Конкурс Учитель года -2017

Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

В этом учебном году я участвую в конкурсе Учитель года -2017

Мастер -класс по ссылке https://youtu.be/s266xi2E7oo

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - учитель". 30.46 КБ
PDF icon metodicheskoe_portfolio_zinnatullin_r.a.pdf1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Я-учитель»

«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему.

Он - скульптор, но его труда никто не видит.

Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.

Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?

Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.

У каждого человека есть свой ПУТЬ, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.

Я стал учителем!  Я выбрал эту профессию, потому что хотел быть полезным людям,  хотел быть рядом  с детьми. И я связал свою жизнь со школой        !

Школа…,Здесь есть  радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди - наши дети.

Каким же был мой путь в педагогику? Я могу сказать,что он не был простым. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрал этот нелёгкий путь. Мою судьбу определили окружающие меня люди и обстоятельства: это мои школьные учителя, это советы моей тети Сайфутдиновой Равили Абраровны. Равиля Абраровна для меня была кумиром, эталоном человечности, профессионализма, широкого интеллекта, интеллигентности.
Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Я испытывал постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делился этим.

Да, тогда,в далеком 1986 году,когда я закончилУльянковскую среднюю  школу, я знал одно: мне нравится наука-биология. Кем же  мне быть? Какговорится, «сто дорог-одна твоя». И из этих ста дорог меня влекла дорога познания, дорога служения детям. После некоторых раздумий я подал документы в КГУ.Но экзамен по математике оказался для меня слишком сложным, и я снова вернулся домой. Валентин Михайлович Мареев, директор Ульянковской средней школы, пригласил меня поработать в родную школу вместо  ушедшей в декретный отпуск учительницы Нины Александровны. И я без раздумий согласился. Меня тянуло в этот удивительный мир детских глаз и улыбок. Школьный звонок оказался для меня звонком в жизнь. Проработал в школе до мая 1987 года.А потом я на время покинул школьный класс: меня звал долг гражданина Отечества . И в мае  я ушел на службу в ряды вооруженных сил Советского Союза. В Советской Армии проводился профессиональный отбор. Мои склонности определили по химической специальности. 6 месяцев я обучался военному делу в ракетных войсках стратегического назначения. В армии мое желание быть учителем стало еще крепче, кроме того родители в деревне полагались только на меня, потому что кроме меня у них не было других детей.

В 1989 году после службы я решил поступить  в Казанский педагогический институт на естественно-географический факультет на отделение биологии и химии. В 1994 году окончил вуз и начал работать в Чечкабской неполной средней школе учителем биологии и химии, где проработал 19 лет. После изменения статуса школы перешел работать в Б. Подберезинскую СОШ на ту же должность. В этой школе я работаю уже    ? год.

Школа- это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперёд.

 Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни.   Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития. 

В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

• Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

• Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

• Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

• Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

• Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.

Обучая детей биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит, в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель – это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе.

Сложно и тонко устроена душа ребёнка, но прост ключик к ней – он называется любовью. В этом слове всё: и уважение, и понимание, и принятие, и прощение… 

 Моя миссия учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку разобраться в себе, найти себя. «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими», утверждал  Константин Кушнер. В этих словах я и вижу свою миссию учителя. Самое главное, на мой взгляд, - не бояться видеть в учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам разрешить ребенку иметь свои собственные чувства, свой собственный взгляд на мир. Только так мы, учителя, сможем стать настоящими помощниками ребенку. И мы должны быть рядом с ним!

Учитель – это призвание, самая почётная и благородная профессия. Труд учителя требует огромного количества сил, знаний, опыта, терпения, но самое главное – любви к детям. Учитель становится другом и наставником, «болеет» за судьбу каждого своего ученика. От учителя зависит то, каким видят его ученики окружающий мир, с какими знаниями они войдут в этот мир после окончания школы. Учитель помогает каждому ученику раскрыть свои способности, развить свой творческий потенциал, стать личностью и достойным гражданином своей страны, чувствующим ответственность не только за свою жизнь, но и судьбу близких и родных, за Родину, её благополучие и процветание.

Я считаю, что очень важно суметь  учителю оставаться актуальным в своей профессии, успевать следовать за изменениями  в жизни. Мы сталкиваемся с такими чертами современного мира как неопределенность будущего, отсутствие канонов в культуре и искусстве, множественностью культур, стремительным развитием технологий, динамичным изменением жизни в целом. К нам приходят ученики, для которых происходящее на экране планшета порой реальнее, чем живое слово учителя в классе. Ученики, которые смотрят на учителя не снизу вверх, как это было еще  десятилетие назад, а как на равного партнера. Сегодня на смену культу успеваемости и дисциплины приходит ориентация на личность с её притязаниями на своё место в новом мире.

Я считаю, что основной целью обучения химии и биологии в школе является развитие и воспитание у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений и ценностных ориентаций, положительного отношения к самостоятельному добыванию знаний, в том числе и к предмету химия, стремление к достижению взаимопонимания людей, относящихся к различным культурам. Всему этому способствуют применение современных технологий, обновление содержания образования, разнообразие методического обеспечения и учебных программ современной школы.

Перед учителем встает вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать? Необходимо не только научить, а помочь ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания.  

 На своих уроках я применяю некоторые личностно-ориентированные технологии обучения. Во-первых, это игровая технология, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку. Во-вторых, это  проектная технология, которая дает ученикам возможность к свободному творчеству и самовыражению, опираясь, тем не менее, на освоенный учебный материал. Мои ученики выполняют проектные работы по окончании каждой крупной темы. И поверьте, во время презентаций этих проектов я сам узнаю немало нового. В-третьих, это технология обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Очень хорошо вписываются  в урок сингапурские технологии . Также я использую на уроке элементы технологии развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а учитель создаёт ситуацию поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза (неважно, верная или нет) рассматривается как важный шаг на пути к результату.

Использование информационных технологий – это еще один неотъемлемый аспект деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют границы его педагогической культуры, позволяют быть на одной волне с учениками. Я широко использую ресурсы интернета, подбираю нужную для урока цифровую информацию: видео- и аудио- материалы, упражнения и презентации. 

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства современного учителя.

Современный учитель – человек большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств, умение находить к каждому ребёнку свой подход, свой ключ: одному дать дельный своевременный совет, с другого спросить строго, к третьему  подойти по-матерински ласково.

.Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш.Амонашвили : «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». 

Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Именно слова Шалвы Александровича Амонашвили и стали ориентиром на выбранном мною пути учителя, стали основой моей педагогической философии. 

Учитель, на мой взгляд,- это человек, который может повести за собой детей, человек,способный проникнуть в мир детей, понять, поддержать в нужную минуту, оказать помощь, не ожидая благодарности.Мною составлен личный нравственный кодекс, приоритетные законы которого в общении с учащимися я сформулировал так:

- самый верный друг и самый строгий судья – совесть;

-слукавишь раз – лишишься доверия;

-влюблённость в Истину обязательна;

-ребёнок – личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.

 Главным ориентиром в педагогической деятельности стали слова В.А.Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии.

Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти.

Если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Но если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».                                                                      

Учитель должен не только учить детей, он должен создать условия, при которых дети сами будут хотеть учиться, добывать знания. Учить через проблемные ситуации, экспериментально дойти до каждого элемента знаний на основе собственных опытов. И я люблю экспериментировать, открывать новые знания, я считаю, что детям нужно создавать мотивацию. Это заставляет их умискать, находить новые знания,приобретать навыки. ».

 

Я считаю, что воспитание детей должно быть на первом месте. Воспитанный человечек сможет вырасти в достойного члена общества. У детей должно быть внутреннее стремление к совершенству, они должны стремиться стать лучше. Только так возможно демократическое, цивилизованное общество. Среда, в которой растет ученик, становится его частью. Большим воспитательным потенциалом в воспитании являются национальные традиции, опыт поколений. Традиции воспитывают лучше, чем 1000 слов. Домашние традиции семьи,  поведение родителей откладывают большой отпечаток на  характер ребенка, на формирование его мировоззрения, культуры.

В современных условиях важно привить детям умение находить новые способы действий, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность и  ориентироваться в потоке научной информации, перерабатывать её, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.                                      

Я люблю этот мир, я вижу  в людях только хорошие качества. Я уважаю людей, говорящих правду, не люблю приспособленчества, подхалимства. Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент, я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества как твёрдая уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутренняя самодисциплина. Размышляя о сути нашей учительской профессии, я понял, что хорошим  педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой, к совершенствованию себя не только как профессионала, но и как личности.

Я глубоко убежден в том, что успех – это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий,

Я выбрал профессию педагога, а это значит – взял на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, воспитателем, учителем.

Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что, все-таки, моя профессия – лучшая в мире!

Без учителей, нельзя стать ни хорошим врачом, ни юристом, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я  счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра  я опять иду в школу.  И жизнь продолжается…


Предварительный просмотр: