Внеурочная деятельность

Ильина Елена Валерьевна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»

                                                                Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

 заботиться о воспитании  у своих детей

 чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

1. Актуальность.

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а  новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитанияличности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.»,Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

2.Проблемы и противоречия.

Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в устранении противоречий между требованиями Стандарта и низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей; противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические качества и отсутствием этого стремления в семье.

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Ониформируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.

Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:

1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).

2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю.

3.Механизм реализации.

Основной целью моей работы в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью является:

создание  условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.

Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является  внеклассная работа.

Задачи:

1.Воспитывать  любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.

2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии

3.Разъяснять  истоки  героизма людей.

4.Воспитывать  уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.

Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей семье и ее традициях;своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты -  опросника «Я и моя семья», «Я  и моя страна». (Приложение 1.)

Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

1.Воспитание  на традициях школы:

- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;

- участие в общешкольных конкурсах патриотической песни, конкурсах чтецов.

2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:

- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;

-экскурсий по поселку и улицам;

-экскурсий в районный музей;

- взаимодействия с  районной библиотекой в проведении мероприятий;

-организацию конкурсов рисунков;

-встреч с ветеранами педагогического труда школы.

Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину.

Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с районной библиотекой. Культуру и традиции  родного края ребята так же узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально – литературных композиций в классе и школе.

Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Пасха.Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они  водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

Широко использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне помогает устное народное творчество – богатый  источник воспитания нравственных ценностей.В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.

Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды  и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию  уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Урок Мужества, участие в Параде Победы на площади поселка, знакомство с военной символикой.

 Организую встречи с ветеранами и участниками войны, с тружениками тыла, в ходе которых дети не только усваивают понятия «Ветеран», «Герой», «Родина», но и начинают их осознавать.

Во внеклассной работе стараюсь включить ребят в посильную проектную деятельность. Проектирование обостряет внимание ребят к историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения.

4. Заключение.

Главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как  ребята, проявляя самостоятельность, стали бережно относятся к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.

Я убеждена и могу с уверенностью сказать, что интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.

                                                                                                     

                                                                                                       Приложение1.

Анкета «Я и моя страна»

Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.

Вопросы на начало учебного года для 1 класса:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Как называется страна, в которой ты живёшь?

3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).

4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…

5. Чем ты гордишься  в своем поселке, в своей стране.

6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).

7. Кто такой  ветеран?

Вопросы на конец учебного года для 4 класса

1.Назови своё имя, фамилию и отчество.

2.Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек  и дедушек.

3.Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).

4. Как называется страна, в которой ты живёшь?

5.Как называется столица области, в которой ты живёшь?

6.Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.

7. Какой праздник у нашей страны главный?

8. Когда празднуют День России?

9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?

10.Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?

11. Кто защищает Родину?

12.Зачем нужно помнить о героях?

13. Кто такой  ветеран?

14.Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ?(если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).

Если ребенок отвечает на все вопросы правильно - высокий уровень(3)

Если ребенок отвечает правильно на половину вопросов - средний уровень(2)

Если отвечает на 1-3 вопроса правильно - низкий уровень(1)

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Вопросы

Признаки и уровни формирующихся ценностей

1.Тебе нравится твоя семья?

2.Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?        

3.Тебе нравится указывать и помогать младшим братьям и сёстрам?

4.Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

5.Часто ли ты слушаешь своих родителей?

6.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

7.Знаешь ли ты традиции своей семьи?

8.Знаешь ли ты традиционные праздники своей семьи?

9.Знаешь ли ты обычаи традиционных праздников?

Да (часто) – 2 балла

Бывает по-разному, не всегда, иногда, (не знаю)– 1 балл

Нет – 0 баллов

18б.-16б. - высокий

14б-10б.- средний

Меньше10б.- низкий



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

                                                 

                                                 «Путь к доброму здоровью»

                                                                    Все, что приносит радость, связано со здоровьем.

Оно является самым ценным из всех благ.

Поэтому необходимо его беречь и сохранять.

Конфуций.

В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей.

Сохранение здоровья подрастающего поколенияявляется самой насущной проблемой государства. Я считаю, что школа — идеальный центр для формирования здорового образа жизни учащихся. Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение  здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по укреплению своего здоровья.

Цель: формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения соблюдать правила здорового образа жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для восприятия материала и совершенствования знаний учащихся о здоровом образе жизни; выявить факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.

Коррекционно - развивающие:

  • Способствовать развитию высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  • Развивать умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать коммуникативную компетентность учащихся (умение работать в группе, высказывать и отстаивать своё мнение, слушать и слышать мнение других).

Воспитательные:

  • Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Формировать дружную и согласованную работу детского коллектива.

Методы:

Словесный – беседа; наглядный – демонстрация презентации, использование наглядных пособий; выполнение игровых действий в процессе командной игры.

Мероприятие рассчитано на детей 9-10 лет  коррекционных школ 8 вида. Успешность зависит от четкой организации, подготовленности участников; каждый, в соответствии с уровнем своих возможностей, должен быть задействован в мероприятии.

Оборудование и оформление:

  • Мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение: « Песенка о зарядке»;
  • набор предметов для проведения игры « Собери предметы  личной гигиены»; карточки с пословицами, данными вразбивку;
  • ватман с изображением « Цветика - семицветика» для проведения игры «Пантомима»;
  • ватман с изображением дерева ЗОЖ;
  • вырезанные листочки для дерева ЗОЖ зеленого и черного цвета;
  • памятки по правилам здорового образа жизни для каждого участника команды;
  • эмблемы команд.

Оформление класса:

 Название мероприятия написано красочными буквами; высказывания о здоровье; народные мудрости о здоровье; картинки с изображением детей, занимающихся спортом, зарядкой, закаливанием; картинки продуктов здорового питания.

Методические советы на подготовительный период:

Подобрать материал в соответствии с уровнем подготовленности детей.

 К участию в мероприятии также привлекаются учащиеся 5 классов. Их задача – активизировать внимание участников мероприятия, создать положительный эмоциональный настрой.

Разучивание стихов, ежедневные репетиции.

Совместно с медицинским работником продумать памятки по соблюдению правил ЗОЖ.

Провести с учащимися серию профилактических  бесед по темам: «Если бы еда прибавляла года», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Профилактика простудных заболеваний», а также конкурс рисунков «Мы за  здоровый образ жизни» с последующим оформлением выставки.

Педагог играет ведущую роль – организатора и координатора.

Сценарий мероприятия.

Ведущий: Приветствуем всех, кто время нашел

                   И в школу к нам на праздник пришел!

                    Пусть солнце улыбается нам в окно,

                     В классе у нас уютно, светло!

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

                     И набираем, естественно, вес!

                     Всегда мы подвижны, с зарядкой дружны

                     Нам спорт с физкультурой, как воздух,нужны.

                     А с ними порядок, уют, чистота!

                     Здоровье своё бережем с малых лет.

                      Оно нас избавит от болей и бед! (9)

Учитель: Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас здесь. Наше мероприятие посвящено здоровью. Все люди на свете желают быть здоровыми. Здоровье- это самое дорогое, что есть у каждого. Его не купишь ни за какие деньги. Человек должен сам заботиться о своём здоровье.

Почему важно заботиться о здоровье? ( Ответы детей).

Сегодня  мы должны ещё раз вспомнить главные правила укрепления и сохранения здоровья. Для преодоления пути  вам необходимо выполнить много различных заданий, чтобы «вырастить дерево ЗОЖ».  На пути у вас будут остановки. Чтобы в пути было весело, предлагаю разделиться на две команды: «Здоровячки» и «Крепыши». Так лучше увидеть ваши качества: взаимопомощь, взаимовыручку, умение сопереживать, умение работать в группах.  (Ребята делятся на команды). А какая из команд будет самой лучшей в сохранении и укреплении здоровья, мы узнаем в конце. За правильный ответ команде будет выдаваться жетон.

Ведущий: В путь - дорогу собирайся,

                   За здоровьем отправляйся! (5)

Остановка «Личная гигиена»(Появляются  ребята из других классов,каждый представляет,кто он)

Ребята: Помогите  назвать наши имена.

1-й: Не люблю я, братцы, мыться.

        С мылом, щёткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

        Вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли

Назовут меня …(Грязнуля)

2-й: Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно самому.

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю? Я …(Неряха)

3-й: Ну а я ленив, и скучен,

         Я с платочком неразлучен.

         Не люблю играть и петь

          Мне бы лучше пореветь.

          Главный нытик я из класса

          А зовут меня все …(Плакса).

Учитель: Ребята, вы без труда узнали, кто они. Среди вас есть такие?  Назовите правила, которые нужно соблюдать, чтобы не быть грязнулями, неряхами и плаксами. (Слайд с правилами личной гигиены). (Приложение 1)

Задание «Собери предметы личной гигиены»

(От каждой команды выходит один участник: нужно быстро и правильно собрать только средства и предметы личной гигиены, которые лежат на столе вместе с другими предметами).

Остановка «Режим дня». ( Ребята 5-6классов читают стихотворения о режиме дня)

1-й: Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час.

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз. (2)

 2-й: Хорошо проснуться сразу

         И стряхнув остатки сна,

Затянуться до отказа

Свежим ветром у окна.(2)

3-й: Чтобы быть здоровым, нужно:

         Рано встать, забыть про лень

         И зарядку делать нужно,

          Начиная этим день!(2)

Учитель: Ребята, что еще входит в  «Режим дня»?

Задание командам  «Восстанови «Режим дня». (На листе  бумаги написаны вразбивку режимные моменты).  Нужно быстро и правильно восстановить распорядок дня. (Приложение 2).

Учитель: Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять,

                  Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать!(2)

Ведущий: Ребята, к вам пожаловали гости. Помогите  их назвать!

 (Входят ребята 5 классов в костюмах, представляют себя, а  участники команд  должны угадать имена гостей)

1-й: Я люблю покушать сытно,

        Много, вкусно, аппетитно.

        Ем я всё и без разбора

        Потому что я… (Обжора) (9)

2-я: Я стройна, худа, красива

        Всем подруженькам на диво

         Хоть и сил осталось мало,

         Но зато я стройной стала.

         Ничего почти не ем.

         И уж высохла совсем.(9)

(После попыток детей угадать этих героев, на слайде появляются слова - отгадки: обжора, поклонница диет).

Остановка: « Правильное питание»

Учитель: Ребята, наша остановка «Правильное питание».

 Как вы думаете, почему один из героев очень толстый, а другой тонкий? Что должен знать каждый человек, чтобы не оказаться одним из них? Послушайте, что говорили люди в древние времена: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Желудку трудно переварить большое количество пищи, он не справляется с работой. Возникают различные болезни органов пищеварения. Каждый день, неделя за неделей нельзя есть какой-то  один продукт или блюдо, так как в одних - энергия, в других - витамины, а в третьих - вещества, которые помогают сделать организм сильным. (На слайде появляются  изображения здоровых  продуктов)(Приложение 3).

Игра «Вредно - полезно».

Каждая  команда отгадывает  загадки, если продукт вреден, то участники должны хлопнуть в ладоши. Неверный ответ сигнализируем музыкой.( На слайде появляются изображения продуктов по порядку загадок).

Загадки для команды «Здоровячки»: (1)

1) Я бел как снег, в чести у всех.                                                          

И нравлюсь вам во вред зубам. ( Сахар)

2)  Сидит дед, в сто шуб одет

Кто его раздевает,                                                                          

Тот слезы проливает. ( Лук)

   3)   Белое, а не вода

Сладкое, да не мёд.

От рогатого беру.                                            

И деточкам  даю. (Молоко)

Загадки для команды « Крепыши» (9)

1)Одну меня не едят.

  А без меня - мало едят. ( Соль).

 2) Сидит барыня в ложке,

Свесив ножки (Лапша)

  3)Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Учитель: Ребята, прочитайте советы от Доктора Здоровая Пища, и постарайтесь следовать им всегда. (Слайд) (Приложение 1).

Ведущий: Доскажите словечко, узнайте название следующей остановки!

                   Хочешь ты побить рекорд?

                   Так тебе поможет …(спорт).

                   Чтобы сильным быть и ловким

                   Здесь поможет… (тренировка). (2)

Остановка «Физкультура и спорт».

Учитель: Ребята, какую пользу приносит зарядка, уроки физкультуры? Кто из вас регулярно делает зарядку?

Я предлагаю вспомнить виды спорта. Давайте отгадаем загадки. За каждую правильную отгадку команда получает  жетон. ( На слайде появляются изображения с  видами спорта).

1)Что же это за игра?

Побежала детвора,

Мяч гоняют, кто быстрей,

Забивают, кто ловчей (Футбол).(2)

2)Ног от радости не чуя,

    С горки снежной вниз лечу я.

   Стал мне спорт родней и ближе

    Кто помог мне в этом?  (Лыжи).(7)

3)На ледяной площадке крик,

    К воротам рвется ученик,

    Кричат все: «Шайба, клюшка, бей»

   Весёлая игра …(Хоккей).(7)

 4) Ежедневно, встав с постели

      Поднимаю я…(Гантели).(2)

5)На квадратиках доски

    Короли свели полки.

     Нет для боя у полков

      Ни патронов, ни штыков (Шахматы).(3)

Игра команд «Пантомима»

Участник команды,поочередно от каждой,отрывает лепесток от « Цветика – семицветика», на котором написано название вида спорта. Другая команда – показывает пантомиму . (Приложение 4).

Физкультминутка  с речевым сопровождением.

Раз, два - мы считаем

И шагаем, и шагаем.

Три – четыре, три – четыре,

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись.

Покачали головой,

Ай-ай-ай, ой-ой-ой!

Вместе дружно все присели,

Потом встали, полетели,

И попрыгали  прыг  - скок,

Как кузнечик на листок.

И похлопали в ладоши,

Ты – хороший, я – хороший.(4)

Остановка «Вредные привычки».

( Ученики 5-6 классов читают «Вредные советы».)

1)Если спецразведка папы донесла ему внезапно,

Что ты пробовал курить,

И в родительском генштабе принимается решенье-

Меры строгие к ребёнку, не колеблясь применить,-

Ты решительно и твёрдо протестуй и возмущайся,

Ведь сейчас диктат не в моде – демократии почёт.

Пусть родители считают, что курение опасно-

У тебя другое мненье может быть на этот счёт. (2)

2)Если друг -  приятель Коля

Предложил тебе немного «очень вкусного» вина,

Без сомненья, соглашайся-

Что тут думать-размышлять?

Ведь вино не просто вкусно-

Это очень – очень нужный и полезный

Для здоровья человека компонент.(2)

Учитель: Ребята наша остановка называется  «Вредные привычки». Как вы думаете, нужно поддаваться советам, которые дали эти ученики? Каким ещё вредным привычкам не  нужно поддаваться?

Игра «Ты мне- я тебе». (Команды по очереди задают вопросы)

Вопросы команде « Здоровячки»: (5)

  1. Назовите признаки курильщика?
  2. Какие органы у курильщика похожи на прокопчённый мешок?
  3. Как отказаться от предложения закурить?

Вопросы команде «Крепыши»:(5)

  1. Как по внешним признакам определить пьющего человека?
  2. Какие органы человека страдают от потребления алкоголя?
  3. Как нужно заменить предложение: «Может быть выпить чуть - чуть вина или пива?»

1-й ученик: Сигаретная страна-

          Очень мрачная она.

                    Кто хоть раз в неё вступил,

                   Сигарету закурил,

                   Тот во многом прогадал,

                   Тот здоровье потерял.

                  Научись ответить «нет»

                  Любой пачке сигарет!(2)

2-й  ученик: Я шёл домой со спортзанятий.

                      Меня окликнул мой приятель.

                         Он сигаретою дымил

                      И закурить мне предложил.

                       Но ведь куренье – это вред.

                     И я сказал: «Спасибо, нет!»(2)

Учитель: Ребята, вредные привычки медленно убивают человека. Например, в сигарете 1200 видов ядов. Тот, кто употребляет наркотики, не доживает до старости. Люди, употребляющие алкоголь всегда вялые, часто болеющие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Большинство алкоголиков  умирают от цирроза печени.От отравления мозга они глупеют.

 Остановка «Народная мудрость»

Участники команд составляют пословицы о здоровье,  объясняют смысл  одной пословицы. Побеждает  та,  которая сделала задание быстро и правильно. (3)

В здоровом теле-  …                                               дороже денег

Со спортом дружить- …                                          здоровый дух

Здоровье-…                                                              здоровым быть

Пить и курить- …                                                    а здоров - берегись

Здоров будешь -…                                                   здоровью вредить

Болен - лечись,…                                                     всё добудешь

Прежде чем за стол сесть-…                               только вредить

Сытно кормить- …                                                   подумай что съесть

Остановка « Дерево ЗОЖ».

Учитель: Счастливую полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Листья этого дерева-дни жизни человека. Каждый листочек этого дерева будет зелен и свеж, и будут равноценны ветви, если поддерживать крону. Эти ветви питает могучий ствол - «здоровый образ жизни», которому необходимы корни, помощники в сохранении здоровья. Сейчас мы «вырастим»дерево «ЗОЖ» (Приложение 5).

(Участникам  необходимо прослушать стихотворения, по 4 каждой; если оно относится к составляющим здоровый образ жизни, ученики выбирают зеленый листок и крепят его к дереву к нужной ветке; если же относится к вредным привычкам, то  выбирают черный листок и крепят его далеко от дерева).

1)Я не гуляю и не ем

   Я не читаю книг.

    Я объявляю нынче всем:

   В компьютер я проник.(2)

2)Утром раньше поднимаюсь,

    Прыгаю и отжимаюсь.

    Для здоровья и порядка

    Помогает мне зарядка. (2)

3) На ночь окна открывать

    Свежим воздухом дышать,

     Ноги мыть водой холодной,

    И тогда микроб голодный

     Вас вовек не одолеет.(2)

   4)Ты с красным солнцем дружишь,

       Волне прохладной рад,

       Тебе не страшен дождик,

      Не страшен снегопад.

      Ты ветра не боишься,

       В игре не устаёшь,

       И рано спать ложишься,

      И с солнышком встаёшь.(2)

5) Моюсь часто, моюсь чисто

    Я грязнуль не выношу.

     Не подам руки грязнулям

    Не поеду в гости к ним!(2)

6)Робин Бобин Барабек

     Скушал 40 человек,

     И корову, и быка,

     И кривого мясника.(6)

7)Постоянно нужно есть

    Для зубов, для ваших

   Фрукты, овощи, омлет

    Творог, простоквашу.(2)

8)Мальчик с кресла уползает,

   Мальчик стричься не желает,

    Кричит и заливается,

    Ногами упирается…

    А волосы растут,

    А волосы растут.

    Отрастают, отрастают

   Их в косички заплетают.(2)

Учитель: Мы прошли сегодня долгий  путь к  доброму здоровью. Давайте подведем итоги. (Команды считают жетоны, потом объявляется команда - победитель).

Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что у вас проходит праздник, посвященный здоровью. Здоровье – главная ценность человека. Я желаю вам всегда следовать правилам ЗОЖ, о  которых  вы сегодня  говорили. А чтобы вы не забыли, как это делать, я подготовила для каждого памятки.(Вручает  памятки по правилам здорового образа жизни).

Заключительное слово учащихся:

1-й ученик: Мы рождены, чтоб жить на свете долго.

2-й ученик: Грустить и петь, смеяться и шутить.

3-й ученик: Но, чтобы стали все мечты возможны

4-й ученик: Должны мы все здоровье сохранить!

5-й ученик: Спроси себя: готов ли ты к работе –

6-й ученик: Активно двигаться, и в меру есть и пить?

7-й ученик: Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

8-й ученик: Ведь только так здоровье сохранишь!

Песенка о зарядке.  (Муз.М.Старокадомский,сл.М.Львовский)

1.Ни мороз мне не страшен, ни жара.

   Удивляются даже доктора,

   Почему я не болею,

   почему я здоровее

   всех ребят из нашего двора

Припев:

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из- под крана

Обливаюсь я каждый день!

2.Трудный задали на дом нам урок.

   Сделал я всё, что надо, точно в срок.

   Я без устали трудился,

   В состязаньях отличился,

   На катке под вечер не продрог.

Припев:

3.Я дела выбираю потрудней,

   Я задачи решаю посложней,

   Я повсюду успеваю,

   Я усталости не знаю,

   И поётся песня веселей.

Припев:(8)

Заключительное слово учителя:

Всю азбуку здоровья

Нужно крепко знать.

И в жизни эти знания

Повсюду применять.

Запомни каждый:

Нет больше богатства,

 Чем здоровье наше.

 И скажу, прощаясь с вами,

 Растите богатырями!

Методические советы организаторам.

  • правильно распределить роли;
  • каждый ребенок должен быть задействован, для этого речевой материал подбирается с учетом возможностей учащихся.
  • красочно оформить место, где будет проходить мероприятие;
  • оформить объявление о  месте и дате проведения мероприятия;
  • во время мероприятия правильно и чётко задавать вопросы;
  • чередовать виды  деятельности, создать  ситуацию успеха через проведение игр – соревнований между командами.

                                                                                                                        Приложение 1.

                                      Правила личной гигиены

1.Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.

2.Когда моешь руки, вычищай грязь из-под ногтей.

3.Ноги мой перед сном каждый день.

4.Чисти зубы утром и вечером перед сном.

5.Обязательно мой руки, вернувшись с улицы.

6.Регулярно стриги ногти.

7.Ежедневно расчесывай волосы, если длинные - заплетай их.

8.Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю.

                                         Советы Доктора Здоровая Пища

1.Воздерживайся от жирной пищи.

2.Не увлекайся очень острой и соленой пищей.

3.Помни: сладостей тысячи, а здоровье одно.

4.Овощи и фрукты – полезные продукты.

                                                                                                                Приложение 2.

                                                                           Режим дня

1.Завтрак

2.Зарядка

3.Подъём

4.Утренний туалет

5.Уборка постели

6.Прогулка

7.Учебные занятия

8.Игры на свежем воздухе

9.Обед

10.Подготовка домашнего задания

11.Тихий час

12.Полдник

13.Просмотр телепередач, чтение  книг

14.Ужин

15.Вечерний туалет

16.Подготовка ко сну

17.Сон

                                                                                                                                                                Приложение 3.

Продукты для здорового питания

Приложение 4.

Пантомима

Приложение 5.



Предварительный просмотр:

«Формирование математических представлений младших школьников с  интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»

Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания.

Ученые считают, что «сегодня компьютерная грамотность — необходимое условие успешного обучения и воспитания детей. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия, компьютерные технологии способствуют развитию психических процессов у детей с нарушением интеллекта, личности ребенка в целом, повышают качество его обучения».

    Анализируя причины трудностей овладения математическими
представлениями детьми с интеллектуальной недостаточностью

  • особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта;
  • бедность, однообразие и несистематизированность наглядных средств обучения;
  • отсутствие комплексного их применения и изменения видов и функций по мере овладения учащимися знаниями;
  • недостаточный учет коррекционно-развивающих возможностей наглядности;
  • отсутствие специальных пособий по математике для учащихся с нарушением интеллекта.

 Представляется принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства формирования математических представлений детей с умственной отсталостью.Первые шаги, направленные на внедрение компьютерных технологий в систему специального образования, говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Компьютер активно проникает в жизнь данной категории детей, влияя на их эмоциональное, мотивационное, социальное, интеллектуальное и в том числе математическое развитие.

Опираясь на модель процесса формирования и развития практически значимых знаний и умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью при обучении математике, можно сказать, что использование традиционных методов обучения не всегда позволяет осуществить дифференцированный подход к школьникам, применить новые наглядные пособия, постепенно изменить их вид и функции, не дает возможность варьировать приемы их использования, не формирует обобщенные, дифференцированные и прочные математические знания и умения, не позволяют осознанно их использовать при решении различных учебно-познавательных и практических задач.Использование ИКТ в сочетании с традиционными, поэтапное изменение их видов и функций при изучении математики, а также варьирование приемов работы с ними позволило мне повысить эффективность формирования осознанных обобщенных математических знаний, успешность их применения в практической деятельности и способствовало развитию познавательной деятельности учащихся. Использование ИКТ на уроках математики помогает  мне активизировать и развить познавательные интересы учащихся при формировании математических представлений, добиться овладения системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни.

В своей работе применяю эффективные методы и формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. Опираясь на общедидактическую классификацию методов обучения, в процессе формирования математических представлений использую практические методы и приёмы обучения: упражнения (игровые, подражательно-исполнительские, творческого и конструктивного характера); метод игры, предусматривающий использование разнообразных компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий).

Наглядные методы и приемы обучения: наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); рассматривание детьми иллюстративного материала на экране компьютера. Демонстрирую, с помощью – компьютера, графический материал, например,  сюжетные картины с изображением знакомых ребенку предметов; анимационных рисуночных изображений; например, падающие листья, ветер, дождь, снег и т.д.; изображений со звуковым сопровождением, например, изображение мальчика, сопровождаемое смехом или аплодисментами:

На занятиях, наряду с компьютером, также использую традиционные методы обучения, например, словесные методы: рассказ педагога; беседа: предварительная, обобщающая; собственно рассказывание детей как отражение в связной речи ранее сложившихся, элементарных математических представлений; вопросы как словесный приём обучения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие вопросы).

Формы организации занятий с использованием ИКТ

  • математическая разминка
  • самостоятельные работы
  • работа на тренажерах
  • презентации
  • прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету с помощью интерактивной доски: использую занимательные задания, загадываю загадки и ребусы, представляю таблицы-подсказки.

Через использование занимательного материала активизирую и развиваю познавательные интересы детей. Очень важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны.

Приемы, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес: использование демонстрационных карточек на интерактивной доске, использование занимательных упражнений, создание проблемных и программированных заданий. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.

  Очень хорошим приемом являются задания тестового характера, позволяющие подойти индивидуально к каждому ученику. Их можно использовать на уроках математики как для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Тесты позволяют за короткий срок проверить знания учащихся по изучаемой теме.

Нужно отметить, что способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. С помощью ИКТ учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса учеников.

В качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности учащихся младших классов использую сюжеты русских народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.

Существует множество приёмов использования сказок на уроках математики:

•        «Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;

•        «Математические пазлы»;

•        «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;

•        Арифметические задачи о сказочных героях;

•        «Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности, обучающиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие, преодолевая самые неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и т.п.).

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.

Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок провожу после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается использованный на нем материал, оценивается работа школьников.

Использование сюжета русской народной сказки на уроках математики и ее показ с помощью ИКТ способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками программного материала по предмету, позволяет педагогу включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить личностно-ориентированный подход. На таких уроках учитель реализует принцип связи изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и уроков чтения, внеклассного чтения. Сюжет русской народной сказки можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач, дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников.

Использование наряду с традиционными методами и средствами обучения компьютерных технологий позволяет существенно обогатить математические представления школьников с умственной отсталостью. Интерактивность и изобразительность компьютерных ресурсов делают    восприятие материала наглядным, коррекцию ошибок-оперативной, а обратную связь – эффективной.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                          Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС НОО ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении (из них не менее 5 часов в неделю отводится на коррекционно-развивающую работу). При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

    Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

·  игровая деятельность;

·  познавательная деятельность;

    Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в города, лагеря, походы и др.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ предполагает следующие направления: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, художественные студииспортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

   Принципы организации внеурочной деятельности:

·  соответствие возрастным особенностям обучающихся;

·  преемственность с технологиями учебной деятельности;

·  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

·  опора на ценности воспитательной системы школы;

·  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

    2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

   3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Для достижения этой цели следует решать задачи, которые можно разделить на четыре группы:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися класса:

• организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

• создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

• формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

• применение современных педагогических технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, адекватных возможностям и потребностям обучающихся;

• адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

• адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

• организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

• организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

• использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;

• формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров - методического центра, общественных организаций;

• организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4. Повышение профессиональной компетенции:

• постоянное отслеживание в литературе, в Интернете, на различных совещаниях и конференциях передового педагогического опыта использования технологий для работы в инклюзивной образовательной среде, составление банка данных;

• составление портфолио достижений, обучающихся имеющих различные степени и виды нарушений здоровья, «методических копилок»;

• посещение курсов повышения квалификации.

    Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям и заданным линиям.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими детьми. Школа после уроков должна способствовать проявлению и раскрытию каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.