Участие в профессиональных сообществах

Вершинина Татьяна Викторовна

Конференция для музыкальных руководителей 2012, 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc138 КБ
Файл moy_doklad_vershinina_t.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 к городской конференции для музыкальных  руководителей г. Чебоксары

 «Создание условий дл формирования интеллектуального творческого потенциала детей дошкольного возраста»

на тему: «Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста»

        Подготовил: Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №136» г.Чебоксары

Вершинина Т.В.

г.Чебоксары,2012

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических  движений играет немаловажную роль в развитии творческой, гармоничной и успешной личности ребёнка.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом говорили еще философы Древней Греции: «.. Воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим...»                                  

   У философов Древней Греции было немало последователей, известных вам: это Э.Ж. Далькроз и наши современники Н.А.Ветлугина, А.В Кенеман, А.Н..Зимина, которые в дальнейшем разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми, для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально- ритмическое воспитание детей» типовой программы).

   Впервые на мое решением в выборе направления моей работы с детьми  повлияло знакомство с программой «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, в основу которой легли прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Этой темой я занимаюсь уже более 10, и больше и больше убеждаюсь в ее  актуальности значимости.

Становление творческих способностей у дошкольников чрезвычайно плодотворно может проходить именно в танце. Как вы думаете, почему?

Детский танец — это внутренний мир ребенка, отраженный в движении, и наряду с другими видами искусства, это самый естественный способ самовыражения Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

        Коллектив нашего детского сада проводит работу по интеллектуальному   развитию детей. Так как «творчество» является неотъемлемой частью интеллектуального развития, где поиск новых идей, оригинальных решений имеют огромное значение, проблема музыкального творчества, а именно, танцевального актуальна и соответствует потребностям детского сада.

Начиная работу по данной проблеме, я поставила перед собой такую цель:

-Развивать танцевально- творческие способности

Для решения поставленной цели в работе определила для себя следующие задачи:

  1. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность,
    гибкость, выносливость)
  2. Способствовать развитию пластической выразительности
    (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения);
  3. Формировать умения исполнять знакомые движения в различных
    игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в
    драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  4. Развивать воображение, фантазию, умение находить свои
    оригинальные движения для выражения характера музыки.
  5. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, воспринимая
    музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства и эмоции, и
    выражая их в мимике и пантомимике;

В процессе решения поставленных задачам на занятиях я обратила внимание на то, что в группах есть дети, которым более  легко дается предложенный мною танцевальный материал; они непринужденно справляются с творческими заданиями, с большим удовольствием участвуют в импровизациях. Было очевидно, что  это дети с ярко выраженными способностями, и они  требуют к себе  особого внимания.

Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Работая с такими детьми, я заметила, что индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка, что они  очень нуждаются в ней.  Испытывая  потребность в реализации своего творческого потенциала, с радостью  участвуют в подготовке сольных номеров, которые бывают так незаменимы. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но вот при этом сложность исполнения может быть неравной. Тогда я задалась вопросом: «Как мне построить свою работу так, чтобы с одной стороны, развить индивидуальность, не затормозить их рост, , их волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям, способности которых, возможно ещё не проявились.»

       

Работу по развитию детского творчества  я вела по четырем основным направлениям:

 

Непременным условием для успешного развития танцевального творчества конечно же является музыкальная предметно - развивающая среда, как в группе, так и музыкальном зале.  Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию.

Для этого в каждой возрастной группе были организованы музыкальные зоны, мини-сцены для свободной музыкальной деятельности детей, где находились различные музыкальные атрибуты, как фабричных, так и изготовленные самостоятельно из подручных материалов (платочки, кубики, погремушки, султанчики и т.д.), уголки ряженья. В каждой группе детского сада имеется магнитофон с СD дисками. В музыкальных уголках были представлены и различные дидактические игры, иллюстрации, направленные на развитие музыкальные мышления. Моей целью было разнообразить музыкальную, предметно- развивающую среду для того, что бы у ребенка всегда была возможность творчески проявить себя.

       Музыкальный зал был разделен на зоны: сцена-подиум для выступления детей на праздниках и развлечениях, рабочая зона для проведения музыкальных занятий с зеркальной стеной, музыкальная гостиная- «каминная» для музыкальных встреч. Всё это оснащено необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям: музыкальный центр, микрофон, видео-двойка, мульти- медийная установка , фото и видеокамера для записи детских выступлений, фонотека с записями танцевальной музыки различных жанров, детских песен и фонограмм, музыкальные инструменты дидактические пособия и атрибуты, костюмы для танцевальных постановок . За последние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых

Основная программа по которой я работаю -это программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Помимо этой программы я использовали элементы еще  трех программ: Е.В.Горшкова (методика «От жеста к танцу»), О.П.Радынова (программа «Музыкальные шедевры»), А.И.Буренина (программа «Ритмическая мозаика»).

В своей работе я посчитала  возможным соединить данные методики в единое целое, т.к. все авторы здесь преследуют одну цель: развитие танцевального творчества, способности к самовыражению, самореализации у детей дошкольного возраста. Данные программы органично дополняют друг друга репертуаром, приемами, средствами обучения, имеется разделение материала на возрастные группы :

«Топ-хлоп, малыши» Т.Н. Сауко , где раскрывается материал для  обучения ритмопластикой детей раннего возраста;

«Ритмическая мойзайка» А.И. Бурениной;

«От жеста к танцу» Е.В.Горшковой по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце

Поиск интересных методик и приемов привел, на мой взгляд, к очень ценным источникам:

  • «Музыка и чудеса» И.Каплунова,И.Новоскольцева, приложение к программе «Ладушки», методическое пособие для музыкальных руководителей
  • «Психогимнастика» М.И. Чистякова, создатель уникальной методики, здесь представлен цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций
  • «Очарование движением» О.В.Ирванцева  и др.

Сочетание в комбинации различных методик позволило мне более творчески и продуктивно подойти к решению поставленных мною задач.

Отбирая танцевальный репертуар, я обратила внимание, что для более способных детей он не обязательно должен быть сложным, а просто должен быть разнообразным и вариативным.

Подбирая музыку для движений, я руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

Создавая такие условия, я пришла к выводу, что новизна, разнообразие музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, интересные декорации, костюмы и прочая атрибутика творческого процесса являются большой мотивационной силой для развития детей всей группы детей.

Непременным условием в моей работе  над танцевальным творчеством с детьми стал подбор  разнообразных форм организации.  Это были:

  • тематические, доминантные, интегрированные и комплексные занятия («Непослушные башмачки», «Полёт во сне», «На лесной опушке», «Музыкальные рисунки», где дети вначале слушают музыку, потом рисуют ее и в заключении придумывают свой танец под музыку, которую нарисовали). Такие занятия позволяли многогранно проявиться детской фантазии и воображению;
  • сюжетно- ролевые игры («Танцевальный ринг», «Магазин игрушек», «Танцуй-ка», «Карнавал животных», «Веселые нотки», «Танцы со звездами», «На балу у золушки» и т.д.);
  • игры-путешествия, вызывающие у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями («Путешествие в страну танца», «Путешествие в страну Вообразилию», «Путешествие по временам года», «Едем в деревню», «Путешествие в город любимых сказок» и.т.д) .
  • Постановка танцевальных спектаклей «Колобок», «Репка», «Муха-цокотуха», «Снежная королева», «Дюймовочка» и т.д.
  • Встречи в музыкальной гостиной, где дети знакомятся с танцевальным искусством и закрепляют полученные знания.«Балет, балет, балет», «Такие разные танцы», «Волшебный мир звуков», «Что такое ритм» и т.д.); просмотр презентаций, видео балетных постановок, видео с концертных выступлений выпускников детского сада, а также тех детей, кто посещает танцевальные и эстрадные студии. Это вызывает огромный интерес у воспитанников к занятию танцами, стремление быть похожим на тех детей, которые добились уже заметных результатов  в танцевальном искусстве

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Я уверена, вы согласитесь со мной в том, что воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. О.П. Радынова утверждает, что ребенок начинает импровизировать, создавать свой танец, если у него наблюдается тонкое  восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Поэтому моей целью было подобрать такие методы и приемы, которые бы помогли во-первых сделать процесс восприятия интересным, вовлекающим, где бы дети могли тонко прочувствовать музыку, проявили желание выразить свои чувства и эмоции в движении.

  • Во время слушанья я предлага детям изобразить смешных клоунов, величавых русских красавиц, бравых оловянных солдатиков и т.д. Такое «восприятие-исполнение» (термин Д. Б.Кабалевского) значительно способствовало активному, осознанному восприятию детьми красоты музыки.

  • Во время пения дети вновь обращались к движению, стараясь

выразительными жестами передать вокальный образ. Ребятам нравилось

участвовать в подборе «поющих жестов» к песням различного содержания и

характера (взмах скрещенными ладонями – улетают птицы, выставление

ладошек вверх – падают капельки дождя, круговые движения согнутыми в

локтях руками – едет паровоз, движение руки «змейкой» – вьется след

замысловатый и т. Д

  • Музыкальные дидактические игры, которые являлись прекрасным материалом для творчества, они одновременно могут и диагностировать творческие способности и развивать .

«Что делают в домике?», «Кто в домике живет?», «Кого встретил колобок? (с которыми справляются уже самые маленькие дети), «Учитель танцев», «Три кита», «Путешествие в мир эмоций», «Колейдоскоп настроений»,  «Подбери схему для танца»,  «Придумай свой цвет к танцу»и т.д.

Игра развитие эмоциональной сферы «Гномики», «Колобки» – позволяет глубже чувствовать характер музыки, развивает выразительность мимики. Ребятам предлагается прослушать произведение и найти того гномика, мимика которого передает настроение музыки, предложить детям повторить мимику гномика.

  • Сказки- подражалки.  «Ёлочка» Железновой,где дети слушая музыкальную сказку одновременно изображают имеющиеся действия в ней
  • Нарисуем музыку – творческое задание, развивающее воображение, умение графически передавать особенности мелодий, метроритма. Например, при звучании вальса дети рисуют волны, спирали, петли ...; при звучании польки – ломаные линии вверх, вниз; марша-точки, вертикальные палочки …

  • Наблюдения за  явлениями природа. Образные рассказы побуждали детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движениях, и тем самым способствовать развитию у них фантазии, воображения. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.

  • Развивая способности к двигательным импровизациям, применяла прием сопоставления тактильных ощущений с характером музыки и движений. В мешочки помещались контрастные на ощупь предметы: тяжелая, холодная гиря; мягкий, пушистый, теплый комочек меха; легкая, острая, шершавая шишка и т.п. Затем ребенку предлагали соотнести ощущения от прикосновения к неизвестной вещи с характером музыки и пластическим образом. Дети по желанию исполняли свою композицию под выбранную музыку.

  • Пластические этюды, ценность которых в  том, что они способствуют коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей

  • Упражнения-пантомимы. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой

Для разучивания танцевальных движений велико значение и художетсвенного слава, это стихи, загадки «поговорки» и песенки, раскрывающие последовательность выполнения движений. Например:

Как танцуем мы красиво

Улыбаемся счастливо

Выставляем наши ножки

И покружимся немножко. 

Но, лошадка, но, лошадка

Вы скачите без оглядки

Ножку правую вперед

Получается галоп.

  • Схематические изображения танцевальных движений (пружинка, лодочка и т.п. Игра «Учитель танцев»). Такие схемы-модели стимулируют детей к проявлению творческой фантазии, помогают вообразить картины образов, движений. Детям предлагалось самим создать схему придуманного движения со словами- симвалами, обозначающих название движения («Солнышко», «Ёлочка», «Гвоздики», «Мячик», «Хвостики» и др.), а мною в дальнейшем подобирались картинки. В дальнейшем они использовались не только в игре, и но в качестве подсказки во время разучивания танцевальных композиций. Такие подсказки помогали ребятам успешно выполнять танцевальные движения.
  • Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Благодаря своим особенностям:образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием, где создаётся разнообразная игровая ситуация, которая побуждает детей к творчеству и следовательно, способствует его развитию.
  • Импровизации. Мои наблюдения показали, что импровизация порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому провожу игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине. Чтобы активизировать двигательный опыт и фантазию воспитанников, во время импровизирования  танца предлагала им такие игровые и конкурсные задания, как «Мальчики и девочки», «Давайте все делать, как я», «Волшебный ковёр». Причём первые попытки проводила в«сотворчестве» с педагогом, а затем предлагала детям собственные самостоятельные пробы
  • Очень продуктивным было  использование на музыкальных занятиях ИКТ.

Большой интерес  вызывали у детей интерактивные на игры с показом. Есть  готовые игры в интернете. Кого они устраивают, вполне могут ими пользоваться. Некоторые из них  создавались мною на основе всем известных музыкальных дидактических игр. Творчество, по моему мнению, преобретает новый уровень. Такие игры как «Что делает мышка»  с детьми младших групп, «Что делают в домике», с детьми постарше такие игры  как «Три кита», «Угадай и покажи», «Путешествие в мир эмоций» и т.д.

 

                 Все перечисленные мною методы создавали действительно творческую атмосферу на занятии, не оставляли без внимания ни одного ребенка, стимулировали на дальнейшее развитие более способных детей.

        

Взаимодействие с педагогами

Согласованность действий всего педагогического коллектива,

использование единого танцевального репертуара в разных формах работы,

единство в подходах и требованиях разных специалистов - необходимое

условие достижения положительного педагогического результата. Каждый

педагог как бы подхватывает и углубляет на своих занятиях изучаемый

материал, интегрируя его с заданиями другого содержания

Свою работу над развитием танцевально-творческих  способностей веду в постоянном сотрудничестве со специалистом по ФИЗО:

  • Тщательный подбор музыкального сопровождения для утренней гимнастики и физкультурных занятий.
  • Разработка комплексов утренней гимнастики «Зарядка с клоуном Плюх», «Прыг-скок»»,где каждое упражнение несет игровой образ, доступный и интересный детям
  • совместные физкультурные мероприятия  («Зимняя олимпиада», «Веселые старты», «Рыцарские турниры» и д.т.)

в сотрудничестве с психологом:

  • Совместный подбор упражнений и игр, элементов психогимнастики на раскрытие эмоциональной сферы ребенка
  • Упражнения, направленные на мышечное расслабление рскрепощение ребенка
  • Организация тренинга для воспитателей на снятие мышечного напряжения, эмоционального напряжения

Танцевальные композиции часто используются воспитателями в интеграции с другими областями. Например, на занятии по экспериментированию со снегом была использована инсценировка «На дворе метели студёные» на музыку Вихаревой Г., в комплексном занятии «Что за птица попугай?» в качестве физкультминутки была проведена тематическая разминка «Птичьи превращения» на цветами» включаются воспитателями в комплексные и тематические занятия по художественному творчеству и знакомству с художественной литературой.

Часто ритмические композиции использовались на занятиях и развлечениях с общей игровой тематикой, с целью снятия у детей психического напряжения, выпрямления осанки, восстановления дыхания, поднятия настроения, активизации внимания.

С воспитателями мною проводятся :

  • Консультации по организации условий, помогающих ребенку проявлять своё творчество (уголки ряженья, фонотека, дидактические игры, атрибутов к танцам)
  • Консультации по организации сюжетно-ролевых игр
  • Мастер -класс «Танцевальные фантазии»

Взаимодействие  с  родителями

 

Успех  в  работе  по  развитию  творческих  способностей   и взаимодействия с одаренными детьми  может  быть  достигнут  только  при  тесном  взаимодействии  с  родителями  воспитанников,  поскольку  те  знания и умения,  которые  ребёнок  получает  в  детском  саду,  должны  подкрепляться  в  условиях  семьи.  

      Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показывает, что они по-разному относятся  к наличию способностей у своих детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его двигательную активность (…Это особенности возраста…) Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Такие родители, желая обеспечить идеальные условия для развития своего ребенка, записывают его одновременно в различные студии, кружки. Понятно, что таких родителей подстерегает и опасность переусердствовать, получить вместо желаемого обратный результат, то есть прилагаемые усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка.

Свою работу с родителями вела  с учетом следующих условий:

             -    осуществление регулярной и систематической работы по         просвещению родителей в области музыкального воспитания.

-    проявление активности и инициативы со стороны родителей;

Родители детей должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей, в создании условий для творческой активности детей..

В  каждой группе я  оформила  информационные папки для   взаимодействия музыкального  руководителя  и  родителей:

  • Анкетирование
  • Консультации  по данной тематике, где они всегда  могут  найти  рекомендации,  ответы  на  часто  задаваемые  вопросы: «Есть  ли  у  ребёнка  способности  к  творчеству?», «Как  помочь сыну или  дочери  развить танцевальные способности?»,  « Когда можно отправлять ребенка в танцевальную студию, школу искусств?»,:
  • Описание возрастных танцевальных возможностей детей
  • Танцевальный репертуар на квартал
  • Советы по изготовлению атрибутов к танцам,  костюмов, рекомендуемые эскизы, схемы изготовления
  • Рекомендуемый список танцевальной музыки
  • Список танцевальных студий  нашего города с адресами и именами руководителей
  • Афиша со списком мероприятий, которые рекомендуется посетить с ребенком
  • Журнал пожеланий и вопросов

Помимо этого, зачастую обсуждение вопросов велось с родителями в личных беседах. Также выступала на общесадовых и групповых родительских собраниях,  где знакомила  родителей с успехами детей и трудностями, родителям одаренных детей мною были предложены  рекомендации дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.

 Танцевальному  творчеству  были  посвящены  и  открытые  музыкальные  занятия.  Родители,  которые  в  основном  видели  своих  детей  на  праздниках,  удивлялись:  они  и  не  предполагали,  что  их  дети  умеют  придумывать  несложные  этюды,  импровизировать  движения  к  танцам,  играм.

     Отличительной  особенностью  проводимых  мной  занятий  является  наличие  поручений,  которые  рассчитаны  на  активную  помощь  родителей  с  целью  закрепления  полученных  знаний, а  также  вовлечения  родителей  в  учебный  процесс.  Родители  помогали  детям  сделать  атрибуты к танцам,  костюмы к танцевальным спектаклям, к праздникам и развлечениям.

 Некоторые  родители  сами  поддерживают  детей  в  их  творческих    проявлениях.  

При успешно и правильно организованной работе повышается эффективность творческого развития детей, и как результат - большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, бальными танцами  т.п.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

Итоги  наблюдений и диагностики,  осуществлённых  в  процессе  работы,  позволяют  мне  сделать  выводы  о  позитивных  результатах  проведённой  работы

     Дети  стали  намного  активнее;

  • Самостоятельно придумывают элементы  танца, умеют фантазировать;
  • Изменились  взаимоотношения  детей; они  стали  намного  добрее,  общительней,  внимательней  друг  к  другу;
  • Дети  проявляют  творчество  в  выразительном  исполнении  танца  различной  тематики  и  характера,  импровизируют  по славам родителей и дома и в различных  ситуациях  повседневной  жизни.
  • За более способными детьми стали подтягиваться и остальные дети

Положительным результатом своей  работы  считаю  выступление наших  детей  на  праздничных концертах,  участие в различных фестивалях,  и уже имеют награды:

  • Диплом Международного детского творческого фестиваля «Южный полюс» в номинации «Хореография» с танцевальной композицией «Цветные сны», Москва ,2012 года
  • Диплом Международного  детского творческого фестиваля «Апельсин» в номинации «Хореография» с танцевальной композицией «Кукарача»
  • В этом году наши дети стали лауреатами фестиваля –конкурса «Мы этой памяти верны», посвященном 67- летию Победы в Великой отечественной войне, организованном управлением культуры г.Чебоксары, май, 2012 года , выступали на большой сцене на Красной площади нашего города 1 и 9 Мая.

Стало заметным, что  выступления на сцене помогают нашим детям раскрепоститься, они с удовольствием проявляют свои умения, с жаждой ждут новых выступлений.

Ребята выступали с танцевальными номерами на творческих площадках на базе ДОУ, любят проявлять свое  танцевальное мастерство в качестве гостей на литературных встречах, которые организовывает библиотека им.М.Трубиной. Наши дети - постоянные участники музыкальных концертов СОШ №48, с которой мы находимся в постоянном контакте.

И меня переполняет гордость, когда я вижу, что они растут в своём танцевальном творчестве, добиваются успехов!

Многие мои воспитанники в дальнейшем посещают танцевальные, бальные студии, становятся лауреатами и призерами областных, республиканских и Всероссийских конкурсов и фестивалей:

Сапожников Андрей- воспитанник студии спортивного танца «АСТА-ДЕНС»

Афанасьева Люба- воспитанница эстрадно- танцевальной студии «Премьер»

Краюшкин Костя- воспитанник танцевальной студии «Пёстрая компания».

Многие наши выпускники продолжают своё образование в музыкальных, спортивных школах.

И в заключении, мне хочется добавить, что для меня каждый ребенок- это как нераскрывшийся бутон, каждый по- своему способен и талантлив, и моя задача – помочь ему раскрыться, помочь ему так, чтобы он открылся неожиданными гранями и зацвел необычными яркими красками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.    Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. – С.-П. ,2000.
  2. Вайнфельд О.А., музыка движение , фантазия! Методическое пособие для музыкальных руководителей.- СПб.: Детство пресс, 2000

  1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и

Д», 2002.

  1. Дрожжина Е.Ю., М.Б. Снежкова. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2013.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду /

  1. Зарецкая Н.В.. Танцы для детей дошкольного возраста:пособие для практических работников ДОУ/-М.:Айрис-пресс, 2005

  1. Каплунова И., Новоскольцева И., Музыка и чудеса, Пособие для музыкальных руководителей ДОУ, приложение к программе Ладушки, изд-во «Композитор» , СПб.- 2001

  1. Коренева Т.Ф.. Музыкакльно-ритмические движения для детей дошкольного и школьного возраста.-учеб-метод.пособие.- (воспитание и дополнительное образование)-М.-гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001

  1. Радынова О.П.,Слушаем музыку: Книга для воспитателей и муз.руководителя  дет. сада.- М.: Просвещение, 1990

  1. Суворова Т. Танцуй, малыш.:Учебное пособие.-СПб: «Музыкальная палитра», 2007.

  1. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей,вып,2,3,4,5.:Учебное пособие.-СПб: «Музыкальная палитра», 2007.

  1. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006.

  1. Сауко Т.Н., Буренина А.И., Топ, хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3лет. СПб.,2001

  1. Тарас А.Е. «Психология музыки и музыкальных способностей».

  1.  Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001.



Предварительный просмотр:

Докалад

к городской августовской конференции для музыкальных руководителей на тему «Активизация дошкольников в музыкальной деятельности в ссответсвии с ФГОС ДО»

 «Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №136» г.Чебоксары

Вершинина Т.В.

г.Чебоксары

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования Цель нашей педагогической деятельности - содействовать становлению ребенка как личности. ФГОС ДО определяет личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основные принципы, которых мы должны придерживаться в своей работе- это признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка его инициативы в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям, как семьи, так и общества и государства в целом.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных технологий, которые успешно используются  в музыкальной деятельности можно отнести:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно- коммуникационные технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии.

Остановимся более подробно на каждой из них:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ.

С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.

Пример 1.  Попевка  «Доброе Утро!»

Доброе утро (повернулись друг к другу)

Улыбнись скорее (развести руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

будет веселее!

Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки!

Ушки мы сейчас потрем

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

Пример 2:  Попевка «Просыпайтесь»

Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей! (хлопают)

Ножки просыпайтесь, спляшите веселей! (топают)

Ушки мы разбудим, лобик разотрём, (трут ушки, гладят лобик)

Носиком пошмыгаем и песенку споём:

«Доброе утро! Доброе утро!!

Доброе утро всем, всем. Всем!»

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Наряду с разработками Б. Толкачева, можно активно использовать на музыкальных занятиях несложные дыхательные упражнения Александры Николаевны  Стрельниковой, где основным принципом являются короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку, далее абсолютно пассивный выдох. Каждое упражнение разучивается  детьми до автоматизма.  Данная техника выполнения вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

Таким образом, пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой на занятиях повышает  не только уровень развития вокальных  навыков детей, но и  оказывает психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие на весь организм в целом ( восстановление ЦНС, нарушенное носовое дыхание, улучшение функции бронхов, обменных процессов организма).

Пример 1:    Упражнение «Ежик»

Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)

И цветочки собирал.

Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)

Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)

Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)

Их понюхают ребятки (вдох-выдох) .

Упражнение «Обнимашки»

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

 Носиком вдыхаю.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Упражнения лучше подбирать  совместно с логопедом детского сада, могут использоваться различные иллюстрации, электронные презентации, стихи, игрушки. На музыкальных занятиях целесообразнее проводить активные упражнения, где ребенок самостоятельно будет выполнять упражнения по показу педагога. Могут быть упражнения беззвучные и с участием голоса, под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно- голосовыми упражнениями. Такая гиманстика занимает не более 2-х минут, перед пением, проводится лучше перед зеркалом, чтобы дети могли контролировать правильность выполнения.

Пример:

Котик Рыжик стал скучать-

Не с кем дома поиграть.    Дети зевают

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад

Язычком их облизал,   Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся   Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

И конечно улыбнулся!  Улыбаются

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию) .

Пример:

Раз-два-три-четыре-пять!  Дети загибают по очереди пальчики на руке.

Вышла мышка погулять,   Быстро перебирают пальчиками по бедрам.

Сыра корочку искать.        

Мышка лапками скребла,  Царапают пальчиками колени.

Мышка корочку нашла,

Мышка съела корку,          Пордносят руки ко рту, сжимают и разжимают Убежала в норку.                 пальчики. Прячут руки за спину.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что  музыка  способна изменить душевное и физическое состояние, знали еще в Древней Греции. Целительное  воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит, и советовал слушал флейту для излечения смертельных болезней.

Научные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека.

Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем вызывают стресс в нашем организме и в организме наших детей. Поэтому, при огранизации  непосредственной музыкальной деятельности целесообразно использовать тщательно подобранную и составленную фонотеку. Слушание правильно подобранной  классической музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, оказывает удивительное антистрессовое воздействие.  

Ударные инструменты

Ощущение устойчивости, уверенности в будущем, бодрость, сила

Духовые инструменты

Формирование эмоциональной сферы, бодрость ,активность.

Клавишные инструменты (фортепианная)

Интеллектуальное развитие, четкость мышления, память

Струнные инструменты

Сердце, развитие чувства сострадания.

Вокальная музыка

Влияние на весь организм в целом, горло

ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях. Это хорошая профилактика от заболеваний верхних дыхательных путей, для улучшения циркуляции крови и лимфы, а также для хорошего самочувствия и поднятия настроения. Методика игрового массажа, которая нашла свое успешное применение в практике с детьми, была разработана  научным сотрудником московского мединститута А.Уманской. Упражнения проводятся помощью веселых стихотворных рассказов, это помогает  создать у детей радостный эмоциональный настрой.

Пример:

Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)

Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек (пальчики «барабанят»по лбу, щечкам)

Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши)

Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современное образование невозможно представить без использования информационных ресурсов, это связано с переменами, которые вызваны развитием общества, где основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека в современном обществе. Поэтому информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Использование ИКТ (мультимедийные презентации, интерактивные игры и .т.д.) на музыкальных занятиях вызывает у детей большую заинтересованность, делает материал более доступным для понимания. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий, где ребенок непосредственно может себя проявить.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете федеральных государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

С появлением гениальных авторских программ по музыкальному воспитанию, где в основе лежит детская игра,  появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Это всем известная и, уже,  наверное, незаменимая в нашей работе, программа  «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, программа Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование, где в основу легли  сочетание ритмодекламации с движением и исполнение на детских музыкальных инструментах.

Использование методики Карла Орфа открывает для детей мир звуков окружающего мира, где ребенок так просто может изобразить звуки этого мира любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

Сегодня очень популярна методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой», которая признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития ребенка и развития ребенка-дошкольника.  Характерной особенностью  здесь является  игровая форма подачи  учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает знакомство с музыкой  в веселую обучающую игру. Эта методика подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий.

Дети любят играть с музыкальными инструментами, знакомство с которыми происходит не только на занятиях, но и в группе в самостоятельной деятельности.Большой популярностью у ребят на музыкальных занятиях пользуются «Сказки- шумелки», где во время прослушивания сказки дети как самостоятельно , так и  с помощью педагога могут подобрать музыкальные и шумовые инструменты, и озвчить те или иные действия персонажей. Это дает возможность в игровой форме детям слушать и слышать звуки окружающего мира.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ- ИГРЫ, которые также необходимо активно использовать в музыкальной деятельности. Они могут содержать несложные движения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальные импровизации. Среди многообразия материала  по музыкально- ритмическому воспитанию именно танцы- игры занимают особое место, поскольку они и развивают и развлекают, здесь дети получают радость от самого процесса движения, от возможности себя выразить. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует нормализации психологического климата в детском коллективе. Если следовать формуле, что «Учиться надо весело..», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумать.

Много подобных танцевальных игр предлагается  найти в программе  «Ритмическая мозайка» Бурениной в разделе «Коммуникативные танцы и игры».

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.  Поэтому подбирая те и ли иные техники на музыкальных занятиях, мы должны стараться, чтобы ребенок получил яркие эмоции,  учился « играючи», раскрывая свои способности.

Все выше перечисленные технологии, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала. Современные технологии активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

И в заключении мне бы хотелось добавить, что каждый педагог – это творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Важно суметь любую технологию посадить как зерно, «поливать», «удобрять», развить  ее в процессе музыкального воспитания, и тогда непременно мы увидим плоды своего творчества в улыбках наших детей, в их индивидуальности, неповторимости. Я желаю всем бесконечного творчества, уважаемые коллеги. Спасибо за внимание!

Физкультминутки:

это кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.

Ритмопластика:

направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента

Логоритмика:

одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

Релаксация:

необходима и эффективна на музыкальных занятиях, помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала.

Сказкотерапия. 

цель:
повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на примере положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Технология «Синтез искусств»

Цель:
Сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей