"Зеленая аптека может закрыться"

Минтимерова Асимгуль Абдибековна

 

Тема: « Зеленая аптека может закрыться?»

 

Цели: Знакомство с особенностями лекарственных растений, с их охраной, с правилами сбора и сушки лекарственного сырья, с их свойствами и значением для здоровья человека; расширение экологических представлений старших дошкольников.

 Оборудование: Стенд « Лекарственные растения», гербарные экземпляры, засушенные травы, рефераты о лекарственных травах, написанные детьми.

   Ход занятия:

   Среди множества обычных растений, которые растут в лесах, на лугах и полях есть такие, которые таят в себе целительную силу.

                               Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

                               Где чистым воздухом так сладостно дышать.

                               Есть в травах и цветах целительная сила

                               Для всех умеющих их тайну разгадать.ْ

   Лекарственных растений очень много, около 600 видов. Только их надо знать, уметь распознавать и уметь ими пользоваться. В этой лесной аптеке можно найти лекарства от простуды, от болезней желудка, сердца и от многих других заболеваний.

   В ходе экскурсий и походов мы установили, что в округе нашего города встречается много видов лекарственных растений.

   Кто из вас знает сколько видов? (45 видов). И все эти виды представлены в нашей группе

   В класс входит доктор.

Доктор: Здравствуйте, дети!

Педагог: Ребята, познакомьтесь - это фитотерапевт- доктор Неболейкина.

Вы услышали новое слово фитотерапия.( карточку со словом вывесить на доску)

Кто знает, что означает это слово? (Фитотерапия - это лечение травами.)

Доктор: Я вижу, что у вас в группе, есть больные.

1 больной: У меня болит горло, и  вообще, я очень часто болею ангиной. Что мне делать?

Доктор: В этом тебе поможет ромашка аптечная. Отвар из ромашки употребляют для полоскания горла.

ребенок: Я расскажу о ромашке (рассказывает Иванов  Вадим).

2 больной: А у меня плохой аппетит. Какая трава мне может помочь?

Доктор: Надо использовать для лечения корень одуванчика. Настойку пьют перед едой для повышения аппетита. А свежие листья содержат много витаминов, и употребляют их при малокровии и болезнях кожи.

А я об одуванчике вот что знаю (рассказывает  Парфенова Анна).

Педагог:  Доктор, а что вы посоветуете от сердца?

Доктор: Вам помогут капли ландыша. Можно использовать спиртовую настойку из цветков ландыша. Принимать при сердечной слабости, лихорадке. Ландыш растёт у нас в лесу.

ребенок: (рассказывает Горбунов Дима) Каждый год мы с бабушкой собираем  березовые  почки и потом бабушка делает отвары, когда дома  у нас заболевает кто-то или взрослые или дети.

Доктор показывает лекарства и кратко знакомит с ними.

педагог: Ребята, а кто ещё хочет рассказать о каких-нибудь лекарственных растениях? (Дети рассказывают о подорожнике, зверобое, тысячелистнике).

К доске выходит Ромашка с букетом лекарственных трав:

 Много трав растет полезных

 На земле страны родной.

 Могут справиться с болезнью

 Мята,  пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок (протягивает пучок дурмана).

Ромашка:

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман-

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего,

Забирай назад его!

Ромашка:

Ох, уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость, то корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

(Крадучись, возвращается травяная ведьма).

Травяная ведьма:

 Я одумалась, ребята,

 Лучше вместе в лес пойдем,

 Соберем  шалфей и мяту,

 Нежных ландышей нарвем,

 Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее (загораживает ребят от ведьмы, а та грозит ей кулаком.)

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

От таких лихих, как эта

Собирателя букетов.

 

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

 

Педагог:

Не удалось нас обмануть травяной ведьме. Нельзя собирать букеты из растений, которые занесены в Красную книгу (показывая указкой на книжку – раскладушку)

среди них есть и лекарственные : это горицвет весенний, ландыш, первоцвет, купена

лекарственная, кубышка.

Доктор:

Ребята, а вы умеете различать лекарственные растения?

Сейчас я это проверю (даются карточки с рисунками, нужно их соотнести с травами в стаканчиках, а в это время у доски педагог  подписывает гербарий с лекарственными травами, все остальные ребята работают с карточками на месте).

Педагог с доктором проверяют.

Доктор:

Молодцы, ребята. Хорошо знаете лекарственные растения.

педагог:

Травы наших лесов и полей пользуются доверием многих пациентов, но природные запасы  не беспредельны – некоторые  из них оказались на грани исчезновения и нуждаются в  охране.

Доктор:

Чтобы лекарственные растения не исчезли с нашей Земли, все должны знать , как их

правильно собирать.

педагог:

Да. Наши дети их знают. Давайте их вспомним. (Дети по очереди говорят правила сбора лекарственных трав.)

педагог:

Чтобы правильно использовать лекарственное сырье, нужно знать какие части растения собирать и в какое время.

-например, цветки (показывает чашку с цветками)

-у каких растений собирают цветки? (ромашка, пижма, тысячелистник, липа, бессмертник)

-цветки собирают в начале цветения (обращает внимание на стенд)

- у каких растений собирают листья? (крапива, подорожник, ландыш, одуванчик,

мать-и-мачеха)

- А у каких растений лекарственными являются плоды?

( шиповник, рябина, черника, брусника, клюква, малина)

- Плоды собирают в период полного созревания.

- Кто знает , у каких растений собирают корни и корневища?

( одуванчик, валериана, лопух, пырей, девясил)

Корни и корневища собирают поздней осенью.

- У каких деревьев собирают кору? (дуб, крушина).

Доктор: Правильно  собрать лекарственные растения - это ещё не всё. Сушка имеет не меньше значения. Сушить лекарственное сырье не так просто, как  кажется на первый взгляд. Сушить  собранные растения нужно немедленно. Для просушки сырье раскладывают на мешковине или на листок бумаги тонким слоем.

Лучше сушить в тени, в хорошо проветриваемом месте. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, а стебли и корни ломаются. 

  Некоторые растения очень богаты витаминами. А в зимнее время организм нуждается в витаминах. Их недостаток приводит к болезни. Поэтому я советую вам употреблять в пищу вот эти плоды (показывает шиповник и клюкву),  пейте чай из шиповника и кисель из клюквы. И вы всегда будете здоровы.

педагог: Доктор, а вы обратили внимание, у нас в группе  есть аптека на окне. Среди комнатных растений тоже есть с целительной силой. Это герань, кактус, алоэ, плющ восковой.

- Ну, как, доктор, вы оцените знания и отношение наших детей к природе.

 

Дети выходят к доске, читают стихи и исполняют песню «Не дразните собак!»