Ученикам

Сивакова Армине Самвеловна

Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор предложения

            Дать общую характеристику предложения.

  1. Определить вид предложения по цели высказывания:                                        повествовательное (содержит сообщение);

            побудительное (побуждает, призывает к действию);

            вопросительное (содержит вопрос);

  1. Определить вид предложения по эмоциональной окраске (интонации):

восклицательное;

невосклицательное.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Надписать, чем выражены главные члены.

Определить вид предложения по наличию главных членов:

простое (одна грамматическая основа) или

сложное (две и более грамматических основ).

Если предложение простое, то указать двусоставное (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое) или односоставное (в предложении есть или подлежащее, или сказуемое).

Если предложение сложное, нужно указать из скольких простых оно состоит, союзное оно или бессоюзное. 

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

Определить вид предложения по наличию осложняющих членов (осложнённое или неосложнённое). Если оно осложнённое, то указать, чем осложнено (однородными членами, сравнительными оборотами, вводными словами, обращениями).

  1. Определить вид предложения по наличию второстепенных членов:

распространённое (кроме главных членов, есть  второстепенные)  или

нераспространённое (предложение состоит только из грамматической основы).

Второстепенные члены предложения:

 дополнение (отвечает вопросы косвенных падежей (косвенные – все, кроме Именительного падежа): кого? чего? что? о ком? и т.д.

 обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

 определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5. Составить схему предложения, обозначая в ней грамматическую основу и осложняющие члены предложения.

Образец разбора

    пр.            сущ.                  глаг.             сущ.       союз         сущ.    

От    петуха    летели    пыль     и      пух. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими).

=     и    

Разбор предложения.

1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

- дополнение (падежные вопросы

- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

    пр.        сущ.                гл.             сущ.         с.  сущ.    

От петуха летели пыль и пух.         ,        .

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)



Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПО ФОНЕТИКЕ

Фонетика изучает звуки речи

Звуки речи образуются

голосом

            шумом и голосом

шумом

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

[а], [о], [у], [э], [ы], [и]

звонкие

глухие

Буквы е, ё, ю, я обозначают

парные

 [б] – [п]

[в] – [ф]

[г] – [к]

[д] – [т]

[ж] – [ш]

[з] – [с]

непарные

  [й'], [л], [м], [н], [р]                           [ф], [х], [ц], [ч], [щ]

Два звука

1) после гласных,

2) после ъ, ь

3) в начале слова:

е     [й']

       [э]

ё     [й']

       [о]

ю    [й']

       [у]

я     [й']

     Один звук и      мягкость предыдущего согласного

1) между согласными,

2) в конце слова:

е – ['э]

ё – ['о]

ю –['у]

я – ['а]

       [а]

Звука не обозначают:

Ь и Ъ

Согласные

мягкие и твёрдые

1) перед   е, ё, ю, я, и, ь

2) всегда мягкие [й', ч', щ']

1) перед    а, о, у, э, ы;

2) всегда твердые         [ж, ц, ш]

                                                   

                                              Шипящие: [ж, ч, ш, щ]

Порядок фонетического разбора:

  1. Произнесите слово и запишите его в транскрипции, укажите количество слогов.
  2. Запишите слово буквами. Выпишите по отдельности все звуки и охарактеризуйте каждый.
  3. Подведите черту. Определите количество букв и звуков. Если количество букв и звуков не совпадает, объясните причины несовпадения (устно).


Предварительный просмотр:

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  1. Приготовь  все   необходимое: дневник, рабочую  тетрадь,   тетрадь для правил, учебник, ручку, карандаш, линейку. Правильно расположить их на рабочем столе. Открыть дневник, посмотреть, что задано.
  2. Выучить или повторить заданное правило. Придумать свои примеры на это правило.
  3. Прочитать задание к упражнению.
  4. Открыть тетрадь, записать

Число

Домашняя работа

Упражнение №

  1. Сначала выписать из упражнения слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание.
  2. Затем выполнить задание к упражнению.
  3. Выполнить все разборы, указанные в упражнении (фонетический, морфемный, морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор предложений).
  4. Проверить свою работу.
  5. Написать 10-15 словарных слов, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  1. Приготовь  все   необходимое: дневник, рабочую  тетрадь,   тетрадь для правил, учебник, ручку, карандаш, линейку. Правильно расположить их на рабочем столе. Открыть дневник, посмотреть, что задано.
  2. Выучить или повторить заданное правило. Придумать свои примеры на это правило.
  3. Прочитать задание к упражнению.
  4. Открыть тетрадь, записать

Число

Домашняя работа

Упражнение №

  1. Сначала выписать из упражнения слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание.
  2. Затем выполнить задание к упражнению.
  3. Выполнить все разборы, указанные в упражнении (фонетический, морфемный, морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор предложений).
  4. Проверить свою работу.
  5. Написать 10-15 словарных слов, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.


Предварительный просмотр:

Памятка № 1

Определяемся в понятиях.

Текст (от лат. textus – «ткань, сплетение, соединение») -  группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чем этот текст? Про что в нем говорится?» Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная, мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.

Типы текста – это разновидности, выделенные исходя из назначения текста и цели автора: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. В текстах- повествованиях рассказываются истории, в которых действуют реальные или вымышленные герои. В наиболее общем виде повествование отвечает на вопросы: «Что случилось? Что произошло?» В повествовании, как правило, есть такие смысловые части, как завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка напряжённости), завязка.

Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются  признаки предмета. Для описания характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация. Разновидностями текстов-описаний являются портрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевлённого предмета и т.д. Вопросы, которые можно задать к тексту – описанию, следующие: «Каков предмет (процесс)? Как он выглядит? Что он из себя представляет? Каковы его существенные признаки? Что делает предмет функциональным?»

Рассуждение – функционально-смысловой тип текста с обобщённым  причинно-следственным значением. Суть рассуждения в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса). В рассуждении преобладают причинно-следственные отношения, то есть рассматриваются разные явления, причины их возникновения и наступающие последствия. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений определяют композицию и языковые особенности рассуждения. В рассуждении, как правило, имеются три части: часть, содержащая основное положение, которое будет доказываться (тезис), доказательная часть, содержащая аргументы, заключительная часть.

Индуктивные рассуждения представляют собой такой ход движения мысли, при котором сначала рассматриваются частные случаи, а потом делается обобщение (от частного, к конкретному общему). Например, если в сочинении сначала рассмотрены примеры использования знаков препинания, роль этих конкретных знаков в конкретных предложениях, а потом, делается вывод о важной роли знаков препинания в письменной коммуникации, то это индуктивное рассуждение. Таким образом, в рассуждении, построенном индуктивным путем, в начале излагаются мысли и факты, на основе их рассмотрения делается вывод, обобщение.

Дедуктивные рассуждения построены на таком движении мысли, когда сначала рассматриваются общие положения, а потом они подтверждаются конкретными примерами (от общих суждений к частным выводам). Таким образом, в рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается общее положение, а затем мысли и факты, подтверждающие общие положения.

Дедуктивное рассуждение

Тезис


Довод 1

Довод 2

Довод 3


Вывод

Индуктивное рассуждение

Довод 1         Довод 2         Довод 3



Вывод (=тезис)

Рассуждения на лингвистическую тему – это текст-рассуждение, заключающийся в рассмотрении вопроса, связанного с языкознанием, например вопроса о сущности и назначении единиц языка (слов, словосочетаний, предложений, знаков препинания и др.) и правил их функционирования (например, правил орфографии, пунктуации, правил постановки ударения или образования грамматических форм и др.). Основное содержание такого текста-рассуждения составляет анализ языковых явлений, демонстрация собственного понимания функций языковых единиц, правил, норм.

Доказательство выдвинутого положения – это основная, главная часть рассуждения, цель которой – убедить читателя (собеседника) в истинности собственной позиции (тезиса).

Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста. Авторская позиция может выражаться прямо, что характерно для текстов научно и публицистического стилей. А в текстах художественного стиля и часто в публицистике позиция выражается скрыто, через подтекст.

 Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.

Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме, например утверждение «Без знаков препинания обойтись невозможно».

Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса. Подбор аргументов может быть основан на собственном жизненном опыте и сформированных на его основании жизненных установках, на знаниях, полученных в ходе обучения, или на читательском опыте.

Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, другого вида искусства, Библии, СМИ, статистических данных и т.д. В части 3 сочинения-рассуждения иллюстрации следует приводить из исходного текста!

Речевая связность – это один из признаков текста, заключающийся в том, что пишущий так выражает свои мысли и оформляет их на письме, что адресату ясна связь между отдельными отрезками речи. Например, пишущий использует вводные слова «во-первых», «во-вторых», «наконец», «итак» и др.

Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершенностью, логической связностью и соразмерностью частей.

Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами. Абзац является прежде всего единицей композиционного членения речи, то есть средством выделения содержательно и композиционно значимых отрезков текста. Выделение частей текста в абзацы может быть связано с функционально-стилистическими особенностями текста и с индивидуальной авторской манерой упорядочения и изложения информации.

Логическая ошибка – это ошибка, связанная с нарушением законов логики, например противоречивые, бездоказательные суждения, нарушения причинно-следственных связей, отсутствие достаточных оснований для приводимого вывода, нарушения последовательности изложений, повтора или пропуска чего-то важного.

Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, комментировании функций языковых единиц или смысла предложенного фрагмента текста, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.

 Памятка № 2

Проанализируем все критерии.

С1К1.  Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Внимательно прочитав задание и рассмотрев иллюстрацию диалога героев, доказать позицию одного из них относительно обсуждаемого в диалоге лингвистического явления.

Что значит «обосновать свое мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

С1К2. Наличие примеров-аргументов

Приводимые примеры должны соответствовать обоснованию функции знаков препинания.

Чтобы правильно подобрать примеры, надо осмыслить суть лингвистического явления, упоминаемого в задании.

Важно правильно включить примеры в текст . Для того, чтобы включение примеров не нарушал требования связности изложения, можно использовать следующие речевые модели:

  1. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению текста… (ФИО автора).
  2. Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере… предложения текста.
  3. Пример использования запятой в … функции можно найти в … предложении текста… (ФИО автора).
  4. Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует… .
  5. В подтверждении собственных выводов приведу пример из…предложения, прочитанного мною текста.
  6. В … предложении текста… (ФИО автора) используется … .
  7. Рассмотрим…предложение текста … (ФИО автора). В нем использовано… . Это подтверждает наш вывод о том, что… .

Памятка № 2

Проанализируем все критерии.

С1К1.  Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Внимательно прочитав задание и рассмотрев иллюстрацию диалога героев, доказать позицию одного из них относительно обсуждаемого в диалоге лингвистического явления.

Что значит «обосновать свое мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

С1К2. Наличие примеров-аргументов

Приводимые примеры должны соответствовать обоснованию функции знаков препинания.

Чтобы правильно подобрать примеры, надо осмыслить суть лингвистического явления, упоминаемого в задании.

Важно правильно включить примеры в текст . Для того, чтобы включение примеров не нарушал требования связности изложения, можно использовать следующие речевые модели:

  1. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению текста… (ФИО автора).
  2. Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере… предложения текста.
  3. Пример использования запятой в … функции можно найти в … предложении текста… (ФИО автора).
  4. Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует… .
  5. В подтверждении собственных выводов приведу пример из…предложения, прочитанного мною текста.
  6. В … предложении текста… (ФИО автора) используется … .
  7. Рассмотрим…предложение текста … (ФИО автора). В нем использовано… . Это подтверждает наш вывод о том, что… .

Справочные материалы.

Типы речи – это функциональные разновидности текста: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи

Как изображается мир

Основная цель

Основной вопрос

Модель текста

Разновидности текста

Особенности языкового оформления

Описание

Мир в статике, неподвижности

Дать характеристику предмету описания

Каков предмет?

Предмет и его признаки

Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния, трудового процесса и др.

Преобладают им. сущ. и прил., глаголы в форме н. вр. несов. вида; составные именные сказуемые; обстоятельства места

Повествование

Мир в динамике, изменении

Рассказать о последовательности событий

Что произошло?

Лица и их действия

Рассказ о событиях, происходящих в течение определенного периода

Доминируют глаголы и глаг.формы; глаголы в форме пр. вр. сов. вида; простые и составные глаг. сказуемые; обстоятельства времени

Рассуждение

Мир в причинно-следственных связях

Доказать мысль

Почему?

Тезис, доказательства и вывод

Доказательство, объяснение, размышление

Преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова; обстоятельства причины, цели, условия, уступки; сложный синтаксис; СПП с придаточными причины, следствия, цели, уступки, условия



Предварительный просмотр:

 Изобразительно-выразительные средства языка

Фонетические средства

       Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

       Ассонанс – повторение гласных звуков.

 

Лексические средства

 

     Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

     Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

       Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

      Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

     Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

     Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

     Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

     Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

     Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

     Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

     Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

     В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

     В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

      Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

     Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

     а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

     б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

     в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…

      Синекдоха прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

     Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

     Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками  по дорожкам сада.

     Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

      Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя.

      Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

     Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

     Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

     Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.

     Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1)      развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

2)      Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

  Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

     Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

     Эпитет – слово, выделяющее в предмете  или явление  какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют  художественное определение, т.е  красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь  его  отличительное  свойство. Эпитетом может служить  всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1)      существительное: болтушка сорока.

2)      прилагательное: роковые часы.

3)      Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

             Используя эпитет, автор выделяет  те свойства и признаки изображаемого им явления, на  которые  он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

     Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

      Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

      Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

                                            Синтаксические средства.

      Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

    Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

      Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

     Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

      Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

     Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других         выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

     Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

     Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь.  Жизнь, которой я горжусь.

     Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и  реки не разлились от такого горя! 

     Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

     Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

     Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.  

     Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

     Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

     Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

     Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

     Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

     «Бинокли. Бинокли .люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

     «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

     Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

     Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.



Предварительный просмотр:

Через дефис

Слитно

Раздельно

1. По-:

  1. -ому,
  2. -ему,
  3. -ки,
  4. -ски,
  5. -ьи:

по- новому, по-прежнему, по- немецки,

по-дружески, по-птичьи.

2.Во-:

  1. -ых,
  2. -их:

во-первых, во-вторых.

3. Повторение слов или основ слов:

  1. еле-еле,
  2. мало-мальски.

1. Предлог + наречие:

доныне, навсегда.

2. Предлоги в, на + собирательное числительное:

вдвое, натрое (но: по двое).

3. Предлог + краткое прилагательное:

сгоряча, попусту.

4. Предлог + полное прилагательное:

вкрутую, наверное.

5. Предлог + местоимение:

вовсю, вничью.

6. Наречия, имеющие в своем составе такие существительные, которые в современном языке не употребляются:

исподтишка, чересчур.

7. Наречия, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало:

снизу, вначале, наверх.

1. Предлог в + существительное, полное прилагательное, начинающиеся с гласной буквы:

  1. в упор,
  2. в открытую.

2. Предлог + неизменяемое слово (в значении существительного):

  1. на ура.

3. Сочетания с предлогом без и обычно до:

  1. до упаду,
  2. без оглядки.

4. Сочетания существительных с другими предлогами:

  1. на ходу,
  2. с размаху.

Правописание наречий



Предварительный просмотр:

Сетевой Город. Образование – комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием в пределах города, сельского или городского района (округа). Тем самым формируется единое информационное образовательное пространство муниципального образования.

Система одобрена Минкомсвязи РФ в лице ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (ФГУП ВНИИ ПВТИ). По заказу ОАО «Ростелеком» проведено тестирование и 11 июля 2011 г. выдано экспертное заключение № 013/503-11-17, согласно которому система "Сетевой Город. Образование" рекомендована к широкому использованию в муниципалитетах РФ.

 

 

Сетевой Город. Образование –
Продукт года 2010

Рекомендации и экспертные заключения

 

 Рекомендация Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации 

 

 Экспертное заключение ФГУП ВНИИ ПВТИ 

Краткое описание системы

 

 Краткое описание системы "Сетевой Город. Образование", сравнение с другими разработками

 

 Презентация системы "Сетевой Город. Образование" (9 Мб) 

 

 Защита персональных данных в системе "Сетевой Город. Образование" (сертификат ФСТЭК) 

Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, учащийся, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может просматривать свой электронный дневник с домашними заданиями, и т.д.

Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для формирования статистических и иных отчетов в рамках своей компетенции, не требуя от руководителей школ отдельных отчетов с последующей работой по своду информации.

Сетевой Город. Образование – не только административная система. Каждое образовательное учреждение получает средства для организации учебного процесса, полностью аналогичные тем, что есть в системе NetSchool. В частности, преподаватель и учащийся могут работать с интегрированными учебными курсами и системами тестирования. Сетевой Город. Образование интегрирован с современными информационными сервисами, такими как SMS Школа.

Система Сетевой Город. Образование может объединять следующие виды учреждений:

  1. общеобразовательные учреждения;
  2. дошкольные учреждения;
  3. учреждения дополнительного образования;
  4. учреждения начального профессионального образования.

Система Сетевой Город. Образование предназначена для следующих типов пользователей:

  1. управление образования;
  2. директор школы/завуч;
  3. классный руководитель/преподаватель;
  4. учащийся;
  5. родитель;
  6. секретарь;
  7. специалист по кадрам;
  8. медицинский работник;
  9. психолог/социальный педагог;
  10. администратор сервера;
  11. администратор системы (в конкретном учреждении).

Далее в раздел "Опыт внедрения"



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для учащегося МОУ "СОШ №5" о безопасном маршруте следования, о сложных участках на дорогах. 

Выходя на улицу, пользуясь транспортом, вы часто не придерживаетесь определенных правил безопасности. Главная цель этих правил - сохранить твою жизнь. 

Тебе как пешеходу следует помнить: 

  1. наиболее опасны на дорогах перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед;
  2. не переходите улицу на красный свет, даже если не видно машин;
  3. переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны - сначала налево, потом направо;
  4. на дорогу можно с тротуара только сойти, а не выбежать;
  5. не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водитель не успеет затормозить при твоем неожиданном появлении;
  6. ходи только по тротуару, если же тротуара нет и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону , по которой машины идут тебе навстречу;
  7. никогда не рассчитывай на внимание водителя, надейся только на себя;
  8. без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов.

Запомни главное правило пешехода - надо предвидеть опасность и по возможности избегать ее.