Экологическая акция "Они остались зимовать мы им будем помогать"

Минтимерова Асимгуль Абдибековна

 

                           Экологическая акция

«Они остались зимовать мы им будем помогать».

 

 Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать…».

     Очень важно смысл этих слов довести до сердца и сознания каждого ребёнка дошкольного возраста, чтобы глубже понять, что в наших руках счастье Земли и человека, что умирающая сегодня природа – следствие нашего духовного оскуднения. Всё начинается с детства, всё закладывается в детстве. Наша задача здесь – не пугать ребёнка жизненными трудностями, а помочь понять ценности природы для человека и общества, добиваться эмоционального воздействия природы на ребёнка и на этой основе воспитывать у детей отзывчивость, доброту, великодушие, сочувствие и осмысление своего «я» как части  природы. 
     Вот уже в течение нескольких лет в нашем детском  саду проходит акция:

                                 «Зимующие птицы наши друзья»

Основная цель - нравственное воспитание: 
1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

4.Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.


Схема осуществления акции «Зимующие птицы – наши друзья"

                                           1.Развитие речи. 
  В  ходе акции во всех возрастных группах детского сада воспитатели проводили беседы  о птицах.

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
• Беседа  - «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• заучивание скороговорок о зимующих птицах;
• заучивание дразнилок о птицах;
• знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.

 

2.Игровая деятельность 
• Подвижная игра «Снегири»:  координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.  Развитие творческого воображения. 
• Игра «Совы»:  знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, действиях, которые они совершают. 
• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные». 
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках. 
• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса(10).
• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т.п.)
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей - воробушек, воробьишко).
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т.д.)
• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т.п.
• Д/и "Назови птичку, которой не стало":  развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и "Угадай птицу по описанию":  загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода элепатии.
• Д/и «Кто больше подберет действий (признаков)?»:   закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Художественная литература 
• Чтение рассказов С.В.Образцова «Ничего особенного», М.Н.Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А.Яшина «Покормите птиц зимой», В.Звягиной «Воробей», С.А.Есенина «Поёт зима, аукает», В.Токмаковой «Сизари»,  А.Прокофьева «Снегири»,  Н.Рубцова «Ворона» и др.

Продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувство.

 

Экологическое воспитание 
Дети средних возрастных групп совместно с педагогом – экологом и воспитателем выходили на учебную экологическую тропу, созданную на территории детского сада. Во время своего путешествия встречались с Царицей Зимою, с красотой  зимней природы. Разнообразием деревьев, вспоминали пословицы, поговорки, приметы зимы.

Интересно проходили и экскурсии в лес для детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям удалось показать детям красоту зимнего  леса,  и показать детям,  что таит в себе зимний лес. И закончилось экскурсия вывешиванием кормушек в лесу для зимующих птиц.

• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. 

ИЗО
• Рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения), развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.
• Рисование «Сорока-белобока»: продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке, с головой, повернутой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета .
• Рисование «Синички»: учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и просохшие части цветными фломастерами.
• Рисование «Совушка-сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал), учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + чёрная капиллярная или гелевая ручка).
• Рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образе.
• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
• Кружковая работа «Наши друзья – птицы»: развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать наблюдательность, учить передавать красоту цветов с натуры.

Ручной труд 
• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

Трудовое воспитание 
• Труд в природе – чистка кормушек
• Труд в природе – покормить птиц

Наглядная информация. 
• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»
• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья»

Работа с родителями Домашние задания:

 Огромное внимание в ходе акции уделялось работе с родителями. Родители – активные участники всех мероприятий, проводимых в детском саду. В каждой возрастной группе в уголках для родителей вывешивалась информация про зимующих птиц. Оформлялись такие рубрики, как «Учите с нами!», «Это надо знать!», «Это интересно!», папки – передвижки на тему «Птицы наши друзья», «Птицы нашего края», «Птичка невеличка», «Прикоснись к природе сердцем» и др. Педагогом – экологом был оформлен информационный стенд для родителей «В мире экологии» на тему «Войди в лес другом».
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т.п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц. 
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Помочь пернатым друзьям в морозные зимние месяцы, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду. На протяжении всей зимы в детском саду «Березка» проходит экологическая природоохранная акция «Зимующие птицы наши друзья».

  • В ходе акции на территории детского сада была организована серия «птичьих столовых» из кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми. При изготовлении кормушек родители проявили творчество, фантазию, использовали нетрадиционные материалы. Все кормушки были неповторимы.
  • Такие мероприятия являются одной из форм экологического воспитания в нашем детском саду. Все кормушки были развешены на территории детского сада. И каждый ребенок, проходя мимо них, с радостью насыпает корм для пернатых друзей. Мы надеемся, что звонкоголосое пение птиц никогда не смолкнет в нашем детсадовском дворе.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетаются, как в дом

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Акция завершилась музыкальными развлечениями такими как «Птицы  наши друзья» для детей подготовительных к школе групп, «В гостях у птиц» для детей старших  и средних групп и «Птичка невеличка» для младших групп. 
     Таким образом, экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а так же играют огромную роль в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проведение экологических акций стало хорошей традицией нашего детского сада. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к миру природы.