Уроки литературы
Представлены конспекты уроков по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок построен по технологии "Мастерская построения знаний". | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поэтическая мастерская
Цель урока: закрепление основных литературных понятий по теории стихосложения посредством их практического применения в процессе анализа лирических произведений и создания собственного лирического произведения.
Задачи урока:
1.Формирование познавательных интересов обучающихся;
2. Активизирование мыслительной деятельности школьников;
3. Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;
4. Воспитание навыков дружеского общения.
Ход урока:
- «Индуктор» -
- Какие системы стихосложения вы помните?
Существует несколько систем стихосложения:
- Силлабическая (равное число слогов в строке
- Тоническая (количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество)
- Силлабо-тоническая (равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются с определенной последовательностью)
- В какой системе стихосложения написано большинство известных вам стихотворений? (силлабо-тоническая)
В силлабо-тонической системе стихосложения ударные и безударные слоги повторяются в определенной последовательности. Существует несколько видов такой последовательности и называется это …? (стихотворные размеры)
Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)
Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударных слога)
Двусложные:
- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)
- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги)
Трехсложные:
- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)
- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)
- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)
- Что еще должно быть в стихотворном тексте? (рифма)
Основные виды рифм в четверостишиях:
- парная, смежная (ААББ)
- перекрестная (АБАБ)
- кольцевая, опоясывающая (АББА)
Мы повторили основные сведения по теории стихосложения, а сейчас познакомимся с нетрадиционными стихами, которые называются игровые стихи.
- Социоконструкция:
Что такое «игровые стихи»? Работа в группах
Каждая группа создаёт проект (предположение): Игровые стихи - это...
- Афиширование:
Вывешивание проектов и ознакомление с ними.
- Разрыв:
- Знакомиться с «игровыми стихами» и их видами мы будем на примере поэзии А.Кондратова.
А)Знакомство с личностью А. Кондратова (сообщение ученицы). Александр Кондратов известен миллионам.
Он — автор пятидесяти научно-популярных книг. Их общий тираж превышает пять миллионов. Они издавались в десятках городов Союза и мира. Он — действительный член Географического общества, участник десятков археологических, океанологических и подводно-археологических экспедиций. Изъездил всю страну от Белоруссии до Чукотки и от Колымы до Памира. Он — автор научных работ по компьютерному моделированию поэтического творчества, восхищающих специалистов в области математической лингвистики и искусственного интеллекта. Кандидат филологических наук. Работает над докторской диссертацией...
Но лишь немногим любителям поэзии известен Кондратов как автор стихов, написанных, по его словам, «не запрограммированным Кондратовым компьютером, а самим Александром». Стихи Саша (он ленинградец, уроженец 1937 года) начал писать с десяти лет, прозу — с четырнадцати, научные работы по анализу стиха — с шестнадцати. А результат?
Так что — вот... Александр Кондратов (он же — Сэнди
Кондрат по кличке «Советский сыщик Литза-хун», автор нашумевшего в свое время в университете романа «Здравствуй, ад!», который, как рассказывают, он послал диктатору Салазару, сопроводив запиской: «Господин генерал! Поскольку кроме Вас я в Португалии никого не знаю, то и адресую его. Вам...») — этот Александр Кондратов, оказывается, еще и учитель. Учитель ленинградских авангардистов. Но и ученик. Ученик Велемира Хлебникова.
«Игровые стихи» — в сущности не просто игра, не отдельные эксперименты, а целая поэтическая система; наряду с рифмой, ритмом, метафорой и тому подобным — средство художественной выразительности.
Сборники стихов Кондратова: «Пузыри», «Аве, Ева!», «Книга чисел», «Нумерология», «Цепочки», «Скворешник», «Я — робот!», «Александр III» и Без 5/6».
А сколько у него еще сборников!..
Б) Знакомство с видами «игровых стихов», которые выделяет А.Кондратов.
(Учащимся раздаются карточки с текстами, в которых определяется вид «игровых стихов». Группы изучают и готовятся дать определение любому виду «игровых стихов».)
Виды «игровых стихов:
- «Перевертни» - это стихи, строки в которых можно читать как слева направо, так и справа налево. Такие стихи стали писать на Руси ещё в 17-18 веках.
- «Цифирь» - в каждой строке стиха задана определённая цифра или число: 1,2,5,40,100 и т.д. Причем с их помощью кодируются и омонимичные слоги (например, слово «трио» пишется как «Зо»; слово «стол» - как «100л» и т.д.).
- «-ь» - стихи - это стихи, в которых от любого существительного, заканчивающегося на твёрдый согласный, можно образовать новое слово с «собирательным» значением, прибавляя к нему мягкий знак ( звездь, сонь, дремь, небь) и используя эти слова как средство художественной выразительности.
- Русские иероглифы - поэзия на языке, пользующемся иероглифическим письмом, получает дополнительное средство выразительности - каллиграфию, написание текста специфическими иероглифами. Русское письмо - алфавитное, хотя и в нём есть иероглифы (например, написание - «крест» ставится возле имени умершего).
- «Цепочки-моноримы - это стихотворение, являющееся цепочкой рифмующихся между собой слов, цепочки ограничиваются одним словом в строке.
- Задания группам:
- Учитель раздаёт детям стихи А.Кондратова, предлагает попробовать определить, к какому из названных выше видов игровых стихотворений относится предложенные.
1. «Я»
«Я» - бес себя «Я» - игрой оргия
или или
«Я» - око покоя? якорь рок «я»?
«Я» - рев зверя «Я» - мет темя
или или
«я»- арка края? «я» - лоно ноля?
«Я» - мира чар имя … Теорему в уме роет
Или «я» и «ты» бытия…
яма нам «я»?
2. 100почная цыганская
100н гитары за стеной
В 100-й раз раздался.
100лько раз была со мной…
100? 1 остался.
100 ночей любви моей, -
100п!.. 100парь постылый,
100пари, зелёный змей,
100пкой – облик милый.
В ре100ране за 100лблю
100лик – стань окопом!
В 100н тоску за 100порю –
Стану о100лопом.
3. Портрет-Шарж Дантиста Рехмана
Рыжман? Грязман
Плешьман? ухман.
Сплошман Носман.
лысман! Личман.
Жирман Тучман –
(брючман). сытман.
Потман. Борман.
Пахман. Зубман.
Мордман. Врачман
Ручман. Рехман!
4. Степь – пейзаж
Такая ясь! Колышет глушь
Какая небь! Сплошная тишь…
Родная лась – Бездумь. Безвьюж
Вступаю в степь. Рождает стишь.
5. Элегия †овского острова
100ю на острове †овском
Совсем 1. Но торо+ь.
Гу100ю ночью авгу100вской
Упьюсь – и в листьях уто+ь.
Назначил мне †овскийостров
Неве100й в 1/2ночь свой журфХ.
И мой костяк, мой 100лп, мой о100в
†ом означился в день Х.
- Выберите одно стихотворения, проанализируйте особенности данного вида.
- Чем данное стихотворение отличается от силлабо-тонических стихов?
- Найдите элементы силлабо-тонической тонической систем в этом стихотворении?
- Выберите какой-либо вид игровых стихов и, учитывая его особенности, сочините свои стихи. Постарайтесь почувствовать поэтическую систему и передать её в своих стихах.
-Чтение творческих работ учащихся.
5. Рефлексия
Игровые стихи понимаю...
В игровых стихах чувствую...