4 "В" класс

Кузниченко Наталья Николаевна

Достижения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_nuzhno_znat.doc343 КБ
Файл stihi.docx11.64 КБ
Файл test_po_russkomu_yazyku.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                          Это нужно знать!!!

1. АЛФАВИТ.


В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.

               мял -  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

 

3.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

  Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

                                 стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так    как стоит  после гласного   А, значит в   слове маяк – 4 буквы, 5 звуков; 

                                стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в  начале слова,  значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;

                               стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь.

                Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

                Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

                Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

                Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

 

   4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

  Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

    Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`]. Чтобы определить

    твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

 

5.      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

 Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные)

согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

 

6.      ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

 

7.      СЛОГИ.

 В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3

слога, так как в нём 3 гласные буквы. 

 

8.      ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

  - Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

  - Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.       

  -   Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

- В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится,

    например: касс-са, ван-на.

- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.        -Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.

 

9.      УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

 Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции

находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции 

находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции.

     Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

10.  ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

  С большой буквы всегда пишутся:

 Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин. 

 Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город

Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.

 Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные

слова являются нарицательными (нариц.).

 

11.  ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

 

12.  ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

 Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака. : точка, печник, перчик,

конторщик, женщина, венчик. 

 

13.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

  Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:

    веселье, ружьё, вьюга, ладья, воробьи

    Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я, например:

объект, объём, адъютант

Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент,
разодетый, разудалый.

14.  МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

 В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у

существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч.

  

15.  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.        

        Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).

Например: Описание: http://kna4.ucoz.ru/Prav4.jpg

16.  БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

 

 Безударные гласные в корне, которые нельзя проверить ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём). Например: инженер, собака.

  

17.  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

 

 Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.

 Например:

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/Prav5.jpg   

18.  УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

        

        В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их правописание нужно запомнить. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/Prav6.jpg

19.  НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ Л, Д, Т, В.

         

            Непроизносимые согласные образуются при сочетании трёх или более согласных. Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно проверить его с помощью гласной или звонкой согласной или чтобы он стоял в конце слова. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/Prav7.jpg

Но ЗАПОМНИ: счастливый, чувство, лестница, праздник.

        Не путай слова, в которых непроизносимые слова не пишутся: чудес(?)ный – чудесен, вкус(?)ный – вкусен.

 

20.  РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. ЧЕРЕДОВАНИЕ.

            Родственные слова имеют один и тот же корень, что делает их близкими по смыслу, но называют они разные предметы, действия, признаки. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/prav8.jpg

           Иногда в корне однокоренных слов может быть чередование, например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/Prav9.jpg

  Различают позиционные (фонетические) и  исторические чередования.

  Позиционные (или фонетические) чередования зависят от позиции, какую занимает звук в слове. На письме они не отражаются: чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Например: ударный – безударный: воды – вода, травы – трава;  твёрдый – мягкий: бе[л]ый – бе[л`]еть;   звонкий – глухой: верёвочка – верёвка, нога – ног.

        Историческое чередование отражается на письме: чередующиеся звуки обозначаются разными буквами. Например: о//нулевой:  рот – рта, сон – сна; э //нулевой: пень – пня, день – дня;   с//ш: просит – прошу;   г//ж: овраг – овражек;   х//ш: пух – пушок; д//ж//жд: ходит – хожу – хождение и др.

21.      ФОРМЫ СЛОВ.

          

        Формы слов – это изменение одного и того же слова в речи. Формы слова различаются только окончаниями. Например: 

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr1.jpg

         

22.      СОСТАВ СЛОВА.

                

        Слово состоит из значимых частей и разбирается в следующем порядке: окончание, основа, корень, приставка, суффикс. Например:

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2Pr2.jpg

 23.      ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Чтобы найти окончание нужно изменить форму слова, например: 

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr3.jpg

Иногда в слове может быть нулевое окончание. Например:

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr4.jpg

24.      Основа – это все части слова, кроме окончания. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr5.jpg 

25.      КОРЕНЬ – это общая часть родственных слов. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr6.jpg 

26.      ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы найти приставку подбери родственные слова с другими приставками или без них:

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr7.jpg

 

27.      ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.

        Приставка – это  часть слова, которая пишется слитно. Приставки:

БЕЗ        БЕС        В        ВО        ВЫ        ДО        ЗА        ИЗ        ИС        НА        НАД        О

ОБ        ОТ        ПО        ПОД        ПЕРЕ        ПРЕ        ПРИ        ПРА        ПРЕД        ПРО        РАЗ        РАС

С        СО

        

  Орфограмма.

Приставка с- может произноситься в словах как [с] и как  [з], а пишется всегда одинаково: сдавать, сбросить, сдвинуть.

 Орфограмма.

В приставках от-, о-, об-, по, про, до-, под всегда пишется буква о.

 Орфограмма.

Парные согласные в приставках под-, об-, от-, над- всегда пишутся одинаково, независимо от того, как они произносятся.

 Орфограмма.

В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а.

 Орфограмма.

                В приставках без и бес перед гласным и звонким согласным приставка пишется с буквой з, перед глухим согласным – с буквой с., например: 

  Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr8.jpg  

28.      СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов:

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr9.jpg

        Каждый суффикс имеет своё значение. Например суффиксы –ик-, -ок-, -ёк- придают слову уменьшительный или ласкательный оттенок.

 - Орфограмма.

              Чтобы правильно писать слова с суффиксами –ик- и –ек-, нужно изменить форму слово. Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву и, например:Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr10.jpg

    Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е,  например: 

    Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr11.jpg 

29. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.

 

        

        Предлог служебное слово, которое является средством соединения имён существительных или местоимений с другими словами. Предлоги пишутся отдельно. Между предлогом и существительным можно поставить другую часть речи – прилагательное или местоимение. Например: под машиной (под большой машиной).

Предлоги: В, К, О, С, У, ЗА, НА,ОБ, ДЛЯ, НАД, ПОД, ПРО, ВОКРУГ, МЕЖДУ, ОКОЛО, ПЕРЕД.

 

30.  СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

 

 Сложные слова образованы слиянием двух (или более) основ и соединяются при помощи буквы -о-  или -е-. Например: 

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/2pr12.jpg 

31.  СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.

 

 

 

        Словоизменение – это образование разных форм одного и того же слова. В таких  словах основа одинакова. Например:

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr1.jpg

 

32.  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

 

Словообразование – это образование новых слов. При словообразовании создаются однокоренные слова с другим значением. В таких словах основы различны. Например:

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr2.jpg

 

33.  ГРУППЫ СЛОВ В ГРАММАТИКЕ – части речи.

 

        

        Части речи делятся на самостоятельные и служебные. К самостоятельным относят:  имя существительное (сущ.), имя прилагательное (прил.),  глагол (гл.),  местоимение (м.),  числительное (ч.), наречие (нар.).

            Служебные части речи не употребляются без самостоятельных. К ним относятся:

предлоги (пред.);

союзы(с.) – это часть речи связующая слова. Союзы могут быть соединительными (и, да)    и противительными  (но, а).

Частицы (ч.) – помогают эмоционально выразить вопрос (разве, неужели), усилить высказывание (даже, ведь, уж, же), что-то ограничить (лишь, только,…), выразить сомнение (вряд ли, едва ли…) и даже отрицать (не…). Частица не помогает выразить отрицание, она так и называется – отрицательная. Например: Я умею танцевать. Я не умею танцевать. Не с глаголами почти всегда пишется раздельно, например: не хотел, не знал, не буду. В русском языке есть слова, которые без не не употребляются. В этих словах не является частью слова, поэтому пишется слитно, например: нельзя, нездоровиться.

 

34.  ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

 

        Имя существительное – это часть речи, которая обозначает конкретные предметы(дерево), лица (врач), животные (жираф), явления природы (метель), значение, близкое к признаку (доброта) или действию (чтение) и отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? Например:лиса(кто?), стол (что?).  Грамматические признаки им.сущ.: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род и число.

 

35.  ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 

        Имена существительные которые отвечают на вопрос КТО? Относятся к одушевлённым. Если существительное отвечает на вопрос ЧТО? , то оно неодушевлённое. Например: собака (кто?) – одуш., стул (что?) – неодуш.  

 

36.  РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

 

        Существительные бывают трёх родов. Чтобы определить род нужно поставить слово в единственное число и подставить вспомогательные слова:

  • МУЖСКОЙ род – ОН МОЙ, например: друг (он мой), куст (он мой) – муж.р.. 
  • ЖЕНСКИЙ род – ОНА МОЯ, например: школа (она моя), мама (она моя) – жен.р.. 
  • СРЕДНИЙ род – ОНО МОЁ, например: пальто (оно моё), лето (оно моё) – ср.р.

Например: ласточки –множественное число, ставим слово в единственное – ласточка (она моя) – жен.р. Но в русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у таких слов род определить невозможно, например: сани, ножницы, очки, ворота и др.

 

37.  ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.         

        Существительные могут употребляться в единственном (что-то одно) и во множественном (два и более) числе. Например: птица – ед.ч., птицы – мн.ч., окно – ед.ч. окна – мн.ч.  Некоторые имена существительные употребляются только в единственном числе: охота, мебель, лук, клубника, соль, кофе, радио, пюре и др. Некоторые имена существительные употребляются только во множественном числе, например: брюки, деньги, очки, сани, духи, весы, часы, сутки и др.

 

38.  НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

 

 

        Начальная форма имени существительного – это форма единственного числа, в которой имя существительное отвечает на вопрос КТО? И ЧТО? Например: у Оли – (кто?) Оля (ед.ч.); арбузами – (что?) арбузы – (что?) арбуз (ед.ч).

        Если у слова нет формы единственного числа, то начальной формой будет форма множественного числа, в которой имя существительное будет отвечать на вопрос КТО? Или ЧТО? Например: санками – (что?) санки – н.ф.

 

39.  ПАДЕЖИ.

 

        Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

        Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Например: По дороге ехала машина.  Ехала (по чему?) по дороге – дат. Падеж.

Падеж

Вспомогательное

слово

Вопрос

Смысловые

вопросы

Предлоги

Примеры

Именительный

И.п.

____

кто?

Что?

 

 

Папа

поле

Родительный

Р.п.

нет

кого?

Чего?

Где?

Куда?

Откуда?

От, до, из, без, у, для, около, подле, возле

папы

поля

Дательный

Д.п.

дам

кому?

Чему?

Где?

Куда?

К,по

папе

полю

Винительный

В.п.

вижу

кого?

Что?

Где?

Куда?

В, во  на, за, про, через, сквозь

папу

поле

Творительный

Т.п.

творю

кем?

Чем?

Где?

Куда?

Под, над, за, с, со,перед, между

папой

полем

Предложный

П.п.

говорю

о ком?

О чём?

Где?

 

В, на, о, об, при

о папе

о поле

 

         Именительный и винительный.

И.п. не может употребляться с предлогами и в предложение существительное в и.п. является подлежащим. В.п. употребляется как с предлогами, так и без  предлогов и в предложении не является подлежащим.

         Предлоги – от, до, из, без, у, для, около, подле, возле употребляются толькос существительными в родительном падеже.

         Дательный и предложный.

Предлоги к, по указывают только на дательный падеж. Другие предлоги (в, на, о, об, при) указывают на п.п.

 

40.  КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ.

 

41.      СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

 

По окончаниям существительные делятся на три склонения.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в именительном падеже –а, -я. (зима, дедушка, овца).        

        Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями –о, -е в именительном падеже (стол, дождь, воробей, поле, море, трамвай).

        К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и с мягким знаком на конце (лошадь, ночь, ель).

        Чтобы найти склонение существительного в косвенном падеже, нужно найти его начальную форму. Например: на берёзе – н.ф. – берёза – 1 скл.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Мужской род     -а, -я

Женский род      -а, -я

Мужской род    нулев.оконч.

Средний род      -о, -е

Женский род  нулев. Оконч.  (оканчив. На Ь)

 

42.      ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ 1 СКЛОНЕНИЯ.

 

Падеж

Единственное

число

Множественное

число

ж.р

м.р.

окон-

чания

ж.р.

м.р.

Окон-чания

Именительный

Им.п.

земля

рука

папа

дедуля

тучи

сестры

папы

дедули

Родительный

Р.п.

земли

руки

папы

дедули

туч

сестёр

пап

дедуль

нул.

Дательный

Д.п.

земле

руке

папе

дедуле

тучам

сёстрам

папам

дедулям

-ам

-ям

Винительный

В.п.

землю

руку

папу

дедулю

тучи

сестёр

пап

дедуль

нул.

Творительный

Т.п.

землёй

рукой

папой

дедулей

-ой

-ёй

тучами

сёстрами

папами

дедулями

-ами

-ями

Предложный

П.п.

о земле

о руке

о папе

о дедуле

о тучах

о сёстрах

о папах

о дедулях

-ах

-ях

  • Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже пишутся одинаково.
  • Существительные 1 склонения в родительном падеже имеют окончания –ы, -и. Буква –и в безударных окончаниях существительных в родительном падеже – это орфограмма. Например: около берёзки, у опушки, от дороги.
  • Буквы о  и  е в безударных окончаниях существительных 1 склонения в творительном падеже – это орфограммы. Например: за школой, с песней. 

43.      ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ 2 СКЛОНЕНИЯ.

 

Падеж

Единственное

число

Множественное

число

м.р.

нул. Окон.

М.р

на –Й

ср.р

окон-

чания

м.р.

с.р.

окон-чания

ИменительныйИм.п.

слон конь

стол

чай

село

поле

нул.

столы

кони

трамваи

сёла

поля

края

-ы,-и

-а,-я

Родительный

Р.п.

слона коня

стола

чая

села

поля

столов

коней

трамваев

сёл

полей

краёв

нул.

-ей,-ев

-ёй

Дательный

Д.п.

слону коню

столу

чаю

селу

пол-ю

столам

коням

трамваям

сёлам

полям

краям

-ам

-ям

Винительный

В.п.

слона коня

стол

чай

сел-о

пол-е

нул.

-а,-я

-о,-е

столы

коней

трамваи

сёла

поля

края

-ы,-и

-а,-я

ей

Творительный

Т.п.

слоном конём

столом

чаем

селом

полем

-ом

-ём

ем

столами

конями

трамваями

сёлами

полями

краями

-ами

-ями

Предложный

П.п.

о слоне

о коне

о столе

о чае

о селе

о поле

о столах

о конях

о трамваях

о сёлах

о полях

о краях

-ах

-ях

  • Ударные и безударные окончания существительных пишутся одинаково.
  • Орфограмма.

 Буквы о  и  е в безударных окончаниях существительных 2 склонения в творительном  и предложном падежах – это орфограммы. Например: за дубом, об олене.

  • Орфограмма.

 Буквы а  и  я в безударных окончаниях существительных 2 склонения в дательном, творительном  и предложном падежах – это орфограммы. Например: о журавлях.

  • Орфограмма.

 Но в единственном числе имена существительные 2 склонения в творительном падеже имеют окончания –ом, -ем. Это орфограмма. Например: за дубом, за камнем.

44.      ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ 3 СКЛОНЕНИЯ.

 

Падеж

единственное число

множественное число

 

ж.р

окончания

ж.р.

окончания

и.п

вещь

степь

нул.

Вещи

степи

р.п

вещи

степи

вещей

степей

-ей

д.п

вещи

степи

вещам

степям

-ам

-ям

в.п.

вещь

степь

нул.

Вещи

степи

т.п

вещью

степью

вещами

степями

-ами

-ями

п.п

о вещи

о степи

о вещах

о степях

-ах

-ях

 

  • Орфограмма

Имена существительные третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончание –И.

  • Орфограмма

На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется Ь. Например: глушь, рожь, помощь. На конце существительных мужского рода после букв шипящих согласных Ь не пишется. Например: сторож, камыш, груш.

45.      ТАБЛИЦА ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ трёх склонений.

 

Падеж

1 склонение

2 склонение

3склонение

ед.ч

мн.ч

ед.ч

мн.ч

ед.ч

мн.ч

и.п

нул.

 -е

нул.

-ы,   -и

-а,   -я

нул.

р.п

нул.

нул.

-ей,   -ев

-ёй

-ей

д.п

-ам

-ям

-ам

-ям

-ам

-ям

в.п.

нул.

-а,   -я

-о,   -е

нул.

Нул.

-а,   -я

-о,   -е

-ы,   -и

-а,   -я

ей

нул.

т.п

-ом,   -ём

-ем

-ами

-ями

-ом

-ём

ем

-ами

-ями

-ами

-ями

п.п

-ах

-ях

-ах

-ях

-ах

-ях

 

46.      Ь В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

        В конце существительных после шипящих мягкий знак ПИШЕТСЯ: у существительных 3 склонения (речь, гуашь), НЕ ПИШЕТСЯ: у существительных в родительном падеже мн.числа с основой на шипящий (например: нет рощ) и у существительных мужского рода с основой на шипящий (например: ландыш, меч).

 

47.      ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

         В окончаниях существительных после букв, обозначающие шипящие звуки  Ж Ш Ч Щ и  звук Ц, под ударением пишется о, без ударения – е. Например: свечой – тучей, плащом – товарищем, овцой – птицей.

 

48.      .ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

         Имя прилагательное – это самостоятельная  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Например: зелёная (какая?), вкусное (какое?), большой (какой?). Начальная форма – единственное число, мужской род.Прилагательное всегда употребляется в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Например: быстрая лань.

49.      РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

         Прилагательные изменяются по родам только в единственном числе, во множественном числе прилагательное рода не имеет. Род прилагательного определяется по роду существительного связанного с ним.

  • Мужской род (он мой), например: дубовый паркет (он мой). 
  • Женский род (она моя), например: белая ромашка (она моя). 
  • Средний род (оно моё), например: голубое море (оно моё). 

50.    ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.         

        Прилагательное может иметь форму единственного и множественного числа. Число имени прилагательного определяется по числу существительного связанного с ним по смыслу. Например: белый шарф – ед.ч., белые шарфы – мн.ч.

 

51.      ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

 

         Безударные окончания прилагательных проверяются вопросом.

  • Каком? –ом, -ем

В букете (каком?) красивом.

В море (каком?) синем.

   Каким?  -ым, -им

Летом (каким?) тёплым.

Листом (каким?) осенним.

  • Какое?   -ое, -ее

Пекло (какое?) сильное.

Утро (какое?) весеннее.

  • Какую?  -ую, юю

Розу (какую?) алую.

Погоду (какую?) зимнюю.

 

52.      ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное

        

 

Вопросы

Падеж

Единственное число

Множественное число

        М.р

Ж.р.

С.р.

Именительный

Им.п.

какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Родительный

Р.п.

какого?

Какой?

Какого?

Каких?

Дательный

Д.п.

какому

какой?

Какому?

Каким?

Винительный

В.п.

какой?

Какую?

Какое?

Какие?

Каких?

Творительный

Т.п.

каким?

Какой?

Каким?

Какими?

Предложный

П.п.

о каком?

О какой?

О каком?

О каких?

 

53.      ГЛАГОЛ.

      1.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Например: лежать (что делать?), смастерить (сто сделать?).

2.Число глагола. Для обозначения действия одного предмета у глагола есть форма единственного числа (летает), для обозначения действия двух или нескольких предметов – форма множественного числа (летают).

      3.Время глагола.

      Настоящее время обозначает действие, которое происходит сейчас, в данный момент и отвечает на вопросы: что делаю? Что делают? Например: учу, учим.

Прошедшее время  указывает на действие, которое уже произошло. Оно отвечает на вопросы: что делал? Что делала? Что делали? Особенность глаголов прошедшего времени – это формообразующий суффикс –л- (он не входит в основу, так как образует форму) и только в форме прошедшего времени глагол изменяется по родам. Например: учил, учила, учили.

Будущее время указывает на то, что действие только ещё произойдёт, будет происходить. Оно отвечает на вопросы: что буду делать? Что будут делать? Например: буду учить, будут учить.

4.Суффикс –ся.

На конце глаголов можно встретить суффикс –ся или –сь (ошибал ся, удивлялась). Этот суффикс может стоять после окончания, поэтому его ещё называют постфикс. Он меняет значение глагола, образует другое слово, поэтому входит в состав основы.

5.Неопределённая форма глагола.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Стоят в неопределённой форме. У таких глаголов невозможно определить ни время, ни числа, ни рода. У них нет окончания. Например: говорить. На неопределённую форму глагола указывают формообразующие суффиксы –ть или –ти. Эти суффиксы в основу не входят. Например: смотреть, довести. Неопределённая форма может оканчиваться

на  -чь, но эти буквы являются частью корня и входят в основу. Например: берегут – беречь (г//ч).

В глаголах на –ть и –чь всегда пишется ь. Он есть и в вопросе: что делать? Пилить, что сделать? Испечь.

 

54.      МЕСТОИМЕНИЕ.

        Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, явления природы или признаки, но не называет их. Предлоги  с местоимениями пишутся отдельно. В предложении могут являться подлежащим или дополнением. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr3.jpg

 

55.  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

      Слова, которые обозначают число (два), количество предметов (два класса) или их порядок при счёте (второй класс), называются именами числительными.

        Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос сколько? Называются количественными. Например: один день, девять домов.

        Числительные, которые обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос какой?, называются порядковыми. Например: первый день, девятый дом.

 

56.  ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИНТОНАЦИИ.

 Предложения по интонации делятся на восклицательныеи невосклицательные.

В конце восклицательного предложения стоит восклицательный знак. В конце невосклицательного предложения ставится или точка или вопросительный знак. Например: Какая чудесная картина! – восклицательное; Ты идёшь на улицу? – невосклицательное; Мы внимательно слушаем учителя. – невосклицательное.

 

57.  ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

      Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью. По цели высказыванию предложения делятся на:

 повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают (повествуют). Например: Пчёлы собирают с цветов нектар.

 вопросительные – предложения, в которых о чём-либо спрашивают. Например: Какую пользу приносят людям пчёлы?

 побудительные – предложения, в которых советуют, просят, приказывают что-либо сделать, побуждают к действию. В конце предложения ставят или точку или восклицательный знак. Например: Ешьте  мёд – будете здоровы.

 

58.  ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Главные члены – подлежащее и сказуемое.

          Предложение может состоять из главных и второстепенных членов. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

        Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопрос КТО? Или ЧТО? И подчёркивается одной чертой. Чаще всего подлежащее выражается существительным или местоимением. Например: На солнечной поляне растёт мак. ( О чём говорится в предложении? В предложении говорится о маке). Что? Мак – это подлежащее, (подчёркиваем одной чертой), выраженное существительным.  

        Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? И подчёркивается двумя чертами. Чаще всего сказуемое выражается глаголом. Чтобы найти сказуемое надо от подлежащего задать вопрос: что делать? Что сделать? Например: Мак (что делает?) растёт. Растёт – это сказуемое (подчёркиваем двумя чертами), выраженное глаголом. Мак растёт – это грамматическая основа предложения.  

 

59.  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

         Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого называются второстепенными. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. К второстепенным членам относят: дополнение, определение, обстоятельства. Например: Мама купила интересную книгу. Второстепенные члены – интересную книгу  (мама купила – это грамматическая основа).  

60.  РАСПРОСТРАНЁННОЕ/НЕРАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

      Предложение называется распространённым тогда, когда в нём кроме грамматической основы есть и второстепенные члены предложения. Предложение называется нераспространённым тогда, когда оно содержит только подлежащее и сказуемое. Например: Льёт дождь. – нераспространённое предложение, т.к. оно содержит только подлежащее и сказуемое. На улице льёт сильный дождь. – распространённое предложение, т.к. кроме грамматической основы (дождь льёт) есть второстепенные члены (на улице сильный).

61.      Второстепенный член предложения – ДОПОЛНЕНИЕ.

                Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнение выражается именем существительным и подчёркивается пунктирной

 линией. Например: 

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr4.jpg

62.      Второстепенный член предложения  - ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

       Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? И обозначает признак предмета, называется определением и подчёркивается волнистой линией. Определение обычно выражается прилагательным. 

  Например:

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr5.jpg   

                                                                                                                                                                 

63.      ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

       Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложении и произносятся с интонацией перечисления,, называются однородными. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову. Например:

  

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr6.jpg

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr7.jpg

Однородные члены между собой словосочетаний не образуют.

 

64.      ЗАПЯТАЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

 Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и части предложения.

        Запятая ставится при перечислении однородных членов. Например:

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr8.jpg

                Запятая не ставится, если при перечислении однородных членов употреблён одиночный союз и. Например: 

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr9.jpg

Если при перечислении однородных членов союз и повторяется, то запятая ставится перед вторым и следующими союзами.   

Например:

Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr10.jpg

Если однородные члены предложения соединяются противительными союзами а, но, то перед союзами ставится запятая.

Иногда в произведениях народного творчества вместо соединительного союза и употребляется союз да в значении  =и. Запятые в таком случае ставятся так же, как и перед союзом и. Например: 

 Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr11.jpg

Но бывает, что союз да употребляется в значении союза но. Тогда перед ними ставятся запятые так же, как перед союзом но. Например: 

        Описание: http://kna4.ucoz.ru/3pr12.jpg

 

65.      СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

 Словосочетание – это соединение самостоятельных частей речи, связанные между собой по смыслу и грамматически и служат для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Например: лес – лес хвойный, рисовал – рисовал рисунок. В словосочетании слово, от которого задают вопрос, называется главным (отмечается). Слово, к которому ты задаёшь вопрос, - зависимое. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Например: Девочка пела весёлую песенку. Пела (что?) песенку, песенку (какую?) весёлую.

 

66.      ТЕКСТ.

 Текст – это группа предложений, которые объединены одной мыслью и стоят в определённом порядке. Обычно в тексте бывает вступление, основная часть и заключение. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чём говорится в предложении.

Тексты могут быть устные и письменные.

Тексты бывают разных типов:

  повествовательные – рассказывается о том, что произошло; к такому тексту можно поставить вопрос что случилось?

   описательные – описываются люди, предметы, животные, события; к описанию можно поставить вопрос какой?

   тексты-рассуждения – говорится о причинах явлений и событий; вопрос – почему?

        Тексты бывают разных стилей:

  разговорный – во время бытового общения, при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении;

   научный (научно-популярный) – при составлении и чтении доклада, сообщения, статей в учебниках, в энциклопедиях, в словарях;

   художественный – при написании художественных произведений и при их чтении.

67.      ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 Предложение выражает законченную мысль. Связь слов в предложении устанавливают при помощи следующих средств языка: форм слова, служебных слов, порядка слов, интонации.

 

68.      ДИАЛОГ.

 Диалог состоит из реплик его участников (двух и более). Вот как оформляется диалог,  (реплик обозначим буквой Р, поясняющие слова автора -  А):

1 вариант.                 2 вариант.                        3 вариант.

- Р. (!?)                        - Р, (!?) – а                        А:

- Р. (!?)                        - Р, (!?) – а                        - Р. (!?)  

                                                                          - Р. (!?)

69.      МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.

 Слова, у которых более чем одно значение, называются многозначными. Такие слова называют разные, но чем-то похожие предметы, признаки, действия. Значение такого слова становится ясным в сочетании с другими словами. Например: железный гвоздь, железный характер, железная воля; ручка шариковая, ручка ребёнка, ручка двери.  

 70.  СИНОНИМЫ.

 Синонимы – слова одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу очень близки. Например: красивый, прекрасный, хорошенький, миленький, пригожий>>

 

71.  АНТОНИМЫ.

 Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. Например: лёгкий – тяжёлый, друг – враг, входить – выходить>>

 

72.  ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА.

        Заимствованные слова – это слова-иностранцы, которые пришли в русский язык из других языков. Некоторые такие слова подчиняются правилам русского языка, например слово парашют – его можно просклонять, то есть образовать формы, можно и образовать родственные слова (парашютист, парашютный). Но есть слова, которые можно использовать только в одной грамматической форме, например: какао, кенгуру, метро, эскимо.

        В иноязычных словах буква е не всегда указывает на мягкость предшествующего согласного звука: сви[т]ер, А[ф]е, фо[н]етика, [т]ембр. Но: [т`]ема, к[р`]ем, [д`]еньги, му[з`]ей. В спорных случаях тебе поможет «Орфоэпический словарь».

 

73.  УСТАРЕВШИЕ СЛОВА.

        К устаревшим относят старославянский язык, те слова, которые в современном языке практически не используются. Например, тебе в литературе могут встретиться слова с неполногласием, такие, как врата, младой, средина. Им соответствует русский вариант с полногласием: ворота, молодой, середина.



Предварительный просмотр:

" На Жигулёвских горах"

Я стою на горе,

Столько вижу чудес!

Надо мной облака,

Подо мной тёмный  лес.

И прекрасен тот вид,

Что я вижу сейчас!

Дал бы Бог крылья мне,

Я взлетела б в тот час.

И родная река

Плещет волны свои.

И летят брызги в даль

На утёсы, бугры.

И природа живёт,

Всю любовь дарит мне.

Ветер песни поёт

В той немой тишине.

Глядя вниз с высоты,

На прекрасный пейзаж,

Понимаешь одно:

Лучший край-это наш!

"Осень"

Осень - пора листопада,

Хмурые тучки вокруг.

Это природы награда,

Радуйся этому, друг!

В школу пора возвращаться,

Снова за партой сидеть,

Снова шутить и влюбляться,

В игры играть, песни петь.

Снова диктанты мы пишем.

Двойки опять в дневниках,

Упрёки учителя слышим,

Снова в глазах наших страх.

Но всё это мы не забудем!

Вспомним, из школы уйдя...

Грустно тогда нам всем будет,

Ну, а вернуться.. нельзя.

Осень пора листопада,

Хмурые тучки вокруг.

Это природы награда,

Радуйся этому, друг!



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку.

Тест №1.  

1. В каком слове букв больше чем звуков?
А) книга
В) письмо
С) ручка
D) юла

2. Укажите количество гласных в слове рюкзак.
А) 2
В) 3
С) 4
D) 5

3. Однокоренные слова
А) река, реки
В) гора, пригорок
С) смотреть, смотрит
D) печаль, печник

4. Укажи существительное во множественном числе в родительном падеже
А) красного шарфа
В) много конфет
С) с шумными ребятами
D) спелые помидоры

5. Буква ч может обозначать звук
А) мягкий
В) твёрдый
С) гласный
D) мягкий и твёрдый

6. Укажи восклицательное предложение
А) Как красиво в лесу!
В) Когда придёт тётя?
С) Котята спали в корзинке.

7. Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением
А) письмо
В) мороз
С) багаж
D) помидор

8. Слова, противоположные по значению, называются
А) синонимами
В) антонимами
С) омонимами
D) многозначными

9. Укажи слово с парной согласной на конце
А) уехал
В) жук
С) пенал
D) дом

10. В каких словах пишется ь
А) с…ешь
В) об…езд
С) сем…я
D) под…ём

11. Определи падеж существительных «устроиться на диване, гулять в парке»
А) дательный, В) винительный, С) предложный

12. Выбери верное утверждение:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает…
А) действие предмета, В) предмет, С) признак предмета

13. Укажи словосочетания, где в окончаниях существительных пишется буква «Е»
А) шагать по дорог… С) готовить урок…
В) подарить дочер… D) нуждаться в помощ…

Тест № 2.   

1. В каких словах буква Ю обозначает два звука?
А) любит
В) клюква
С) юбка
D) Люба

2. В каком слове буква /вэ/ обозначает звук (ф)?
А) голова
В) кровать
С) булавка
D) вьюн

3. Сколько слогов в слове СЕЛЁДКА ?
А) два
В) три
С) четыре

4. В каком слове есть приставка НА- ?
А) надежда
В) наша
С) нарезать
D) надо

5. Выбери правильный ответ.
Слово ПЕРЕЛЕСОК состоит из:
А) приставки, корня и окончания
В) приставки, корня и суффикса
С) корня суффикса и окончания

6. Верно ли слово ПЕРЕЛЁТНЫЙ разобрано по составу?
-ый-окончание; -лёт- -корень; пере- - приставка;-н- -суффикс.
А) неверно
В) верно

7. В каком слове допущена ошибка?
А) молодой
В) лететь
С) прочиртить
D) воздушный

8. В каком слове удвоенная согласная?
А) тел…ефон
В) кал…ендарь
С) ал…ея
D) сов…а

9. Укажи существительное с окончанием –И.
А) на восток…
В) в чащ…
С) на улиц…
D) на сирен…

10. Укажи падеж существительных в словосочетаниях :отправились в лес, взлетели в воздух,
падает на землю.
А) родительный падеж
В) винительный падеж
С) предложный падеж

11. Найдите прилагательное
А) синий
В) синева
С) синеть
D) синь

12. Укажи род прилагательного: сладкое варенье
А) женский
В) мужской
С) средний  

13. В каком падеже стоят местоимения для него, без тебя
А) в творительном
В) в предложном
С) в родительном
D) в дательном

16. Каким членом предложения может являться местоимение?
А) главным
В) второстепенным
С) главным и второстепенным

17. Укажи ряд однокоренных слов:
А) мороз, морозец
В) соль, солист
С) горе, горка
D) смелый, отважный

18. В предложении «В золотой клубочек спрятался дубочек.» подчёркнутое существительное является:
А) подлежащим
В) сказуемое
С) второстепенным членом

Тест №3. 

1. Сколько согласных звуков в слове майка?
А) один
В) два
С) три
D) четыре

2. Сколько звуков в слове заяц?
А) три
В) четыре
С) пять
D) шесть

3. В каком слове все согласные глухие?
А) пакет
В) голова
С) пенал
D) чай

4. Какое слово разделено на слоги неверно?
А) ри-су-ют
В) ки-но
С) си-рень
D) ве-сёл-ый

5. Какое слово состоит из корня, суффикса и окончания?
А) подставка
В) дом
С) подъезд
D) зимушка

6. Выбери правильный ответ: «белка и белкой- это…»
А) однокоренные слова
В) форма одного и того же слова

7. В каком слове пропущена буква «ш»
А) серё_ка
В) подру_ка
С) избу_ка
D) кру_ка

8. Укажите существительное в родительном падеже множественного числа с окончанием (-ов)
А) яблок…
В) сапог…
С) килограмм…
D) мест..

 9. Укажи слово, в котором пишется мягкий знак
А) об_яснение
В) жил_ё
С) с_ел
D) куроч_ка

10. Какое определение является верным?
А) Предложение- это группа слов.
В) Предложение- это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль.
С) Предложение- это группа слов, которые не связаны по смыслу.

11. Укажи сказуемое: В воздухе закружились первые снежинки.
А) в воздухе
В) закружились
С) первые
D) снежинки

12. У имён существительных какого рода окончания –о, -е.
А) мужского рода
В) женского рода
С) среднего рода

13. Какой падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?
А) родительный
В) дательный
С) творительный
D) предложный

14. Найди слово, которое является лишним в ряду однокоренных слов:
А) пуховый
В) пушок
С) пух
D) пушка

15. Сколько в предложении местоимений? Когда дети нашли в лесу целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.
А) 2
В) 3
С) 1
D) 4