родителям на заметку.

Легостаева Наталья Викторовна

Несколько полезных статей для родителей.

Почитайте, прислушайтесь, поделитесь своим опытом по воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ КЛАССОВ

▪ Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и ... не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.

▪ Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов: «Ты всегда...», «Ты вообще...», «Вечно ты...». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

▪ Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

▪ Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали?», «Какую отметку получил?»  Лучше спросите его? «Что сегодня было интересного?», «Что получилось хорошо?», «А что еще надо доработать?».

▪ Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!».

▪ Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай...», скажите лучше: «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит сейчас неправду».

▪ «Ты хорош, но не лучше других» - внушайте ребенку эту давно известную формулу психического здоровья.

▪ Скажите ребенку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль; не будь грязнулей - в классе не любят грязнуль. Будь просто аккуратным».

▪ Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок работает - он растет. Когда он встанет, то покормите его перед школой.

▪ Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребенок выходит из дому.

▪ Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.

▪ Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если Вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

▪ Как бы Вы не устали - постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите жаловаться, а не жалеть. Постарайтесь вызвать жалость у ребенка не к себе, а к другим людям, родным, знакомым.

▪ В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы, - этим Вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.



Предварительный просмотр:

Как учить стихи с ребенком?

               Способы заучивания стихотворений

                                 (практические советы)

   Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 .

   Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.

         Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .

       Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .

      Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .

        Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

       Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.


Методы заучивания стихов

Визуальный

           Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

            Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

 Двигательный

           Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

 Слуховой

           Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.



Предварительный просмотр:

12 правил общения с  ребенком:

Самое главное правило такое:

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

Правило №1

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило №2

Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом: - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому!

- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило №3

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!

Правило №4

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!

Правило №5

Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать!

Правило №6

Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!

Правило №7

Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

Правило №8

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

Правило №9

Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!

Правило №10

Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но: - их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка; - правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требование  или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

Правило 11

Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

Правило 12

Следует применять санкции, а не наказание!



Предварительный просмотр:

                               Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Что интересует моего ребенка?

Что я знаю о моей дочери, сыне?

По каким законам и как складывается жизнь ребенка?

Как общаться с взрослеющим сыном?

Как воспитать ребенка сильным, здоровым и заботливым к близким? Как уберечь от беды?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Ответы всегда бывают  разные, но существует простая родительская азбука.

Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Безусловно принимать ребенка -значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник ...... а просто за то, что он есть!

Постарайтесь не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.  Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.   Но!   Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, - сообщите ему об этом. Сообщите о своем переживании, а не о его поведении. Можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом.

А не взять ли вам за правило:

больше бывать вместе с ребенком; делиться с ним своими чувствами; поддерживать успехи ребенка;

 не доводить конфликтные ситуации до конфликта;

 быть по-родительски снисходительными;

 не перекладывать свои проблемы на детские плечи.

Как часто усвоенные правила в отношениях с ребенком  дают сбой.  Не рассчитывайте только на свои силы. Иногда просто необходимо мнение третьего человека.


Муж и жена - одна команда.

Взгляд со стороны: в родительской схватке за ребенка и методы его воспитания не может быть победителей. Только совместные усилия дадут положительный результат.

Очень часто дети становятся свидетелями родительских споров о методах воспитания. Распаляясь, родители забывают о каких-либо правилах, становятся непоследовательными и уже не в состоянии членораздельно объяснить ребенку, что от него требуется. Иногда раздоры между матерью и отцом приводят ребенка к глубоким психологическим переживаниям. Даже после ссоры родители какое-то время остаются в ее власти и не расположены к общению с ребенком. Как результат у него могут возникнуть проблемы со сном, учебой, общением.

Боясь спровоцировать очередной конфликт, ребенок может стать неправдоподобно "хорошим", внимательным к другим и безразличным к собственным проблемам. Или, напротив, начнет специально вести себя плохо, чтобы привлечь к себе внимание. Некоторые дети неплохо осваивают науку манипуляции родителями.

А если все же признать такие простые истины?

Вы одна команда!        

Усвойте это правило в отношениях с детьми.

Вы разные - и это нормально.

У вас с мужем разные представления об устройстве быта, семейном досуге, послушании детей. Каждый из вас автоматически старается "протолкнуть" свой сценарий, усвоенный в юности, считая его более правильным. На самом деле ни ваш подход, ни подход мужа не плох и не хорош. Они просто разные.

Поддерживайте друг друга.

Если вы договорились придерживаться определенной политики в воспитании, не забывайте о ней, не начинайте критиковать ее в разговоре с ребенком. Не меняйте правил, не посоветовавшись с мужем. Если вы вдруг поняли, что ваши требования к сыну или дочери слишком строги, обсудите этот вопрос с супругом и лишь потом познакомьте с вашим общим решением ребенка.

Право решающего голоса.

Если мать укладывает ребенка спать, она имеет право решать, когда гасить свет.

Если отец встречает дочь после школы, он разрешает ей погулять сначала или просит сразу сесть за уроки.

Правила честной игры.

И все же иногда, несмотря на все усилия, конфликта избежать не удается. Как оставаться честным перед ребенком, споря о ребенке?

- Не притворяйтесь. Стараясь скрыть конфликт, вы делаете только хуже. Ребенок может решить, что все более серьезно, чем на самом деле. Или он считает, что ярость родителей беспричинна.        

- Не вынуждайте ребенка принимать чью-то сторону. Посредничество в споре взрослых - слишком тяжелая ноша для маленького человека.

- Старайтесь быть честным и корректным в отношении супруга. Избегайте персональных замечаний в адрес супруга в присутствии ребенка.

Если вам удалось выработать удачную семейную стратегию, вы можете поделиться своими "ситуациями успеха" в родительской школе, клубе успешных родителей, которые организованы при участии специалистов центров помощи семье и детям в вашем городе или станице. Важно еще получить внешнюю оценку вашего метода строить семейную жизнь одной командой.


Десять советов матери, воспитывающей ребенка без отца.

1. Бывших    родителей    не существует;    есть только бывшие супруги.

Только воспитание, получаемое ребенком от обоих родителей, способно обеспечить его гармоничное развитие. Посоветуйтесь со специалистами. Побеседуйте друг с другом - с полным уважением и без обмена взаимными упреками, не как- непримиримые противники, а как родители, совместными усилиями подарившие жизнь своему малышу. Обладание двумя родителями, способными договориться и прийти к единому мнению - пусть даже в решении одного лишь этого вопроса. - является важным условием для развития у ребенка чувства собственного достоинства и самоуважения.        

2. Не злословьте о своем бывшем супруге - отце ваших детей. Результатом будет лишь ослабление в ребенке чувства собственного достоинства. Ребенок - это часть вас обоих; вспоминая недобрым словом своего бывшего супруга - даже если он того и заслуживает, - вы наносите сокрушительный удар по внутренней самооценке ребенка.

3. Не делитесь терзающими вас недобрыми чувствами, горестями и обидами со своими детьми. Изливая свои разочарования на детей, не имеющих никакой возможности нам помочь, мы тем самым притупляем в ребенке чувство собственного достоинства и заставляем его почувствовать себя главным обвиняемым в устроенном нами судилище.

4. Старайтесь соответствовать своему высокому предназначению - быть высшим представителем женского начала в вашей семье. Осознание норм и правил, регулирующих взаимоотношения между людьми, умение ориентироваться в домашних делах, преподнесенная вами манера поведения и уважение, испытываемое к вам как к матери, - все это жизненно необходимо для развития в ребенке понимания окружающего его мира и чрезвычайно важно для того, чтобы он мог в последующем найти свое место в обществе. Кроме того, дети должны усвоить, что иерархическую лестницу ваших внутрисемейиых отношений возглавляете вы, а не они. Дать понять это ребенку - ваша основная задача.

5. Если это хоть сколько-нибудь возможно, поддерживайте отношения с его новой спутницей жизни. Неожиданно для себя вы можете обнаружить, что у вас есть о чем с ней поговорить. Да и для ребенка несравненно полезнее видеть в вашем лице союзниц, готовых к сотрудничеству, нежели кипящих от ненависти непримиримых врагов. Да, это тяжело. Это требует большого мужества, невероятных усилий, способности к великодушию и умения прощать обиду, но зато идет на пользу вашему ребенку.

6. Смиритесь с тем, что денег всегда не хватает, и не все умеют использовать их должным образом. Он тратит деньги с такой легкостью и на такую чепуху... Сразу видно, что его доходы продолжают расти, и это в то время, как ваши собственные постоянно уменьшаются.        

7. Если у вас появился новый знакомый, опасайтесь, как бы он не вытеснил из вашего сознания заботу о детях. Они немедленно почувствуют разливающуюся по дому волну легкого возбуждения, стоит лишь вам начать поспешно оправлять на себе платье и сопровождать заботу о них напряженной суетой. Они уже потеряли одного родителя и теперь готовятся потерять второго. Не усугубляйте тяжести их мучительных ожиданий. Не торопите ход событий и не поднимайте лишней суеты. Пусть все идёт своим чередом. Представьте детям своего нового знакомого просто как "друга", пока в ваших отношениях не наметилось чего- то более серьезного.        

8. Не выказывайте сексуальной активности. Не позволяйте ей проявить себя в полной мере, пока ваши отношения с партнером не приобретут достаточную прочность. Дети быстро уловят характерные признаки вашей привязанности к партнеру и исходящие от вас флюиды сексуального возбуждения. Опасайтесь этого момента: дети могут внести в жизнь вашего партнера большие сложности, поскольку боятся вас потерять.

9. Не давайте вашему сыну-подростку возможности отбиться от рук. Такой поворот событий может оказаться слишком серьезным испытанием для всех членов семейства, и прежде всего - для неродного отца, если он вообще найдет в себе достаточно сил, чтобы пытаться поддерживать порядок в доме.

10. Сохраняйте в себе чувство юмора: оно вам очень понадобится.        


Советы "успешного" отца.

Железный закон семейного воспитания в том, что каждый ребенок хотя бы один раз должен оказаться "крупно" непослушным, хотя бы один раз солгать, хотя бы один раз украсть...

Отношения детей и взрослых в семье не всегда идеальны, но они могут быть хотя бы понятливыми, "прозрачными" для всех членов семьи и близких родственников.

Права детей, которые взрослые члены семьи обязуются никогда не нарушать ("Мы так договорились"):

- При любых обстоятельствах ребенок имеет право на хлеб.

На самом деле ребенок имеет право на то, чтобы его нормально кормили, но его "право на хлеб" распространяется и на промежутки между едой. Всегда ребенок может подойти к отцу или- к матери и попросить "хлеба" (что-нибудь) из еды - и он это получит без упреков и ворчаний.

- Ребенок имеет право не есть, если не хочется.

Но действует одно правило - доедать - это же элементарное уважение к труду матери или того члена семьи, кто приготовил еду.

- Право быть выслушанным перед наказанием.

Когда один жалуется на второго, отец или мать должны выслушать обе стороны. В результате в 80 процентах случаев ситуация рассасывается.

- Право на секрет.

Если мы любим детей по-настоящему, то должны признавать за ними это право.

- Право больного ребенка не быть наказанным. Здесь принцип неотвратимости наказания не действует.

- Право, чтобы наказания не имели последствий для здоровья. (физического и психического).

В древних индийских системах жизни существовало правило, по которому детей не наказывали. В каждой современной семье всегда возникает проблема: как наказывать и когда. Берем себе за предало не наказывать слишком сильно (речь идет о физических наказаниях) и несправедливо.

- Ребенок имеет право на собственность.

На свой угол, уголок, ящик с замком в шкафу Мы не измеряли детской любви к этим вещичкам (камушки, стекляшки, замочки, любимые куколки), не знаем и не понимаем их горя от утраты. "Акции" маминых уборок в детском уголке могут приучить

ребенка с равнодушием относиться к миру - и это не что иное, как защитная реакция, ибо он просто не может позволить себе все это любить.

- Ребенок имеет право быть ребенком.

Нельзя обвинить ребенка за чувства, которых он не может испытывать, потому что в этом возрасте он не властен над своими чувствами. Его чувства амбивалентны, неопределенны. Он не может произвольно полюбить то, что бы мы хотели (маленькую сестренку, соевый кефир и т.д.). Принуждать к любви - значит плодить лицемерие.

Вот и все наши с детьми "лады". Вы сможете, безусловно, расширить этот список, поделиться своей "ситуацией успеха" у себя на работе, на родительском собрании в школе.



Предварительный просмотр:

Несколько советов родителям маленьких ЛЕВШЕЙ

    Маленькие левши, безусловно, заслуживают особого внимания. Многие из них испытывают значительные трудности в обучении.
Ребенку левше не так-то просто в праворуком мире. "Возьмите ложку в правую руку", "Почему опять держишь карандаш в левой руке?" - с раннего детства слышит ребенок. И все же основные трудности у левшей начинаются, как правило, в школе. Поэтому родителям необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определить ведущую руку ребенка целесообразно в 4 - 4,5 года и стараться не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  1. Не рекомендуется "пробовать" научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  1. Помните, что левшество - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
  1. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто или написал, глядя на образец. Лучше сразу взять его руку в свою и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение.
  1. Для левшат, помимо таблицы умножения, неплохо овладеть таблицей сложения. Таблица сложения позволит левшам намного сэкономить время.
  1. С самого начала ребенок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в семье, классе, основные принципы "ролевого" взаимодействия с её членами.
  1. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
  1. При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы ребенок писал с таким же наклоном, как и правша. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед "б" в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо "а".

Более целесообразно, если при правостороннем наклоне ребенок левша будет писать прямо, не загораживая себе линию строки рис. "а", можно держать ручку или карандаш над строчкой рис. "б".

  1. Категорически противопоказано требовать от левши безотрывного письма.
  1. Помните, свет при работе должен падать справа.
  1. Постарайтесь научиться, внимательно, наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

Помните! От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.



Предварительный просмотр:

         

По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы:

«Ты ведь можешь учиться по всем предметам

на одни пятерки».

Конечно, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой – круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей. Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний ля них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне» и по физике, и по литературе, и по биологии.

На самом деле, такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы. Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее.

«Все дети жалуются, что им скучно учиться,

не стоит на это обращать внимания».

В самом деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные «занимательные» математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское «мне скучно» может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».

Так думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле, чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове. Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки – 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом – 2-2,5, в седьмом – около 3-х, а в старших классах – около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут – на 15 минут.

Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час «покрывает» три вечерних, и утром информация усваивается лучше.

«Легкие задания делать не обязательно,

рутина ничему не научит».

Действительно, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение – напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение «занудных примерчиков и простеньких упражнений» воспитывает усидчивость, вырабатывает настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу,

в жизни ему еще достанется».

Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные – это приятное исключение и не может стать правилом? Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем».

Мы чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «тупую училку» или на «бестолкового лодыря» вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в этой ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблем без лишних эмоций.

«Зачем ходить на школьные собрания,

все равно ничего нового я на них не услышу».

А между тем, посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить с «размером», достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви. Вторая причина, по которой стоит «осчастливить» своим появлением классного руководителя, - избавить ребенка от участия в денежных разборках. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствоать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану школы, ремонт, учебники и прочие школьные нужды.

 



Предварительный просмотр:

               Проблемы с домашним заданием

     Существует ряд типичных проблем, с которыми школьники сталкиваются чаще всего при выполнении домашнего задания. Однако все эти проблемы вполне преодолимы и есть множество вариантов их решения. Итак, вот некоторые типичные проблемы с домашним заданием.

                                         
Домашнее задание не записано.
   
Помогите детям разработать систему записи домашних заданий. Следите за тем, чтобы они её регулярно использовали, и поощряйте их за это. Продолжайте следовать выработанным правилам до тех пор, пока у ребенка не войдет в привычку записывать домашние задания. Отсутствие записи о домашнем задании ребенок может использовать для оправдания того, что он бездельничает дома. Если это оправдание будет принято, то в следующий раз ребенку вообще не будет смысла помнить о том, что ему нужно что-то записывать.

                             
Непонятно, как выполнять домашнее задание.
   
Проблемы у детей могут возникать из-за того, что они не понимают, как надо выполнить домашнее задание. Скорее всего, школьник или невнимательно читает все пункты задания, или не может понять их сути. Если ребенок прочитал задание дважды, но ничего не понял, попросите его прочитать вслух. Если даже после этого ему не всё ясно, попросите показать, какая именно часть задания вызывает трудности.

                                                 
Математические ошибки.
   
Можно значительно сократить количество ошибок при выполнении заданий по математике, если ребенок будет делать их вначале (пока ещё не устал) и будет внимательно переписывать условия задачи. Большинство школьников лучше решают примеры и особенно задачи, если записывают все расчеты (даже те, которые можно сделать в уме) и в конце проверяют всю работу.

                                             
"Комплекс пишущего человека".
    Многие люди заходят в тупик, когда от них требуется что-то написать. Большинство профессионалов пера считают, что комплекс пишущего человека - явление, имеющее мало общего с ленью или отсутствием интереса. Здесь всё дело в страхе - люди боятся начинать новую вещь, опасаются, что напишут не так хорошо, как им хотелось бы, страшатся того, что новая вещь будет действительно хорошей и люди будут ждать от них повторения успеха и т.д. В специальной литературе для начинающих писателей дается несколько рекомендаций, которыми с успехом могут воспользоваться и школьники.
Вот они:
                                   
1. Организуйте рабочее место.
   
Выберите такое место, где ребенок будет меньше всего отвлекаться. Храните там всё, что может понадобиться для работы - карандаши, бумагу, ластик, словарь, черновые записи и даже стакан воды, если нужно. Расположите всё так, чтобы школьник мог сесть и сразу же приступить к работе.

                                         
2. Начните с черновика.
   
Многие "застревают" на одном месте именно потому, что пытаются писать сразу набело. Большинство писателей считают, что лучше сначала записывать мысли так, как они приходят в голову, а потом уже работать над последовательностью предложений, синтаксисом и орфографией.

                                       
3. Пишите каждый день.
    Писать легче, если делать это ежедневно. Появляется привычка. Для взрослых рекомендуется писать по 15 минут в день, для детей достаточно 5-ти минут. Возможно, ребенку будет легче начать, если он будет писать о том, что знает или любит. Если ребенку трудно что-то сочинить по теме, попросите его написать всё, что приходит в голову, как бы глупо это ни было.

                                       
4. Рассказывайте о своих идеях.
    Для некоторых людей проще сначала рассказать кому-нибудь то, о чем они собираются писать, а потом же зафиксировать это на бумаге. На начальном этапе родители могут записать то, что рассказал ребенок. Потом пусть он делает это самостоятельно - наговаривает текст на диктофон, а затем записывает в тетрадь.

                 
5. Спишите абзац или страницу, которые вам понравились.
   
Иногда сам процесс письма является прекрасным стимулом для создания собственных идей. Школьник может ещё раз написать то, что уже написал или списать кусок текста из книги.

                                             
6. Умейте прервать работу.
    Если задание очень большое, отложите работу, пока у вас ещё есть идеи, но не дожидайтесь момента, когда они полностью иссякнут. Лучше сделать перерыв в работе после того, как вы начали новый раздел или наметили, что будете делать дальше.

                                             
7. Устройте разминку.
   
Когда работа зашла в тупик, лучше встать из-за стола и заняться какой-то физической активностью - сделать зарядку и т.п.

    Все, о чем мы говорили, предполагает, что ребенок уже знает, о чем будет писать. Если же у ребенка нет достаточного количества информации, пусть он пока пишет то, что может, а потом занимается поисками необходимого материала. Можно с самого начала заняться сбором информации, а затем уже сочинять. Знание того, что практически у всех - профессионалов и непрофессионалов - возникают трудности, очень поможет любому ребенку. Подскажите ему, что самое главное - начать, приступить к работе.



Предварительный просмотр:

Советы врача родителям будущих школьников

Первый класс очень сложное и ответственное время для маленького человечка. Каким будет путь в страну знаний? У каждого свой…

Школа, к сожалению, не добавляет здоровья. В последнее время принято считать, что здоровье детей за школьные годы ухудшается из-за школьных нагрузок. Но это вопрос спорный. Именно на школьные годы приходится период становления и формирования всех органов и систем. Ребенок должен научиться писать, считать, изучить иностранные языки и математику. Но в то же время формируется и вырастает в объеме головной мозг, начинает правильно работать пищеварительный тракт, включается эндокринная система. И самая серьезная перестройка работы всех органов и систем — это начало функционирования половой системы. Даже если бы не было ни умственных, ни психологических нагрузок в школе, такой бурный рост всего организма надо пережить, а тут еще и учиться надо. Поэтому задача медицинских работников, педагогов и в первую очередь родителей — помочь ребенку вырасти, получить максимум знаний и при этом остаться здоровым. Режим дня — это первое условие адаптации к школе.

Режим дня вырабатывает дисциплину — то качество, которое необходимо для успешной учебы. Ребенок должен в одно и то же время просыпаться, кушать, делать уроки, отдыхать, тогда ему это легко будет делать.

Самый важный момент в режиме дня — это отход ко сну, не позже 21.30. От того, во сколько он лег спать, зависит, с каким самочувствием встанет утром и насколько работоспособным будет на уроках. Поэтому вечерние гости и поздние развлечения для родителей вместе с первоклассником исключены.

 В первом классе родителям нужно учиться вместе с ребенком или вместо него, если он сам еще не понял, как это делать, иначе результат будет отрицательным. Все дети хотят в школу. Но праздник заканчивается 1 сентября, и у многих желание ходить в школу пропадает. Поэтому нужно ребенку объяснить, что учеба — это труд, основное занятие, а играть и развлекаться можно только после того, как выполнишь домашнее задание. Днем первокласснику лучше всего отдохнуть, поспать, если есть такая возможность.

Нельзя нагружать ребенка излишними кружками, секциями, пока не произошла адаптация к школьным нагрузкам. Питание школьника должно быть регулярным, своевременным, горячим, исключающим перекусы и сухомятку. Ребенку утром перед школой необходимо обязательно покушать, лучше, если это будет молочная каша и какой-нибудь горячий напиток. Ни в коем случае не следует отказываться от горячего питания в школе. Мозг первоклассника будет занят уроком, он не должен думать о еде. Не приучайте детей к заменителям еды. Лучше съесть горячую кашу, чем мюсли. Обед должен обязательно включать суп, причем не китайскую лапшу, а русский борщ.

Приготовлению домашних заданий в режиме дня, как и другим режимным моментам, отводится строго определенное время. Тогда, в определенное, строго повторяющееся время ежедневно у первоклассника будет возникать желание делать уроки. Это время должно укладываться в световой день, даже зимой. Тогда попутно у ребенка сохранится еще и зрение.

Оборудуйте ребенку его рабочее место. Дети очень любят свой «кабинет», как у папы.