Самообразование

Прокофьева Наталия Владимировна

Темы и материал по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм составления плана по самообразованию

   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  1. название темы
  2. цели
  3. задачи
  4. предполагаемый результат
  5. этапы работы
  6. сроки выполнения каждого этапа
  7. действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
  8. способ демонстрации результата проделанной работы
  9. форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• Формирование основ педагогического мастерства;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;



Предварительный просмотр:

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  1. Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  2. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  1. Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  2. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  1. Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  2. Включите современные взгляды на проблему
  3. Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  1. По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  2. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  3. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  4. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  1. Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  2. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  1. Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.



Предварительный просмотр:

Содержание вопроса

Не владею

Владею частично

Владею свободно


1.

Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения         

















2.

Владение педагогической диагностикой         

 

3.

Выбор типа занятия и темпа его проведения

4.

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)         


5.

Умение планировать учебно-воспитательный процесс         

6.

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

7

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

8.

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников         

 

9.

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению         

10

Использование здоровьесберегающих технологий

11

Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических,

- эстетических         

 

12

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

13

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников         

 

14

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом         

        

 

 

        

 

        

 

 

        

 

 

        

 



Предварительный просмотр:

Форма  представления результата работы над темой

*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

*Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытое занятие

*другое