Антонова Ирина Викторовна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верехина

 

«Проектирование инновационных педагогических технологий развития креативного мышления обучающихся»

 

Автор проекта:

Антонова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

                                                             2020г.

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Актуальность.

Проблема креативности является очень интересной и не до конца изученной.

Креативность представляет собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, жизненную позицию человека, это комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которые позволяют человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределённости, неполноты исходных данных и отсутствия чёткого алгоритма решения проблем.

По своей природе все дети – творческие личности, однако способность нестандартно, творчески мыслить необходимо развивать.

Система школьного обучения не содержит в себе специальные меры, направленные на развитие у детей креативности, продуктивного воображения. Во-первых, педагоги не знают основ психологии креативности, особенностей её формирования, развития, во-вторых, отсутствует методическое обеспечение для диагностики и развития креативности в образовательном процессе.

Младший школьный возраст представляет собой именно тот возрастной период, в котором дети проявляют свои способности. В этом возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, появляются личностные новообразования, формируется образ «Я».  Поэтому так важно в этот период воспитывать творческую личность.  Использование креативного потенциала ребёнка позволит повысить эффективность его деятельности, успешность его обучения.

Проблемой изучения креативности занимались Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, B.C. Юркевич, П. Торренс, Дж. Гилфорд, Ф. Баррон, А. Маслоу. В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, Л. Футлик. Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: развитие креативного мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель работы: обобщить опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности.

Гипотеза: предполагается, что развитие креативного мышления младших школьников способствует активизации познавательной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения.
  2. Выявить условия активизации познавательной деятельности через развитие креативного мышления.
  3. Обобщить  опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности.
  4.         Провести диагностику развития креативного мышления учащихся.

Теоретическая значимость проекта определяется выбором основных положений и определений, на которых базируется данное исследование в условиях школьного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования заключаются в том, что подобранный материал  может быть использован в образовательном процессе, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования адекватной самооценки у младших школьников.

В решении данной проблемы учителю эффективно использовать комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать свое «я». Такие творческие задания можно выполнять на занятиях риторики, чтения, обществоведения.
Различные виды творческих заданий способствуют обогащению словарного запаса младших школьников, который продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения.

Можно выделить следующие виды работ, способствующие развитию креативности у младших школьников.

  1. Жесты и мимика как неязыковые средства выразительности устной
    речи.
  2. Творческое сочинительство.
  3. Сочинение.
  4. Работа со словарём.
  5. Развивающие игры-задания.
  6. Стихотворчество.

Можно выделить следующие методы, направленные на развитие креативности у младших школьников.

  1. Метод проблемной ситуации.

Объясняется переходом от умозрительного рассмотрения мышления к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные обществом проблемы. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования искусственно стимулирует мыслительный процесс, но в то же время ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.

2.Метод ассоциативной теории креативности. Основоположник метода Медник, который считал, что чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление.

3.Метод мозгового штурма. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака.

  • Как достать козе капусту, если огород сторожит собака.
  • У меня из кармана выпало яблоко и…

4.Метод аналогии. Цель метода состоит в представлении незнакомого знакомым, а привычного чуждым.

В основании такой работы лежат 4 типа операций:

1. Эмпатия. 2. Прямая аналогия. 3. Символическая аналогия.

4. Фантастическая аналогия..

4. Метод каталога. Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге.

5. Метод контрольных вопросов. Он предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают.

Используя на уроках предложенные методы, можно добиться повышения показателей креативности школьников, развития у них нестандартного мышления, формирования необычных идей, творческого воображения.

Заключение

Креативность – это уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса её психологических характеристик.

Креативность не является единичной способностью, она представляет собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общую жизненную позицию человека. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которые позволяют человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределённости, неполноты исходных данных и отсутствия чёткого алгоритма решения проблем.

Младший школьный возраст является возрастом, в котором дети проявляют свои творческие способности.

Период обучения в начальной школе является важнейшим в приобщении к творчеству. Психическая деятельность ребёнка, познающего окружающий мир, носит креативный характер, но не является творчеством.

 Предполагаемые результаты проекта

  • повышение качества знаний;
  • увеличение числа участников, лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов;
  • интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся;
  • разработка программы дополнительного образования «Компьютерики», способствующей формированию креативного мышления;
  • положительная динамика уровня креативной деятельности;
  • положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне

Выводы.

Инновационные технологии, методы и приёмы обучения способствовали развитию креативного мышления обучающихся.

Доказательство: активное участие и победа в олимпиадах различного уровня, конкурсах.

1. Метод контрольных вопросов Еще древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. Метод контрольных вопросов – метод, обобщающий опыт решения определенного типа задач, реализуемый в виде вопросов или советов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи. Контрольные вопросы направляют, подсказывают разные пути поиска решения проблемы. Методы контрольных вопросов разделяют на универсальные, предназначенные для решения разнообразных задач, и специализированные – для конкретного класса задач. Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов

  1. Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха и говорит: «Баба Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Наполеон*. Идет девушка, посмотрела и говорит: «Василиса Прекрасная». Что это такое?
  2. Интервью с близнецами: «Вы братья?» - «Да!» — «Родились в один день?» — «Да!» — «Вы двойняшки?» — «Нет». — «Почему

Задавая вопросы – Кто, что, где, когда, почему, как?
Мы расширяем индивидуальное видение проблемы и восприятие возможностей.

Сначала приведены "классические" примеры, а в конце решения некоторых задач.
Предложим возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.

Метод мозгового штурма Примеры: 
1. Как спасти бездомных собак от голода?
2. Как можно измерить длину всех ужей на земном шаре? 
3. Каким образом можно обезопасить абсолютно всех пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?
4. Как спасти людей на улицах от невыносимой жары?
5. Как сделать так, чтобы никогда не ссориться с родителями?
6. Как можно спасти маленького медвежонка, который плывет на льдине по реке в ледоход?
7. Чем можно рисовать на стене?
8. Если тебе необходимо размешать сахар в бокале с кипятком, а у тебя нет ложки. Какие действия ты предпримешь?
9. Что произойдет в таком случае, когда слоны станут такого же размера как синие киты? (Высота слонов может достигать 5 м, а вес до 4,8 т, а длина китов достигает 32 м, а вес более 120 т.) 
10. Что произойдет, если у кенгуру в восемь раз увеличится длина ног?
11. Придумайте свой город будущего.
12. Что произойдет, если уничтожить всех лис?
13. Что произойдет, если в морях истребить всех дельфинов?
14. Придумайте млекопитающий с необычайными свойствами
15. Как спасти зайцу своих зайчат от хитрой лисы?
16. Как можно поздороваться с человеком?
Задачи:
1. Вы уезжаете с родителями на в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?
4. Перед вами стоит задача почистить изнутри извилистую трубу. Какие будут ваши действия?
5.попробуйте придумать какое-то свое, еще никому невиданное явление природы. Как можно себе помочь фантазировать?

Ответы на задачи:
1. Сразу понятно, что есть необходимость сделать предварительное действие и лучше всего использовать различные совместные приемы.

Можно попросить своих соседей иногда заходить и поливать их; поставить цветы в блюдце с водой; набрать небольшую бутылочку с водой, перевернуть ее и воткнуть в землю; отнести цветы родственникам или соседям; накрыть цветы банками, создать парниковый эффект; раздарить все цветы.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов