Рекомендации родителям

Белоусова Анастасия Юрьевна

 

 

Как и зачем делить детскую комнату на зоны?

 

Уже давно педагоги и психологи советуют делить детские комнаты на различные функциональные зоны, соответствующие занятиям и потребностям ребенка. Обычно дети проводят в своей комнате много времени: там они и играют, и спят, и занимаются учебой и физкультурой. Если комната вашего малыша слишком маленькая, пусть деление будет даже условно, ведь такой подход создает максимум удобств, как для ребенка, так и для вас самих. Деление на зоны очень важно, так как оно помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразив и упорядочив жизнедеятельность ребенка, а также максимально сгруппировав в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в одной конкретной сфере.

 

Поделить комнату на зоны можно следующими способами:

- Разделите зоны перегородками. В зависимости от размеров комнаты они могут быть сплошными (от пола до потолка), в половину комнаты или низкими, как барьеры. Перегородками могут служить как специально выстроенные из гипсокартона стены, так и предметы интерьера: стеллажи, ширмы, полки с крупными секциями. А для барьеров подойдет что-нибудь из мебели: комод, книжная полка, шкаф или диван.

- Повесьте между зонами шторы. Этот способ хорошо экономит пространство, кроме того, шторы можно в любой момент сдвинуть. Особенно часто завесой отгораживают спальное место.

- Сделайте разные уровни пола, потолка или специальные ниши.

- Используйте различные отделочные материалы: в каждой зоне могут быть свои напольные покрытия (паркет, ламинат или ковер), окраска стен или обои, фактура стен и потолка.

Итак, выделяем основные полезные зоны (мы опишем идеальный вариант, а каждый выберет по возможностям пространства комнаты и размеров своего кошелька):

1. Спальная зона. Здесь нужно минимум света, и он должен быть мягким и приглушенным. Можно дополнительно сделать зеленую подсветку - этот цвет расслабляет, способствует засыпанию. Для стен, мебели, постельного белья также подойдут различные оттенки зеленого, голубого - главное, чтобы цвета были спокойные, ненавязчивые. Дети боятся большого пространства над своей кроватью, они хотят спрятаться в "норку", чтобы чувствовать себя в безопасности во время сна. Поэтому кровать можно накрыть балдахином, сделать навес или закрыть вуалью. Чтобы было не страшно, а наоборот, интересно, потолок делают в виде ночного неба со звездами, месяцем, облаками.

2. Учебная зона. В учебной зоне должна быть атмосфера, одновременно дающая возможность как сосредоточиться, так и проявить необходимый интерес к занятиям. Старайтесь не делать это место слишком скучным в цветовом и предметном оформлении, иначе у ребенка абсолютно не будет желания переходить туда из игровой или спортивной зоны. Для этого хорошо подойдут следующие цвета: желтый - стимулирует умственную деятельность, красный - привлекает внимание и пробуждает интерес. В сочетании эти цвета усиливают жажду знаний и побуждают к исследованиям. Но не переусердствуйте с ними - используйте эти оттенки в качестве ярких акцентов, а то у ребенка может пропасть всякая усидчивость. Для того чтобы эта зона не выглядела как "строгая школа", сделайте ее маленьким "научным кабинетом" ребенка. Развесьте разные интересные карты, схемы, плакаты - то, что необходимо для запоминания, оформите с фантазией учебные доски, купите глобус, обычный микроскоп. В таком месте ребенок должен почувствовать себя настоящим маленьким ученым. В этой зоне обязательно должна быть хорошая подсветка, и лучше всего располагать учебное место рядом с окном, чтобы ребенок все-таки мог получать как можно больше естественного света и свежего воздуха.

3. Игровая зона. В игровом пространстве нужно задействовать всю цветовую палитру, особенно яркие и насыщенные цвета - это будет совпадать с характером деятельности маленьких детей, стимулировать активность и поднимать настроение. Игровая зона также требует обильного освещения. Для пола в этом месте подойдут ковры или ковровые покрытия, антистатичные и приятные на ощупь, так как ребенок во время игры будет ползать и много сидеть на них. Среди игрушек у детей обязательно должны быть: большие мягкие животные - они успокаивают, дарят тепло; много разных мелочей - игра с ними развивает мелкую моторику, учит аккуратности и усидчивости, активизирует систематическое мышление и комбинаторские способности; конструкторы и сборно-разборные предметы - они разовьют логику и сообразительность.

Не стоит забывать, что в игре дети осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, поэтому постарайтесь наполнить их игровую среду различными предметами, так или иначе связанными с взрослой жизнедеятельностью. Девочкам обязательно сделайте маленькую кухню с плитой, столиком, посудой и салфетками - маленькая женщина должна учиться вести хозяйство. Дайте возможность вашей дочке заботиться о малыше - для этого нужна игрушечная кроватка, коляска, пеленки, соски и бутылочки и собственно сами куклы. Не забудьте повесить зеркало - девочка всегда будет играть в наряды и делать прически. Мальчикам поставьте разнообразные конструкторы, игрушки, связанные со строительством, купите наборы инструментов. Можно придумать мини-автопарк или гараж: для этого нужно прочное покрытие, по которому могут кататься машинки, и достаточное пространство для движения.

Сделайте в игровой зоне "живой уголок" - это поможет развивать в вашем ребенке доброту, заботу и ответственность. Туда можно поместить домашних животных: хомяка, морскую свинку, черепаху, аквариум. Хорошо будет поставить какие-нибудь растения, чтобы ребенок мог самостоятельно за ними ухаживать. Если по определенным причинам вы не можете завести живое существо дома, просто повесьте там картинки с их изображением и фотографии, найдите очень похожие на реальных зверей игрушки. Есть множество специальных наборов: "зоопарк", "земноводные", "обитатели аквариума". Дети должны знать все о мире природы, к тому же они всегда очень любят животных и тянутся к ним.

Привнесите в игровое пространство ребенка то, что связано с его любимой профессией, узнайте, кем бы он хотел стать, какая сфера или работа ему интересна. У ребенка всегда должен быть уголок, где он может проявлять свои творческие способности. Для этого нужно организовать место, где бы он рисовал, лепил, вырезал, клеил - этакая маленькая мастерская со всеми необходимыми инструментами и материалами.

4. Спортивный уголок. Для ребенка очень важно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть здоровым и снимать повседневную нагрузку от занятий учебой. Самый лучший вариант - это небольшой спортивный комплекс с достаточным количеством "тренажеров" для упражнений во всех сферах. Если площадь комнаты не позволяет организовать спортивный комплекс с большим разнообразием предметов, то можно ограничиться стандартным набором: шведская стенка с турником, качели, кольца и веревочная лестница. Все это вполне поместится на четырех квадратных метрах. Для оформления пола в спортзоне лучше всего подойдут покрытия, разработанные для спортивных целей, в которых специальные основа и верхний слой делают поверхность пола мягкой и абсолютно безопасной. Для этого места нужны яркие насыщенные цвета: красный, оранжевый, ярко-розовый - они стимулируют физическую активность и улучшают работу мускулатуры.

5. "Норка" или "Домик". Все маленькие дети очень любят играть в собственный домик, норку, шалаш. Попробуйте сделать в детской небольшой импровизированный домик с маленькой мебелью, различными предметами обихода и дополнительным освещением внутри. Подобные места создают у детей ощущение безопасности и дают им возможность самим придумывать нужное обустройство и устанавливать там собственные порядки.

 

 

Игры на бумаге для развития мелкой моторики:

Поиграйте с малышом в игры на бумаге, которые помогут ему лучше овладеть своими ручками, а впоследствии – писать и рисовать. Все задания, которые будут описаны ниже, можно выполнить красочно, разноцветными фломастерами или маркерами и вложить в прозрачную папку-файл. Тогда их можно будет использовать многократно, малыш будет рисовать прямо по папке фломастером, а вы вытрите потом влажной губкой все, что он нарисовал и игра будет как новая.

Первая игра «Дорожки»

Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Малышу будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если малышу не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте это сами, тогда он будет повторять за вами.

Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

Игра «Догонялки»

Вариант предыдущей игры, когда один персонаж бегает за другим. Рисуете дорожку по кругу и на ней два-три персонажа. Рисовать нужно по кругу.

Игра «Соедини»

Это рисование полосок разной длины. Сюжет игры придумайте, опираясь на интересы вашего малыша. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить, «привязать» ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать.

Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Игра «Волны»

Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и \ или нарисовать еще волны.

Игра «Прятки»

Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, заштриховать, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.

Игра «Накорми!»

Нарисованы разные персонажи, перед ними тарелки разных размеров. Нужно положить им «еду», желательно, не пролив и не просыпав мимо тарелки. Чем старше ребенок, тем строже правила. «Еду» можно просто накалякать или нарисовать палочками или точечками.

Заключение

Картинку для любой из вышеописанных игр можно использовать и просто для закрашивания персонажей или совместить несколько игр в одной картинке.

Придумывайте свои варианты игр, в которых нужно что-то с чем-то соединить, раскрасить, провести ту или иную линию. Это малышам гораздо интереснее, чем просто закрашивать нарисованные вами геометрические фигуры или что-нибудь еще. Если ваша фантазия не позволяет вам самим что-то придумать и изобразить, поищите более или менее подходящие раскраски в продаже. Разрежьте книжку с раскрасками и по одному листочку вставьте в прозрачные папки, тогда вы сможете использовать ее многократно. 

 

 

 «Игры зимой на улице».

Игры-опыты:

Прогулка зимой – отличное место для исследовательской деятельности. Игры со снегом могут помочь в изучении физических свойств предметов.

Слепите несколько снежков, один оставьте на солнце, другой уберите в тень и понаблюдайте за происходящими изменениями.

Наполните любую форму снегом, отметьте маркером его уровень и поставьте в теплое место. Измерьте уровень воды, которая образуется после таяния снега, и покажите малышу, что вода занимает меньше места, чем рыхлый снег. Затем воду можно снова заморозить и посмотреть на каком уровне будет лед.

Лепим из снега:

Из снега можно создать самые разнообразные скульптуры и картины. Эта игра познакомит ребенка с формами и размерами предметов. Например, можно слепить гусеницу из снежных шаров разного размера. Возьмите с собой на прогулку пуговицы, крупные бусины, орехи, фасолины – все это пригодится для оформления скульптур. Для этих целей можно использовать все, что найдется в лесу: палочки, желуди, кусочки коры. Из этого нехитрого материала можно выложить целые картины.

Игры с красками:

Слепите кулич из снега и предложите ребенку раскрасить его. Приготовьте заранее баночки с разноцветной водой и поливайте ею сверху снег. Разрежьте кулич лопаточкой и покажите ребенку как вода проникает через снег. Обратите внимание, что густая краска медленнее окрашивает снег, а хорошо разведенная водой – быстрее.

Слепите из снега снеговика или деда мороза. Возьмите бутылочки с брызгалками и распылителями, наполните их цветной водой и дайте волю творчеству.

Снежные цветы:

Для создания цветов понадобятся палочки, из которых нужно сделать стебли цветов (для этого их надо просто воткнуть в снег), и комочки снега, которые малыш налепит на веточки. Чтобы сад был ярким и неповторимым, раскрасьте цветы красками.

Тренируем ножки:

Очертите ребенку квадрат небольшой площади палочкой, или можно пройти и оставить следы ногами. Покажите малышу как можно утаптывать снег, наступая близко – близко. Пусть он утопчет весь периметр квадрата. Так малыш согреется в холодную погоду и укрепит мышцы.

Лепим колобки, колбаски и блинчики:

Дайте ребенку небольшой  кусочек снега. Покажите, как делать колобки (скатывать шарики), колбаски и блинчики. Потом из этих заготовок можно собрать людей, зверей. Сначала сделайте сами, вторую фигурку слепите вместе с ребенком, помогая своими руками малышу делать правильные движения, а третью пусть малыш делает самостоятельно.

Стрельба в цель:

Когда на улице слишком грязно, чтобы проводить там много времени, а вашему ребенку нетерпится подвигаться, стрельба в цель именно то занятие, которое ему необходимо, а кроме того, оно способствует развитию глазомера и координации. Наберите снега и слепите из него снежки. Пусть ваш ребенок встанет в защищенном месте, а вы наблюдайте, метко ли он попадает в цель — ею может быть дерево или круг в снегу. Начинайте с легкой цели, и если малыш удачно справляется с ней, сделайте ее менее доступной.

Наряжаем дерево:

Вам надо приготовить украшения для дерева. Здесь следует подключить фантазию. Пусть малыш подает нужные маме вещи, даст обвести его ладошку на цветной бумаге (подвесьте ее на нитку), скатает шарик из пластилина (голова куклы), положит в старый одинокий носок салфетки (вы потом можете сделать из этого какую-нибудь куклу), сомнет кусок фольги, которую вы можете подвесить на ниточку.

Можно, например, вырезать снежинки, сделать конфетки, куколок из цветной бумаги и из носка, складывать из цветной бумаги птичек, вырезать ладошки, нарисовать и вырезать уточку, сделать гирлянду из пенопласта и еще одну из кукурузных разноцветных шариков. Делайте любые игрушки, и чем необычней они у вас получаться, тем лучше.

Наряжайте любое невысокое деревце или куст, лучше во дворе, где вашу работу не сразу испортят. Если ребенок достает до ветки, то пусть обязательно попробует сам украсить деревце чем-нибудь. Верхние ветки наряжайте сами, а малыш пусть подает игрушки. Потом можно поводить хоровод под деревом или просто полюбоваться им.

Кормим птиц:

Для совсем маленьких детишек в качестве еды для птиц лучше взять семечки, с ними проще – не надо отщипывать кусочки. Деткам постарше лучше предложить хлеб, отщипывание кусочков неплохо развивает мелкую моторику рук. Чем больше вы сможете приманить птиц, тем веселей будет вашему крохе.

Разноцветные ледышки:

Раведите в пластмассовых бутылочках воду с гуашевыми красками. В крышках пластиковых бутылочек проделайте 2-3 отверстия. Нв прогулку с собой возьмите пластмассовые формочки. Наполните их снегом, затем налейте из бутылок цветной воды, как следует размешайте снег с водой, а в центр вставьте петлю из веревки или толстой нити. Оставьте замерзать. Когда покрашенный вами снег достаточно замерзнет, выложите "куличики". Такие украшения можно развесить на деревьях.

Если мороз недостаточно сильный, можно просто сделать "разноцветные куличики". Ваши дети, в любом случае, будут довольны!

Таким образом, Во дворе можно затеять немало игр, для которых не требуется ни сложного оборудования, ни специального инвентаря. Тем не менее эти игры могут оказаться занимательными и увлекательными, и несомненно полезными для физического развития детей.