Уроки литературы

 Кулебакина Олимпиада Васильевна

Представлены конспекты уроков по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:     Поэтическая мастерская

Цель урока:      закрепление основных литературных понятий по теории стихосложения посредством их практического применения в процессе анализа лирических произведений и создания собственного лирического произведения.

Задачи урока:

1.Формирование познавательных интересов обучающихся;

 2. Активизирование мыслительной деятельности школьников;

 3. Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;

4. Воспитание навыков дружеского общения.

        Ход урока:

  1. «Индуктор» -

- Какие системы стихосложения вы помните?

Существует несколько систем стихосложения:

- Силлабическая (равное число слогов в строке

- Тоническая (количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество)

- Силлабо-тоническая (равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются с определенной последовательностью)

- В какой системе стихосложения написано большинство известных вам стихотворений? (силлабо-тоническая)

В силлабо-тонической системе стихосложения  ударные и безударные слоги повторяются в определенной последовательности. Существует несколько видов такой последовательности и называется это …?  (стихотворные размеры)

Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)

Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударных слога)

Двусложные:

- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)

- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги)

Трехсложные:

- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)

- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)

- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)

- Что еще должно быть в стихотворном тексте? (рифма)

Основные виды рифм в четверостишиях:

- парная, смежная (ААББ)

- перекрестная (АБАБ)

- кольцевая, опоясывающая (АББА)

Мы повторили основные сведения по теории стихосложения, а сейчас познакомимся с нетрадиционными стихами, которые называются игровые стихи.

  1. Социоконструкция:

Что такое «игровые   стихи»? Работа в группах

Каждая группа создаёт проект (предположение): Игровые стихи - это...

  1. Афиширование:

Вывешивание проектов и ознакомление с ними.

  1. Разрыв:

- Знакомиться с «игровыми стихами» и их видами мы будем на примере поэзии А.Кондратова.

А)Знакомство с личностью А. Кондратова (сообщение ученицы). Александр Кондратов известен миллионам.

Он — автор пятидесяти научно-популярных книг. Их общий тираж превышает пять миллионов. Они издавались в десятках городов Союза и мира. Он — действительный член Географического общества, участник десятков археологических, океанологических и подводно-археологических экспедиций. Изъездил всю страну от Белоруссии до Чукотки и от Колымы до Памира. Он — автор научных работ по компьютерному моделированию поэтического творчества, восхищающих специалистов в области математической лингвистики и искусственного интеллекта. Кандидат филологических наук. Работает над докторской диссертацией...

Но лишь немногим любителям поэзии известен Кондратов как автор стихов, написанных, по его словам, «не запрограммированным Кондратовым компьютером, а самим Александром». Стихи Саша (он ленинградец, уроженец 1937 года) начал писать с десяти лет, прозу — с четырнадцати, научные работы по анализу стиха — с шестнадцати. А результат?

Так что — вот... Александр Кондратов (он же — Сэнди
Кондрат по кличке «Советский сыщик Литза-хун», автор нашумевшего в свое время в университете романа «Здравствуй, ад!», который, как рассказывают, он послал диктатору Салазару, сопроводив запиской: «Господин генерал! Поскольку кроме Вас я в Португалии никого не знаю, то и адресую его. Вам...») — этот Александр Кондратов, оказывается, еще и учитель. Учитель ленинградских авангардистов. Но и ученик. Ученик Велемира Хлебникова.

«Игровые стихи» — в сущности не просто игра, не отдельные эксперименты, а целая поэтическая система; наряду с рифмой, ритмом, метафорой и тому подобным — средство художественной выразительности.

Сборники стихов Кондратова: «Пузыри», «Аве, Ева!», «Книга чисел»,  «Нумерология», «Цепочки», «Скворешник», «Я — робот!», «Александр III» и  Без 5/6».

А сколько у него еще сборников!..

Б) Знакомство с видами «игровых стихов», которые выделяет А.Кондратов.

(Учащимся раздаются карточки с текстами, в которых определяется вид «игровых стихов». Группы изучают и готовятся дать определение любому виду «игровых стихов».)

Виды «игровых стихов:

  1. «Перевертни» - это стихи, строки в которых можно читать как слева направо, так и справа налево. Такие стихи стали писать на Руси ещё в 17-18 веках.
  2. «Цифирь» - в каждой строке стиха задана определённая цифра или число: 1,2,5,40,100 и т.д. Причем с их помощью кодируются и омонимичные слоги (например, слово «трио» пишется как «Зо»; слово «стол» - как «100л» и т.д.). 
  3. «-ь» - стихи - это стихи, в которых от любого существительного, заканчивающегося на твёрдый согласный, можно образовать новое слово с «собирательным» значением, прибавляя к нему мягкий знак ( звездь, сонь, дремь, небь) и используя эти слова как средство художественной выразительности. 
  4. Русские иероглифы - поэзия на языке, пользующемся иероглифическим письмом, получает дополнительное средство выразительности - каллиграфию, написание текста специфическими иероглифами. Русское письмо - алфавитное, хотя и в нём есть иероглифы (например, написание - «крест» ставится возле имени умершего). 
  5. «Цепочки-моноримы - это стихотворение, являющееся цепочкой рифмующихся между собой слов, цепочки ограничиваются одним словом в строке. 
  6. Задания группам:

- Учитель раздаёт детям стихи А.Кондратова, предлагает попробовать определить, к какому из названных выше видов игровых стихотворений относится предложенные.

1.  «Я»

«Я» - бес себя                               «Я» - игрой оргия

или                                                      или

«Я» - око покоя?                          якорь рок «я»?

«Я» - рев зверя                             «Я» - мет темя

или                                                      или

«я»- арка края?        «я» - лоно ноля?

«Я» - мира чар имя                       … Теорему в уме роет

Или                                                «я» и «ты» бытия…

яма нам «я»?

2. 100почная цыганская

100н гитары за стеной

В 100-й раз раздался.

100лько раз была со мной…

100? 1 остался.

100 ночей любви моей, -

100п!.. 100парь постылый,

100пари, зелёный змей,

100пкой – облик милый.

В ре100ране за 100лблю

100лик – стань окопом!

В 100н тоску за 100порю –

Стану о100лопом.

3.  Портрет-Шарж Дантиста Рехмана

Рыжман?                                              Грязман

Плешьман?                                          ухман.

Сплошман                                            Носман.

лысман!                                                Личман.

Жирман                                                Тучман –

(брючман).                                           сытман.

Потман.                                                Борман.

Пахман.                                                Зубман.

Мордман.                                             Врачман

Ручман.                                                Рехман!

4. Степь – пейзаж

Такая ясь!                                            Колышет глушь

Какая небь!                                          Сплошная тишь…

Родная лась –                                      Бездумь.    Безвьюж

Вступаю в степь.        Рождает стишь.        

5. Элегия   овского острова

100ю на острове овском

Совсем 1. Но торо+ь.

Гу100ю ночью авгу100вской

Упьюсь – и в листьях уто+ь.

Назначил мне овскийостров

Неве100й в 1/2ночь свой журфХ.

И мой костяк, мой 100лп, мой  о100в

ом означился в день Х.

  1. Выберите одно стихотворения, проанализируйте особенности данного вида.
  2. Чем данное стихотворение отличается от силлабо-тонических стихов?
  3. Найдите элементы силлабо-тонической тонической систем в этом стихотворении?
  4. Выберите какой-либо вид игровых стихов и, учитывая его особенности, сочините свои стихи. Постарайтесь почувствовать поэтическую систему и передать её в своих стихах.

-Чтение творческих работ учащихся.

 5. Рефлексия

Игровые стихи понимаю...

В игровых стихах чувствую...