Выступления на семинарах ШМО

Кульбацкая Людмила Викторовна

«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в реализации комплексных задач по социализации адаптированной в социуме личности обучающегося с ТМНР» (из опыта).

«Формирование личностных результатов у обучающихся с ТМНР в условиях реализации ФГОС в процессе обучения и внеурочной деятельности».

«Проектная деятельность как метод воспитания детей с ТМНР».

«Особенности работы классного руководителя в классе детей с ТМНР».

Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо-дерево».

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

        

                 ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(в рамках проектной деятельности 1 «В», 6 «В» и 7 «Б» классов)

Подготовили: Кульбацкая Л. В., Саленек Е. А., Тешкина П. Ю.

МКОУ ШИ

15. 01. 2019

1 слайд:

Тема нашего выступления: Формирование личностных  результатов  у обучающихся с тмнр в условиях реализации фгос   в процессе внеурочной деятельности
(в рамках проектной деятельности
1 «в», 6 «в» и 7 «б» классов)

2 слайд: Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в рамках фгос:

«… образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов (прежде всего личностных и метапредметных)

Целью нашей внеурочной деятельности является:

 - создание условий для достижения обучающимися с ТМНР необходимого социального опыта для жизни в современном обществе.

Работа по  внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся.  Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.

3 слайд: Формы внеурочной деятельности классного руководителя в рамках фгос по направлениям:

  • Коррекционно-развивающее направление
  • Спортивно-оздоровительное направление
  • Духовно-нравственное направление
  • Социальное направление
  • Общекультурное направление

4 слайд

Коррекционно-развивающее направление

  • Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, дефектологическими и психокорреционными занятиями, индивидуальными и групповыми).
  • Необходима тесная связь классного руководителя со специалистами коррекционного блока: психологом, логопедом, дефектологом.

5 слайд:

Спортивно-оздоровительное направление реализуется в следующих формах:

  • Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
  • Тематические классные часы
  • Проектная деятельность
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия

6 слайд:

Духовно-нравственное направление реализуется в следующих формах:

  • Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
  • Тематические классные часы
  • Проектная деятельность
  • Внеклассные мероприятия
  • Экскурсии
  • Участие в конкурсах, которые формируют  и укрепляют нравственные основы

7 слайд:

Социальное направление реализуется в следующих формах:

  • Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
  • Тематические классные часы
  • Проектная деятельность
  • Внеклассные мероприятия
  • Экскурсии

8 слайд:

Общекультурное направление реализуется в следующих формах:

  • Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
  • Тематические классные часы
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Выезды в кинотеатры и театры

9 слайд

Какие личностные результаты необходимо достигать в процессе внеурочной деятельности?

  • ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу, России;
  •   ценностное отношение к труду, человеку труда, трудолюбие;
  •   эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  •  расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

  владение  элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

10 слайд

  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;
  • способность ориентироваться в окружающем мире, принимать элементарные решения;
  •  способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (в зависимости от психофизических возможностей);
  •  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

11 слайд

Достигать все эти личностные результаты, нам классным руководителям 1 «В», 6 «В» и 7 «Б» классов очень помогают тематические классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия, экскурсии, выезды в театры.

На слайде представлены наши совместные внеурочные мероприятия: открытый классный час «В мире сказок» и организованное нами общешкольное мероприятия по здоровьсбережению « Мир сказок – путь к здоровью».

12 слайд

И особенно хотелось бы выделить метод проектов. Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2.  Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

3. Конечно, у учащихся с ТМНР закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся с ТМНР в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов.

4. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

5. Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с ТМНР.

6. Наш опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ТМНР не только воспринимать учебный материал с интересом, успешнее социализироваться,  но и самому быть в большей или меньшей мере (в силу диагностических особенностей обучающихся) участником этого процесса. Мы провели совместно уже немало проектов.

О нашем долгосрочном проекте «Город профессий» более подробно расскажет Тешкина П. Ю., классный руководитель 7 «Б» класса.

13-37 слайды – проект «Город профессий». Как через данную проектную деятельность были достигнуты наиболее важные для обучающихся с ТМНР личностные результаты.

 (презентация в распечатанном виде прилагается)

 13 слайд

На слайде представлен наш проект «Город профессий». Как через данную проектную деятельность были достигнуты наиболее важные для обучающихся с ТМНР личностные результаты. Итак, проект «Город профессий» - это два в одном. Непосредственно сам макет, где мы видим дома, дороги, клумбы, деревья, детей, девочек и мальчиков. Каждый дом, представленный на макете , будь-то школа, больница или столовая, дает детям возможность изучать профессии повара, врача, учителя. Мы планируем потом в процессе изучения профессий дополнять макет, убирая например, дом - столовая и, ставя вместо него, здание пожарной охраны или почты, или аптеки…  И еще очень важный момент. Если мы уберем все  и снимем травяной настил, то увидим игровое поле. Игровое поле – это тоже мир профессий. И для этой игры у нас есть специальный кубик и игровые фигуры. Это мальчики и девочки на деревянных подставках.

14 слайд

Актуальность данного проекта в том, что, изучая профессии в самой доступной для наших детей, наглядной игровой форме, мы социализируем детей, а социальная адаптация – это самое важное для детей с ТМНР.

15 слайд

Ожидаемые результаты:

Знать профессии людей, орудия их труда, в том числе и профессии своих родителей.

Привлечь к нашей проектной деятельности  родителей. На данном этапе нашего долгосрочного проекта с этими задачами мы частично справились. Теперь с помощью нашего макета и игрового поля, мы будем закреплять тему: мир профессий.

16 слайд

Как я уже говорила, наш проект «Город профессий» - проект долгосрочный. Он состоит из трех этапов. Первый – подготовительный. Второй –создание непосредственно самого макета. И третий  этап ( он еще не реализован) – это создание методического комплекта к нашему проекту «Город профессий».

17 слайд

Начался наш проект с открытого классного часа «В мире профессий», на котором дети с ТМНР в доступной наглядной форме, с помощью игровых технологий познакомились с миром профессий. Также на совместный открытый классный час были приглашены и представители наших школьных профессий.

18 слайд  

На слайде вы видете нашего вахтера Татьяну Михайловну Русакову, медсестру Елену Емельяновну, уборщицу Софью Загитовну. Они пришли на наш классный час и рассказали ребятам о своем нелегком труде.

19 слайд  

Также в рамках первого подготовительного этапа нашего проекта мы совершили  ряд экскурсий. Экскурсии – это тоже одна из форм внеурочной работы.

20 слайд

Экскурсия в школьный медицинский кабинет.

21 слайд

Экскурсия в школьную столовую.

22 слайд

Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

23  слайд

Экскурсия в школьную прачечную.  

24 слайд

В рамках нашего проекта «Город профессий» была создана выставка «В мире профессий».

25  слайд

Также был создан стендовый доклад «Город профессий».

26  слайд

И стенгазета «Профессии моих родителей». Кстати, при создании этой стенгазеты произошло настоящее сплочение учителя, родителей и детей. Родители с удовольствием выслали свои фото на рабочих местах и скинули по вацапу учителю, учитель распечатал в цвете эти фото, а дети с удовольствием клеили. Вот посмотрите, с каким удовольствием работает, например, Максим Борисов, ученик 7 Б класса. Далее такая газета вешается в классе на видное место. И ежедневно можно наблюдать, что дети подходят и показывают своих родителей на фото. Таким образовам улучшается еще и психологическая атмосфера в классе.

27  слайд

Метод проектов уникален разнообразием. В нашем проекте «Город профессий» присуствовала и театральная деятельность.

Мы поставили сценку «Ванька-встанька» по Самуилу Яковлевичу Маршаку. В сценке ярко представлена профессия врач. В роли врача ученик 6 в класса Тимофей.

28  слайд

Как же мы создавали вот этот удивительный макет с гордым названием «Город профессий».  Слайды говорят сами за себя. Вот мы вырезаем и кладем травяной настил.

29-30  слайды

Вот мы сделали макеты домов

31  слайд

Теперь начинаем красить основу. В этом процессе работали все ребята. Даже Николай Слесарев, сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно:  весь перемазался краской и был очень доволен.

32  слайд

А это наша дидактическая игра, которую сейчас не видно на представленном вам макете «Город профессий». Сама дидактическая игра под сьемным зеленым травяным настилом. К игре прилагается кубик и фишки. Это вот такие мальчики и девочки, которые у нас стоят на деревянных подставках.

Игра очень простая. И с помощью учителя все наши дети могут принять в ней участие, постепенно изучая и расширяя свои знания о мире профессий.

33-34   слайды

Вот он наш «Город профессий».  Всем ребятам он очень понравился. И родители, которые увидели этот макет, были приятно удивлены, какая работа проводится в стенах МКОУ ШИ с их детками.

35 слайд

Какие же личностные результаты сформировал у обучающихся наш совместный проект «Город профессий»?

  • трудолюбие;
    •  навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
    • умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

36 слайд

Следующий этап проекта «Город профессий» – это разработка методических комплектов для методической игры «В мире профессий». Планируется разработать методический комплект по каждой профессии, которая присутствует на игровом поле.

Проект долгосрочный. Запланированы  в дальнейшем:

  • театрализованная деятельность в рамках проекта
  •  виртуальные экскурсии в мир профессий
  •  создание макетов-домов (парикмахерская, пожарная охрана, почта, продуктовый магазин, булочная и так далее) Но это все впереди. А сейчас я завершаю наше выступление.

37 слайд

  • Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: