Для работы с родителями

Егорушкина Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей с детьми средней группы

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

                     

Цель: познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать роль игры в развитии в т.ч. умственных способностей детей. Способствовать развитию детско-родительских отношений.

Часть 1. Теоретическая (только для родителей).

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В том, чтобы любознательность малыша удовлетворялась,  развивался его познавательный интерес и познавательная активность, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие умственных способностей, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, а следовательно успешно учиться в школе.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Дошкольное детство - первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни общества и является подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения. В дошкольном детстве основной вид деятельности - игра.  В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. 

Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей.

Сегодня наша встреча посвящена развивающим играм, которые  помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. С помощью этих игр дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Использование  игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Если в дошкольном детстве не будут сформированы способность к наглядному моделированию, развитое воображение, то наверстать это потом будет чрезвычайно трудно. К

Как уже отмечалось, игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.

Давайте сегодня, познакомимся и поиграем  в некоторые игры, которые способствуют развитию интеллекта ребенка.

2 часть. Практическая (для родителей с детьми)

Цель: обучить родителей практическим навыкам интеллектуального развития ребёнка с помощью развивающих дидактических игр.

Оборудование: дидактическая игра «Собери бусы»,  «Четвёртый лишний», «Найди отличия» «Подбери картинку», «Собери квадрат», «Чья тень», ИКТ, карандаши, тарелки для раздаточного материала, набор геометрических фигур.

Ход практикума:

Воспитатель: Сейчас мы хотим вам предложить поиграть вместе со своими детьми. Обращаем ваше внимание, что ваша задача дать ребенку возможность самому найти решение проблемы, помогая ему наводящим вопросом или, обратив внимание на какую-то деталь. Итак, первая игра.

1 задание: «Собери квадрат».

У каждой пары по 3 квадрата разного цвета, разрезанных на 3 части. Это задание как раз для детей 4-х лет. Ваша задача собрать  квадраты (задание выполняется за столами). Комментарии (чем старше ребенок, тем на большее количество частей разрезается квадрат. Разрезанным может быть и круг. В эту игру вы можете играть и дома, постепенно усложняя ее содержание).

Оборудование: по 3 квадрата разного цвета на пару (родитель + ребенок).

2 задание: Найди отличия

Перед вами 2 картинки. Они почти одинаковые, но есть небольшие отличия. Рассмотрите внимательно картинки и найдите на картинке 5 отличий. Комментарии (такие задания часто встречаются в детских журналах, они полезны для развития зрительного внимания, мышления, помогают развивать речь, если просить детей отвечать полным предложением)  (задание выполняется за столами, ребенок находит отличия, родитель проверяет правильность)

3 задание: Построй по порядку

На рабочей полосе нужно разложить в ряд 5 картинок, располагая их сначала от большого объекта к маленькому (или от низкого к высокому) (слева направо). Старайтесь не помогать, а только контролировать правильность расположения картинок. Потом картинки перепутайте и попросите разложить картинки от маленького объекта до большого (или от низкого к высокому).

Задание выполняется за столами, у участников по 2 набора на пару.

4 задание: Дидактическая игра «Чья тень?»

У каждого из родителей по 2 карточки с нарисованным предметом. На других столах лежат карточки с тенью этих предметов. Ребенку нужно очень внимательно рассмотреть предмет и подобрать  к нему тень. Родители, прошу вас давать ребенку по одной картинке. После проверки правильности, эту картинку вы оставляете на столе, а ребенку даете следующую картинку (дети ищут тень предмета, передвигаясь по группе).

5 задание: Дорисуй бусы (задание выполняется за столами)

Перед вами карточка с нарисованными бусами из геометрических фигур. Вам нужно заметить порядок расположения бусин и повторить  узор, используя геометрические фигуры.

6 задание: Подбери картинку (задание выполняется за столами)

Перед вами 2 карточки. В верхней части карточки обозначена закономерность расположения, например, по способу питания или месту проживания. Вместе с ребенком обсудите эту закономерность и проследите, какой предмет ребенок выберет на пустое место с нижней части карточки. После того, как ребенок справится с этим заданием, попробуйте предложить ему вторую карточку для самостоятельного выполнения. Свой выбор ребенок должен объяснить полным предложением. Родители могут меняться с другими участниками практикума карточками, т.к. у всех разные изображения.

7 задание: Четвёртый лишний

Перед вами карточка с 4 предметами. Один из этих предметов лишний. В каждом ряду нужно найти эту лишнюю картинку. Указание родителям: не спешите подсказывать детям правильный ответ. Обратите внимание на поиск и анализ мелких деталей (ушей, гривы, хвостов, пятен окраса и др. Поясните ребенку, как проводить анализ. В каждом ряду обведите карандашом выбранный ребенком вариант).

8 задание: классификация  с использованием ИКТ

Сейчас на экране мы будем показывать по 4 предмета. Нужно назвать эти предметы одним словом  (обобщающим словом «овощи», «фрукты», «птицы», «мебель» и др.)

- Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.



Предварительный просмотр:

"Как правильно обучить ребенка узнавать цвета"

Консультация для  родителей

Развитие ребенка – это то, что больше всего беспокоит ответственных и сознательных родителей. Ведь мы понимаем, насколько будущее наших детей зависит от наших действий. Особенно мы переживаем за самый ранний период: после полугода и лет до двух, пока ребенок не попадет в садик под чуткое руководство обученных своему делу воспитателей. Наша же задача – дать тот самый фундамент, от которого потом будут отталкиваться педагоги. Развитие ребенка состоит из многих поистине важных моментов, и умение распознавать и называть цвета – один из них. Сегодня мы хотим остановить своё внимание на том, как правильно обучить ребенка узнавать цвета.

Что касается магазинных игрушек – то остановите своё внимание на сортере – это отличная развивающая забава для малыша, причем она не только обучает кроху узнавать цвета, но ещё и знакомит ребенка с понятием форм и размеров. Вы можете взять для начала маленький кубик-сортер, с разноцветными сторонами и одним вкладышем на каждой из них. Просите ребенка найти красный кружок – и вставить его в отверстие на красной грани куба, подобрать подходящую по цвету фигуру к синей грани. Только желательно брать сортер с естественными основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым, черным. Ведь сейчас полки магазинов кишат игрушками «ядовитых» оттенков, идентифицировать и назвать которые иногда не под силу даже нам, взрослым.

Ещё одна отличная игрушка, которая правильно и грамотно обучает малыша цветам, а также незаменима для развития мелкой моторики рук и фантазии ребенка  – это мозаика. Вы можете предлагать ребенку  собирать картинки по схеме – конечно, если он уже дорос до такого уровня заданий. Или давайте ему полную свободу творчества. Однако все  же руководите хотя бы слегка – вашей задачей в играх с мозаикой будет называние цветов элементов, которые берет малыш из коробки. Сначала просто внятные комментарии, и лишь потом, когда вы увидите прогресс в изучении цветов – можете приступить к «заказу» элементов определенных цветов.

Но это все же скорее факультативные задания – мы считаем, что начинать изучение цветов нужно сразу, внедряя их названия в имена предметов, которые окружают вашего ребенка. Тут очень важно выбрать правильный вектор занятий. Например, можно основывать занятия на любимых игрушках ребенка. Если это мальчишка, который просто пищит от восторга, увидев машинки – отлично! Машинки могут стать отличным наглядным пособием для изучения цветов. Просто нужно купить несколько одинаковых машинок разных цветов – и в процессе игры показывать ребенку, что, мол, красная машина – вот, она стоит в гараже, а желтая едет по дороге, здесь её обгоняет синяя машинка, которая врезается в белую. Конечно, не стоит сразу перегружать малыша новой информацией, однако запомните простое правило: названия цветов должно всегда вертеться в разговоре, причем с четким указанием на предмет.

Что касается машинок, если у вас их очень много – можно устроить ещё одну обучающую игру, которая заодно научит малыша складывать после себя разбросанные игрушки. Из небольших коробок (если позволяет место) сделайте несколько разноцветных «гаражей». И попробуйте вместе с ребенком  разобраться, какая машина подходит к какому гаражу по цвету. Пусть поставит все красные машинки – в красный гараж, или хотя около него, а синие – в синий.

Такие же упражнения можно проделывать и, к примеру, с мячиками. Это  особенно просто в том случае, если у вас есть надувной «сухой» бассейн, заполненный разноцветными пластмассовыми мячиками. Рассыпьте мячи по комнате и попросите ребенка собрать в бассейн сначала все желтые мячи, потом – все зеленые, синие, красные… Проделывая это упражнение постоянно, вы заметите, как в бассейн после вашей просьбы будут попадать мячики исключительно нужного вам цвета.

Отлично, если ваш ребенок очень любит рисовать карандашами или фломастерами! Пожалуй, эти первые уроки изобразительного искусства могут стать лучшей базой для изучения цветов. Конечно, сейчас, пока ребенок  еще плохо умеет  держать фломастеры в руке, главным художником будете все же вы – но пусть и ребенок  принимает самое активное участие в рисовании! Предложите ему выбирать цвета фломастеров для рисунка. Например, попросите его принести желтый фломастер, потому что вы будете рисовать солнышко, а солнышко – желтое. Далее предложите ему нарисовать зеленую травку, выбрав перед этим маркер нужного цвета. При этом обязательно комментируйте все свои действия, описывайте рисунок и предметы, изображенные на нем.

Ещё одной игрой с фломастерами, которая поможет вам обучить ребенка узнавать базовые и производные цвета, станет подбирание колпачков к фломастеру по цвету. Снимите все крышечки и перемешайте их, после чего доставайте из кучки один фломастер и просите ребенка найти для него колпачок.

Следующая домашняя игра, наверное, больше подойдет для девчонок – ведь они так любят примерять мамин гардероб и подыскивать среди своих вещичек то, что, по их мнению, будет составлять гармоничный костюмчик. Прочитайте с малышкой сказку о Красной Шапочке, изучите картинки, и попросите детку найти среди вещей те, которые подошли бы к образу этого сказочного персонажа. То есть, попросту говоря, попросите ребенка одеться в ту же Красную Шапочку. Или же придумайте какую-нибудь интересную причину, по которой ребенок должен быть одет так же, как его мама или папа – пусть попробует подобрать что-то схожее по цвету и размеру.

Ну и, конечно, вы можете учить ребенка узнавать основные цвета, просто гуляя по улице. Если за окном – лето, тогда тренируйтесь на цветах. Дайте ребенку интересное задание: например, сорвать букет для бабушки, который состоял бы только из желтых цветочков. Потом задание можно усложнять: «заказать» крохе букетик для папы, состоящий их белых и синих соцветий. Осенью можно попробовать попросить ребенка показать среди желтых и красных листочков последние зеленые. Придумайте какую-нибудь завлекающую сказку: например, сколько он найдет зеленых листочков на кустике, столько раз вы отведете его в зоопарк. Ну а зимой очень хорошо получается учить белый цвет. Главное – не забывать подкреплять полученные знания ещё и дома, в процессе других игр.

Как видите, правильно обучить ребенка распознавать и называть цвета можно, и даже нужно. Стоит лишь приложить определенные усилия и запастись терпением. Потому что ничто не получается с первого раза, иногда нужно долго ждать, чтобы результаты обучения стали проявляться на практике. Однако, как бы там ни было, они все равно проявятся рано или поздно, ведь все мы выросли – и знаем цвета, вопрос стоит лишь в том, насколько быстро хотят обучить ребенка цветам именно родители.

Последнее замечание: если вы достаточно много времени уделяли обучению цветам, а результатов все нет, ребенок беспорядочно тычет пальчиком наугад и не попадает в нужные цвета – это повод обратиться к узким специалистам, так как есть малая доля вероятности, что у малыша может быть дальтонизм.

Дерзайте, занимайте с ребенком – и совсем скоро он будет знать все цвета, а ваша душа успокоится – ведь малыш не будет ни в чем отставать от сверстников, а кого-то, возможно, даже обгонит в развитии!



Предварительный просмотр:

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Каждому родителю известно, что игра выполняет важную роль в развитии маленького ребенка. При помощи игрушек малыш разыгрывает разные сюжеты, ситуации, придумывает сценарии, формирует свое воображение. После всего этого, со спокойной душой отправляется сладко спать, а убирать всех задействованных персонажей приходится взрослым.

Как же научить ребенка прибирать за собой комнату?

Показывать на своем примере

В первую очередь, чистота нужна родителям, а не ребенку. Поэтому не следует давить на малыша, насильно заставлять его убираться, или как-то пристыжать. Надо просто начать немного прибираться при нем. Возможно, что он сам захочет помочь. Если так и произошло, то нужно обязательно поддержать ребенка в его начинаниях, похвалить, и показать свою радость от его поступка.

Если ребенок не торопится присоединиться, а просто продолжает играть – не страшно. Настроение родителя должно оставаться спокойным, но энергичным. Можно ласково обратиться к малышу с просьбой, передать какой-нибудь кубик, затем машинку. Таким ненавязчивым способом, он начнет постепенно привыкать к участию в уборке.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Когда все эти действия станут для малыша комфортными, можно предложить ему прибраться вместе, не забывая о том, что основную работу должен делать взрослый. После того, как уборка закончена, нужно поблагодарить ребенка за его помощь и старания, а потом обратить его внимание на то, как в комнате стало чисто.

Как не превратить уборку в проблему?

Что делать, если ребенок неохотно убирается? В таком случае надо дать ему мотивацию для этого.

Например, напомнить, что если он быстро наведет порядок, то успеет посмотреть свои любимые мультфильмы перед сном.

Главное, никогда нельзя превращать уборку в наказание. Тогда, складывание игрушек не станет проблемой.

Пусть раскладывание вещей будет для ребенка нескучным и даже приятным занятием. Для этого можно создать подходящие условия:

  • Купить домик для игрушек, в котором каждая будет иметь свое место. Так ребенку будет интересно их раскладывать.
  • Приобрести или сделать своими руками яркий и красочный контейнер для игрушек, чтобы было приятно их туда убирать.
  • Предложить ребенку самому придумать, где и как будут располагаться его игрушки. Например, медвежонка он может положить на полку, а куклу посадить на стул. Для малыша это будет интересным заданием.

Если ребенок слишком увлекся игрой, можно предупредить его, что до уборки он может поиграть еще 10 минут.

Какой результат важен?

Главная цель – научить малыша получать удовольствие от наведения порядка, находить в этом процессе что-то приятное и интересное.


Всегда нужно говорить ему, какой он молодец. Даже если из-под кровати выглядывает ухо игрушечного зайца, или на полу остался незамеченный фантик — все равно нужно похвалить ребенка за его старания.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Со временем он обязательно научится делать все так, как нужно. Здесь надо проявить сдержанность и спокойствие. Не стоит говорить малышу, что он сделал что-то не так, указывая на его ошибки. Это может отбить у него все желание вообще заниматься уборкой.

Когда малыш подрастет, можно порекомендовать ему интересный способ самопроверки своей работы. Он заключается в том, чтобы ребенок сначала вышел из комнаты, а через какое-то время снова в нее вошел. При этом ему следует осмотреть ее оценивающим взглядом, как будто руководитель проверяет работу. Если вдруг найдены какие-то недочеты, то следует их устранить.

В итоге ребенок станет относиться к уборке как к легкому и естественному, интересному занятию. А результат будет радовать и его, и родителей.