Блог учителя

Притча -  это яркое, назидательное и даже спорное произведение.

Она всегда играла  важную роль в жизни людей и давала пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притча помогает размышлять над своим поведением, над своими ошибками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал притч в учебной и воспитательной деятельности  

Цель: способствовать воспитанию моральных и духовных качеств личности путем осмысления и работы над притчей, пробуждению интереса школьников и активизации их деятельности

Задачи: научить оценивать и анализировать текст, рассуждать и делать выводы, выражая собственное мнение, способствовать формированию желания работать над собой, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.

 Притча -  это яркое, назидательное и даже спорное произведение.

Она всегда играла важную роль в жизни людей и давала пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притча помогает размышлять над своим поведением, над своими ошибками.

Я с уверенностью утверждаю, что притчи очень важно и полезно использовать в беседах с детьми, на классном часе, например, или на уроке. Сравнительно недавно я начала включать притчи в элементы уроков литературы и русского языка. Особенно, когда учащиеся готовятся к ЕГЭ и ОГЭ (ведь в процессе подготовки приходится поднимать морально-нравственные проблемы, разбираться в которых оказалось гораздо легче, используя притчу).

 Оценив роль притчи в учебной деятельности, я поняла, что этот жанр уникален и для классного часа (причем для любого возраста, т.к. тематическое разнообразие и степень сложности притч безграничны).      Ведь это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой. Они заставляют задуматься над серьёзными проблемами без особого назидания со стороны учителя, позволяют оставить финал разговора открытым и дают возможность вернуться к обсуждаемой теме вне школы. Притча – уникальная находка для учителя и воспитателя. Судите сами:

1. Произведение малой формы.

2. Аллегорический характер.

3. Заключает в себе поучение религиозного или морального плана.

4. Жанр тесно связан с фольклором (сказовая традиция) (что хорошо и быстро воспринимается)

5. Содержит элемент обобщения.

6. Типичность и актуальность поднимаемой темы

7. Упрощённость образов (многие герои притч являются лишь носителями какой–либо идеи или какого–либо нравственного качества).

10. Богатство изобразит6ельног-выразительных средств (эпитеты, метафоры, сравнения).

Темы притч безграничны: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость к злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок…

     Для классного часа учащиеся могут выбирать темы самостоятельно или с помощью учителя. В качестве итога обсуждения ребята могут проиллюстрировать притчу (а это уже конкурс) и рассказать сюжет, обсудить поднятые проблемы, задуматься над темой вечных ценностей: «Не убий, не укради, чти отца и матерь свою…».

   Эта работа подчеркивает важность сохранения и соблюдения традиционных ценностей русского народа.  

    Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Способов использования притч в учебном и воспитательном процессе множество:

1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.

2. Смысл названия притчи.

3. Чем закончится притча (если скрыть финал)?

4. Иллюстрация притчи.

5. Сформулировать вопросы к притче.

6. Выделить ключевые понятия.

7. Инсценировка.

8. Вставить пропущенные слова.

9. Выполнить анализ текста (в том числе изобразительно-выразительных средств).

10. Сравнение нескольких притч и т.д.

   Не для кого не секрет, что вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе, ведь сейчас наблюдается отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью, отсутствие патриотического воспитания и т.д.

    На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки.

    Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Притча, на мой взгляд, непременно поможет в решении этой сложнейшей задачи