кл. Тема "Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия".161 КБ
Microsoft Office document icon Физика 10 кл. Тема "МКТ строения вещества и её экспериментальные доказательства".309 КБ
Microsoft Office document icon Физика 10 кл. Тема "Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости".153 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок №4.4                                                                                        Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Повторение по теме «Метод интервалов».

Тип урока: урок повторения материала за 9 класс.

Цель  урока: систематизация знаний по теме «Уравнения и неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля»;

Задачи: развитие умений пользоваться различными источниками информации.

         личностные:  формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню науки;

         предметные: развивают умения переводить бесконечную периодическую дробь в обыкновенную дробь;

        метапредметные: развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе.  

Оборудование: Урок составлен на основе УМК Г.И.Григорьевой к учебному комплекту Ш.А.Алимова, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Приветствуют учителя.

II. Проверка д/з.

Отвечает на вопросы по заданиям, вызвавшие затруднения у  уч-ся

Взаимопроверка.

III. Работа по теме.

IV. Физкультминутка.

Справочная информация для повторения

Практическая часть

Ведут диалог с учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях

Фронтально  работают у доски в рабочих тетрадях

V. Самостоятельная работа.

Ответы:

Индивидуально работают в р/т.

VI.  Домашнее задание.

тв. зад.(2 вариант)

Записывают в дневник тв. задан.

VII. Рефлексия.

  

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

А-10 к уроку №____

А-10 к уроку №____


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 8.1                                                                                    Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Целые  и рациональные числа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока:.

Задачи: систематизация знаний учащихся о расширении множества чисел (от натуральных до действительных), о свойствах чисел; восстановление навыков действий с действительными числами; ознакомление с понятием предела последовательности; развитие умений пользоваться различными источниками информации.

         личностные:  формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню науки;

         предметные: развивают умения переводить бесконечную периодическую дробь в обыкновенную дробь;

        метапредметные: развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе.  

Оборудование: Урок составлен на основе УМК Г.И.Григорьевой к учебному комплекту Ш.А.Алимова, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

II. Постановка цели и задач.  Актуализация знаний.

       Предлагает учащимся ознакомиться с темой урока и определяет элементы постановки  проблемной ситуации. 

      Напоминает, что введение в 8 классе понятия «действительные числа» было обусловлено невозможностью всегда выполнять операцию извлечения квадратного корня из числа на множестве неотрицательных рациональных чисел (множество рациональных чисел дополнялось множеством иррациональных чисел — бесконечными периодическими дробями).

      Повторит обозначения латинскими буквами всех изученных множеств чисел: N — натуральные числа; Z — целые числа; Q — рациональные числа; R — действительные числа.

Высказывают  свои предположения  по смыслу темы урока и пытаются  определить общую проблемную ситуацию

III. Изучение нового материала.

   

 

Фронтально  работают у доски в рабочих тетрадях

Практическая часть

IV.  Проверочная работа.

V. Физкультминутка.

Ведут диалог с учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях

Работают в диалоге с учителем, придумывают вопрос к понятиям и составляют схему , записывая в тетрадь.

VI. Творческие задания.

Индивидуальная работа

VII. Первичное закрепление знаний

Контрольные вопросы:

Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Домашнее задание

§1-чит.  

  №1, 3, 8; придумать по два примера на   каждую формулу сокращенного умножения.

Записывают в дневник

IХ. Рефлексия

  

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 28.8                                                                                    Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Иррациональные уравнения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока: обучение решению иррациональных уравнений.

Задачи:

         личностные:  формирование навыков познавательной рефлексии;

         предметные: развивают умения решения иррациональных уравнений возведением обеих его частей в одну и ту же натуральную степень;

        метапредметные: развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе.  

Оборудование: Урок составлен на основе УМК Г.И.Григорьевой к учебному комплекту Ш.А.Алимова, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Приветствуют учителя.

II. Проверка д/з.

Отвечает на вопросы по заданиям, вызвавшие затруднения у  уч-ся

Взаимопроверка.

III. Устная работа.

       

IV. Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Лекция.

Ведут диалог с учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях

V. Закрепление изученного материала.

Практическая часть: №151— 155, 183 (четные)

Фронтально  работают у доски в р/ т.

VI. Подготовка к ЕГЭ.

Самостоятельная работа № 154 (1, 3)

Индивидуально работают в р/т.

VII.  Домашнее задание.

§ 9 до зад. 4 (задачи 1-3), №151-155, 183 (нечетные)

Записывают в дневник

VIII. Рефлексия.

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 32.12                                                                                    Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Контрольная работа №2 по теме «Степенная функция».

Цель  урока: контроль знаний.

Задачи:

         личностные:  формирование навыков контролировать и корректировать деятельность в процессе систематизации знаний;

         предметные: развивают умения решения иррациональных уравнений возведением обеих его частей в одну и ту же натуральную степень;

        метапредметные: развитие умений самостоятельно осуществлять свою деятельность в процессе расширения знаний.  

Оборудование: индивидуальные карточки  с заданием для контрольной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Приветствуют учителя.

II. Работа по теме.

Контрольная работа.

Индивидуально работают в тетрадях для кр.

III. Итог урока

Сбор работ

Сдают тетради для кр


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 59.2                                                                      Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Поворот точки вокруг начала координат. Единичная окружность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока: обучение нахождению положения точки окружности, соответствующей данному действительному числу.

Задачи:

         личностные:  формирование навыков познавательной рефлексии;

         предметные: формирование понятия поворота точки единичной окружности вокруг начала координат на угол α;

        метапредметные: формирование навыков применения различных методов познания в ходе решения проблем.

Оборудование: Урок составлен на основе УМК Г.И.Григорьевой к учебному комплекту Ш.А.Алимова, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Приветствуют учителя.

II. Проверка д/з.

Отвечает на вопросы по заданиям, вызвавшие затруднения у  уч-ся

Взаимопроверка.

III. Работа по теме.

  1. Актуализация знаний.

 При изучении материала параграфа учащиеся продолжают знакомиться с окружностью как местом расположения точек, соответствующих действительным числам. Но теперь эта окружность помещается на координатную плоскость так, что центр окружности совпадает с началом координат. Так как радиус окружности равен 1, её называют единичной. Важно, чтобы учащиеся не воспринимали единичную окружность как нечто новое: это та же окружность, что рассматривалась на прошлом уроке, и на ней мы пытались расположить действительные числа. Координатная плоскость поможет найти место каждого действительного числа на окружности. Приём, выбранный для определения такого места, — поворот точки вокруг начала координат — вполне согласуется с наглядными представлениями о «наматывании» числовой оси на окружность. Формирование понятия поворота точки единичной окружности должно идти без торопливости, строго в соответствии с текстом параграфа и активным использованием рисунков 47— 55 учебника, которые можно продублировать на технических аудио-визуальных средствах обучения. Прежде чем вводить понятие поворота точки вокруг начала координат, целесообразно повторить материал предыдущего параграфа, используя устую работу.

2. Устная работа:

1. Найти радианную меру угла 30°; 45°; 60°; 90°; 135°.

2. Дана окружность с центром в начале координат и радиусом, равным 1.

   1) Построить угол с вершиной в начале координат, если одна из его сторон совпадает с положительным направлением оси Ох, а угол имеет радианную меру π, .

    2) Установить, где приблизительно находится точка В дуги АВ, если А(1; 0), а длина дуги равна 1; 2; 3; 4; 5.

    3) Найти радианную меру угла, опирающегося на каждую из дуг, перечисленных в задании 2.

3. Изучение нового материала.

Естественно, возникает вопрос: что это за угол, радианная мера которого равна 4; 5? Вводится понятие поворота точки вокруг начала координат. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что, говоря об угле, мера которого больше π рад, мы не вступаем в противоречие с определением угла, известным из курса геометрии: имеется в виду, что угол поворота не геометрическая фигура, а мера угла. Примеры 1-4 поворотов на с. 122 учебника можно дополнить следующими:

   5) При повороте точки Р(1; 0) на угол 3,5 радиана получается точка, которая расположена в III четверти: π < 3,5 < π.

   6) При повороте точки Р(1; 0) на угол 7 радиан точка совершит полный оборот, т. е. пройдёт путь 2 π 6,28 радиана, и ещё продвинется по   дуге, длина которой меньше чем  1,57 радиана, таким образом, она окажется в I четверти. В этой же четверти будет расположена точка, которая прошла путь 13,1 радиана, так как она совершила два полных оборота и путь, меньший четверти оборота (меньше ). Подобные примеры полезны для усвоения последующего материала, связанного с определением и изучением свойств тригонометрических функций.

4. Закрепление изученного материала.

Упражнение 416 (1- 3) может быть выполнено устно. А для выполнения задания 416 (4- 6) рекомендуется сделать рисунок, что позволит использовать знания из курса планиметрии и затем применить результат при выполнении упражнения 422. Запись упражнений 417- 422 на доске должна сопровождаться устным пояснением, в какую сторону и на какую длину был совершён поворот. В тетрадях достаточно делать рисунки, аналогичные рисункам 47- 55 учебника. Например, упражнение 420 (2) может быть записано так:

Ведут диалог с учителем,  работая в р/ т.

VI. Самостоятельная работа.

Индивидуально работают в р/т.

VII.  Домашнее задание.

§ 22-изучить,  № 417-419 (нечет.)

                          №422-426 (5-8)

Записывают в дневник

VIII. Итог урока.

Рефлексия. Поощрение уч-ся.

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.



Предварительный просмотр:

Урок № 61.4-62.5                                                                      Дата: _______________                                                                                                         А-10

Тема: Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Таблица В.М.Брадиса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока: введение понятий синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла (числа); обучение их нахождению для чисел вида к, к е Z.

Задачи:

         личностные:  формирование навыков познавательной рефлексии;

         предметные: формирование навыков применения определений синуса и косинуса при решении простейших тригонометрических уравнений;

        метапредметные: развитие умений ясно и точно излагать свою точку зрения.

Оборудование: Урок составлен на основе УМК Г.И.Григорьевой к учебному комплекту Ш.А.Алимова, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Приветствуют учителя.

II. Проверка д/з.

Отвечает на вопросы по заданиям, вызвавшие затруднения у  уч-ся

Взаимопроверка.

III. Устная работа.

 Устный счёт:

1. Назвать хотя бы один угол, на который нужно повернуть точку Р (1; 0) вокруг начала координат, чтобы получить точку: А (-1; 0), В(1;0), С (0 ;-1 ), D (0;1), Е ( ; ).

 2.Определить четверть, в которой находится точка, полученная поворотом точки Р (1; 0) на угол: 2; 3,7; 5; -2; -3,7; -5.

3. Сравнить числа:  и 1,9; 2π и 4; π и - 4.

4. Верно ли высказывание: «Координаты точки, полученной поворотом точки Р (1; 0) на угол 6 радиан, имеют разные знаки»?

Устно работают с места.

VI. Работа по теме.

1. Актуализация знаний. Повторить известный из  курса  планиметрии материал с помощью упражнений:

   1. Найти синус, косинус, тангенс и котангенс угла: 30°;  ;  120°

   2. Дать определение синуса, косинуса, тангенса, острого угла прямоугольного треугольника (перед выполнением упражнения №434 показать, как согласуется это определение с тем, что сформулировано для любого угла).

2. Изучение нового материала.

Определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса вводятся для произвольного угла, однако необходимо обратить внимание учащихся на то, что произвольный угол выражается действительным числом радиан. Поэтому можно говорить об определениях синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа, а в дальнейшем и о тригонометрических функциях числового аргумента. Полезно по ходу уроков пользоваться и тем и другим термином, подчёркивая, что они равноправны. С помощью рисунка 56 учебника при введении определений синуса и косинуса необходимо предостеречь учащихся от сопоставления синуса и косинуса с длинами отрезков, выделенных цветом на осях координат. Чтобы предупредить подобные ошибки, рекомендуется рассмотреть рисунки (рис. 12, 13), на которых значения абсциссы и ординаты точек отрицательны.

4. Закрепление изученного материала.

Изучение материала параграфа можно распределить следующим образом:

Ведут диалог с учителем,  работая в р/ т.

VI. Самостоятельная работа.

№429 (2,3),430 (3,3), 435 (3,4)

Индивидуально работают в р/т.

VII.  Домашнее задание.

§ 23-изучить,  № 429-432, 437* (нечет.)

                          №433-436 (нечет.), д/м* №25-30

Записывают в дневник

VIII. Итог урока.

Рефлексия. Поощрение уч-ся.

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.



Предварительный просмотр:

А-10 к уроку №76.11 Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические формулы».

А-10 к уроку №76.11 Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические формулы».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 1                                                                                    Дата: _______________                                                                                                         Ф-10

Тема: Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока: дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, научном методе познания.

Задачи:

Коммуникативные: уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствие с ней, определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, применять методы информационного поиска, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Личностные: формирования положительного отношения к учению, желания приобрести новые знания и умения, осваивать новые виды деятельности. 

Оборудование: 1.Мультимедиа, ПК. 2.Чертежные инструменты. 3.Документ- камера. 4.Наглядные пособия (плакаты, геометрические тела). 5.Электронные пособия. 6.Интернет – ресурсы. 7.УМК.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

II. Постановка цели и задач.  Актуализация знаний.

Предлагает учащимся ознакомиться с темой урока и определяет элементы постановки  проблемной ситуации.

Высказывают  свои предположения  по смыслу темы урока и пытаются  определить общую проблемную ситуацию

III.  Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики.

  Инструктаж по ТБ.

Заполнение журнала по технике безопасности на уроках физики

учащиеся расписываются об ознакомлении с правилами по ТБ в журнале.

IV. Изучение нового материала.

1. Физика – наук о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке? Французский поэт Шарль Бодлер писал:

Природа – это храм, где камни говорят, 
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен
И символы на нас с усмешкою глядят.

Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это “лирика”, а это “физика”. В мозгу человека всё сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств.

- Зачем надевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое? – 
Меня любопытная леди спросила.
Не став пред вопросом в тупик, 
Ответил я так собеседнице милой:
- Владеет любовь электрической силой,
А золото – проводник.
Роберт Бёрнс

2. Научный метод познания.

Пытаясь понять окружающий мир, человек ищет закономерности в различных и многообразных явлениях. На основании того, что ему уже известно из наблюдений и опытов, человек пытается угадать новую закономерность. Такая догадка называется гипотезой.

Научная гипотеза – это не любая догадка, а только такая, которая может быть проверена на опыте. После того, как догадка высказана, учёные ставят многочисленные опыты с целью подтвердить или опровергнуть эту догадку. Но, далеко не все гипотезы подтверждаются. И тогда начинают рождаться новые гипотезы. А для их проверки ставятся новые эксперименты.

Этот процесс – процесс научного познания мира – имел начало, но конца ему не видно.

Нам тайны нераскрытые раскрыть пора – 
Лежат без пользы тайны, как в копилке – 
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра – 
На волю пустим джина из бутылки.
Владимир Высотский

3. Что и как изучает физика?

“Учёный изучает природу не потому, что это полезно; он исследует её потому, что это доставляет ему наслаждение, а это даёт ему наслаждение потому, что природа прекрасна. Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы быть познанной; жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой.

“Наука полезна потому, что она научает нас создавать машины, я говорю машины полезны потому, что, работая для нас, они некогда оставят нам больше времени для научных занятий...” Арни Пуанкаре

Описание: http://festival.1september.ru/articles/655385/img1.gif

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С.Пушкин

Точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Опыт – “сын ошибок трудных”, вы можете почувствовать, выполняя лабораторные работы, что гений – “парадоксов друг” - об этом вы узнаете, решая задачи (парадокс _ неожиданная, непривычная мысль, противоречащая опыту).

А случай? Есть и он. Настойчивым и внимательным всегда везёт. И это – хорошо.

Наука для всех. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учёными, и немалый труд предстоит затратить каждому молодому человеку для того, чтобы усвоить основы современной науки. Они нужны не только учёному и инженеру, но и рабочему и трактористу. Всё в большей и большей мере люди на работе, да и дома, управляют машинами и механизмами. Чтобы понять, как они работают, нужно знать законы природы.

Простые истины. Мы знаем, что камень всегда падает вниз на землю, что есть твёрдые предметы, о которые можно ушибиться, что огонь может обжечь и т.д.

Однако, как ни важны подобные знания, накапливаемые ребёнком и взрослым человеком, они ещё не образуют науку. Это частные правила, касающиеся отдельных явлений. Они говорят нам о том, что произойдёт в обычных условиях, но не отвечают на вопрос: почему те или иные события вообще происходят и не могут ли эти события не наступить? Они также не позволяют предсказать, что произойдёт при других условиях.

Людям необходимо понять окружающий мир, чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения условий жизни.

Преобразование мира. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику, и это привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную роль сыграла физика – важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы.

Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Строительная техника, гидротехника, теплотехника, электротехника и энергетика, радиоэлектроника, светотехника, огромная часть военной техник выросли на основе физики. Благодаря сознательному использованию законов физики техника из области случайных находок вышла на широкую дорогу целенаправленного развития.

Физика и другие науки. Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе любого раздела естествознания.

В настоящее время физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Она много объясняет в этих науках, предоставляет им мощные методы исследования.

Физические величины и их измерение. Исследование явлений начинается с их наблюдения. Но для того чтобы понять и описать происходящие события, учёные вводят целый ряд физических величин, таких как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, в котором указывается, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.

Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т.д. Есть величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.

Связь между физическими величинами. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Для этого необходимо специально изменять условия, в которых протекает данное явление. От непосредственного наблюдения надо перейти к физическому эксперименту.

Если меняются все условия сразу, то трудно уловить какие-либо закономерности. Поэтому, проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности. Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются неизменными. Затем нужно проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме, и т.д.

Законы природы и законы, определяющие жизнь общества. Любые изменения в природе подчиняются определённым законам. Движение тел описывается законами механики, распространение света законами оптики и т.д. Различие законов природы и законов, определяющих жизнь общества, состоит в том, что законы природы не изобретаются людьми, а открываются в процессе исследования окружающего мира. Если “общественные” законы могут быть нарушены или отменены, то нарушить или отменить законы природы не может никто!

Физкультминутка.

Ведут диалог с учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях

V. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы:

1. Пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. А почему народ так решил?

2. Русский поэт И.Северянин в одном из своих стихотворений писал:

Мы живём, словно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет...
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется – нет...
Чего же нам хочется?

Решение задач по КИМам

Стр.14 уч-ка.  Задания А1-А5

Фронтально  работают у доски в рабочих тетрадях

Работа в парах

VI. Домашнее задание

параграф 1-2 читать

Записывают в дневник

VII. Рефлексия

  

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок № 20/1                                                                                                     Дата: _______________                                                                                                         Ф-10

Тема: Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока:  познакомить уч-ся с понятиями работа силы, мощность, кинетическая энергия.

Задачи:

Коммуникативные: уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствие с ней, определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, применять методы информационного поиска, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Личностные: формирования положительного отношения к учению, желания приобрести новые знания и умения, осваивать новые виды деятельности. 

Оборудование: УМК.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

II. Проверка д/з.

Фронтальный опрос по вопросам к

Отвечают на вопросы

III. Работа по теме.

IV. Физкультминутка.

1.Изучение нового материала 

 

 

Ведут диалог с учителем, делая записи в р/т

Отвечают на вопросы

V. Закрепление изученного материала.

2. Самостоятельная работа в парах. (карточки)

Уч-ся  работают в парах в рабочих тетрадях

VI. Домашнее задание

§     -чит.,вопр, зад.к §

Записывают в дневник

VII. Рефлексия

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

     

             



Предварительный просмотр:

Урок № 29.1                                                                                           Дата: _______________                                                                                                         Ф-10

Тема: Анализ к/р. МКТ строения вещества и её экспериментальные доказательства.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Цель  урока: сформировать представления о структуре и содержании новой физической теории, организовать усвоение основных положений МКТ.

Задачи:

Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Регулятивные:  сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные: приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека.

Личностные: положительное отношение к труду, целеустремленность.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Сегодня мы  приступаем к изучению  нового  раздела  физики, который называется «Основы  молекулярно-кинетической  теории»    (МКТ).

      МКТ  -  учение, которое объясняет строение и свойства тел  движением  и взаимодействием частиц, из которых состоят тела.

     Цель нашего урока:   познакомиться с основными   положениями  молекулярно-кинетической теории  и их опытными  подтверждениями.

Приветствуют учителя. Записывают в р/т

II. Актуализация внимания учащихся.

Название  раздела  говорит за себя: мы будем вести речь о …..  молекулах.

        Кто скажет:  Что такое молекула?

Устно отвечают на вопросы учителя.

III. Изучение нового материала

IV. Демонстрация опытов

I. Все, кто интересуется окружающим нас миром, хотели бы знать, как устроена материя.  И даже не из праздного любопытства, а скорее всего для практических целей:

      А) Томас Эдисон  - изобретатель электрических лампочек,   потратил годы в поисках материала,   пригодного для нитей накала его ламп;

      Б) Человек и в  наши дни ищет и создает материалы с нужными ему свойствами:

              так например, для создания самолетов нужны легкие и прочные;

              для острых ножей, ножниц, бритв  -  стойкие и твердые;

              для матрацев и подушек  -  легкие и мягкие;

              для окон  -  прозрачные;

              для ракетостроения  -  жаропрочные  и  т.д.

     Отсюда видно, что вопрос  о  природе  вещества  имеет  большое значение  для  нашего  с  вами  благосостояния  и  является  одной  из  вечных  проблем  физики.

    Американский физик, лауреат Нобелевской премии  Р.Фейнман (1918-1988)  писал:    «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям                перешла бы только одна фраза, составленная из наименьшего                  количества слов и содержащая наибольшую информацию,  -  это была бы   «атомная гипотеза…»».

Вот каково значение представлений о строении вещества!

  II.   История   МКТ 

- Всегда  ли  существовала  эта  теория  в том виде,  в  котором мы ее изучаем в школе?   Каковы пути ее становления?            

   

     Еще в 4-ом веке до нашей эры греческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. Однако у древних греков эти идеи были не более чем гениальной догадкой.

     В 17 веке атомистика возрождается  вновь, но уже не как догадка, а как научная гипотеза.

     Особенное развитие эта гипотеза получила в трудах  Михаила  Васильевича  Ломоносова  (1711 – 1765 г.), который  пытался объяснить известные физические и химические явления, исходя из молекулярного строения вещества. Ломоносов причину тепла видел в движении частиц тела.

Таким образом, Ломоносовым были по существу сформулированы молекулярно-кинетические представления.

     Во второй половине 19 века и в начале 20 века атомистика превратилась в научную теорию.

III.    Основные  положения МКТ 

- На что же опирается МКТ ?

        Основные  положения МКТ:

1 -  все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки;

2 -  частицы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении;

3 -  частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

IV.   Опытные  подтверждения  МКТ

     Многие опыты подтверждают  представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них.

1 -  все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки

Опыт 1.    Шар Гравезанда

                  При нагревании тел объем увеличивается, вследствие чего

                  увеличиваются и промежутки между частицами.

                  Доказывает наличие промежутков между частицами.

 Опыт 2.   Окрашивание воды марганцовокислым калием.

                  - Почему небольшим кристаллом  КМnО4  можно окрасить воду?

                  - О чем свидетельствует проникновение одного вещества в другое?

                               Ответ:  О существовании промежутков в веществе, т.е. о

                                            дискретности  его строения.

Опыт 3.   Смешивание 50 мл  воды  и 50 мл  спирта.

                      V   V1 +  V2

                  Доказывает наличие промежутков между частицами.

Опыт 4.     Деформация  шарика,  пустой бутылки.

                  Уменьшается расстояние между частицами.

      2   -   частицы вещества хаотически движутся

Опыт 5.   Диффузия  газа

  •   Диффузия  марганцовокислого  калия   в воде.
  •   Распространение запахов одеколона, духов, нашатырного спирта.
  •   Диффузия воды и медного купороса.
  •   Стремление газа занять весь объем.

АНИМАЦИЯ    «Диффузия»   (Ф.10 кл)

Вопросы:  1. Почему  распространение запахов служит аргументом в пользу

                       гипотезы о тепловом движении молекул?

Ответ:   скорость распространения запахов зависит от температуры.

                    2.  Приведите примеры проявления диффузии в природе,

                         применения  в быту.

Ответ:   в природе:  распространение запахов цветов, проникновение

               кислорода в водоемы,

               питание  растений из почвы,  в организмах человека и животных

               всасывание  питательных веществ через стенки пищеварения.

                в быту:  распространение запаха бытового газа свидетельствует об

                утечке газа,  благодаря  диффузии происходит  заваривание  чая, кофе,

                засолка овощей, рыбы.

   3  -  взаимодействие частиц

Вопросы  для беседы:

 -  Как вы можете доказать, что частицы вещества взаимодействуют  друг  с  другом?

Ответ:   существование  твердых  тел,  взаимодействие  витков  пружины  при сжатии,  растяжении.

 - Попробуйте разорвать капроновую нить, которая лежит у вас на столе.

 - Что было бы, если бы частицы вещества не взаимодействовали?

Ответ:   вещества  распались бы на отдельные молекулы, не было бы ни

               твердых тел, ни жидкостей.

               С другой стороны, если бы молекулы только притягивались, они

               слипались бы в чрезвычайно плотные сгустки.

Взаимодействие  молекул  имеет  электрическую  природу.  Хотя  молекулы,  в целом,  электрически  нейтральны,  распределение  положительных   и отрицательных   зарядов  в  них  таково,  что  на  больших  расстояниях  (по сравнению  с  размерами  самих  молекул)  молекулы  притягиваются,  а  на малых  расстояниях  -  отталкиваются.

Опыт 6.   Взаимодействие  свинцовых  цилиндров.      -     Фильм

Вопросы:  -   зачем надо ровное  зачищение  поверхностей  цилиндров?

                   -   зачем надо плотно притирать их соединение?

                   -   на основе какого результата опыта можно судить о силах

                       взаимодействия частиц?

Опыт 7.    Взаимодействие смоченных водой стекол.    (практ. работа)

Опыт 8.    Почему трудно разорвать тонкую капроновую нить?  (практ. работа)

      Мы  привели  много    опытных  доказательств  основных  положений   МКТ.     Почему  же  до  начала  XX  века  сомневающихся  в существовании  молекул  было  еще  очень  много?  

    Молекулы  слишком  малы,  их   невозможно  увидеть  невооруженным глазом.   В  начале   XX  века  техника  достигла  уровня,  при  котором  можно  рассмотреть  даже  отдельные  атомы.  Это  позволяют  сделать электронные  микроскопы   (или  проекторы).                                    

- Кто  знает,  как  выглядит  электронный микроскоп?

- Ничего общего он не имеет с  обычным микроскопом. Увеличивает  в  миллионы раз!!   Устройство  электронного  проектора.

C:\Users\Вова\Desktop\фото вльфр..jpg

               

     Фотографии, полученные с помощью электронного проектора, позволяют рассмо треть расположение  атомов в веществе.

     Получение фотографий  молекул  -  это  уже  прямое  доказательство  существования  атомов  и  молекул.

V.    Оценка  размеров  молекул

    Для полной уверенности в реальности существования молекул необходимо определить их размеры.

    Рассмотрим сравнительно простой метод оценки размеров молекул. Известно, что нельзя заставить капельку оливкового масла объемом 1 мм³ расплыться на поверхности воды так, чтобы она заняла площадь более 0,6 м². Можно предположить, что при растекании масла по максимальной площади оно образует слой толщиной всего лишь в одну молекулу. Толщину этого слоя нетрудно определить и тем самым оценить размеры молекулы оливкового масла.

   Дано:                                        Решение

V = 1 мм3                                        Объем   слоя масла равен произведению его   

S = 0,6 м2                                        площади поверхности  S  на толщину слоя  d, Найти: d                      т.е.    V  =  S d.                     Следовательно, размер молекулы 

                                      оливкового масла равен:    d  =   

                                                             d =   = 1,7 10-9 м

                                              Ответ:    d = 1,7 10-9 м .                                        

Тонкий слой из молекул

    Увеличение проектора (n) равно  отношению радиуса сосуда (R)  к радиусу острия  ( r )  и  достигает двух миллионов.  Именно поэтому удается видеть отдельные атомы.

                                      n =

    Диаметр атома вольфрама, определяемый с помощью ионного проектора, оказывается равным приблизительно 2 · 10–8см. Размеры атомов, найденные другими методами, оказываются примерно такими же. Размеры молекул, состоящих из многих атомов, естественно, больше.

    Но все же эти размеры так малы, что их невозможно себе представить. В таких случаях прибегают к помощи сравнения. Вот одно из них. Если молекулу воды увеличить до размеров яблока, то само яблоко станет размером с земной шар.

Ведут диалог с учителем, выполняют записи в рабочих тетрадях

V. Решение задач.

Вопросы:

  1. Приведите примеры доказательств существования молекул.
  2. Приведите факты, показывающие делимость вещества.
  3. В чем состоит явление диффузии?
  4. Почему полировка трущихся поверхностей может привести не к уменьшению трения, а, наоборот, к увеличению?
  5. Как доказать, что кусок сахара состоит из частиц?
  6. Как экспериментально доказать, что частицы сахара взаимодействуют между собой?
  7. Как доказать, что частицы сахара движутся?
  8. Почему в холодной воде сахар растворяется медленнее?

Один ученик работает у доски, остальные в р/т.

VI. Домашнее задание

§53 - читать

Записывают в дневник

VII. Рефлексия. Итог урока

Предлагает учащимся  оценить свою деятельность на уроке.

Предлагается учащимся ответить на «вопросы»:

                             - Сегодня я узнал…

                             - Было интересно…

                             - Было трудно…

                             - Я понял, что…

                             - Я научился…

                              - Меня удивило…

Делают выводы о достигнутых результатах



Предварительный просмотр:

Урок № 25.2                                                                                         Дата: _______________                                                                                                         Ф-10

Тема: Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока: Сформулировать закон Бернулли изучить два условия равновесия, виды равновесия (устойчивое, неустойчивое, безразличное).

Задачи:

Личностные: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.

Предметные: изучить частный случай закона сохранения энергии в применении к объяснению зависимости давления от скорости движения жидкости и газа выяснить.

Метапредметные: рассмотреть примеры применения закона Бернулли и его проявления на практике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, небольшая воронка, теннисный шарик, воздуходувка (фен), демонстрационный манометр, таблички на магнитах с физическими формулами.

Оборудование для практических работ: стакан с водой, одноразовый шприц, два листа бумаги, бруски.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап

Проверяет готовность к уроку.

1. Создание проблемной ситуации 

Осенью 1912 г океанский пароход "Олимпик"  плыл в открытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер "Гаук" Слайд №1. Когда оба судна заняли положение, изображенное на рисунке 1, произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь неведомой силе, повернулось носом к большому кораблю и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. "Гаук" врезался носом в бок "Олимпика". Удар был так силен, что "Гаук" проделал в борту "Олимпика" большую пробоину. Случай столкновения двух кораблей рассматривался в морском суде. Капитана корабля "Олимпик" обвинили в том, что он не дал команду пропустить броненосец. Как вы думаете, что произошло? Почему меньший корабль, не слушаясь руля, пошел наперерез "Олимпику"?

Рисунок 1. Положение пароходов «Олимпик» и «Гаук» перед столкновением

Слайд №2

Тема, скорее название, нашего урока звучит не совсем обычно. Может быть кто-то из вас подумал: причем здесь физика? А действительно, причем здесь физика? А это и предстоит нам выяснить сегодня. В конце урока вы должны будете сами сформулировать правильно “физическую” тему. Я же скажу только, что эти объекты объединены одним и тем же законом, а именно, законом сохранения полной механической энергии. Работать вы будете на рабочих картах (приложение 1). Напишите свою фамилию на карте в правом верхнем углу.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний

Итак, начинаем. Раз уж я упомянула закон сохранения механической энергии, то давайте его вспомним.

  1. Что утверждает закон сохранения полной механической энергии?
  2. Что называется полной механической энергией?
  3. Какая энергия называется кинетической? По какой формуле рассчитывается?
  4. Какая энергия называется потенциальной? Формулы потенциальной энергии.

Отвечают на вопросы учителя:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4691.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4692.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4693.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4694.gif    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4695.gif

III. Изучение нового материала.

Физкультминутка.

2. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы будем говорить о применении закона сохранения для движущихся потоков жидкостей и газов. Движение жидкостей и газов разделяется на ламинарное и турбулентное. На дидактических картах (приложение 2) у вас есть их определения. Давайте прочитаем. Мы будем рассматривать ламинарное течение.

А начнем мы с вопроса: можно ли удержать шарик в вертикальной воронке, выдувая из нее воздух? Слайд №3 Хорошо, давайте проверим это на опыте. Критерием любой истины является опыт. Мне нужен помощник, который выполнит этот несложный эксперимент. Оказывается, чтобы удержать шарик в воронке надо выдувать воздух. Кто же может объяснить этот “парадокс”? Тогда запишем первый вопрос в таблицу на рабочей карте. Почему при выдувании воздуха из воронки шарик удерживается в ней?   

Продолжаем отвечать на вопросы. Что произойдет с листом бумаги, если подуть над ним? Расположите лист бумаги на уровне рта и с силой продуйте воздух. Слайд №4 Что произошло с листом бумаги? А почему? Запишите в таблицу на рабочих картах и этот вопрос: почему поднялся листок?

Проведем еще один опыт. Наберите в шприц воды из стакана и, надавливая на поршень, выпустите ее (добейтесь, чтобы она вытекала непрерывной струёй). Слайд №4 Сначала выполняет товарищ по парте, а сосед наблюдает. Потом поменяйтесь ролями. Обратите внимание на толщину вытекающей струи. Струя становится уже. А теперь надо объяснить увиденное. Есть какие-то предположения? Записываем в таблицу второй вопрос: почему струя вытекающей воды становится уже? К этим вопросам мы вернемся попозже.

Что ж, вопросов, наверно, пока достаточно. Пора искать ответы. Поможет в этом известный вам закон сохранения механической энергии и неизвестный пока закон Бернулли.

Рассмотрим ламинарное течение жидкости по трубе разного сечения. Посмотрите на Слайд №5. Там, где сечение не меняется скорость тоже остается постоянной. Но одинакова ли скорость течения жидкости на различных участках? И где больше? А может кто-нибудь объяснить почему? (Так как жидкость несжимаема, то за одинаковый промежуток времени t через каждое из этих сечений должна пройти жидкость одного и того же объема. Но как жидкость, протекающая через первое сечение может “успеть” за то же время протечь через значительно меньшее сечение? Очевидно, что для этого при прохождении узких частей трубы скорость движения жидкости должна быть больше, чем при прохождении широких).

Покажите на рисунке 1 в рабочих картах векторы скоростей в различных участках. А теперь проверим как это получилось у меня Слайд №6. Значит, скорость зависит от сечения. Более того, зависимость эта обратно пропорциональна. Математически это выражается следующим соотношением, которое носит название уравнения неразрывности струи: 

VS= const, здесь – V скорость жидкости, S – площадь сечения трубы, по которой течет жидкость. Сформулировать этот закон можно так: сколько вливается жидкости в трубу, столько должно и выливаться, если условия течения не изменяются. Скорость в узких участках трубы должна быть выше, чем в широких. Отсюда следует, что

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img6.gif

Вывод: чем меньше площадь сечения, тем больше скорость.

Задача №1. Как и во сколько раз изменится кинетическая энергии жидкости, если сечение трубы уменьшить в 2 раза? (Ответ увеличится в 4 раза). А потенциальная энергия? Осторожно, ошибка!

Потенциальная энергия уменьшится, но необязательно в 4 раза!

(Например: 100 = 100, 100 = 10 + 90, 100 = 40 + 60)

С вопросом о скорости вы справились хорошо. А что скажете о давлении воды в разных частях? Если изменяется, то как? На рисунке 2 отметьте уровень воды в вертикальных трубках в зависимости от давления жидкости в горизонтальной трубе. А теперь посмотрим, на этот  Слайд №6В узких местах трубы высота столбика жидкости меньше, чем в широких. О чем говорит разная высота воды? Оказывается, в узких местах трубы давление жидкости меньше, чем в широких. А почему?

При переходе жидкости из широкого участка в узкий скорость течения увеличивается, то это значит, что где-то на границе между узким и широким участком трубы жидкость получает ускорение. А по второму закону Ньютона для этого на этой границе должна действовать сила. Этой силой может быть только разность между силами давления в широком и узком участках трубы. В широком участке трубы давление должно быть больше, чем в узком. Этот вывод следует из закона сохранения энергии. Если в узких местах трубы увеличивается скорость жидкости, то увеличивается и ее кинетическая энергия. А так как мы условились, что жидкость течет без трения, то этот прирост кинетической энергии должен компенсироваться уменьшением потенциальной энергии, потому что полная энергия должна оставаться постоянной. Но это не потенциальная энергия “mgh”, потому что труба горизонтальная и высота h везде одинакова. Значит, остается только потенциальная энергия, связанная с силой упругости. Сила давления жидкости – это и есть сила упругости сжатой жидкости. В широкой части трубы жидкость несколько сильнее сжата, чем в узкой. Правда, мы только что говорили, что жидкость считается несжимаемой. Но это значит, что жидкость не настолько сжата, чтобы сколько-нибудь заметно изменился ее объем. Очень малое сжатие, вызывающее появление силы упругости, неизбежно. Оно и уменьшается в узких частях трубы.

Чтобы разобраться в причинах уменьшения давления в узких частях и увеличения в широких, используем закон сохранения энергии и математические навыки. Я начну, а вы будете помогать  Слайд №7.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4696.gif

Работа сил давления, совершенная над элементом жидкости при его перемещении, равна:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4697.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img1.gif

здесь http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4698.gif =V1 и http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4699.gif =V 2 – объемы жидкости, прошедшей за одно и тоже время через сечения 1 и 2. Подставим (2) в (1) и получаем:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4700.gif

Так как высота центра масс трубы не меняется, то h= h2 . Выберем нулевой уровень, проходящий через центр масс, тогда mgh = mgh= 0.

Так как жидкость практически несжимаема, то объемы ее, прошедшие за одно и тоже время равны, V1 = V2http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4701.gif(или http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/Image4702.gif ), поэтому обе части равенства можно разделить обе части на V.

Следовательно,

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img7.gif (*)

Таким образом, если скорость, например, увеличивается, то увеличивается первое слагаемое, значит, чтобы равенство выполнялось, на такую же величину второе слагаемое уменьшается, т.е. уменьшается давление.

Вывод: Чем больше скорость потока жидкости, тем меньше ее давление.

Зависимость давления от скорости течения называют эффектом, а уравнение (*) – законом Бернулли в честь автора, швейцарского ученого Даниила Бернулликоторый, кстати, работал в С.Петербурге. Закон Бернулли для ламинарных потоков жидкости и газов является следствием закона сохранения энергии.

Слайд №8

Убедимся на опыте, что полученный вывод справедлив и для газов. Для этого выполним еще практические задания (описание на дидактической карте).

1 Вариант. Возьмите в руки два листка бумаги и расположите их на расстоянии 3– 4см друг от друга и продуйте несильно между ними воздух Слайд №9. Что наблюдаем? Почему? Между листочками давление уменьшилось, а снаружи осталось таким же. Повторите опыт, но подуйте теперь сильнее. Объясните этот результат.

2 Вариант. Положите листок на две книги, как показано на слайде. Продуйте воздух под листком сначала несильно, а потом сильнее. Объясните, что вы наблюдали.

3. Разрешение проблемной ситуации

Настало время для ответов на оставленные вами, но не забытые мною вопросы:

  • Почему при выдувании воздуха из воронки шарик удерживается в ней?
  • Почему поднялся листок?
  • Почему струя вытекающей воды становится уже?

Запишите ответы в таблицы.

Вот и настала очередь самолетов. Посмотрим видеофрагмент (Приложение 4).

Слайд №10

Так почему же поднимается самолет? В чем причина возникновения подъемной силы?

Все дело в форме крыла и в угле атаки.

Убедимся на опыте (рисунок 1). Почему нарушилось равновесие весов?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img2.jpg

Рисунок 1

Кстати сказать, у птиц крыло тоже имеет похожую форму.

4. Применение полученных знаний

Эффект Бернулли — это то, благодаря чему птицы и самолеты могут летать. Разрез крыла у них практически одинаковый: за счет сложной формы крыла создается разница обтекающих его сверху и снизу воздушных потоков, что позволяет телу подниматься вверх.

Формулу для расчета подъемной силы впервые получил наш соотечественник Николай Егорович Жуковский – “отец русской авиации”.

F = (P2 – P1)S = –( v1– v22)S

Что касается белок – летяг, то они, конечно же не могут развить большую скорость и форма “крыльев” немножко другая, поэтому и подъемная сила у них невелика и возникает она в большой степени из-за угла наклона. Слайд №10. Как и обычная белка, летяга большую часть жизни проводит на деревьях, но на землю спускается гораздо реже. Между передними и задними лапами у неё имеется кожная перепонка, которая позволяет планировать с дерева на дерево. Так белка-летяга преодолевает расстояние до 50–60 м по нисходящей параболической кривой. Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние конечности широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя характерный треугольный силуэт. Меняя натяжение перепонки, летяга маневрирует, иногда изменяя направление полёта на 90°. Хвост в основном выполняет роль тормоза. Посадку на ствол дерева летяга обычно совершает по касательной, как бы сбоку. Перед посадкой принимает вертикальное положение и цепляется всеми четырьмя лапами, после чего сразу перебегает на другую сторону ствола. Этот маневр помогает ей уворачиваться от пернатых хищников.

Задача№2: В полете давление воздуха под крылом самолета 97,8 кН/м2, а над крылом 96,8 кН/м2. Площадь крыла 20 м2. Определить подъемную силу.

Решение: F = PS, где P = P2 – P 1, тогда F = ( P2 – P 1)S, F =20.10H

Ответ: 20кН

Задача №3. О “крученых мячах” вы прочитаете самостоятельно текст и ответьте на вопросы.  Слайд №12

Эффект Магнуса.

  1. Почему движущиеся вращающиеся тела отклоняются от прямолинейной траектории?
  2. Почему давление на мяч с разных сторон различно?
  3. Почему относительная скорость воздушного потока различна по разные стороны мяча?

Можно привести еще множество примеров: бумеранг, летающие тарелки, водоструйный насос, распылители, карбюраторы, катера на подводных крыльях.

А вот посмотрите, какую опасность представляет уменьшение давления для морских судов. Поток воды между судами имеет меньшее давление, чем снаружи. Все моряки знают, что два судна, идущих рядом на больших скоростях сильно притягиваются друг к другу. Еще опаснее, когда один корабль идет за другим. Силы притяжения, возникшие из-за разности давлений, стремятся корабли развернуть. Задний корабль разворачивается сильнее переднего. Столкновение в таких случаях неизбежно.  Слайд №13

Задача №4. Очень часто лоцманы жалуются на коварные мели, которые так и притягивают к себе суда. Почему мели на реках притягивают суда?

Ведут диалог, делая записи в р/т

IV. Закрепление изученного материала.

    Контрольный тест.

1. Жидкость течет через трубу с переменным поперечным сечением. В каком сечении трубы скорость “v” течения жидкости и ее давление “P” на стенках максимальна?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img3.gif

  • v и P максимальны в сечении 1;
  • v и P максимальны в сечении 2;
  • v максимальны в сечении 1, P – в сечении 2;
  • v максимальны в сечении 2, P – в сечении 1;
  • v и P одинаковы во всех сечениях.

2. В какой трубке уровень воды будет выше?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img4.gif

  • А;
  • В;
  • С;
  • D;
  • Во всех одинаково.

3. Что произойдет, если продувать струю воздуха между двумя шариками от пинг-понга, подвешенными на нитях (смотри рисунок)?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573733/img5.gif

  • Останутся неподвижными;
  • Будут двигаться вместе вправо или влево;
  • Отклонятся друг от друга;
  • Приблизятся друг к другу.

Работа у доски и в р/т.

V.  Итог урока. Рефлексия. Комментарий оценок.

Подводя итог нашего урока, вспомним еще раз основные законы и уравнения, с которыми познакомились на уроке:

  1. Уравнение неразрывности струи – какую зависимость и каких величин оно выражает?
  2. Закон Бернулли – что он утверждает?

Слайд № 14

А теперь настало время дать нашему уроку “физическое” название. Какие будут ваши предложения?

Закон Бернулли как следствие закона сохранения энергии. (Проявление и применение закона сохранения энергии для движущихся потоков жидкости и газов).

Отвечают на вопросы учителя

VI.  Домашнее задание

Слайд № 15,16

  1. Задачи № 404, 406, 409, 410 (Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2003)

Домашняя практическая работа: Сделайте из тонкой бумаги цилиндр диаметром 3 см, длиной 20 см. Положите его на стол на наклонную плоскость. Пронаблюдайте за траекторией, по которой скатывается цилиндр. Объясните наблюдаемое явление.

Записывают в дневник