Конспект урока на тему "Воздушное питание растений. Фотосинтез"

Шевцова Оксана Юрьевна

Урок на тему "Фотосинтез"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двое правят жизнью на Земле – Красное солнышко и Зелёное зёрнышко.

Слайд 2

Питание-это Какой орган растений обеспечивает почвенное питание? К неорганическим веществам относятся- К органическим веществам относятся- Клетка- это Чем живое отличается от неживого? Функциональная и структурная единица всего живого Процесс получения организмом веществ и энергии Корень Вода и минеральные соли Белки ,жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты Биологический диктант: Питается, дышит, размножается, рост и развитие, раздражение, обмен веществ, выделение

Слайд 3

Воздушное питание растений. Фотосинтез.

Слайд 4

Вывод: в листьях образуется крахмал

Слайд 6

Опыт 1. Опыт 2 .

Слайд 10

1742 - 1786

Слайд 12

Биологическая задача: Исправьте ошибки. Здравствуйте, юные биолухи ! С приветом к вам Алёша Перепуткин . Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом

Слайд 13

Животные и фотосинтез Эвглена зеленая (лат. Euglenophyta )

Слайд 14

Морской слизень (лат. Elysia chlorotica ) «восточная изумрудная элизия» . Животные и фотосинтез



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Питание растений. Фотосинтез»

         При  изучении биологии в школе, как и многих других естественно - научных дисциплин, особенно важно понимание учениками определенных процессов и явлений. На основе таких знаний строится  изучение ребенком школьной биологии.  Одним из таких процессов является «Фотосинтез».  

          Данная методическая разработка предназначена для учителей биологии, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка урока биологии в 6 классе по теме «Фотосинтез - воздушное питание растений». Описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога.

        Урок изучения нового материала состоит из  постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

       Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.

Возраст обучающихся:  12 лет

Продолжительность: 45 минут (учебный час)

Цель урока:  Раскрыть особенности воздушного питания растений;  показать планетарное и эволюционное значение  процесса фотосинтеза 

Задачи:

  • расширять представления о питании растений;
  • показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;
  • прививать практические умения и навыки проведения опытов и наблюдений;
  • подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Форма: урок изучения нового материала.

Основные знания и компетенции:

  • Личностные: иметь представление о ходе научного познания, приобретать новые знания об уже знакомом предмете - листе растения;
  • Метапредметные: регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;
  • познавательных УУД: умения выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания;
  • коммуникативных УУД: умения пользоваться полученными знаниями и участвовать в продуктивном учебном диалоге;
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
  • Предметные: знать условия протекания фотосинтеза и его результаты, знать историю его открытия, уметь выявлять приспособления растений к фотосинтезу.

Методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуал наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Необходимые условия для проведения мероприятия: учебный кабинет,  который оборудован  мультимелийным проектором или интерактивной доской.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Фотосинтез», лабораторное оборудование, комнатные растения, учебник Н.И.  Сонин В.И. Сонина «Биология. 6 класс».

Методические советы на подготовительный период:

  1. За  неделю до урока дать индивидуальные задание учащимся по теме урока.
  2. За день  до урока подготовить раздаточный материал. (Приложения)

Источники информации:

  1. Открытые образовательные ресурсы Интернет.
  2. учебник Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. «Биология. 5 - 6 класс».

Ход урока:

  1. - Приветствие

Учитель отмечает в журнале отсутствующих

Мотивирует учащихся к учению.

 Чтобы легко было проанализировать свою работу на уроке, объективно поставить себе отметку за урок, предлагаю по ходу урока заполнять оценочный  лист. На каждом этапе урока оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку.

- Сейчас мы проверим на сколько хорошо Вы усвоили тему прошлых уроков.  2. - Я предлагаю провести биологический диктант. (Слайд 1)

Давайте проверим ваши работы. Обменяйтесь с соседом по парте и сверьте ответы  с ответами на слайде.

3. Все вы ,наверное, слышали следующие поговорки:

  - Волка ноги кормят;

  - Сытый голодному не товарищ;

   - Голод не тетка.

 Слышали? Что они означают?

Значит,  какой признак живого мы  изучаем?

Вы уже знаете, что из почвы растение получает неорганические вещества и на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием, где главный орган –корень. Но растению, как и любому живому существу нужны и органические вещества. А откуда они их берут? Как же называется, процесс питания растений происходящий в побеговой части? Отгадайте ребус (Прил. 3.)

Итак, наша тема сегодня…(Воздушное питание. Фотосинтез).

За фотосинтез,  отвечает лист растения.

4.  Что сегодня на уроке мы должны узнать? Где? Т.е . в какой части растения образуются органические вещества? Из каких веществ? 

При каких условиях в растения образуются органические вещества? (учитель вопросы  записывает на  доске).

 Первый вопрос. Где?  Лист. Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные  

лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.

Учитель: А можем мы с вами  проверить и обнаружить , в листьях  крахмал?

ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО ВЕЩЕСТВА МЫ СМОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ?

Йод.( раствор йода). Давайте нанесём раствор йода на лист  герани.

Учитель вызывает ученицу( пипетка и  йод на столе) салфетка..

Что должно произойти с раствором йода?

Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?

Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?

Какие изменения произошли?  ( посмотреть под микроскопом)

Ученик: Никаких.

Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?

 Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.

Вопросы классу

-Чем обусловлена  зеленая  окраска  листа? ( хлорофилл)

- Где в клетке содержится хлорофилл ?( в хлоропластах)

Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.

А как это осуществить расскажет Соня, которая дома  вместе с мамой  провели этот опыт.

(Выступление Сони)

Учитель: Как изменилась окраска листа? О чем говорит  появление синей окраски при обработке  листа  йодом?

Вывод: Действительно в листьях   образовался крахмал.

С первым вопросом мы разобрались.

Но у нас остались еще два вопроса:

Из каких веществ образуется сахар и крахмал?

При каких условиях?

Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас на столах карточки  с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и расскажите  о своих результатах и выводах остальным. И в конце  наших  исследований  каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе-  . Тогда мы сможем заполнит  схему  процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза». Которая отражает как протекает этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями )

« ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»

На работу  вам отводится 2 минуты. Вы работаете в группах , Обращаю внимание на необходимость взаимного  уважение  и умение выслушать  чужую точку зрения, и  хочу напомнить , что в лабораториях всегда достаточно тихо.

Приложение №1 « Задания для лабораторий»

Лаборатория №1 (слайд)

Кто из сотрудников выступит от вашей лаборатории.

Вывод к которому вы пришли ,сравнив результаты опытов?

Вывод: На свету в листьях образуется крахмал.  В темноте -  не образуется крахмал.

При каком условии образуются органические вещества? Какое же условие необходимо для образования  орг. веществ? Свет ( запись на доске)

Лаборатория №2 ( слайд)

Как прошли ваши исследования?

Возможные доп.вопросы. Чем отличается лист герани от листа колеуса?

Какой вывод сделала ваша лаборатория?

Вывод:

Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл,  только при наличии света.

Итак, какое 2 условие необходимо для  протекания процесса фотосинтеза? (хлорофилл хлоропластов)

Лаборатория №3 ( слайд)

Пожалуйста ,3 лаборатория. Какой газ поддерживает горение? При каких условиях проводился опыт?( обр. вним. На усл .на доске)

Вывод: Зелёные растения на свету выделяют кислород.

Происходит ли при этом процесс фотосинтеза?

Лаборатория №4

У вас было интересное задание.

Ответ ученика. (поглощается углекислый газ)

Вопрос классу.

Учитель :В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.( слайд)Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород?

Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только на свету.

Т.е когда протекает процесс фотосинтеза.

 Растения  в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород.

Учитель. У нас остался  нерешенным  последний вопрос.

Из  каких веществ в листьях образуются  крахмал?

Какое вещество необходимо для образования сахара и крахмала?

Ученик: Углекислый газ( запись на доске)

И еще необходима вода.

Откуда растение получает воду?

Мы ответили на все вопросы , а теперь самое время поработать со схемой.

 Заполните пожалуйста схему.( на эту работу даю вам  2 минуты)

Ученики  от каждой лаборатории выходят с листочками  и демонстрируют свои результаты.

Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок. Упомянуть  О необходимости воды.

Вода + углекислый газ                 органические вещества (сахар, крахмал) + кислород

                             Свет, хлорофилл

 Учитель: Исходя из схемы, какое   определение процесса фотосинтеза  вы  

можете  предложить? Можем вместе.

Фотосинтез - это процесс…… у с 150

Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных  листьях растений растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Учитель( поясняет):Фотосинтез может протекать не только в листьях . но и в других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащиххлорофил.

Каков главный результат этого процесса?( схема на доске){92220EFA-0342-46ED-AC0B-A3083461F6C1}

Рассказ учителя по схеме (на слайде)

Опыты показали ,что сначала в растении образуется сахар, затем крахмал, образовавшийся крахмал под действием особых веществ превращается в растворимый сахар

И транспортируется  из листьев по всему растению. Органические вещества , которые вырабатываются в процессе фотосинтеза  нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа  будет получать растение , тем больше органических веществ оно будет образовывать. В некоторых тканях растения растворимый сахар вновь становиться крахмалом и может откладываться прозапас например в клубнях картофеля.

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

Задание в парах . Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?

(Приложение№2) 1. Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

А могут ли животные осуществлять такой процесс. (Сообщения учащихся. См. Приложение)

Итог урока: рефлексия.

Лаборатория №2.

Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод.

Опыт с растением колеус.

Вопросы:1. При каких условиях  был проведен опыт?

2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет, а какая часть осталась желтой ? О чем говорит появление синей окраски?

3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?

Объясните  результат опыта и сделайте вывод.

Вывод: __________________________________________

              _______________________________________________________

               _______________________________________________________

При ответе не забудьте  прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!  Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!  

Лаборатория №1

Задание. Рассмотрите опыты с растением герань ( пеларгония) и сделайте вывод.

Опыт №1             Опыт с геранью

Опыт №2                    Опыт с геранью

Отсутствие света

Сравните результаты опытов и сделайте вывод.

Вопрос: Отличаются  ли условия проведения первого и второго опыта?

Вывод:__________________________________________

_________________________________________________

___________________________________________________

При ответе не забудьmе  прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!  

Лаборатория №3

Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на освещенных листьях появятся пузырьки газа. Соберали пузырьки в пробирку, затем опустили в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит. Какой вывод из этого следует?

Вывод: ______________________

_______________________________________

___________________________________

______________________________________

При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!  

Лаборатория №4

Задание. Рассмотрите опыт. Ответьте  на вопросы и сделайте вывод .

Природа любит загадывать загадки. С одной из таких загадок  столкнулся  английский химик Джозеф Пристли. В 1771 году  он провёл оригинальный и смелый эксперимент. Он посадил на подоконник двух мышек и плотно прикрыл их стеклянными колпаками. Через некоторое время одна из мышек погибла, а вторая продолжала жить. И мышки были одинаковыми, и колпаки.

Вопросы: 1.Как вы можете объяснить результат опыта ?

2.Почему погибла первая мышь?

3.Изменился ли состав воздуха  под колпаком 2- ой мыши?

Вывод: ______________________________________________________

              ______________________________________________________

                _____________________________________________________

               ___________________________________________________

При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!