Мои публикации

Маслова Татьяна Викторовна

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в деятельности учителя и обучающихся

Маслова Татьяна Викторовна

Томская область Асиновский район с. Минаевка

МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области

учитель русского языка и литературы

tatyana.maslova.63@mail.ru

Аннотация.

В статье говорится об эффективности   использования  информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса учителем русского языка и литературы. О преимуществах мультимедийных презентаций, о разных видах презентаций.

Ключевые слова: информационная среда, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, информационные умения.

Часто, входя в  класс, мечтаешь о том, чтобы стать тем единственным и неповторимым Учителем, который всегда всё знает и лучше всех всё умеет, на уроках которого нет ни минуты для скуки и рутинной работы. Каждый день думаешь о том, чем же  поразить своих учеников, как донести до них «разумное, доброе, вечное», не надоедая словами: «Откройте учебник, прочитайте, законспектируйте, спишите…»

Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой  информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ - сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Поэтому перед учителем  возникла необходимость организации процесса обучения  на уроках и во внеурочное время на основе современных ИКТ. Работа с использованием ИКТ может проходить по следующим направлениям:

  • использование готовых программных продуктов,
  • работа с программами MS Office (Word, Power Point),
  • работа с ресурсами Интернет.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь.

В своей работе использую такую информационную технологию, как мультимедийные  презентации, разработанные в среде Power Point. Использование интерактивных презентаций на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся,  способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые я ставлю на уроках русского языка и литературы.  На слайдах даётся не только готовая информация, но и в первую очередь - пища для ума. Надо сопоставлять, рассуждать, анализировать…, т.е. наглядно представлять и развиваться. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в этот вид деятельности и сами создают презентации. На уроках литературы, в частности, наиболее часто это происходит при изучении биографии писателя. Одним из видов домашнего задания является составление электронных презентаций учащимися.    Это более интересно для ребят, нежели написание докладов или  рефератов. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила - презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.
        Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема текст разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, особенно, если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
            Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.
             Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Поэтому первым, и самым существенным, этапом в переходе на новый вид работы мы считаем создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь - первые помощники.

         Эти работы обычно представляют собой слайды с портретами, фотографиями писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, иллюстрации к произведениям; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни писателя. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока - заочной экскурсии. Это оживляет ход урока, пробуждает в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяет образно представить жизнь и личность писателя. Выполняя такую работу в среде информационных технологий, школьники учатся понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, т.е. формируются УУД.

Но наиболее ценны презентации, созданные самим учителем, с помощью которых он имеет возможность увеличить эффективность обучения на любом этапе урока. Яркие краски, увлекательная анимация, безусловно, не оставят равнодушными никого из обучающихся. Все это способствует освоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке, позволяет организовать совместную работу для решения общей задачи, поставленной учителем. Презентация современна и перспективна, она позволяет учителю вносить изменения, уточнения, учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться к предыдущим слайдам, делая при этом комментарии по теме, что обеспечивает лучшее осмысление и осознание учебного материала.

Презентация может оформляться не только всевозможными картинками, но может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие – либо события, факты, применить игровой момент.

В своей работе использую   разные виды презентаций:

1.Лекционные презентации – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений преподавателя или обучающихся.

2.Презентации - «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.

3.Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его, задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями; слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит преподаватель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

 «Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и Интернет, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

             Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития российской школы. Школа информационного общества должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и сформировать у него информационные умения, способствующие его успешной социализации. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.

Литература:

  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации/ Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003.- 68-70 С.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / М., 2000
  3. Хачатрян Н.С. Создание мультимедийных презентаций и их использование на уроках http://didakt216.ucoz.ru/publ/pedagogicheskaja_masterskaja/khachatrjan_n_s/sozdanie_multimedijnykh_prezentacij_i_ikh_ispolzovanie_na_urokakh/23-1-0-44



Предварительный просмотр:

Маслова Татьяна Викторовна

                                учитель русского языка и литературы

МАОУ  СОШ с. Минаевки

Асиновского района Томской области

Пути повышения мотивации к изучению русского языка и литературы.

 «Учиться нужно для себя. Мы сами себя лепим, как скульпторы, создаём свою судьбу. Важно работать над каждой областью знаний, чтобы быть в гармонии с собой и окружающим миром»

Так понимают свою необходимость получать полноценные знания наши школьники. Жаль, конечно, что не все. Для одного ученика, процесс обучения является важным, он мотивирован к обучению, хотя мотивы могут быть разными, для другого учащегося, учёба -это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и с нетерпение ждет окончания урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и задаётся вопросом:  «Являются ли мои методы и подходы эффективными и действенными и соответствуют ли  потребностям обучающихся?» Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний, осуществлять свою педагогическую деятельность так, чтобы процесс обучения стал важен для каждого, чтобы обучающийся был мотивирован к изучению всех школьных предметов и к русскому языку и литературе в частности - вот задача учителя. 

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. По выражению И.А. Зимней, мотивация является как бы «запускным механизмом»,  источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы. Расскажу о тех, которые применяю в своей деятельности.

1. Использование различных инновационных технологий.

 Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. В своей работе  использую следующие педагогические  технологии: ИКТ, технологию проектов,  технологию проблемного диалога, опорных схем- конспектов,  РКМЧП, КСО.
Выбор данных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, логику, творчество,  умение взять на себя ответственность за действие команды.

Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Это позволяет сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: мультимедийные презентации, тренажёры, ресурсы Интернета, ЭОР.

Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность учащихся осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Технология КСО  дает возможность трудиться на уроке всем обучающимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников.

Технологию коллективных средств обучения  совмещаю с технологией опорных схем- конспектов. Обучающиеся  самостоятельно и коллективно составляют логические схемы, таблицы, эйдос – конспекты. Обучающиеся, создавая собственный конспект, прибегают к творчеству, фантазии. В этом реализуется  ещё и  проектный метод.

Использую  технологию проблемно- диалогического обучения, где удачно соседствуют обучение и творчество. Педагогическим кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения,  могут стать слова: « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания»

 При данной технологии  создаётся проблемная ситуация.  Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие,  столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Дети самостоятельно открывают знания. Есть уроки традиционные.  Бесконечного монолога учителя: я говорю- ты молчишь. Есть уроки проблемного диалога.  Совместного открытия знаний: я – словечко, ты- словечко!

2. Нестандартные уроки.

 Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут нерезультативны. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику  занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. 
Провожу уроки  пресс-конференции, уроки-КВН, уроки-путешествия, уроки- концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины, интегрированные уроки  и др. При подготовке к таким урокам обращаюсь за помощью к ученикам. Они предлагают свои вопросы для викторин, придумывают задания, готовят презентации. Детям среднего звена, конечно, нравятся уроки игрового характера. А в старших классах удачно проходят интегрированные уроки

3. Личность учителя. Думаю, что немаловажную роль в повышении мотивации обучения играет творческая  личность педагога. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому быть творческой личностью. 

Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник. 

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.  Это бесспорно, и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. 
Таким образом, интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету.

4. Внеурочная деятельность обучающихся по предмету.

Формирование положительной мотивации обучающихся реализуется не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности. Занятия в школьном Пресс-центре – это не только мощное воспитательное средство, но и средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном коллективе, становлению личности, определению будущей профессии. В течение последних трёх лет в школе проходит акция «За чистоту русского языка», которая вовлекает огромное количество учащихся школы. Ребята выпускают плакаты, листовки, комиксы на тему защиты нашего языка от различного «словесного мусора».

Ежегодно в рамках предметной недели проводится игра по литературе «Колесо истории» И, конечно же, участие детей в конкурсах различных уровней. Ребята понимают, чтобы поступить в ВУЗ важны не только баллы, полученные на ЕГЭ, но и ученическое портфолио.

Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов



Предварительный просмотр:

Проблемно- диалогическое обучение

Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Педагогическим кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения,  могут стать слова: « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания»

Около 20 лет назад появилась эта технология. Автор: Елена Леонидовна Мельникова.

Как учить?  Как воспитывать? Как открывать знания вместе с учениками? На эти вопросы даёт ответы технология  проблемно- диалогического обучения. Уроки по данной технологии-  это уроки, на которых интересно и учителю, и ученикам. Учитель и ученики – это одно целое.

Как сделать творчество движущей силой развития ребёнка?  Какой вид творчества доступен ребёнку?

На таком уроке ученик может встать на позицию учёного. Научное творчество- это процесс, который содержит 4 этапа:

  1. Первый этап- этап постановки проблемы. Создание ситуации противоречия, удивления .
  2. Второй этап- этап поиска решения.
  3. Третий этап- этап выражения решения.
  4. Четвёртый этап- этап реализации продукта.

Урок по технологии проблемного обучения может иметь следующую структуру:

Структура проблемного урока.

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

ЗНАНИЕ

Введение

1.Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока

2.Поиск решения – открытие субъективно нового знания

воспроизведение

3.Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

4.Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Учителю необходимо пропустить детей через все эти звенья научного творчества.

Совсем недавно мы строили свои уроки по общепринятому шаблону. Я помню время, когда  нельзя было отступить от стандартного плана урока. Сначала учитель сам формулирует тему урока. Это не вызывает познавательного энтузиазма. Потом сам объясняет новый материал. Понимание этого материала не гарантировано. Далее даёт задание: выучить правило. Традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение материала: пришёл, увидел, заучил.

Есть уроки традиционные.  Бесконечного монолога учителя: я говорю- ты молчишь.

Есть уроки проблемного диалога.  Совместного открытия знаний: я – словечко, ты- словечко!

Традиционный урок

Проблемно диалогический урок

1.Проверка домашнего  задания.

   Проверим…

1.Постановка проблемы.

   Сравните…

   Что вас удивляет?

   Какой возникает вопрос?

2.Тема урока…

    Сегодня мы будем изучать…

2.Актуализация.

   Что мы уже знаем по этой проблеме?

3.Объяснение новой темы.

   Итак, слушайте внимательно…

3.Поиск решения.

   Понаблюдайте…

   Сгруппируйте…

   Установите закономерность…

4.Закрепление.

   Повторите. Что? Когда? Где?...

4.Решение.

Как мы можем ответить на наш вопрос?

Как создать проблемную ситуацию?

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя и более положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?)
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?)

Между житейским представлением и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. (Вы сначала как думали? А как на самом деле?)

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. (Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?)
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. (Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?)
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. (Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?)
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

 Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения можно выделить побуждающий и подводящий диалоги.

Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

 Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель  пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие.

Подводящий диалог - это система посильных вопросов и заданий, завершающихся
формулировкой темы с помощью вопросов:

- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока

                            Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Подводящий

структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

признаки

- мысль ученика делает скачок к неизвестному

-переживание учеником чувства риска

Возможны неожиданные ответы учеников

-прекращается с появлением нужной мысли ученика

-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-почти невозможны неожиданные ответы учеников

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

результат

Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления

 На своих уроках чаще  всего использую приемы создания проблемной ситуации с «затруднением» или  с «удивлением», где:

1. сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

      2.обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим

      заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением,

      экспериментом или наглядностью.

  На уроках русского языка  предлагаю классу практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова, словосочетания  или предложения на новое правило.

Например,  болеть душ…й,  болеть сердц…м. 

Далее  разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:

Учитель: В какой  части речи пропущена орфограмма?  В какой  морфеме?

Ученики: В окончаниях существительных.

Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?

Ученики:  За шипящими и ц

Учитель: А какая это может быть гласная?

Ученики:  о или е

  Заканчивается  диалог одной из двух возможных фраз:

«Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

 

Ученики:  Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

                 

Ещё один пример:

 Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом -  -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в  существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

  На этом этап постановки проблемы завершается.

  Затем учитель организует поиск решения. Ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

Например:

Учитель:  Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

Выделите окончание, поставьте ударение.

 Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях  имен существительных?  Сформулируйте правило.

Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е

Ещё пример:

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

 Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.

Формулируют проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.

- Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)

- Все согласны или есть возражения?

- Существительное мячик с суффиксом  –ик  неодушевлённое. (контраргумент)

- Ещё какие есть гипотезы?

- Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)

- С этой гипотезой согласны?

- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.

Подсказка к решающей гипотезе.

- Просклоняйте данные существительные.

Выделите суффикс.

- И. п. пёсик, овражек                                                                                  

  Р. п. пёсика, овражка

  Д. п. пёсику, овражку

  В. п. пёсика, овражек

  Т. п. пёсиком, овражком

  П. п. о пёсике, об овражке  

- Что вы заметили?

- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.

- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?

Ученики склоняют.

- Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

- Сформулируйте правило.

- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.

- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

        

При одновременном выдвижении гипотез сначала проверяются ошибочные варианты, затем – решающая.

  Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новые знания выражаются соответствующим научным языком в определённой форме. Учитель даёт задание: всё, что понял, оформить в продукт и показать классу.

 В результате получается готовый продукт (статья, сообщение, проект, схема, таблица, эйдос – конспект).

  Затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения, т.е. идёт процесс реализации продукта, т.е. закрепляются новые знания с использованием различных методов, форм и средств обучения.

Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний» (спросил, открыл, создал)  В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.

Многие школьники понимают эффективность таких уроков: «Уроки по технологии проблемного обучения- это уроки жизни. Они намного интереснее, чем те, когда учитель просто пишет на доске, а мы зазубриваем правила. На уроках проблемно- диалогических в нас просыпается настоящий азарт. Мы сами находим решение, понимаем его. Это легче»

«Вы нас научили добиваться цели, слушать друг друга, слышать друг друга. А это очень важно в современном мире»

Какие результаты приносит технология?

Ответы учителей, занимающихся по данной технологии.

«Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть  учение с увлечением» (Сурнина И.И.)

  «На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» (Титова О.В.)

«Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому.  Дети не замечают, как промчался урок» (Андреева С.М.)

На уроках, построенных по  технологии проблемного обучения, ученик учится:

  1. Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
  2. Добывать, преобразовывать и представлять информацию.
  3. Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.
  4. Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.

  Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей. Работая в парах, группах, дети учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг другу. Они гордятся своими достижениями, чувствуют себя первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.

  Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила,  доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

  Один из великих сказал: «Знания могут быть у того, у кого есть вопросы. Нельзя ничему научить, можно только научиться»  Знания, которые добыл сам, прочнее, запоминаются надолго. Они более качественные, прочные.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать это  самому.

Это будет моим на всю жизнь.