Конспект урока по окружающему миру тема: "Равнины и горы России".

Карпова Марина Александровна

 

Конспект урока по окружающему миру в 4-г классе

Тема: Равнины и горы России.

Цели:

         Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

         Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

         Воспитание любви к Родине.

 

Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

 

Ход урока.  I. Организационный момент. Сообщение темы  и целей урока.

На слайде появляется изображение физической карты России.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

 

II. Работа над новой темой.

 Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

         - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

         - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

         - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

 

Полуостров Камчатка.

         - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

         - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

 

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

 

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

         - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

         - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

         - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

(Слайд физической карты России)

 

Средне – Сибирское плоскогорье.

         - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

         Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

         - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

          - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

         - Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

         - А какие горы?

         - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

 

Алтай входит в список Всемирного наследия.

          - Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

 

Западно – Сибирская равнина.

         - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Уральские горы.

         - Что вы видите на карте? (Ответы детей)

         - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

         - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

III. Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

IV. Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

         - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

         - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

         А сейчас держим путь на юго – запад.

(Слайд «Русская равнина»)

Кавказские  горы.

         - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

V. Закрепление.

1.      - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

         - Что такое равнина?

         - Что вы можете сказать о горах?

2. Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3. Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

         - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

         - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Учитель благодарит за проделанную работу.

VII. Домашнее задание.

Учитель предлагает создать модель транспортного средства, которое может передвигаться, как по суше, так и по воде. Нарисовать и принести на следующий урок.

VIII. Оформление доски:

Название темы: Равнины и горы России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

IX. Оформление тетради

Равнины России

Горы России

 

Восточно-Европейская равнина

Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье

Кавказские горы

 

Западно-Сибирская равнина

Алтай

 

Саяны

 

 

 

Список литературы.

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.

 

 

 

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: Моря, озера и реки России

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

-обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу. 

Оборудование:

Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, проектор.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный и индивидуальный опрос.

-        Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

-        Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?

Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

Самостоятельная работа

1. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы

 

 

Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки

 

III. Работа над новой темой.

У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.

-        Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?

- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?

На севере?

На западе?

Какие моря относятся к Тихому океану?

Перечислите моря Северного Ледовитого океана.

А какие моря относятся к Атлантическому океану?

Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов  «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?

Что вы можете сказать о воде в морях?  

IV.    Физкультминутка

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?

Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.

- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вто­рую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам позна­комить одноклассников с самыми крупными реками.

Показ слайдов с изображением рек.

Работа в группах

Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

II группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река  берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

V.      Закрепление изученного материала

Групповая работа

-        Заполните контурную карту.

Каждая группа получает контурную карту России и задания. За­дания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, на­пример:

I        группа подписывает названия морей;

II       группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.

Игра «Капитаны»

-        Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

VI.    Подведение итогов работы

-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

VII. Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:

Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

VIII. Оформление доски.

Название темы: Моря, реки и озера России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

IX. Оформление тетради

Океаны               

Моря

Озера

Реки

Тихий океан

Северно-Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Японское море

Северно-Ледовитый океан Берингово море

Белое море

Баренцево море

Карское море

Море Лаптевых

Восточно-Сибирское море

Чукотское море

Балтийское море

Черное море

 

Байкал

Каспийское море

Ладожское озеро

Онежское озеро

Аральское море

 

Волга

Северная Двина

Печора

Дон

Урал

Кама

Ока

Лена

Амур

Ангара

Индигирка

Колыма

Обь

Енисей

Иртыш

 

Список литературы

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhyushchiy_mir_4_klass.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по природоведению (за 1 четверть)

1.Практика в 4-в классе, по программе (  1 – 4  ) .

2.Учебник: «Природоведение», «Зеленый дом», 4 класс четырехлетней начальной школы. Автор А.А.Плешаков. Издательство «Просвещение», Москва 2008 год.

«Тетрадь для проверочных работ», 4 класс четырехлетней начальной школы. Автор А.А.Плешаков. Издательство «Просвещение», Москва 2008год + «Рабочая тетрадь»

3.Основное содержание:

Тема

раздела


Тема урока


Дата

Стра-ницы

учеб-ника


Цели и задачи урока


Наглядные

пособия

Земля и человечест-во

1.Введение. Государствен-ная

Символика

России

2.09

1.Ознакомить учащихся с основными символами современной России.

 2.Представить ученикам образ России, как огромной многонациональной страны, столицей которой является Москва.

.

Политическая карта современной России. Изображение гербов, флагов России. Текст гимна России, аудиозаписи гимна России. Словари, содержащие разъяснение основных понятий урока. Изображение флагов двух каких-либо других государств.

2.Мир глазами эколога.

7.09

4-8

стр.

1.Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную-астрономией.

2.Сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

3.Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Схема Солнечной системы, диапозитивы, рисунки, видеосюжеты, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, показывающие работу астронома. «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия»(М.:

Росмэн 2000) «Все обо всем. Космос».(Серия

«Планета детства», М.:АСТ 2000.) «Звездные странички» журналов «Веселые уроки».

3.Планеты Солнечной системы. От чего на Земле  сменяются день, ночь,

 Времена года.

9.09

9-15 стр.

1.Ознакомить учащихся с планетами  Солнечной системы, сформировать преставление о них.

2.Сформировать представление о том, от чего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

 3.Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Слайды «Солнечная система», видеосюжеты «Планеты Солнечной системы», рисунки и фотографии, глобус, теллурий.

4.Звездное небо- великая книга природы.

114.099

16-21 стр.

1.Дать учащимся представление о звездах, знакомить с созвездиями, как  участниками звездного неба.

2.Научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.

3.Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Карта звездного неба, слайды «Звезды и созвездия», рисунки и фотографии, аудиозапись песни и художественного фильма «Отроки во Вселенной».

5.Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

16.09

22-29 стр.

1.Ознакомить учащихся с наукой, изучающей Землю – географией.

2.Сформировать представление о глобусе и географической карте.

3.Закрепить умение работать с картой и глобусом.

 4.Развивать познавательную активность детей.

5. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, атласы,слайды.

6.Пояса Земли.

21.09

30-34 стр.

1.Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

 2.Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы

 Карта полушарий , атласы, теллурий.

Учебник. Таблица «Тепловые пояса Земли», слайды или картины, характеризующие тепловые поясами.

7.Мир глазами историка

23.09

35-41 стр.

1.Сформировать общее представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

2.Ознакомить учащихся с наукой историей.

3.Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте.

Фотографии архивных документов, видеосюжеты о работе археологов, таблички с новыми словами, фотографии или открытки Кунсткамеры.


8.Когда и где? История – путешествие в глубь времен. Карта- помощница.


28.09


35-46

стр.


1.Ознакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

2.Сформировать умение работать с исторической картой.


Лента времени, историческая карта «Взятие крепости Измаил», рисунки с изображением римлянина, грека, египтянина, отрывной календарь, карточки с новыми словами.


9.Прошлое и настоящее глазами эколога.


30.09


47-53

стр.


1.Озакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на  современном этапе.

2.Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.


Слайды и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытных людей и последствия деятельности человека, плакаты-схемы «Загрязнение океана», «Вырубка тропических лесов».




10.Сокровища Земли под охраной человечества.

5.10

54-62

стр.

1.Ознакомить учащихся с объектами всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримеча-

тельностей.

2.Познакомить с Международной Красной книгой.

3.Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной  среды.

Видеосюжеты, слайды, фотографии, картины с изображением достопримеча-

тельностей  природы и культуры Всемирного наследия, Международная Красная книга СССР, видеофильм «Озеро Байкал», рисунки с изображением Семи чудес света.

11.Обобща-ющий урок по разделу «Земля и человечест-во»

7.10

1.Систематизиро-вать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с различных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.


Физическая карта мира, предметы старины, карточки со словами, раздаточный материал для игры.

Природа России

12.Равнины и горы России.

12.10

63-71

стр.

1.Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

2.Ознакомить с равнинами и горами на территории России.

3.Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы.


13.Моря, озера и реки России.


14.10


72-77

стр.


1 Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России.

2.Ознакомить с их местонахожде-нием.

3.Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.


Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов, физическая карта России, карта полушарии.

        


14. Зона Арктических пустынь.

19.10

 стр.78-86

1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.

2.Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование,

3.Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласами и энциклопедиями.

Карта «Природные зоны России»; картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал; ученические контурные карты.


15. Тундра


21.10


87-97 стр.


1.Познакомить с природой тундры, с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, с занятиями ее населения.

2.Экологические проблемы данной зоны.

3.Познакомить с обитателями Таймырского заповедника.

4.Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа.


Рисунки с изображениями растений и животных тундры. Карта природных зон. Раздаточный материал; гербарный материал. Атласы и контурные карты.

16.Леса России

26.10

98-105 стр.

1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

2.Ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

3.Познакомить с растительным и животным миром.

4. Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.


17.Лес и человек


28.10


106

113

стр


1.Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2.Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3.Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.


Рисунки животных, занесенных в Красную книгу, картина «Лесозаготовки», фотографии «На вырубках» и «Не- санкционирован-ные свалки», видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи песен.

Отчет о проверочной работе по природоведению.

1.Работа проведена во 4-в классе, в классе 23 человека.

2.Тема: Равнины и горы России

3.Цель: проверить знания детей по данной теме, понимание материала.

4.Содержание:

Первый вариант работы – тест.

Тест «Равнины и горы России»

- Продолжи высказывание:

1. Наш город расположен на...

а) Средне-Сибирском плоскогорье;

б) Восточно-Европейской равнине;

в) Западно-Сибирской равнине;

2. Каменным поясом земли называли....

а) вулканы Камчатки;

б) Кавказские горы;

в) Уральские горы;

3. Самые высокие горы России – это ...

а) Саяны;

б) Алтай;

в) Кавказские горы;

г) вулканы Камчатки;

4. Восточно – Европейская равнина – это....

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены ...

а) вулканы Камчатки;

б) Саяны;

в) Алтай.

6.  Ильменский заповедник расположен ...

а) на Кавказе;

б) в Саянах;

в) на Урале.

Правильные ответы: 1б, 2в, 3в, 4а, 5а, 6в

Второй вариант работы:

Работа в тетради «Проверим себя» с.20 – 21

1)Напиши 2-3 названия равнин России.

2)Напиши 2-3 названия гор России.

3)С помощью карты учебника подпиши на контурной карте:

А)известные тебе равнины России;

Б)известные тебе горы России.

Второй вариант проверочной работы  сложнее, требуется больше времени на выполнение задания, а урок насыщен материалом, чтобы успеть, я выбрала первый тест, так как детям потребуется меньше времени на его выполнение.

Карта ошибок по естествознанию.

Фамилия ученика

Какие ошибки допущены

         Причины



Оценка

1

2

3

4

5

6

1

Богданов Тимофей

х

х

1)№1

Причины ошибки:

невнимательное прочтение или незнание материала.

2)№2

Причины ошибки:

Недостаточное усвоение географических названий. Незнание материала.

3)№3

Причины ошибок:

Некоторые отметили два варианта. Непонимание материала по теме.

4)№4

Причины ошибки:

Невнимательность.

5)№5

Причины ошибки:

Узкий кругозор. Незнание географического материала.

6)№6

Причины ошибки:

Недостаточное усвоение географических названий и месторасположений объектов.


4

2

Варламов Александр

х

х

4

3

Лодус Яна

х

х

х

3

4

Грибов Анатолий

5

5

Дурова Анастасия

5

6

Ибрагимова Манана

х

4

7

Иванов Андрей

х

х

х

3

8

Кутакова Влада

х

4

9

Карпин Алексей

х

х

х

3

10

Макарова Ксения

5

11

Малова Светлана

х

4

12

Новикова Арина

х

х

4

13

Одинцов Дмитрий

5

14

Петрова  Елена

х

х

х

3

15

Платонова Марина

х

х

х

3

16

Рубцова Александра

х

4

17

Смирнов Алексей

х

4

18

Соколова Дарина

х

х

х

3

19

Трюмов Николай

х

х

х

3

20

Хайруллин Рустам

х

4

21

Юдинов  Алексей

х

х

х

3

22

Юрков Виниамин

5

23

Яковлева Светлана

х

х

х

3

        3       7      8        4      8     9                                  

Типичные ошибки:

Основная ошибка всех учащихся непонимание материала, незнание географических названий. Также подводит невнимательность и желание побыстрее выполнить работу, поэтому не читают задания внимательно, до конца.

Упражнения:

1)Задание «наоборот»: продолжи предложение.

- Уральские горы – это…

- Кавказские горы – это…

- Вулканы Камчатки – включены в …

- На Урале – расположен …

2)Ученикам раздаются фотографии с географическими объектами, к ним карточки с названием. Задание: соедини фотографию с названием. Можно карточки перемешать и использовать, как домино.

3)Игра: «Покажи на карте». Можно проводить по командам, как соревнование.

4) Можно использовать второй вариант работы:

Работа в тетради «Проверим себя» с.20 – 21

1)Напиши 2-3 названия равнин России.

2)Напиши 2-3 названия гор России.

3)С помощью карты учебника подпиши на контурной карте:

А)известные тебе равнины России;

Б)известные тебе горы России.

5)Творческие работы способствуют хорошему усвоению материала.

Например: презентации на тему горы России, Кавказские горы, Уральские горы и т.д.

Также можно использовать творческие сочинения от лица путешественника, туриста, учёного и т.д.

Темы для сочинений:

- Что мы знаем о…

- Удивительные истории.

- Путешествие на вулканы Камчатки и др.

Сюда же можно отнести придумывание «Географических сказок». Оформить выставку работ.

6)Можно организовать игру «Клуб путешественников» после уроков. Либо на каждом уроке сообщать новости от «Клуба путешественников».

7)Изготовление стенгазет по теме.

Конспект урока по окружающему миру в 4-в классе

Тема: Равнины и горы России.

Цели:

        Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

        Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

        Воспитание любви к Родине.

Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

Ход урока.  I. Организационный момент. Сообщение темы  и целей урока.

На слайде появляется изображение физической карты России.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой.

 Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

        - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

        - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

        - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Полуостров Камчатка.

        - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

        - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

        - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

        - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

        - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

(Слайд физической карты России)

Средне – Сибирское плоскогорье.

        - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

        Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

        - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

          - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

        - Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

        - А какие горы?

        - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

          - Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

Западно – Сибирская равнина.

        - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Уральские горы.

        - Что вы видите на карте? (Ответы детей)

        - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

        - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

III. Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

IV. Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

        - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

        - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

        А сейчас держим путь на юго – запад.

(Слайд «Русская равнина»)

Кавказские  горы.

        - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

V. Закрепление.

1.         - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

        - Что такое равнина?

        - Что вы можете сказать о горах?

2. Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3. Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

        - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Учитель благодарит за проделанную работу.

VII. Домашнее задание.

Учитель предлагает создать модель транспортного средства, которое может передвигаться, как по суше, так и по воде. Нарисовать и принести на следующий урок.

VIII. Оформление доски:

Название темы: Равнины и горы России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

IX. Оформление тетради

Равнины России

Горы России

Восточно-Европейская равнина

Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье

Кавказские горы

Западно-Сибирская равнина

Алтай

Саяны



Список литературы.

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: Моря, озера и реки России

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

-обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.  

Оборудование:

Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, проектор.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный и индивидуальный опрос.

-        Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

-        Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?

Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

Самостоятельная работа

1. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы



Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки

III. Работа над новой темой.

У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.

-        Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?

- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?

На севере?

На западе?

Какие моря относятся к Тихому океану?

Перечислите моря Северного Ледовитого океана.

А какие моря относятся к Атлантическому океану?

Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов  «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?

Что вы можете сказать о воде в морях?  

IV.        Физкультминутка

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?

Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.

- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.

Показ слайдов с изображением рек.

Работа в группах

Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

II группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река          берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

V.        Закрепление изученного материала

Групповая работа

-        Заполните контурную карту.

Каждая группа получает контурную карту России и задания. Задания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, например:

I        группа подписывает названия морей;

II        группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.

Игра «Капитаны»

-        Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

VI.        Подведение итогов работы

-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

VII. Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:

Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

VIII. Оформление доски.

Название темы: Моря, реки и озера России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

IX. Оформление тетради

Океаны              

Моря

Озера

Реки

Тихий океан

Северно-Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Японское море

Северно-Ледовитый океан Берингово море

Белое море

Баренцево море

Карское море

Море Лаптевых

Восточно-Сибирское море

Чукотское море

Балтийское море

Черное море

Байкал

Каспийское море

Ладожское озеро

Онежское озеро

Аральское море

Волга

Северная Двина

Печора

Дон

Урал

Кама

Ока

Лена

Амур

Ангара

Индигирка

Колыма

Обь

Енисей

Иртыш

Список литературы

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.

Анализ урока по окружающему миру, проведённого в 4 В классе.

Урок по теме «Моря, озера и реки России». Это не первый урок по окружающему миру в разделе  «Природа России», следовательно, тесно связан с предыдущими.

   Создавая урок, я выдвинула цель:

- Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России.

-Ознакомить с их местонахождением.

-.Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

-обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.  

Помня о том, что учебная  деятельность осуществляется на определённом содержательном материале знаний и умений и  исходя из выдвинутых целей. я опиралась на следующие принципы :

  1. наглядности ( что позволило создать речевую ситуацию, выдвинуть учебную задачу и вовлечь всех учащихся в работу по теме урока )
  2. последовательности и прочности
  3. сознательности и активности
  4. научности (с учётом возрастных особенностей )

Поставленная цель позволила мне  использовать приём эвристической беседы

( что позволило учащимся самостоятельно предполагать, доказывать, отстаивать своё мнение , анализировать учебный материал, находить пути решения учебной задачи ).

Цель урока позволила мне отобрать и средства обучения :

  1. проектор ( чтобы стимулировать и направлять восприятие учащихся, создавать условия эмоционального отношения учащихся к учебной работе )
  2. речь учителя ( как условие умственного развития учащихся )
  3. учебно-наглядные пособия;
  4. организационно-педагогические средства (карточки-задания, учебные пособия )

Для достижения цели урока и решения поставленных учебных задач мной была выбрана традиционная форма организации учебного процесса – урок. Что позволило мне как коллективно, так и индивидуально взаимодействовать с учащимися.

Логика построения урока типична для уроков окружающего мира. Все этапы урока представлены и чётко выражены. Этапы урока связаны между собой; каждый следующий этап урока логически определяется предыдущим.

Цель урока верно определена, а учебные задачи полностью оправданы.

К работе на уроке привлекается весь коллектив учащихся, работа прерывается динамической паузой для восполнения двигательной активности. Характер деятельности учащихся меняется регулярно (это мотивируется быстрой утомляемостью детей и неизменностью основных целей).

 Мной не забыты способные дети, им предлагалась роль « ведущего».

 Выбранные мной приёмы анализа учебного материала целесообразны, вопросы и задания корректно и ясно сформулированы.

Манера общения с учащимися доброжелательная.

Дети на уроке активны. Это достигается сменой заданий, темпом занятия.

Учащиеся постоянно получали словесные оценки по ходу занятия.

 Урок эффективен, т. к. достиг поставленной цели.

Отзыв о проведенном уроке окружающего мира.

Урок в 4 «В» классе проведен учителем                                    по теме «Моря, озера и реки России».

 Для успешного проведения урока был подготовлен разнообразный дидактический материал. Учителем были составлены задания и  алгоритм работы учащихся .

Подготовка велась с учетом целей и задач урока: воспитательной, образовательной и развивающей.

Все этапы урока четко определены, логически связаны, подчинены целям урока.

Для активизации познавательной деятельности на уроке были созданы игровые моменты, учитывающие психологические особенности данного возраста учащихся.

Особое место в ходе урока занимала групповая и самостоятельная работа учащихся в процессе закрепления изученного материала, работа с контурными картами, с учебником.

Разнообразные формы индивидуальной работы и дифференцированный подход к учащимся способствовал решению основных задач урока.

Урок проведен методически грамотно. Плотность урока и темп работы учащихся достаточно высокие.

В ходе урока поставленные задачи решены, цели достигнуты.

                                                                                   Методист: Крылова О.В.