Кабинет технологии

Климок Екатерина Владимировна

Возможный вариант наполнения кабинета технологии

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ КАБИНЕТУ

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям ФГОС и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития УУД, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, исследовательская работа, работа с источниками информации, конференция, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися, консультаций, подготовки к олимпиадам и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon паспорт кабинета252 КБ
Файл Требования29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №2

Паспорт

кабинета

технологии

Учитель: Климок Екатерина Владимировна

2014 – 2015 уч.год

Учебный год

2014 – 2015 уч. год

Ф. И. О. заведующего

 кабинетом

Климок Екатерина Владимировна

Класс, ответственный за

кабинет

6 «б»

Ф. И. О. учителей, работающих в кабинете 29 «б»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Площадь кабинета-28 м2

Число посадочных мест - 20

  1. Ф. И. О. зав. кабинетом - Климок Екатерина Владимировна
  2. Назначение учебного кабинета – кабинет технологии
  3. Материалы по охране труда и безопасности:

 - Стенд по безопасным условиям труда

 - Папка по безопасным условиям труда (инструкции о правилах техники безопасности)

 - Медаптечка

 - Средства индивидуальной защиты

 - Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии

 - Наличие журнала учета инструктажа учащихся по охране труда и оценки их знаний

 - Наличие аптечки - есть, укомплектована, имеется опись

4. Наличие печатных пособий:

 - Таблицы по курсу технологии (по классам, темам)

5. Систематизация печатных пособий: есть опись, картотека

6. Наличие Т. С. О.: имеется

7. Наличие разработок уроков:

Предмет

Класс

технология

5 класс

+

технология

6 класс

+

технология

7 класс

+

технология

8 класс

+

технология

9 класс

+

технология

10 класс

+

технология

11 класс

+

8. Дополнительные материалы по предмету:

 - Папка с материалами образцов творческих проектов

 - Папка с дополнительными материалами к творческим проектам

 - Папка с материалами ____________________________________

  - Папка с материалами ____________________________________

  - Папка с материалами ____________________________________

 9. Материалы для внеклассной работы:

  - Папка с материалами для проведения олимпиад по технологии

  - Папка с материалами ____________________________________

  - Папка с материалами ____________________________________

  - Папка с материалами ____________________________________

 10. Материалы для работы с родителями: подборка литературы по вопросам воспитания и психологии

 11. Наличие библиотеки с картотекой: _______

12. Материалы, помогающие овладеть учащимся стандартом образования:

  - Материалы по ОУУН

  - Памятки, рекомендации по подготовке к занятиям разных видов УПД

  - Материалы, рекомендации по выполнению заданий разных видов

 14. Систематизация печатных пособий:

  - По темам __________

  -По классам _________

  -По трем уровням ____

Правила использования кабинета технологии.

1.Учащиеся имеют право:

 1. Использовать кабинет с целью обучения на уроках технологии в свободное от уроков время.

 2. Использовать кабинет с целью подготовки к урокам, создания и редактирования докладов, рефератов, творческих проектов.

3. Использовать кабинет для работы с обучающими программами по различным курсам.

 4. Допускается использование кабинета в свободное от уроков время для игр, с согласия преподавателя и классного руководителя (в том случае, если кабинет не задействован для проведения уроков, факультативов и пр.) не более 30 минут.

2. Учащимся школы запрещается:

 1. Находиться в кабинете без сменной обуви или в верхней одежде.

 2. Есть в кабинете (если это не предусмотрено программой в разделе «Кулинария»).

 3. Бегать в кабинете, оставлять за собой мусор.

 4. Использовать кабинет не по назначению.

  1. Ответственность учащихся:

 1.В случае нарушения требований (пункт 2.2.)  преподаватель имеет право ограничить допуск учащегося в кабинет.

 2. В случае грубого нарушения правил поведения в кабинете или инструкции по технике безопасности администрация школы (в лице преподавателя, ведущего урок) имеет право запретить допуск учащегося к  занятиям, проводимым в кабинете технологии. В этом случае материал учащимся изучается самостоятельно и сдается в форме зачета независимой комиссии.

 3. Учащиеся школы и их родители несут персональную ответственность за порчу оборудования, произошедшего по вине учащегося. Ремонт производится  непосредственно учащимся или его родителями, или оплачивается ими и не освобождает учащегося или его родителей от оплаты ущерба, понесенного школой вследствие неработоспособности оборудования.

Правила безопасности для учащихся в кабинете технологии.

  1. Общие требования безопасности:
  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
  2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
  3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
  4. Не включать электроосвещение, бытовые приборы и средства Т.С.О.
  5. Не открывать форточки и окна.
  6. Не передвигать учебные столы и стулья.
  7. Не трогать руками электрические розетки.
  8. Травмоопасность в кабине:

  - при включении электроосвещения        

  - при включении приборов Т.С.О.

  - при включении бытовых приборов

  - при переноске оборудования и т.п.

  1. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
  2. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

  1. Требования безопасности перед началом занятий:
  1. Не открывать ключом дверь кабинета.
  2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  3. Подготовить свое рабочее место, учебные принадлежности.
  4. Не менять свое рабочее место без разрешения учителя.
  5. Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.

  1. Требования безопасности во время занятий.
  1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
  2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
  3. Не включать самостоятельно приборы Т.С.О.
  4. Не переносить оборудование и Т.С.О.
  5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
  6. Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.
  7. Следовать указаниям учителя при проведении практических работ и экскурсий.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
  1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.п.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
  2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
  3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

5.Требования безопасности по окончании занятий:

1.   Приведите свое рабочее место в порядок.

2.   Не покидайте свое рабочее место без разрешения учителя.

3.   О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

  1. Санитарно – гигиенические требования к кабинету технологии.
  1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
  2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную сторону, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
  3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
  4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
  5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть вдоль лаборатории в два ряда (параллельно окнам). Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
  6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске-500 лк.
  7. Окраска помещения, в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или в холодных тонах слабой насыщенности; помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
  8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.
  9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола- 0,3-0,5.
  10. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-  вытяжной вентиляцией с таким расчетом. Чтобы температура в помещениях  поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 55.
  11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги  и форточки должны быть снабжены для закрывания и открывания приспособлениями.
  12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.

2. Требования к комплекту мебели.

  1. Кабинет технологии должен иметь комплект специализированной мебели для: -             организации рабочего места учителя; -организации рабочих мест обучающихся; -    рационального размещения и хранения средств обучения; -организации использования аппаратуры.
  2. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя с местом для графопроектора (стол с углублением  или специализированная тумба), стул и классную доску.
  3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические столы разных ростовых групп (М N 4, 5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
  4. Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает комбинированный шкаф состоящий из следующих секций ( ГОСТ 18666-95) : - нижняя (с цоколем ) с глухими дверками -2-6 шт. ;- верхняя ( устанавливается на нижнюю ) с остекленными дверками -2-6 шт. ; - верхняя (устанавливается на остекленную ) с глухими дверками -2-6 шт.
  5. Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям .
  6. Для хранений и установки в рабочем положении проекционной и  звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.

 

3. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и             приспособлениями.

  1. В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитафон ,  графопроектор, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.
  2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая – на противоположной от доски стене лаборатории и, третья - на стене противоположной окнам.
  3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.
  4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны: - у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов); - в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор); - в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).
  5. Для демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть онемение 2,7 м, а до последних столов – не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над полом 1,2-1,5 м. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м. от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

4. Требования к помещениям кабинета.

  1. Площадь кабинета должна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятные условия создаются в помещениях размером 60м2. Если позволяют условия, то для кабинета рекомендуется оборудовать лаборантскую комнату размером 18 кв.м.
  2. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы рекомендуется устанавливать как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов -не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами- 0,5- 0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6- 2,7 м, наиболее удаленность последнего места обучающихся от классной доски- 8,6 м.
  3. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).
  4. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади классного помещения). 2.11.4.5. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции 2.11.4.6. Рекомендуется типовая планировка кабинета: на передней стене справа от входной двери – доска, слева – ряды рабочих мест обучающихся.

5. Оснащение кабинета учебным оборудованием.

  1. Организация кабинета технологии предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими « Перечнями учебного оборудования по технологии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
  2. В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: картины, таблицы, альбомы, раздаточный материал; диапозитивы, диафильмы, звуковые пособия; видеозаписи, компьютерные программы.
  3. В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, сборники вопросов и заданий, методические руководства; литературу справочного характера, журнал «Школа и производство».
  4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
  5. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся.

  1. Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями ГОСТ 18313-93, в котором предусмотрено отделение для магнитофона и проигрывателя или музыкального центра. Благодаря откидным верхней крышке и передней стенке это отделение может служить как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола должен быть расположен специальный ящик с укладками для различного вида звукозаписей. На столе должен быть смонтирован пульт управления, что позволит учителю со своего места управлять аппаратурой в кабинете.
  2. Рядом со столом учителя следует иметь подставку для графопроектора.
  3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пять рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита – 1500х1000мм, откидных щитов- 750х1000мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
  4. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и   стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные столы. У столов может быть горизонтальная крышка; для портфелей и ранцев в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93). Рекомендуется использовать стул ученический (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93 с цветовой маркировкой цветовой группы: Группа мебели Высота переднего края сиденья стула, мм группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм 4 380 1460 до 1600 Красный 640 5 420 1600 до 1750 Зеленый 700 6 460 1750 до 1800 Голубой 760.

7. Требования к размещению и хранению оборудования.

  1. При размещении и хранении учебного оборудования должно быть обеспечено:- соблюдение правил хранения;- сохранность средств обучения;- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение;- возможность быстрого проведения учета пособий и контроля за их состоянием.
  2. В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета, ученические работы, различные картотеки, раздаточный материал, объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи, грамзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить хранилище плакатов.
  3. Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте. Для использования на уроке размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.

8. Требования к оформлению интерьера кабинета.

  1. В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного зкспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.
  2. Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт картин, рисунков, фотографий и др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации картин, таблиц должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с классной доской следует разместить телевизор.
  3. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов.

                Аттестационный лист кабинета.

Аттестационный лист кабинета №_____________

Заведующий кабинетом_______________________

Параметры оценки

Оценка

1.Наличие документации:

- паспорт кабинета (или инвентаризационная книга)

- программа развития кабинета

- каталог учебного оборудования, ТОС

- дидактические материалы по темам

- карточки для индивидуальной работы( в том числе с одарёнными, слабоуспевающими учениками)

- дифференцирование задания

- тексты контрольных, проверочных работ

- списки д/ф, к/ф

- материалы для лабораторных работ

- тексты по практическим работам (образцы оформления и выполнения заданий)

- новые методические разработки и материалы

2. Библиотека кабинета

- литература по предмету

- наличие списков для внеклассного чтения по классам

- справочно-информационная литература

- подборка интересных вопросов для обсуждения рекомендуемых книг по предмету

3. Подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного предмета:

- памятки работы с учебником, дополнительной и справочной литературой

- статистические сведения (картотеки по темам программы и т.д.)

4. Материалы для творческой самостоятельной работы учащихся:

-памятки

-задания

-справочники

-рефераты, сочинения ребят

- образцы выполнения творческих работ

5. Внеклассная работа по предмету:

- материалы для факультативных занятий

- подборки материалов для олимпиад по предмету

- сценарии внеклассных мероприятий по предмету и т.п.

6. ТСО (исправность)

7. Техника безопасности:

- правила

- журналы инструктажа

- порядок хранения реактивов, оборудования

Критерии оценки:

-Наличие параметра – 1 балл

- Отсутствие – 0 баллов

8. Замечания и дополнения:

Дата проведения смотра кабинета:

Подписи членов комиссии:

 

Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

Для работы каких классов использовался кабинет и находящиеся в нем материалы

Что сделано по оформлению и ремонту

Пополнение учебно-методического обеспечения кабинета

(приобретенное и разработанное)

Какие были проблемы

Работа по совершенствованию учебно – методического обеспечения кабинета за прошлый учебный год.

Обновление

дидактического материала

Составление опорных конспектов, карт, схем

Приобретение таблиц

Изготовление

(приобретение)

раздаточных материалов

План дооборудования кабинета №29 «б»

№ п/п

Что планируется

Сроки и отметки об

 исполнении

2010-2011

2011-2012

2012 -2013

2013 - 2014

Задачи на новый учебный год.

Задачи (обновление материала, для каких классов)

Планируемое оформление, приобретение, разработка учебно-методических материалов

Примечания

Опись имущества кабинета № 29 «б»

№ п/п

Наименование имущества

Количество

Учительский стол

1

Учительский стул

1

Парта ученическая

10

Стул ученический

20

Комплект кухонной мебели

1

Доска

1

Печь электрическая

1

Печь микроволновая

1

Чайник электрический

1

Машинка швейная

3

Видеокамера

1

МФУ

1

Фотоаппарат

1

Компьютер

1

Проектор

1

Экран

1

Подставка для проектора

1

Жалюзи

4


График  занятости кабинета №29 «б» на 2014– 2015  уч. год

Урок

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Учитель

Класс

Учитель

Класс

Учитель

Класс

Учитель

Класс

Учитель

Класс

Учитель

Класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.


План работы

кабинета

Акт готовности кабинета 29 «б» к учебному году.

1. Документация

1. Паспорт

2. Правила техники безопасности

3. Правила пользования кабинетом

4. План работы кабинета

5. Расписание работы кабинета

2. Учебно – методическое обеспечение кабинета

1.Укомплектованность:

-учебным оборудованием;

- учебно-методическим комплексом ( методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями);

 комплексом средств обучения (ТСО).

2. Наличие комплекта:

- диалектических материалов;

- типовых заданий;

- тестов;

- контрольных работ;

- раздаточных материалов;

- комплектов типовых эссе, сочинений;

- слайдов;

- таблиц;

 учебников;

-

3. Оформление кабинета.

1.Оптимальная организация пространства:

- места педагога

- ученических мест

2. Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов

Стенды дают:

- рекомендации по проектированию учебной деятельности;

- по выполнению программы развития общественных умений и навыков;

- по организации и выполнению домашней работы;

-по подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам;

- тестированию;

- зачетам, экзаменам;

- имеются индивидуальные учебные планы и программы.

4. Соблюдение в кабинете.

1. Правила техники безопасности

2. Санитарно – гигиенических норм:

- освещенность

- состояние мебели

- состояние кабинета в целом (пол, стены, окна)

5. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году.

Учебный год

Оценка

Замечания и рекомендации

Оценка состояния кабинета

Сентябрь

Октябрь

Июнь



Предварительный просмотр:

Кабинет и мастерские образовательной области
"Технология"


1. Для образовательной области "Технология" необходимо выделить следующие помещения:

- кабинет художественного труда (1-IV классы);

- мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);

- мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);

- мастерская по обработке ткани;

- мастерская по обработке пищевых продуктов;

- кабинет технической графики.

1.2. При наличии площади допускается создание кабинета "Электрорадиотехнология".

1.3. Допускается организация комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке конструкционных материалов", в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.

2. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"

2.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

2.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

2.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

2.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в

мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

2.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

2.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

2.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

2.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

2.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

2.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

2.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

2.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

2.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

2.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

2.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

2.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

2.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

2.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

2.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

2.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

2.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

2.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

2.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

2.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".

2. 28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

2.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

2. 30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

2.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

2.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

2.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

2.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 мот пола.

2.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).

2.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

2.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

2.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.

3. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"

3.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ".

3.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.

33. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

3.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.

3.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.

3.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой - в мастерскую.

3.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости классов-комплектов.

3.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

3.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

3.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

3.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: "кухня-лаборатория" и зона для теоретической подготовки.

3.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

3.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

3.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.

3.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

3.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.

3.17. При площади кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть и лаборантское помещение.

3.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

3.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

3.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.

3.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

3.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа "Кульман".

3.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

3.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

4. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области "Технология"

4.1. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

4.2. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):

- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области "Технология";

- столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

- одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

- универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

- стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

- верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

- подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

- доски классные (ГОСТ 20064-86);

- гладильные столы или доски.

4.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

4.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.

4.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

4.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

4.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

5. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

5.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

5.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

5.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

54. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

5.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

5.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

5.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

5.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

5.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

5.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.

5.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

5.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

5.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

5.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

5.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

5.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со стулом.

5.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

5.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

5.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

5.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.

6. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области "Технология" проекционной аппаратурой и приспособлениями.

6.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:

- диапроектор;

- эпипроектор;

- графопроектор;

- цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;

- видеомагнитофон (видеоплейер);

- компьютер для работы учителя и обучающихся;

- копировальная техника.

6.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.

6.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.

6.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).

6.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.

6.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.

6.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 - 1,3 м.

7. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области "Технология" учебным, оборудованием, и необходимой документацией

7.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области "Технология" рекомендуется определять по действующими "Перечням учебного оборудования по образовательной области "Технология" для общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

7.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

7.3. Оборудование, не предусмотренное "Перечнями", в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.

7.4. В кабинете и мастерских образовательной области "Технология" должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).

7.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

7.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

8. Требования к размещению и хранению оборудования

8.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

- сохранность средств обучения;

- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

8.2 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

8.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.

8.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.

8.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.

8.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

8.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.

8.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.

8.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.

8.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

9. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских

9.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.

9.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.

9.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.

9.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.

9.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиции