Направления работы педагога-психолога

Белоусова Анастасия Юрьевна

 

С педагогом структурного подразделения в Центре игровой поддержки ребенка 
 

1.    Информирует:

o    о правилах работы ЦИПР;

o    о взаимных правах и обязанностях;

o    о целях психолого-педагогической работы с ребенком и его родителями;

o    о возрастных нормах развития;

o    о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;

o    об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личност­ной сфер ребенка;

o    о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;

o    о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;

o    о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;

o    о появлении новых развивающих средств и методик.

2.    Реализует:

o    Конвенцию о правах ребенка;

o    государственную политику в сфере:

§  охраны психологического здоровья детей;

§  содействия социальной адаптации;

§  социальной защиты;

§  социальной реабилитации;

o    утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;

o    принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

o    принцип "здесь и сейчас".

3.    Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.

4.    Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

5.    Создает условия для предупреждения явлений дезадаптации детей в ДОУ.

6.    Объясняет родителям значимость:

o    создания условий для успешной социализации детей;

o    обучения игровому взаимодействию с детьми;

o    совместной игры родителя с ребенком;

o    учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.

7.    Знакомит родителей:

o    с возрастными и индивидуальными особенностями их детей;

o    с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

o    со способами обеспечения условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;

o    с современными видами игровых средств и оборудования.

8.    Формирует:

o    психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

o    потребность к овладению психологическими знаниями;

o    желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель-ских отношений;

o    модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;

o    личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;

o    предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

9.    Обучает родителей:

o    способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

o    умению организовывать и направлять разные игры детей;

o    методам игрового взаимодействия с ребенком;

o    созданию оптимальной развивающей среды дома;

o    правилам выбора игровых средств и оборудования.

10. Проводит:

o    индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

o    групповые тематические консультации для родителей;

o    игровые детско-родительские сеансы;

o    психологическую диагностику детей.

В группе кратковременного пребывания

1.    Информирует:

o    о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;

o    о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;

o    об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмо­ционально-личностной сфер ребенка;

o    об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;

o    о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;

o    о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;

o    о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;

o    о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;

o    о формах игрового взаимодействия в семье;

o    о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

2.    Реализует:

o    Конвенцию о правах ребенка;

o    государственную политику в сфере:

§  охраны психологического здоровья детей;

§  содействия социальной адаптации;

§  социальной защиты;

§  социальной реабилитации;

o    утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;

o    экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";

o    программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);

o    принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

o    принцип "здесь и сейчас".

3.    Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональ­но-личностной сфер.

4.    Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.

5.    Осуществляет психологическую поддержку семьи.

6.    Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.

7.    Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

8.    Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.

9.    Знакомит родителей:

o    с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

o    со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каж­дом возрастном этапе.

10. Объясняет родителям значимость:

o    создания условий для успешной социализации детей;

o    совместного игрового взаимодействия с ребенком;

o    учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспита­ния.

11. Формирует:

o    психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

o    потребность к овладению психологическими знаниями;

o    желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель­ских отношений;

o    модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

o    личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

o    предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

12. Проводит:

o    групповые тематические консультации для родителей и педагогов;

o    индивидуальные консультации для родителей по запросу;

o    встречи с родителями в родительском клубе;

o    информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, на­блюдений;

o    индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";

o    консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".