Страничка литературы

Маслова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос  Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос

Повествование

о событиях 

Драма

Разговор дей-

ствующих лиц

(диалог, монолог)

Лирика

Выражение

чувств, эмоций

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.



Предварительный просмотр:

Жанры литературы

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)

Название

Краткая характеристика

Пример

 

Сказка

Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов

"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"

Былина

Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы

"Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"

Песнь

Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека

Песни о С. Разине, Е. Пугачеве

Малые жанры фольклора

Загадка

Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью

"Висит сито, не руками свито" (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии

"Семеро одного не ждут"

Поговорка

Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли

"Легок на помине"

Скороговорка

Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов

"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"

Частушка

Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера

"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".

Жанры древнерусской литературы

Название

Краткая характеристика

Пример

художественного

произведения

Житие

Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью

"Житие Александра Невского"

Хожение (хождение

оба варианта верны)

Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Поучение

Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление

"Поучение Владимира Мономаха"

Воинская повесть

Повествование о военном походе

"Сказание о Мамаевом побоище"

Летопись

Историческое произведение, в котором повествование велось по годам

"Повесть временных лет"

Слово

Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона

Эпические жанры

Роман

http://5litra.ru/templates/5litra_new/dleimages/spoiler-plus.gif Определение

http://5litra.ru/templates/5litra_new/dleimages/spoiler-plus.gif Разновидности

 Повесть

 Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
– средний объем
– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете

 Рассказ

 Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя

 Новелла

 Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)

 Очерк

 Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.

 Басня

 Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием

Лирические жанры

 Стихотворение

 Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами

 Элегия

 Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму

 Эпиграмма

 Небольшое по объёму сатирическое стихотворение

 Сонет

 Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три

 Эпитафия

 Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему

 Песня

 Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок

 Гимн

 Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные

 Ода

 Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная

 Послание

 Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу

 Романс

 Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку

Лиро-эпические жанры

 Баллада

 Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания

 Поэма

 Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя

Драматические жанры

 Трагедия

 Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель

 Комедия

 Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни 
 Разновидности комедии по характеру содержания:
 – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);
 – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);
 – комедия идей (источник смешного – идея писателя);
 – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);
 – фарс (западноевропейская народная комедия XIV
 – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)

 Драма

 Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами

 Водевиль

 Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами

 Интермедия

 Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;
2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России



Предварительный просмотр:

Литературные направления

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

?

 

Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни

 

 

 

Основные признаки

 литературного   направления 

Представители

литературы

Классицизм - XVIII - начало XIX века

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания и формы.

3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

4) Простота, стройность, логичность изложения.

5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.

6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.

П. Корнель, Ж. Расин,

Ж. Б. Мольер,

Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, 

Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)

Сентиментализм - XVIII - начало XIX века

1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема - тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

 Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);

Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)

Романтизм - конец XVIII - XIX век

1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)

3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.

5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.

 Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);

В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)

Реализм - XIX - XX век

1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

 Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);

Стендаль, О. Бальзак (Франция);

А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)

Натурализм - последняя треть XIX века

1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.

3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

 Э. Золя, А. Хольц (Франция);

Н. А. Некрасов "Петербургские углы",

В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки

Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)

Модернизм. Основные направления:

• Символизм

• Акмеизм 

• Имажинизм

                           Авангардизм.

• Футуризм

Символизм - 1870 - 1910 годы

1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.

2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.

3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).

4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.

5) Искусство как интуитивное постижение мира.

6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.

7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства

8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.

9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).

10) Собственное мифотворчество.

 Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);

М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,

В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,

А. А. Блок, А. Белый (Россия)

Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии

1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.

2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.

3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.

5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).

6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).

7) Изображение предметного мира, земной красоты.

 Н. С. Гумилев,

С. М. Городецкий,

О. Э. Мандельштам,

А. А. Ахматова (раннее тв-во),

М. А. Кузмин (Россия)

Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)

1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.

3) Атмосфера  литературного  скандала, эпатаж.

4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.

5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.

6) Поиск новых ритмов, рифм.

7) Установка на произносимый текст (декламация)

 И. Северянин, В. Хлебников

(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский

(Россия)

Имажинизм - 1920-е годы

1) Победа образа над смыслом и идеей.

2) Насыщенность словесных образов.

3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания

Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин



Предварительный просмотр:

План характеристики героя литературного произведения .

  1. Автор, название произведения.
  2. Место, занимаемое героем в произведении
  3. Общественное положение героя.
  4. Жилище или  обстановка, в которой он живет.
  5.  Внешность, особенности костюма.
  6.  Речь героя.
  7. Поступки героя, через которые раскрывается его характер.
  8. Характер героя.
  9. Понимание героем целей жизни.
  10. Отношения с другими действующими лицами произведения.
  11. Отношение автора к герою
  12. Ваше отношение к герою.

  1. Автор, название произведения.
  2. Место, занимаемое героем в произведении
  3. Общественное положение героя.
  4. Жилище или  обстановка, в которой он живет.
  5.  Внешность, особенности костюма.
  6.  Речь героя.
  7. Поступки героя, через которые раскрывается его характер.
  8. Характер героя.
  9. Понимание героем целей жизни.
  10. Отношения с другими действующими лицами произведения.
  11. Отношение автора к герою
  12. Ваше отношение к герою.

  1. Автор, название произведения.
  2. Место, занимаемое героем в произведении
  3. Общественное положение героя.
  4. Жилище или  обстановка, в которой он живет.
  5.  Внешность, особенности костюма.
  6.  Речь героя.
  7. Поступки героя, через которые раскрывается его характер.
  8. Характер героя.
  9. Понимание героем целей жизни.
  10. Отношения с другими действующими лицами произведения.
  11. Отношение автора к герою
  12. Ваше отношение к герою.

Купец Степан Парамонович Калашников – главный герой «Песни про купца Калашникова». С первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, «удалой». Калашников - положительный герой «Песни». Проникнуться симпатией к нему помогает даже описание внешности купца – он молод, красив, статен. 
    Степан Парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: «Речью ласковой гостей он заманивает…». И дела у героя идут совсем неплохо: «Злато, серебро пересчитывает». Есть у Калашникова и семья – красавица-жена и дети. 
    Я думаю, герой очень любит Алену Дмитриевну. Он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она «свету божьего не видела». Но это лишь оттого, что для Калашникова очень важна его собственная честь и доброе имя его семьи: «Мое имя честное не порочила…» 
    Именно поэтому, когда Алена Дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке Киребеевича, купец не раздумывал ни минуты. Он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью. 
    Калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах «всего честного народа». Это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет. 
    Герой знает о том, что Киребеевич – любимец Ивана Грозного. И что, убив обидчика жены, Калашников вызовет гнев царя. Но это герою неважно. Весь смысл его жизни теперь заключается в одном – отстоять честь и восстановить свое доброе имя. Решаясь на поединок, купец, как мне кажется, думает не только о себе, но в большей степени о своих предках и детях, которым предстоит жить или в позоре, или в чести. 
    В битве Калашников ведет себя очень достойно. Выказав свое уважение царю, Руси и всему русскому народу, он бросает открытый вызов Киребеевичу: 
    К тебе вышел я, басурманский сын, - 
    Вышел я на страшный бой, на последний бой! 
    Калашников побеждает опричника – от удара купца тот падает замертво. Но Степану Парамоновичу предстояло еще одно испытание - держать ответ перед разгневанным царем. И это герой проходит с честью – он смело и прямо, глядя в глаза Грозному, рассказывает, почему убил Киребеевича. 
    Калашников понимает, что царь казнит его. И он с достоинством принимает и это, лишь просит Ивана Грозного позаботиться о его семье: 
    Не оставь молодую вдову 
    Да двух братьев моих своей милостью... 
    Перед казнью герой прощается со своими братьями и наказывает им попрощаться со всем, что было ему дорого – с женой, детьми, родительским домом, друзьями. Также он просит помолиться за его грешную душу в церкви. 
    Калашников погибает, но память о нем остается не только в сердцах его родных, но и среди всего русского народа. Я думаю, это происходит потому, что купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Недаром он бьется с «бусурманином», защищая не только свою семью, но и свою страну, свой народ. За это его любят соотечественники, именно этим он запоминается и нам, читателям

Два героя – две идеологии в “Песне…”.

Оформление тетрадей

План:

а) внешность Калашникова, Киребеевича;
б) первое впечатление, которое каждый из них производит;
в) общественное положение героев; семейное;
г) отношение их к Алене Дмитриевне;
д) речевая характеристика героев;
е) поведение их во время кулачного боя;
ж) отношение гусляров, автора к героям.

– Кто такие Кирибеевич и Калашников?

– Почему их описанию Лермонтов уделил большую часть поэмы? (Кирибеевич – “удалой боец”, “буйный молодец”, “добрый молодец”, “любимый опричник”, “лучший боец” Грозного.)

– Каким вы себе его представляете? (Молодой, сильный, уверенный в себе, красивый, богатырского телосложения, богато одет, охвачен любовной страстью)

– Каково общественное положение Кирибеевича? (“Любимый” опричник, значит он фаворит Ивана Грозного, “лучший боец”, следовательно, можно предположить, что Кирибеевич отличается всеми отличительными качествами опричника, т.е. живет грабежами, поэтому богато одет; царь делает ему подношения, Кирибеевич находится на службе у царя).

– Как относятся гусляры к нему? (С симпатией).

– Каким рисуют гусляры купца? (По внешним данным Калашников не уступает Кирибеевичу. Он тоже молодой, “смелый”, “статный”, “лихой боец”, “удалой боец”, у него “могутные плечи”, “очи соколиные”, “кудрявая борода”, “грудь молодецкая”).

– Каково его положение в обществе? (Женат, имеет детей. Калашников – купец, он относится к гостиной сотне, члены которой пользовались большими привилегиями, имели свое самоуправление. У него своя лавка, свой “высокий дом”, служанка. Он сам зарабатывает себе на жизнь, серьезен. Гусляры о нем тоже говорят с симпатией, правда показывают его более суровым, сдержанным, хотя решительным и бесстрашным. Кирибеевичу дается более развернутая характеристика).

– Можно определить отношение Лермонтова к героям? (Уже в заглавии поэт дает характеристику Кирибеевичу общо: “молодой опричник”, купца называет по фамилии; опричника величают лишь по отчеству, тогда как купца называют уважительно: Степан Парамонович. Симпатии Михаила Юрьевича на стороне Калашникова).

Справка учителя.

Неслучайно поэт дает опричнику нерусское отчество. Называние по отчеству всегда было знаком близости и уважения не только к самому человеку, но и к роду его.

– Из какой семьи Кирибеевич? (Из семьи Малюты Скуратова).

Упоминание Малюты в поэме имеет определенный смысл. Он по происхождению из Орды, три столетия терзавшей Русь. И то, что именно Малюта – руководитель опричнины, бросает еще один отблеск на все повествование. Для Калашникова, для московских жителей, страдавших от террора опричнины, было особенно зловеще то, что опричниной заправляли выходцы из Орды. А царь нарочно подчеркивал это, чтобы унизить бояр, чтобы затоптать даже намек на вольнолюбие. “Бусурманский сын”, – так называет Калашников своего противника, и это не случайно. Ведь это слово имеет значения “иноверец”, “иноземец”.

– Как реагирует Алена Дмитревна, узнав из какой семьи опричник? (“Испужалась пуще прежнего”)

– В какой момент и почему меняется отношение гусляров к Кирибеевичу? (Во 2-й главе гусляры не хотят даже видеть его, называя его “лукавым рабом”, “злым охульником”, “злым опричником” за то, что скрыл правду от царя, не сказал, что Алена Дмитревна замужем. И далее мы знаем об опричнике лишь со слов купеческой жены).

– Каково отношение каждого из героев к женщине, любви? (Кирибеевич пылкий, страстный, так говорить о возлюбленной может только охваченный настоящим любовным огнем человек:

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые…

Страсть его велика, умоляет Алену Дмитревну не дать покончить с собой).

– Какое чувство вызывает он? (Сочувствие).

– Можно ли назвать это чувство глубоким, настоящим? (Нет. Во-первых, на пиру он публично поведал о своем интимном чувстве, а это не благородно. Во-вторых, он хочет “купить” ответное чувство купеческой жены за драгоценности, опозорил ее на глазах “злых соседушек”, преследовал ее тайком, ночью, а в это время суток, как известно, ходят разбойники. Чувство Кирибеевича эгоистично.

– Перед кем покажу удальство свое? Перед кем я нарядом похвастаюсь? (Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, готов на все даже ценой ее позора. Он не считается с благополучием, счастьем Алены Дмитревны).

– Почему чувство Кирибеевича приобрело такой оттенок? (Опричник, возможно, был способен на глубокое искренне чувство, но окружающая его обстановка вседозволенности, царское покровительство превратили его в эгоиста. Как и все опричники, он был далек от Богажизненных установок христианства).

Справка учителя.

С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.

Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? (Они муж и жена, “святыми иконами обручалися”, купец любит Алену Дмитревну, которая является для него хранительницей домашнего очага, и матерью его детей, и любимой женщиной. Для Алены Дмитревны муж – “государь”, “красно солныщко”, его немилость для нее горше людской молвы, страшнее смерти. У них в семье царят мир и согласие, взаимопонимание, доверие: жена честно рассказывает Калашникову о случившемся, и не просит она прощения (виниться ей не в чем), а заступничества: “Ты не дай меня, свою верную жену, / Злым охульникам в поругание!”

Калашников, в отличие от Кирибеевича, на вопрос царя, умышленно ли он убил опричника, ответ точный дает: но он не хочет публично произносить имя своей жены, достаточно того, что ее “опозорили” при соседях. Купец уважает Алену Дмитревну. А вот то, что глава обесчещенной семьи убил обидчика “вольною волей”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора).

– Почему так сурово Степан Парамонович обращается к жене? (Уклад семьи XVI века основывается на определенном своде правил, собранных в “Домострое”. Этот уклад требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. Опоздание Алены Дмитревны – слишком необычное происшествие для того времени, поэтому купец заподозрил обман. Но под этой суровостью, угрюмостью мы видим черты доброты. Как опричник, он хвастать не будет, а честно исполнит свой долг.)

– Как характеризует купца его речь? (С работницей Калашников уважителен, обращается к ней по отчеству, братьев называет “любезными”, царя чтит, называет его “православным”. Речь купца плавная, тон доброжелательный. Он немногословен, но с кем бы он ни говорил, всегда упоминает Бога: “скажу только Богу единому”, “жил я по закону Господнему”, “авось Господь вас помилует”. Он живет с Богом в душе. И только к Кирибеевичу он обращается на “ты”, называя его “бусурманским сыном”, тем самым противопоставляя себя опричнику.)

– Как характеризует речь Кирибеевича? (Говорит витиевато, красиво и долго, но всегда в речах его присутствует хвастовство, высокомерие: “мы не хуже другого обрядимся”, девушки им “много любуются”, у него и “сабля вострая”, и “аргамак” ходит весело. Перед кулачным боем в словах его звучит пренебрежение к более слабым, говорит с издевкой. Опричник привык быть первым, ему все дается легко, ему “ничего не заказано”, поэтому появляется спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими).

Учитель. Экскурсия наша продолжается, мы уже мысленно находимся с героями на реке Москве, близ белого Кремля и светлых церквей. Говоря о кулачном бое, нельзя не сказать об описании природы. С какой целью Лермонтов вводит его? (Сказывается влияние народной поэзии. Мы видим тихое, ясное, безмятежное утро. Алая заря “подымается”, “умывается” снегами (вновь контраст цветов: красный – белый). Природа предвещает трагические события).

– Как ведут себя во время поединка Кирибеевич и Калашников? (Оба готовы к бою, но вновь прослеживается контраст во всем).

– Кирибеевич выходит, “царю в пояс молча кланяется”, похаживает, “подсмеивает, подпершися в бок рукою правою”. Для него это привычный бой для потехи. Калашников вышел – “толпа раздалась в обе стороны”, т.к. он настоящий богатырь, его уважают, дорогу ему уступают.

Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.

Справка учителя. Люди “московские” для него воплощают весь русский народ (часть замещает целое – черта средневекового сознания).

Для купца это святой бой, он силен не только физически, но и морально, ибо защищает не только честь жены, свою, но и честное имя семьи, рода. А Кремль, святые церкви – не только молчаливые свидетели поединка за святую правду, но и поддержка Степана Парамоновича, т.к. он живет в согласии с Богом.

И вновь Кирибеевич предстает не в лучшем виде. Он “ударил первой” купца и погнул висевший на его груди “медный крест” “со святыми мощами из Киева”, буквально ударил по мощам. Удар таков, что Калашников мысленно обратился к судьбе, прилагая все силы, чтобы победить в правом деле: “Чему быть суждено, то и сбудется, / Постою за правду до последнева”. Купец наносит опричнику смертельный удар, хотя побеждает его задолго до физической смерти:

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

– Как гусляры и автор относятся к смерти Кирибеевича? (Сожалеют о ранней гибели, ценят, что не просит пощады, а принимает смерть как должное).

– Что помогло Калашникову победить опричника? (Купец защищает свою любовь, семью, честь жены, а Кирибеевич думает только о себе).

– Какую идеологию представляет каждый из героев? (В Калашникове реализуется народный идеал правды, честности, в Кирибеевиче – бесчестья, зла. Столкнулись не два человека – столкнулись два принципа, две морали. Это поединок чести с бесчестьем, Божьей правды с кривдой, народной нравственности и ее попрание).

Вывод. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне…” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.

– Как народ относится к Калашникову? Почему “Песня …” оканчивается не казнью купца, а описанием его “безымянной могилы”? (Как преступник, совершивший самосуд, Калашников не был похоронен на кладбище, но его могила, затерявшаяся “промеж трех дорог”, не забыта народом. По-своему отдают ему должное и “стар человек”, и “молодец”, и “девица”, и гусляры ему “споют песенку”. Мажорным, подлинно песенным аккордом “Песня …” и кончается).

– Почему же сборник Лермонтова начинался именно “Песней …”? (Подвиг Калашникова сделал его бессмертным в памяти людей; пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев, учит бороться за “святую правду”. А в современной жизни 1830-х годов не было подобного жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую нравственную проблему долга и чести. Облагороженное, возвышенное прошлое в целом противопоставляется измельчавшей современности (без прямого заявления об этом).

Подведение итогов.

– Какие проблемы поднимаются в “Песне …”?
– Кто в “Песне …” является настоящим героем? Почему?
– В чем “правда” купца Калашникова?
– Каков жанр “Песни …”? Вспомнить определение.

– В чем особенность этой поэмы? (Историческая поэма, написанная в фольклорной традиции, поэма близка былине).

– Почему поэму можно считать исторической? (Рассказывает об определенной исторической эпохе русского государства, есть историческое лицо – Иван Грозный; даются реалии общественной жизни: опричнина, купечество, различные исторические детали. В качестве примеров учащиеся приводят исторические детали, рассказывающие о пирах, жизни купечества, обычаях, нравах, семейных отношениях, кулачных боях, религиозных обрядах, одежде)

Теперь посетим творческую лабораторию поэта.

– Докажите, что “Песня …” близка народно-поэтическому творчеству. (Ответ на этот вопрос можно построить по-разному:

  • беседа с классом;
  • выступление экскурсовода-литературоведа.

(Ниже представлен материал, который должен прозвучать на уроке).

“Песня …” близка народно-поэтическому творчеству по нескольким параметрам.

Уже в заглавии видим перечисление героев соответственно социальной иерархии, что соответствует древней словесности.

Повествование ведется от имени гусляров, которые выступают как хранители преданий, народной памяти, носитель и выразители народного сознания. Как принято в фольклоре, они подчеркивают правдивость произведения с ссылкой на одобрение и бояр, и простого народа.

С народной песней поэму сближают композиционные элементы:

а) запев:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы…

б) припев:
Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – только дело разумейте!

в) концовка:
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.

Поэт широко обращается к устаревшим формам слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду”), к просторечным оборотам (“мово верного слугу”, “поцалуемтесь”), к двойным названиям (“роду-племени”, “гудит– воет”), к традиционным обращениям (“Государь ты мой красно солнышко”)

Образность поэтической речи Лермонтова также основаны на народном творчестве. Это олицетворения (“заря алая подымается”, “разметала кудри золотые”), постоянные эпитеты(“солнце красное”, “дума крепкая”, добрый молодец”), постоянные сравнения (“ходит плавно – будто лебедушка”), гипербола (“стукнул палкою, и дубовый пол на полчетверти он железным пробил оконечником”).

Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка…,
анафоры-единоначатия:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…

Учитель. Почему Лермонтов использует эту лексику, приемы? (Воссоздаются картины прошлого, передается исторический колорит и дух эпохи).

Написать сочинение на тему: “Над чем заставила меня задуматься “Песня про купца Калашникова…”.