Работа с одаренными детьми

Бекетова Жанна Викторовна

В данном разделе представлены современные технологии работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл одаренные дети28.24 КБ
Office presentation icon kraevedenie_viktorina.ppt1.81 МБ
Office presentation icon metod_issledovaniya.ppt702.5 КБ
Файл rekomendacii.docx28.1 КБ
Файл internet.docx12.55 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с одаренными детьми на уроках истории.

                                              Ж.В.Бекетова, учитель истории Староказинского филиала

                                              МБОУ «Новоникольская СОШ»

Аннотация

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории  с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.

Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. /6.С.67-68/
  Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования: индивидуально-дифференцированный подход, метод проектов, инновационные технологии. В данной статье приводятся практические советы использования  современных технологий в работе с одаренными детьми.

 Организация работы с одаренными детьми на всех этапах обучения истории: основополагающее условие для реализации возможностей каждого ученика.

 Проблема развития одарённости  в нашей школе стала наиболее актуальной  в последние годы, когда были созданы условия для максимального развития учащихся, и возникла необходимость выявления их способностей. Именно в это время мы  начали искать возможные формы и методы работы с одарёнными детьми, имеющими высокий уровень учебных возможностей. Методы традиционного обучения оказались недостаточными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на саморазвитие. Будучи уверенными в том, что способность к самосовершенствованию может формироваться только в творческом процессе, мы определили следующие основополагающие условия для реализации возможностей каждого ученика:

  1. - создание развивающей среды для реализации возможностей каждого ученика;
  1. - погружение ученика в исследовательский поиск.
  1. - наличие творческого потенциала самого учителя, его собственная одаренность.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. /5.С.125-126/

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.

- Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.

 Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. 
2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе:
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль  за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся?  Эффективность урока зависит от целого ряда факторов.
   Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

   Чтобы разнообразить учебные занятия, я обычно использую различные формы урока, например, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы , как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического  характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

 Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания. Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: кроссворды, написать эссе, синквейн, сопоставительные таблицы и др.

- Метод проектов.

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность я, расширять их знания по предмету. 

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством, систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация. Тематика проектов в последние годы разнообразна: «Исследование изменений состояния административной системы в России: «Табель о рангах» как начало бюрократизации системы», «Россия и Кавказ: история взаимоотношений на примере кавказской войны 1817-1864 гг.»,«Стояние на реке Угре в 1480 году: объективные предпосылки падения ордынского владычества», «Воспоминания участников Великой Отечественной войны – наших земляков как источник исследования», «Святые женщины России», «Сопоставительный анализ  Великой французской революции и Великой российской революции».


- Применение инновационных технологий в преподавании истории.

1. Информационно-коммуникационные технологии. 

Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Мне, как учителю истории, очень удобно использовать на уроках сеть Интернет. Например, по истории российской культуры можно эффективно использовать различные материалы Интернета. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная, …). Правда при этом приходится обрабатывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений.
И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:


  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

  3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

  4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель - предметник и учитель информатики.

2. Проблемное обучение, кейс-технологии.

В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. 

В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры: «Выборы в Государственную думу», «В рыцарском замке», «Индустриальная революция» и др.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе,  я должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Суть кейс-метода (Case study)
  в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы./ 4. С.21-22/

Кейс – это:

  1. Кейс - это описание реальной ситуации.
  2. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
  3. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
  4. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
  5. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения. 
Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Материалы для создания кейса:

  1. Проблемные реальные ситуации
  2. Интересные исторические факты
  3. Литературные источники

Сценарий организации занятий:

1. Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока

2. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.
  2. Описание ситуации.
  3. Информационный материал.
  4. Глоссарий.

3. Основной (аналитический) этап.

  1. Вступительное слово учителя;
  2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
  3. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
  4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
  5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

4. Итоговый этап.

  1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
  2. обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации;
  3. оценивание учителем учащихся.

Мной разработаны кейс-портфели на темы: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Отечественная война 1812 года», «Первая мировая война», «Гражданская война». Приложение 1.

Таким образом, условия успешной работы с одаренными детьми зависят от следующих принципов:

  1. Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор;
  2. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  4.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  5.  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  6. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Список использованной литературы и источников. 
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 
2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 
3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40. 

4.Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство      для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44

5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания//

6.Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 
7. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

конкурсная программа индивидуального первенства ( старшая лига)

Слайд 2

Чьё имя носит Тамбовская областная универсальная научная библиотека? а) А.С. Пушкина; б) М.Ю. Лермонтова; в) Г.В. Державина; г) С.А. Есенина.

Слайд 4

Дом-музей какого из знаменитых Герасимовых находится в городе Мичуринске Тамбовской области? а) Александра Михайловича – художника; б) Евгения Николаевича – писателя; в) Михаила Прокофьевича – поэта; г) Сергея Аполлинариевича – драматурга, кинорежиссёра

Слайд 6

Какая известная картина написана А.М. Герасимовым в его усадьбе, что в городе Мичуринске Тамбовской области а) «Гимн Октябрю»; б) «Ленин на трибуне»; в) «Мокрая терраса»; г) «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках».

Слайд 8

В каком городе Тамбовской области функционирует картинная галерея, крупнейшая в России среди городских картинных галерей? а) Тамбов; б) Мичуринск; в) Кирсанов; г) Моршанск

Слайд 10

Что представляет собой монумент «Тамбовский колхозник», установленный в городе Тамбове? а) Трактор; б) Мужик-пахарь; в) Танк; г) Самолёт.

Слайд 12

О волк губернии Тамбовской! Среди раскидистых древес Ты, будто страж земли отцовской, Обходишь всенощно свой лес. Назовите автора этих известных строк: а) Г.Р. Державин; б) М.Ю. Лермонтов; в) В. С. Высоцкий; г) Д.А. Пентегов.

Слайд 14

7 Что изображено на гербе города Тамбова ? а Гнездо; б) Улей; в) Муравейник; г) Скворечник

Слайд 16

Сколько золотых пчёл на гербе города Тамбова ? а) Три; б) Четыре; в) Пять; г) Шесть.

Слайд 17

Какого музея нет (или пока еще нет) в городе Тамбове? а) Музей Волка; б) Дом-музей Г.В. Чичерина; в) Музей истории медицины; г) Музей истории пчеловодства.

Слайд 19

Что изобрёл знаменитый уроженец нашего края Александр Лодыгин? а) Лазер; б) Лампочку накаливания; в) Паровоз; г) Танк.

Слайд 21

Сколько шестёрок в дате основания города Тамбова? а) Одна; б) Две; в) Три; г) Четыре.

Слайд 23

а) Томбов; б) Тонбов; в) Тамбог; г) Тутбов. Каково было первоначальное написание имени города Тамбова?

Слайд 24

Мордовское слово «тонбо». Что означает это слово в переводе на русский? а) Яма; б) Омут; в) Холм; г) Волк.

Слайд 26

Какое из музыкальных произведений Василия Ивановича Агапкина является гимном Тамбовской области? а) «Прощание славянки»; б) «Волшебный сон»; в) «Любовь музыканта»; г) «Голубая ночь».

Слайд 28

Чем занимался И.В. Мичурин? а) Садоводством; б) Лесоводством в) Пчеловодством г) Бахчеводством

Слайд 30

В состав какого экономического района России входит Тамбовская область? а) Центрально-Чернозёмного ; б) Поволжского; в) Волго-Вятского; г) Уральского.

Слайд 33

а) Трудолюбие; б) Коллективность в своей деятельности; в) Бережливость; г) Воинственность. Что НЕ олицетворяют собой пчёлы на гербе Тамбовской области?

Слайд 35

Каков старинный девиз тамбовского герба? а ) Ото всех вдалеке; б) Ото всех затворено; в) Всем рад; г) Всем места хватит.

Слайд 37

Какой климат в Тамбовской области? а) Резко континентальный; б) Умеренно континентальный ; в) Субтропический; г) Морской.

Слайд 39

Благодарю за игру!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рекомендации учащимся  5-6  классов  и  их  родителям 

 Рекомендации по работе с текстом учебника  на уроке истории и

при подготовке домашнего задания.

 

             Одна  из главных форм работы на уроке общественного цикла - это работа с текстом. Учебными текстами могут быть: исторические документы и  авторский текст (например, учебник). Как своеобразный текст, несущий в себе определенную историческую информацию и субъективное прочтение автором этой информации,   можно расценивать и  иллюстрации. При этом важно помнить, что любой текст - это " произведение другого", т.к. он создан другим человеком, в другое время, при других обстоятельствах,  и поэтому он  обязательно должен быть максимально воспринят и осознан  учащимся. Сделать это можно при помощи системы  разнообразных заданий.

            Осознанному освоению учениками  любого   прочитанного текста способствует, например,   прием  объяснительного чтения, который подразумевает чередование чтения с разъяснениями и дополнениями прочитанного.

Уже в 5 классе детей обязательно надо учить находить в тексте фактический материал: имена, даты, события, факты,  подтверждающие или опровергающие какое-либо утверждение учителя (прием поиска доказательства).

Пятиклассники должны уметь найти в тексте ответ на вопрос учителя, а также  самостоятельно отвечать на конкретные вопросы, избегая при этом  главой ошибки - пересказа текста параграфа.

 Очень полезным является прием чтение с пометками. Работая с текстом, пусть очень простым, ученик  учиться делать на полях пометки, которые потом может использовать при устном ответе. Задания при чтении с пометками  могут быть самыми разными.  Это может быть поиск  конкретных фактов и доказательств, в том числе известных ученику ранее и новых для него, тех, которые кажутся ему бесспорными и сомнительными; причин и последствий; аргументов, с которыми ученик согласен или не согласен и т.д. 

Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом - это   составление к нему  плана.

 

ПАМЯТКА  по работе с текстом учебника (для учащихся 5 – 6 классов) 

1.  Внимательно прочитай название параграфа.

2.  Чтобы составить общее представление о теме, прочитай сначала весь параграф.

3.  Прочитай вслух вопросы, на которые тебе надо ответить (они даются после параграфа)

4.  Внимательно прочитай еще раз каждый раздел параграфа, но теперь:

А) обращай  внимание на название каждого раздела (в нем содержится  главная мысль)

Б) отмечай простым карандашом готовые ответ на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.

 В) подчеркни  (или выпиши в блокнот) непонятные слова, встречающиеся в тексте.

5.  Выясни при помощи словаря значение непонятных слов.

6.  Устно ответь на заданный вопрос несколько  раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа.

7.  При чтении параграфа не пропускай выделенные тексты.

 ПАМЯТКА по составлению плана к параграфу по истории (для учащихся 5 – 6 классов) 

 Цели составления плана:

1)   систематизация информации

2) отработка четкости формулировок

3)   развитие зрительной памяти.

  1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и  указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается).
  2. План может быть:

Простой (Название каждого раздела  параграфа записывается под соответствующим порядковым номером).

Сложный (развернутый) К каждому разделу параграфа составляется свой уточняющий его план                           

  Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию.

Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого  используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование требует специальной предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Ученые считают, что не только предметная подготовленность является залогом успеха, но повышают эффективность подготовки к экзаменам и психотехнические навыки при обучающем тестировании, что позволяет более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Учебные тестирования и тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл на едином государственном экзамене. Во время обучающего тестирования у школьников формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не тратит время на понимание инструкции к тестовым заданиям, что позволяет ему сосредоточиться на содержании задания и подготовке ответа на вопрос.

Основную часть работы по подготовке школьников к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ желательно проводить на ранних стадиях обучения, не столь эмоционально напряженных. Отрабатывая с младшей школы требования к заполнению бланков ответов, работу в условиях фиксированного времени, подготовку ответов на задания разной формы, учителя могут значительно увеличить успешность выполнения выпускниками экзаменационных работ ЕГЭ.

Советы учителям и родителям при подготовке выпускников к ЕГЭ.

На едином государственном экзамене оценки выпускников являются комплексным показателем совместной деятельности учителей, учащихся и их родителей. Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения учителей и родителей на этапе подготовки выпускника к экзамену. Методические рекомендации действий для учителей и родителей подготовлены по материалам ученых-психологов И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, А.Г. Шмелева и др. [1] Некоторые практические советы нами сделаны на основе обобщения и анализа опыта проведения ЕГЭ в течение семи лет.

  1. Заранее при подготовке по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь распределять его, формируйте навыки и умения концентрироваться на протяжении всего времени тестирования. Это придаст выпускнику спокойствие и снимет излишнюю тревожность на ЕГЭ.
  2. Ознакомьте школьников с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно полностью разобраться в материале, а перед экзаменом просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно при самостоятельной работе делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписывать на листочках и вывешивать над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  3. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  4. Помогите распределить темы подготовки по дням.
  5. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите за тем, чтобы никто из домашних не мешал ему при выполнении домашних заданий.
  6. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  7. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться", самое главное, снизить напряжение и тревожность и обеспечить подходящие условия для занятий и экзамена.
  8. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  9. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  10. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением или ухудшением самочувствия.
  11. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  13. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Он должен иметь возможность контролировать ход своей работы.
  14. Внушайте выпускнику мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые выпускник получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Учитывайте его тревожное состояние и старайтесь внушить уверенность в успехе.

Советы выпускникам при подготовке к экзаменам.

  1. При выполнении самостоятельной работы сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, не вообще "немного позанимаюсь", а конкретно какие именно разделы и темы нужно усвоить за определенное время.
  4. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  7. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий, уровнями их трудности, формами представления ответов.
  8. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание). Эти задания базового уровня, как правило, доминируют в экзаменационных работах, их выполнение обеспечивает получение положительной оценки.
  9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа, стремись мобилизовать себя на достижение максимально возможного результата.
  10. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить содержание учебной дисциплины, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Не надо себя переутомлять, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя и уверенности. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  2. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до его начала. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Перед началом работы с экзаменационными заданиями

  1. вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность оформления бланков, скорость и правильность их обработки;
  2. бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) заполняются только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а" или единица. Образцы написания букв и цифр приведены в бланках. Часть информации записывается в кодированной форме, которую ответственные за проведение ЕГЭ скажут перед началом экзамена;
  3. экзаменационные материалы состоят из трех частей: «А», «В», «С»:
  1. в заданиях части «А» нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов ответов, в бланке ответов под номером задания необходимо пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа;
  2. в заданиях части «В» ответ дается в виде одного слова, словосочетания, набора букв и цифр или числа, в бланке ответов необходимо аккуратно вписать свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами), запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается;
  3. на задания части «С» дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на специальном бланке, важно знать, что в нем никакие дополнительные сведения (фамилия, имя, класс) не пишутся.

Во время экзамена

  1. пробежать глазами экзаменационную работу, чтобы увидеть, какого типа задания в ней содержатся, это поможет настроиться на работу и распределить время;
  2. внимательно прочитать каждый вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам выпускники уже предполагают ответ и торопятся его вписать, зачастую задания и вопросы к ним содержат более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд);
  3. если нет ответа на вопрос или не уверен в правильности ответа, пропусти его и отметь на черновике, чтобы потом к нему вернуться;
  4. если в течение отведенного времени невозможно ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант, опираясь на интуитивное знание;
  5. максимально использовать отведенное для экзамена время, не ориентируйтесь на минимально положительный результат, приложить все усилия для выполнения как можно большего числа заданий;
  6. в контрольных измерительных материалах ЕГЭ задания «А», как правило, бывают базового уровня, задания «В» - повышенного и задания «С» высокого уровня сложности, выполнять задания всех уровней, не забывая, что при оценивании работы учитывается, что высокий уровень не может быть выполнен без базового.
  7. Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то их можно делать только в заданиях типа «А», используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов.
  8. После получения результатов выпускник имеет право подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию, однако делать это следует только при наличии весомых причин, опыт показывает, что практически не бывает технических сбоев или некорректных проверок.

Особенности успешной тактики выполнения заданий

  1. После заполнения бланков, проясни все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих, для тебя должны существовать только тексты заданий и часы, регламентирующие время работы с материалами экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  2. Начни с заданий, выполнение которых тебе «по силам», в знании ответов на которые ты не сомневаешься. Не останавливаясь долго на тех заданиях, которые могут вызвать раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм, освободившись от нервозности, потом можешь вернуться к ответам на более трудные вопросы.
  3. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься, а также и такие, ответы на которые ты можешь не знать. Нельзя недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  4. Читай каждое задание до конца, спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении, не согласующемся с требованием инструкции к заданию. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  5. Думай только о текущем задании, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  6. Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  7. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного на экзаменационную работу времени успеть пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, которые тебе доступны сразу, а потом спокойно вернуться и поработать над трудными ("второй круг").
  8. Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  9. Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим. При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет наибольшую вероятность.

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это практически нереально. Учитывай, что некоторые тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы по истории

http://history.standart.edu.ru

это информационная площадка для учителей, методистов и всех, кто интересуется вопросами преподавания истории России и обществознания

www.hist.msu.ru/

Кафедра истории МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm

музеи мира в Интернете

http://window.edu.ru/window/library

Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1.8

Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам по истории

http://museum.by/

Интернет-портал "Музеи Республики Беларусь"

http://museum.by/node/12

Интернет-портал "Музеи Республики Беларусь". Каталог музеев в Республике Беларусь

http://www.pedsovet.su

образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования

http://www.zavuch.info/

образовательный портал в помощь учителю

http://www.it-n.ru

сеть творческих учителей

http://pedsovet.org

Педсовет: образование, учитель, школа