Инновационная деятельность на базе КФУ

Бурганиев Ринат Габдрахманович

Участник инновационной деятельности в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» с 2016-2017 учебного года. Тема инновационного проекта «Разработка, апробация и внедрение рабочей программы по физике для 7 класса в рамках УМК  А.В. Перышкина с учетом требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность

                                  «Способности у всех детей разные, зачастую они не

                                     лежат на   поверхности. Видеть их и помогать им,  

                                     раскрыться – высокая миссия учителя». 

 Бурганиева Альфия Рафисовна, учитель математики высшей категории Исенбаевской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района РТ, педагог дополнительного образования Агрызского центра внешкольной работы.

Бурганиев Ринат Габдрахманович, учитель физики вышей квалификационной категории Исенбаевской СОШ Агрызского муниципального района РТ

  Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход; школа обеспечивалась компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствовала внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

       Основная задача учителя сейчас - не просто передать знания, а вовлечь школьников в процесс поиска знаний. Необходимы новые формы обучения, которые давали бы «новое качество»   образования. Одним из таких форм для нас является использования новых информационных технологии по влечению учащихся в исследовательскую деятельность.

        На протяжении нескольких лет  накапливался нами опыт использования информационно-компьютерных технологии  по обучению учащихся основным навыкам и приемам исследования.

         Овладение учащимися навыками исследовательской деятельности происходит поэтапно. Очень важно в данном процессе поддержать интерес к самому процессу исследовательской деятельности, стимулировать творческий подход.

        «Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на                                                             поверхности. Видеть их и помогать им,  раскрыться – высокая миссия учителя».

        На первом этапе работы с учащимися применяется проектная технология, что позволяет учащимся освоить общие основы исследовательской деятельности. Необходимо создать ситуацию успеха и уверенности, учащихся в своих знаниях (оценивание учителем, публичная защита, участие в конкурсах компьютерных проектов).  

На втором этапе учащимся предлагаются  к выполнению мини-исследования.  В ходе  которых учащимся предлагается применить знания в разных областях человеческой деятельности. Главный принцип – открытие учащимися новых сфер применения учебных знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации. Поэтапное выполнение исследований различной степени сложности позволяет создать ситуацию успеха в обучении.

        На третье этапе предлагается боле глубокая исследовательская деятельность и работа проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжении исследовательской деятельности по данному предмету. На этом  этапе работы появляется необходимость сотрудничества  с преподавателями вузов.

Никаких позитивных результатов в образовании не добиться, если у ученика нет необходимой мотивации учения: ясной и чёткой постановки целей; установки перспектив учебного труда; возможности практического применения приобретаемых знаний и умений.

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

Объект исследования – то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области математического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений.

Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

 Логика исследования:

  • Установление объекта изучения.
  • Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.
  • Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.
  • Построение плана исследования (выбор методов и процедур).
  • Проверка гипотезы.
  • Оформление результатов исследования.
  • Определение сферы применения найденного решения.
  • Проверка и уточнение выводов

 Основные этапы процедуры исследования:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор фактического материала;
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез.

Учебно-исследовательская работа обеспечивает усвоение учащимися процедуры исследования; дифференцированный подход к учащимся; формирование у школьников особого подхода к решению нестандартных задач: они начинают искать решение, применяя процедуру исследования.

Работу по формированию у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков  во внеурочной деятельности ведем по нескольким направлениям. Одно из них – кружок юных исследователей, где учащиеся знакомятся с мультимедийными программными продуктами, учатся работать с электронными каталогами, в сети Internet. Учащиеся  занимаясь исследовательской, поисковой и творческой работой, и как представление этих результатов, они создают публикации  в виде буклета, веб-сайта, бюллетеня, презентации;  и этими работами участвуют в конкурсах.

Вторым направлением внеклассной работы по формированию интеллектуальных способностей является работа факультативов по предметам.  Работа предметных факультативов тесно связана со школьным научным обществом. Учащиеся 6-9 классов на ПК обрабатывают данные для своих учебных исследований, печатают сочинения, готовят доклады для выступлений на семинарах и конференциях. Одним из ярких примеров использования компьютерных технологий в формировании у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков является разработка сайтов: «Из истории деревни», «Земля – наш дом», «Красота и гармония в математике»; разработка школьного сайта,  презентации  «Мой край», «Люди и места», «Технологии и новаторства», «Леса – краса земли», «Герои нашей деревни», «Памятники природы Татарстана», «Исследовательская работа по построению графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины», «Исследовательская работа по теме золотое сечение», «Числа правят миром», “Научно-исследовательская работа при вычислении значений тригонометрических функций некоторых углов»,  «Формула Крамера для решения системы двух уравнений с двумя неизвестными»,  «Элементы теории чисел», «Математические задачи для фронта» и т.д.

        Опыт нашей работы в школе убедила нас в том, что при всей сухости и сложности математики её можно преподнести детям как увлекательную, изящную и красивую науку, что, несомненно, воздействует не только на процесс развития учеников и повышение их интереса к предмету, но и на формирование творческих, исследовательских, поисковых  способностей.



Предварительный просмотр:

Использование Excel  для рейтинговой оценки

знаний учащихся по физике и по математике

Бурганиева Альфия Рафисовна, учитель высшей категории по математике, Исенбаевская  СОШ Агрызского муниципального района,

Бурганиев Ринат Габдрахманович, учитель высшей категории по физике, Исенбаевская  СОШ, Агрызского муниципального района.

Применение рейтинговой системы оценивания знаний в общеобразовательной школе становиться актуальным, так как позволяет обучающимся самостоятельно реально отследить процесс усвоения учебного материала; преодолеть страх перед получением неудовлетворительной оценки. Использование Excel  для рейтинговой оценки позволяет преподавателю осуществлять мониторинг процесса обучения на всех этапах обучения и прогнозировать дальнейшее развитие каждого ученика и класса в целом; дифференцировать значимость оценок за выполненную работу; развивать нравственные качества личности обучающегося.

           Еще одно возможное интересное направление использование табличного процессора Excel – использование рейтинговой оценки знаний учащихся. Рейтинг необходим везде, где есть необходимость сравнивать результаты деятельности людей. Он обладает непрофессиональной универсальностью и может быть заимствован из любой другой сферы. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование. Это понятие наиболее разработано в спорте. В настоящее время рейтинговая оценка все шире используется в педагогике, в учебном процессе.

          Система рейтинговой оценки зависит от способов организации учебного процесса.

 В  таблице «Рейтинговая оценка» учитываются результаты разных видов деятельности учащихся на занятиях:

-выполнение контрольных работ;

-выполнение лабораторных работ;

-результаты сдачи зачетов.

        Каждый вид деятельности оценивается из определенного количества баллов.

Вид деятельности

Максимальное количество баллов

Контрольные работы

10

Тестовые  работы

8

Зачеты

12

         Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым обучаемым и процент этой суммы по отношению к максимально возможному количеству баллов. Может быть также определен ранг (место) каждого ученика.

           Для создания подобной рейтинговой таблицы могут быть использованы следующие инструменты Excel.

Для подсчета итоговой суммы используется функция суммирования

=СУММ(D9:M9)

           Для реализации функции удобнее всего использовать инструмент автосумммирование на панели инструментов стандартная .

Для подсчета итога в % можно использовать формулу

=N9/$M$23*100

          Следует обратить внимание на необходимость использования абсолютной ссылки на ячейку, в которой хранится максимально возможная сумма баллов $M$23. Для реализации абсолютной ссылки используется функциональная клавиша F4.

Для определения ранга следует использовать функцию ранг

=РАНГ(O9;$O$9:$O$18)

В строке Число указывается адрес ячейки с результатом. В строке Ссылка указывается диапазон ячеек со всеми результатами в абсолютном формате.

Для выставления итоговой оценки используется логическая функция ЕСЛИ

=ЕСЛИ(O9>90;"отлично";ЕСЛИ(O9>85;"хорошо";ЕСЛИ(O9>75;"удовлетворительно";"плохо")))

с критериями выставления 5, 4, 3  и 2

Оценка

Критерий

5

>90

4

>85

3

>75




Предварительный просмотр:

Система работы учителя

по подготовке к государственной

итоговой аттестации выпускников

Бурганиев  Ринат Габдрахмаович., директор школы МБОУ Исенбаевской СОШ Агрызского муниципального района РТ, учитель физики высшей категории

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате  ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

 И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия  всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

 Принципиально важно наличие модели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ  и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается план-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов.  Поэтому наш педагогический коллектив  ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами  нашей школы  информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При  подготовке учащихся  к выпускным экзаменам  на начальном  этапе каждому ученику определяем  планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться  как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии,  поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это -  элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015  году в 9 классе было  - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка  для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий.  После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы   организуем и другие виды работ:

- сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

-дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена (http://uztest.ru/);

-знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

-В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам  

-Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий  проект по построению графиков функции ”. 

-В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.  Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с  итоговой аттестацией.  Имеются материалы  по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА,  график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это  выше республиканского и  районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся  в Вузы на бюджетные места.

Только совместная  работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: